Статья 3: " В своей жизни и деятельности  Украинская Православная Церковь  руководствуется Определением Архиерейского  Собора Русской Православной  Церкви 1990 года " Об Украинской  Православной Церкви " , Грамотой  Патриарха Московского и всея  Руси 1990 года и Уставом Украинской  Православной Церкви, который утверждается  ее Предстоятелем и одобряется  Патриархом Московским и всея  Руси " . Эта статья определяет те канонические источники, которыми в своей деятельности руководствуется Украинская Православная Церковь. Выражение " одобряется Патриархом Московским и всея Руси " взято из действующего Устава Русской Православной Церкви. Статья 4: " Органами церковной власти  и управления Украинской Православной  Церкви являются её Собор и  Синод, возглавляемые её Предстоятелем, носящим титул " Блаженнейший  митрополит Киевский и всея  Украины " . Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве "  - этот пункт из действующего Устава Русской Православной Церкви. Статья 5: " Предстоятель Украинской Православной  Церкви избирается епископатом  Украинской Православной Церкви  и благословляется Святейшим  Патриархом Московским и всея  Руси "  - из Определения 1990 года. Статья 6: " Имя Предстоятеля поминается  во всех храмах Украинской  Православной Церкви после имени  Патриарха Московского и всея  Руси "   - из действующего Устава Русской Православной Церкви. Статья 7: " Архиереи Украинской Православной  Церкви избираются ее Синодом "  - из Определения Собора 1990 года. Статья 8: " Решение об образовании или  упразднении епархий, входящих в  Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных  границ принимаются её Синодом  с последующим утверждением Архиерейским  Собором " . Эта статья взята из Определения Архиерейского Собора 1990 года и дополнена в соответствии с многолетней практикой указанием об утверждении таких решений Архиерейским Собором. Статья 9:   " Архиереи Украинской Православной  Церкви являются членами Поместного  и Архиерейских Соборов и участвуют  в их работе в соответствии  с разделами II и III настоящего Устава  и в заседаниях Священного  Синода "  - из действующего Устава Русской Православной Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

4. Предстоятель Автономной Церкви избирается ее Собором. 5. Предстоятель вступает в должность после утверждения Патриархом Московским и всея Руси. 6. Предстоятель является епархиальным архиереем своей епархии и возглавляет Автономную Церковь на основе канонов, настоящего Устава и Устава Автономной Церкви. 7. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Автономной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси. 8. Архиереи Автономной Церкви избираются ее Синодом. 9. Архиереи Автономной Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода. 10. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Автономной Церкви. 11. Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются церковными судами высшей инстанции Автономной Церкви. 12. Собор Автономной Церкви принимает Устав, регламентирующий управление этой Церковью на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом. Проект Устава Автономной Церкви подлежит письменному согласованию с Патриархом Московским и всея Руси. 13. Собор и Синод Автономной Церкви действуют в границах, определенных Патриаршим Томосом, настоящим Уставом и Уставом, регламентирующим управление Автономной Церкви. 14. Автономная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси. 15. Автономными являются: • Китайская Православная Церковь; • Японская Православная Церковь». 16. Пункт 13 главы IX Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Экзархат, и об определении их территориальных границ принимаются Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Синода Экзархата с последующим утверждением Архиерейским Собором». 17. Добавить главу IX.I в Устав Русской Православной Церкви и изложить ее в следующей редакции: «IX.I. Митрополичьи округа. 1. Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в Митрополичьи округа.

http://patriarchia.ru/db/text/1403020.ht...

Параллельно с выработкой общесоюзного закона аналогичный закон разрабатывался государственными органами РСФСР. Российский закон «О свободе вероисповеданий» был принят 25 октября 1990 г. на заседании Верховного Совета РСФСР во главе с Б.Н. Ельциным. Российский закон упразднил Совет по делам религий, сделал возможным преподавание религиозных дисциплин в государственных учебных заведениях. Однако вопреки позиции Поместного Собора ни общесоюзный, ни республиканский законы не предоставили Русской Церкви как единой организации статус юридического лица, о чем с сожалением свидетельствовал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 г. (разрешить эту проблему удалось только при принятии нового Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в 1997 г.). В связи с изменениями в государственном законодательстве необходимо было срочно внести изменения в Устав Русской Православной Церкви и разработать уставы ее структурных подразделений. На октябрьском 1990 г. заседании Священного Синода митрополиту Кириллу поручили возглавить синодальную комиссию по изменению Устава Русской Православной Церкви, а вместе с ним и уставов Патриархии, типовых уставов епархиальных управлений, ставропигиальных и епархиальных монастырей, духовных школ и общецерковных производственных предприятий (опыт работы над базовыми каноническими документами у митрополита Кирилла уже был: в 1988 г. он представил на Юбилейном Соборе проект подготовленного им Устава Русской Православной Церкви, который был принят, в октябре 1989 г. Священный Синод поручил митрополиту Кириллу разработать раздел Устава об управлении Русской Православной Церкви, касающийся статуса и деятельности Экзархатов; раздел был одобрен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1990 г.). В январе 1991 г. митрополит Кирилл представил Священному Синоду проект Гражданского устава Русской Православной Церкви в связи с новым законодательством СССР. Синод постановил проект одобрить и предпринять шаги для регистрации Устава (30 мая 1991 г. Патриарху Алексию II вручили свидетельство о регистрации Гражданского устава Русской Православной Церкви). В марте и июне того же года митрополит Кирилл представил Синоду поправки к гражданским уставам епархий, монастырей и приходов Русской Православной Церкви, поправки были одобрены.

http://patriarch.patriarchia.ru/zakonotv...

Собор вынес постановление «иметь суждение о даровании Украинской Православной Церкви полной канонической независимости на очередном Поместном Соборе Русской Православной Церкви», ибо большинство епископата, клира и мирян Украинской Православной Церкви выступило в преддверии Собора против немедленного предоставления автокефалий. Архиерейский Собор был согласен в том, что митрополит Филарет как Предстоятель Украинской Православной Церкви не в состоянии уврачевать существующие разделения и нестроения в Церкви. Собор принял к сведению заявление митрополита Филарета о его готовности во имя церковного мира на Украине подать прошение об освобождении от обязанностей Предстоятеля Украинской Православной Церкви. При этом он сказал: «Я даю архипастырское слово, что такой Собор (имелся в виду Собор, которому предстояло избрать Предстоятеля Украинской Церкви) будет проведен, что никакого давления не будет ни с чьей стороны. То, что его не будет с гражданской стороны, я уверен, но его не будет и с моей... Вы будьте уверены, что я не буду Предстоятелем». Свое обещание оставить Киевскую кафедру митрополит Филарет дал перед Крестом и Евангелием. Постановления Архиерейского Собора встретили одобрение большинства духовенства и мирян Украины и открыли путь к преодолению разногласий и разделений, к созиданию церковного мира. Вернувшись в Киев, митрополит Филарет 14 апреля провел пресс-конференцию в Украинформагентстве, на которой обвинил отцов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в оказании на него давления. Митрополит Филарет заявил, что дал отцам Собора неискреннее обещание оставить пост Предстоятеля Украинской Церкви, на деле же намеревается сохранить его за собой до конца жизни. В связи с этим 30 апреля с. г. в Житомире состоялось собрание архиереев, представителей духовенства, монашествующих, православных братств и мирян Украинской Православной Церкви, выразившее недоверие митрополиту Филарету ввиду «его преднамеренного обмана отцов Архиерейского Собора Матери-Церкви». Этот обман был квалифицирован собранием кик клятвопреступление. Собрание настаивало на безотлагательном созыве Архиерейского Собора Украинской Церкви для принятия отставки митрополита Филарета и избрания нового Предстоятеля.

http://bogoslov.ru/article/373534

При этом мы будем придерживаться последовательности мероприятий, предусмотренных в случае вдовства патриаршего престола: сначала разберем процедуру определения личности патриаршего местоблюстителя, затем — способ формирования выборного собора и, наконец, собственно порядок избрания патриарха. Определение местоблюстителя 6 декабря 2008 года на первом после кончины святейшего патриарха Алексия II заседании Священного Синода его члены под председательством старейшего своего собрата митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира избрали патриаршего местоблюстителя, которым стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Это событие полностью соответствовало законодательству Собора 1917–1918 гг., положения которого воспроизведены и в действующем уставе Русской Церкви 2000 года. Именно выбор местоблюстителя из присутствующих членов Синода предусматривала 3-я статья Определения собора о местоблюстителе патриаршего престола, принятая 10 августа (н.ст) 1918 года. Старейшему по хиротонии члену Синода отводилась лишь роль председателя этого выборного заседания. При этом по «Положению об управлении Русской Православной Церкви», действовавшему с 1945 года, местоблюстителем автоматически становился старейший член Священного Синода. Норма о выборах местоблюстителя, как мы видим, соответствующая определениям Собора 1917–1918 гг., вернулась в новейшее церковное законодательство в 1988 году и остается в нем и поныне. Избирательный собор и его статус «Патриарх избирается Собором, состоящим из Архиереев, клириков и мирян», — гласит 1-я статья Определения Собора 1917–1918 гг. «О порядке избрания святейшего патриарха». Этот же принцип закреплен и в Уставе Русской Церкви 2000 года (глава II, статья 5е). В этом уставе такой собор называется «Поместным». Здесь нужно сделать важное замечание. Каноническое право Православной Церкви не знает различения на поместные и архиерейские соборы. Соборы Православной Церкви — с точки зрения канонов — могут быть вселенскими (по-гречески, ойкуменикай) или (по)местными (частными) (по-гречески, топикос). С этой точки зрения, соборы нашей Церкви, коль скоро они представляют полноту ее частей (епархий), вне зависимости от состава по своему каноническому статусу являются поместными соборами. Иными словами, различающиеся в Уставе Русской Церкви «Поместный» и «Архиерейский Соборы» разнятся по своему составу, но не по каноническому статусу. В этом смысле об «Архиерейском Соборе» можно сказать, что это — такой вид поместного собора Русской Церкви, в котором участвуют только епископы. «Поместный собор» нашего устава точнее было бы называть поместным собором расширенного состава.

http://bogoslov.ru/article/377198

Сейчас на Украине существуют три православные церкви. Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) во главе с митрополитом Онуфрием является единственной признанной в православном мире церковью на Украине. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) во главе с патриархом Филаретом, отколовшаяся от РПЦ в 1992 году, в Москве именуется раскольнической, а ее предстоятеля еще в 1997 году РПЦ предала анафеме. Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) создана в 1917 году, главой ее является митрополит Макарий. Помимо перечисленных православных церквей на Украине действует Украинская грекокатолическая церковь, которая подчиняется папе римскому. «Решение (о назначении экзархов.— “Ъ”) принято без согласования с патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной поместной церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой поместной церкви (2-е правило II Вселенского собора; 20-е правило Трулльского собора; 13-е правило Антиохийского собора; 3-е, 11-е и 12-е правила Сардикийского собора),— говорится в заявлении Священного синода РПЦ.— Оно полностью противоречит остававшейся до сего дня неизменной позиции Константинопольского патриархата и лично патриарха Варфоломея, который неоднократно заявлял, что признает блаженнейшего митрополита Онуфрия единственным каноническим главой православной церкви в Украине». Иерархи РПЦ указали, что «решение Константинопольского патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии «православным верующим Украины» принято вопреки воле епископата Украинской православной церкви, который единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса». «В оправдание своего вмешательства в дела иной поместной церкви Константинопольский патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал»,— сказано в коммюнике Синода. В Московском патриархате считают, что такие «действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового православия». Синод возлагает «всю полноту ответственности» за «антиканонические деяния» «лично на патриарха Варфоломея и тех лиц в Константинопольской церкви, которые их поддерживают»: «Ответные действия Московского патриархата последуют в самое ближайшее время». Какие именно действия последуют, в РПЦ не уточнили.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

19 января 2012 года было принято решение ввести в редакционный совет меня как старшего научного сотрудника отдела новейшей истории Русской Православной Церкви, занимающегося проблемами Собора 1917-1918 гг. Возглавил работу совета наместник монастыря епископ Воскресенский Савва. 14 октября 2011 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Новоспасском монастыре прошло первое заседание научно-редакционного совета по изданию трудов Всецерковного Собора 1917-1918 годов. Владыка Савва в своем вступительном слове отметил актуальность обращения к наследию Поместного Собора 1917-1918 годов: «Многие постановления того Собора были практически безупречны с канонической точки зрения и с точки зрения подлинно соборного устроения жизни Церкви. Поэтому нам необходимо познакомиться с этими материалами, постичь тот мирный дух созидательной работы Собора, осуществлявшего свою деятельность в начало тяжелой годины гражданской войны», — подчеркнул он. Выйти в свет должны не только деяния и постановления, но и материалы комиссий, отделов и подотделов, а также предсоборных органов. Эти материалы в большей части совершенно неизвестны современным церковным людям и даже специалистам. Данная работа сегодня актуальна в связи с деятельностью Межсоборного присутствия , а также в условиях преобразований приходской и епархиальной жизни, претворяемых в последнее время Святейшим Патриархом и Священным Синодом. Сформулированные научно-редакционным советом предложения были переданы на утверждение священноархимандрита Новоспасского монастыря Святейшего Патриарха Кирилла. 10 ноября 2011 года на встрече наместника Новоспасского епископа Саввы и ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева было подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве. В частности, университет и монастырь договорились об объединении своих усилий при проведении научно-исследовательской работы по подготовке к изданию материалов Всецерковного Собора 1917-1918 годов, определили сроки ее выполнения. Исключительное право на результат работ принадлежит университету и монастырю.

http://patriarchia.ru/db/text/2181212.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Из Деяний Собора по вопросам внутренней церковной жизни важное значение имеют: восстановление соборности в Русской Православной Церкви, преобразование Высшего Церковного Управления, епархиального управления, начал жизни прихода, духовных школ, принципов миссионерской работы, духовного просвещения народа и др. Не все принятые Постановления Поместного Собора 1917–1918 гг. удалось осуществить. Из-за неблагоприятных условий многое осталось невостребованным. Думается, однако, что переживаемое нами время создает условия для того, чтобы мы вспомнили о завещанных нам Собором трудах. Так, труды Поместного Собора 1917–1918 гг. по устроению церковного управления уже положены в основу Устава Русской Православной Церкви, принятого Поместным Собором в 1988 году, который был созван по случаю 1000-летия нашей Церкви. В докладе, предварявшем проект Устава, сказано: «Проект настоящего Устава поставлен в преемственную связь с «Определениями Собора 1917– 1918 гг.» (Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 г. Материалы. Издание Московской Патриархии, 1990, стр. 381). Мы слышали ликующие пасхальные песнопения. Мы были участниками торжественных богослужений в дни праздников Вознесения Господня и Пятидесятницы. И сердца наши были полны радости, ибо Церковь чтением Слова Божия, своими молитвами и духовными назиданиями поддерживала и укрепляла наши упования на исполнение Божественных обетований о нашем бессмертии и будущем вечном пребывании со Христом в Царстве Его славы. В первый день св. Пасхи устами великого вселенского учителя и святителя св. Иоанна Златоуста Церковь призывала нас на время отложить всякую печаль и даже мысли о нашей греховности и недостоинстве. «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь выне, – говорила она в тот светлый день. – Все насладитесь пира веры; все восприимите богатство благости. Пусть никто не плачет о своих прегрешениях, ибо от гроба воссияло прощение. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Смерть! где твое жало? Ад ! где твоя победа?»

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Допускавший участие мирян на Соборе архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) признавал, тем не менее, такое участие каноническим новшеством: «Итак, какова бы ни была практика Церкви в разное время, выработанный историческим опытом и соборами узаконенный канонический строй Церкви знает для областей только соборы епископов» [v] . И, наконец, компромиссный вариант предлагал митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский): «10. Все члены Собора имеют в собраниях решающий голос в вопросах второстепенных 11. При рассмотрении же вопросов веры , буде таковые возникнут, и коренных вопросов канонического устройства Церкви, вообще принципов канонической её жизни, решающий голос принадлежит только одним епископам, а пресвитерство и миряне участвуют в сем рассмотрении с голосом совещательным» [vi] . Иными словами, соучастие в принятии решений в виде совещательного голоса следует отличать от легитимности этих решений в силу принятия их субъектом канонической власти, каковым в Церкви является епископат. Что касается ссылок на подписи соборян - не-епископов под актами Вселенских соборов, то подпись василевса придавала последним силу государственных законов, а подписи некоторых монахов под определениями Седьмого Вселенского собора были допущены из уважения к ним как защитникам иконопочитания. Тем самым вопрос, как отмечалось выше, связан не столько с составом собора Поместной церкви, сколько с носителями церковной власти, в таком соборе участвующими. Предполагаемое ныне действующим каноническим Уставом Русской Православной Церкви разделение своего собора на Архиерейский и Поместный вызвано исторической необходимостью, связанной с условиями существования православного христианства в России XX века. Такого разделения не знает тот Собор 1917-1918 гг., который многие считают чуть ли не «канонической иконой» всякого церковного собора. Устранение ненормального церковного положения («синодальный строй» в Российской империи) в ненормальных, экстренных внешних условиях составляет историческую заслугу Собора 1917-1918 гг. и не вина соборян в том, что принимаемые ими положительные определения фактически не были жизнеспособными уже в момент их принятия. Чтобы убедиться в последнем, достаточно посмотреть текст определения «О правовом положении Православной Российской Церкви» от 2 декабря 1917 года, т. е. месяц спустя после прихода к власти большевиков и формирования ВЦИК и СНК. Однако ссылаться на недопустимость изменений этих соборных постановлений в силу их принятия на Поместном соборе означает не только недопустимым образом абсолютизировать их значение, но и проявлять элементарную каноническую безграмотность.

http://bogoslov.ru/article/1500086

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010