В томосе об автокефалии Польской Церкви Патриарх Григорий VII декларировал, что решение о предоставлении самостоятельности какой-либо Поместной Церкви может принимать исключительно Вселенский Патриарх. Однако Патриарх, похоже, сам ощущал ущербность такого заявления и поэтому решил подкрепить его более конкретным историческим доводом. Томос, апеллируя в польском вопросе к событиям, связанным с передачей Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата в конце XVII в., провозглашал: «Изначальное отделение Киевской митрополии и зависевших от нее Православных Церквей Литвы и Польши и присоединение их к святой Русской Церкви произошло никак не в согласии с законными каноническими установлениями, не были соблюдены соглашения о полной церковной независимости Киевского митрополита, носившего титул экзарха Вселенского престола». Но, вероятно, опасаясь, что и этот довод будет звучать не слишком убедительно, Патриарх Григорий отторжение от Русской Православной Церкви ее западных епархий неуклюже попытался оправдать «возлагаемым на наш святейший Вселенский престол каноническим долгом осуществлять попечение о святых Православных Церквах, находящихся в нужде». Инициированный Мелетием IV курс в отношении автокефалии Польской Православной Церкви продолжил и Патриарх Василий III, который в 1927 г. даровал митрополиту Дионисию (Валединскому) титул «блаженнейший». Весьма показательно, что к этому времени Патриарх Константинопольский считал себя уже вправе целиком единолично изменять титул предстоятеля автокефальной Церкви. Как известно, Дионисий (Валединский), ставший предстоятелем Польской Православной Церкви благодаря противоканоническим мерам Константинопольских Патриархов, в дальнейшем и сам действовал аналогичным способом. С началом Великой Отечественной войны именно Дионисий санкционировал провозглашение раскольнической т.н. «Украинской автокефальной православной церкви» и поставил во главе нее «митрополита» Поликарпа (Сикорского), а затем уже в условиях наступления советских войск летом 1944 г. не постеснялся принять от украинских раскольников неканонический титул «патриарха».

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Также в Великобритании действует немногочисленное благочиние Западноевропейского экзархата русских приходов. Образовалось после ухода части клира и верующих во главе с епископом Василием (Осборном) из Сурожской епархии в 2006—2007 году. Первоначально это было Амфипольское викариатство, затем, после лишения епископа Василия сана и монашества, оно было преобразовано в Благочиние Великобритании и Ирландии. На 2013 год насчитывало 23 прихода и общины. «Украинская Автокефальная Православная Церковь в Диаспоре» [ править править код ] Также в Великобритании в юрисдикции Константинопольского патриархата находятся 8 приходов «Украинской Автокефальной Православной Церкви в Диаспоре». Сербская православная церковь [ править править код ] Первый сербский приход в Великобритании был создан в Лондоне в 1942 году. С 1990 года британские приходы Сербской Православной Церкви входят в состав Британско-Скандинавской епархии. На 2005 год в Великобритании насчитывалось 25 сербских приходов, из которых только один, в Бирмингеме, имеет свою собственную церковь, построенный в 1968 году в средневековом сербском стиле. Антиохийская православная церковь [ править править код ] Приходы Антиохийского патриархата на территории Великобритании и Ирландии объединены в митрополию Великобритании и Ирландии, насчитывающее ок. 18 приходов и миссий (до 2013 года — благочиние). Грузинская православная церковь [ править править код ] Решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 22 декабря 2009 года образована Великобританская и Ирландская епархия, в которую вошли грузинские приходы в Великобритании. Неканонические юрисдикции [ править править код ] Также в середине 2000-х в стране действуют общины неканонических деноминаций (по состояние на 2009 год): Белорусская православная автокефальная церковь (3 прихода), Украинская православная автокефальная церковь (17 приходов), Польская православная церковь за границей (7 приходов), Украинская православная церковь (Киевский Патриархат) (36 приходов).

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Вели...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОПОЛИЯ [Греч. μητρπολς - мать-город, что значит столица провинции], область, находящаяся в канонической власти митрополита , будь то глава автокефальной или автономной Церкви либо объединения неск. епархий. Так, Русская Церковь являлась одной из М. К-польского Патриархата от начала ее существования до 1448 г., когда она стала фактически автокефальной, сохранив при этом статус М., пока не была преобразована в 1589 г. в Патриархат, при этом отдельная Киевская М., объединявшая неск. епархий, просуществовала в составе К-польского Патриархата до 1687 г., когда она была окончательно переведена в состав Московского Патриархата. В окт. 2011 г. Свящ. Синод Русской Православной Церкви принял решение о радикальном преобразовании адм. деления Московского Патриархата и в связи с этим издал «Положение о митрополиях Русской Православной Церкви». В соответствии с «Положением» епархии стали разукрупняться, при этом новообразованные епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, объединялись в М., территориально совпадавшие с прежними епархиями, к-рые подверглись разукрупнению. Процесс умножения числа епархий и М. с тех пор продолжается. Они расположены на территории Российской Федерации, и одна М. (Минская) - на территории Белорусского Экзархата. Согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви, принятому Архиерейским Собором 2013 г., епархии могут быть объединены в М., к-рые «образуются в целях координации богослужебной, пастырской, миссионерской, духовно-просветительской, образовательной, молодежной, социальной, благотворительной, издательской, информационной деятельности епархий, а также их взаимодействия с обществом и органами государственной власти» (Устав РПЦ. 2013. XIV 2). В соответствии с «Положением о митрополиях Русской Православной Церкви» «митрополии, включающие в себя две или более епархий» являются «одной из форм организации взаимодействия епархий в Русской Православной Церкви» (Положение. 1). Решения о создании или упразднении М., их названиях, границах принимаются Свящ. Синодом, после чего эти решения исполняются, но при этом они подлежат утверждению на ближайшем Архиерейском Соборе. Епархии, вошедшие в состав М., остаются в прямом каноническом подчинении Патриарху, Свящ. Синоду, Архиерейскому и Поместному Собору и в прямой подсудности Общецерковному суду (Там же. 4, 5).

http://pravenc.ru/text/2563402.html

1917 г. II Всеамериканский Собор, собравшийся в Кливленде 25-28 февр. 1919 г., избрал еп. Александра правящим архиепископом Североамериканской епархии. В связи со сложностью передачи сообщений в Россию это решение было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 7 сент. 1920 г. Во 2-й пол. 1918 г. митр. Афинский Мелетий IV (Метаксакис) прибыл в США с намерением создать из греч. приходов, являвшихся частью А. и С. е., епархию Элладской Православной Церкви в Сев. Америке. Эту поездку митр. Мелетий совершил по благословению Патриарха К-польского Германа V, но без ведома и согласия управляющего епархией еп. Александра. В февр. 1921 г. он вновь прибыл в США, где занялся формированием теперь уже Американской архиепископии К-польского Патриархата , к-рая и была провозглашена 15 сент. 1921 г. Это явилось нарушением целостности А. и С. е. Русской Церкви. Митр. Мелетий IV (Метаксакис) своими действиями, не санкционированными священноначалием РПЦ, нарушил те священные каноны, к-рые запрещают епископам простирать свою власть на чужую епархию (III ВС. 8; Антиох. 9; Карф. 64, 67). 1 марта 1922 г. Свящ. Синод К-польского Патриархата принял решение «об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного «рассеяния» (ВВ. 85), под которым Константинополь понимает все православные приходы и епархии вне границ государств, в которых существуют Православные автокефальные Церкви». Поставленный 11 мая 1922 г. во главе Американской архиепископии К-польского Патриархата в Сев. Америке архиеп. Александр (Димоглу) препроводил со своим письмом архиеп. Александру (Немоловскому) постановление Свящ. Синода К-польской Церкви от 1 марта 1922 г. Это побудило архиеп. Александра созвать 20 мая 1922 г. специальное заседание архиереев РПЦ в Сев. Америке. Архипастыри А. и С. е. единодушно отвергли притязания К-польского Патриархата и выразили сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Тихону за его решение о назначении митр. Херсонского и Одесского Платона (Рождественского), прибывшего в США весной 1921 г., Патриаршим представителем в этой епархии с полными церковно-адм.

http://pravenc.ru/text/115924.html

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Архив Пн Завершилось заседание Межправославной подготовительной комиссии 26 февраля 2011 г. 13:58 26 февраля 2011 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези близ Женевы завершилось начавшееся 22 февраля заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. В работе комиссии, проходившей под председательством митрополита Пергамского Иоанна (Константинопольский Патриархат), принимали участие представители четырнадцати автокефальных Православных Церквей, в том числе делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом . Членами делегации были также архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов и переводчик А.Г. Чуряков. Комиссия, задачей которой является предварительная проработка вопросов повестки дня Всеправославного Собора, продолжила начатое в 2009 году рассмотрение темы подписания Томоса об автокефалии. В ходе состоявшейся продолжительной дискуссии единогласное решение по данному вопросу не было принято. Таким образом, признано, что тема автокефалии и способа ее провозглашения требует дальнейшего изучения. Комиссия обсудила тему диптихов Предстоятелей Православных Церквей, изучила ее канонические и экклесиологические аспекты, описала современную практику Православной Церкви в этом вопросе, существующие в настоящее время критерии включения Церквей в Священные Диптихи и определения расположения имен Предстоятелей в них, а также отметила необходимость в будущем составить единые диптихи Православной Церкви. Были изучены пожелания Польской и Албанской Православных Церквей о достижении единообразия в размещении их Предстоятелей в священных диптихах автокефальных Православных Церквей. Комиссия предложила учесть эти просьбы и рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в диптихи. На заседании комиссии были также высказаны мотивированные просьбы Грузинской Православной Церкви об усвоении ей шестого места в священных диптихах всех Православных Церквей и Кипрской Православной Церкви об усвоении ее Предстоятелю более высокого места в священных диптихах. По этим вопросам достижение общего согласия в настоящее время не оказалось возможным, как и по вопросу о различиях в священных диптихах отдельных Церквей, связанных с отсутствием всеправославного согласия относительно численности Церквей, признанных в качестве автокефальных.

http://patriarchia.ru/db/text/1417623.ht...

Польская Церковь поддерживает предоставление автокефалии Украине, но только каноническим путем 5 апреля. ПРАВМИР. Польская Православная Церковь подтвердила, что не признает автокефалию недавно созданной церкви на Украине. Собор епископов Польской Автокефальной Православной Церкви ознакомился с корреспонденцией, касающейся автокефалии на Украине, поступившей из России, Сербии, Кипра, Болгарии, Чехии, Украины, а также из Константинополя, Александрии и Организации по правам человека при ООН. По итогам заседания Собор епископов решил, что поддерживает свою позицию по сложившейся ситуации, выраженную ранее, говорится в сообщении канцелярии. В частности, митрополит Варшавский и всея Польши Савва ранее писал, что Польская Церковь была и есть за предоставление полной самостоятельности – автокефалии Православной церкви Украины. При этом в Польской Церкви убеждены, что предоставление автокефалии должно происходить на основе догматических и канонических норм всей Православной Церкви, а не группе раскольников. В Церкви уверены, что отступники, лишенные священства, не могут представлять здоровый церковный организм. По словам митрополита Саввы, это неканоническое действие нарушает евхаристическое и межправительственное единство. В январе Константинопольский Патриарх Варфоломей предоставил томос об автокефалии новой украинской церкви, созданной по инициативе светских властей путем объединения двух раскольнических структур. Эту церковь не признала ни одна из Поместных Православных Церквей, кроме Константинопольской. В Православных Церквях отмечают, что сложившаяся ситуация грозит расколом единства всего мирового Православия, и предлагают созвать для ее решения Всеправославный собор. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 октября, 2018 3 октября, 2018

http://pravmir.ru/polskaya-pravoslavnaya...

Не могу в заключение не выразить скорбь, что Государыня Императрица молилась в церкви Митрополита Евлогия, запрещенного в священнослужении Собором Архиереев, члены которого, хотя и не все, признали Ее Августейшего супруга Императором, а стало быть хранителем истинного православия. Призывая на Вас Божие благословение, с отличным почтением и совершенной преданностью имею честь быть. 712 В этой связи Архиерейский Синод поблагодарил митрополита Антония «за должный ответ и стойкую защиту канонического положения Церкви». 713 Подводя итоги вышесказанного, можно отметить: из опубликованных и архивных источников видно, что представители Архиерейского Синода делали все доступные в их ситуации шаги для обоснования каноничности Русской Церкви в изгнании и долгое время пытались сохранить хотя бы евхаристическое общение с Московской Патриархией. В историографии по данному вопросу существует множество трактовок одних и тех же событий, на мнениях историков сказываются те или иные политические, идеологические и юрисдикционные тенденции, а также личные предпочтения. К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: большинство исследователей полагают, что представители всех частей Русской Зарубежной Церкви (как и Московской Патриархии) действовали в согласии с интересами паствы, принимая обоснованные решения в сложной исторической ситуации, – и в то же время большая часть авторов не признают канонических оснований для последовавших разделений. Глава 4. Межправославные связи и межконфессиональные контакты Межправославные связи Архиерейский Синод поддерживал братские отношения с Поместными Православными Церквами и принимал участие в урегулировании проблем, возникающих в жизни мирового Православия. По причине распада Российской и Австро-Венгерской империй ранее зависимые народности получали статус самостоятельных государств. Как следствие, возникали вопросы о статусе (самостоятельности) Православных Церквей в некоторых из таких государств. В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью. 714

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предстоятель «Автокефальной Православной Церкви в бывшей Польше» (в созданном немецкими оккупантами генерал-губернаторстве) митрополит Дионисий (Валединский) пытался расширить каноническую территорию Польской Церкви до пределов оккупированной УССР. Самого его немцы не пропустили за пределы генерал-губернаторства, и в 1941 г. он назначил архиепископа Волынского Поликарпа (Сикорского) администратором «Автокефальной Православной Церкви на освобожденных землях Украины», которую впоследствии ее архиереи стали называть «Украинской Автокефальной Православной Церковью» — УАПЦ. В отличие от УАЦ, УАПЦ не признавала канонического подчинения Московской Патриархии, принимала в сущем сане «липковцев» (или «самосвятов» — членов УАПЦ, возникшей после незаконного и кощунственного рукоположения в Киеве 23 октября 1921 г. запрещенного в священнослужении протоиерея Василия Липковского в сан митрополита священниками и мирянами), сотрудничала с ОУН бандеровского и мельниковского направлений, в богослужениях повсеместно использовала украинский язык. В УАЦ были две группы: часть архиереев, в том числе митрополит Алексий (Громадский), желала объединения с УАПЦ, другая часть стояла за каноническое единство с Русской Православной Церковью. И «автокефалисты», и УАЦ пытались ставить епископов и открывать приходы на всей территории УССР, включенной в состав Рейхскомиссариата «Украина», и в зоне военной оккупации (по состоянию на начало 1943 г. в зону оккупации Вермахта, где вся полнота власти сосредоточилась в руках армейской тыловой немецкой администрации, входили в том числе территории Гомельской, Черниговской, Сумской, Харьковской, Луганской, Донецкой, Крымской областей БССР, УССР и РСФСР к югу, востоку и северо-востоку от Рейхскомиссариата «Украина»). СПРАВКА ОБ АВТОРЕ. Иеромонах Иустин (Дмитрий Георгиевич Юревич) родился в 1967 г. в Киеве. В 2008 г. закончил богословский факультет ПСТГУ, в 2009 г. — богословско-педагогический факультет Черновицкого ПБИ, в 2018 г. — аспирантуру того же вуза (присуждена степень доктора богословия). В мае 2010 г. рукоположен в сан диакона и пресвитера, служил в Григорие-Бизюковом монастыре. В феврале 2013 г. принял монашеский постриг с именем Иустин. Настоятель Покровского храма с. Качкаровки и Архангело-Михайловского храма с. Мыловое Бериславского округа.

http://e-vestnik.ru/analytics/voyna_na_h...

Кворум как на Соборе, так и в Митрополичьих Советах составляют две трети их членов. Решения принимаются двумя третями голосов от числа присутствующих членов. Кроме Собора и Митрополичьих Советов к высшим органам власти Православной Церкви Чешских земель и Словакии относится также Священный Синод. Ему посвящена глава 3 Устава. Именно к компетенции Синода относятся дела веро- и нравоучения. В состав Синода входят все епископы Поместной Церкви, кроме находящихся на покое. В заседаниях Синода могут также принимать участие временные управляющие епархиями, если на момент созыва этого заседания в какой-либо из епархий нет правящего архиерея. Синод созывается Предстоятелем Церкви (Митрополитом) не реже двух раз в год. Внеочередное заседание Синода может быть созвано по требованию хотя бы одного его члена. На Синод возлагаются, прежде всего, каноническое испытание кандидатов на епископские кафедры, назначение временных управляющих епархиями по предложению епархиальных советов, рассмотрение жалоб на епископов и апелляций против решений епархиальных духовных судов, надзор над соответствием преподавания в православных богословских школах вероучительным и каноническим принципам Церкви. Выводы Как мы видим, уставные положения четырех славянских Автокефальных Церквей, посвященные Соборным органам церковного управления, заметно отличаются друг от друга. Лишь в Уставе Польской Православной Церкви употреблен термин «Поместный Собор». В Уставах Болгарской и Чешских земель и Словакии Православных Церквей этому термину соответствуют понятия «Церковный Собор Болгарской Православной Церкви» и «Собор Православной Церкви Чешских земель и Словакии». В Уставе Сербской Православной Церкви мы не находим прямого аналога понятию «Поместный Собор». Принципиальные подходы к составу указанных Соборов близки во всех Церквах. Членами Собора являются все епископы Церкви по положению, а также ряд представителей духовенства и мирян по избранию. Неодинаковы подходы к периодичности созыва Соборов. В Болгарской Церкви Церковный Собор созывается ныне один раз в четыре года, в Православной Церкви Чешских земель и Словакии — один раз в шесть лет, а в Польской Православной Церкви Поместные Соборы могут созываться по мере необходимости без четко установленной периодичности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010