В помещениях собственно храма основное место отведено традиционным сюжетам: на южной и северной стенах расположились евангельские композиции, на западной стене - грандиозная картина Страшного суда, на столбах - фигуры святых, мучеников и воинов. Фрески опоясывают все стены храма сплошным ярким ковром, располагаясь в несколько горизонтальных ярусов без вертикальных разгранок. Причём конструктивные детали интерьера - окна, арки, столбы - включены в живописную поверхность в качестве реалистически обыгранных элементов повествования. Большинство изображений комментируется пространными надписями, в которых использованы не только тексты Священного писания, но и вирши Симеона Полоцкого - знаменитого церковного писателя XVII века. В соборе сохранился резной иконостас с древними иконами, киоты со скульптурами ангелов, расположенными на углах главных четырёх столбов храма, и окованная металлическими листами огромная солея (XVII в.). Достопримечательность собора - обилие деревянной резной скульптуры: подножия ктиторских мест в виде лежащих львов, резные скамьи, напрестольная сень и киот со скульптурой Николы Можайского, деревянное резное Распятие. Ансамбль Воскресенского собора дополняют современные храму Святые ворота и колокольня. Они расположены к югу-востоку от собора, на пути главного подхода к нему со стороны города. Колокольня стоит в некотором отдалении от храма, на высоком береговом спуске за алтарями, придавая всему собоному комплексу ещё большую живописность и выразительность общего силуэта. Святые ворота, включённые в каменную ограду собора, представляют собой простой объём, прорезанный аркой входа, увенчанный постепенно уменьшающимися вверх ярусами восьмериков. На верху последнего из них поставлена совершенно игрушечная по размерам луковичная главка на вытянутой шейке. Считается, что архитектурные формы Святых ворот предвосхищают идеи зодчества петровского времени. Из брошюры-путеводителя: " Тутаев " (по заказу Тутаевского бюро путешествий и экскурсий). - Москва: " Внешторгиздат " , 1977 От Императорской Археологической Комиссии.

http://sobory.ru/article/?object=00221

Всеусерднейше благодарю Ваше Превосходительство за милостивое разрешение представлений моих Св.Синоду; в решении оных я ясно вижу благодетельное содействие Вашего Превосходительства. Распоряжения Синода чрезвычайно подействуют на униатов, когда об оных распространится сведение. Скажу, однако же, мое замечание касательно устава о вызове священно-церковнослужителей из Каменец-Подольской и Волынской Епархий в Полоцкую, что сей указ нисколько мне не в помощь, ибо дело мое такое, что как скоро, где униатский приход присоединяется к православию, то сейчас нужно давать туда наличного священника. Малейшая в сем случае медленность испортит все дело, как мы уже испытали это. Следовательно, у меня непременно должен быть в готовности запас священников, коих я должен посылать туда, где открывается место, немедленно. А если так поступать, как в указе сказано, чтобы вызывать священников по предварительном сношении с епархиальными архиереями и по описании всех выгод прихода, на который требуется священник: то поверьте мне, что из сего никакой никогда для меня пользы не будет; да и звать я не могу на известные приходы, а только на те, кои Бог откроет. Вот в чем дело, и нельзя ли Вашему Превосходительству наставить меня, как поступать мне в изложенных обстоятельствах? Что же касается до праздных священнических мест в тех приходах, кои издавна исповедуют православие, то мера, означенная в синодальном указе бесспорно может быть полезна в вызове священников из Подольской и Волынской епархий. He в том, однако же, главное мое затруднение и крайняя моя нужда! Касательно священников, способных на дело проповеди и годных к должностям, осмеливаюсь доложить, что таковые люди крайне для меня нужны. Кроме двух человек, весьма посредственных, не нахожу я кого бы в консисторию посадить. Командировать на дело нет кого. Сам боюсь и мучусь, и уже истинно изнемогаю, оставаясь без всякой помощи. Из других же епархий ученые люди не хотят идти в Полоцкий кафедральный собор на 400 и 300 рублевое жалованье. Но о всем этом вскоре не премину я утруждать Св.Синод моими представлениями. Чувствую, что докучаю Вашему Превосходительству; но я уже привык смело относиться к Вам, Милостивый Государь, не как к Синодалыюму Обер-Прокуизору, а просто как к мужу по сердцу Божию и Цареву, мне зело благоприятельному и благодеющему. He могу при сем довольно выразить благодарных чувствий моих к Вашему Превосходительству за исходатайствование дома помещика Гребницкого для Полоцкого Епархиального Ведомства. Теперь, по крайней мере, есть где поместить певчих, кой по милости здешнего полковника, смотрителя над корпусом, доселе временно помещались в нижнем, сыром этаже оного корпуса и не мало терпели невыгод и даже болезней. Еще прошу Ваше Превосходительство не оставить своим заступлением Полоцкого архимандрита Паисия в монастырских его нуждах, за что будем Бога молить непрестанно. Впрочем же долгом поставляю быть навсегда Вашего Превосходительства, Милостивого Государя и Благодетеля преданнейший слуга:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Правка . Изготовление списка В происходило под наблюдением Симеона Полоцкого ; просматривая рукопись, он вносил правку в текст стихов, следил за составом стихотворной книги. В стихотворении «Господь с тобою» над строкой вписал «да есть». «Господь да есть с тобою, та главу отсече» (135). В стихотворении «Господь с тобою 2» над строкой написал слово »Сына«: «Да истиннаго Бога сущи Сына мати» (136). В стихотворении «Дела благая 2» во вторую строку внес слова «за», »есть», «...не себе ради, но за адамант есть честный» (155 об.). В стихотворении «Язык 3» над строкой им вписано местоимение «сам»: «Скорпий егда усекнет, сам в целбу бывает» (552 об.). В стихотворении «Крещение кощуна» в результате редакторской правки были вычеркнуты две последних строки: «Зри, и от некрещенных крещение свято,/яко в болных и в здравых руках честно злато» (585 об.; см. примеч. к стихотворению в настоящем издании); к ним на внешнем поле относится замечание Симеона «изменити " (первый слог срезан при обрезании листов, и помета имеет форму »менити«). На внешнем поле рядом с зачеркнутым на л. 618 об. стихотворением «Слово Божие» – помета Симеона «Есть», поскольку то же самое стихотворение имеется выше на л. 426 об. («Слово 18»). Еще более основательно список В редактировал С. Медведев. Он руководил работой по упорядочению стихов в последовательности алфавита их названий, им сделаны некоторые из помет: «Писано на листе ФНЕ» (618), «Зри и на листе...» (42, 96, 98, 118 об., 129, 140, 145 об., 154 об., 155, 172, 222 об., 277, 286 об., 294, 318, 319, 352 об., 360, 361, 365 об., 371, 375 об., 376, 417 об., 419 об., 435 и т.д.). С. Медведев внес добавления в «Оглавление». Он продолжал уделять внимание тексту стихов. Текст 154-го стихотворения из цикла «Вивлиа» был заклеен полоской бумаги, на которой написан новый вариант с учетом правки, внесенной С. Медведевым в автограф. В конце стихотворения «Рыбы» его рукой написаны три строки на обороте вклейки (409). Из двух стихотворений под заглавием «Демон изочает» (142) Сильвестр наделил второе отдельным названием: «Демон, яко пес прицепленный». Им же написаны заглавия: «Веры смерть» (117 об.), «Жена равная» (171 об.), «Змий враг» (184), «Отечество Христово» (345) и др. На полях рукописи часто встречаются пометы его руки с указанием источников (см.: 20 об., 31 об., 68, 104 об., 125, 151, 163 об., 203, 231 об., 232, 249, 258, 295, 303, 339, 340 об., 350, 354 об., 357, 358 об., 385, 392, 395, 396 об., 402 и т.д.). К стихотворению «Суд Христов» на внешнем поле – маргинальная помета его руки: «в конце», конкретизирующая указание, содержащееся в строках: «Сице собор Эфеский верных поучает./в тридесять первой главе хотяй да читает» (464 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Пространство прежних алтарей трансформировали в дополнительный поперечный неф, параллельный нартексу собора Андрея. Галереи, окружившие храм, чуть ниже основного массива: они словно одели старый собор в футляр. Особенная конструктивная трудность состояла в согласовании членений галерей с членениями старого собора. Галереи шире боковых нефов собора, но их устои должны были ориентироваться на столпы собора Андрея, поскольку оси распора соответствовали старым столпам. Из-за этого в компартиментах галерей отсутствует строгая регулярность, они то больше, то меньше, перекошены арки, употреблены крестчатые своды (поскольку их подъем не лимитировался шириной перекрываемого проема и мог быть выведен на ту же высоту, что и своды узких нефов), а главное – преобладает обилие неорганизованной каменной массы столпов, сдавливающих незначительное, всегда разное, а потому словно пульсирующее пространство. Особенно малы и отличаются своими «принужденными» очертаниями крайние юго-восточные компартименты. Поскольку над ними поставили дополнительные главы, понадобились и подпружные арки, их введение [пропуск страниц, см. оригинал pdf. 165 и 166] обрамлены полуколонками. Вместо прежних простых кубических консолей для полуколонок употреблены фигурные, резные. Ритм аркатуры участился: в нем отсутствуют прежние цезуры и широта шага, придававшие колончатому поясу впечатление хрупкости, контрастирующей с массивностью поверхности стены. Его густой рисунок выглядит еще осязательнее благодаря двойному обрамлению горизонтального фриза поребрика над арками. Колончатый фриз теперь – не легкая свисающая «бахрома», а плотный тугой пояс, стягивающий тело здания. Порталы стали ниже, а их очертания приобрели подвижность: профили косяков перестали строго соответствовать профилям архивольтов. Здание снаружи лишилось идеальной симметрии и повторяемости декора, отличавшей постройку князя Андрея. Не совпадают уровни колончатого фриза на юго-западном углу, асимметрична композиция восточного фасада, в его боковых пряслах, соответствующих галереям, аркатурный пояс расположен на разных уровнях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) Между тем, в виду того, что по причине продолжительного болезненного состояния О. Прот. Павлова, многие дела, находившиеся в его рассмотрении, остаются нерешенными, признаю нужным, для скорейшего разрешения этих дел, теперь же поручить рассмотрение оных О. Протоиерею Вертеловскому, а дела, находящиеся в ведении сего последнего, поручить наблюдению О. Прот. Илларионова. О чём, на основании ст. 284 п. 3, и довести до сведения Св. Синода». 21-го ч. писал я в Витебск преемнику своему по кафедре, Преосвященному Викторину: «Простите Бога ради, что так поздно отвечаю на Ваше братское послание от 6-го января: раньте никак не мог писать Вам. В Харьков прибыл я 28-го минувшего месяца. В Харькове я встретил много лучшего сравнительно с Витебским, но нашел и некоторые недостатки. Например, здешний Кафедральный Собор во всех почти отношениях уступает Витебскому: нет здесь ни такого изящества в архитектуре, как там; ни такого обилия и богатства в утварях и облачениях, собственно священнических; ни такого протодиакона, каков о. Нектарий. Но за то состав Кафедрального клира не может не обращать на себя внимания: здесь нет ни одного священника – все протоиереи; ни одного причетника – все диаконы. Как Вы, Преосвященнейший, вступили в управление вверенною Вам паствою? Судя по газетным известиям, Вами полагается начало благое. Дай Бог , чтобы этому началу соответствовало и дальнейшее Ваше действование! Ваше Преосвященство просите моих советов и наставлений касательно Вашей деятельности на Полоцкой кафедре, но Вы и без посторонних наставлений можете благоуспешно действовать при тех условиях, в каких Вы приняли управление епархией. Ваше положение совсем иное, нежели было моё, при вступлении на паству Полоцкую. Вы окружены теперь далеко не такими лицами, какие я встретил в начале. И состав Консистории, и вообще Витебское градское духовенство в настоящее время, несравненно лучше того, какое я нашел в своё время. Из старшего духовенства, после Архимандритов, могу рекомендовать Вашему Преосвященству в особенности Кафедрального и Успенского Протоиереев. Из благочинных уездных особенным вниманием моим пользовался, по своему доброму нравственному характеру, Динабургский Благочинный Владимир Щербов. При сем не могу не обратить внимания Вашего Преосвященства на Начальницу женского Д. училища, Баронессу М. А. Боде; это – во всех отношениях достойная уважения особа.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Систематически уклоняясь сами от посещения миссионерских бесед, раскольничьи лжепопы и наставники налагают эпитемии на тех из своих последователей, кто ходит на собеседования и интересуется ими ради искания истины. Так поступают штундовые пресвитеры, деспотически держа в духовной кабале свою темную общину. Являйся сами верховоды на беседы, они были-бы публично изобличены там, – кто в своем невежестве, кто в коварстве, кто в неверии, и толпа простецов воочию убедилась-бы, что их душе-пастыри слепые вожди и ведут их в яму, и сознали бы несравнимыя преимущества православия. Вот почему изложенный вопрос подвергнут был всестороннему обсуждению, при чем Съездом были выслушаны полезныя сообщения о многих практикуемых миссионерами разных епархий способах привлечения раскольников и сектантов на беседы. Из этих сообщений выяснились поучительные и для других деятелей миссии достойные подражания способы и приемы. Одни из миссионеров обращаются к содействию волостных правлений и через их посредство уведомляют местных раскольников и сектантов о предстоящей беседе, разсылают повсюду по адресу начетчиков, расклеивают объявления при расправах 148 и волостях на видном месте; в некоторых местах повестки и объявления миссионерами разсылаются через становые квартиры или местных благочинных (в Полоцкой епархии). В объявлениях, обыкновенно, указывается место, время, и предмет предстоящей беседы. Иногда таковыя объявления и повестки разсылаются сельским учреждениям и должностным лицам от Духовн. Консистории (в Псковск. епархии). Во Владимирской епархии Совет Епархиальнаго Александро-Невскаго Братства заранее составляет подробное росписание бесед и извещает об этом священников, на коих и возлагает обязанность оповестить раскольников и сектантов, живущих в их приходах. В городах, где издаются газеты, о миссионерских беседах оповещается в местных изданиях. В Харьковской и Владикавказской епархиях заинтересовывают сектантов показыванием на беседах световых священных картин, при посредстве «волшебнаго фонаря», – при чем, лекторы-миссионеры стараются останавливать особое внимание слушателей на тех сторонах темы чтения или беседы, которыя способны вызвать у присутствующих сектантов желание собеседовать, возражать; таким способом и завязывается собеседование.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Польские власти в 20-х – начале 30-х гг. поощряли украинизацию Православной Церкви, видя в этом одно из средств ее отрыва от Москвы. Но впоследствии, особенно после убийства в 1934 г. националистами министра Перацкого, украинское националистическое движение, к которому принадлежали и украинизаторы Церкви, стало вызывать серьезную озабоченность властей. В 1938 г. покровитель церковных украинизаторов волынский воевода Н. Юзефский был переведен на запад Польши. Полонизация, которая давно уже навязывалась православным приходам Подляшья, Полесья, Гродненщины, теперь, по расчетам польского правительства, должна была бескомпромиссно проводиться и на Волыни. Но оставались уже считанные дни для проведения какой бы то ни было польской политики на востоке. Близился крах государства. Среди испытаний, выпавших на долю Православной Церкви в Польше, помимо униатской экспансии, полонизации и украинизации, была еще и прямая агрессия: конфискация движимого и недвижимого имущества, захват православных храмов, их разрушение, арест священнослужителей и мирян, не говоря уже о публичных, в том числе и печатных, оскорблениях православной веры. Захваты православных храмов католиками на территории Польши начались еще в 1919 г. На юридическом языке разорение Церкви называлось ревиндикацией. Костел затребовал передать ему то имущество Православной Церкви, которое ранее, до воссоединения униатов Белоруссии на Полоцком Соборе в 1839 г. и Холмщины в 1875 г., принадлежало Греко-Католической Церкви – всего 718 храмов; при этом грубо игнорировалось то обстоятельство, что ранее, до введения унии, это имущество, земли, храмы были православными, некоторые хотя и строились униатами, но на месте стоявших здесь прежде православных церквей. Варшавский суд в 1933 г. постановил 70 церквей передать католикам, а судьбу других 708 отдавал на усмотрение местной администрации. И теперь храмы, как и до суда, отнимали у православных в административном порядке. Историк Белоруссии и Белорусской Церкви епископ Афанасий (Мартос) пишет об этом так: «Польские власти закрыли все церкви в учебных заведениях, госпиталях и тюрьмах, отняли у православных более ста приходских церквей, некоторые отдали католикам, а часть оставили вообще закрытыми. Более десятка церквей вообще разрушили. Из тринадцати мужских и женских монастырей довоенного времени осталось здесь пять. Остальные восемь монастырей (6 мужских и 2 женских) передали католикам или использовали на государственные нужды».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Приписка позволяет догадаться, что торчинская встреча не закончилась 2 декабря, видимо, оттого, что между Мацеевским и двумя епископами возникли разногласия по поводу только что составленного Торчинского манифеста. 3 и, может быть, 4 декабря были посвящены скорее всего урегулированию этих разногласий. Приписка не могла появиться после 4 декабря, потому что это означало бы корректировку текста, который был уже подписан Потеем и Терлецким и согласован с Мацеевским 696 . Кто именно подписал Торчинский манифест? Один из двух «руських» оригиналов Торчинской декларации, сохранившийся в архиве униатских митрополитов, так и не был подписан никем, кроме Потея и Терлецкого 697 . Второй «руський» оригинал, сохранившийся в Ватикане, судя по факсимиле, был подписан в общей сложностью 5 иерархами 698  и скреплен пятью же печатями. О. Халецкий предполагает, что одна грамота была в руках К. Терлецкого, который и занялся сбором подписей, а другая – у Потея, который ограничился письменной агитацией в пользу унии 699 . Скрывается ли за этим что-то большое? Например, различия взглядов Потея и Терлецкого на унию? На «экземпляре Терлецкого» выше всех, но почему-то на левом поле стояла подпись митрополита Рагозы, отчасти прикрытая бумажным листом, покрывшем поле для помещения печатей. Под полем для печатей и отдельно от них следовали подписи Потея (с титулом «прототрония») и К. Терлецкого (с титулом патриаршего экзарха), затем, так же отдельно от печатей, подписи Григория, нареченного архиепископа Полоцкого и Витебского, Дионисия Збируйского, епископа Холмского и Белзского, и Леонтия Пелчицкого, епископа Турово-Пинского 700 . Отсутствовали подписи и печати Гедеона Балабана, епископа Львовского, и Михаила Копыстенского, епископа Перемышльского, т.е. тех владык, кто позднее не поддержал унию. Оба были, однако, участниками встречи в Сокале. Отсутствие подписи Балабана можно отчасти объяснить фактом его формального низложения в июне 1594 г., хотя это, впрочем, вовсе не означало его отказа от активной роли в церковной жизни. Что стоит за отсутствием подписи Михаила Копыстенского, ставшего позднее противником Брестской унии, предположить сложнее. Поскольку вопрос был принципиальным, правильнее всего допустить, что за отказом поставить подпись скрывались какие-то тоже принципиальные соображения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Благодаря И. Крайцару мы знаем также, что Потей и Терлецкий, находясь в Люблине, нанесли 4 июля (24 июня с.с.) визит тогдашнему провинциалу ордена иезуитов в Польше Б. Гонфалоньери. Они, по словам Гонфалоньери, направлялись в Рим, чтобы выразить послушание папе, «ставя, однако, некие условия». Как ни странно, но в своем донесении в Рим Гонфалоньери ограничился лишь этим кратким упоминанием о самой встрече 781 , проявив озабоченность лишь тем, как в случае исполнения представленных епископами условий унии сохранить под контролем иезуитов Полоцкую коллегию, обеспеченную доходами с владений, забранных у православной церкви. Как видно, Гонфалоньери смутило предъявление православной стороной «некиих условий», касавшихся унии. Не исключено, что он, зная об обращении от 22 (12) июня, не был информирован об «артикулах» от 11(1) июня, что и возбудило опасения относительно каноничности осуществляемой унии. Мы знаем из «Антиризиса», что, находясь в Люблине по пути в Краков 782 , Потей при посредничестве подляшского воеводы Януша Заславского встретился с Острожским, Судя по информации «Антиризиса», Терлецкий во встрече с Острожским не участвовал. Потей же якобы посвятил Острожского во все детали того, как подготавливалась уния: показал князю письма и копии писем («списы») епископов, документы с подписями и печатями, объяснил, «как и с какого времени началось дело», кто был его первоначальным инициатором. Если верить «Антиризису», разговор приобрел драматический характер. Потей предложил Острожскому «уничтожить и сжечь» документы, если князю что-то не нравится, и начать дело подготовки унии заново – так, как сам Острожский считает нужным. Потей обещал исполнять все так, как велит Острожский. В конце концов, «упав в ноги» князю, Потей «с плачем» просил его помочь осуществлению унии и не противиться «такому замечательному и святому делу». И поскольку сам Острожский положил начало подготовке унии, то он бы мог и довести ее до конца. А епископы, по словам Потея, готовы ему подчиниться, во всем послушаться и делать то, что он прикажет, не желая ничего далее предпринимать без одобрения князя 783 . Если верить «Антиризису», Потею удалось убедить Острожского, который велел просить у короля разрешения на проведение собора, на котором и могла бы быть заключена уния – «с хвалою Божею и с пожытком всего хрестиянства». Потей в ответ поручился, что так и станет действовать, и уверял Острожского, что короля удастся упросить 784 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Может быть и так, что решение об унии попросту все еще хранилось в тайне, а участие в соборе октября 1591 г. князя Острожского и представителей духовенства делало невозможной дискуссию о сближении с Римом. Словом, источники не позволяют сказать ничего определенного о том, насколько идея унии занимала в 1591 г. православное духовенство и предпринимались ли какие-либо шаги для ее подготовки. Подготовка унии в 1592 г. Вплоть до весны 1592 г. мы не располагаем никакими сколько-нибудь ясными свидетельствами о продолжении подготовки унии на основе декларации от 24 июня 1590 г. Более того, декрет короля от 2 января 1592 года 612 , запрещавший светским властям вмешиваться во внутренние дела православной церкви, идет, казалось бы, в том же русле, что соборные решения о проведении реформ внутри православной церкви. Любопытно также, что поставленный в 1592 г. полоцким архиепископом Богуш Селицкий не имел, видимо, никакого отношения к подготовке унии, так как был вознагражден этой кафедрой (вполне в духе прежних времен) за военные заслуги 613 . Но 18 марта 1592 г. король подписывает грамоту, в которой заявляет о поддержке унионного проекта. Если эта грамота была откликом на Брестскую декларацию 1590 г., то почему таким запоздалым? И почему в течение более чем полутора лет нет никаких следов ознакомления с инициативой четырех епископов 614 ? Правильнее всего предположить, что ни Кирилл Терлецкий, ни другие епископы по каким-то причинам после июня 1590 г. долгое время не предпринимали никаких шагов для осуществления унионного проекта. Нужно думать, что Брестская декларация 1590 г. ни в 1590, ни в 1591 гг. не была направлена ни католической иерархии, ни королю. Остается, однако, неизвестно, были ли предприняты такие шаги зимой 1592 г. и какова была первая неофициальная реакция польского правительства и католического духовенства на заявление епископов. Тем не менее появление королевской грамоты в марте 1592 г. позволяет согласиться с тем, что декларация от 24 июня 1590 г. была пущена в ход скорее всего зимой 1592 г. 615  Как предполагает Б.Н. Флоря, передача обращения королю сопровождалась какими-то дополнительными просьбами, потому что король в своем ответе обещает защитить епископов от наветов и никому не отдавать их кафедр и имений, хотя в июньской декларации 1590 г. речь об этом не шла 616 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010