Однако святитель, «влекомый любовью к подвигам благочестия», испросил благословения на поселение в отдалённом Крупицком монастыре Черниговской епархии, возле Батурина, славившемся строгостью своего устава. Там он был посвящён в сан иеромонаха. В 1662 году был назначен игуменом Корсунского монастыря в Каневском районе Киевской епархии. В 1664 году святителя назначили настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. Усердием, энергией и настойчивостью Феодосию удалось привести Выдубицкий Михайловский монастырь, незадолго перед тем совершенно разорённый униатами, к должному благоустроению. Немало заботился игумен Феодосий о церковном благолепии. Он организовал в своём монастыре прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году. Заботясь о развитии иноческой жизни, будучи сам строгим подвижником, святитель основал вблизи обители, на острове Михайловщине, небольшой скит, где могли уединяться иноки для подвигов безмолвия. Наместником и строителем скита он назначил одного из самых строгих и ревностных иноков обители – иеромонаха Иова (Опалинского). В те годы святителю Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинён Мефодием (Филимоновым; † после 1668), епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святитель вместе с другими был оправдан. Он получил милостивую грамоту царя Алексея Михайловича. Вскоре на долю игумена Феодосия выпала новая неприятность дело шло о спорных землях Выдубицкого монастыря. Феодосий ревностно отстаивал монастырские земли, за что попал под временное запрещение в священнослужении. Особо оценил духовные дарования святителя Феодосия преосвященный Лазарь (Баранович) и приблизил его к себе, называя «овцой стада Христова, научившейся покорности». Когда епископ Лазарь (Баранович) был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святителя Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В этом звании святитель принимал деятельное участие во многих церковных событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В фундаментальной статье рассматривается деятельность императора Феодосия Великого, последнего правителя, сохранившего на короткий промежуток времени контроль над полнотой Римской империей. Его внук Феодосий II за свое долгое правление достиг значительно меньших успехов. Из иных правителей государств, статьи о которых вошли в том, отметим создателя и императора Никейского государства Феодора Ласкаря, его внука Феодора II Дуку Ласкаря, бывшего первым византийским писателем, подготовившим многотомное издание своих трудов. В томе рассказывается о деятельности современных деятелей Русской Православной Церкви с именем Феодор, а также о первом новгородском архиерее Феодора (XI век); первом епископе города Владимир-на-Клязьме Феодоре, сподвижнике князя Андрея Боголюбского; волоколамском архиепископе Феодоре (Поздеевском), ректоре  Московской духовной академии , расстрелянном в 1937 г. Любителям русской истории будет интересно ознакомиться со статьями о тверском княжиче Феодоре Алексеевиче, умученном вместе со своим отцом Александром Михайловичем в Орде в 1339 г.; русском царе Феодоре Алексеевиче (правил в 1676-1682 гг.), старшем брате Петра Великого, активно способствовавшем развитию образования в стране; царе Феодоре Борисовиче Годунове (вторым и последним представителем этой династии в русской истории), удавленном вместе со своей матерью Марией Григорьевной; благоверном царе Феодоре Иоанновиче (правил в 1584-98 гг.), последнем представителе династии Рюриковичей. В последней статье рассказывается, в частности, об истории его почитания как местночтимого московского святого. Петровская эпоха предстанет перед читателем в статьях об архиепископе Новгородском и Великолуцком Феодосии (Феодоре Яновском) и первенствующем члене Святейшего Синода Феофане (Прокоповиче). Читатель сможет ознакомиться со статьями о митрополите всея Руси Феодосии (1461-1464 гг.); архиепископе Черниговском и Новгород-Северском Феодосии (Полоницком-Углицком); святителе Феодосии (Харитонове), архиепископе Астраханском; преподобном Феодосии, игумене Успенского Киево-Печерского монастыря; преподобном Феодосии, основателе череповецкого Воскресенского монастыря; преподобном Феодосии (Федоре Лебедеве), игумене Антониева Сийского Троицкого монастыря; русском вольнодумце и еретике Феодосии Косом.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

В фундаментальной статье рассматривается деятельность императора Феодосия Великого, последнего правителя, сохранившего на короткий промежуток времени контроль над полнотой Римской империей. Его внук Феодосий II за свое долгое правление достиг значительно меньших успехов. Из иных правителей государств, статьи о которых вошли в том, отметим создателя и императора Никейского государства Феодора Ласкаря, его внука Феодора II Дуку Ласкаря, бывшего первым византийским писателем, подготовившим многотомное издание своих трудов. В томе рассказывается о деятельности современных деятелей Русской Православной Церкви с именем Феодор, а также про первого новгородского архиерея Феодора (11 век); первого епископа города Владимир-на-Клязьме Феодора, сподвижника князя Андрея Боголюбского; волоколамского архиепископа Феодора (Поздеевского), ректора МДА, расстрелянного в 1937 г. Любителям русской истории будет интересно ознакомиться со статьями о тверском княжиче Феодоре Алексеевиче, умученном вместе со своим отцом Александром Михайловичем в Орде в 1339 г.; русском царе Феодоре Алексеевиче (правление 1676-82), старшем братом Петра Великого, активно способствовавшим развитию образования в стране; царе Феодоре Борисовиче Годунове (вторым и последним представителем этой династии в русской истории), удавленном вместе со своей матерью Марией Григорьевной; благоверном царе Феодоре Иоанновиче (правление 1584-98 гг.), последнем представителе династии Рюриковичей. В последней статье рассказывается в частности об истории его почитания, как местночтимого московского святого. Петровская эпоха предстанет перед читателем в статьях об архиепископе Новгородском и Великолуцком Феодосии (Феодоре Яновском) и особенно первенствующем члене Святейшего Синода Феофане (Прокоповиче). Читатель сможет прочитать статьи о митрополите всея Руси Феодосии (1461-64 гг.); архиепископе Черниговском и Новгород-Северском Феодосии (Полоницком-Углицком); святителе Феодосии (Харитонове), архиепископе Астраханском; преподобном Феодосии, игумене Успенского Киево-Печерского монастыря; преподобном Феодосии, основателе череповецкого Воскресенского монастыря; преподобном Феодосии (Федоре Лебедеве), игумене Антониева Сийского Троицкого монастыря; русском вольнодумце и еретике Феодосии Косом.

http://pravenc.ru/shop/2778960/

9 сентября 1896 года митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев; † 1900) в сослужении шести епископов, множества духовенства и при молитвенном соучастии верующего народа, который собрался в Чернигов со всех концов страны, совершил торжество открытия святых мощей. В настоящее время мощи святителя Феодосия почивают в Черниговском кафедральном соборе. Память святителя Феодосия совершается дважды в год: 5 февраля (день кончины) и 9 сентября (день прославления). Литература: Титов Ф. И., протоиерей. Описание торжественного открытия и прославления мощей и жизнеописание святителя Феодосия. Киев. 1896. Погожев Е.Н. Святитель Феодосий (Углицкий), архиепископ Черниговский. Жизнь его, чудеса и открытие мощей. М. 1897. Покровский И. Г., протоиерей. Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский, новоявленный угодник Божий. СПб., 1897. Петровский С. В., священник. Новоявленный угодник Божий всея России чудотворец, святитель Феодосий, архиепископ Черниговский. Одесса. 1896. Мазанов П.И., протоиерей. Новоявленный угодник Божий святитель и чудотворец Феодосий. архиепископ Черниговский. – Полтава, 1897. Лосев П. Открытие мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, 1896 года сентября 9-го дня. М. 1896. Ефимов А.Н., священник. Новоявленный угодник Божий святитель и чудотворец всероссийский Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский, – Чернигов, 1902. Ефимов А.Н., священник. Черниговский Елецкий монастырь. Чернигов, 1903, стр. 48–80. Гордиевский И., священник. Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский. Киев. 1908. Доброгаев М.А. Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский. – Чернигов, 1896. Платонов И.А. Блаженный святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский и чудеса от мощей его. Чернигов, 1896. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 3. С. 371. Добровольский П.М Черниговский Елецкий Успенский монастырь. Чернигов, стр. 13–37, 51–56. Петров Н.И. , профессор. Киевская Академия во второй половине XVIII века. Киев. 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых православною российской церковью...: в 12 т. М. 1884–1885, т. 1, стр. 109–110. Ханенко А.И. Преосвященный Феодосий (Углицкий). архиепископ Черниговский и Новгород-Северский. Чернигов, 1896. Есипов Г.В. Святитель и чудотворец архиепископ Черниговский Феодосий Углицкий. СПб., 1897. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. Чернигов, 1861. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 252. Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие 17 века. Казань. 1913, стр. 163–165. Бахметев А.Н. Избранные жития святых. Изд. 19. М. 1913. февраль, стр. 29–36. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 23, 510, 514. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1417. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 902, 903, 904. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. СПб., 1899, стр. 680, 682, 870. Житие святителя Феодосия Углицкого. Чернигов, 1878; СПб., 1896, 1898, 1900 и др.; М. 1896–1903; Полтава, 1896; Одесса, 1897; Балуйки. 1897; Тобольск, 1896. Гродненские епархиальные ведомости. 1905, 44. Черниговские епархиальные ведомости. 1898, 10. Черниговские епархиальные ведомости. 1864, 1865, 1871, 1878, 1892, 1896. Церковные ведомости. СПб., 1896, 30, стр. 305–308. Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1896, 30, стр. 1080–1086; 36, стр. 1306–1310; 37, стр. 1329–1336; 46, стр. 1711–1713; 48, стр. 1788; 49, стр. 1833–1835; 50, стр. 1885–1887. Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1897, 39, С. 1390–1392; 47, стр. 1715–1717. Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1900, 39, стр. 1564–1566.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

614 Захария Копыстенский (псевдоним Азария; †1627) – червонорусский шляхтич из Перемышля, писатель, культурный и церковный деятель, архимандрит Киево-Печерской лавры с 1624 г. Его «Палинодия, или книга обороны» (1621–1622) была направлена против католицизма и Унии и вы­ражала идею объединения Восточной Европы под эгидой Православия. 616 Имеются в виду святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярос­лавский († 1299), и чада его святые благоверные князья Давид († 1321) и Константин († ранее 1321). 617 Иоасаф Белгородский (Горленко Иоаким Андреевич; 1705–1754), святи­тель. С 1748 г. – правящий епископ Белгородский и Обоянский. 1 декабря 1920 г. во исполнение постановления Народного комиссариата юстиции от 23 августа 1920 г. «О ликвидации мощей», состоялось вскрытие мощей святителя под руководством специально назначенной комиссии. Комиссия составила официальный акт, подписанный её членами и опубликованный в «Курской правде» за 10 декабря 1920 г. Мощи были отправлены в Москву, в Музей Наркомздрава на Петровке, затем в антирелигиозный музей. В 1930-х гг. их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея исто­рии религии и атеизма в бывшем Казанском соборе. 618 Феодосий Черниговский (Полоницкий-Углицкий; 1630-е – 1696) – святи­тель, архиепископ Черниговский. 619 Павел (Петр Конюскевич (Канючкевич, Конюшкевич); 1705–1770) – мит­рополит Тобольский и Сибирский, святитель. С 1768 г. жил на покое в Киево-­Печерской лавре. 622 Точнее; Юрий (Георгий) Владимирович, по прозвищу Долгорукий (1090-е – 1157) – князь Ростово-Суздальский и великий князь Киевский, шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Традиционно считается основателем Москвы. 636 Праведная Анна Пророчица, благочестивая вдова из Иерусалима, упоми­наемая в событии Сретения Господня, вместе с Симеоном Богоприимцем сла­вила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк. 2:38 ). 640 Точно: «Закон свободен научать всякой истине, и многие читают его по своему, но немногие разумеют по мере того, как исполняют заповеди» (Марк Подвижник, прп. 200 глав о духовном законе, 30//Добротолюбие. Т. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В книге В. Петрушко «Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997» (М., 1998) приведены примеры того, насколько драматично развивались события. Так, накануне приезда в монастырь нового Первоиерарха УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира «боевиками из ультранационалистической УНА-УНСО было совершено разбойничье нападение на Лавру. 200 молодчиков под руководством одного из своих галицийских " фюреров " - Дмитра Корчинского - попытались совместно с подразделениями милиции штурмом овладеть монастырем. Безоружные монахи и православный народ, собравшийся в обители по зову лаврского колокола, отбили натиск. Было множество раненых. Важно отметить, что вопреки негласному приказу властей о поддержке филаретовцев не все структуры МВД были на стороне беззаконника Денисенко: оборонять Лавру от националистов и милиции помогали бойцы ОМОНовского подразделения " Беркут " » (с. 129-130). Святитель Феодосий (Полоницкий-Углицкий; 30-е гг. XVII в. - 1696), архиепископ Черниговский. Канонизирован в 1896 г. Память 5/18 февраля и 9/22 сентября. Святитель Димитрий (Туптало; 1651-1709), митрополит Ростовский. Составил сборник житий святых «Четьи минеи». Канонизирован в 1757 г.Память 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября. 14 апреля 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении архиепископа Филарета к лику местночтимых святых Черниговской епархии. 25 октября того же года в Троицком соборе Чернигова состоялся чин канонизации, возглавленный митрополитом Киевским Владимиром. Святитель Иоасаф (Горленко; 1705-1754), епископ Белгородский. Канонизирован в 1911 г. Память 4/17 сентября и 10/23 декабря. Святитель Иоанн (Максимович; 1651-1715). Канонизирован в 1916 г. Память 10/23 июня с Собором Сибирских святых. Святитель Георгий (Конисский; 1717-1795), архиепископ Могилевский. Причислен к лику местночтимых святых Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 г. Схиархимандрит Лаврентий (Проскура; 1868-1950). Канонизирован УПЦ в 1993 г.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/27/...

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский. Родился в начале 30-х годов XVII в. в Подольском крае. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при Крещении, осталось неизвестным. Благочестие родителей способствовало духовному развитию и добрым склонностям мальчика: с детства он прилежал молитве и отличался кротким характером. Юношей он вступил в духовное училище, так называемую Киево-Братскую коллегию, при Киевском Богоявленском монастыре. Конец 40-х годов XVII в. был временем расцвета коллегии. Ректорами в то время были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен Лазарь (Баранович), впоследствии архиепископ Черниговский. В числе наставников были такие просвещенные люди, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), игумен Феодосий (Сафонович), игумен Мелетий (Дзик) и епископ Белорусский Феодосий (Баевский). Товарищами святого по Коллегии были будущие выдающиеся ученые и пастыри – Симеон Полоцкий , Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский. Киево-Братская Коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства – иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания и Богомыслию. Можно предположить, что святому Феодосию не пришлось пройти полного курса Коллегии, так как во время разорения Киева поляками Коллегия на несколько лет прекратила свою деятельность. После получения образования будущий святитель принял постриг в Киево-Печерской Лавре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая). Выдающиеся способности и высокая духовная настроенность молодого инока были сразу отмечены митрополитом Дионисием Балабаном, который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4.      Свм. Вавилы антиох., м. Урвана, Прилидиана, Епполония; мц. Христодулы; м. Вавилы никомид., Аммония, Доната, Феодора, Миана, Иулиана, Киона; мц. Ермионии; прр. Моисея боговидца; п. Афанасия брестского; прославление мощей св. Иоасафа, епископа белгородского. Иконы Б. М. «Неопалимая Купина». 5. Прр. Захарии и прв. Елисаветы; м. Урвана, Феодора, Медимна, Авдия, Фифаила, Сарвила, Иувентина, Максима, мц.: Фивеи, Раисы; п. Петра, кн. Глеба (Давида). 6.      Чудо архистр. Михаила в Хонех; м. Ромила, Евдоксия, Зинона, Макария, Кириака; мц. Василиссы, свм. Кирилла, еп. гортинск.; м. Фавста, Авива; п. Архиппа, Давида. Пр. Давид († VI в.) был сначала разбойником, но потом раскаялся в своих прегрешениях, и игумен, приняв его в монастырь, не наложил на него епитимии (см. в Прологе 6 сент.). 7.      Предпразднество Рождества Пресвятой Богородицы. Муч. Созонта, Евпсихия; ап. Евода и Онисифора; п. Луки и Иоанна, арх. новгор., пм. Макария канев.; п. Серапиона спасоелеаз. Муч. Созонт († ок. 304 г.), по сказанию Пролога, не будучи священником, многих крестил. Но он делал это потому, что епископов и священников в то время было мало, и некому было крестить; в случае же нужды Церковь и теперь дозволяет мирянам крестить. Муч. Евпсихий (II в.), по мнению раскольннков-баптистов, не причащался св. Таин, однако спасся; значит, без причащения можно спастись. Но как же можно допустить подобную мысль, когда Сам Спаситель сказал: аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе ( Иоан. 6, 53 ); когда пр. Иосиф Волоцкий решительно заявляет: «не мощно есть и христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых таин (Сл. II о иноч. жит. стр. 495)? 8.      Рождество Пресвятой Богородицы. 9.      Прв. Богоотец Иоакима и Анны; обрет. и перенесение мощей св. Феодосия углицк., архиеп. черниг. Воспоминание 3-го Вселенского собора (431 г.); м. Севериана, п. Феофана; м. Харитона и Стритора; блаж. Никиты; п. Иосифа волоцк., п. Иоакима опочск. Пр. Иосиф Волоцкий († 1515 г.) отличался горячей ревностью по вере Христовой и был строгим обличителем ереси жидовствующих. Плодом его деятельности осталось сочинение «Просветитель», в котором он с глубоким знанием св. Писания опровергает заблуждения жидовствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В 1888 г. м-рь передан из Синодального ведом. в епархиальное и назначен для местопребывания викариев Ярославских, епископов Углицк. В соборном храме во имя Зачатия св. Анны, существующем с 1691 г., покоятся мощи перед север. дверями алтаря еп. Иакова, а в юго-зап. углу св. Димитрия, бывшего с 1702 г. епископом Ростовским и скончавшегося в 1709 г. 28 октября. На паперти собора находится мраморная гробница, под которою покоится тело инока Амфилохия, бывшего с 1780 г. по смерть свою в 1824 г. 26 мая в должности гробового старца при мощах св. Димитрия; тут же погребен архимандрит Иннокентий, управлявший обителью 29 лет и скончавшийся в 1847 г. 27 февр. “Опис. Ростов. ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского-Димитриева мон. и приписного к нему Спасского, что на Песках”, Спб., 1849 г.; “Св. Димитрий, митроп. Ростовский”, Москва, 1849 г.; “Опис. жизни иером. Амфилохия”, Москва, 1839 г.; “Жизнь св. отца нашего Димитрия, митроп. Ростовского”, Москва, 1861 г.; “Ист. Росс. Иер.”, II, 527; Ратшин, 550; “Опис. монаст.”, 1817 г., 129; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и монаст.”, 95; “Словарь ист. о свят.”, 91, 125; “Путеш. ко свят. мест. Русск.”, I, 61; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.”, в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.”, 1847 г., 2, 35; Журавлев, “Путев. по Ярослав. губ.”, 301; “Памятн. Веры”, 150; Крылов, “Истор. статистич. обозр. Ярославской епархии”, 61; “Ежегодник Владимирск. губ. стат. Комит.”, III, Отд. I, 79; Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г., 106; “Ярослав. г. в.”, 1847 г., 11 (погребение архим. Иннокентия), 15 (речь по поводу погребения); 1853 года, 50 (Ростов в 1802 г.); “Церковн. вед.”, 1888 г., 16, 79 (о передаче в епарх. вед.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 93 223 (св. Иаков еписк.), 270, 474 (св. Димитрий Ростов.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 365, 25; Ключевский, “Жит. свят.”, 462; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 195, 252 (св. Иаков); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1872 г., IV, Отд. 2, 142 (архим. Феоктист 1775 г.); 1876 г., III, Отд. 2, 49 и 1877 г., V, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003