Приложения Опись антиминсам, находящимся в ризнице Александро-Невской лавры Антиминсы писанные Здесь не будем повторять описания пяти антиминсов, найденных в Новгородском Николо-Дворищском соборе, – трех антиминсов, открытых в Новгородской церкви XII Апостолов; так как они обстоятельно описаны Архимандритом, ныне Епископом, Макарием в Известиях Императорской Академии Наук (Том VI, стр. 86–92) и, кроме того, антиминс XII-ro столетия – г. Срезневским в Христианских Древностях, Прохорова (1862, кн. 4). (О них см. выше, стр. 149–153, 41 и 231). Но с антиминса XII-ro века, как древнейшего, начинаем опись. 1) Антиминс 1149 года замечателен, как выше сказано, по своей древности, величине и тем, что в нем не было св.мощей. Прилагается здесь рисунок с него (находящийся и в издании Прохорова) как с самого древнего (см. рисунок на листе А). 2) Холщевый – 3 1 / 8 вершка в ширину и столько же в высоту; в храм Положения честныя ризы Богородицы; от сотворения мира 6994 (от Рождества Христова 1486); с св. мощами 264 . На нем изображен шестиконечный крест на подножии, и при кресте слова: «IC. ХС. HI. КА, Царь Славы». Надпись не у краев и не кругом антиминса, а на средине его, следующая: «Освятися олтарь великого Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы честного Положения ризы, смиренным Архиеписком Иоасафом при благоверном Князе Иване Васильевиче и сыне его Великом Князе Иване Ивановиче в лето 6994 на память Покрова Пресвятой Богородицы». Антиминс имеет пришивные наугольники (см. рисунок на листе Б). Этот антиминс найден в упраздненной деревянной церкви во имя Положения честныя ризы Пресвятыя Богородицы, состоящей Новгородской губернии, Кирилловского уезда, в селе Бородаеве, в 3-х верстах от Вогнемской приходской церкви. Священник этой церкви и благочинный Павел Левитский, нашедший этот и другие два антиминса, в рапорте, при котором представил 1866 г. ноября 14-го три антиминса, между прочим писал, что «по преданию старожилов, церковь и крестьяне села Бородаева принадлежали в старину Ферапонтову упраздненному монастырю, который здесь имел скотный двор, большую запашку, сенные покосы и рыбные ловли на реке Шексне. Жила здесь и братия из Ферапонтовой обители». Особенность этого антиминса – малая величина его, изображение на нем креста, место мощей – внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Герасимово, урочище. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Ризоположенская с. Герасимово (Богородское) каменная, с такою же колокольнею и оградой. Построена в 1775 г. полковником Антоном Васильевичем Шиповым на его средства, с участием прихожан. Кладбище при церкви. Престолов 3: а) в ч. положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, приделы: б) правый в ч. собора св. Иоанна Предтечи, в) левый во имя прор. Илии. При церкви есть попечительство с неприкосновенным капиталом 12000 р., проценты с коего, по воле жертвователя, расходуются так: 1/8 в пользу церкви, 1/8 - в пользу причта, 5/8 в пользу бедных прихожан церкви и 1/8 ч. на бедных плательщиков податей Стафуровского общества. Расстояние от Костромы 192 в., от Солигалича 23 в. Ближайшие церкви: Николаевская с. Лосева в 5 в., Благовещенская с. Неронова в 6 в., Воскресенская с. Агутина в 8 в. и Николаевская с Корцова в 10 в. http://www.old-churches.ru/so_004.htm Скромный сельский храм в стиле барокко, отличающийся благородством пропорций и необычной строгостью декора. В 18 в. с. Богородское с деревнями принадлежало князю Г.В. Козловскому и было отдано в приданое за дочерьми Я.Д. Бычкову и Д.Ю. Колошину, у которых в 1771 г. его выкупил полковник Антон Васильевич Шипов. По его заказу и на его средства, с участием прихожан, в 1775 г. был возведен существующий кирпичный храм, побеленный по известковой обмазке. В храме было два придела — Иоанна Предтечи и Ильи Пророка. Церковь стоит вдалеке от жилья на заросшем кладбище. Ее композиция сильно развита в продольном направлении. К основному объему типа восьмерик на четверике, гуськовую кровлю которого венчает граненый световой барабан несохранившейся главы, с востока примыкает более узкий прямоугольный в плане алтарь со срезанными углами, по высоте равный четверику, а с запада — чуть более широкая трапезная, за ней — суженный притвор и трехъярусная колокольня. Особую пластичность объемам придают скругленные углы четверика, трапезной и притвора, подчеркнутые пилястрами, и по-разному разработанные углы четвериков колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=39072

Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5 Проезд: Метро " Площадь Ильича " , " Римская " . Подробнее... Успенский собор Московского Кремля [ править править код ] Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года). Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Современный статус Открыт как музей в 1955. В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» . С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным». Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5 Проезд: Метро " Площадь Ильича " , " Римская " . Подробнее... Церковь Ризоположения (Московский Кремль) [ править править код ] Церковь Ризоположения (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля. Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов. Предшествующая одноимённая церковь была заложена на этом месте митрополитом Ионой в 1451 году в память об избавлении Москвы от нашествия Мазовши, когда ордынские войска отступили от Москвы 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В 1484—1485 годах при митрополите Геронтии старая церковь была заменена новой. Возвела церковь артель русских мастеров, приглашённая в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи. Несколько позднее с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери, располагавшемуся в нише на западной стене (в 1930—1940-х годах часовня была разобрана, а образ был утрачен).

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Москвы

Не случайно теперь мы знаем имена мастеров-живописцев, создавших уникальные фрески в храме Ильи Пророка. Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Семенов, Федор Игнатьев, - вот далеко не полный перечень имен этих художников. Стилистический анализ позволил современным исследователям в каждой из существующих фресок определить оригинальную творческую манеру автора, ее создавшего. Церковь Св. пророка Илии построена в 1647 году тщанием ярославских купцов Гостиной сотни Вонифатия и Иоанникия Ивановичей Скрипиных. Престолов в ней пять: Св. пророка Илии, св. муч. Гурия, Самона и Авива, преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца, Положения ризы Господней и Покрова Пресвятой Богородицы. В приходе ее находится 544 души муж. пола и 504 жен. пола. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Церковь Ильинская каменная, приходская. Имеет пять престолов: в главном летнем храме - во имя пророка Илии и в приделе (в алтаре) - во имя преп. Варлаама Хутынского; в зимнем храме - во имя Покрова Божией Матери и в двух холодных приделах - в честь Положения Ризы Господней и св. муч. и испов. Гурия, Самона и Авива. Храмовый праздник 20 июля, 6 ноября, 15 ноября, 1 октября и 10 июля. Построена в 1650 г. братьями Вонифатием и Иоанникием Ивановичами Скрипиными. Святыни: часть ризы Господней, присланной патриархом Иосифом I в благословение устроенному храму. Под северо-восточной частью храма часовня Печерской Божией Матери, устроенная одновременно с храмом и имеющая значение усыпальницы храмоздателей и их рода. С обеих сторон образа Божией Матери на стене изображены молящимися во весь рост святые, соименные погребенным в усыпальнице. Земли под церковью и в ограде церковной 657 кв. саж. и при двух церковных домах около 178 кв. саж. В первом доме, в двух этажах, помещается причт, а третий этаж сдается в наймы в пользу церкви; во втором доме также живут постояльцы. Церковного капитала в процентных бумагах 6163 руб.

http://sobory.ru/article/?object=00213

Название праздника, если выразить его яснее, значит выход с честными древами креста или просто крестный ход. Праздник, имеющий это название, начался в Константинополе, где в Успенской пост, по случаю избавления от моровой язвы, совершались ежедневно, начиная с 1-го августа, крестные ходы с древом креста и с иконами. Первый день этих священных процессий праздновался особенно торжественно; это празднование перешло к нам и память о нем записана в древнейших наших месяцесловах. В 1161-м году к этому празднеству присоединилось празднование Спасителю и Богоматери, установленное по взаимному согласию нашего князя Андрея Боголюбского и императора Греческого Эммануила, которые оба в этот день получили от Бога победу над врагами. 13. Знамение креста 7-го Мая вспоминается явление на небе знамения креста, виденное всеми жителями Иерусалима в 338-м году по Рождестве Христове; Кирилл, епископ Иерусалимский, письменно извещал об этом императора Констанция, который установил ежегодно 7-го Мая праздновать это событие. 14. Положение Ризы Господней 10-го Июля празднуется торжественное положение в Московском Успенском соборе ризы Господней, присланной царю Михаилу Феодоровичу в дар от персидского шаха Аббаса, получившего ее из Грузии, куда она перенесена была воином, бывшим при распятии Спасителя. Совершившиеся в Москве чудеса уверили всех, что присланная риза действительно есть риза Господня. Царь и патриарх, положив ризу в Успенском соборе, установили ежегодно праздновать день положения. От этой ризы одна часть находится в Петербурге, в церкви Зимнего дворца, а другая в Петропавловском соборе. бб) Праздники Богородичные 1. Рождество Богородицы Пресвятая Дева Мария, Матерь Божия, родилась от Иоакима и Анны, благочестивых евреев от рода царского и архиерейского. Долго не имея детей и скорбя об этом, они усердно просили Господа даровать им чадо. Молитва их была услышана и у них родилась дочь Мария, предизбранная быть матерью Господа. Праздник Рождества Богородицы уже делается известным с 315-го года, и в это время уже начали строить храмы в память этого праздника; один такой храм был построен в Вифлееме равноапостольною Еленою. 2. Введение во храм Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кондак, глас 2 Твердым умом и непрестанными молитвами/борителя врага силу всегубительную до конца поборив,/достойно от Христа прославился еси,/Иоанне всеблаженне./Тем твоих днесь мощей возвращения/светлый совершающе праздник в веселии,/согласно вопием ти:/стаду и людем твоим ты еси с Богом, отче преподобне,/похвала и утверждение. Ин кондак, глас 6 Благодатию Божиею нас обогатил еси/и делы благими известил еси,/званием явися, Иоанне, угодник Христа Бога./В молитвах и постех дарований Божия Духа исполнися/бысть недугом прогонитель/и заступник душам нашим. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Иоанне,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 2/15 Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (458). Святителя Фотия, митрополита Киевского (1431). Перенесение мощей святителя Арсения, епископа Тверского (1483). Святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского (ок. 458). Священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого (1937). Пожайской (XVII), Феодотьевской (1487) и Ахтырской (1739) икон Божией Матери. Тропарь положению ризы Пресвятой Богородицы, глас 8 Богородице Приснодево, человеков Покрове,/ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/державное граду Твоему обложение даровала еси,/безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/о Тебе бо и естество обновляется и время./Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати/и душам нашим велию милость. Кондак, глас 4 Одеяние всем верным нетления,/Богоблагодатная Чистая,/даровала еси священную ризу Твою,/еюже священное тело Твое покрывала еси,/Покрове всех человеков,/еяже положение празднуем любовию/и вопием со страхом Ти, Чистая:/радуйся, Дево, христиан Похвало. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим святыя ризы Твоея честное положение. Тропарь святителю Фотию, митрополиту Киевскому и всея Руси, глас 4 Словес Евангельских послушателю/и Божественных учений рачителю,/премудрый страху Господню поучаяйся,/в молитвах к Богу простираяйся,/заградителю устен кривоглаголющим слово Правыя веры,/яко апостолом сопричастниче,/вере Христовой утвердителю,/пророчески вещателю, святителю Фотие,/моли Христа Бога/умирити мир и спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Небольшая деревенская церковь Положения ризы Богоматери, по­строенная на средства ростовского владыки, относится к простейшему типу клетских сооружений и не идет ни в какое сравнение с теми гран­диозными и, видимо, изощренными по формам храмами, которые воз­водились современными ей ростовскими «древоделами». Она состоитиз трех срубов разного размера и высоты — собственно храма, алтаря и трапезной, которая первоначально была окружена откры­той галереей-папертью, уничтоженной при ремонте 1848 года. В 1957 году церковь была перенесена на территорию Кирилло-Белозерского монастыря с последующей реставрацией в процессе сборки и, кажется, лишь благодаря этому сохранилась до наших дней. Клетский тип, к которому принадлежит заказанная архиепископом Иоасафом церковь Ризоположения, несомненно, преоб­ладал в русском деревянном зодчестве. По своим основным признакам клетские церкви мало чем отличались от жилых построек и вместе с тем были принципиально с ними не схожи. Вертикальная ориентация двускат­ных кровель, их подчеркнутая «островерхость» (в отличие от более ранних клетских храмов, таких как, предположительно самая ранняя из них, Лаза­ревская церковь Муромского монастыря в Карелии, относимая к концу XIV в.) делает эти строения подчеркнуто представительными. Такова, напри­мер, Георгиевская церковь в селе Юксовичи под Петербургом (некоторые исследователи предположительно датируют ее 1493 г.), которая благодаря наличию дополнительного уступа кровли выглядит более значительной, чем бородавский храм. Скромность облика Ризоположенской церкви, видимо, определялась условиями заказа. Вместе с тем ее архитектуре свойствен­ны отточенная ясность пропорций, устремленность вверх, строгое чередо­вание объемов от трапезной к небольшому четверику и алтарной части. Выразительность клетских храмов значительно усиливалась благодаря особенностям организации интерьера, отличавшегося от интерьеров жи­лых построек. Храм был открыт для молящихся от входных дверей через трапезную до алтарной преграды, обычно включавшей Царские врата, иконы местного и размещенного выше деисусного ряда, а в более крупных сооружениях — праздничный и пророческий ряды. В интерьере церкви Положения ризы обращает на себя внимание легкая «вспарушенность» потолочного перекрытия основного объема, что создавало дополнительный пространственный эффект.

http://sobory.ru/article/?object=54355

В 1989-1994 г.г. на средства прихода и областного бюджета святыня отреставрирована под руководством А.Н. Клячиной и В.И. Васина. В нижнюю часть креста, восстановленную в ходе работ, в настоящее время вставлено множество современного изготовления ковчежцев с частицами мощей святых. Из святынь, обретенных в последние годы, можно указать выполненную недавно для главного иконостаса икону «Положение ризы Богоматери во Влахерне» с частицей ризы Богоматери. Незадолго до ухода на покой митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд) вложил в Ризоположенскую церковь свой серебряный напрестольный крест. На Поклонной горе ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского устроило первый привал перед походом на Москву, здесь собирались богомольцы в праздник Воздвижения Креста и в Крестопоклонную неделю. До Крестобогородского села горожане с крестным ходом каждый год провожали чудотворные ростовские иконы Богоматери Владимирской и Тихвинской. Жители Ярославля в утреннее и вечернее время, чаще летом, приходили в селение Крест любоваться восхитительным видом - отсюда хорошо просматривались 35 деревень и 13 сел. Как отмечал один из любителей прекрасного, «особенно красивым кажется отсюда Ярославль в начале дня; при утреннем солнечном свете он блистал яркими огнями от множества позлащенных глав. Удивительный пейзаж никого не оставлял равнодушным и создавал особое настроение. И кажется, совсем не случайно на одном из местных колоколов была отлита надпись: «услышав призывной звук, раздающийся в круге небесном, спешите во храм, но с неожесточенными сердцами». Благодаря географическому положению села Крест, находившегося на Московской дороге при въезде в Ярославль, храм посещали не только обычные паломники и туристы, но и первые духовные и светские лица страны как прошлого, так и современности. Крестобогородская церковь входит в число пяти храмов Ярославля, в которых не прекращалось богослужение все годы советской власти. Но в ее истории был период, когда над ней нависла реальная угроза закрытия. На заседании исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся, проходившего 15 июня 1966 года было принято решение «Об организации въезда в город Ярославль в районе с. Крест» (напомним, что тогда в этой части города велось активное строительство поселка при Ново-Ярославском нефтеперерабатывающем заводе). Этим решением одобрялся снос Крестобогородской церкви, которая мешала устройству автомобильной дороги. Но Министерство культуры РСФСР отклонило представление облисполкома в связи с тем, что включает «данное здание в число памятников, подлежащих охране государством, а религиозное общество является активным и церковь поддерживает масса верующих». Возможно, свою роль сыграло письмо в министерство, написанное известным искусствоведом Верой Григорьевной Брюсовой в защиту церкви от сноса.

http://sobory.ru/article/?object=00585

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Праздник основания Русской Православной митрополии в Киеве 15.07.2020 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово в день положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне По преданию, риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена во Влахернский храм в Константинополе. Впоследствии в драгоценный ковчег с ризой были положены также омофор Пречистой и часть Ее пояса. Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах. Мы молимся Божией Матери: «Радуйся, Царице» . И каждую Божественную литургию священник предваряет на проскомидии словами: «Предста Царица одесную Тебе в ризы позлащены одеяна, преукрашенна». Она — Царица, потому что Ее Божественный Сын — Царь мира. Все, что Она приняла от Бога, Она употребляет для ходатайства за нас. Мы обращаемся к Ней: «Пресвятая Богородице, спаси нас!», хотя есть один только Спаситель — Христос. Но воистину Она — спасение наше, потому что Она приняла и родила всему миру Спасителя. И когда мы говорим о честной ризе Пресвятой Богородицы, мы естественно вспоминаем об исцелении евангельской кровоточивой от прикосновения к краю риз Господа. А также о том, что ризы Его на горе Фаворской были белы, «как снег, как на земле белильщик не может выбелить». А в книге Деяний мы читаем, что от поясов и платков апостола Павла многие бесноватые и болящие получали исцеление. И мы храним как святыню частицы облачений преподобного Серафима, святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и других наших святых. Все, оказывается, в жизни христианина имеет значение. На все милосердный Господь хочет излить Свою благодать. Как нам надо жить, как беречь душу свою и тело, чтобы не оказались мы среди тех, кого надо спасать, по слову апостола, не милостью, а страхом, «гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1, 23).

http://moral.ru/праздник-основания-русск...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 15 июля, Церковь празднует Положение честной ризы Богородицы во Влахерне 2 мин., 15.07.2023 15 июля Православная Церковь отмечает праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V в.). По Преданию, риза (одеяние) Божией Матери была обретена приближенными византийского императора Льва Македонянина братьями Гальбием и Кандидом вблизи Назарета, в доме одной благочестивой еврейки. Оттуда ков­чег с великой христианской святыней братья пе­ре­ве­зли в Кон­стан­ти­но­поль, где ее с благоговением приняли святой Патриарх Константинопольский Ген­на­дий и им­пе­ра­тор Лев. В пригороде Константинополя Влахерне, вблизи моря, был построен храм в честь Божией Матери, куда 2 июля 458 года и была торжественно перенесена риза, помещенная в новый ковчег. Впо­след­ствии в ков­чег с ри­зой Бо­го­ро­ди­цы по­ло­жили Ее свя­той омо­фор и часть Ее по­я­са. В дальнейшем, по молитвам к Божией Матери, во Влахернском храме перед Ее ризой происходили многочисленные чудеса. В первую очередь, спасение Константинополя от иноземных захватчиков. Так, например, Богородица спасла город во вре­мя оса­ды ава­ра­ми в 626 году, пер­са­ми – в 677-м, ара­ба­ми – в 717-м, а также в 860 году русским флотом князя Аскольда. Когда Константинополь был уже на грани захвата русскими воинами, бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о спа­сении цер­ков­ных свя­ты­нь, и преж­де все­го – свя­той ри­зы Бо­го­ро­ди­цы. По­сле все­на­род­но­го мо­леб­на святыню крест­ным хо­дом об­нес­ли во­круг го­род­ских стен, по­гру­зи­ли с мо­лит­вой край ее в во­ды Бос­фо­ра, а за­тем пе­ре­нес­ли в центр города – в храм Свя­той Со­фии. В результате, Бо­жия Ма­терь незримо усми­ри­ла рус­ских во­и­нов, после чего было заключено пе­ре­ми­рие и снята оса­да Кон­стан­ти­но­по­ля. Взяв большой выкуп, но, не разорив города, русские дружины ушли. 2 июля 860 года (15 июля по н. ст.) чу­до­твор­ную ри­зу тор­же­ствен­но вернули в ра­ку Влахерн­ско­го хра­ма. В вос­по­ми­на­ние этих со­бы­тий свя­тым пат­ри­ар­хом Фо­ти­ем и бы­ло уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние По­ло­же­ния честной ри­зы Бо­го­родицы во Влахерне. Читайте также: Риза Богородицы: что это за великая святыня и где ей поклониться в России Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-prazdnuet-polozhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010