II 10. 4-8). Высшая часть души, ее разумная способность, продолжает оставаться «образом» Логоса в человеке, тогда как низшая ее часть тяготеет к телу (Ibid. II 10. 7). О. ставит вопрос: можно ли считать, что в человеке находятся как бы 2 души - высшая и низшая? Он критически анализирует различные т. зр. на этот счет (Ibid. III 4. 1-5). Нек-рые полагают, что низшая душа передается человеку от родителей половым путем, присутствует в крови и не может существовать без тела. Сторонники этой теории считают, что ап. Павел имеет в виду именно низшую душу, когда говорит о «плоти», к-рая «противоборствует закону ума» (Рим 7. 23), и о «плотском мудровании» (Рим 8. 6). О., напротив, предлагает рассматривать эти места как указание на природу тела, к-рое содержит в самом себе некую «премудрость» и «закон», противящийся духовным устремлениям человека. Он признает, что подобный «закон» есть и в душе, и помимо плотских существуют душевные страсти (гнев, зависть, гордость и т. п.). О. видит в душе некую «среднюю» часть человеческой природы, занимающую промежуточное положение между духом и плотью и наделенную способностью выбирать между плотским и духовным. III. Тело. Поскольку человек пал с высоты «небес», его первоначальная божественная природа теперь одета в плоть. Согласно О., грехопадение побудило человека надеть одежду смертности и тленности. Это и есть те «кожаные ризы» (Быт 3. 21), к-рые Бог сделал для Адама и Евы, когда они были изгнаны из рая ( Orig. Contr. Cels. IV 40; In Lev. 6. 2; ср.: Simonetti. Alcune osservazioni. 1962). «Кожаные ризы» вслед за Филоном и гностиками О. интерпретирует как грубое физическое тело ( Philo. Quaest in Gen. 1. 53; ср.: Iren. Adv. haer. I 5. 5; Clem. Alex. Strom. III 95. 2). Негативные характеристики плоти (σρξ, caro; Рим 8. 2-4; Флп 3. 3) О. относит к этому состоянию грубого тела, обремененного «нечистотой» (πος, sordes), к-рая связана со способом появления на свет потомков Адама ( Orig. In Rom. comm. V 9). По мнению О., половые отношения явились следствием грехопадения.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

Жена же нкая дасть дъщери его скръвище. Посемь умьре дъщи его, и не обртаему бывъшю положенному. Въпроси старьць мьртвую, и отвщавъши, рече: «На семь есть мст». И ина мъного створивъ, с миромъ скончася. 14 декабря. Страсть святых мученикъ Филимона и Аполония и дружины их . Ти святии бша от Фивъ Еюпьтьскыхъ при Диоклитьян цесари. Беша же вси 36, и понеже яти бывъше, единъ от нихъ, нарицаемый Аполоний, причьтникъ сый, дасть златьце стргущему я Филимону гудьцу и помолися ему одтися в ризы своя и в себе мсто поклонитися и пожрти идоломъ. Филимонъ же одвъся въ ризы Аполония, егда идяше пожрти, исповда Христа. Игемонъ же, не сказавъ его, рече: «Призовте гудьця Филимона, да погудеть и пниемь утолить хрьстьяны пожрти». И тъгда познанъ бысть Филимонъ, и мученъ бысть съ инми от гмона. Послдь же игмонъ врова и иже с нимь. И увдвъ си Диоклитиянъ, мучи и. съ Арианъмь, богатымь нкыимь мужемь. Посемь связавъ вся и вмета въ вретищя, въвьрже въ море. 17 декабря. Страсть святаго мученика Вакъха Новаго . От страны Палестиньскыя тъ б въ царство Ирины и Костянтина. Бста же родителя его от рода крьстьяна, нъ отець его от бсовъ прльстися, на срачиньскую вру срамную прложися и опоганися. Сътвори дтий седмеро и въспита въ той же злй вр, и посемь умре, и осташа дти с матерью своею. От нихъ же единъ, Галасий нарицяемый, въ Иерусалимъ приде, и посемь отъиде въ лавру святаго Савы и бысть мнихъ, Вакъхъ нареченъ, добр же поживъ. И посланъ б игуменмь бжяти, да не увднъ будеть, яко срацинина крьстилъ б. И пришьдъ въсвояси, пять братий убо крьсти, единъ же не крьстивъся, оклевета Вакъха къ старишин мира, и ускну и.. Ти тако скончася. 11 января. Память прподобьнаго отця нашего Феодосия, обьщьна отцмъ . Трепарь, глас 8. Сльзъ твоихъ источьникъ, исповдания поты смсилъ еси и купль мысльную съдлавъ, отче прьподобьне, омываеши въ ней творящихъ любовию память твою сквьрну дяний. Моли Христа Бога спасти душа наша. Феодосий, въ святыхъ отьць нашихъ, нарицаемый обьщеновожильць, 776 б от страны Кападокийскы, родителю добру. Бысть же мнихъ, и пьрве убо отъиде въ Антиохию къ святому Симеону Стълпьнику, 777 и благословленъ бысть от него, посемь – въ Ерусалимъ, оттуду же дойде въ пустыню. Тридесяте лтъ хлба не ядый, нъ тъчию смоквы и былие, тмь многа чюдеса створи, и манастыря многы сътвори и бсы молитвою прогна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так он стоял, кланялся, крестился там, где это нужно было, и боролся, отдаваясь то холодному осуждению, то сознательно вызываемому замиранию мыслей и чувств, когда ризничий, — отец Никодим, тоже великое искушение для отца Сергия, — Никодим, которого он невольно упрекал в подделыванье и лести к игумну, — подошел к нему и, поклонившись перегибающимся надвое поклоном, сказал, что игумен зовет его к себе в алтарь. Отец Сергий обдернул мантию, надел клобук и пошел осторожно через толпу. Он знал, что это говорили про него. Он слышал и, как всегда в минуты искушений, твердил слова: «И не введи нас во искушение», — и, опустив голову и глаза, прошел мимо амвона и, обойдя канонархов в проходивших в это время мимо иконостаса, вошел в северные двери. Войдя в алтарь, он, по обычаю, крестно поклонился, перегибаясь надвое, перед иконой, потом поднял голову и взглянул на игумна, которого фигуру рядом с другой блестящей чем-то фигурой он видел углом глаза, не обращаясь к ним. Игумен стоял в облачении у стены, выпростав короткие пухлые ручки из-под ризы над толстым телом и животом и растирая галун ризы, улыбаясь, говорил что-то с военным в генеральском свитском мундира с вензелями и аксельбантами, которые сейчас рассмотрел отец Сергий своим привычным военным глазом. Генерал этот был бывший полковой командир их полка. Теперь он, очевидно, занимал важное положение, и отец Сергий тотчас же заметил, что игумен знает это и рад этому, и оттого так сияет его красное толстое лицо с лысиной. Это оскорбило и огорчило отца Сергия, и чувство это еще усилилось, когда он услыхал от игумена, что вызов его, отца Сергия, ни на что другое не был лужен, как на то, чтобы удовлетворить любопытству генерала увидать своего прежнего сослуживца как он выразился. — Одень рад видеть в ангельском образе, — сказал генерал, протягивая руку… — надеюсь, что вы не забыли старого товарища. Все лицо игумна, среди седин красное и улыбающееся, как бы одобряющее то, что говорил генерал, выхоленное лицо генерала с самодовольной улыбкой, запах вина изо рта генерала и сигар от его бакенбард — все это взорвало отца Сергия. Он поклонился еще раз игумну и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Дунаев А.Г. 26 февраля 2012г. 14:52 Предложенное толкование никоим образом не разрешает проблему, сформулированную автором в следующих словах: " Таким образом, анализ ДНК убедительно подтверждает оба главных положения дарвиновской теории эволюции — и происхождение всех живых существ от общего предка, и естественный отбор из множества случайных вариантов. Факты, полученные в результате расшифровки генома человека, свидетельствуют именно о преемственности во времени, т.е. эволюции " . Возможно, " кожаные ризы " -- это смертность и дебелость плоти, но уж никак не " геном шимпанзе " . Не понимаю ожесточенности спора эволюционистов и креационистов. Почему нельзя рассматривать данные, свидетельствующие о связи всех живых существ, как отражение последовательного творческого процесса, в котором скачки происходили не спонтанно, не сами по себе, а по замыслу и при участии Творца? Даже если ч-к был сотворен из праха, а не прямо " из обезьяны " , при сотворении могли быть использованы предыдущие " модули " , уже " отработанные " на живых существах. Гораздо более интересна и важна, как кажется, проблема наличия смерти в мире до грехопадения и разногласия здесь отцов Церкви, приведенные в статье. Отрицание смерти в мире до грехопадения приводит к еще большим трудностям в согласовании Библии с современной наукой. Протоиерей Олег Мумриков 27 февраля 2012г. 18:06 Безусловно, геном шимпанзе – это не кожаные ризы. Однако «скотоподобие», «биологичность» нашей телесности как следствие утраты райского состояния не может рассматриваться без генома человека, имеющего черты преемственного развития (опять-таки не от шимпанзе, а от «общего предка»). Ваша идея о «модулях» при творении человека очень интересна. Но «модули» сами по себе «тленны», - если речь идет об эволюционном развитии животного мира. Поэтому проблема здесь не столько в наличии смерти в животном мире до грехопадения (а такие мысли у отцов, конечно же, есть, и я эту тему ранее затрагивал: http://www.bogoslov.ru/text/565396.html), а в несоответствии состояний природы человека в раю и «творческого материала» - «тленных» «модулей».

http://bogoslov.ru/article/2458777

278. Берот (Beroth), сыновей Иакимовых, место в пустыне, где скончался Аарон; и указывается доныне на десятом милиарии, от города Петры, на вершине горы. 279. Вироф ( Βηρθ), под Гаваоном; и ныне есть селение близ Элии, по пути в Никополь, в 6 милиариях. 279. Беерот (Beeroth), под холмом Гаваона; и доныне указывается селение на седьмом милиарии по дороге от Элии в Никополь. 280. Вола ( Βολ), жребия Симеонова. 280. Бола (Bola), в колене Симеонове. 281. Воон ( Βον), колена Вениаминова. Симмах: «в равнину». 281. Боон (Boon), в колене Вениаминове. 282. Ворконним ( Βορκοννεμ), Аквила: в тернии, Симмах: в волчцы. 282. Борконди (Borconni), что Аквила переводит: в тернии, Симмах: в волчцы. 283. Восор ( Βοσρ), в пустыне, по ту сторону Иордана, колена Рувимова, к В. от Иерихона, город священников и убежищ это есть Востра, ныне главный город Аравии. Есть ныне и другой Восор, город Исава, в горах Идумеи, о котором упоминает Исаия, говоря: кто сей пришедый от Едома, червлены ризы его от Восора? 283. Босор (Bosor), в пустыне, по ту сторону Иордана, доставшиеся в жребий колену Рувимову, к В. от Иерихона, город священников и убежищ. Это есть Бостра, главный город Аравии. Зовется и другой Босор, город Исава, в горах Идумеи, о котором упоминает Исаия, говоря: кто сей, пришедый от Эдома, червлены ризы его от Восора. 284. Вотния ( Βοτνα), он же и Вотенин ( Βοτενεν), по ту сторону Иордана, город колена Гадова, и доныне, называющейся так в тех местностях. 284. Ботнин (Bothnin), город колена Гадова, по ту сторону Иордана, и до ныне, называющийся так же. 285. Вуваст ( Βοβαστος), город Египта, у Иезекииля. 285. Бубаст (Bubastus), город. Египта, по Иезекиилю. 286. Вуфан ( Βουθν), стан сынов Израилевых при пустыне, он же и Эфам ( Αθμ). 286. Бутан (Buthan), стан сынов Израилевых в пустыне, называемый и Этам (Aetham). 287. Холм обрезания ( Βουνς κροβυστιν), место в Галгалах, где Иисус обрезал народ, приблизительно в двух милиариях от Иерехона, где и доныне показываются камни, которые принесли от Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

211 . Резолюция от 1 февраля 1857 г. на прошении священника Седьмивселенской, близь Новодевичьего монастыря, церкви, пречистенского сорока, магистра Виктора Рождественского о переведении его к церкви Положения Честной Ризы Господней, что близь Донского монастыря: «От священника и прихожан церкви Положения Ризы Господней 22 января вступило прошение, в котором содержится избрание ими во священника Вознесенского диакона Виноградова. А 26 дня от Ризположенской церкви Никитникова вступило прошение о произведении его во священника на то же место, с приложением данного ему одобрения от прихожан. Сии действия прихожан нельзя признать противоречащими одно другому: потому что они вправе были, избрав одного, и другого кандидата представить, чтобы начальство могло избрать достойнейшего из них. Но 31 января от тех же прихожан получено новое прошение, в котором сказано: «наш приходский диакон Федор Федоров Никитников испросил у нас одобрение под предлогом тем, что он желает удалиться в село во священника». Потом изъявляется нежелание иметь сего священником. Достоверность показания прихожан на диакона Никитникова, что он взял одобрение обманом, определить трудно: потому что и прошение и одобрение прихожан не имеют официального характера: ибо не засвидетельствованы благочинным, которому надлежало быть при составлении одобрения и засвидетельствовать, что оно составлено по действительному согласию прихожан. Но если принять за достоверное, что одобрение дано прихожанами диакону для поступления в село: то сей поступок есть незаконный, ибо прихожане имели право избирать и одобрять только к своей церкви, а не к чужой. Во-вторых, поскольку прихожане диакона Никитникова иметь священником не желают, и следственно им недовольны, и находят в нем нечто неодобрительное, в одобрении же о нем написали, что он постоянно был самой строгой и доброй нравственности в отправлении диаконской должности и рачительным исполнителем обязанностей, и в отношении общежительном всегда приветлив и любовен: то таковое полное одобрение оказывается лишенным характера беспристрастной справедливости, которая одно делает уважительным всякое свидетельство. Поколебавшаяся достоверность одного свидетельства прихо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

353 . Во 189 (189) году Государынь Царевен Крестовый Дьяк Иван Корнильев Шушерин, положил вкладу в дом Живоносного Воскресения: крест серебряной золочен Корсунского дела, на кресте Распятие Господне написано чернью, а в нем двадцатеры мощи разных Святых, в венце у Спасова образа четыре искры алмазных, четыре яхонтовых красных, во возглавии и в подножии два изумрудца зеленых, восемь искр яхонтовых червчатых, восемь зерен Кафимских, на ручках два яхонта лазоревых в запонках золотых, круг тех каменев шестнадцать искр яхонтовых червчатых, да в возглавии и на ручках на спнях три лалика, по концам на закрепах три зерна бурминских, а круг того креста обнизано жемчугом в одну нить, сияние серебряное золочено; весом полтретья фунта без восьми золотников. Ковчег того креста обложен бархатом зеленым, внутри атлас зеленый, на нем крест, и петли, и крюк и наугольники серебряные, по счету четырнадцать мест. 354 . 189, Августа в 27 день, Благоверная Государыня Царевна и Великая Княжна Татьяна Михайловна пожаловала ризы атлас золотной травчатой по червчатой земле, оплечье по белому атласу шито золотом и разными шелками, подольник атлас желтой, подложены зенденью зеленою, подпушены тафтою осиновой, крест и звезда того ж атласу. 355 . Стихарь участок золотной и серебряной полосатый, оплечье батхат золотной по червчатой земле, шит золотом по алтабсному и аксамитному, а около оплечья и по подолу голунец золотой, крест того ж бархату, опушки атлас травчатой, подложен зенденью зеленою, подпушен дорогами желтыми. 356 . 190, Августа в день, ее ж, Государыни, жалованье два пояса шелковых зеленого с рудожелтым, тканы в кружки, а на них тканы кресты, с кистьми, ворворки золотые и серебряные, Кафимское золото с серебром. 357 . Два пояса шелковых, тканы в кружки ж разных шелков с нитьми, ворворки мишурные белые. 358 . 191, Сентября в день, Благоверная Государыня Царевна и Великая Княжна Татьяна Михайловна пожаловала: ризы объярь золотая с разными шелками по зеленой земле, оплечье жемчужное, низано по червчатому бархату с блестками, по подолу кружево золотое с серебром городами, опушка камка желта, подложены тафтою червчатою, а оплечье снято, а вновь положено оплечье аксамитное старых риз Архимандричьих.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

К которому на самом деле посланы были деньги, мы не знаем; по всей вероятности и более чем вероятно – к Алексию. Как бы то ни было, только, в конце концов, он одолел своего противника, и Киев был оставлен за ним 317 . Во время бытности св. Алексия в Константинополе последовало решение патриарха по жалобе новгородского архиепископа Моисея на митрополита Феогноста. Относительно этого решения в Новгородской летописи под 1354 годом читается: «того же лета приидоша послове архиепископа новогородского владыкы Моисея от Царяграда и привезоша ему ризы хрестьчаты и грамоты с великим пожалованием от царя и патриарха и златою печатью». Из слов летописца следовало бы, что архиепископ имел у патриарха со своей жалобой полный успех. Но он – летописец говорит об одной грамоте патриарха к архиепископу, которая прислана была последнему с его послами, и благоразумно умалчивает о другой грамоте, которая прислана была ему спустя несколько времени после возвращения послов. Первая грамота не дошла до нас 318 , и мы знаем о ней из второй грамоты: в этой второй грамоте даётся знать, что первая грамота действительно была написана в очень благосклонном тоне или заключала в себе «великое пожалование», и действительно подтверждается известие летописца, что патриарх дал архиепископу крещатыя ризы, хотя с пояснением, что риз этих просил у патриарха сам архиепископ, ссылаясь на то, что их дал митрополит Феогност его предшественнику Василию. Но после первой грамоты была получена архиепископом от патриарха вторая грамота. Мы не знаем, как было дело, – так ли, что послы архиепископа успели получить от патриарха грамоту, когда Алексий ещё не приходил в Константинополь, или так, что они получили её уже после его прибытия туда. Если последнее, то во всяком случае это было в самое первое время его пребывания в Константинополе, когда он, ещё не получив сана митрополита, только что начал выдерживать там своё испытание. В этом положении ему было очень неудобно вступать с послами архиепископа в сколько-нибудь решительную тяжбу перед патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но ты, Медея, яже толикихъ хитростей сказуешися просвщением украшенна, рцы, что ти ползова знатие закона звзднаго, имъже глаголется будущая мощно преднаписати? Аще предвидние будущих бывает в них, почто себ толь суетн, толь нечестив предвидла еси? Нчто, речеши, теб, много разъяренн любовию будущаго твоего мужа, злых належащих в законех звздных нерадниемъ оставльших? Но извстно есть: астрономские суждения безвстны суть, о немже явный образецъ мощн и явн на теб показуется, яже теб предвидти тмъ никако могла еси. Сия бо суть безвстная яже легкихъ врити истина, поистинн прелщаютъ ложнымъ блуждением, в нихъже никое постизаетъся будущих действо, токмо нчто по случаю приидет, зане единаго Бога есть, въ егоже руц суть положена въдати времена и временем лта. Что паче? Восприявъ Медея от Азона клятву, оба входятъ в чертогъ, в неизреченной лпот их, сложивъ ризы и пребывающимъ обоимъ нагимъ, двственныя заклпы Азонъ отверзе у Медеи. И сице всю нощь скончавъ веселою потхою услаждения. Но Медея, аще своея похоти доволство исполнив мужескимъ обниманием и дйства блудные, хотимые от Азона, сего ради не отиде искра похоти в ней, но искусными дйствы посл тягчайшая зача зажигания, неже прежде грх содянный. Сие есть то вкушение толикою прелщая сладостию бдных любителей, иже егда от них бол приемлется, паче желается, егоже ненавидти не может стомах насыщенный, зане сердечная похоть и желание наслаждения беспрестанно в немъ, егда горит сладкое его утснение, питает похотние. Уже бо тоя нощи зори приходящи и звздамъ просвщающимся утренняя, егда Медее сими словесы глагола Азон: «Час есть, сладкая госпоже, намъ от ложа востати, да не како нас внезапу объимет свт дневный. Но не вм, любимйшая, аще о моем дл усътроила еси нчто творити. Или аще тобою посем нчто есть строимо, молю любезн, да твоего тайнаго совта мн двери отверзеши, да, тобою наученъ, сие совершу. Зане во отвожении теб от сего острова, в немъже еси нын, и во привождении тебе в мое отчество, в немъже могу, всяка скорость мн законснние». Ему же Медея сице рече: «Друже, любезне мн себе о твоем дл, еже мое суще дло есть. Полный убо восприях совт избрания в пещи испеченъ и зажженъ во мн. Се убо востанем от чертога, да мн и теб изообильство буди пригодне навыкати на сия вся, яже теб видится, отрядити». Воставше убо от ложа и ризы во мноз торжеств восприявъ, Медея, отверзши своих сокровищь ларцы, многая из них изнят, яже Азону симъ чином предастъ блюсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В эпоху торжества светского просвещения свт. Игнатий Брянчанинов также нашел нужным разъяснять своим современникам, что зачастую «мудрость этого мира, в которой почетное место занимают многие язычники и безбожники, прямо противоположна, по самым началам своим, мудрости духовной, божественной» 32 . Особенно святитель относил этот контраст к наукам философским, но отмечал необходимость молитвенного очищения сердца и во всяком творчестве. Не занимая при этом обскурантистскую позицию, он «занимался со своими учениками развитием их способностей в искусствах и сообщением научных познаний, сообразно их положению» 33 . Библейское понятие кожаных риз в святоотеческом толковании указывает также на ограничение, введенное Творцом на способность познания человеком в этой земной жизни материального, но особенно и, прежде всего, мира духовного. Кожаные ризы, понимаемые как страстное состояние человеческой души, которое отражает преданность человека земным наслаждениям и плотоугодию, «склонность к скотскому и неразумному», вводят нас в круг размышлений о категориях аскезы, нравственного выбора, очищения души в молитвенном подвиге, восстановления чувств в правильном порядке и строе. В контексте подобных аскетических размышлений у свт. Григория Нисского встречаются дискурсы об очищении души через снятие «кожаной одежды» (δερματνους χιτνας), об «отрешении душевных стоп от кожаной и мертвой обуви» в созерцании 34 . Древо непослушания и кожаные ризы в проекции на современную теорию образования человека В качестве задач для исследования теология образования ставит цель сопоставления библейских и святоотеческих антропологических положений с различными подходами и методиками современной науки и практики в сфере образования. Первым и важнейшим выводом богословия динамического образа Божия в человеке для теории образования является негативная оценка современных тенденций к раннему внедрению, так называемого, «полового воспитания» в среднеобразовательных школах, а тем более в детских садах. По меткому замечанию христианских психологов, «удобопреклонная» ко всему сладострастному человеческая природа в ребенке не имеет развитого комплекса тормозных психологических механизмов. Познание замыслов/предназначений земного существования человека в разных аспектах его деятельности должно предшествовать серьезному прикосновению (как мысленному, так и сенсорному) к интимной сфере человеческого тела. Но глубокое понимание высших и глубинных смыслов бытия формируется в подростке гораздо позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010