Второе Евангелие, которое мы читали, о Марфе и Марии, говорит тоже об этом. Марфа хлопотала по дому, а Мария сидела, сложа руки, и слушала слова Господни. И Господь ее поставил Марфе в пример. Говорит: Марфа, ты о многом, конечно, печешься, но «едино есть на потребу». Приятно, конечно, когда чистота, порядок, но это же не может быть смыслом жизни. Вот купил автомобиль: хочу туда поеду, туда поеду. Ну и что? Это же временное. Купил, истратил – и кончилось. Смысл-то жизни в том, чтобы ты Бога прославлял своим существом. А получается, что человек накупит себе всего и становится рабом. А человек должен быть сам царем, сам над всем властвовать. Поэтому каждый стоит перед выбором, с кем он, собственно: с духом или с плотью, с Богом или с миром? И ему кажется, что, если он будет с миром, у него все будет благополучно. В семнадцатом году вообще Бога отменили, думали: все небесные заботы мы оставим, церкви сломаем, чтобы не тратить на это время. Молиться – зачем? Надо пахать, сеять, заводы строить. И что? Прошло три поколения – разорили страну так, как будто здесь опять Мамай прошел. Потому что, оказывается, без Бога ни до порога. Ничего не сделаешь без Церкви, оказывается, ничего не получится. Земля не рожает, рабочие разбаловались, кругом пьянство, тюрьмы переполнены. Сколько при Сталине сидело невинных, столько сейчас сидит виноватых. Спрашивается, откуда же такая преступность? Всех комсомол воспитал, откуда же это все? Потому что без Бога ничего не получается. Вот поэтому Господь и говорит: ищите Царствие Небесное, а остальное все вам само приложится. Если Господь увидит, что из тебя получится добрый министр, будешь министром. Если Господь увидит, что из тебя получится хороший академик, Господь тебе даст. Это сейчас, чтобы стать академиком, нужно по крайней мере полусотне человек горло перегрызть. А раньше, еще совсем недавно, лет двадцать-тридцать назад, чтобы стать академиком, не надо было ничего пробивать. Люди не думали о том, как бы им вылезти, а думали о том, что они сделают, – и тем не менее был почет и уважение, уже само происходило, автоматически, что их ставили на высокий подсвечник. Было даже унизительно, чтобы кто-то куда-то вступил ради карьеры, такому руку не подавали.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Что же ли пакы Еуфросиние блаженая, Суждальская похвало, отечьство имеяше Горний (Л. 257)//Иерусалим, долнее же – град Чернигов. От благороднаго корене израсте доброплодная розга 1485 , от блаженаго родися князя Михаила и воспитанна в наказании доблем и Божественым светом озаряема, яко преобидев тленная и долу влекущая мудрованиа к вышнему течением радостно устремися, яко звезда многосветлая восиа от Чернигова и озари Суждальскую страну, иже мужству тезоименитая, преиде от Чернигова к Суждалю, ему же аки второе солнце возсиа. От юности блаженая мирьскиа мятеж оставль, о всем помощницу имея Пресвятую Богородицю и влезе в лавру велию посреди града Суждаля Пресвятыа Богородица честныа и славныа Ея ризы Положение. И кто от земных прочее житие ея исповесть, бдение же и сухоядение, уму (Л. 257 об.)//смирение, разсужение доброразсудное, худость ризная, память смертная; ибо блаженая мати воистинну ничто же убо требует от телеснаго языка похвалитися, но от самых Небесных сил похваляема. Егда преиде от зде к тамо сущим, тогда аки голубице душа еа возлете на Небесную высоту, крила бо оная же от чистоты стяжа. К сему же пророческое слово «кто дасть ми криле яко голуби» 1486 , сей же дасть Бог криле яко голубице и нескверненей агнце. Сиа девам похвало и украшение, инокиням удобрение 1487 , чистая голубице, междурамиа злато имуще псаломскы 1488 , непорочная агнице Христа Царя, невесто избранная какова ли иже во плоти ангел, ея же житие паче человека краснейших, паче всех дщерей человеческих. Что же ли, (Л. 258)//блаженая, светла душею и делы, кто не удивится тоа еже о Христе житию, понеже бо и мужа превзыде естествеными подвигы, зане ум стяжа Владыку на страсти пагубныа, мужескы бо естество понуди, плоть же поработи духу, чюдес же исцелениа обилну благодать дарова ей Господь, тем же от болезней и трудов достойну почесть приат от Того блаженая, с ангельскими ликы ныне радуется божественаго зрениа наслаждался Единосущная Троица. Богоспасаемый же град Суждаль велми блаженною Еуфросиниею хвалится, имею бо рече в себе съкровище неистощимое; мы же, братие, зряще честную раку мощей блаженыа и чюдеса бываемая от нея прославим Прославльшаго еа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Одно из самых страшных мест, в котором может оказаться человек по эту сторону смерти – это тюрьма. Здесь нет родных и близких, нет поддержки и заботы. Только стальные решетки, холодные и угрюмые стены с маленькими окнами, а то и вовсе без окон, суровые надзиратели и многочисленные сокамерники с собственными понятиями о жизни. По мнению многих заключенных, именно в зоне они по-настоящему осознали истинную ценность литургии, Таинств, да и просто разговора со священником. Об особенностях пастырского тюремного служения нам рассказал священник Северо-восточного викариатства иерей Роман Колесников. Помимо службы в московском храме в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы в Леоново, он имеет многолетний опыт духовного окормления заключенных и в настоящее время подвизается в столичном СИЗО «Матросская тишина». – Отец Роман, как получилось, что вы начали служить в тюрьме? – Мне трудно объяснить причины, но, став священником, я вдруг с очевидностью понял, что должен окормлять заключенных. Это было сильное духовное стремление, причем мне хотелось служить именно в тюрьме. Я прекрасно понимал, что больница, например, – это не мое. Хотя мне нравится соборовать, но я чувствовал – мое место не там. В Сергиевопосадском СИЗО начал служить с 2010 года, потом перевелся в Москву, где продолжил служение по этой же части в следственном изоляторе города Москвы, он же – СИЗО «Матросская Тишина». В «Матросской Тишине» окормляю заключенных с 2014 года. – Вы подходили какую-то специальную подготовку к тюремному служению? Я слышал, в Санкт-Петербурге были даже специальные курсы для тюремных священников. – Нет, на курсах я не был. Но мне очень помогло и сейчас помогает общение с архимандритом Трифоном (Новиковым), который окормляет сергиевопосадский СИЗО. Он занимается тюремным служением еще с 1990-х годов, когда заключенные, бывшие советские люди, в массе еще только приходили к Богу. Соответственно, он имеет огромный духовный опыт пастырского служения в тюрьме. Когда ты рядом с таким человеком, то невольно наблюдаешь, как он общается с заключенными, перенимаешь опыт. Советы и подсказки отца Трифона до сих пор часто выручают меня в сложных ситуациях.

http://pravoslavie.ru/102436.html

Всю мертвечину, которая в нашей жизни есть, вот это плотское, мирское, надо постепенно оставлять. И Господь нам в этом помогает. Посмотрим, как Он премудро устроил, что человек умирает в старости, когда уже все книжки прочитал, по телевизору нового ничего уже не увидишь, детки подросли, новое пальто покупать или нет – подумаешь: зачем новое, и в старом прохожу. И замуж не надо выходить, на косметику деньги не тратить. Все как-то уже спокойно, уже все мирское мало интересует. Куда-то путешествовать поехать? Это американцы ездят – ему семьдесят лет, а он путешествует. Потому что он не думает о смерти. А так в старости и здоровье уже хуже, поэтому настраиваешься на другой лад. К старым людям ездишь причащать, говорят: батюшка, когда же я умру, уже прямо не чаю; девяносто четыре года, и ноги больные, и ходить тяжело, и соседи все уехали. Как это трудно! Вот так Господь постепенно готовит человека к переходу – до тех пор, пока его в этой жизни ничего уже не привязывает. Все сверстники похоронены давно, свой жизненный путь исполнил, дотерпел, осталось только последний вздох – и воспарить к Богу. Вот Господь как милостив, как Он все для нашего спасения устроил, все нам разжевал, нам только нужно проглотить. Ведь Он же ничего от нас великого и не требует, просто говорит: слушайтесь, детки, исполняйте то, что Я вас прошу, потому что это нужно прежде всего вам, а не Мне. Как любящая мать – она всегда если и наказывает, и как-то вразумляет, и нотацию читает, то не потому, что она такая злая. Просто она не хочет, чтобы сыночек в тюрьму попал, чтобы спился – вот из-за чего. Ребеночек рвется: мама, гулять, гулять. Но мама не пускает не потому, что она не хочет, чтобы он подышал свежим воздухом, побегал, нет, она же не садистка. Она хочет, чтобы он в плохую компанию не попал, не погиб раньше времени. Так же и Господь. Если Он болезни нам посылает и всякие испытания, то только чтобы нас вразумить. Вот как Он наш русский народ вразумлял? Когда храмы все поломали, думали, что все уже, пятилетка безбожия, сейчас последних священников достреляем, и настанет царство атеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Все объемы храма, включая колокольню, объединены низким, почти скрытым землей цоколем и трехчастным карнизом с частыми сухариками. Проемы четверика помещены в мелкие ниши, завершенные простыми полочками с сухариками. Средний входной сохранил на южном фасаде деревянный ампирный козырек с треугольным профилированным фронтоном, опирающимся на деревянные пилястры. Фланкирующие его прямоугольные окна заключены в рамочные наличники с ушами, трехчастными замками на фоне лежачих ниш и прямоугольными подоконными досками. Такие же наличники с замками обрамляют окна восьмерика, ребра которого подчеркнуты рустованными лопатками. В трапезной и притворе окна помещены в высокие прямоугольные ниши, а их наличники еще более скромны. Арочные проемы колокольни во всех ярусах оформлены двухпилястровыми портиками, несущими профилированный карниз (в нижнем ярусе с треугольным фронтоном), однако, благодаря различным приемам обработки углов, достигается большое пластическое разнообразие форм: в нижнем ярусе зажатые между ризалитами срезанные углы обработаны рустом, во втором — заглублены выкружкой, а в третьем — раскрепованы. В интерьере восьмерик, опирающийся на стены четверика и трехступенчатые тромпы в его углах, перекрыт восьмилотковым сводом со световым кольцом в шелыге. Три арочных прохода ведут в алтарь, завершенный коробовым сводом с лотками, идущими от восточной стены. Трапезная, по сторонам входа в которую находятся две глубокие ниши придельных алтарей, перекрыта полулотковым сводом, а притвор — коробовым. Нижний ярус колокольни имеет восьмилотковый свод; в юго-восточном пилоне устроена внутристенная лестница к звону. В интерьере стены храма окрашены светлой розоватой охрой, на фоне которой ярко выделяется белый штукатурный декор, появившийся в сер.19 в.: тянутые наличники проемов, рамы-квадрифолии для клеевой живописи на стенах и филенки на лотках, украшенные орнаментом. Узкий лепной карниз в основании свода дополнен росписью. В боковых входах четверика сохранились дверные полотна с филенками, имитирующими бриллиантовый руст, и металлическими решетками сер. 19 в.

http://sobory.ru/article/?object=39072

2-е Положение ризы Пресвятой Богородицы Во дни греческого императора Льва Великого (457–474), как пишет. Никифор Каллист, св. братья Галвий и Кандид, высокого сана, путешествуя в Палестину на поклонение святым местам, обрели там в доме одной Еврейки девицы ризу Пресвятой Богородицы. Эта риза досталась девице по наследству от другой девицы Еврейки, была хранима ими с великим благоговением и преемственно, со времени блаженного успения Богоматери, передаваема от одной девы к другой. Удостоверясь свидетельством людей благочестивых и чудодейственной силой ризы, что она точно есть риза Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, набожные путешественники приобрели её себе и, по прибытии в Константинополь, сначала хранили в своей домовой церкви. Когда же о святыне, хранимой ими, узнали многие по благодатным от неё знамениям, Галвий и Кандид объявили о своей драгоценности императору и патриарху Геннадию (458–461). По общему совету риза принята и с великою радостью и торжеством положена в 458 году во храме Божией Матери, построенном императором Маркианом и Пульхерией в Константинополе, на берегу залива, называемом Влахернским: отчего и сам храм называется Влахернским. В этом храме риза Богоматери, говорил Никифор Каллист в XIV веке, «и доселе сохраняется, как непреодолимая и всегдашняя защита для града, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Со времени положения ризы Богородицы во Влахернском храме Церковь ежегодно 2 июля празднует положение честные ризы Пресв. Владычицы нашей Богородицы, благодаря св. Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение». В 626 году чудотворную силу ризы Богоматери испытали Персы и Авары, в 673 и 716 годах Сарацыны; а в 866 году Аскольд и Дир, витязи Русские. Во время осады Царьграда Аварами, Сарацынами, Аскольдом и Диром чудотворная риза Богоматери при молитвах многочисленного народа носима была по стенам города, и буря, при этом случае поднявшаяся, сокрушила флот осаждавших неприятелей. Аскольд и Дир, стремившиеся покорить Византию, Промыслом Божиим покорены были Иисусу Христу, приняли веру христианскую и под сенью её окончили земную жизнь свою. В IX веке Иосиф Студит написал канон на день положения ризы Богородицы, ныне поемый Церковью в этот день. Первоначальные буквы канона, или краегранесие, заключают в себе речение: «ризу почитаю Пречистые Девы», и между прочими похвалами ризе он взывает: «честней ризе прикоснемся, еюже Владыку объемши, яко отроча носила». Апостол на литургии в день положения ризы Богоматери Церковь произносит о скинии и её принадлежностях, прообразовавших Пресв. Деву Марию ( Евр.9:1–9 ); а Евангелие общее дням Богородичным ( Лк.10:28–42,11:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В советское время храм не закрывался. В 1918 г. в него были переданы иконы и утварь из Черского Свято-Михайловского храма Гродненской епархии. Среди церковных святынь здесь находится чтимая икона Божией Матери «Ризоположение» с частицей ризы Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери «Смоленская» (XVI в.), икона Божией Матери «Утоли моя печали» (начало XVIII в.) и другие. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . В селе Леонове в XVII ст. существовала деревянная церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, построенная между 1629 – 35 гг. В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1635 г. писано: «церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы в вотчине князя Ивана Никитича Хованского в селе Леонове, у речки Яузы, дани 3 алтына 4 деньги, десятильничих и заезда гривна». В 1719 г., вследствие прошения князя В. П. Хованского разрешено ему построить в селе Леонове каменную церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая. В записной книге Синодального казенного приказа печатных пошлин за 1720 г. значится: «12 мая 1719 г. отпущен указ за приписью комиссара Луки Владыкина о строении церкви по челобитью князя Василия Петровича Хованского, велено ему в Московском уезде, в Манатьине стану, в вотчине его в селе Леонове, вместо ветхой деревянной церкви во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, на прежнем церковном месте построить вновь церковь каменную во имя тот же престол». В Синодальном казенном приказе производилось дело об освящении новопостроенной в селе Леонове каменной церкви. Дело началось по прошению князя Хованского; в своем прошении, поданном в мае 1722 г., он писал: «в 1719 г. по указу велено в вотчине моей, в селе Леонове, построить церковь каменную во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы и ныне та церковь построена и к освящению со всем изготовлена, а не освящена, и чтоб повелено было об освящении той новопостроенной церкви дать указ и антиминс выдать и освятить оную церковь Большого Успенского собора протопопу во имя Рождества Богородицы».

http://sobory.ru/article/?object=03401

Патриарх Алексий совершил богослужение в Ризположенском храме Московского Кремля Москва, 15 июля 2005 г . 15 июля 2005 года, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Ризположенском храме Московского Кремля. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужил епископ Дмитровский Александр, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, построенная во второй половине XV века, служила домовым храмом первосвятителей Московских. В церкви Ризположения сохранился иконостас 1627 года. Большинство его икон принадлежит кисти придворного изографа Назария Истомина Савина. Иконостас и стенопись образуют единый художественный ансамбль. Темами росписи являются сюжеты из акафиста Пресвятой Богородице. По окончании литургии Патриарх Алексий совершил молебен пред частицей Ризы Богородицы. Обратившись к присутствовавшим с Первосвятительским словом, Его святейшество сказал: " Поздравляю всех с храмовым праздником, посвященным событию положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме. Впоследствии и в Москву была принесена частица Ризы Божией Матери, перед этой святыней раз в году мы можем помолиться, можем приложиться к ней. Святая Церковь, почитая Божию Матерь, установила праздники, которые посвящены событиям Ее жизни: Введению во храм, Благовещению, Рождеству Пресвятой Богородицы. Народ Божий почитает многие святыни, связанные с Пресвятой Богородицей, Ее чудотворные образы. Особенно для нас дорога возможность поклониться частице Ризы Пресвятой Богородицы. Наши предки в честь Ризы Богоматери создали этот малый намоленный храм. Через поклонение этой святыне мы приобщаемся к великому земному подвигу Матери Божией. Сколько молитв, сколько сердечных воздыханий возносили наши предки и возносим мы Пречистой Богоматери и в минуты скорбей, жизненных испытаний, и в минуты радости. И сознание того, что Преблагословенная Владычица пребывает с нами, дает нам мужество, радость и силы нести наш жизненный крест, Ее молитвы и предстательство укрепляют нас на жизненном пути " . Поблагодарив епископа Дмитровского Александра и духовенство за совместное служение, а богомольцев – за общие молитвы, Патриарх Алексий сказал: " Раз в год мы совершаем богослужение здесь, в самом малом из действующих храмов Московского Кремля. Мы чувствуем благодать Господню и молитвенное настроение, которое сопутствовало нашим предкам, молившимся в этом храме " . 15 июля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14079.html

Слово Святейшего Патриарха в Ризположенском храме Московского Кремля в день Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне 15 июля 2005 г. 16:40 15 июля 2005 года Я поздравляю Преосвященного Владыку, сослужащих пастырей, архидиаконов и протодиаконов, всех вас, дорогие братья и сестры, с престольным праздником этого древнего храма, освященного в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Риза Божией Матери хранилась во Влахернском храме в Константинополе, а затем и в Москву была принесена частица Ризы Пресвятой Богородицы. Один раз в году мы имеем возможность помолиться в Ризоположенском храме и приобщиться к его великой святыне. Святая Церковь прославляет Божию Матерь в праздники, которые посвящены Ее земной жизни — Рождеству, Введению во Храм, Благовещению, Успению, а также почитает многие святые намоленные и чудотворные иконы Царицы Небесной. Но наши предки издавна почитали и праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы. В Москве в честь него в XV веке был создан этот малый по своим размерам, но великий благодаря положенной в нем святыне храм. Нам особенно дорого то, что и сегодня мы имеем возможность поклониться здесь частице Ризы Пресвятой Богородицы. Через поклонение этой святыне мы как бы приобщаемся к великому земному подвигу Пресвятой Богородицы. Сколько молитв, сколько сердечных воздыханий возносили и возносим мы ко Пречистой Богоматери — и в минуты скорбей, и в минуты жизненных испытаний, и в минуты радостей! Сознание того, что Преблагословенная Владычица с нами, дает нам и мужество, и радость нести наш жизненный крест, укрепленными молитвами и предстательством Пречистой Богоматери. Спасибо вам, Владыка Александр, всем священнослужителям! Спасибо певчим, которые сегодня своим пением помогали нам молитвенно возноситься горе, к Богу. Спасибо всем за молитвы, которые мы вместе возносили в этом древнем храме, самом маленьком из действующих храмов Московского Кремля. Отрадно, что и сегодня мы чувствуем то благодатное, молитвенное настроение, которое сопутствовало и нашим предкам, когда они молились в этом святом храме. Это молитвенное настроение сегодня связало нас с ушедшими поколениями тех, кто жил на Святой Руси. С праздником всех вас! Причастников — с принятием Святых Христовых Таин! Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/28701.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Пресвятой Богородицы Положение Ризы Пресвятой Богородицы - описание Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне В годы правления византийского императора Льва Великого Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой девицы еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженые свечи и курящийся фимиам, а у дверей были больные. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню- Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из своих одежд благочестивой вдовице- еврейки из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью только девице. Так, от поколения к поклонению, Риза Богоматери сохранилась в этой семье. Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский (471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. Второго июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, обьединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Пока риза была в этом городе, он не раз был спасен от врагов. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя ризы Твоея честное положение. День Празднования - 2/15 Июля Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Положение Ризы Пресвятой Богородицы " .

http://pravicon.com/info-803

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010