С получением от Дионисия архиепископского сана Поликарп (Сикорский), похоже, стал ощущать себя основным руководителем движения, направленного на создание автокефальной Церкви на оккупированной Украине. В. В. Гордиенко реконструирует его первоначальную позицию следующим образом: Сикорский стремился строить независимую Украинскую Церковь на канонических основаниях и именно поэтому полагал, что до проведения Всеукраинского православного собора православные иерархи Западной Украины должны вернуться в юрисдикцию митрополита Варшавского через созданную им на Украине «Временную администрацию автокефальной церкви». Власть митрополита Дионисия, априори признаваемая каноничной, придала бы Украинской Церкви законный характер и возможность реализовать единство с восточными православными Если принять такую точку зрения, получается, что Сикорский и его последователи, отвергавшие юрисдикцию Московского Патриархата, воспринимали иерархическую власть Варшавского митрополита как канонически полноценную и признаваемую другими восточными Поместными Церквами, что, безусловно, было весьма далеко от реальности. Тем не менее и сегодня этот необъективный взгляд продолжают отстаивать современные автокефалисты — преемники «поликарповцев» по расколу, разделяют его и большинство нынешних украинских Между тем большая часть православных архиереев Западной Украины того времени, которые либо приняли московскую юрисдикцию в 1939–1941 гг., либо были рукоположены в это время как епископы Русской Православной Церкви, отвергли юрисдикционные притязания митрополита Дионисия (Валединского) на Украину. Они не видели причин менять юрисдикцию, поскольку, во-первых, власть Варшавского митрополита не распространялась на Украину, ограничиваясь территорией только Генерал-губернаторства, во-вторых, они считали, что Варшавская митрополия после оккупации Польши германской армией и отречения митрополита Дионисия от своих обязанностей в 1939 г. утратила тот автокефальный статус, который она получила от Константинопольского Патриарха в середине 1920-х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Возглавил УПЦ в сане митрополита, с титулом Экзарха владыка Алексий (Громадский) с.212; 177, с.12; 181, с.118]. О своем вхождении в состав УПЦ первоначально в письменной форме уведомил и Поликарп (Сикорский) c.11]. Однако, вскоре Сикорский в тесном контакте с украинскими националистическими организациями решает возродить УАПЦ. Оставшийся почти без паствы после 1939 года и не сумевший вернуть ее себе после немецкой оккупации Украины митрополит Дионисий активно включается в раскольничье предприятие Поликарпа (Сикорского). Митрополит Варшавский не имел никакого права на действия в пределах Украины в силу того, что все еще находился под запрещением от Московского Патриархата. И даже сомнительный томос об автокефалии, полученный от Константинополя, распространял его юрисдикцию только на Варшавскую митрополию, в состав которой в военные годы украинские епархии никоим образом не входили. Тем не менее, митрополит Дионисий назначает епископа Поликарпа «Временным Администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины» и возводит его в сан «архиепископа» c.13]. Епископ Поликарп полностью порывает с автономной Украинской Православной Церковью и становится на путь возрождения на Украине автокефалистского раскола. За раскольническую деятельность Московский Патриархат в 1942 году лишил Поликарпа епископского сана с.119]. 8-10 февраля 1942 года в Пинске проходит «Собор автокефальных украинских епископов» в составе Поликарпа (Сикорского) и Александра (Иноземцева), которые «рукополагают» еще трех «архиереев» с.14]. Ни запрещенный в служении и вскоре лишенный сана Поликарп, ни пребывавший за штатом Александр (кстати, уволенный на покой согласно его прошению на имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия) не имели на это никакого права. «Собор» объявил о принятии «в сущем сане» в лоно новой автокефалии лже-священников (лже-епископов к тому времени на Украине не оставалось) «самосвятской» иерархии 1921 года. При этом «Собор» беспардонно ссылался на 52 апостольское правило, запрещающее повторную хиротонию с.14].

http://sedmitza.ru/lib/text/440058/

Принятие липковцев «в сущем сане» в Луцкую иерархию (т.е. объединение радикальных и политических украинских церковных сил, ориентированных на государственную украинскую независимость и «автокефалию любой ценой») все же произошло в октябре 1942 года. Соблазн и гибель митрополита Алексия (Громадского) Формально центр канонической иерархии (по решению оккупационных властей) продолжал оставаться в Кременце. Главой иерархии был старейший митрополит Алексий (Громадский), пребывающий там и носящий титул Экзарха Автономной церкви Украины. Владыка Алексий, как нам сейчас известно, переписывался и встречался с «архиереями» Луцкой иерархии Поликарпа (Сикорского), которые стремились объединиться с канонической иерархией и вели с ним переговоры по этому вопросу. А сам митрополит Алексий в 1941–1942 годах от имени Архиерейского собора выпустил множество указов и областных посланий к духовенству и пастве о преступности и незаконности деяний Поликарпа (Сикорского). На эту историю стоит обратить внимание, так как она практически повторяется в современности. Безблагодатные нарушители канонов и раскольники, стремящиеся к уничтожению Церкви, через посредничество и давление политических властей оказывают воздействие на каноническую церковь с требованием якобы «объединения», а в реальности – капитуляции. Фото 11 Митрополит Алексий (Громадский) Лжеепископ Святослав-Мстислав (Скрыпник) организовал подписание в Почаеве главой Автономной церкви митрополитом Алексием (Громадским) 8 октября 1942 года печально известного «Акта объединения» автокефалистской и автономной церковных структур. Это деяние не было согласовано с остальными архиереями. В октябре 1942 года Луцкая иерархия начала поминать на «богослужениях» митрополита Алексия наряду с «администратором автокефалии» Поликарпом. 11–12 ноября 1942 года в Кременце состоялась следующая встреча митрополита Алексия и «администратора» Поликарпа, где обсуждались практические вопросы по «объединению» и составу «Синода» новой структуры. Все решения были проигрышными и означали тотальное поражение канонической Церкви пред расколом. Подписание митрополитом Алексием «Акта объединения» вызвало новые церковные нестроения, конфликты, претензии луцких раскольников на храмы канонической церкви и гонения на пастырей.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/19/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православной пастве Украины. 5 февраля 1942 года, г. Ульяновск Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. К православной пастве Украины До меня дошло сведение, в верности которого я не имею основания сомневаться, что епископ Владимиро-Волынский Поликарп Сикорский официально представлялся немецкому комиссару в г. Ровно и назвал себя архиепископом Луцким и Ковельским и притом главою Православной Церкви в областях Украины, захваченных немцами; выразил непримиримую ненависть к советскому режиму и принял на себя обязательство лойяльно сотрудничать с немецкими властями, якобы освободителями украинского народа. Оставляя за собой до будущего времени рассмотрение этого печального дела в подробности, я спешу предупредить православную паству и духовенство Украины об этом новоявленном волке в овечьей шкуре, который, прикрываясь якобы служением чаяниям украинского народа, пытается увлечь православную паству из церковной ограды на распутье раскола и всякого самочиния. Выступление Сикорского мне представляется явлением исключительно политического характера, а не церковного. Он и сделал его не по личному своему почину, а по наказу политической партии. Он все время был светским чиновником. При Петлюре он был начальником департамента в министерстве просвещения и после разгрома петлюровцев убежал, подобно многим, в Польшу. Сикорский уж под пятьдесят лет (сейчас ему 65 лет) принял, наконец, священство и монашество, и, вероятно, тоже по наказу политической партии, которая и могла рассчитывать в будущем на его архиерейство в своих политических интересах. Сведующие люди говорят, что и в самом деле Сикорский в 1932 году посвящен был во епископа Луцкого по настоянию властей и именно в угоду партии петлюровцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/439904/

1926–1935: Августин Луганская (обн.) 1926–1928: Вениамин 1929–1931: Фотий Топиро 1931–1933: 1933–1935: Анатолий Соколов 06 .1935–12.1935: Владимир Ковин Павел Лужская 30 .07(12.08).1917–1922: Артемий Ильинский 10(23).09.1923–25.04(08.05).1928: Мануил Лемешевский 09(22).05.1928–24.04(07.05).1929: Феодосий Вощанский 01(14).07.1929–01(14).07.1936: Амвросий Либин Лужская (обн.) 1922–1923: Артемий Ильинский 1923–1925: 18 .11(01.12).1925–12(25).02.1931: Михаил Попов 1931–1933: 1933–09.1934: Николай Платонов 1934–1934: Пётр Никольский Лукояновская 1919–1920: Николай Кенарский 08(21).03.1920–1924: Поликарп Тихонов 12(25).07.1925–25.09(08.10).1929: Серафим Юшков Лукояновская (обн.) 1923–1924: Митрофан Русинов 12(25).03.1925–04(17).03.1925: Николай Рубцов 04(17).03.1925–23.05(05.06).1925: Иоанн Ягодинский 31 .01(13.02).1925–1927: Филарет Домрачев 08(21).06.1925–13(26).02.1926: Иоанн Чернобаев 1926–11 (24) .08.1926: Владимир Кучинскнй, в. у. 1926–1926: Сергий Карнеев 11(24).08.1926–1926: Сергий Шубин Луцкая 21 .08(03.09).1922–20.04(03.05).1923: Алексий Громадский 1923–1932: 1932–1940: Поликарп Сикорский 1940–02(15).07.1941: Николай Ярушевич 1941–1942: 1942–1943: Поликарп Сикорский, паки 24 .07(06.08).1942–1943: Иов Кресович 30 .04(13.05).1944–1944: Максим Бачинский 10(23).05.1944–21.12(03.01).1944: Николай Чуфаровский Лысковская 09(22).12.1943–1946: Зиновий Красовский 12 .1945–05.1946: Максим Бачинский Львовская 17(30).03.1941–1941: Пантелеймон Рудык 1941–1945: 09(22).04.1945–06(19).04.1951: Макарий Оксиюк Льговская (обн.) 1928–1929: Алексий Щербаков 05 .1929–08(21).05.1931: Николай Соколов 02(15).02.1931–1931: Феодор Лукин 13(26).06.1931–22.11(05.12).1932: Пётр Орлов Любанская 22 .03(04.04).1923–1928: Кирилл Васильев Любимская 1922–1924: Кирилл Соколов – 1925: 16(29).11.1925–1927: Сергий Мельников 12 .1927–1928: Варлаам Ряшенцев , в. у. Люблинская 22 .05(04.06).1922–1922: Александр Иноземцев 12(25).02.1923–1931: Антоний Марценко 1931–1933: 1933–1937: Савва Советов 1938–: Тимофей Штретер

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В ней приняли участие от Автономной УПЦ секретарь Собора епископов еп. Вениамин (Новицкий) и секретарь Кременецкой консистории прот. Феодор Юркевич, со стороны автокефалистов - секретарь администратуры УАПЦ прот. Николай Малюжинский и управляющий делами администратуры УАПЦ проф. Неофит Кибалюк. В нач. 1943 г. рейхскомиссар Э. Кох приказал реорганизовать УАПЦ и Автономную УПЦ, лишив их центральной власти: глав Церквей и епископов подчинили нем. администрации генерал-комиссариатов. Благодаря выступлениям главы Автономной Церкви митр. Алексия (Громадского) и секретаря Собора епископов Автономной Церкви еп. Вениамина (Новицкого) мн. клирики утратили доверие к Поликарпу и вернулись через покаяние в каноническую юрисдикцию. Еп. Вениамин сумел перевести в свою юрисдикцию возрожденный Зимненский Успенский женский мон-рь, находившийся в 1941-1942 гг. в ведении Поликарпа (Сикорского). Возможно, этот и др. переходы из УАПЦ в Автономную Церковь, имевшие место в февр. 1942 г., были связаны с тем, что в нач. февр. 1942 г. были изданы указ митр. Сергия (Страгородского) о лишении архиерейского звания Поликарпа (Сикорского) и обращение Патриаршего Местоблюстителя к преосвященным архипастырям Украины с призывом не входить с Поликарпом в общение, «бодренно и молитвенно стоять на страже своей боговрученной паствы» («Обращение к православной пастве Украины» митрополита Сергия от 5 февр. 1942 г.//Правда о религии в России. Московская Патриархия, 1942. С. 112-113). 28 марта 1942 г. последовало определение Собора русских архиереев о запрете в священнослужении Поликарпа с последующим лишением его священного сана и монашеского чина. В нач. авг. 1942 г. на территории митрополичьей Волынской епархии были созданы вик-ства: Ровенско-Острожское, Луцкое, Владимир-Волынское, Винницкое (вскоре присоединено к Каменец-Подольской епархии). 4 авг. перешедший из УАПЦ Мануил (Тарнавский) был хиротонисан на Владимир-Волынское викариатство, 5 авг. на Винницкую кафедру рукоположен Евлогий (Марковский) , 6 авг.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Экзарх Украины митрополит Киевский Николай в своих архипастырских посланиях украинской пастве обличал похитителя церковной власти епископа Поликарпа (Сикорского), предостерегал пастырей от общения с ним, призывал их хранить верность Матери-Церкви и родине. 28 марта 1942 г. с посланием к «архипастырям, пастырям и пасомым в областях Украины, пока еще занятых гитлеровскими войсками», обратился митрополит Сергий. В послании говорится: «С переходом западных областей Украины и Белоруссии в состав России епископ Поликарп остался на службе у нас, то есть фактически отказался от польской автокефалии и признал Московскую Патриархию своим законным священноначалием. Если все это сделано епископом Поликарпом неискренно, только для вида, с целью укрыться от церковного суда и от наказания за принадлежность к польской автокефалии, вина епископа Поликарпа усугубляется, а равно и следующее ему наказание, «яко солгавшему и обманувшему Церковь Божию» (13-е апостольское правило). За все время службы у нас епископ Поликарп не предъявлял мне никаких обвинений, которые оправдали бы его канонический разрыв со мною. И только теперь, когда преступный разрыв уже совершился и я указал на эту преступность, епископ Поликарп заговорил о моем самозванстве, в которое, думается, и сам в душе не верит. Значит, отказ епископа Поликарпа от подчинения Патриархии и мне, как ничем канонически не оправдываемый, является прямым нарушением 15-го правила Двукратного Собора и угрожает осужденному «лишением всякого священства». Тому же взысканию подлежит епископ Поликарп и за самозванное присвоение себе не принадлежащего ему звания архиепископа Луцкого и звания главы Украинской Церкви и за злостное вторжение в области, ему не подчиненные, и за связанный со всем этим целый клубок канонических нарушений… Особую злостность задуманного предприятия составляет то, что его исполнители вторгаются на Украину намеренно вслед за немцами; пока те будут неистовствовать над невооруженными людьми и громить хозяйственную и культурную жизнь украинцев, они будут громить вековой церковный строй, насаждая автокефалию. По 8-му правилу святого Григория Неокесарийского , изменники христианства, участвовавшие вместе с варварами в ограблении христианских селений, в случае покаяния не принимаются даже в разряд кающихся впредь до особого о них суждения на Соборе… За все вышеизложенное епископ Поликарп по совокупности подлежит… лишению сана и монашества с исключением из духовного звания… По действующим у нас правилам, обвиняемый в преступлениях, угрожающих таким наказанием, должен быть в виде предсудебной меры запрещен в священнослужении… О таковом запрещении епископа Поликарпа я и объявляю настоящим своим посланием».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Когда в 1934 г., с переносом столицы в Киев, глава УПЦ Павловский переехал из Харькова, кафедральным храмом «митрополита» стал Успенский собор на Подоле (ц. Пирогощая) - Софийский собор был закрыт 15 февр. 1934 г. Но уже в дек. и этот храм решено было закрыть (в янв. 1935 опечатан и вскоре разрушен), и некоторое время «митрополит» служил в ц. Николы Притиска на Подоле (в июне 1935 и эту церковь закрыли и опечатали). Полная ликвидация УПЦ состоялась в мае 1936 г., когда был арестован Павловский, переехавший к тому времени из Киева в Черкассы, и те «епископы» и «священники», к-рые оставались еще на отдельных приходах: Юрий Михновский, Владимир Самборский, Александр Червинский, Владимир Бржосновский, Конон Бей и др. Далее началась волна арестов тех, кто отреклись от священства и пошли работать в государственные учреждения,- их, как «бывших», разоблачали и отправляли в лагеря. И. Н. Преловская «Киевская епархия» УАПЦ лжемитрополита Поликарпа (Сикорского) в 1942-1945 гг. 9 февр. 1942 г. решением Пинского собора, восстановившего УАПЦ на оккупированной территории Украины, Никанор Абрамович был «хиротонисан» во «епископа» Чигиринского с назначением пребывать в Киеве и являться «временным викарием администратора УАПЦ» «архиепископа Луцкого и Ковельского» Поликарпа (Сикорского). В марте он прибыл в Киев и приступил к созданию управления УАПЦ. К тому времени в Киеве и Киевской обл. уже действовали возобновившиеся церковно-адм. структуры автокефалистов - окружные рады УАПЦ Липковского, являвшиеся на основании Киевских канонов 1921 г. также и руководящими органами местных самоуправляемых «окружных церквей». В Киеве «городской окружной церковью» руководили председатель «Всеукраинской православной церковной рады» УАПЦ Филипп Руденко и его заместители, прот. Петр Длугопольский и игум. Нестор (Святогоров), последний претендовал на роль епископа. В Киевскую городскую раду, именовавшуюся одновременно «Всеукраинской», входили также прот. Павел Подлесный, священники Феодот Шпаченко, Юрий Пелещук и Николай Саранча. Киевским окружным миссионером-благовестником УАПЦ был прот. Иоанн Потапенко.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Уже в июне 1941 г. Варшавский митр. Дионисий (Валединский), имевший титул «глава автокефальной православной Церкви в Генерал-губернаторстве» (назначен на этот пост после возвращения его на Варшавскую митрополию по распоряжению генерал-губернатора Польши Г. М. Франка от 23 сент. 1940), стал претендовать на руководство правосл. Церковью на Украине, которую он объявил своей канонической территорией. В начале войны Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) уклонился в раскол. Как явствует из опубликованных недавно документов, это произошло при активной поддержке Поликарпа со стороны митр. Дионисия. 28 июня 1941 г.- в день, когда немцы захватили Кременец, Дубно, Острог и Ровно и т. о. была оккупирована Зап. Волынь, митр. Дионисий издал на украинском языке послание «К высокопреосвященным и преосвященным владыкам, всечестному духовенству и боголюбивой пастве в земле Волынской». В нем митрополит выражал радость по поводу занятия нем. войсками Волыни и связанной с этим возможности восстановления связей между епископами Волынской епархии и Варшавской митрополией. Дионисий обещал прибыть на Волынь, чтобы «лично выслушать пожелания духовенства и паствы и дать свои указания относительно дальнейших деяний». В тот же день митр. Дионисий написал письмо Поликарпу (Сикорскому), в котором рассказал о своих планах по разделению Волынско-Кременецкой епархии на Луцко-Ковельскую во главе с Поликарпом и Кременецко-Ровенскую епархию во главе с Алексием (Громадским). Дионисий послал письмо и архиеп. Алексию (Громадскому), но оно тогда до адресата не дошло: архиерей считался пропавшим без вести. 17 июля 1941 г. митр. Дионисий отправил доклад в Берлин, в Мин-во оккупированных территорий Востока, в котором информировал, что на «освобожденных землях Волыни и Полесья» находятся 2 архиерея его довоенной юрисдикции: архиеп. Александр (Иноземцев) и еп. Поликарп (Сикорский), а судьба Алексия (Громадского) остается неизвестной. В декрете от 11 авг. 1941 г. «К высокопреосвященнейшим епархиальным архиереям Александру (Иноземцеву), Алексию (Громадскому) и Поликарпу (Сикорскому)» митр. Дионисий официально предписывал архиереям «сохранять каноническое единство с автокефальной православной Церковью в Генерал-губернаторстве (Варшавской митрополией)», хотя такого единства никто из них тогда формально не имел. Тем же декретом Дионисий возвел Поликарпа в сан архиепископа Луцкого и Ковельского, а за архиеп. Алексием (Громадским) оставил Ровенско-Кременецкую и Житомирско-Овручскую епархии. Однако с 20 авг. 1940 г. Житомирская кафедра не была вакантной: ее занимали еп. Дамаскин (Малюта), а с 17 июля 1941 г. еп. Василий (Ратмиров), кроме того, эта кафедра никогда не принадлежала Польской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Александр (Тюменев), иеромонах. Приехал в Рабат (Марокко) в 1930 г. на вакансию псаломщика. Помогал настоятелю церкви о. Варсонофию (Толстухину), см. Скончался в 1943 г. Александров , Николай Николаевич (1886–1970). Родился 1 октября. Капитан I ранга, морской инженер-конструктор военных судов. Окончил в 1906 г. Санкт-Петербургскую Морскую академию. Участник Гражданской войны. Эмигрировал во Францию в 1920 г., откуда в 1926 г. уехал в США. В течение нескольких десятилетий преподавал физику и ряд других предметов в нескольких американских университетах и в Массачусетском технологическом институте. Член Общества офицеров Российского Императорского флота в Америке. В 1946 г. поселился в Свято-Троицком мужском монастыре в Джорданвиле, которому отдал последнюю четверть века своей жизни, и создал (в этом же г.) при монастыре семинарию, выхлопотав для нее права высшего учебного заведения. Профессор, декан Св. Троицкой Духовной Семинарии. Скончался 8 мая, в Великую Субботу. Похоронен на Св. Троицком монастырском кладбище. Алексий (в миру Александр Яковлевич Громадский; 1882–1943), Митрополит. Родился 3 ноября в с. Докудов на Подляшье. Окончил Киевскую Духовную Академию (1908). Назначен законоучителем Холмской мужской гимназии. В 1908 г. возведен в сан иерея. Из вдовых протоиереев. В 1919 г. пострижен в монашество. Оказался в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Епископ Луцкий, викарий Волынской епархии (1922). Епископ (с 1928 г. Архиепископ) Гродненский (1923), Волынский (1934). Принадлежал к Польской автокефальной Церкви. В 1940 г. перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. Оставлен управлять Волынской епархией. В период немецкой оккупации части Украины остался верным Матери-Церкви. Ввиду невозможности общения с Московским Патриархатом учреждает автономное церковное управление в оккупированной части Украины в противовес ориентации Поликарпа (Сикорского) [см.], продавшегося оккупантам и националистам. Митрополит (1941). Убит 8 мая по дороге из Кременца в Дубно (с. Смыга на Волыни) приверженцами Поликарпа (Сикорского).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010