Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. множество списков чудотворного образа было написано и освящено в рус. мон-рях на Афоне, а затем прислано в Россию, напр. в 1858 г. в Оренбург для жен. обители, к-рую предполагали построить. В нач. XX в. прославленный чудесами список образа находился в храме с. Юрьева Котельничского у. Вятской губ. ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 346). Для одной из таких икон, привезенной ок. 1887 г. миссионером иером. Арсением с Афона, был построен храм в Галерной гавани в С.-Петербурге с одноименным посвящением главного престола ( Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 114). В 1950 г. по благословению митр. Григория (Чукова) образ был передан в ц. Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в С.-Петербурге, где в его честь освящен сев. придел. Списки «Д. е.» и. находятся в домовой ц. во имя мц. Александры царицы в здании Русской духовной миссии в Иерусалиме (1910, работа афонского иером. Серафима (Титова)), в Троицком соборе в Иерусалиме, над входом в гробницу праведных Иоакима и Анны в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Гефсимании, в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в ТСЛ, в Троицком соборе Данилова мон-ря в Москве, в церквах во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. в Москве, в честь Казанской иконы Божией Матери в Рыбинске (с частицами мощей, из ц. Св. Троицы с. Верхне-Никульского Ярославской обл.), в честь Успения Богородицы в Чухломе (мироточивый образ), в нижегородской Троицкой ц. в Высокове (написана в афонском Пантелеимоновом мон-ре), в Покровском соборе Самары (в шитом окладе) и др., в частных собраниях (напр., своеобразная по стилю икона нач. XIX в. с текстом песнопения «Достойно есть» вверху на свитке, руки ангелов сложены на груди). Икона Божией Матери " Достойно есть " . Кон. XIX в. Афон (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского мон-ря) Икона Божией Матери " Достойно есть " . Кон. XIX в. Афон (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского мон-ря) За редким исключением это иконы большого размера, написанные в академической манере в традициях поздней святогорской иконописи на голубом или золотом фоне (на иконе из Троицкого собора Серафимо-Дивеевского мон-ря, с частицами мощей святых, вверху - голубой фон, под облаками - золотой), с текстом на свитке на рус. или греч. языке: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя…» (Ис 61. 1; Лк 4. 18). Младенец одет в белую рубашку с препоясанием, Богородица - в мафорий красного оттенка и светлый (розовый) плат, у Обоих на головах венцы (как правило, у Иисуса Христа - закрытый венец, у Богородицы - корона); левая рука Иисуса Христа спрятана под плат. Корону или нимб Божией Матери поддерживают 2 ангела на облаках, вверху - Господь Саваоф, Св. Дух в виде голубя и херувимы (рисунок фигур и цвета одеяний ангелов, расположение надписей варьируются). Иногда на обороте иконы врезаны афонские сургучные печати, сделаны вкладные надписи.

http://pravenc.ru/text/180369.html

Соч.: [Слово о том, чтобы не уклоняться от соборного богослужения и не искать ранних литургий и где поскорее отслужат]//РНБ. Ф. 253. Ед. хр. 207. Л. 45-46 об.; Дневник: (Афон), 1852-1854 гг.//АРПМ. Оп. 23. Д. 4. Док. 3962. Л. 1-34; Дневник путешествия в Палестину и на Синай. 1851 г.//Там же. Д. 3. Док. 3957. Л. 1-54; Дневник путешествия из России в К-поль. 1851 г.//Там же. Д. 2. Док. 3956. Л. 1-40; Слова и поучения//Там же. Д. 51. Док. 4016; Письмо с Афона об освящении в Старом нагорном Руссике возобновленного храма во имя св. Саввы Сербского и закладка соборного храма св. Пантелеимона на древнем основании//ДЧ. 1871. 8. Отд. 2. С. 142-146; Слово в день освящения церкви св. Саввы в Старом Руссике//Там же. С. 146-149; Слово на празднование 900-летия Крещения Руси//ДС. 1888. Вып. 9. С. 133-136; Духовное завещание в Бозе почившего игумена Русского на Афоне св. вмч. Пантелеимона мон-ря священноархим. Макария//Там же. 1889. Вып. 9. С. 228-232 (То же// Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни и деятельности игумена Рус. Пантелеимонова мон-ря священноархим. Макария (Сушкина). СПб., 1895. С. 367-370; То же//К свету. М., 2000. Вып. 18. С. 124-125; То же//Рус. афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2013. С. 113-114); Слово после пожара в Покровском храме в 1887 г.// Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. 1895. С. 349-350; Из дневника//ДС. 1898. Вып. 10. С. 307-312; Воспоминания об о. Иерониме//Старцы-возобновители Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2014. Ч. 1: Духовник Иероним. С. 691-696; Слово, сказанное в конце 40-дневного поминовения старца Иеронима//Там же. С. 703-705. Лит.: Русский мон-рь св. вмч. и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Кончина и погребение в Бозе почившего игумена Русского на Афоне Пантелеимонова мон-ря священноархим. Макария//ДС. 1889. Вып. 9. С. 222-228; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни... священноархим. Макария (Сушкина). СПб., 1895; К портретам архим. Макария и иеросхим. Иеронима//Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: И.

http://pravenc.ru/text/2561400.html

В 1919 г. Оренбургская епархия понесла тяжелые потери: пострадали не менее 80 священнослужителей, монашествующих и мирян, более 20 из них были расстреляны. 12 апр. 1919 г. принял мученическую кончину священник с. Поляковка Оренбургского у. (исчезнувшее село на территории совр. Саракташского р-на) Сергий Вознесенский. Батюшку забрали во время проповеди, арестованы были и заступившиеся за священника председатель сельсовета и староста; через 2 недели все были расстреляны предположительно в Оренбурге. 1 мая в с. Покровка (ныне Новосергиевского р-на) расстрелян свящ. Михаил Шовский. 14 июля принял мученичество священник с. Максимовка (ныне Пономарёвского р-на) Михаил Разумов, арестованный, несмотря на то что в период боевых действий спасал своих односельчан от расправ белых; через месяц заключения в Оренбурге его приговорили к расстрелу. По приговору ЧК от 19 июля расстрелян священник с. Константиновка (ныне Шарлыкского р-на) Алексий Макаров. В 1919 г. Оренбургская губЧК сформировала 2 первых групповых дела «церковников». Согласно одному из них, по обвинению в «укрывательстве контрреволюционеров и их оружия» в апреле были осуждены 3 монахини бывш. оренбургского Успенского жен. мон-ря и 8 мирян из церковного актива бывш. монастырской Успенской ц., обращенной в приходскую. Были расстреляны 7 чел., в их числе монахини Варвара (Рубцова) и Исидора (Пашкова). В ноябре сфабриковано 2-е групповое дело, по к-рому к различным срокам наказания приговорили ок. 50 чел., священник Уфимской епархии Александр Кандарицкий расстрелян. Оставшийся в Оренбурге еп. Дионисий поддерживал церковную жизнь, деятельность большинства епархиальных учреждений, храмов и мон-рей, наладил отношения с Оренбургским епархиальным советом, к-рый ранее конфликтовал с правящим архиереем. По ходатайствам епископа постановлением патриарха, Синода и Высшего Церковного Совета от 4 июня 1919 г. был утвержден состав епархиального совета, избранный на епархиальном собрании в сент. 1918 г. В соответствии с определением Поместного Собора во главе всех приходов стояли церковные советы под руководством священников. В Оренбурге они объединялись в Союз правосл. приходов. В 1919 г. при церквах Оренбурга были созданы мирянские «союзы богомольцев» для защиты храмов. «Союз богомольцев» при оренбургском Иоанно-Богословском храме издавал газ. «Голос истины», создал большую б-ку духовно-нравственного содержания; членами союза были видные горожане, интеллигенция. Весной 1920 г. священник этого храма Михаил Преображенский и 12 членов «союза богомольцев» были арестованы «за распространение черносотенной литературы» и 10 мая приговорены к различным срокам принудительных работ. 30 июля 1919 г. архиерей утвердил в должности настоятельницы Покровского Разгуляевского мон-ря мон. Мелитину (Алиференкову), избранную сестрами обители, 8 дек. настоятелем Георгиевского мон-ря Челябинской епархии назначен иеромонах Успенско-Макариевского мон-ря Адам.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Житие сообщает, что св. Дионисий отправил Е. из Печерского мон-ря, будучи игуменом, но в 1374 Дионисий был хиротонисан во епископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого; полностью недостоверным становится сообщение Жития об основании Е. по желанию кн. Андрея Константиновича Покровского мон-ря. Предлагаемая в наст. статье датировка создания Спасо-Евфимиева мон-ря временем между 1355 и 1363 также вносит противоречия в хронологию Жития, но их можно считать незначительными. Если признать, что Е. при основании мон-ря было 36 лет, рождение святого следует отнести к периоду между 1319 и 1328, что не соответствует сообщению Жития о 88 годах жизни преподобного, скончавшегося, по летописным свидетельствам, в 1404/05. Можно предположить, что в Житии неверно указан возраст Е. в то время, когда создавался Спасо-Преображенский мон-рь: Л (30) стоит вместо похожего М (40). Если считать, что Е. было тогда 46 лет, то учреждение обители можно отнести к 1362. В таком случае преподобный управлял мон-рем не 52 года, как указано в Житии, но 42 года.) Прп. Евфимий Суздальский. Литография. 1870 г. Троице-Сергиева лавра (ГИМ) Прп. Евфимий Суздальский. Литография. 1870 г. Троице-Сергиева лавра (ГИМ) Кн. Борис Константинович и его потомки самым тесным образом были связаны со Спасо-Евфимиевым монастырем. В монастырском синодике записан «род благоверного великого князя Бориса Суждальского, иже созда Спасов Евфимиев монастырь» ( Тихонравов. 1857. С. 89; Колобанов. 1976. С. 38). Как утверждает Житие, благодаря щедрым пожертвованиям Бориса Константиновича Е. быстро отстраивал обитель - «съгради кельи множество на собрание иноком», построил ц. во имя прп. Иоанна Лествичника с каменной трапезной и каменными же погребом и пекарней под ней. Е. также получил пожалование от Даниила Борисовича - воды и рыбные ловли в Гороховецком у. (АСЭИ. Т. 3. Прил. 480. С. 465-466). Поскольку в обители собралось более 300 насельников, эта трапезная оказалась мала, и Е. построил деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца «и к неи пригради трапезу велию древяну».

http://pravenc.ru/text/187661.html

В 1893 г. мон. Афанасия направила прошение Саратовскому еп. Авраамию (Летницкому) о преобразовании общины в мон-рь. Принятие соответствующего решения в основном по причинам материального характера (наличие долгов) было отложено до приобретения не менее 6 тыс. р. собственного капитала. Лишь 17 сент. 1903 г., при настоятельнице мон. Сусанне (с 1895), указом Синода община получила статус Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого мон-ря. В 1904 г. мон. Сусанна была удостоена игуменского сана за введение «строгого устава», в 1910 г.- наперсного креста. К 1887 г. в общине проживало 97 сестер, в 1889 г.- монахиня и 101 послушница, в 1892 г.- монахиня и 95 послушниц, в 1895 г.- мон. Сусанна и 127 послушниц, в 1901 г.- мон. Сусанна и 160 (по др. сведениям, 170) послушниц. В 1911 г. в К. м. жили 41 мантийная монахиня и 169 послушниц, в 1913 г.- 38 монахинь и 183 послушницы. 29 дек. 1914 г. указом Синода в должности настоятельницы с возведением в сан игумении была утверждена мон. Еннафа. С 1886 г. священники общины получали ежегодное жалованье в 500 р. и содержание. С этого года до 21 сент. 1894 г. штатным священником К. м. был о. Мануил Мысовский (Мысковский?), с 27 сент. 1894 г.- Михаил Малов, с 5 апр. 1896 г.- Иоанн Подольский. 15 дек. 1908 г. место было предоставлено Николаю Николеву, «временно-заштатному священнику» с. Б. Ивановка Царицынского у. 5 мая 1913 г. благочинным обители был назначен ректор Саратовской ДС архим. Серафим (Лукьянов) , а духовником - иером. Георгий из церкви саратовской киновии в честь Страстей Господних. 14 марта 1915 г. духовник, законоучитель, последний монастырский свящ. Симеон Туркин был награжден скуфьей за присоединение к Церкви 5 старообрядцев. Прот. Павел Победоносцев, один из последних клириков Казанской ц. в с. Каменный Брод, был репрессирован в советское время (к июню 2012 готовились материалы для его канонизации). 1 янв. 1896 г. при общине были открыты приют и одноклассная школа для девочек (10-20 чел.), в к-рой воспитанницы обучались золотошвейному мастерству. В 1903 г. для школы был выстроен новый просторный корпус. К 1911 г. в школе обучались 19 девочек и мальчик. С 1911 г. при обители имелись больничная палата и аптека, монастырский штат включал фельдшерицу. В июле 1913 г. 2 или 3 насельницы должны были обучаться на миссионерских курсах в саратовском Крестовоздвиженском жен. мон-ре (в т. ч. на «книгонош»). В янв.-февр. 1917 г. 2 насельницы посещали миссионерские противосектантские курсы при балашовском Покровском мон-ре. В годы первой мировой войны монахини ушли сестрами милосердия на фронт, в обители проводился сбор пожертвований для солдат. Существовала трапезная для нищих.

http://pravenc.ru/text/1470095.html

Примеры совр. иконографии Г.- иконы московского худож. В. В. Близнюка, находящиеся в Соловецком мон-ре: оглавный образ 1992 г. возле раки преподобного, «Избранные Соловецкие святые, с видом обители» сер. 90-х гг. XX в. и написанный тогда же «Собор соловецких святых» - 2 группы преподобных на острове, в окружении моря. Лит.: Ровинский Д. А. Виды Соловецкого мон-ря, отпечатанные с досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884; Памятник с Соловецких островов: Икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия» 1545 г./Текст Н. А. Маясовой. Л., 1970. (Публ. одного памятника; 7); Кукушкина М. Н. Монастырские б-ки Рус. Севера. Л., 1977. С. 95; Вереш С. В. Эволюция облика Соловецкого мон-ря по его изображениям//Архит.-худож. памятники Соловецких островов/Под ред. Д. С. Лихачёва. М., 1980. С. 205-229; Повесть о Зосиме и Савватии: Факс. воспроизв. М., 1986; Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. [Б. м.], 1997. С. 109; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 68-69, 144. Кат. 68; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453; Т. 2. С. 84-85; Клевцова Р. И. Почитание прп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких//Макариевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6. С. 155-167; Северные письма: Собр. АМИИ: Кат./Сост.: О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 90. Кат. 164; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст./ГИКМЗ «Моск. Кремль». М., 2001. С. 66-69. 9; С. 128-129. 37; С. 200-201. 68; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Кат. збережених пам " яток Киïвського Церк.-археол. музею 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 26, 135. Кат. 8; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 136-137. Кат. 90; Юферева Н. Э. Соловецкие преподобные в миниатюрах лицевых житий Зосимы и Савватия кон. XVI - нач. XVII в.//Книжное наследие Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв.: Тез. докл. Соловки, 2005. С. 6-8.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Пресв. Богородица на престоле, с предстоящими преподобными Лукианом и Корнилием Александровскими. Икона. 2003 г. Иконописец К. В. Фёдорова (Лукианова пуст.) Пресв. Богородица на престоле, с предстоящими преподобными Лукианом и Корнилием Александровскими. Икона. 2003 г. Иконописец К. В. Фёдорова (Лукианова пуст.) Настенный образ из Успенской ц. повлиял на разработку иконографии К. при создании образа К. и прп. Лукиана к их прославлению в 1984 г. На этой иконе, находящейся в музее мон-ря, святые представлены в рост в молении перед Пресв. Богородицей на престоле в небесном сегменте. Головы седобородых старцев, как и в росписи, покрывают куколи. Святые придерживают общий свиток с начальным текстом 13-го кондака из Акафиста Пресв. Богородице. У ног К. и прп. Лукиана изображен мон-рь с редко стоящими внутри ограды храмами, на золотом фоне возвышается коричневато-красная гора с 2 деревьями на вершинах, вероятно символизирующая высоту подвига преподобных. На полях иконы - побеги, обрамляющие вверху медальон с Голгофским крестом. Тот же автор незадолго до открытия мон-ря выполнил единоличный образ К. (ок. 1990): святой изображен в рост вполоборота вправо в молении образу Божией Матери «Одигитрия», в его левой руке - развернутый свиток с аналогичной надписью из Акафиста. У К. шапка седых волос и длинная заостренная борода, куколь лежит на плечах. Святой стоит на берегу р. Серой, напротив обители с тесно стоящими церквами. Основные иконы К. созданы после возобновления Успенского мон-ря в 1991 г. Их написание было приурочено к монастырским событиям и памятным датам. После обретения мощей святого в 1995 г., когда они были помещены в вост. части юж. галереи Троицкого (бывш. Покровского) собора обители (т. н. Распятском приделе), появились новые иконы. Святого стали писать с короткими седыми волосами и длинной, узкой на конце бородой, в полном монашеском облачении (ряса, мантия, пояс, схима с куколем на плечах), цвета одеяний варьировались. С ориентацией на древнерус. иконопись построено пространство и решен колорит золотофонных икон, созданных в иконописной школе при МДА, а также насельницами мон-ря и иконописцами из Владимира.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

М., 2006. С. 156-161, 247. Кат. 31), происходящая из Старого Симонова мон-ря - места подвижничества К., где случилось это чудесное событие. Однако изображенный на иконе архитектурный ансамбль соответствует облику Нового Симонова мон-ря в 3-й четв. XVII в. (икона воспроизводит более ранний образец); надпись в клейме: «Явися Пресвятая Богородица преподобному архимандриту Кирилу, показующему где быть пресловущему чесные обители Кирилову манастырю». К. не только изображен в сцене явления, но и присутствует в группе предстоящих Богоматери преподобных. Прп. Кирилл Белозерский. Икона из деисусного чина. Сер. XVII в. Вологда (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Белозерский. Икона из деисусного чина. Сер. XVII в. Вологда (ВГИАХМЗ) С кон. XV в. образ К. начали писать в деисусном ряду иконостаса, как правило напротив прп. Сергия Радонежского,- напр., в небольшом чине работы московского мастера кон. XV - нач. XVI в. из Преображенской ц. Гуслицкого мон-ря (ГРМ; возможно, происходит из кремлевской ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского; см.: Малкин М. Г. Два живописных ансамбля круга Дионисия и его преемников//ДРИ. 1989. С. 123-131). Целый ряд подобных икон находился в вологодских и сев. храмах и мон-рях: сер. XVII в. из деисусного чина Покровского Глушицкого монастыря, XVII в. из вологодской ц. Преображения на Болоте, кон. XVII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. (все в собрании ВГИАХМЗ), нач. XVIII в. из церкви дер. Согиницы Подпорожского р-на Ленинградской обл. (ГЭ; см.: Косцова, Побединская. 1996. С. 37, 108. Кат. 23). Образ К. с поднятыми в молении руками (реже со свитком) помещали в правой или левой части Деисуса в зависимости от программы всего комплекса, иногда писали почти фронтально (икона XVIII в. из Успенской ц. Александрова Куштского мон-ря, ВГИАХМЗ). Эта традиция, характеризующая К. как одного из наиболее чтимых рус. преподобных, сохранялась и позднее (деисусный образ из собора Феодоровской иконы Божией Матери, сооруженного и украшенного «в русском стиле» в память 300-летия Дома Романовых в С.-Петербурге, ок.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

И. Некрасов ( Некрасов. 1948. С. 173). Успенская ц. стоит на высоком подклете. Ее четверик завершается 2 рядами закомар, оформляющими переход к восьмерику, увенчанному невысоким шатром; поверхность обширной апсиды разделена лопатками на 8 граней. Невысокий одноглавый придел увенчан 3 ярусами закомар. Облик сооружения позволяет его датировать не ранее сер. XVI в. Первым твердо датированным шатровым трапезным храмом была ц. прп. Сергия Радонежского на Троицком подворье в Кремле (1557, не сохр.); они известны в Солотчинском (ц. свт. Алексия, 1560, не сохр.) и старицком Успенском (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы, 1570) мон-рях. К кон. XVI в. относятся Введенская ц. Герасимова Болдинского мон-ря , ц. вмч. Георгия Победоносца серпуховского Владычного мон-ря . Сузить хронологические границы до посл. четв. XVI в. позволяет посвящение придела, к-рый связан с известным вкладчиком мон-ря - Диомидом Ивановым Черемисиновым, купившим земли в Юрьев-Польском у. в 70-80-х гг. XVI в. и погибшим в бою на Тереке в 1604 г. ( Мордвинова С. П., Станиславский А. Л. Состав особого двора Ивана IV в период «великого князя» Симеона Бекбулатовича//АЕ за 1976 г. М., 1977. С. 189). Такой датировке соответствуют композиционные особенности этой церкви. Устройство выделенного в отдельный объем придела, завершенного рядами кокошников, характерно именно для конца столетия. В архитектуре шатровых церквей конца столетия есть др. особенность - граненая апсида, присутствующая у трапезного шатрового храма Герасимова Болдинского мон-ря. Вместе с тем в декоративной обработке апсиды заметны мотивы, заимствованные у более ранних построек Е. м., напр. килевидные ниши, аналогичные использованным в церкви-колокольне. Здесь поле ниш украшено керамическими вставками. Церковь-колокольня Рождества св. Иоанна Предтечи. 50-е гг. XVI - 1 -я пол. XVII в. Фотография. 2007 г. Церковь-колокольня в честь Рождества св. Иоанна Предтечи возведена, вероятно, в 50-х гг. XVI в. Ее композиция сложилась под влиянием столпообразной ц.-колокольни в честь Происхождения честных древ (1515) суздальского Покровского монастыря.

http://pravenc.ru/text/187637.html

При учреждении общины Дубовское посадское об-во пожертвовало 1271 дес. земли, мещанин М. Ф. Посохин - кирпичный завод, расположенный на 10 дес. земли. От прот. Покровского перешло обители ок. 5 дес. сада. В 1891 г. дубовский купец Д. К. Шестаков пожертвовал 938 дес. пахотной и луговой земли. В 1904 г. потомственной почетной гражданкой Ю. Д. Репниковой пожертвован сад на 10 дес. в Дубовке. К нач. XX в. мон-рю принадлежали 2 хутора: близ с. Песковатка со 120 дес. земли с водяной мельницей и близ дер. Оленья с 938 дес. земли. При с. Городище Царицынского у. обители принадлежало 25 дес. земли, пожертвованной царицынским купцом С. Кирилловым. К нач. XX в. Д. м. построил в Дубовке 5 домов с дворовыми службами и баней, а в Царицыне на пожертвованной Репниковой земле на углу улиц Надеждинской и Екатерининской было открыто подворье. В хозяйстве Д. м. было 25 коров, 20 быков, 10 лошадей, 6 верблюдов и др. Капитал составлял более 15 тыс. р., годовой доход мон-ря превышал 11 тыс. р. 1918-2007 гг. Церковь св. Иоанна Предтечи и часовня. Подворье Дубовского мон-ря в Волгограде. Фотография. 2007 г. Церковь св. Иоанна Предтечи и часовня. Подворье Дубовского мон-ря в Волгограде. Фотография. 2007 г. В 1918 г. Дубовским отделом народного образования в Д. м. был открыт детский городок «Коммунист», ок. 1920 г. настоятельница игум. Августа и 14 монахинь были расстреляны. В 1922 г. Д. м. был закрыт, сестры объявлены вольными гражданами. С 1923 г. в зданиях мон-ря размещалась сельскохозяйственная религ. коммуна «Новый труд», с нояб. 1925 г.- колония для подготовки воспитанников детских домов к сельскому хозяйству и ремеслу, затем - школа-интернат для умственно отсталых детей и др. учреждения. К кон. 30-х гг. были разрушены Вознесенский собор, келейные и хозяйственные постройки, в 70-х гг.- ограда и центральные ворота; в Тихвинском храме находился клуб, затем склад. В 1991 г. по инициативе Волгоградского еп. Германа (Тимофеева) распоряжением исполкома Волгоградского обл. совета народных депутатов от 17 июля 1991 г.

http://pravenc.ru/text/180524.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010