Глава шестая Отобрание государством церковных имуществ в 1764 году и передача их в ведение Коллегии Экономии. Учреждение велико российских духовных штатов и разделение епархий на три класса в связи с отобранием церковных имуществ. Учреждение в 1764 г. викариатств: XXVII – Севского и Брянского в Московской епархии и XXVIII – Олонецкого и Каргопольского в Новгородской епархии с особыми епархиальными территориями и штатами. Росписание епархиальных городов по епархиям в 1764 год по близости к кафедральным городам и способности управлении ими. Неудобства распределения некоторых городов и сел по епархиям на основании росписи 1764 г. Устранение этих неудобств, вследствие донесений епархиальных архиереев, духовенства, помещиков и прихожан. Спорное дело Московской епархии с Крутицкой из-за сел Загородской десятины. Отчисления сел в епархиях Псковской, Переяславской, Суздальской, Костромской, Рязанской, Коломенской, Крутицкой, Белгородской, Казанской, Вятской, Устюжской, Астраханской и больше всего Тамбовской. Неосуществившийся проект открытия епархии на северо-восточной окраине – в Якутске с Камчаткой. Поселения сербов на юге России под предводительством И. С. Хорвата (1751 г.) и образование Новосербии с городом Ново-Миргородом. Русское военное поселение там, сосредоточенное около города Елисаветграда. Церковное управление в Новосербии. Образование Новороссийской губернии (1764 г.) и отделение от нее Азовской губернии (1775 г.). Переселение в Россию архипелажских греческих легионов во время и после первой войны России с Турцией (1768 – 1778 гг.). Неосуществившийся проект открытия особой епархии в Азове (1771 г.). Приписка Азова и Таганрога с Кафийской областью к Воронежской епархии. Открытие XXIX – Славянской и Херсонской епархии (1775 г.). Отделение к ней городов и церквей из епархий: Киевской, Переяславской, Белгородской и Воронежской, находившихся в Новороссийской и Азовской губерниях. Устройство епархиального управления в Славянской епархии. Состав Воронежской и Белогородской епархии до отделения от них городов и церквей к Славянской епархии. Образование Екатеринославской губернии из двух губернии: Новороссийской и Азовской (1784 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

При них: 14 дьячков на всех 6 пономарей на всех На церковные требы по 40 руб. на всех Итого 34 лица. А всего на город Якутск. В ЯКУТСКОМ ОКРУГЕ Кангалакской Покровской церкви. 3 священника, всем 1 диакон 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы. Итого 9 лиц Чуропчинской Вознесенской тоже Амгинская Преображенская Причетники здесь могут заниматься хлебопашеством 3 священника, всем 1 диакон 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 9 лиц Борогонской Вознесенской церкви 3 священника, всем 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 8 лиц Синской Спасской церкви 2 священника, обоим 2 дьячка, обоим 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 6 лиц Нашской Предтечевской тоже Багаянтайской Богородской тоже Мегинской Введенской тоже Ытык-кельской Преображенской тоже Ойшеконской Вознесенской 1 священник 1 дьячок 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 4 лица Алданской, вновь построенной 1 священник 1 дьячок 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 4 лица Усть-Майской Матиевской, вновь строющейся Тоже, что в Алданской Итого на 12 церквей Якутского округа: В ВИЛЮЙСКОМ ОКРУГЕ В городе Вилюйске 3 священника, всем 1 диакон 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 9 лиц Сунтарской Введенской церкви 3 священника, всем 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 8 лиц Нюрбинской Николаевской тоже Кроме того, в Вилюйском округе предполагается прибавить еще: 8 священников, на всех При них: 8 дьячков, на всех 3 пономаря На церковные потребы на каждого по 4 руб., всего Итого на 3 церкви Вилюйского округа В ОЛЕКМИНСКОМ ОКРУГЕ Здешние причетники могут заниматься хлебопашеством. 3 священника, всем 3 дьячка 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Вновь предполагается прибавить: 1 священник или протоиерей 1 диакон 1 дьячок Итого 11 лиц 1 священник 1 дьячок 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Вновь предполагается прибавить: 1 прот. жалованья 240 на разъезды 120 1 диакон Итого 7 лиц

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Печальная участь ожидала православные храмы и часовни Вилюйского благочиния в советский период. Почти все они были уничтожены в 30-ые годы XX века. В 1920 г. старое здание Вилюйского собора было разобрано на топливо; в новом здании собора в советское время размещалось почтовое отделение. Здание Новоникольского собора (без куполов и колокольни) сохранилось до наших дней и теперь в нем жилой дом. Сохранилось здание Покровской церкви села Мастах Вилюйского района, построенной в 1885 г. В 1929 г. со здания церкви были сняты кресты и купола, впоследствии оно использовалось в качестве сельсовета и колхозного клуба». Грозные революционные раскаты не пощадили и местное духовенство. Многие из них были расстреляны или отбывали сроки в ссылках и лагерях. Те, кто избежали такой печальной участи, вынуждены были оставить сан, но продолжали неустанно трудиться на ниве просвещения. Уездный наблюдатель школ Вилюйского округа священник И.Е. Попов в 1916 г. писал в епархиальный училищный совет: «Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что при таком положении дел в скором времени прикроются в Вилюйском округе все церковноприходские школы… О, Господи, не дай мне дожить до печальных для церковных школ округа дней!». Действительно, 2 октября 1917 года все церковноприходские школы перешли в ведение Министерства народного просвещения. Таким образом, священнику пришлось отказаться от сана и пережить церковноприходские школы на целых 27 лет. Отдавая должное И.Е. Попову, надо сказать, что он для своего времени был человеком образованным, хорошо понимавшим надобность образования… Ему принадлежит честь создания передвижной русско-якутской азбуки. Кроме того, в газете «Сибирская жизнь» печатались его рассказы о положении якутского населения, статьи по вопросам народного образования. Сам он учил детей при Кутанинской церкви Вилюйского благочиния». Первым директором Вилюйского педагогического училища стал выпускник Казанской духовной академии, кандидат богословия, преподаватель церковной истории Якутской духовной семинарии, участник Всероссийского Церковного Собора 1917 года Петр Васильевич Новиков. В училище он преподавал русский, латинский, немецкий и французский языки, экономическую географию, историю литературы, теорию словесности и педагогику. О его духовно-педагогическом наставничестве и таланте педагога часто вспоминали многие выпускники 1920-х – 1930-х гг. «Образованный, прекрасный учитель, исключительно выдержанный, спокойный человек», — писала в 1925 г. выпускница Н.М. Алексеева. В памяти другой выпускницы В.Г. Чиряевой П.В. Новиков остался «самым лучшим, самым корректным, культурным, тактичным педагогом», внушавшим уважение «всем своим видом».

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Серафим Афанасьев (иногда Трофимов, неправильно) АСКИНСКАЯ 16.02(01.03)1923 11(24)08.1923 БИРСКАЯ 19.05(01.06)1926 17(30)11.1927 СТЕРЛИТАМАКСКАЯ 12.1928 13(26)03.1929 в/у ЯРАНСКАЯ 04(17)10.1928 13(26)03.1929 ЯРАНСКАЯ 13(26)03.1929 25.02(09.03)1932 в/у ВЯТСКАЯ 06(19)09.1930 23.01(05.02)1931 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 25.02(09.03)1932 29.07(11.08)1933 ХАБАРОВСКАЯ 29.07(11.08)1933 09(22)11.1933 РОСТОВСКАЯ 09(22)11.1933 17(30)11.1935 Серафим Велицкий КРЕСТЕЦКАЯ БОРОВИЧСКАЯ МАЛОВИШЕРСКАЯ в/у НОВГОРОДСКАЯ Серафим Виноградов КОЛЫМСКАЯ ЯКУТСКАЯ Серафим Гачковский в/у АСТАНАЙСКАЯ 29.10(11.11)1975 30.11(13.12)1975 АСТАНАЙСКАЯ 30.11(13.12)1975 01(14)04.1982 Серафим Глаголевский ДМИТРОВСКАЯ 26.12.1799 29.01.1804 ВЯТСКАЯ 29.01.1804 07.07.1805 СМОЛЕНСКАЯ 07.07.1805 07.02.1812 МИНСКАЯ 07.02.1812 30.08.1814 ТВЕРСКАЯ 30.08.1814 15.03.1819 МОСКОВСКАЯ 15.03.1819 29.06.1821 НОВГОРОДСКАЯ 29.06.1821 17.01.1843 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 29.06.1821 17.01.1843 Серафим Голубятников МОЖАЙСКАЯ 02.01.1905 15.02.1908 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 15.02.1908 20.03.1914 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 20.03.1914 10.05.1917 Серафим Жемчужников АКСАЙСКАЯ 21.07.1885 17.10.1887 Серафим Зализницкий в/у БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ 18(31)07.1994 19.07(01.08)1994 БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ 19.07(01.08)1994 Серафим Зборовский ПОКРОВСКАЯ 20.04(03.05)1931 21.08(03.09)1931 ПУГАЧЕВСКАЯ 21.08(03.09)1931 06(19)10.1932 МЕЛЕКЕССКАЯ 06(19)10.1932 16(29)06.1934 в/у СИМБИРСКАЯ 23.09(06.10)1933 16(29)06.1934 ЧЕБОКСАРСКАЯ 16(29)06.1934 09(22)11.1934 в/у АЛАТЫРСКАЯ 16(29)06.1934 09(22)11.1934 ЧИТИНСКАЯ 09(22)11.1934 04(17)01.1935 КРАСНОЯРСКАЯ 27.08(09.09)1935 19.03(01.04)1936 в/у АЧИНСКАЯ 27.08(09.09)1935 19.03(01.04)1936 АКТЮБИНСКАЯ 09.1936 22.08(04.09)1937 в/у КУСТАНАЙСКАЯ 09.1936 22.08(04.09)1937 ДМИТРОВСКАЯ 21.12.1919 03.011920) 12(25)04.1928 Серафим Игнатенко НОВООСКОЛЬСКАЯ Серафим Кокотов ГОМЕЛЬСКАЯ 04(17)12.1934 14(27)05.1935 ТОМСКАЯ 14(27)05.1935 18(31)05.1936 Серафим Коровин КУНГУРСКАЯ, обн. 23.03(05.04)1925 03(16)07.1925 в/у КРАСНОУФИМСКАЯ, обн. 23.03(05.04)1925 03(16)07.1925 ТЮМЕНСКАЯ, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

праведнаго Лазаря четверодневнаго, и пожертвовал 500 пудов хлеба на содержание больных. Минувшим летом приехал и врач Дм. Самойлович Гимер, знакомый с таким делом по службе в Ташкенте. Он уже водворился там пока в доме сестер милосердия, построенном по распоряжению г. якутскаго губернатора В. Н. Скрипицына. На первых порах своей деятельности он предлагает построить зимний лазарет, превратив ранее построенныя юрты в летнее помещение для больных. По делу открытия приюта прокаженных в Ви- люйском округе, преосвященнейшему архипастырю якутскому, при письме г. Обер-Прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева от 30 октября 1892 года, изявлена благодарность от архиепископа кентерберийскаго, примаса всей Англии и митрополита. Обезпечивая дело в Вилюйском округе, где вместо 100 явно зараженных, окажется зараженного, вероятно, целая тысяча инородцев, преосвященный заботится в то же время о прокаженных Колымскаго округа, и поставляет дело гораздо проще. Заботу о прокаженных он возлагает на приходское попечительство Средне-Колымскаго Покровскаго собора; при чем ходатайствует об ассигновании из сборной суммы 5.000 руб., дабы из % оной оказывать пособие страждущим, и устроить для них богадельню, или юрту в качестве приюта в местности, отвечающей санитарным условиям такому назначению. Путешествуя летом 1893 года па Булун, т.е. к Северному Ледовитому океану, преосвященный по течению Лены видел до 5 человек, пораженных головною проказою и послал им смоляные колпаки для скорейшаго заживления шелудей и струпьев на голове. Несмотря на свои неутомимыя занятия делами миссионерства и епархиального управления, преосвященный Мелетий успел ознаменовать свое служение многими литературными трудами. Кроме проповедей, мпссионерских записок и отчетов по Забайкальской и Иркутской миссиям, которые с 1864 г. печатались в «Иркутск. Еп. Ведомостях» и перепечатывались в «Страннике» и «Прав. Обозрении», полных исторического и этнографического интереса 17 , им были напечатаны: «Торжество христианства в Тугнце и храм Христа Спасителя» («Ирк.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

в 1649 г.) на Камчатку в 1697 году и основания там Верхне-Камчатского ясачного зимовья (ныне заштатный город Приморской области), скоро разоренного взбунтовавшимися камчадалами-коряками. В 1700 году из Якутска отправился в Камчатку боярский сын Кобелев с казаками. Он восстановил Верхнекамчатский острог и положил основание Большерецкому острогу при впадении р. Быстрой в Большую. В 1702 году заместитель Кобелева на Камчатке Михаил Зиновьев выстроил Нижне-Камчатский острог; преемник Зиновьева пятидесятник Василий Колесов объясачил Курильскую Землицу. Большерецкий острог, разоренный камчадалами, был навсегда восстановлен в 1711 году и тогда же обложены ясаком ближайшие Курильские острова. Для облегчения сообщения Анадырского округа с Камчаткой еще в 1708 году поставлен острог на реке Пенжине, в Анадырском присуде, восточнее Акланского острожка мирных коряков. Тогда же приступлено к постройке зимовья в земле люторов (олюторов), живших к северу от Камчатского полуострова. В 1714 году вместо зимовья явился Олюторский острог. В это время уже существовал острог Паренский в земле коряков, живших у Пенжинской губы. 404 С этих пор русская власть вполне укрепилась на Камчатке, имея там по острогам для сбора ясака русских от 200 до 300 человек. Камчадалы пытались бунтовать, но смирились. В 1736 г. окончательно устроен Охотский порт, возникший еще 1647 г. в качестве зимовья, при слиянии реки Охоты и Кухтуя. В 1749 г. вместо зимовья поставлен был Косой острожек. Кстати заметить еще раньше Охотска, или около этого времени, также партиями казаков были поставлены острожки по берегам Охотского моря: Тауйский на Тауе – в 1630 г. (по другим сведениям, ок. 1650 г.) и на рр. Уде и Тугуре – Удский в 1633 г. (по другим сведениям, в 1639 году). Это были опорные пункты русских владений при Охотском море. С 1716 года Охотск сделался портом Сибирского прибрежья при сношениях с Камчаткой. 405 В 1739 году в ведении Охотска находился Ямской острог, построенный в заливе Пенжинской губы для обуздания коряков; там же ведалось отдаленное Гижигинское укрепление, построенное в 1753 году у Тайгоносского полуострова, по другим сведениям – в 1765 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

9 февраля 1743 г. Хотунцевский выехал из Москвы и только через полтора года 30 июня 1744 г. прибыл в Охотск. За год своего пребывания в Охотске архим. Иоасаф предпринял две миссионерские поездки. В первую поездку, с 18 июля по сентябрь 1744 г., он проехал 200 вер, и, после предварительного наставления, крестил всех встречавшихся ему тунгусов всего – 151 чел. Занявшись просвещением инородцев, начальник миссии навел справки о числе всех жителей Камчатских острогов, как русских, так и инородцев. Их оказалось – 3895 чел. 435 В январе 1745 г., вовремя второй миссионерской поездки, он задумал побывать у оленных тунгусов, кочевавших при р. Ураке. Но Охотская канцелярия отказала миссионеру в нужных ему подводах, собаках и проводниках, предлагая ему крестить тунгусов в Охотске, когда те в феврале приедут платить ясак. Отказ в собаках она мотивировала боязнью, как бы миссионерские собаки не съели тунгусских оленей. Архимандрит Иоасаф отвечал, что собак можно привязать. Крестить в Охотске тунгусов он наотрез отказался, ибо приехал миссионерствовать, а «не лежать», имея предписание отыскивать некрещеных, а не ждать их к себе. Если Канцелярия не пришлет собак, решительно заявлял Хотунцевский, то он пешком отправится в миссионерский путь. Канцелярия уступила. В эту вторую поездку архим. Иоасаф крестил 365 человек. 25 декабря 1744 г. в Охотск с большими лишениями прибыла из Якутска свита архим. Иоасафа, зазимовав на р. Анче, в 400 вер. от Охотска, среди глубоких снегов в безлюдном пространстве кругом на 200 верст. 6-го июня 1745 г. миссия полностью выехала в Камчатку и прибыла в Большерецкий острог, где был центр Камчатского управления с Канцелярией. Первыми, кого здесь крестили миссионеры, были 10 японцев города Матсмая, выброшенные морем на берега Камчатки. С 26 ноября 1745 г. архим. Иоасаф со всей своей свитой совершил первое миссионерское путешествие по всей Камчатке, разделив свиту на два отряда. Им не удалось посетить только Анадырск и Курильские острова. Впрочем, Курильские острова поручено было посетить священнику Петропавловской гавани Филиппу Волкову. Во время этой второй поездки все, крещеные раньше, были переписаны, некрещеные их жены крещены и все повенчаны «без взимания за венчание и единой копейки». Тогда же было много крещено вновь, так что некрещеных на всей Камчатке осталось совсем мало, не более 100 человек, и те не крестились «за отлучкой». Всего вновь крестилось – 2709 чел., да прежде крестилось – 5067 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

и только два перерыва были в 132 и 55 вер. Линия заканчивалась у Кузнецка, так как вести ее на Енисейск было невозможно вследствие слишком гористой местности. Для составления крепостных гарнизонов и заселения новых мест высылали старообрядцев, бежавших в Стародубье и на Ветку, запорожских казаков, отставных солдат. На колыванские заводы ссылали осужденных на каторгу. В начале. 60-х гг. XVIII в. на Алтайские заводы набрали в России до 1000 рекрутов. На реке Енисее опорным пунктом с 1619 г. был Енисейский острог; в 1628 г. выше по реке Енисею выстроен другой острог – Красноярский и почти одновременно с ним – Канский острог на реке Кане восточном притоке Енисея; в 1642 г. на реке Июсе возник Ачинский острог. Из Енисейска, с 1678 г. получившего название города, шли военные отряды на восток для покорения новых земель. Отсюда русские по реке Лене, где с 1655 года стоял город Киренск, пробрались до Якутска с Троицким храмом, построенным в 1644 году, проложив вместе с тем дорогу на юг – в Забайкалье. К концу XVII и в начале XVIII в. на реке Енисее с его притоками, в виде военных постов, появились нынешние селения и станицы Ташкентская, с. Абаковское, Саянская станица и деревня Верхне-Кебажская. По местам плодородие земли, обилие зверя и рыбы привлекли русское население на Енисей с его притоками. Пришлый люд занял места по большим трактам и главному тракту, проходившему через округи: Ачинский, Красноярский и Канский. Однако прилива русского населения сюда в XVIII веке было совсем недостаточно, чтобы хоть сколько-нибудь заполнить обширный Енисейский край. Русская населенность по нижнему и среднему течению Енисея была слишком незначительна даже во второй половине XVIII века. В Енисейском уезде, простиравшемся вниз по Енисею и по Подкаменной Тунгузке, а с другой стороны до реки Дубчесы, было 5 острогов и 3 малолюдные слободы, а именно: Маковский острог на р. Кети, Мало-Кетская слобода при р. Малой Кети, Бельский острог при р. Белой – притоке Кеми, Кемский острог на р. Кеми, Мокрая Слобода при р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Помимо того, был корыстолюбив (Древ. Цер. Гр. Вост. Сиб. кр. 49). Якутский воевода Головин, по вынужденному оговору новокрещена Ивашки остяка, захватывал якутов, пытал их, жег огнем, сажал в тюрьму, морил до смерти. Напавши на улус якутского князька Камыка, сжег его с улусными людьми, женами и детьми, всего до 100 человек (Доп. Акт. Ист. III, 5, 1645 г.). Головин жестоко обращался со всеми; сажал в тюрьмы священнослужителей без вины (там же II, 101). Енисейский воевода Голохвастов для своих пожитков отдавал на откуп зернь и корчму, безмужных жен на блуд, заставлял их наговаривать на проезжих, оговоренных сажал в тюрьму, брал с них по сороку и по два соболей, а с других деньгами рублей по 30–40 и больше, курил для себя вино и был чистым разорителем (Акт. Ист. IV, 182). Для характеристики мирян достаточно грамоты архиепис. Симеона (Древ. цер. гр. 1); об архиерейских чиновниках речь впереди. По поводу проекта об открытии новых епархий в Сибири необходимо заметить следующее. Если в Европейской Руси по малоградности и недостатку местных средств содержания проектируемых архиерейских домов оказалось невозможным открыть столько епархий, сколько их требовалось, то в Сибири при крайней ограниченности местных средств сибирских церковных учреждений, бедности всей страны и ничтожности тамошних, подчас разоренных городков, дело оказывалось в худших условиях, и без царской казны никак нельзя было обойтись. Сибирские городки, разваливавшиеся чуть не при самой постройке, населенные всяким сбродом, и уезды их постоянно разорялись инородцами, даже самими русскими. Они и не в состоянии были обеспечить местной архиерейской кафедры. В 1651 г. татары разорили Исетский городок (Доп. Акт. Ист. III, 90), в следующем году монгольский царь Алтын напал на Тубинскую волость Красноярского воеводства (там же, 108); в 1663 г. остяки и самоеды покупались разграбить Березов (там же, IV, 126). В 1665 г. киргизы напали на Красноярский и Томский уезды. Красноярские уездные жители забились в город, а деревни запустели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Двигаясь по Нижней Тунгузке, южные колонизаторы построили остроги Рыбинский (1628 г.) и Илимский (1630 г.), а затем Кутским волоком перешли на Лену и основали Кутский острог. На устье Киренги они построили Никольский острог, переименованный в 1655 г. в Киренский. На Лене сошлась северная и южная колонизация. Между колонизаторами произошли споры и раздоры за право собирать ясак. Для прекращения споров и колонизации края основан Якутский острог (1632 г.), верст на 13 ниже теперешнего. Через 10 лет он перенесен на настоящее место. До 1638 г. Якутск зависел от Енисейска, с 1638 г. сделался самостоятельным. Одновременно с постройкой Якутска русские занимают течения рек Олекмы, Алдана и Амги. На устье Олекмы в Лену является Олекминский острог (1635 г.). Продолжая движение по Лене и дойдя до её устья, русские направились к р. Яне, Чандану и Индигирке. В 1638–1639 гг. на Яне основан Верхоянск, на Чандане зимовье. В это же самое время казаки, обитавшие в верховьях Андана, по рр. Юдоме и Мае достигают Охотского моря. К 1642 г. наложен ясак на юкагиров, живших по рр. Яне и Индигирке, в 1644 г. основано Нижне-Колымское Зимовье, а к 1645 г. занято все течение рек Колыма и Пагича; в 1648 году устроено зимовье на устье Охоты, переименованное в следующем году в Косой острожек, а впоследствии – в Охотск. Таким образом в половине XVII в. к востоку русские добрались до Камчатки и утвердились на Охотском море. Одновременно с северо-восточной колонизацией совершалось занятие земель по южной границе. В 1628 г. основаны Красный Яр (Красноярск) при устье р. Мана в Енисей и Канское Зимовье на р. Кане. С 1641 г. русские владения начинают придвигаться к озеру Байкалу и р. Амуру. В самых верховьях Лены, выше Тутурского острога (осн. 1632 г.), выстроен Верхоленский острог (1641 г.), а в 1642 г. совершена первая экспедиция по Амуру. Но честь занятия Амура (1649–1650 гг.) принадлежит казацкому атаману Ерофею Хабарову 1176 , и совершилось уже тогда, когда русские укрепились на восточной стороне Байкала, построив остроги – Ангарский (1647 г.), Баргузинский (1648 г.), Верхне-Удинский (1649 г.); в 1654 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010