Митрополит Волоколамский Иларион встретился с министром науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальковым 24 сентября 2020 г. 12:02 23 сентября 2020 года по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия , председатель Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах митрополит Волоколамский Иларион встретился с министром науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальковым. Во встрече, состоявшейся в Отделе внешних церковных связей, приняли участие ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, главный советник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике А.В. Третьяков и проректор по научной работе ОЦАД, председатель экспертного совета по теологии ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, секретарь Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах Д.В. Шмонин. Говоря о развитии теологической науки, митрополит Иларион, прежде всего, подчеркнул, что теология не может быть внеконфессиональной или надконфессиональной: она должна быть привязана к конкретным религиозным конфессиям, и эта привязка должна быть закреплена в соответствующих нормативных актах. Владыка выразил удовлетворение тем, что позиция традиционных конфессий Российской Федерации была учтена при выработке федерального образовательного стандарта, предполагающего разделение теологии на три самостоятельных сегмента: православная теология, исламская теология и иудейская теология. По каждому сегменту подготовлен, согласован с соответствующей конфессией и принят паспорт научной специальности. Митрополит Иларион отметил последовательную позицию Святейшего Патриарха Кирилла и лидеров традиционных конфессий, входящих в Межрелигиозный совет России , согласно которой теология оказывается объединяющим ценностно-мировоззренческим началом культуры, и указал на важность развития теологии в контексте противостояния экстремистским тенденциям и влияниям.

http://patriarchia.ru/db/text/5695525.ht...

Гоша отрицает для себя потребность знать что-то о кровных родственниках. «Я никаких своих кровных родственников не знаю и знать не хочу, — говорит он. — Они меня бросили. Вот на этом все, поставим точку». Но я периодически все равно ему напоминаю, что мы можем помочь с поисками родных, когда он сам этого захочет. Все равно пытаемся обсуждать семейную историю. Он был третьим ребенком в семье, маме было 39, когда он родился. За несколько месяцев до его рождения погиб отец. Видимо, оставшись без поддержки, мама Гоши оказалась в очень тяжелой ситуации, испугалась не справиться и оставила Гошу в роддоме. Я не говорю, что общение с кровными родственниками всегда возможно и всегда нужно. Бывают ситуации, когда кровные родственники причинили ребенку очень большой вред либо продолжают его наносить. Это ситуация насилия — психического, сексуального, психологического, глубокий алкоголизм, наркомания… Перед вами взрослый человек, а надо помнить — это ребенок — В какой момент вы поняли, что младшая Даша — ваш ребенок? — Первые полгода у меня еще эта мысль в голове сидела, что вот, а как она будет выглядеть, когда вырастет, на кого станет похожа. А через полгода, когда мы все время вместе, на ручках, ощущение некой инородности абсолютно прошло, пропало. Сейчас это самый «свой» ребенок. Боюсь, у меня даже с кровной не получилось такой связи и привязанности: мы были очень молодые — учеба, аспирантура, диссертация, карьера… Сейчас был другой подход к материнству, совершенно осознанный, отсюда — такая невероятная близость. Когда принимаешь в семью подростка, не надо лукавить. Чтобы выработалась такая привязанность, как с малышом, должно пройти лет десять. Да и не всегда получится именно так, по максимуму. Даша маленькая — А привыкнуть на чисто физическом уровне? Малыши милые, в отличие от подростков. Вдруг в доме появляется, в принципе, уже большой и сначала совершенно чужой человек. — Это очень тяжело. Перед вами человек, который выглядит почти как взрослый, а в голове все время надо держать, что это ребенок. Причем еще и ребенок, во многом свой возраст никак не догоняющий, отстающий по многим моментам: и по эмоциональному развитию, и интеллектуальному…

http://pravmir.ru/diana-mashkova-baba-ya...

Хотел бы отметить, что нашей Церкви жизненно необходимы образованные пастыри и трудящиеся на приходах, в епархиальных и общецерковных учреждениях миряне. Святейший Патриарх Кирилл ставит перед Церковью сложные и многогранные задачи, охватывающие все сферы общественной жизни. Сегодня пастырь должен быть богословски образованным. Необходимо четко знать истины нашей веры и Священное Писание, чтобы отвечать на запросы людей не умозрительно, а на строгом основании нашей веры. Человек Церкви, богослов никогда не должен прекращать исследовать Писание. Если же это изучение происходит еще и на научном основании, то это дает человеку возможность овладеть различными инструментами, которые понадобятся не только при подготовке того или иного исследования, но и в практической деятельности. Эта тема вообще важна для современного духовного образования и в частности для нашей Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Умение анализировать — очень ценное качество, и ему должна научать современная духовная школа. Научившись грамотно читать источники, подлинные тексты, мы потом с легкостью работаем с материалом, необходимым для нашего служения. Научная работа учит нас грамотно взаимодействовать с внешним миром. Если будущий пастырь не сможет корректно и грамотно выражать свои мысли, то ему очень трудно будет добиться успехов в своем служении. Вам, студентам духовной семинарии, нужно выработать в себе умение общаться с любыми людьми на высоком интеллектуальном уровне. Я убежден, что школа воспитания, которую вы проходите в стенах семинарии, поможет в этом. В магистратуру или аспирантуру выпускники семинарий приходят уже сформировавшимися людьми. Это тот уровень образования и воспитания, где в значительной степени повышается самостоятельность мышления, способность формулировать задачи и решать их, опираясь на тот богословский фундамент, который ранее получен вами. Надо стремиться быть оригинальным в выборе темы, в ее раскрытии, тогда и к вашей практической деятельности вы сможете подходить творчески: не быть лишь требоисправителем или не просто «мотать лямку» на том месте и по тому послушанию, на которое вы определены, но творчески подходить к своим обязанностям, стараться изменить к лучшему систему взаимоотношений с людьми и управления той сферой, которая вам поручена.

http://patriarchia.ru/db/text/2225389.ht...

В ближайшее время отправляем на рецензию почти 400-страничный комментарий к «Закону о свободе совести и о религиозных объединениях», работа над которым продолжалась более года. В этом тексте мы обращались не только к закону и подзаконному праву, но и к правовым прецедентам, то есть использовали судебную практику решения вопросов, связанных с конкретными статьями этого закона. Сборник фактически призван стать учебником для слушателей аспирантуры. К сожалению, интерес к изучению собственно канонического права не очень высок, для Православной Церкви это тема менее живая, чем, к примеру, для Католической. Представляется необходимым иметь полный современный свод канонического права с учетом знания источников канонического права, причем не только древнего, но и выработанного в нашей Церкви на протяжении многих столетий. Для этого в течение почти трех лет ЦНЦ при участии студентов истфака МГУ создает базу данных по источникам русского канонического права. Мы уже охватили византийский период, все древнерусские канонические акты, деяния соборов и документы синодального периода — это более четырех тысяч единиц. В этом году мы планируем сделать эту базу открытой, доступной всем. Самая важная задача сейчас — создать такой словник, чтобы поисковая система правильно заработала. Одно и то же явление на протяжении веков по-разному называлось, и нам нужно выработать такой механизм, который позволит современному человеку, возможно не представляющему специфики смены терминологии, пользоваться этой базой. Убежден, что, как только эта база появится, наши аспиранты смогут писать замечательные работы. — Вашим непосредственным детищем является кинотелекомпания «Православная энциклопедия», проекты которой неизменно вызывают большой зрительский интерес. Что нового нас ожидает в ближайшее время? — Помимо уже хорошо известной зрителям программы «Православная энциклопедия», под нашим патронатом и при нашей поддержке с осени 2011 года выпускается телепрограмма «Православная энциклопедия» на Украине, ведущим которой является архиепископ Бориспольский Антоний , ректор Киевской духовной академии . При подготовке программы используются материалы «Православной энциклопедии», и она позиционируется как специальная программа нашей кинокомпании. Программа выходит ежемесячно на Первом украинском канале — это государственное телевидение — и имеет вполне приличные рейтинги. Сейчас также готовится цикл «Двунадесятые праздники» — для канала ТВЦ. Думаю, что будем делать еще несколько интересных проектов для других каналов.

http://patriarchia.ru/db/text/2094202.ht...

Что же касается единого образовательного стандарта для основных дисциплин, соответствующие учебные планы не только разработаны, но и активно внедряются. В прошлом учебном году число обучавшихся по единому стандарту достигло 3439, или 58, 5% от общей численности студентов бакалавриата, а в 2018/2019 учебном году этот переходный процесс полностью завершится. Кроме того, Высший Церковный Совет уже утвердил единый образовательный стандарт регентских факультетов, на которых студенты станут получать полноценное высшее образование на уровне бакалавриата. Вообще, корпус студентов – будущих регентов – весьма солиден: в 23 духовных учебных заведениях эту профессию осваивают 566 человек. Но раньше обучение на регентских отделениях длилось где два года, где три, и выходили оттуда выпускники, значительно уступавшие в профессиональном мастерстве окончившим светское музыкальное училище (не говоря уже о Консерватории или Российской академии музыки им. Гнесиных) дирижерам-хоровикам. В новом учебном году на четырех инновационных площадках – в Екатеринбургской, Кузбасской, Самарской и Пензенской семинариях – упомянутый образовательный стандарт начал апробироваться. В дальнейшем их опыт будет перенесен на другие регентские отделения с поэтапным их преобразованием в полноценные факультеты церковного пения. В начальной стадии аналогичная работа по выработке образовательного стандарта для иконописных школ. – Программы бакалавриата, как ясно из ваших слов, действуют во всех семинариях. А магистратуры? – Само собой, магистратуры открыты в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, а также в восьми наиболее подготовленных семинариях: Белгородской, Казанской, Николо-Угрешской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Сретенской и Тобольской. Только что появились еще три – в Оренбургской, Омской и Екатеринбургской семинариях. Все магистратуры у нас двухлетние и специализированные, при этом магистерские профили разрабатываются самими учебными заведениями и утверждаются Учебным комитетом. Такой порядок предоставляет право каждому магистранту (в прошлом году их общее количество составляло 837 обучающихся) претендовать на поступление в аспирантуры обеих российских духовных академий, равно как и в Общецерковную аспирантуру и докторантуру. Сейчас уже реализуются 25 магистерских программ, в основном по богословию, библеистике, церковной истории, конфессионально-государственным отношениям, апологетике, церковному искусству.

http://religare.ru/2_113685.html

Что же касается единого образовательного стандарта для основных дисциплин, соответствующие учебные планы не только разработаны, но и активно внедряются. В прошлом учебном году число обучавшихся по единому стандарту достигло 3439, или 58, 5% от общей численности студентов бакалавриата, а в 2018/2019 учебном году этот переходный процесс полностью завершится. Кроме того, Высший Церковный Совет уже утвердил единый образовательный стандарт регентских факультетов, на которых студенты станут получать полноценное высшее образование на уровне бакалавриата. Вообще, корпус студентов — будущих регентов — весьма солиден: в 23 духовных учебных заведениях эту профессию осваивают 566 человек. Но раньше обучение на регентских отделениях длилось где два года, где три, и выходили оттуда выпускники, значительно уступавшие в профессиональном мастерстве окончившим светское музыкальное училище (не говоря уже о Консерватории или Российской академии музыки им. Гнесиных) дирижерам-хоровикам. В новом учебном году на четырех инновационных площадках — в Екатеринбургской, Кузбасской, Самарской и Пензенской семинариях — упомянутый образовательный стандарт начал апробироваться. В дальнейшем их опыт будет перенесен на другие регентские отделения с поэтапным их преобразованием в полноценные факультеты церковного пения. В начальной стадии аналогичная работа по выработке образовательного стандарта для иконописных школ. — Программы бакалавриата, как ясно из ваших слов, действуют во всех семинариях. А магистратуры? — Само собой, магистратуры открыты в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, а также в восьми наиболее подготовленных семинариях: Белгородской, Казанской, Николо-Угрешской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Сретенской и Тобольской. Только что появились еще три — в Оренбургской, Омской и Екатеринбургской семинариях. Все магистратуры у нас двухлетние и специализированные, при этом магистерские профили разрабатываются самими учебными заведениями и утверждаются Учебным комитетом. Такой порядок предоставляет право каждому магистранту (в прошлом году их общее количество составляло 837 обучающихся) претендовать на поступление в аспирантуры обеих российских духовных академий, равно как и в Общецерковную аспирантуру и докторантуру. Сейчас уже реализуются 25 магистерских программ, в основном по богословию, библеистике, церковной истории, конфессионально-государственным отношениям, апологетике, церковному искусству.

http://patriarchia.ru/db/text/5022211.ht...

Arhiva Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion s-a întâlnit cu ministrul tiinei i învmântului universitar al Federaiei Ruse V.N. Falkov 24 septembrie 2020 12:02 23 сентября 2020 года по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия , председатель Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах митрополит Волоколамский Иларион встретился с министром науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальковым. Во встрече, состоявшейся в Отделе внешних церковных связей, приняли участие ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, главный советник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике А.В. Третьяков и проректор по научной работе ОЦАД, председатель экспертного совета по теологии ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, секретарь Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах Д.В. Шмонин. Говоря о развитии теологической науки, митрополит Иларион, прежде всего, подчеркнул, что теология не может быть внеконфессиональной или надконфессиональной: она должна быть привязана к конкретным религиозным конфессиям, и эта привязка должна быть закреплена в соответствующих нормативных актах. Владыка выразил удовлетворение тем, что позиция традиционных конфессий Российской Федерации была учтена при выработке федерального образовательного стандарта, предполагающего разделение теологии на три самостоятельных сегмента: православная теология, исламская теология и иудейская теология. По каждому сегменту подготовлен, согласован с соответствующей конфессией и принят паспорт научной специальности. Митрополит Иларион отметил последовательную позицию Святейшего Патриарха Кирилла и лидеров традиционных конфессий, входящих в Межрелигиозный совет России , согласно которой теология оказывается объединяющим ценностно-мировоззренческим началом культуры, и указал на важность развития теологии в контексте противостояния экстремистским тенденциям и влияниям.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5695680...

Состоялось заседание коллегии Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви 23 июня 2021 г. 17:43 23 июня 2021 года в дистанционном формате состоялось заседание коллегии Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви.   Заседание возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия , председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион . В ходе заседания митрополит Иларион рассказал об актуальных целях, стоящих перед богословской наукой. В частности, руководитель Координационного центра отметил, что необходимо стремиться к соответствию требованиям, которые предъявляются к научной деятельности со стороны государства, сохраняя при этом принципы и критерии богословских исследований. С целью распределения задач Координационного центра в его структуре были созданы три экспертных совета: экспертный совет по развитию стратегии в области богословской науки; экспертный совет по оценке деятельности диссертационных советов Русской Православной Церкви; экспертный совет по оценке журналов, предполагаемых к включению в Общецерковный перечень рецензируемых изданий. На экспертный совет по развитию стратегии в области богословской науки возложены задачи по координации усилий научных и образовательных учреждений Русской Православной Церкви с целью развития богословской науки, по определению наиболее актуальных и значимых направлений научной деятельности в сфере богословия, целей и приоритетных задач, стоящих перед научными и образовательными организациями Русской Православной Церкви в сфере богословия, по формированию общецерковного экспертного сообщества, включающего в себя специалистов в области как богословских, так и светских наук, иные координационные задачи. В сферу двух других экспертных советов вошли задачи по разработке внутрицерковных стандартов качества и оценке эффективности научной деятельности, осуществляемой научными и образовательными организациями Русской Православной Церкви в сфере богословия, а также по выработке общецерковных критериев и принципов ведения научной работы. В завершение членам коллегии было поручено подготовить к следующему заседанию предложения о деятельности экспертных советов. Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5823493.ht...

В ходе заседания участники проанализировали действующие учебные планы ведущих семинарий Московского Патриархата и обсудили вопросы, связанные с работой над проектом общецерковного учебного стандарта. По итогам заседания был принят план дальнейшей работы над проектом общецерковного учебного плана бакалавриатов духовных школ. Проект должен быть представлен Священноначалию на ближайшем заседании Высшего Церковного Совета . Рабочая группа по выработке единого образовательного стандарта и оценке качества учебников для бакалавриата духовных школ была создана решением Высшего Церковного Совета 22 ноября 2013 года . Ее председателем стал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион. Рабочей группе было поручено разработать единый образовательный стандарт, примерные основные образовательные программы по дисциплинам, учебные планы для бакалавриата духовных учебных заведений; провести анализ перечня изданий, используемых семинариями в качестве учебников на предмет соответствия современным требованиям; установить перечень дисциплин, по которым необходимо подготовить учебники; создать план подготовки учебников и предложить механизм реализации этого плана. Общецерковная аспирантура /Патриархия.ru за темою екзарх робочим Смоленську У Христа Спасителя пройшла робота читань, Митрополит взяв участь у читань та дорослих» У рамках читань присвячений розвитку сучасних у У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи з ключовими словами заклади – школи –   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3608317...

Исходя из этого и из многих других факторов (все их не перечислить, я только обозначил некоторые из них для начала нашего диалога), было принято решение на Архиерейском Соборе 1994 года перейти к новой системе духовного образования, в рамках которой семинарии должны стать высшими школами, а их целью остается при этом подготовка священнослужителей. Академии же должны быть преобразованы в школы, дающие богословскую специализацию. На основании соборного определения была образована рабочая группа по разработке детальной концепции новой системы богословского образования. Проводились регулярные консультации с профессорской корпорацией МДА и несколько встреч с профессорской корпорацией СПбДА, и в результате в декабре 1996 года были выработаны предложения по реформированию системы духовного образования. Данный проект был рассмотрен на заседании Священного Синода, состоявшемся 27 декабря 1996 года, и утвержден с внесением некоторых уточнений. Я упомяну главные моменты этого Синодального решения. Духовные семинарии и академии составляют единую систему высшего богословского образования Русской Православной Церкви. Духовная семинария — учебное заведение Московского Патриархата, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Она является учебным заведением закрытого типа. Срок обучения в семинарии 4–5 лет. Здесь нужно понять, оговаривается “4–5 лет” не с тем, что это постоянная ситуация. Семинарии призваны к тому, чтобы развиваться в пятилетние вузы. Четыре года — просто в силу того обстоятельства, что невозможно потребовать сейчас от всех семинарий явочным порядком к такому-то числу перейти на пятилетнюю систему. Но безусловно, только за пятилетними семинариями будущее в системе учебных заведений нашей Церкви. По окончании семинарии в случае успешной дипломной работы выпускнику присваивается звание бакалавра. Духовная академия — высшее учебное заведение Московского Патриархата, готовящее священнослужителей, преподавателей для духовных школ, богословов, научных сотрудников для учреждений Московского Патриархата. Образование в Академии имеет двухступенчатую структуру. Первая ступень — три года. По окончании третьего курса в случае успешной защиты кандидатской диссертации студенту Духовной академии присваивается ученая степень кандидата богословия. Трехлетнее обучение в Духовной академии и наличие ученой степени кандидата богословия предоставляет право преподавания в Духовных семинариях. Вторая ступень — четвертый и пятый курс, два года, — аспирантура. По окончании пятого курса Духовной академии в случае успешной защиты магистерской диссертации выпускнику присваивается ученая степень магистра богословия. Окончивший Духовную академию с ученой степенью магистра богословия имеет право преподавания в Духовных академиях.

http://pravmir.ru/reforma-duhovnyih-shko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010