Единичные мон-ри василиан в составе Киевской митрополии действовали к 1793 г. в прибалтийских владениях Речи Посполитой: в Жмудском старостве (Подубисский мон-рь) и в Курляндском герцогстве (Якобштадтский и Иллукстский мон-ри). По 3-му разделу Польши (1795) последние центры униат. Киевско-Виленской митрополичьей епархии - Вильно и Новогрудок присоединились к Российской империи. На территории России оказались почти все приходы униат. Киевской митрополии, кроме 31 прихода К. е. и 37 приходов Брестской епархии на землях, отошедших Пруссии, в 1796 г. из них была образована Супрасльская епархия. В 1795 г. Феодосий Ростоцкий был отстранен от управления униат. Церковью из-за отказа принять присягу на верность имп. Екатерине II Алексеевне . Указом императрицы от 6 сент. 1795 г. была ликвидирована К. е. и все др. униат. кафедры, кроме Полоцкой, Полоцкий архиеп. Ираклий Лисовский фактически стал главой униат. Церкви в России. С 1795 г. Ростоцкий жил под надзором в С.-Петербурге, являлся митрополитом на покое, в отдельных случаях выступал с заявлениями и распоряжениями по указаниям российских властей. Так, по их требованию 7 янв. 1796 г. он издал указ об учреждении Супрасльской епархии, что было утверждено 25 окт. 1797 г. властями Пруссии. В 1794-1796 гг. подавляющее большинство униат. приходов на Киевщине и Брацлавщине перешло в Православие. В 1795 г. была закрыта Радомысльская семинария, в июле следующего года - Житомирская семинария. В 1795 г. была упразднена Минская семинария при минском василианском мон-ре, закрыты богословская школа в Полоцке, Жировицкая и Борунская философские школы с 300 учениками, Якобштадтская риторическая школа в Курляндии с 200 учениками. Продолжали работать Новосверженская семинария при мон-ре василиан в мест. Нов. Свержень Минского у. и Лавришевская семинария в Брестской епархии, в них было небольшое число студентов: в 1795 г. в Новосверженской семинарии обучалось 6 чел. До 1795 г. Новосверженская семинария входила в К. е., в 1798 г. перешла под управление Брестского епископа, в 1810-1828 гг. вновь вошла в митрополичью епархию (Литовско-Виленскую). В 1795 г. на Киевщине закрылся Белиловский монастырь, на Подолье были упразднены Малиевецкий и Грановский василианские мон-ри.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

С нач. XVIII в. в Л. латинский прозелитизм распространился среди униатов, что приводило к конфликтам между униатским и католическим духовенством. Главным оплотом униатской Церкви оставался орден василиан, центр Литовской провинции которого располагался в Вильно. В Виленском и Трокском (в 1793-1795 Гродненском) воеводствах помимо виленского Свято-Троицкого мон-ря василианам принадлежали Трокский, Поставский, Глушновский, Березвечский, Сутковский, Борунский, Касутский, Красноборский, Браславский, Крожский монастыри; в Жмудском (Жямайтском) старостве - Подубисский мон-рь в мест. Подубись (Базильяны, ныне г. Базилионай Шяуляйского у.). С 1753 г., когда под управление василианского ордена был передан Виленский папский алюмнат (высшее учебное заведение, открытое иезуитами еще в 1595 для подготовки гл. обр. католич. духовенства, а также отдельных униат. клириков), и до его закрытия в 1799 г. из 20 мест в этом учебном заведении 4 предоставлялось монахам василианского ордена, 16 - белому униатскому духовенству. Кафедральный Пречистенский собор в Вильно оставался в ведении униатов и в 1808 г. вместе со зданиями алюмната был продан Брестским еп. Иосафатом Булгаком Виленскому ун-ту. На рубеже XVIII и XIX вв. в Вильно действовали 10 униат. церквей, из которых наиболее вместительной была Никольская. Во 2-й пол. XVIII в. в Речи Посполитой была оживленная общественная жизнь, повсеместно, в т. ч. и в католической Церкви, распространялись идеи Просвещения. В 1764 г. под давлением России на престол взошел кандидат от группировки Чарторыйских, выступавшей за усиление королевской власти, Станислав Август Понятовский, попытавшийся модернизировать гос. аппарат в духе унитаризма. Это вызвало недовольство литов. шляхты, а в 1767 г. Россия вмешалась в развитие событий в Речи Посполитой под лозунгом защиты прав «диссидентов» (некатоликов), прислав войско в поддержку Слуцкой конфедерации, в к-рую входили православные (в частности, Могилёвский архиеп. Георгий (Конисский)), кальвинисты и лютеране. В 1768 г. при поддержке России и Пруссии некатоликам было возвращено право занимать гос. должности и избираться в сейм. В 1772 г. Россией, Австрией и Пруссией был произведен 1-й раздел Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

72 Сквирское – со священником Иаковом Камашко, Махновское – священником Кудржицким, Радомысльское – протоиереем Стефаном Буткевичем, Уманьское – священником Кириллом Савицким. 73 Благочинные из воссоединенных священников получали некоторое время по 50 руб. из сумм, состоявших в ведении Белорусско-Литовской коллегии. Записки митрополита Иосифа, т. 2, 145. 74 Таковы были: 1) Виленская Благовещенская с одним протоиереем и 2 священниками, 2) Ковенская Александро-Невская с одним протоиереем, 3) Подубисская, 4) Видзская, 5) Ново-Александровская, 6) Евейская, 7) Кронская, 8) Вилькомирская, 9) Юрбургская. Всех древле-православных прихожан в Виленской губернии было не более 1500 человек, кроме чиновников и военных в Вильне и уездных городах. Киприанович, «Жизнь И. Семашки», стр. 157. 76 До конца 1842, когда, по представлению пр. Иосифа св. Синоду, было назначено два благочинных над монастырями, а именно: архимандрит Платон – над монастырями – Виленским св. Духовским и св. Троицким, Борунским, Пожайским и Сурдекским, а архимандрит Игнатий – над монастырями мужскими Супрасльским, Бытенским, Тороканским и женскими – Гродненским и Вольпянским, с производством им жалования до 400 руб. сер. в год, сих благочинных не было, а монастыри находились под непосредственным ведением консистории, с самого упразднения звания провинциалов, бывших прежде в униатских монастырях, между тем как ближайший надзор за надлежащим в них благочинием был необходим для постепенного преобразования монашества и особенно для наблюдения за правильностью расходования штатных сумм монастырей. 77 Сомнительно, впрочем, чтобы короткий период времени, прошедший со введения выборного начала в Харьковской епархии пр. Макарием, давал ему основание признавать оное наиболее надежным. 79 Впрочем, когда на Мироновича в 1840 году поступил анонимный донос, в котором его обвиняли в строптивости, пр. Иосиф не обратил на него внимания, заметив, что, по его правилам, не следует принимать таковых доносов. Записки митрополита Иосифа, т. 3, 591.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

170 Как сам Иосиф, так и ближайшие его сотрудники, преосвященные Василий Лужинский и Антоний Зубко, с восторгом и благодарностью приписывают успешное совершение начатого Иосифом дела воссоединения сильной поддержке и покровительству Государя Николая Павловича, которого они называют, в порыве глубокой преданности, «истинным и главным виновником воссоединения униатов с православною церковью». «Записки митрополита Иосифа», I, стр. 45. «Записки Василия Лужинского , архиепископа Полоцкого», стр. 16–17. «Архиепископ Антоний», брошюра, 1884 год, Вильна, стр. 101–104. 171 О М. Н. Муравьеве Иосиф так отозвался в записке, поданной обер-прокурору в 1834 года: «не все сановники так ясно видят, так усердно соблюдают пользы отечества, как истинный сын оного, верный слуга Государя, непоколебимый в правилах М. И. Муравьев». «Записки Иосифа митрополита Литовского», II, 685. 172 Записки графа М. Н. Муравьева в «Русской Старине» 1881 год, IV, стр. 424. «Записки митрополита Иосифа», I, стр. 262. Князь Н. А. Долгоруков, бывший тогда в большой силе по доверию и расположению к нему Императора, считал воссоединение униатов мерою преждевременною и рекомендовал среднюю меру – отобрать недвижимые имущества у католиков и оставить у униатов, чтобы поселить взаимную вражду между теми и другими. Долгоруков женат был вторым браком на разведенной польской графине Забелло, урожденной Вавржецкой, и за этот брак попал в немилость, перемешен из Вильны в Харьков (1840) и умер там в опале в 1846 году. «Чтения в Московском Обществе истории и древностей», 1864, I. Смесь, стр. 165–167. 173 К Литовской епархии, кроме того, причислены от Полоцкой следующие древле-православные церкви, расположенные в тогдашней Виленской (обнимавшей и Ковенскую) губернии: Виленская Благовещенская церковь с одним протоиереем и двумя священниками, Ковенская Александро-Невская с одним протоиереем, Подубисская, Видзская, Новоалександровская. Евейская, Кронская, Вилькомирская и Юрбургская, – всего перечислено 9 церквей с духовенством. Всех древле-православных в тогдашней Виленской губернии было немного более полуторы тысячи, не считая в этом числе чиновников и военных города Вильны и уездных городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Предусматривая возможность того, что некоторые депутаты всех трех родов съездов могли иногда не являться на оные, епархиальный съезд установил штраф с них в пользу попечительства о бедных духовного звания, если объяснения их о причине неприбытия на съезд не будут признаны уважительными целым съездом. В случае же возникновения на съезде каких-либо беспорядков, председатель обязывался составить протокол, и, за общею подписью членов съезда, представить оный епархиальному архиерею. Все означенные правила для съездов, составленные на первом епархиальном съезде, положено было, по утверждении их архиепископом, ввести в немедленное действие по всей епархии, и при том, в виде опыта, на три года, 100 а потом, по указанию оного и обстоятельств, пересмотреть на последнем епархиальном съезде. 101 Между тем, на втором епархиальном съезде, согласно указу консистории, было произведено разделение всех причтов епархии по десяткам для выбора депутатов на съезды, считая эти десятки по числу самостоятельных церквей и сопричисляя к ним, как причты городских соборов и женских монастырей, так и причты церквей домовых, учебных и благотворительных учреждений. При этом священнику первой церкви каждого десятка было вменено в обязанность, в случае надобности, собирать свой десяток. Так как, при составлении сего расписания десятков, принималось во внимание, главным образом, только одна численность церквей, то неудивительно, что были допущены несообразности в нем. Так, например, в 17 десятке были поставлены такие церкви, как Евьевская и Кронская – Тройского уезда; Дукштанская, Подберезская и Интурская – Виленского уезда; Козачизненская, Видзская и Каролишская единоверческая – Вилкомирского уезда; Ново Александровская – городская единоверческая и таковая же – Ковенская, т.е. церкви пяти разных уездов и двух губерний, отстоявшие друг от друга на очень значительном расстоянии и состоявшие в разных благочиниях. Странным представляется и то, что в 19 десятке была поставлена первою церковь Подубисская, Шавельского уезда, тогда как Ковенская соборная церковь была зачислена осьмою, несмотря на очевидное преимущество настоятеля сей церкви и вместе с тем благочинного пред священником Подубисской церкви в отношении имения большей возможности собрать, в случае нужды, священников своего десятка в губернский г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

в г. Базилионай открыт для богослужений Васильевский храм бывш. Подубисского муж. монастыря василиан, основанного в 1748 г. В 2012 г. открыт и освящен отремонтированный Благовещенский храм на территории Троицкого мон-ря василиан в Вильнюсе. В. Г. Пидгайко Старообрядчество Старообрядцы появились на территории Л. в кон. 70-х гг. XVII в. В 1679 г. в сев.-вост. части Л., согласно «Дегуцкому летописцу», поселился бывш. стрелецкий десятник Трофим Иванов. Первый достоверно известный старообрядческий храм был сооружен в 1710 г. в дер. Пуща около Кряуноса (ныне Рокишкский р-н), наставником Пущанской общины стал Афанасий (Антоний) Терентьевич из Лигинишек (ныне Даугавпилс). Поселения старообрядцев были немногочисленными. Массовая эмиграция россиян, в т. ч. старообрядцев, в сев.-зап. и зап. части ВКЛ в 10-20-х гг. XVIII в. была вызвана благоприятными условиями хозяйствования и религ. терпимостью. Последователи староверия, как правило, были выходцами из псковских, тверских (Торопецкий и Ржевский уезды) и новгородских земель, также переселялись из Москвы, Серпухова, Устюга и др. мест. С нач. XVIII в. среди староверов и русских эмигрантов в сев.-зап. и зап. частях ВКЛ распространялось преимущественно федосеевство (см. Федосеевцы ). Основатель согласия Феодосий Васильев с группой последователей в 1699-1708 гг. жил в Речи Посполитой, близ Невеля устроил мужскую и женскую обители. В 1752 г. собор федосеевцев в Гудишках принял устав, закрепивший учение Феодосия Васильева и принявший строгие правила относительно новоженов (см. в ст. Брак ). На соборе были утверждены права и обязанности наставников, что способствовало оформлению согласия. Кроме того, в 1752 г. федосеевцы утвердили разделение с поморцами (выговцами). Значительным для истории федосеевского согласия также был Ступелишкский собор (1735). Гудишкская обитель (ныне Игналинский р-н), существовавшая в 1728-1755 гг. (или до 1758), была важным центром федосеевцев в ВКЛ и Курляндии. После разорения обители во 2-й пол. XVIII в. на сев.-зап. землях ВКЛ сформировался др. духовный центр - Дегуцкая община (1756-1851). В нач. 20-х гг. XIX в. в Дегутях (ныне Дягучай Утенского у.) федосеевцы утвердили учение о бессвященнословном браке, их наставники стали венчать беспоповцев по особому брачному чину; в 1823 г. в Дегуцкой общине были приняты метрические книги для записи бракосочетавшихся.

http://pravenc.ru/text/2110567.html