Он набросился на немощного узника и задушил его. Так закончил свою жизнь митрополит Филипп, став мучеником за оскорбляемую царем правду Христову. М.В. Первушин Подвиг юродства ради Христа на Руси В христианской Церкви юродство ради Христа как определенный тип святости возник еще в IV веке. Древний церковный историк Евагрий говорит об этом подвиге как о высшем выражении православного подвижничества. Юродство изначально было характерно только для византийской религиозности. Оно никогда не было распространенным на Западе. С XIV века юродство исчезает в Византии и становится исключительно русским явлением. Из сорока юродивых, прославленных всей Православной Церковью, лишь шесть жили в Византии, остальные – на Руси. Сегодня известно более четырехсот юродивых, почитаемых в Русской Православной Церкви. Практически каждый крупный город Русской земли имел своего юродивого. Термин «юродивый» произошел от слова, которое в славянском языке обозначает «глупый, безумный, простой». В древнерусских памятниках юродивые еще именуются блаженными. Особенность этого служения состояла в том, что юродивые приносили в жертву Богу не только свое имущество и всю свою жизнь, но и высшее дарование Бога человеку – разум. Живя среди общества, юродивые сознательно исключали себя из него. Они терпели упреки в безумии, презрение и поношения. Однако в юродстве нет и тени отвержения мира. Юродивый прежде всего низко ценит внешнюю, суетливую сторону жизни, презирает мелочное угождение себе, боится житейских удобств, богатства, но не презирает человека, не отрывает его от жизни. Юродивый Христа ради все время совершает предосудительные поступки, прикрывая свою святость, «творя похабное». Притворно изображая какую-либо страсть или порок, он наглядно показывает всю гнусность греха. Он не искренен в этом непотребстве, а лишь насмехается над ним. Для тех, кому предназначены такие «отрицательные» уроки, они приносят больше пользы, чем все наставления и проповеди. Юродивый не боится говорить правду и самому царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И.Ц. Миронович Лекция 15. Всемирный потоп . Благословляя на подвиг юродства блаженную Пелагею, которая положила начало блаженным в Дивеевской обители, преподобный Серафим перед этим беседовал с ней у себя в келье 6 часов. И когда вышел проводить её, он сделал ей земной поклон и сказал, что не велик полк вот таких людей. Я не знаю, в какой разряд поставить Христа ради юродивых. То есть людей, в полном разуме, здравии и понимании, которые сознательно берут на себя подвиг юродства в глазах людей, являясь как бы ненормальными, чтобы брать на себя поношения и нести это поношение. Думаю, что они должны идти сразу же за Апостолами и мучениками, потому что это добровольное мученичество. Я при таком шуме не могу говорить. Мы должны сидеть тихо, начались занятия, и первый показатель нашей внутренней культуры – это тишина в аудитории. Это первый показатель, внутреннее убеждение недоказуемо, а вот его выражения, они свидетельствуют о многом, поэтому давайте сразу же сидеть тихо. Преодолевать такой шум очень трудно. И вот я сбился с мысли. Так вот, как их ставить? Они сознательно берут на себя всё поношение, будучи в здравом уме. И вот нести это до конца. Скоро Господь их наделяет удивительными дарами пророчества, прозрения, целительства. И вот они, как закваска, действительно, в нашем обществе были предметом . Сколько терпела от мальчишек та же, вот, блаженная Ксения? И это всё нужно было переносить с любовью, с терпением, без озлобления, и, конечно, они сыграли свою роль. И вот когда-то уполномоченный говорит: «Ну что вы там ходите к этой часовне? что вы там находите?» И будущий епископ ему очень хорошо ответил: – К сухому, к высохшему колодцу не приходят. К колодцу, в котором нет воды, не приходит народ. А если он приходит, значит, он получает пользу и чувствует. И вот, если бы собрать все анналы, какие только есть, сколько помощи оказывает и сейчас блаженная Ксения, то это были бы, может быть, многотомные труды. Но, к сожалению, мы летописи этой не ведём. А вот при таких местах должны быть хронографы, летописцы, которые бы фиксировали чудеса и заявления. Вот выходит серия книг «Чудеса в ХХ столетии» за всеми подписями, с адресами, с телефонами, что я-де свидетельствую, можете по этому проверить и перепроверить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Христа ради «сумасшедшие» У юродивых нет своей особой миссии — как некой предварительной установки, как чего-то, что можно было сформулировать a priori. Юродство не является особым церковным служением и отдельной институцией Церкви. Это в большей степени дар отдельных личностей, которых Бог призвал именно к такому образу жизни. В этом смысле они чем-то сродни пророкам и часто близки им по духу. 5 июня, 2012 У юродивых нет своей особой миссии — как некой предварительной установки, как чего-то, что можно было сформулировать a priori. Юродство не является особым церковным служением и отдельной институцией Церкви. Это в большей степени дар отдельных личностей, которых Бог призвал именно к такому образу жизни. В этом смысле они чем-то сродни пророкам и часто близки им по духу. Это интервью с православным богословом из Франции Жан-Клодом Ларше было написано на французском языке, а потом переведено на русский. И в процессе перевода мы столкнулись с любопытной вещью. Оказалось, во французском языке не существует отдельного слова «юродивый», есть только выражение — «fou en Christ», которое дословно можно перевести как «сумасшедший во Христе» или «сумасшедший ради Христа». Когда речь идет о настоящих юродивых, Ларше использует именно его. Но говоря о тех, к кому понятие «юродивый» можно применить только как метафору (например, «городские сумасшедшие» или эпатажные художники), Ларше просто произносит русское слово по-французски: «iourodivi». Почему? Потому что, по мнению богослова, эта лингвистическая тонкость как раз указывает на принципиальную разницу между настоящим юродивым-христианином и просто «юродствующим»: разве можно назвать «сумасшедшим во Христе» того, чье сумасшествие — не ради Христа? — Юродство — это, в понимании Церкви, особый подвиг, особый вид христианского делания. Какова же была мотивация юродивых, зачем они шли на этот подвиг?Юродивые в первую очередь стремились обрести подлинное смирение. А еще — бесстрастие (Отцы Церкви считали это качество условием приобщения к подлинной Божьей любви и любви к ближнему).

http://pravmir.ru/xrista-radi-sumassheds...

Думаю, что это первое серьезное обращение Российского художественного кинематографа к монашеской теме, к христианской жизни в целом, и особенно — к теме покаяния и смирения. Кроме того, в фильме была затронута такая сложная тема, как подвиг юродства. Фильм «Остров» Павла Лунгина получил высочайшую оценку Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Подробнее об этом читайте в нашей статье. Фильм «Остров» Павла Лунгина www.sedmitza.ru 29 ноября в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Патриаршие грамоты за создание фильма «Остров» режиссеру картины П.Лунгину, автору сценария Д.Соболеву, актерам П.Мамонову, В.Сухорукову и Д.Дюжеву. Жюри XI Международного фестиваля православного кино и телепрограмм «Радонеж» во главе с писателем В.Н. Крупиным назвало «Остров» лучшим христианским фильмом 2006 года. Во время встречи, обращаясь к создателям фильма, Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал: «Думаю, что это первое серьезное обращение Российского художественного кинематографа к монашеской теме, к христианской жизни в целом, и особенно — к теме покаяния и смирения. Кроме того, в фильме была затронута такая сложная тема, как подвиг юродства. Вы справились с этим блестяще. Анонсы, которые давались на разных каналах и в разных программах, уже сами по себе говорят о том, что этот фильм пользовался немалым вниманием и интересом со стороны общества. Люди смотрят фильм, буквально затаив дыхание. Думаю, что интерес к фильму будет вам лучшей наградой за понесенные труды. Благодарю вас за ваш труд, за обращение к сложной тематике, за то, что вы сделали этот сложный материал понятным людям и вызвали в них интерес. Я хочу вручить вам благословенные Патриаршие грамоты за уже проделанный труд, а также в качестве благословения на дальнейшую работу. Надеюсь, что вы не успокоитесь на достигнутом. Люди устали от фильмов, в которых льется кровь, пропагандируется жестокость и ненависть. К сожалению, сегодня мы получаем много негативной информации из СМИ, а о положительном говорится мало. Людям необходимо что-то для духовной поддержки, и вы показали, как они приходят за ней, как ищут ее. Люди всегда шли и идут к святым местам, чтобы получить от них благодатную помощь для своей души».

http://pravmir.ru/film-ostrov-pro-i-cont...

Истинное смирение, согласно Исааку, выражается в оказании подчеркнутого уважения ближним. Ко всякому, кто ни встретится на пути смиренного, он отнесется с благоговейным почтением и любовью: Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его. Лобызай руки и ноги его, обнимай их часто с великой честью, возлагай руки его на глаза себе, и хвали его даже за то, чего он не имеет. А когда разлучишься с ним, говори о нем только хорошее и что–нибудь досточестное. Ибо этим и подобным этому привлечешь его к добру… и посеешь в нем семена добродетели  . Хотя Исаак и говорит здесь о «принуждении себя» к тому, чтобы оказывать честь ближнему, речь не идет об искусственно и преднамеренно аффектированном отношении: скорее, такое отношение должно быть естественным следствием искренней любви к ближнему, глубочайшего почтения к нему и сознания собственного недостоинства перед ним. Крайней степенью смирения в его внешнем выражении является юродство — явление, широко распространенное на всем Православном Востоке во времена Исаака Сирина. Юродство заключается в намеренном принятии на себя облика глупца или в совершении вызывающих и предосудительных действий с целью быть осужденным другими людьми. Подвиг юродства принимали на себя те аскеты, которые становились известны своей святой жизнью: лишенные возможности претерпевать поношения и поругания, они надевали на себя маску безумия с целью получить такую возможность. Ибо если человек не будет пренебрегать и почестями и бесчестиями, — пишет Исаак, — и ради безмолвия терпеть поношение, поругание, вред, даже побои, не сделается посмешищем, и видящие его не станут почитать его юродивым и глупцом, то не сможет он пребыть в благом намерении безмолвия…  Исаак приводит в пример древних святых, взявших на себя подвиг юродства ради того, чтобы избежать человеческой славы: Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту о том, в чем он обижен, но принимает клевету, как истину, и не старается уверять людей, что он оклеветан, но просит прощения. Ибо некоторые добровольно навлекали на себя название блудников, не будучи таковыми; другие же терпели наименование прелюбодеев, будучи далекими от прелюбодеяния… и с плачем просили у обидевших прощения в беззаконии, которого не совершали… Иные же, чтобы не прославляли их люди за превосходные правила жизни, соблюдаемые ими втайне, представлялись в образе юродивых, будучи растворены божественной солью и непоколебимы в тишине своей, так что на высоте совершенства своего имели провозвестниками своих добродетелей святых ангелов  .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Без всяких книг мог читать вслух Псалтирь много часов без перерыва. Владел несколькими иностранными языками. Он всем напоминал, что со времен земной жизни Спасителя в делах веры ничего не изменилось, поэтому необходимо строго придерживаться апостольского учения и правил святых отцов. Дети прозвали его Дедушка Кузюка. Как нам, современным людям, понять подвиг юродства? Как вместить, что афонский иеросхимонах, более шестидесяти лет — целую жизнь! — питаясь духовными плодами величайших православных святынь, стал Дедушкой Кузюкой? Может быть, о чем-то схожем думал архимандрит Софроний (Сахаров), когда писал: «Скорбен и узок путь нашей веры: все тело нашей жизни покрывается ранами на всех уровнях, и болезнь доходит до той грани, когда страдальческий ум умолкает в состоянии интенсивного пребывания вне времени. Выпадая из… бытийного созерцания, мы обретаем в глубине сердца уже готовые мысли, не нами изобретенные» (27, 111). Во время Великой Отечественной войны отец Феодосий был одним из самых ревностных молитвенников о победе России и ее защитниках, а также о погибших воинах. Неся подвиг юродства, он дерзновенно проповедовал, назидая людей к добру, и совершал великой силы чудеса. Рассказывают, что в городе рядом с железнодорожными путями находилась больница. На рельсах среди других вагонов стояла огромная цистерна с бензином. Вдруг стрелочники заметили куда-то бегущего Дедушку Кузюку. В одной руке он держал крест, а другой — силился столкнуть вагоны с места. «Ну и чудной наш дед, ему ли сдвинуть такую тяжесть?» Только это подумали, глянули и… глазам своим не поверили: вагоны дрогнули и потихоньку покатились по путям. Через мгновенье раздался мощный взрыв. На место, где минуту назад стояла цистерна, упала бомба, не причинив большого вреда ни больнице, ни людям (26, 28). А когда немцы подступили к Минеральным Водам, произошел такой случай. Быстро-быстро, совсем не по-стариковски, приблизился отец Феодосий к детскому саду и ласково по-звал гулявших на улице детей: «Гули-гули, за мной, деточки! Гули-гули, за мной!» Забавы ради дети побежали за Дедушкой Кузюкой, воспитатели — за детьми.

http://pravoslavie.ru/31809.html

Один епископ пишет по этому поводу: " Я знал многих молодых людей, которые погибли таким образом. Помню одного талантливого юношу, который увлекся мечтой быть епископом. Он стал бесконечно много молиться, выстаивая целые длинные ночи на правиле; наложил на себя суровый пост, но так как ему было всего 18 лет, то он скоро сообразил, что ему слишком долго придется нести такой подвиг до того момента, когда он сможет, по каноническим правилам, получить епископскую хиротонию. Его усердия хватило ровно на полгода, а потом он стал вести рассеянную жизнь и скоро опустился на дно разврата. Знавал и другого молодого человека, который наложил на себя подвиг юродства. Но это было чисто детское увлечение: ему просто нравились те сумасбродные фокусы и нелепые, смешные выходки, которые он мог проделывать под маской юродства и которые привлекали к нему наивное внимание простодушных богомольцев. В нем просто была затронута жилка юмориста и актера. Через два года, однако, ему все это надоело, и он стал пьянствовать. Помню и еще одну молодую девушку из простонародья, которая едва не уморила себя на молитвенном подвиге, дни и ночи читая Псалтирь и кладя поклоны. Она все время металась в жажде подвига: то забивалась в сырое подземелье под церковью, объявляла себя в затворе и питалась только хлебом и водой, то юродствовала и по неделям ничего не ела, то накладывала на себя тяжелые вериги... И все это самовольно, вопреки советам опытных старцев. С одной стороны, это была рисовка перед толпой, восторгавшейся ее подвигами, с другой — ее мучила самолюбивая жажда святости, желание быть выше и лучше других и тайная мечта получить за свои труды дар прозорливости или исцелений опять-таки с тою целью, чтобы удивлять своих почитателей. Она кончила сумасшествием " . В подвиге христианской жизни можно устоять до конца только в том случае, если человек не ищет никаких посторонних целей и в самой религии, в любви к Богу и в единении с Ним находит свое высшее счастье. Те невероятные, на наш взгляд, подвиги, труды и лишения, которые переносили древние пустынники и мученики христианства, невозможно было бы выдержать, если бы в них самих они не находили для себя источника блаженства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

О блаженне Прокопие,/со апостолом Павлом ты рекл еси:/мы буи Христа ради,/вы же мудри о Христе,/образ юродства и неразумия пред людьми являя,/разум же совершен имея,/в смирении же всех лучшими себе почитая,/временнаго и тленнаго отреклся еси,/стяжав богатство благодати Духа Святаго./Помози нам избежати обольщения бесовскаго и гордыни,/исполнитися же смирения и терпения/и получити от Христа Бога велию милость. Словом вся созда Господь:/Той бо рече, и быша, Той повеле, и создашася./И ты, блаженне Прокопие, избегая суетных слов, восприял еси подвиг молчания,/да слово умныя молитвы непрестанно Слову Божию приносиши./Моли Христа Бога, блаженне,/оградити нас от суеты и празднословия,/от осуждения и злословия,/подати разумение,/слова добрая на пользу ближнему рещи,/в молитве умом неразсеянным неленостно пребывати/и услышати Христово слово:/приидите, благословеннии Отца Моего,/наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Просветися доброе житие твое среди тьмы греха,/и мы, празднующе, блаженне, честную память твою,/прославляем Отца Небеснаго,/Егоже моли даровати нам милость/и помощь добре пожити в веце сем,/в грядущем же нескончаемем вкупе с тобою и всеми святыми/непрестанно славити и воспевати/Отца, и Сына, и Духа Святаго. О блаженне Прокопие,/ты Матерь Бога нашего всегда молил еси о помощи/и от Нея, в обители ея Успения,/чрез преподобнаго Трифона благословение приял еси/на подвиг юродства о Христе./Святе, моли Пречистую Деву помиловати нас, грешных,/подати Небесное благословение, и помощь,/и спасение душам нашим. Слава, глас 6. Самогласен: Чистое житие твое/и всеблаженный ти конец, отче Прокопие,/в немже всего града Хлынова множество народа сошедшеся,/яко видеша тя, без дыхания лежаща,/и гласы велегласными вопияху ти,/даждь конечное слово радостно рабом твоим, святе,/не остави нас, где оставляеши люди своя, блаженне Прокопие./Воистинну милостив и любезен быв,/обаче аще зде гроб покры тя,/но Вятская страна всебогатна имать тя предстателя и молитвенника к Богу/иже верою и любовию чтущим память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Что же, тут ничего нет удивительного. Мы все немножко сумасшедшие... – Например, и вы?.. – думал я его смутить. Он спокойно пожал плечами. – Немножко и я...» 423 Посетил Зосимову пустынь, и здесь со старцами, о. Алексеем и о. Митрофаном, было принято судьбоносное для него решение. Это произошло «вечером, после вечерни, 29 сентября». «Старцы благословили мне подвиг юродства легко и свободно (и даже пошли сами навстречу этому желанию), как «единственный выход в моем теперешнем положении, грозящем мне большой опасностью для всей духовной моей жизни» (из-за близости к преосвященному Евдокиму, по долгу службы, и вытекающих отсюда нравственных страданий, выбивающих постоянно из душевного равновесия, благодаря участию в епархиальных делах, которые приходится решать теперь постоянно с нарушением канонов). Остальные мотивы: необходимость заняться богословскими сочинениями, вместо того чтобы даром тратить время на канцелярские и совсем не безгрешные теперь дела, подготовка к схиме и старчеству, если угодно то Богу будет, учиться молиться и прочее. Подписавши, о. Алексей сказал: «Ну, вот, мы (то есть с о. Митрофаном) вас запираем» (т. е. в уединение от людей, хотя и не в полное, не в затвор). На мою просьбу дома служить перекрестился и сказал: «Бог благословит. Это дело хорошее». На просьбу мою помолиться о. Алексей встал, мы прошли в его моленную; я стал на колени, а он стал молиться. Перечисляя многих святых (как на Спаси, Боже, люди Твоя), молился о даровании мне помощи и сил в предстоящем деле служения и «в послушании дела архиерейства» моего, «где будет указано от начальства», и в предстоящих мне трудах и подвигах. В молитве он никак не забывал, что я – архиерей и буду проходить дело служения своего архиерейства, хотя бы на время и принял подвиг юродства. Затем сказал: «Надо ведь благословить и иконою вас». Взявши икону св. Димитрия Ростовского , сказал: «Да будет он вам покровитель во все остальное время жизни вашей в предстоящих вам трудах и подвигах». Сперва, по его велению, я его благословил сею иконою, потом стал на колени, и о. Алексей уже меня благословил ею. Перед сим он прочел наизусть ему тропарь, «слава и ныне», кондак или опять тропарь, не помню что...» 424

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В " Бесах " персонаж Достоевского повторяет, обращаясь к пришедшим: " Миловзоры, миловзоры " . В черновиках это словечко " миловзоры " стоит в ряду других, " пробных " , таких, как " кололацы " , " голохвосты " , " гоговахи " , " новодумы " (Т. 11. С. 235). Слово " кололацы " с легкой руки все того же Прыжова вошло в журнально-литературный обиход 1860-х гг. Так, М.Н.Катков , полемизируя с " Современником " , восклицает: " Кололацы! Кололацы! А разве многое из того, что преподается и печатается, не кололацы? ... новые культы, новые жрецы, новые поклонники, новые кололацы, новые суеверия не так благодушны и кротки... С неслыханною в образованных обществах наглостью они будут называть всех и каждого узколобыми, жалкими бедняжками, всех, кроме своих Иванов Яковлевичей и поклонников их " (Катков М.НН. Старые и новые боги//Русский вестник. 1861. 2. С. 893, 898). Ясно, что " кололацы " у Достоевского, как и у Каткова, обозначают откровенное одурачивание доверчивых людей. В черновиках есть фраза: " Ив Яковлевич: " Кололацы " . " У него откровенные кололацы (курсив наш – В.М.), а у вас те же кололацы, но вы думаете, что величайшая мудрость " . Из этого следует заключить, что Достоевский не верил в праведность Ивана Яковлевича и в то, что его пророческий дар дан ему от Бога. Образ, изображаемый в " Бесах " , по сути, карикатурен. Персонажи и " Маленькой ошибки " и " Бесов " , ожидающие " юродивого слова " , выставлены авторами в смешном виде. Как мы помним, А. Долгорукий тоже отмечал, что порою Иван Яковлевич говорил бессвязно. И здесь возникает более общий вопрос: о том, всегда ли правильно понимается окружающими подвиг юродства. До сих пор не было не только обобщения, но и постановки важного методологического вопроса о своеобразии, о специфике изображения юродивого в светской художественной литературе. Вопрос возникает в связи с тем, что подвиг юродства Христа ради чрезвычайно трудно, чаще всего совершенно неадекватно усваивается мирским сознанием. Дело осложняется тем, что если остальные типы святых (преподобные, мученики и др.) так или иначе, но вписываются своим жизненным поведением в определенный канон, то юродивые ( " блаженные " ) проявляют в своем поведении чрезвычайное многообразие, отражающее их внутренние духовные и душевно-психологические черты.

http://pravoslavie.ru/91.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010