Бунин : Плакала ночью вдова (2.1), (3): Нежно любила ребенка, но умер ребенок. Плакал и старец-сосед (2.7), прижимая к глазам рукава, Звезды светили , и плакал в закуте козленок (2.8).   Плакала мать (2.6) по ночам. Плачущий ночью к слезам побуждает другого (1): Звезды слезами текут с небосклона ночного, Плачет Господь (2.2), рукава прижимая к очам 113].   1-1 Основная мысль, из которой рождается образ Плача. Человек, который слышит ночью голос плачущего, невольно и сам плакать начинает (Агада)/Плачущий ночью к слезам побуждает другого (Бунин). Основная мысль «заимствована», это очевидно. 2-2 Субъекты Плача. У Бунина появляется новый субъект плача – «козленок» (2.8). В Библейском контексте (Традиции) – «И сказал Господь Моисею, говоря: когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу» (Левит, 22:26-27). Очевидно, что при «заимствовании», простом «переложении», появление нового субъекта, столь символичного, исключено. Сравним: « Закланный ветхозаветный агнец является жертвой Богу за еврейский народ (…) В Новом Завете Христос, Агнец Божий, приносит Себя на Кресте в Жертву за грехи всего человечества» (Ветхозаветные прообразы новозаветных Основы] . Явление нового субъекта «козленок» не раскрывается в контексте «Агады», но раскрывается в контексте Библии, Стихов-1914 и «новозаветных событий». (3) Образ «вдовы» – символ в контексте Библии. Образ «вдовы» отсутствует в «Агаде» и является одним из опорных смысловых феноменов у Бунина. Один этот факт опровергает версию «переложение». Поясним. «Плачет и плачет она». (Столица Иудейская) («Агада»)/Плакала ночью вдова (Бунин). Второй строкой стихотворения – «Нежно любила ребенка, но умер ребенок» – Бунин отсылает нас даже не к Книге Библии Плач Иеремии, но (!) к Толкованию – в святоотеческой традиции, в критериях православного миропонимания – Библии. Сравним: «Плч.1:1. Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником». Иерусалим теперь одинок, как бездетная вдова» (Лопухин, Толкование на книгу Плач Иеремии) Лопухин].

http://bogoslov.ru/article/5031162

P. 468). Многочисленные авторы IV-V вв. называют среди Б. п. песни Моисея, Анны, Исаии, вавилонских отроков, новозаветные ( Schneider. S. 42-50). Свт. Василий Великий († 379) писал (Ep. 2. 2), что утренняя служба включала в себя «гимны и песни» (μνοις κα δας). Др. неизвестный автор-каппадокиец, чье соч. «О девстве» (ок. 370 г.- Taft. P. 80) сохранилось под именем Афанасия, наставляет монахиню петь «на заре» после Пс 62 песнь вавилонских отроков и гимн «Слава в вышних» (PG. 28. Col. 276). К нач. V в., по свидетельству Руфина Аквилейского , гимн вавилонских отроков повсеместно считался праздничной песнью (Apologiae in sanctum Hieronymum lib. II. 33, 35//PL. 21. Col. 612, 613-614); о том, что эту Б. п. поет «вся вселенная», говорит и свт. Иоанн Златоуст († 407) (Quod nemo laeditur nisi a se ipso 16//PG. 52. Col. 477), а его ученик свт. Прокл (434-446) свидетельствует, что эту песнь исполняли ежедневно по всему миру (Orat. 5. 1//PG. 65. Col. 716). Свт. Иоанн Златоуст упоминает песни прор. Исаии (из 26-й гл.) (In epistulam I ad Timotheum. Hom. 14. 4//PG. 62. Col. 576) и Анны (De Anna 4. 3//PG. 54. Col. 664). То же - у Филона Карпафийского (PG. 40. Col. 29). Согласно сир. «Завещанию Господа нашего Иисуса Христа» (V в.), на утренней службе пели «псалмы и 4 песни: одну из Моисея, из Соломона и какие-либо из др. пророков» (I. 26). В «Апостольских постановлениях» (ок. 380) песни из Евангелия от Луки приведены для вечерней (песнь Симеона Богоприимца) и утренней (Лк 2. 14 с великим славословием) служб (Const. ap. VII. 47-48). Формирование устойчивого набора Б. п. к V-VI вв. Древнейший перечень Б. п., реально употреблявшихся за богослужением, принадлежит Никите Ремесианскому (340-414) и состоит из песней: двух Моисея, Анны, Исаии (26. 9-20), Аввакума, Ионы (Иона 2. 3-10), Иеремии (Плач 5), вавилонских отроков (Дан 3. 57 слл.) и Пресв. Богородицы (De utilitate hymnorum 1. 9. 11//JThSt. 1923. Vol. 23. P. 225-252; см. также: De psalmodiae bono 3//PL. 68. Col. 373). Хотя Никита - зап.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Мы не дивимся этому, для нас здесь нет загадки, мы знаем источник, откуда он почерпал свои силы. Мы знаем, что крест Распятого был непрестанно перед очами его души, что у подножия его он постиг ту великую тайну, что любящим Бога все содействует ко благу. Нет! Скорби только тогда гнетут нас, только тогда делаются для нас невыносимыми, когда лишены смысла, когда нам неизвестны их причины и следствия. Но скорбь осмысленная, озаренная лучами вдали стоящей яркой цели, ведет нас всегда ко благу, по воле пославшего ее. Она иногда даже желательна, и это желание скорби выражено и облечено в художественную форму в известных словах: «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!». Вы же отнимаете последнее утешение, последнее прибежище для разбитого, измученного скорбями, сердца человеческого!.. Нет человека, который был бы забыт Отцом небесным, нет того несчастливца, который бы не получал утешения свыше, нет плачущего, для которого не просиял бы луч радости! Только не станем ждать утешений от случая, которого на самом деле не существует, от какой-либо нечаянной удачи, будем непрестанно молить и просить помощи и утешения у Того, Кто один только и может ниспослать их, Кто любвеобильно изрек слова, исторгавшие слезы восторга и умиления у миллионов страдальцев: «приидите ко Мне все труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» ( Мф.11:28 ). Не будем говорить, что-то принесет нам наступающий год, скажем лучше, что речет о нас Господь Бог, Он, который раз навсегда изрек уже: «мир на люди своя и на преподобныя своя и на обращающия сердца к Нему» ( Пс.48:9 ). Скажем вместе с пророком: «часть моя Господь, рече душа моя: сего ради пожду его. Благ Господь надеющимся нань. Души, ищущей его, благо есть и надеющейся с молчанием спасения Божия» ( Плач.3:26 ). Итак, встретим наступающий Новый год с верой в недремлющий Промысел Божий! Пусть даже будущее не обещает нам ничего нового, пусть даже грозит бедствиями и близкой смертью, вера все-таки сделает для нас начало Нового года светлым праздником. «Помянух Бога и возвеселихся!» ( Пс.76:4 ). «Верую видети благая Господня на земли живых!» ( Пс.26:13 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Книги эти, однако, приняты христианскою Церковью , как книги назидательные и полезные в стяжании благочестия. В Ветхом Завете канонических книг по заглавиям существует 39, но при каноническом счислении, из уважения к традиции, идущей от ветхозаветной Церкви, некоторые книги соединяются с другими и каноническими книгами считаются 22. Книги эти следующие: 1. Бытие. 2 . Исход. 3. Левит 4 . Числа. 5 . Второзаконие. 6. Книга Иисуса Навина. 7. Книга Судей и книга Руфь. 8 . Первая и Вторая книга Царств. 9. Третья и Четвертая книга Царств. 10. Первая и Вторая книга Паралипоменон. 11. Первая книга Ездры и книга Неемии. 12. Книга Есфирь. 13. Книга Иова. 14. Псалтирь. 15. Книга Притчей Соломоновых. 16. Книга Екклезиаста. 17. Книга Песнь Песней. 18. Книга пророка Исаии. 19. Книга пророка Иеремии с книгою Плач Иеремии. 20. Книга Пророка Иезекииля. 21. Книга пророка Даниила. 22. Книга двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Неканонических книг Ветхого Завета, принятых христианской Церковью и помещаемых в полной православной Библии, одиннадцать: 1. Вторая книга Ездры. 2. Книга Товита. 3. Книга Иудифь. 4 . Книга Премудрости Соломона. 5. Книга премудрости Иисуса сына Сирахова. 6. Послание Иеремии. 7. Книга пророка Варуха. 8. Первая книга Маккавейская. 9. Вторая книга Маккавейская. 10. Третья книга Маккавейская. 11. Третья книга Ездры. Новозаветных канонических книг – 27: Четыре Евангелия, Деяния Святых Апостолов, 7 Соборных Посланий, 14 Посланий апостола Павла и Апокалипсис. Неканонических книг в Новом Завете нет. 8. Первоначальный текст Священного Писания Ветхого и Нового Заветов Канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны для избранного Богом народа еврейского и на еврейском языке, за исключением немногих глав, написанных на арамейском (халдейском) языке ( Дан. 2, 4–7, 28 ; 1Ездр. 4, 8–6, 18; 7, 12–26 ; Иер. 10, 11 ). Древнейшие рукописи неканонических книг сохранились лишь на греческом языке, но предполагают, что и их оригиналы были написаны на еврейском языке, за исключением книги Премудрости Соломона и Второй книги Маккавейской, которые и сначала были написаны на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Таких зверей, как мы, преследуют различные ловцы: постигает нас праведный гнев Божий, наказывая за дурные начинания,–по слову Бог отмщений господь, Бог отмщений не обинулся есть (Пс. 93, 1). Постигают нас и беззакония наши, так что каждый из нас может сказать: постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети (Пс. 39, 13). Преследует нас и невидимый враг: бысть яко медведь ловяй, приседяй ми, яко лев в сокровенных (Плач. Иерем. 3, 10). Угрожает нам и видимый враг. Он говорит: гнав постигну, убию мечем моим, господствовати будет рука моя (Исх. 15, 9). Но мы имеем дерзновение, мы имеем мысленное облако, покрывающее нас,– Пречистую Деву Марию. На Нее мы уповаем, к Ней прибегаем; под Ее покровом и влас главы нашей не погибнет, лишь только мы с умилением воззовем: покрый нас покровом Твоим, Покровительница наша, Пречистая Дева: в день зол наших покрый нас (Пс. 26, 5). Но все дни нашей жизни бедственны, как некогда сказал патриарх Иаков: малы и злы быша дние лет жития моего (Быт. 47, 9). Особенно бедственны те наши дни, в кои мы видим зло и сами творим много зла, собирая себе гнев в день гнева (Рим. 2, 5). Все сии бедственные наши дни требуют Твоего милостивого покрова, о Пресвятая Дева! Покрывай же нас во все дни жизни нашей, и особенно в день лютый, когда душа будет разлучаться с телом. Предстань нам с помощью Твоею и сокрой нас от воздушных духов злобы поднебесной, а в день Страшного Суда сокрой нас в тайниках Твоего Покрова! Аминь. Тропарь праздника, глас 4 Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. Кондак, глас 3 Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангелы со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечного Бога. Примечания 1. Лев VI Мудрый — Византийский император с 886-го по 912 год.   2.

http://pravoslavie.ru/49246.html

24) Папандони. Посвящение латинского епископа в Иерусалиме//Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1866. 14. с. 262. 25) Папандони П. Г. Праздник 30 августа 1866 г. в Иерусалиме//Северная почта. СПб., 1866. 209. Перепеч.: Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1866. с. 662; Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1866. 20. с. 208. 1867 26) Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. М., 1867. 2 т. 27) 6-е января на Иордане//Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1867. 5. с. 205–235. 28) Миссионерские заметки из Святой Земли: Иерусалимский Патриархат; латино-греческий приход; латинская семинария; новые миссионерские станции; учебные и благотворительные заведения; воспитательный дом для бедных мальчиков; римско-католическое общество в Иерусалиме; австрийский поклоннический дом, церковь св. Анны; римско-католические греки и армяне; Греческая Православная церковь ; несоединенные армяне; копты, сирияне и абиссинцы в Иерусалиме; Россия при Гробе Искупителя; протестанты в Иерусалиме/Пер. с нем.//Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1867. 1. с. 33, 68, 87. Отд. оттиск: СПб., 1867. 42 с. 29) Известие о последовании божественного и священного умовения, по вновь изложенному чину, с некоторым пространнейшим толкованием/Пер. с греческой рукописи с примечаниями//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1867. 5. с. 304–319. 30) Папандони. Пасха в Иерусалиме//Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1867. 12. с. 140–162. 31) П-ни. Патриаршее богослужение в Иерусалиме (по поводу 25 мая в Париже)//Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1867. 30. с. 519–528. 32) О молитве внутренней, внешней и церковной//Душеполезное чтение. М., 1867. 5. с. 49–54. 33) Христианский плач об умерших//душеполезное чтение. М., 1867. 6. с. 107–121. 34) Христианская свобода//Душеполезное чтение. М. 6. с. 122–134. 1868 35) Аоон и Афон (возражение на книгу Н. А. Благовещенского об Аооне)//Душеполезное чтение. М., 1868. 1–3. Отд. изд.: М., 1868. 42 с. 36) Из Иерусалима. Впечатление от кончины Митрополита Московского Филарета//Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1868. с. 123.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

—420— ляет выражения безразлично, нисколько не вредя предмету, но прилагает выражения к обозначаемым предметам как бы применительно и такие, посредством коих желает уяснить предмет наилучшим образом, причем однако-ж надо иметь в виду, что «слава Господня крыет слово» ( Притч.25:2 ), ибо вся сила слов мала для точного изъяснения неизреченной и боголепной славы. Поэтому не должно соблазняться малолепием слов, но следует признавать, что Божественная и Неизреченная Природа превышает и силу языка и остроту всякого ума, – и таким образом мы ни мало не впадем в нечестие 1, 3. б. 72. Относящееся к Сыну по природе Святое Писание иногда усвояет и сынам по благодати 18, 26, – простыми словами – ψιλας λξεσιν – выражает владычествующую над всем природу 15, 1. 327. Писание только предвозвещает то, что должно быть по свободной воле человека, но оно отнюдь не указует на необходимость исполнения писания для человека 12, 34–38. 96, –17. 12–13 (ср. Иуда предатель). Писания св. пророков служат путем ко Христу 14, 4, – Богодухновенное Писание и догматы Церкви 17, 18–19. 91, – Писание и разум святых отцов 14, 11. а. В учении о Святом Духе св. Кирилл следует словам богодухновенного Писания 14, 18. 249. Изречения Писания могут казаться противоречащими правой вере только при насильственном толковании их еретиками т. 1, стр. 5. Тем, кто занимается св. писаниями, должно у всех св. писателей брать изречения, соответствующие цели, – таким образом собирая во едино разнообразные созерцания многих и сводя их к одной цели и мысли, они достигнут должной меры знания и, подобно трудолюбивой и мудрой пчеле, соорудят сладостные соты Духа т. 1, стр. 12. Платон и другие греческие мудрецы учили, что есть один Творец всего 12, 20. Плач Христа. Евангелист поражается, видя плачущею Бесслезную Природу, ибо хотя страдание и было свойственно плоти, но не подобало Божеству. А плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу. Ведь для того и умер, чтобы нас освободить от смерти. Но как только заплакал, тотчас же и удерживает слезу, дабы не показаться жестоким и бесчеловечным и в то же время научить не ослабевать от чрезмерной печали по умершим, ибо первое есть проявление сострадания, а второе – признак женственности и бессилия. Поэтому и допустил

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особенную известность и уважение приобрел он через свое пророчество о 70-летнем плене Вавилонском; оно доставляло впоследствии единственное утешение пленным евреям, свидетельствуя о том, что плен их не вечен. Благодаря этому пророк, особенно после смерти своей, пользовался глубоким уважением. Когда он умер в Египте, в городе Тафнасе. то был погребен в гробнице фараонов. Такую почесть воздали египтяне Иеремии потому, что получили от него большую пользу: он своими молитвами – избавил Тафнас и его окрестности от крокодилов, аспидов и др. вредных животных. Египтяне и до сих пор чтут могилу Иеремеии. Уважение к Иеремии со стороны евреев видно из того, что они считали его великим пророком и предтечей Мессии. Это видно из евангелия Матвея (15:14). Когда Спаситель спросил учеников, за кого люди почитают Его, они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, иные за Иеремию. У евреев было мнение, что Иеремеия явится пред пришествием Мессии и отдаст Ему Ковчег Завета, эту ветхозаветную святыню, которую Иеремия перед разрушением Иерусалима и храма скрыл на горе Нево, где умер Моисей. Об этом говорится во второй книге Маккавейской. Кроме того, во второй книге Маккавейской говорится, что Иеремия явился Иуде Маккавею и дал ему золотой меч для борьбы со врагами народа Божьего. Кроме книги пророчеств, Иеремии приписывается книга «Плач» и некоторые псалмы (136 и 64), также ему приписывают плачевную песнь на смерть Иосии (2 Пар., 25:25). Об особенностях содержания и изложения книги пророка Иеремии Всю книгу пр. Иеремии можно разделить на 6 главных отделов. 1-й отдел о 1-й гл. до 25-й включительно. В этом отделе содержится обличение евреев за уклонение от завета Господня и предсказание плена, который, впрочем, окончится через 70 лет. 2-й отдел с 26 по 29 главу включительно. Здесь содержатся новые пророчества о погибели Иерусалима с историческими повествованиями, указывающими на исполнение некоторых, прежних пророчеств. 3-й отдел с 30 -й главы по 33 главу. Здесь содержатся утешительные Мессианские пророчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

статей 44-60, 72). Собрание содержит большое количество списков житий русских святых, к ним примыкают сказания об иконах Божией Матери: о знамении от иконы Божией Матери в Вел. Новгороде, о явлении Казанской и Тихвинской икон Божией Матери и др. Среди памятников древнерус. лит-ры - «Сказание о князьях Владимирских», XVII в. 47), «Повесть о построении Благовещенского монастыря в Вел. Новгороде» и «Повесть о Псково-Печерском монастыре», кон. XVI - нач. XVII в. 49), «Плач о пленении Московского государства…», XVII в. 53), и др. Украшением собрания Д. является лицевое «Лекарство душевное» 54, 3-я четв. XVII в.), включающее 292 великолепные красочные миниатюры, заставка-рамка исполнена в художественной манере мастеров Посольского приказа. Лит. произведения более позднего времени представлены Словом свт. Димитрия Ростовского в день празднования Донской иконе Божией Матери 130, 1701 г.), трудами архиеп. Феофана (Прокоповича) в списках XVIII в. 80, 81), рус. переводом XVIII в. «Истории о Зелиме и Дамазине». Из числа рукописей историко-документального характера можно выделить документы гр. П. А. Румянцева-Задунайского за 1780-1786 гг., относящиеся к путешествию австр. имп. Иосифа II в Киев и Могилёв, к путешествию вел. кнг. Марии Феодоровны и к путешествию имп. Екатерины II в Малороссию, в списках сер. XIX в. 32) и др. Значительное место в данной группе занимают хозяйственные документы церквей и мон-рей Вологодской епархии 40-60-х гг. XVII в. 22-26) и XVIII в. 29). В сборнике 2-й пол. XVII в. содержатся грамоты царя Алексея Михайловича Троице-Сергиеву монастырю на его земельные владения 47). В собрании Д. хранится небольшое количество богослужебных рукописей XVI-XIX вв., представляет интерес помянник пустыни близ с. Киструс Рязанской губ., данный вкладом 7 июня 1701 г. И. Сазоновым 37). Арх.: РГБ ОР. Ф. 484 [архив Д.]; Архив РГБ. Оп. 126. Ед. хр. 223 [личное дело Д.]; Тиганова Л. В. Опись собрания рукописных книг С. О. Долгова (Ф. 92). М., 1964. Ркп. [Маш.]. Соч.: Памяти Д. П.

http://pravenc.ru/text/178771.html

«Чтить Бога и творить волю Его» – вот как обозначен этот путь; он определен как правило, соблюдая которое человек не лишится помощи Божией. Но что значит «почитание Бога»? Это очень важный вопрос. Этим словом почитание определены не какие-то внешние, формальные действия, не исполнение каких-то определенных предписаний и правил, а самое главное – расположение сердца человеческого, его живое стремление познать волю Бога и исполнить ее. Сам Господь говорит об этом много раз, например и такими словами: «Сыне, дай мне твое сердце» (Притч. 23: 26). Вот мимо этих чрезвычайно важных слов многие и проходят, обращая внимание лишь на внешнее исполнение каких-то обрядов и предписаний. А между тем без сокрушения о своих грехах, без живого и искреннего устремления к Богу, без желания теснейшего общения с Ним всё другое теряет смысл. Так что именно из почитания Бога, из осознания, что только Он является законодателем жизни – как в повседневном, так и в высшем, духовном ее измерении, из стремления осознать и исполнить волю Божию – и рождается действительное «слушание» человека Богом. Но в чем же состоит воля Божия? Апостол Павел с предельной ясностью говорит об этом так: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). Но каким же образом освящается человек? Только тогда, когда стремится к этому освящению, когда стремится быть причастником света, все делает для того, чтобы исполниться этого света. И главное средство – это покаяние, плач о своих грехах, сокрушенное умиление, а в более широком смысле – перемена жизни. Под этим понимается не только «переломный момент», когда человек осознает свою жизнь как греховную и полагает начало исправлению, но и постоянный труд над своей душой, над своей жизнью, повседневное и последовательное приближение к Богу в своих чувствах, мыслях, словах и поступках, что происходит, когда человек сообразуется с духом евангельским, поступает и живет по заповедям Божиим. Это устремление чрезвычайно важно, и именно желание приблизиться к Богу, сделаться способным к общению с Ним, желание святости и есть собственно покаяние в значении постоянного преображения, обновления жизни.

http://pravoslavie.ru/56743.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010