Наконец, для полноты убеждения в неиспорченности Пятикнижия, некоторые учёные 349 позаботились с особенным вниманием снести и сравнить между собой все манускрипты подлинного текста Пятикнижия, даже все манускрипты древних переводов его, как то, перевода Семидесяти, Аквилы, Симмаха, Феодоциона, перевода Сирского, Вулгаты и различные экземпляры Пятикнижия Самарянского. Что же вышло из всего этого? То, что не нашли никакой существенной разности между древними подлинными списками, древними переводами и между настоящими изданиями Пятикнижия 350 . § 115. Подлинность прочих книг Ветхого Завета Подлинность прочих книг Ветхого Завета, подобно подлинности Пятикнижия, доказывается: I. Свидетельствами внешними. У Иудеев находим об этих книгах непрерывное по времени и всеобщее предание: 1) Ныне в их каноне 351 содержатся следующие книги, которые признают они и Божественными и, несомненно, подлинными: 1) Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисуса Навина, 7) Судей, 8) две книги Самуила (или первые две книги Царств), 9) книги Царств (третья и четвёртая), 10) Исайя, 11) Иеремия, 12) Иезекииль, 13) двенадцать малых Пророков, 14) Псалмы, 15) Притчи, 16) Иов, 17) Песнь песней, 18) Руфь, 19) Плач, 20) Екклесиаст, 21) Есфирь, 22) Даниил, 23) Ездра и Неемия, 24) Паралипоменон. На двадцать четыре части Евреи разделяют ныне свои священные книги, по числу букв Греческого алфавита. Хотя всех то книг тридцать восемь,– точно так, как прежде считали они у себя двадцать две книги, по числу букв алфавита еврейского, соединяя для этого книгу Руфь с книгой Судей и Плач Иеремии с книгой его пророчеств. Кроме того, все эти священные книги Евреи разделяют на три, более общие, отдела, из коих первый носит название Закона 352 ( 352 ), второй называется Пророки 353 , третий – Писания или священные писания γιγραψα 354 . 2) Этого же канона держались Иудеи и во время земной жизни Спасителя, как видно, с одной стороны, из современных свидетельств Филона и Иосифа Флавия, которые, говорят как о двадцати двух священных книгах Иудейских, так и о разделении их на три означенные части 355 . А с другой – из свидетельств самого Иисуса Христа и его Апостолов: ибо в Новом Завете, кроме того, что различаются три класса ветхозаветных книг под именем закона, пророков и псалмов ( Лук. 24, 44 ), почти из всех этих книг приводятся места 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но наряду с признаками мнимой неподлинности, в пророчестве о Моавитянах есть много указаний на принадлежность его Исаии. Пророчество о Моавитянах помещено после пророчества о Филистимлянах (14:28–32), как подробное раскрытие Ис.11:14 , где упоминаются оба народа (Филист. и Моавит.). Самими представителями отрицательного направления сознавалось сходство пророчества о Моавитянах с речами Исаии: Гитциг, придумавший гипотезу об Ионе, находил отражение характера Исаии в сочувствии пророка бедствиям Моавитян. Плач о Моавитянах (15:5, 16:4–11) напоминал ему плач Исаии о Самарии (22:4, 28:1). «Элегиею о Моавятянах пророк предваряет элегию о Самарии», говорит Гитциг. Из пророчества о Моавитянах в 16 гл. Фюрст выделяет первые 6 стихов, не объясняя причины этого. Последнюю, кажется, можно найти у Эвальда. Он признал первые шесть стихов 16-й главы «подделкой» под дух и характер речей Исаии, так как они сходны с Ис.2:14–20 . Из многих примеров 26 видно, что такие «подделки» нужно признать почти в каждом стихе пророчества о Моавитянах. А потому, вместо подделок, сходство нужно объяснить принадлежностью Исаии пророчества о Моавитянах. Что же значит выражение пророка о «давнем» пророчестве? Оно, действительно, указывает на «давнее» пророчество. только не Ионы или другого «неизвестного» пророка, а пророка Моисея. Как в 12 главе Исаия повторяет песнь Исх. 15 гл., так здесь повторяется пророчество книги Числ 21 и 24 гл. На это сходство двух пророчеств указывают и имена моавитских городов: Беер Элим Ис.15:8 = Чис.20:16 , Есевон Ис.15:4 = Чис.21:25 , Ар-Моав Ис.15:1 = Чис.21:28 . Тоже подтверждают и черты древности языка рассматриваемого пророчества, замеченные. как выше сказано, Эвальдом. Подобным же образом пророк Исаия ссылается на древнее пророчество в речи об Идумеях (34:16) и ожидает его исполнения наравне с своим, более поздним, аналогичным пророчеством. Вместе с древним Моисеевым пророчеством Исаия мог разуметь и свое более давнее теперь повторяемое пророчество и к нему лишь прибавить срок исполнения обоих пророчеств 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Псалом 6 «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене» 2 мин., 16.12.2021 Содержание Псалом 6 читать: 1  В конец, в песнех о осмом, псалом Давиду. 2  Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.  3  Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя.  4  И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе?  5  Обратися, Господи, избави душу мою: спаси мя ради милости Твоея.  6  Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе?  7  Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу.  8  Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.  9  Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего:  10  услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият.  11  Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре. Псалом 6 на русском: 1  В конец, песнь о восьмом дне, псалом Давида, 6. 2  Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем!  3  Помилуй меня, Господи, ибо немощен я; исцели меня, Господи, ибо содрогнулись кости мои,  4  И душа моя в сильном смятенье… О, Господи, доколе?…  5  Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей!  6  Ибо никто из умерших не поминает Тебя, и во аде кто исповедает величие Твое?  7  Изнемог я от воздыханий моих, омываю плачем всякую ночь ложе мое, слезами моими постель мою орошаю.  8  Помутились от горести очи мои, ослабел я среди врагов моих.  9  Отступите от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь плач мой!  10  Услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою.  11  Да постыдятся и придут в смятенье враги мои, да обратятся вспять и посрамятся вскоре! Псалом 6 слушать: Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/psalom-6-gospodi-da-ne-ja...

11:24–32 58. Ответ просившим знамения 11,33–36 (НП) 51. Нагорная Проповедь (НП) 11:33 (НП) 51.3. Свет миру 11:34–36 (НП) 51.14. Око – светильник телу 11:37–54 98. Обличение фарисеев и законников на обеде у фарисея 12:1–59 99. Наставления о закваске фарисейской, страхе человеческом и уповании на Бога. Другие поучения в притчах 12:13–21 99.1. Притча о безумном богаче 12:22–32 99.2. О заботах человеческих и попечении Божием. «Не бойся, малое стадо!» 12:22–31 (НП) 51.16. О заботах человеческих и попечении Божием. Искание Царства Божия 12:33–34 99.3. О неоскудевающем сокровище на небесах 12:33–34 (НП) 51.13. О сокровище 12:35–41 99.4. Притчи о бодрствующих рабах и домоправителе 12:42–48 99.5. Притчи о рабах, верных и неверных воле господина 12:49–53 99.6. Огонь и разделение от Господа 12:54–57 99.7. О распознании времени 12:58–59 99.9. О примирении с соперником 12:58–59 (НП) 51.5. О новом законе: убийство, гнев, примирение 13:1–5 104. Поучение о покаянии. «Если не покаетесь, все так же погибнете» 13:6–9 105. Притча о бесплодной смоковнице 13:10–17 106. Исцеление согбенной женщины 13:18–21 60. Учение при море притчами о Царствии Божием 13:18–19 60.7. О горчичном зерне 13:20–21 60.8. О закваске 13:22–35 107. Поучение о числе спасающихся. Намерение Ирода убить Христа; плач об Иерусалиме 13:23–24 (НП) 51.21. Два пути 14:1–24 108. Господь в доме начальника фарисейского; исцеление больного водянкой; притча о первых и последних местах; притча о званых на вечерю 14:25–35 109. Притчи о строителе башни и о царе, идущем на войну 14:34–35 (НП) 51.2. Соль земли 15:1–32 110. Притчи о покаянии 15:1–7 110.1. Притча о заблудшей овце 15:8–10 110.2. Притча о потерянной драхме 15:11–32 110.3. Притча о блудном сыне 16:1–13 111. Притча о неверном управителе 16:13 (НП) 51.15. О служении двум господам 16:14–31 112. Обличение сребролюбивых фарисеев; притча о богаче и Лазаре 16:17 (НП) 51.4. Об исполнении закона и пророков 16:18 (НП) 51.6. О прелюбодействе и разводе 120. О прелюбодействе и разводе

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Однако терпимость не мешала александрийским иудеям резко отрицательно относиться к язычеству. Египтяне спрашивали: «Почему, если евреи — граждане, они не почитают тех же самых богов, что и александрийцы?» [ 38 ] Ответ был ясен и прост: Моисей заповедал чтить лишь единого Бога, Господа неба и земли. Это воззрение могли бы принять и стоики, и поклонники Сераписа. Но библейская религия не могла идти по пути синкретизма. Перед лицом Египта, и Ассирии, и Греции с их пантеонами учители Ветхого Завета отстаивали чистоту своей веры. Эта чистота далась им дорогой ценой, и они не хотели теперь ничем поступаться, когда речь шла о данном им Откровении. Но означало ли это, что ветхозаветная вера остановилась на своем пути, ограничив себя раз и навсегда лишь охраной святыни? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны покинуть Египет и посетить маленькую Иудею, где духовные борения и искания на самом деле все еще продолжались. ПРИМЕЧАНИЯ Глава девятая ЭЛЛИНСТВО И РЕЛИГИИ ВОСТОКА 1.  Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 67. 2. «Вавилоника» сохранилась только в фрагментах. О значении всемирно-исторической концепции Бероса см.: С. Аверинцев. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность». — ТЛДМ, с. 238. 3. Пер. Б. Тураева — в его кн.: История древнего Востока, т. 2. Л., 1937, с. 253. 4. См.: В. Тарн. Эллинистическая цивилизация, с. 310-311. 5.  Лукиан. О сирийской богине, 10. 6.  Бион. Плач об Адонисе, 33-38. 7.  Овидий. Метаморфозы, X, 724-728. 8.  Бион. Плач об Адонисе, 24. 9.  Иез 8, 3-14. См.: М. Брикнер. Страдающий бог в религиях древнего мира. СПб., 1909, с. 16 сл.; Д. Мережковский. Тайна Трех. Египет и Вавилон. Прага, 1925, с. 295 сл.; G. Frazer. Adonis, Attis, Osiris. London, 1922, р. 6-12. 10. См.: Н. Rahner. Greek Myths and Christian Mystery. London, 1963, р. 58. 11.  Катулл, LXIII, 28-31. 12.  Овидий. Метаморфозы, X, 104-105. 13.  Лукиан. Разговоры богов, 12, 1. 14.  Катулл, LXIII, 49-93. 15.  Арнобий. Против язычников, V, 5-7. См.: Ф. Зелинский. Религия эллинизма, с. 38 сл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Не верить свидетельству целого народа о том, что происходило у него же самого, и что ему только одному могло быть подлинно известным, мы не имеем никакого основания.    Наконец, для полноты убеждения в неиспорченности Пятикнижия, некоторые учёные позаботились с особенным вниманием снести и сравнить между собой все манускрипты подлинного текста Пятикнижия, даже все манускрипты древних переводов его, как то, перевода Семидесяти, Аквилы, Симмаха, Феодоциона, перевода Сирского, Вулгаты и различные экземпляры Пятикнижия Самарянского. Что же вышло из всего этого? То, что не нашли никакой существенной разности между древними подлинными списками, древними переводами и между настоящими изданиями Пятикнижия. § 115. Подлинность прочих книг Ветхого Завета    Подлинность прочих книг Ветхого Завета, подобно подлинности Пятикнижия, доказывается:    I. Свидетельствами внешними. У Иудеев находим об этих книгах непрерывное по времени и всеобщее предание:    1) Ныне в их каноне содержатся следующие книги, которые признают они и Божественными и, несомненно, подлинными: 1) Бытия, 2) Исход:3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисуса Навина, 7) Судей, 8) две книги Самуила (или первые две книги Царств), 9) книги Царств (третья и четвёртая), 10) Исайя, 11) Иеремия, 12) Иезекииль, 13) двенадцать малых Пророков, 14) Псалмы, 15) Притчи, 16) Иов:17) Песнь песней, 18) Руфь:19) Плач:20) Екклесиаст, 21) Есфирь, 22) Даниил, 23) Ездра и Неемия, 24) Паралипоменон. На двадцать четыре части Евреи разделяют ныне свои священные книги, по числу букв Греческого алфавита. Хотя всех то книг тридцать восемь,— точно так, как прежде считали они у себя двадцать две книги, по числу букв алфавита еврейского, соединяя для этого книгу Руфь с книгой Судей и Плач Иеремии с книгой его пророчеств. Кроме того, все эти священные книги Евреи разделяют на три, более общие, отдела, из коих первый носит название Закона (352), второй называется Пророки, третий — Писания или священные писания αγιγραψα .    2) Этого же канона держались Иудеи и во время земной жизни Спасителя, как видно, с одной стороны, из современных свидетельств Филона и Иосифа Флавия, которые, говорят как о двадцати двух священных книгах Иудейских, так и о разделении их на три означенные части. А с другой — из свидетельств самого Иисуса Христа и его Апостолов: ибо в Новом Завете, кроме того, что различаются три класса ветхозаветных книг под именем закона, пророков и псалмов (Лук. 24:44), почти из всех этих книг приводятся места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

939 Ср.: Tert. Adv. Marc., Ill, 23, 7. 940 Т. e. то, что не соответствует последовательному, логичному повествованию (Кройманн). 941 Ср.: Liv. 1,16, 5—8. 942 Кройманнпреддолагаетздесьлакуну: «дабы нам пока так вести дело». 943 См.: Ис. 9:1—2 (цитата согласно Септуагинте); Мф. 4:15—16. 944 Конъектура Кройманна. В рукописи: «чтобы тем сильнее он был должен сойти с неба, впрочем, скорее сойти к Понту, чем в Галилею». 945 Ср.:Мф.5:17. 946 Ср.: Лк. 4:16,21. 947 См.: Мф. 15:24. 948 См.: Мф. 15:26. 949 См.: Лк. 4:32. 950 Об имени Эммануил Тертуллиан писал в Adv. Marc., Ill, 12, об име-ниХристос — в Adv. Marc., III, 15, об имени Иисус — в Adv. Marc., III, 16. 951 Ср.: Пс. 16 15:10; Деян. 2:27. 952 Ср.: Втор. 28:10. 953 Naue (NAYH), т. е. Nun, согласно Вульгате (Числ. 13:9 8 и 17 16); ср.: Tert. Adv. Marc., Ill, 16,3. 954 См.: Лк. 1:35. 955 Increpuit. Ср.: Лк. 4:35 (πετμησεν). 956 Ср.: Лк. 10:20. 957 См.: Плач. 4:7. Цитата по Септуагинте. 958 Вставка Кройманна. 959 Descendit. 960 Ср.: Мф. 2:22—23. 961 Как и в синагоге в Капернауме. 962 Интерполяция. Намек на поговорку про врача: Лк. 4:23. 963 Ср.: Лк. 4:29. 964 Там же. 965 Ср.: Л к. 4:30. 966 Tanger(e) en(im) et tangi nisi corpus nulla potest res. Cm.: Lucr. 1,304. Пер. Ф. А. Петровского. Эту цитату Тертуллиан использовал и в другом сочинении, см.: De ап., 5, 6. 967 См.: Ис. 53:4. 968 См.: Лк. 4:41. 969 Конъектура Кройманна. В рукописи: «в избытке были святые». 970 Конъектура Кройманна. В рукописи: «у которого». 971 Ср.: Л к. 4:42. 972 Ср., например: Исх. 3:1—2; 19:1—3. 973 Ср.: Исх. 13:21. 974 Ср.: Ис. 35:1. 975 Ср.: Лк. 4:42. 976 См.: Лк. 4:43. 977 Ср.: Лк. 5:1—11. 978 См.: Лк. 5:10. 979 См.: Иер. 16:16. 980 Nauclis. 981 Nauiculariorum. 982 Так, по А. Гарнаку, Маркион называл любого своего единомышленника. 983 Конъектура Кройманна. В рукописи: «в отношении очищения». 984 Ср.: Лк. 5: 12–14. Представляется любопытным сопоставление Лк. 5:12–14 с Мк. 1:41, где говорится, о том, что Христос, разгневавшись (ργισθες) на прокаженного (вариант: умилосердившись, σπλαγχνασ–θες, над ним), «простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

   Над Сионом, горою святою. Сион — прообраз Царства Мессии,— на нем был царский престол Давида (2 Цар. 5:9; 3 Цар. 8:1) и водружена скиния, вместо коей на соседнем холме Мориа воздвигнут потом Соломоном храм истинному Богу (Ис. 31:4; 2 Пар. 3:1). На Сионе сочетавались сила царства и священства, как в Мессии потом те же достоинства соединились, по чину Мелхиседекову. Почему как Мессия часто называется Давидом, так и Царство Его, или место Царства и царское седалище, горою Сионом, не в том смысле, чтобы оно было частное царство, малыми ограниченное пределами, но потому, что Сион многими чертами прообразовал новозаветное Царство Мессии, как то: своею красотою и неприступностью, но особенно потому, что из Сиона долженствовал изойти закон, проповедь евангельская во все земли (Ис. 2:3-4; Лк. 24:47; Деян. 1:4; Мих. 4:2; Пс. 109, 2, 131:13, 86:3; Зах. 9:9). Святым назван Сион не здесь только, но и в других местах (Пс. 42, 3, 47:2, 98:9; Иоил. 2:1; Иез. 20:40). Не по существу, а ради того, что там была скиния, в коей Всесвятой Бог (2 Цар. 6:17, 12; 1 Пар. 15, 1, 3, 12, 16:1; 2 Пар. 8:11). По сей причине под Сионом разумеется еще и храм самый (Пс. 136:3; Иер. 51:10; Ис. 18:7; Плач. 5:18). От сего Сион называется горою, Богу возлюбленною, жилищем и престолом Божиим (Пс. 77, 68, 86:2, 67:17, 9:12, 73:2, 75:3), и противополагается горе Синаю (Евр. 12:22). И так поелику во всем мире не было горы, равной в славе горе Сион, то Отец и говорит, что на сей горе поставит Он Царя избраннейшего и единственного, попечению Коего вверены все святые, кои и обстоят престол Его (Апок. 14:1).    Стих 7. Возвещали повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.    Возвещаяй. В Еврейском: возвещу. Здесь вдруг вводится новое говорящее лицо, именно Тот Самый Царь, о Коем только что поминал Отец Небесный. Такого рода перемены лиц говорящих нередки в песнях поэтических. (Смысл употребленного слова (сафар) можно выводить из снесения (сравнения) следующих мест: (Пс. 47:13; Суд. 7:13; Быт. 40, 8, 41:12; 4 Цар. 8:4-5; Исх. 18:8; Пс. 9:2, 15, 21:23, 43:2, 72:28, 25:7, 65:16, 74:2, 77:3-4, 95:3, 101:22, 117:17, 144:6; Исх. 9:16; 1Пар. 16:24) Отсюда следует, что Мессия берет на Себя поведание, возвещение, проповедь открытую, верную, неутомимую, славную для Отца Его и спасительную для рода человеческого, которую потом и исполнил как Сам Своими устами, так и устами Апостолов и других служителей новозаветного слова (Рим. 15:8; Ис. 61:1; Лк. 4:18). Это одна из сторон Его искупительного дела, пророческое служение, которое может быть совершаемо только речью, или словом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

плач в селении Ецель... в нем. «Дом лишения» лишит своей защиты Иудею, потому что он захвачен завоевателем. 1 Марофы. «Горький город» по иронии, ожидал от Иерусалима «сладостной» помощи. 13 быстрых. Еврейское выражение, дословно означающее «быстрых коней», имеет иронический оттенок: «Запрягайте в боевые колесницы скаковых лошадей». начало греха. Лахис, одна из главных твердынь Израиля, источник секуляризма (5,10). дщери Сионовой. Персонификация Иерусалима. 1 дары. Иначе: «приданое» ( 3Цар. 9,16 ) метафора, означающая ненавистную дань, которая будет уплачена Ассирии. селения. Иначе: «поселения ремесленников» (см. 1Пар. 4,21–23 ). Богатства царя перешли к его врагу в результате уплаты ему дани и потери захваченных им поселений ремесленников (ст. 14). 1 Одоллама. Как Давид в свое время был изгнанником и бежал в Одоллам, так и сейчас его преемники направляются туда же при аналогичных обстоятельствах ( 2Цар. 22,1; 23,13 ). См. 1,10 и ком. Глава 2 2:1–5 Эта пророческая речь содержит три части. Первая обвинение: «замышляющие беззаконие» неправедно захватывают чужую собственность и разоряют ее владельцев (ст. 1, 2). Вторая приговор: Господь накажет их пленом (ст. 3) и, как следствие, они потеряют свои земли, которые захватят вторгшиеся в страну враги (ст. 4). Третья заключение: грабители приговорены к вечной погибели (ст. 5). Как сильные мира сего отобрали поля у жителей Израиля (ст. 1,2), так Господь нашлет вражеское войско, чтобы отнять у них землю обетованную (ст. 4,5). 2 Пожелают. Жадность является одним из основных пороков ( Исх. 20,17 ; Рим. 7,8 ) и избавиться от него можно только полным перерождением. наследие. Собственность семьи была священным достоянием, полученным от Бога в управление ( Лев. 25,10.13 ). 2 в собрании. После плена земля будет перераспределена. 2:6–11 Это осуждение состоит из четырех частей. Михей отвергает требование лжепророков прекратить пророчествовать (ст. 6); Господь обличает ложные представления о Его милости (ст. 7) и обвиняет сильных в эксплуатации беззащитных (ст. 8, 9); Господь приговаривает к изгнанию тех, кто сделал страну нечистой (ст. 10); Михей обвиняет сильных в благосклонности к лжецам, которые оправдывают их преступления (ст. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Поскольку источник злобы нечестивых есть праведность как таковая, поскольку скрежетание есть символическое обозначение адских мук: «тьма внешняя, там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:12 ). Пс.4:3             Сыны человеческие, доколе слава моя в поругании?.. «Сыны человеческие» бене иш – еврейское бен (сын) в сочетании с другим словом может обозначать принадлежность по существу. Например, выражение «сын ста лет» ( Быт.11:10 ) означает возраст человека – полные сто лет. «Сыны Божии» – люди, кто живет по-божески, либо верные Богу ангелы. Если о Боге сказано «Сын Человеческий», то это значит «Человек вполне». Высшая слава Бога открылась в том, что Он был Человеком вполне, это значит – до смерти. Мы, – говорит апостол, который присутствовал на Голгофе, – «увидели славу Его» ( Ин.1:14 ). Если о человеках сказано «сыны человеческие (дочери человеческие)», то это могут быть: 1) просто человеки ( Чис.23:19 ; Пс.8:5 ); 2) те, кто не живет по-божески, люди сами по себе; «сыны человеческие» строили Вавилонскую башню ( Быт.11:5 ), «дочери человеческие» послужили совращению «сынов Божиих» ( Быт.6:2,4 ); «сыны человеческие» – сугубые грешники ( Пс.57 /56:5); «суета – сыны человеческие (бене адам), ложь – сыны человека (бене иш)» ( Пс.62 /61:10). К таковым и обращается Давид. «Доколе слава (кавод) моя в поругании» – «Ты, Господи, слава моя», – говорил Давид ( Пс.3:4 ). Человек, право славящий Бога, оказался одинок среди «сынов человеческих». Интересную интерпретацию дает Септуагинта : «сыны человеческие, доколе (вы) тяжелы сердцем? 44 ». С этими людьми произошло то же, что с фараоном, который встретился со «славой Яхве» кевод Яхве: сердце фараона стало «тяжкое» (кавед) – в значении «упорное», «жестокое», необращающееся к добру (см. Пс.3:4 ). Пс.4:3             …вы любите пустое и ищете ложь. " Пустое» – рик . Необходимо вспомнить начало Псалма 2. Давид живет среди тех, кто «тщится о пустом (рик)», умышляет пустое ( Пс.2:1 ); по истолкованию апостолов – таковы же «люди Израиля», которые восстали на Помазанника Божия ( Деян.4:27 ). Те, кто «умышляют» против Христа, делают это с великим тщанием («умышляют, упражняются, поучаются, усердствуют, тщатся» – глагол хага), которое подобает блюсти при изучении Торы ( Пс.1:2 ). Давид объясняет, как и почему это происходит в действительности, что люди упорно подвергают «славу Яхве» поруганию: они возлюбили пустоту и взыскали ложь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010