Никифор II (грек) 1182–1198. Гавриил. Дионисий уп. 1205. Матфей (грек) уп. 1209 † 1220. Рафаил Забаровский 1731–1747. До 1743 Архиеп. Тимофей Цербацкий 1748 –1757 Арсений Могилянский 1757 –1770. Киевские и Галицкий (с 1767 г.) Гавриил Кременецкий 1770–1783. Самуил Миславский 1783–1796. Иерофей Малицкий 1796–1799. Гавриил (Бодони) Бонулеско (румын) 1799–1803. Серапион Александровский 1803–1822. Евгений Болховитинов 1822–1837. Филарет Амфитеатров 1837–1857. Исидор Никольский 1858–1860. Арсений Москвин 1860–1876. Филофей Успенский 1876–1882. Платон Городецкий 1882–1891. Иоанникий Руднев 1891. Феогност 1900. Кирилл II (грек) 1224–1233. Иосиф I (грек) прибыл 1237. Кирилл III (грек) избр. 1243; † 1281. Максим (грек) 1283–1353. Петр Св. 1308–1326. Феогност св. (грек) 1328–1353. Алексий Св. Плещеев хир. 1350; вступил на митр. 1354 † 1378. Пимен (грек) хир. 1380, удал. 1380: возвр. 1382, низлож. 1388. Киприан Св. (серб) 1381–1383; 1390–1405. Дионисий Св. 1383–1385. Фотий (грек) Св. 1408–1431. Исидор (болгарин) 1437–1441. Uoha I Одноушев Св. 1448–1461. Митрополиты в Киеве и Галиче: Феодорит хир. 1345, в Киев прибыл 1352 † 1354. Роман 1354–1362. Киприан Св. 1375–1383–1390. (В Вильне): Григорий I Цамблак (Семивлах) (серб) 1415–1419. (В Смоленске): Герасим 1433–1435. Митрополиты Киевские и всея России: Григорий II (болгарин) 1458–1473. Мисаил кн. Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич упр. мит. 1474–1480. Спиридон Сатана (не принят и отлучен) 1476. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон 1488–1488. Uoha II Глезна 1492–1494. Макарий I Св. (Чорт) 1495–1497. Иосиф II (Болгаринович) 1450–1503. Uoha III 1503–1507. Иосиф III (Солтан) 1509–1521. Иосиф IV Руссин 1523–1534. Макарий II (Москвитянин) 1535–1556. Сильверст Белкевич 1556–1567. Иона Протасевич-Островский 1568–1577. Илия Куча 1577–1579. Онисифор Петрович-Девочка (Девочий) 1583–1588. Михаил Рогоза с 1588 г.; в 1596 г. отпал в унию. Экзархи Константинопольского трона: (В Киеве): Иов Борецкий 1620–1631. Исаия–Борисович-Копинский (Копыстенский) 1631–1633.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Необходимость этой смерти была Богу представлена и Им услышана. Согласия двух было достаточно, чтобы получить просимое. Так монах не покинул своего монастыря. Таков был глава и представитель соловецких узников в этот период. С 1923 по 1926 г. в Соловецком лагере пребывали следующие архиереи: Евгений Зернов, архиепископ Приамурский и Благовещенский. Иларион Троицкий , архиепископ, б. Верейский, викарий Московский. Серафим Мещеряков, архиепископ, б. Костромской. Прокопий Титов, архиепископ Херсонский. Иувеналий Масловский, архиепископ Курский. Пахомий Кедров, архиепископ Черниговский. Амвросий Полянский, епископ Подольский и Брацлавский. Гавриил Абалымов, епископ Осташковский, викарий Тверской. Глеб Покровский, епископ Михайловский, викарий Рязанский. Григорий Козырев, епископ Печерский, викарий Нижегородский. Захарий Лобов, епископ Нижне-Чирской, викарий Донской. Игнатий Садковский , епископ Белевский, викарий Тульский. Иоаким Благовидов, епископ Алатырский, викарий Симбирский. Киприан Соловьев, епископ Семипалатинский, викарий Омский. Мануил Лемишевский, епископ Лужский, викарий Петроградский. Митрофан Гринев, епископ Аксайский, викарий Донской. Нектарий Трезвинский, епископ Яранский, викарий Вятский. Павел Введенский, епископ Сердобский, викарий Симбирский. Платон Руднев, епископ Богородский, викарий Московский. Рафаил Гумилев, епископ Александровский, викарий Ставропольский. Софроний Сиарков, епископ Селенгинский, викарий Забайкальский. Софроний Арефьев, епископ Якутский. Серафим Протопопов, епископ Колпинский, викарий Петроградский. Из этих 24 епископов почти все (17) непосредственно принимали «Памятную записку». Некоторые же из них не находились поблизости соловецкого кремля, где она вырабатывалась, а были на работах в других местах острова, но, вероятно, знали об этой «Записке» и сказали свое мнение архиепископу Евгению. Осенью 1926 г. в Соловки прибыло еще много епископов, которые в этот список не входят. Из этого же списка только один человек (Мануил Лемишевский) находится в настоящее время на свободе и в составе епископата, возглавляемого патриархом Алексеем. Остальные все, и многие одинакового с ним возраста, из новой полосы арестов и расстрелов 1937 г. к свободе и жизни уже больше не вышли. Известна нам только судьба трех-четырех. Их нет в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

19 Закащиками церквей в половине прошедшего столетия назывались нынешние благочинные. В Ивановском сороке в 1769 г. закащиками были священники: Воскресенский, в Барашах, и Воскресенский, за Таганными воротами. 20 См. подлинное дело в Архиве Моск. Дух. Конс. Вязка дела Космодам. церкви 21. При постройка трапезы в южной половине её устроен подвал из белого камня, в котором до 30-х годов нынешнего столетия клали дрова, убирали на лето рамы и друг, подоб. Так как отверстие для спуска в него находилось в самом храме (против иконы Покрова Пресв. Богородицы), что неблаговидно, то и нашли нужным совершенно заложить это отверстие. 21 Подлинное дело в Архиве Московской Духовной Консистории. Вязка дел по нашей церкви. Жена священника Мария Яковлева писалась в исповедных книгах нашей церкви до 1797 года. Оставалась ли она больною до смерти, или выздоровела – неизвестно. 22 Смотр, в Архив Консистории дело о возобновлении Космодамианской церкви 1776 года. Митрополит Платон в своей автобиографии пишет: «получив увольнение (из С. Петербурга) отправился в Москву в начале 1777 года. По прибытии в свою паству, упражнялся в тех же самых делах, и с тою же заботою, как выше сказано и утешался, видя всего прихождение к лучшему.» Жизнь Митр. Платона. П. М. Снегирева. Москва 1856 г. в прибавл. стр. 37. 23 Указ Консистории 1804 г. декабря 5 дня. Церковь Николо-Котельническая оставалась приписною до 1823 г. когда при новой церкви построенной князем Сергием Михайловичем Голицыным открыт свой самостоятельный причт. 25 Копия с донесения, писанная рукою самого священника Ивана Иванова, хранится в церковном архиве. 26 Впрочем, ни та, ни другая мера не приведена в исполнение. Прихожанам жалко было закрывать церкви, свящепно- церковнослужителям не хотелось из Москвы выезжать. Всего уничтожено 11 церквей и несколько сделано приписными. Смотр, ту же Истор. Н. Розанова ч. 3. кн. 2. стр. 42. 28 Впрочем, сия последняя оставалась приписною не долго; в начале 1815 года определен к ней во священника родственник преосвященного Августина – Даниил Алексеевич Соловьев и она сделалась снова самостоятельною.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

8 Собрание Государ. грамот. Москва. 1828 г. ч. I, стр. 337. Ученые исследователи старины И. М. Снегирев и А. Ратшин говорят также о существовании в XV веке монастыря на месте нынешней Космодамианской, в старой Кузнецкой, церкви. Смотр. Москва. Подробное историческ. и археологическое описание города. 1865 г. т. I, стр. 30. О монастырях в России. Москва 1852 г. стр. 278. А. Ратшина. 9 Взято из книги: «Семисотлетие Москвы, соч. II. Хавского. Москва 1847. стр. 120. В Архиве Министерства Юстиции хранятся в целости все приходорасходные патриаршие книги, начиная с 1626 г. Церковь Космы и Дамиана писалась в них в такой же форм: на Вражке, в Кузнецах. 11 Средина стен, по крайней мере, на сколько нам известно, алтарных, насыпана бутом и залита известковым раствором; а такая кладка употреблялась в России от XI до XVI века; (смотр. Записку для обозрения Русских древностей С. П. Б. 1851 г. стр. 18). Поэтому есть основание полагать, что если не весь храм, то алтарь его построен не позднее XVI в.; не даром же полукружие для горнего места приходится ныне не против царских, а против южных дверей. 12 Замечательно: в Кремле, у Чудова монастыря, за конюшенным двором, была церковь св. Космы и Дамиана, с кладбищем старым, наглухо загороженным, и при ней также был придел св. Филиппа митрополита; упоминается в 1722 году. См. Москва. Подробн. истор. и археол. описание города. Мартынова т. I, стр. 39. М. 1865 г. 13 Кроме своего собственного церковного архива мы пользовались архивом Московск. Духовн. Консистории и Архивом Министерства Юстиции в здании Моск. Сената. 16 Право освящать церкви в Москве и московском уезде до преосвященного митрополита Платона, принадлежало Соборянам Большого Успенского собора. Митрополит Платон по вступлении на Московскую кафедру (8 февр. 1775 г.) освящение церквей предоставил соборянам Архангельского собора. (История Москов. Епар. Управления Н. Розонова ч. 3. кн. I, стр. 61.). 18 В Архив Моск. Дух. Конс, вязка дел по Космодемьянской церкви 1. Построить колокольню обязались подпискою в Консистории прихожане: московские купцы Иван Турицын, Косма Григорьев и вкладчик Косма Плаксин.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

Долгожданный сын стал центром ее жизни. Ей удалось рано приобщить сына к чтению духовной литературы. «Я с детства увлекался творениями «русского златоуста» – архиепископа Херсонского Иннокентия», – вспоминал в 1970-е годы Святейший Патриарх. Вместе с матерью мальчик совершал паломничества по святым местам, особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре, Пелагея Афанасьевна исповедовалась у старца Зосимовой пустыни преп. Алексия (Соловьева). Вспоминая свое первое паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, Патриарх говорил: «Привезенный своей роди­тельницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось восемь лет, я впервые исповедовался и причащался Святых Тайн в Зосимо-Савватиевской церкви Лавры» . Когда Сергей немного подрос, он начал ездить по православным обителям один или в сопровождении друзей. Св. митрополит Макарий (Невский), живший на покое в Николо-Угрешском монастыре, сказал ему: «Помолись за меня, у тебя великий, но тяжелый путь». Блаженная Мария Ивановна Дивеевская, увидев юношу, вскочила и запричитала: «Смотрите, смотрите, владыка к нам пришел, владыка. Поставьте его калоши отдельно. Владыка, владыка пришел». Очень рано при помощи опытных наставников овладев секретами регентского и певческого искусства, мальчик пел на клиросе в богородском Богоявленском кафедральном соборе, сам пробовал руководить хором. Был иподиаконом при Богородском епископе викарии Московской епархии Никаноре (Кудрявцеве). 23 сентября 1923 г., по данным ОГПУ, Патриарх Тихон «за резкий отзыв о себе» отстранил епископа Никанора от управления викариатством . Уже после последовавшей вскоре смерти епископа Никанора, в октябре 1923 г., на Богородское викариатство был хиротонисан епископ Платон (Руднев), иподьяконом которого также был Сергей Извеков. В Богородске Сергей Извеков одним из лучших учеников заканчивает школу второй ступени имени В.Г. Короленко, о чем в октябре 1925 г. ему было выдано свидетельство . В этой школе, преобразованной из гимназии, еще работали старые преподаватели. В годы учебы проявился интерес Сергея к изобразительному искусству и поэзии. В августе 1925 г. Сергей приехал в Саровскую пустынь, выразив желание принять здесь монашеский постриг . В это время здесь подвизалось около 150 монахов. Празднование дня памяти преподобного 1 августа собирало огромное число паломников со всей страны. Один из старцев пустыни благословил будущему Патриарху ехать в Москву: «Тебя ждут там». Осень 1925 г. была уникальным временем в истории православной Москвы, после смерти Патриарха, как бы успокоившись, антицерковные органы советского государства ослабили контроль за Церковью, руководитель которой святитель Петр, опираясь на епископов из Даниловского монастыря, действовал все более решительно и смело.

http://pravoslavie.ru/38249.html

Так, напр., в самом начале царствования Ekamepuhы II, прежде всего ради потребностей Академии Наук, понадобились специалисты древних и новых восточных языков. И вот 16.V.1765 r. Синоду объявляется Высочайшая воля: «из обучающихся в семинариях учеников, кои дошли до риторики… избрать 10 человек для отправления их в Англию, дабы в университетах Оксфордском и Кембриджском в пользу государства высших могли обучаться наук». 21.V. последовало еще дополнение: кроме Англии послать еще студентов и в Германию, в Геттингем и в Голландию — в Лейден. Из этих заграничных выучеников некоторые вернулись на церковную службу. Так, Наумов стал преподавать греческий и еврейский языки в старой Академии в Москве в Спасском монастыре. В 1773 г. вернулся Семенов-Руднев. Особая комиссия от Академии Наук экзаменовала его и решила, что его нужно использовать только для ученой и учительской деятельности. Что благовременно учредить у нас для научного богословия богословский факультет и присоединить его к Московской Академии, «чтобы сии оба училища, поелику оные учреждены для духовенства, назывались одной Академией». Значит, несмотря на торжественно звучавший с конца XVII b. титул Славяно-греко-латинской Академии, синодальные правители церкви сознавали, что это еще по существу не высшая школа богословских знаний. Молодой питомец ее Платон (Левшин), ставший теперь архиепископом Московским, задался прямой целью поднять Московскую Академию до уровня действительно высшей богословской школы. В проекте он себя назначил ее «директором». Курс ее шестилетний, без первых четырех латинских классов. Они переносились в Троицкую семинарию. А в Москве оставалась высшая школа с традиционным именем Академии. В нее вызывались бы из всех 33-х семинарий отборные студенты по три кандидата от каждой, всего 99 человек. Проект не двигался и при Nabлe I (1796 г.) и сдан в архив. Но он отображал в себе назревшую потребность вскоре осуществленной реформы выросшей духовной школы. А пока эта смиренная и самоотверженная школа продолжала служить не церкви только, но и всему аппарату государства, отдавая ему свои мнимые «излишки».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Семен Поспелов – вифанской. Андрей Беляев – владимирской. Иван Сладкопевцев – тамбовской. Александр Милованов – костромской. 10 Капитон Невоструев – вифанской. Иеромонах Макарий Малиновский – костромской. Иеромонах Авраамий Казанский – пензенской. Кандидат Михаил Лебедев – московской. Василий Щапков – пермской. 15 Андрей Адамович – с.-петербургской. Павел, в монаш. Палладий, Пьянков – пермской. Сергий Писарев – московской. Иеромонах Ювеналий Знаменский – калужской. Василий Покровский – той же. 20 Ипполит Световидов – нижегородской. Василий Нечаев – вифанской. Николай Смирнов – тульской. Алексей Соколов – вифанской. Иван Извольский – владимирской. С правом на получение степени магистра, если представит вновь сочинение. Кандидаты: 25 Петр Успенский – ярославской. Николай Андроников – костромской. Иван Гангесов – астраханской. Илья Сахаров – тульской. Платон Любимцев – нижегородской. 30 Иеромонах Евангел Дилигенский – костромской. Михаил Нечаев – тамбовской. Феофилакт Громов – калужской. Семен Успенский – тульской. Порфирий Владимирский – нижегородской. 35 Николай Сементовский – ярославской. Иеромонах Иона Оболенский – вятской. Иеромонах Агапит Лебедев – курской. Иван Аменицкий – владимирской. Иван Надеждин – с.-петербургской. 40 Иван Моисеев – тульской. Вукол Ундольский – владимирской. Николай Руднев – астраханской. Михаил Смирнов – вифанской. Николай Суворов – вологодской. 45 Евгений Чертков – калужской. Александр Гумилевский – астраханской. Николай Чудинский – тверской. Феодор Сперанский – владимирской. Василий Субботин – оренбургской. 50 Димитрий Тихомиров – тульской. Феодор Скворцев – рязанской. Аристарх Соколов – вологодской. Павел Шаламов – той же. Гавриил Морев – ярославской. 55 Александр Метаниев – саратовской. Иван Остроумов – тульской. Андрей Сокольский – московской. Феодор Богословский – тульской. Иван Знаменский – московской. Тринадцатого курса (1838– 1842). Магистры: 1 Иван Аничков-Платонов – из московской Семинарии. Владимир, в монаш. Иоанн, Соколов – той же.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Мы имели случай видеть 1060 писем, писанных к Ивану Ивановичу различными лицами, преимущественно духовными, прочитали все эти письма а некоторые даже списали. 78 Письма эти свидетельствуют каким высоким уважением пользовался протопресвитер Панфилов от лиц духовных и светских, каким вниманием удостоен был от императрицы, какое влияние имел на дела Синода и каким справедливым воздаянием, за его заслуги были получаемые им награды и отличия. Из этих же писем можно видеть и то, какие добрые качества украшали душу духовника царского, какое покровительство оказывал он просвещению, и каким, наконец, отличался доброхотством и усердием к церкви Божией. Панфилову писали письма из духовных: Платон Левшин , митрополит московский Гавриил Кременецкий, митрополит киевский; Самуил ??славский, архиепископ ростовский; Амвросий Зертис-Каменский, архиепископ московский; Амвросий Подобедов , архиепископ казанский; Георгий Конис?? архиепископ могилевский; Иннокентий Нечаев, архиепископ псковский; Вениамин Пуцек -Григорович, архиепископ казанский; Палладий и Симон епископы рязанские; Павел, епископ костромской; Парфений Сопковский, епископ смоленский; Мефодий и Никифор Феотоки, епископы астраханские, Тихон Якубовский, епископ воронежский; Феофил Игнатович и Еерофей ???лицкий, епископы черниговские; Феодосий Голосницкий и Феофил Раев, епископы тамбовские; Феодосий и Афанасий, епископы олонецкие; Иосиф Золото?? Ириней Братанович, епископы вологодские; Антоний, Иоанникий, Вениамин ??Амвросий, епископы олонецкие; Лаврентий, епископ вятский; Сильвестр, епископ крутицкий; Виктор, епископ владимирский; Аггей Колосовский и Ф??тист Мочульский, епископы белгородские, Антоний, епископ Переяславля Залесского; Арсений Верещагин, епископ тверской; Геннадий Драницын, епископ суздальский; Тихон Малинин, епископ воронежский; Иов Базе??вич, Иларион Кандратковский и Виктор Садковский, епископы переяславские; Евгений Булгар, архиепископ славянский и херсонский; Дамаскин Руднев и Иосаф Заболотский, епископы нижегородские, и некоторые другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Алексей Соболев. 30. Виктор Соколов. IX-ro курса Со степенью магистра: 10. Арсений Скворцов. Дмитрий Вознесенский. Михаил Воскресенский. Иеромонах Анастасий Любомудров. Павел Орнатов. Петр Копосов. Василий Троицкий. Иеромонах Антоний Павлинский. 5. Гавриил Михайлов. 15. Иван Жемчужин. С правом на получение степени магистра через год с одобрением епархиального начальства Петр, в мон. Климент, Мажаров. Петр Лебедев. Петр Черепнин. Гавриил Розов. Андрей Беневоленский. Федор Рождественский. Павел Тяжелов. – кандидата: Петр Руднев. 25. Василий Волков. Андрей Мысов. Иван Чупров. Игнатий Спасский. Никита Горбачевский. 20. Михаил Щеглов. 30. Владимир Полянский. Василий Шишов. Иван Смирнов. Андрей Гостунский. Иван Орлов. Андрей Виноградов. Петр Львов. Иван Репьев. Николай Скорбященский. – студента: 35. Иван Остроумов. Х-го курса Со степенью магистра: 1. Иван Загорский. Павел Никитский. Тимофей Добронравов. Андрей Павловский. Петр Боголюбов. Иеромонах Платон Троицкий. 5. Иеромонах Флавиав Остроумов. Михаил Сикорский. Василий Пчелинский. Сергей Галахов. Василий Орлов. С правом на степень магистра через два года одобрительной службы в епархиальном и училищном ведомствах. Иеромонах Феофил Надеждин. 15. Василий Попов. Василий Сбоев. Петр Покровский. Федор Надеждин. Иван Воскресенский. 20. Иван Виноградов. – кандидата: Иван Комаров. 35. Алексей Розанов. Венедикт Преображенский. Павел Весин. Иван Архангельский. Николай Яблонский. Григорий Смирягин. Николай Пятницкий. Иван Святков. 25. Петр Успенский. 40. Дмитрий Максимов. Филипп Сперанский. Алексей Марсов. Петр Сильванский. Федор Аделфинский. Степан Чамов. Александр Одинарев. Василий, в мон. Виталий, Вертоградов. Иван Осеченский. 30. Иеромонах Евангел Благовещенский. 45. Владимир Владимиров. Яков Заозерский. Александр Вихров. Иван Магпицкий. Петр Богословский. Михаил Раевский. С званием семинарского студента: 47. Георгий Сахаров. XI-ro курса Со степенью магистра: 1. Аполлос Знаменский. 15. Яков Пряников. Иеродиакон Иоасаф Покровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Тимофей Щербацкий, 1748–1757. Арсений Могилянский, 1757–1770. Киевские и Галицкие Гавриил Кременецкий, 1770–1783. Самуил Миславский, 1783–1796. Иерофей Малицкий, 1796–1799. Гавриил (Бодони) Банулеско (румын), 1799–1803. Серапион Александровский, 1803–1822. Евгений Болховитинов , 1822–1837. Филарет Амфитеатров , 1837–1857. Арсений Москвин , 1860–1876. Филофей Успенский, 1876–1882. Платон Городецкий , 1882–1891. Иоанникий Руднев, 1891. Феогност, 1900. Флавиан, 1903. 229 Эти возражения следуют и от австрийцев, когда им приходится оправдывать своё положение до перехода к ним митрополита Амвросия, то есть по необходимости защищать беглопоповщину, к каковой принадлежали они сами в продолжении 180 лет. 233 Предки старообрядцев, беглопоповцы, именно любили общение с отбегшими от православной церкви иереями, всякое действие которых проклято (Толковый апостол, лист 548 об.). 234 Извлечение из книги Е.Антонова: «Рассмотрение книги нового раскольнического писателя лжепопа Механикова: „Историко-каноническое обозрение старообрядческого общества“», Москва, 1895 год, с.297 и далее. 235 Это показывает разрешение, обманом выхлопотанное старообрядческими депутатами в патриархии, коим дозволялось Амвросию отслужить одну только литургию по якобы умершей Анастасии, данное 8 марта 1846 года (см. Материалы для истории австрийского священства, с.148). И в «Протоколе», выданном старообрядцам в 1875 и 1892 годах из патриаршей канцелярии в Константинополе, к тому же прямо сказано, что: «Из вышеизложенного следует заключить, что бывший Боснийский Амвросий, ради противоканонических его действий, должен быть признаваем самоотлучённым; совершённые же им хиротонии и священнодействия по тому самому должны считаться недействительными» (Братское Слово, 1876 год, часть 2, с.210; 1893 год, часть 1, с.73; Летопись происходящих в расколе событий за 1893 год, с.12). Вот суд и осуждение вселенским патриархом и Великой церковью Амвросия и начатой им раскольнической иерархии. 236 Известно, что в пасхальных вычислениях русской и греческой церкви начальным месяцем считается сентябрь. В конце 1699 года Пётр Великий указом определил начинать новый год вместе с другими европейскими народами с января. Хотя у нас год начинается с января, но у греков остаётся начальный месяц сентябрь. Поэтому и оказывается по-гречески октябрь – 1847 год, а по нашему счету этот октябрь приходится в 1846 году; вот почему следующие послания Анфима помещены: 2-е – 12 марта 1847 года, а 3-е – 8 августа 1847 года: в них упоминается и первое послание 14 октября 1847 года; тогда как в порядке нашего летоисчисления это послание было бы третьим.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010