Об изначальном расположении монастыря выдвигались и др. версии. И. Загорский, исходя из сообщения рукописной Триоди из б-ки Нямецкого монастыря (совр. место хранения неизв.) о постройке Килифаревской лавры царем Иоанном I Асенем после победы над греками в 1189 г. ( Загорски. 1947. С. 37), полагал, что обитель находилась ближе к Велико-Тырново. План церкви Килифаревского мон-ря План церкви Килифаревского мон-ря Название мон-ря народное предание возводит к греч. слову κεφαλ (голова, см.: Попгеоргиев. 1907. С. 427; Иречек К. Пътувания по България. София, 1974. С. 952). По др. версии, оно произошло от имени некоего Келифира, единственного выжившего во время чумы из села ( Попгеоргиев. 1907. С. 427; Миков В. Произход и значение на имената на нашите градове, села, реки, планини и места. София, 1943. С. 112). Однако М. Дамянова считала, что переход греч. слова «Кефаларево» в болг. «Килифарево» не типичен для болг. языка. По ее мнению, упоминания в Житии о нахождении мон-ря в 20 «поприщах» от столицы свидетельствует об удаленности обители от Тырнова, а приход к святому монахов из окрестностей Месемврии (совр. Несебыр) может указывать на ее расположение ближе к границе с Византией ( Дамянова. 1985). По мнению Й. Андреева, соседство обители с военным гарнизоном уберегло бы монахов от описанных в Житии тур. набегов, поэтому ученый локализует обитель в мест. Мокра юго-восточнее г. Килифарево, где подвизался сподвижник Феодосия Ромил ( Андреев. 1992). Проанализировав архитектуру собора мон-ря, исследователи предположили, что параклисы прп. Феодосия Тырновского и прп. Иоанна Рильского, расположенные в вост. части совр. храма, ранее могли быть частями алтаря большой 3-апсидной церкви, более подобающей мон-рю, чем небольшому скиту. Т. о., обитель либо возникла сразу на совр. месте, по соседству с крепостью, либо одновременно действовали 2 мон-ря - главный находился в крепости, а второй, близ реки, был основан позже из-за роста числа насельников или после разрушения крепости ( Тулешков. 1988. С. 73; Божилов, Тулешков, Прашков. 1997; Генова. 2001. С. 14).

http://pravenc.ru/text/1684620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЛИФАРЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Килифарский) [болг. Килифаревски, Килифарски]; Великотырновской митрополии Болгарской Православной Церкви. Расположен в 5 км от г. Килифарево, на правом берегу р. Белица. Игум. Иустина (Попова), в обители проживают 3 насельницы (2013). Согласно Пространному Житию прп. Феодосия Тырновского, составленному патриархом К-польским Каллистом I ок. 1348-1350 гг., одну из обителей преподобный основал возле Тырнова ( Златарски. 1904. С. 1-36; Киселков. 1926. С. 1-32; Иванова, Спасова. 1986; Марчевски. 1995). Именно в этом мон-ре были заложены основы тырновской книжной школы, в к-рой получили образование ок. 400 учеников, в т. ч. буд. патриарх Тырновский Евфимий . Кафоликон в честь Рождества Пресв. Богородицы Килифаревского мон-ря. 1844 г. Кафоликон в честь Рождества Пресв. Богородицы Килифаревского мон-ря. 1844 г. В Житии не уточняется местонахождение мон-ря. Большинство исследователей считают, что изначально монахи заняли визант. крепость (от к-рой сохр. развалины) на холме Градиште, а позже мон-рь был построен внизу, на берегу реки на совр. месте. Археологические раскопки на Градиште (1974-1988) показали, что крепость была возведена в V в. для охраны прохода Хаинбоаз и действовала до сер. XIII в. Крепостной комплекс располагался на 3 естественных террасах и был окружен каменными стенами высотой 2,2 м и шириной 0,9 м (см.: Николова. 1978; Она же. 1980; Николова, Робов. 1994). В крепости было 3 церкви (ок. V-VI вв.): однонефный храм с притвором в вост. части, сооруженный, подобно церквам Несебыра, с чередованием каменной и кирпичной кладки ( Николова. 1978. С. 31-32; Она же. 1980. С. 439; Николова, Робов. 1994. С. 575), перестроенный из ранневизант. базилики храм в зап. части и базилика на северо-востоке ( Николова, Робов. 1994. С. 575-576). Открытая археологами лат. надпись сообщала, что рядом с крепостью в V-VI вв. существовал мон-рь ( Бешевлиев В. Латински надпис от ранновизант. крепост при Килифаревския манастир//Археология. София, 1978. Кн. 1. С. 35-37; Николова, Робов. 1994. С. 572), а обнаруженные за юж. воротами фундаменты 3 строений, к-рые были возведены по оси «восток-запад», напоминали кельи ( Николова, Робов. 1994. С. 577; Робов. 2004. С. 525-527). Однако археологических данных и обнаруженных артефактов, в т. ч. инструментов для обработки пергамена и фрагмента керамики с глазурованными буквами Т и Д (возможно, часть имени Феодосий, см.: Робов. 1999), недостаточно для бесспорного установления связи крепости с прп. Феодосием.

http://pravenc.ru/text/1684620.html

Прп. Иоанн Рильский. Роспись придела церкви Благовещения Богородицы Капиновского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, Болгария. 1864 г. Прп. Иоанн Рильский. Роспись придела церкви Благовещения Богородицы Капиновского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, Болгария. 1864 г. В эпоху болг. национального возрождения (2-я пол. XVIII - 3-я четв. XIX в.) наблюдался новый подъем почитания И. Р. Его Жития, прежде всего написанное патриархом Евфимием, активно использовались в качестве источников для подготовки исторических сочинений этого времени: «Истории славяно-болгарской» прп. Паисия Хиландарского (1762), «Истории вкратце о болгарском народе словенском» иеросхим. Спиридона (1792). Имена святого и его племянника Луки были включены в список «Святые от болгарского народа», сопровождающий сочинение прп. Паисия и т. н. Зографскую болгарскую историю ( Иванов. 1931. С. 641), но известный и в отдельных списках кон. XVIII-XIX в., напр. в сборнике кон. 10-х гг. XIX в. хиландарского происхождения (Ath. Pantel. Собр. Скита Богородицы (Ксилургу). 14. Л. 11). Показателем развития почитания служат и многочисленные гравированные изображения И. Р. 2-й пол. XVIII-XIX в. И. Р. помимо собора Рильского мон-ря посвящены многочисленные храмы (а также мон-ри) как в Болгарии, так и в др. странах: в Германском, Чипровском, Куриловском и Бистрецком болг. мон-рях, параклисы в Килифаревском мон-ре , на Афоне в Хиландаре и в скиту Пресв. Богородицы (Ксилургу) мон-ря св. Пантелеимона и др. Почитание И. Р. в Сербии и в Греции до распространения Иерусалимского устава сложно охарактеризовать, поскольку невозможно определить, была ли внесена память святого в месяцесловы Евангелий и Апостолов серб. книжниками или же просто перенесена ими при переписке из более раннего болг. кодекса. Кроме того, при расширении Сербской державы на юг в кон. XIII - сер. XIV в. серб. орфография получила широкое распространение в скрипториях Македонии, поэтому происхождение конкретных кодексов иногда трудно установить. Память И.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331, Тырново (?) - между 1402 и 1409?, Бачковский мон-рь), свт. (пам. 20 янв.), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель. Жизнь Источником сведений о жизни Е. является Похвальное слово, к-рое составил его ученик митр. Киевский Григорий Цамблак после получения известия о его смерти, ок. 1415-1418 гг., с целью инициировать его канонизацию ( Григорий Цамблак. 1971. С. 166-168). В молодом возрасте Е. стал послушником, а затем монахом Килифаревского мон-ря, основанного ок. 1350 г. прп. Феодосием Тырновским . Через нек-рое время прп. Феодосий передал Е. руководство обителью. В нач. 60-х гг. XIV в. мон-рь разорили турки, и Феодосий вместе с Е. и неск. учениками (среди них, весьма вероятно, был и буд. митр. Московский и всея Руси Киприан ) уехал в К-поль и поселился в обители во имя св. Маманта, издавна связанной со слав. землями. После смерти прп. Феодосия (1363) Е. жил в Студийском мон-ре в К-поле, затем ушел на Афон и подвизался в Великой Лавре, затем в скиту Селина близ болг. мон-ря Зограф. Ок. 1370 г. как противник унии с Римом, навязываемой визант. имп. Иоанном V Палеологом и отвергаемой патриархом К-польским Филофеем Коккином , Е. был подвергнут краткому заточению на о-ве Лемнос. Вероятно, в 1371 г. вернулся в Болгарию и возглавил мон-рь Св. Троицы близ Тырнова, вскоре ставший крупнейшим центром правосл. духовной и книжной деятельности в Центр. и Юго-Вост. Европе, здесь переводились с греч. на слав. язык библейские, литургические и др. книги. Ученики Е., по словам митр. Григория Цамблака, «стали учителями в благочестии своих отечеств», т. к. распространяли просвещение в Сербии, Валахии, Молдавии, Вел. Литовском княжестве и московских землях. Среди учеников Е. помимо митр. Григория были буд. митр. Московский и всея Руси Киприан, митр. Унгро-Влахийский Анфим (Критопулос) , игум. Тисманского мон-ря прп. Никодим Румынский и др.

http://pravenc.ru/text/187641.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Кухтин Михаил Иванович; 20.09.1901, ст-ца Верхнекаргальская (ныне Каргальская Волгодонского р-на Ростовской обл.) - 5.06.1975, Одесса), Митрополит Пражский и всей Чехословакии. Род. в семье священника. В 1911 г. окончил начальную школу, в 1915 г.- ДУ в ст-це Усть-Медведицкой (ныне г. Серафимович Волгоградской обл.), затем 4 класса Донской ДС в Новочеркасске. В 1918 г. вступил в Добровольческую армию, был участником гражданской войны. В 1920 г. эмигрировал в Грецию, в 1922 г. (по др. данным, в 1923) переехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия). В 1924 г. поступил в 4-й класс Призренской ДС, к-рую окончил в 1926 г. В апр. 1927 г. пострижен в монашество, в мае того же года еп. Нишским св. Досифеем (Васичем) рукоположен во диакона, затем во иерея. В 20-х гг. XX в. опубликовал неск. статей в епархиальном ж. «Преглед цркве Enapxuje нишке» (Нишская епархия). В окт. 1930 г. назначен настоятелем мон-ря св. Прохора Пшинского (Пчиньского), затем мон-ря св. Георгия Деляровского. В 1931-1932 гг. преподаватель школы при мон-ре Раковица, в 1932-1941 гг.- при мон-ре Дечаны. В 1936 г. заочно окончил Богословский фак-т Белградского ун-та. В том же году возведен в сан игумена. В 1938 г. принял югославское подданство. В 1941-1946 гг. законоучитель жен. гимназии г. Ниш. В 1946-1947 гг. служил на различных приходах Сербской Православной Церкви. В 1948 г. получил гражданство СССР. В 1948-1949 гг. преподаватель Призренской ДС. В 1949 г. власти Призрена выселили И. из города, мотивируя свои действия тем, что он, как подданный СССР, не должен проживать в пограничном районе. В 1950 г. выслан из Югославии в Болгарию, где служил духовником Килифаревской жен. обители. В 1951 г. по приглашению Митрополита Пражского и всей Чехословакии Елевферия (Воронцова) переехал в Чехословакию и стал воспитателем и преподавателем Православного богословского фак-та в Прешове. С 1952 г. архимандрит.

http://pravenc.ru/text/469424.html

—92— слово Евфимию“, написанное митрополитом Григорием Цамблаком. Следуя Григорию Цамблаку, г. Пампулов рассматривает в жизни Евфимия четыре периода: 1) жизнь в Килифаревском монастыре (части первой глава первая, стр. 1140); 2) – в Константинополе (глава вторая, 4172); 3) на Афоне (глава третья, 7394) и 4) – в Тернове (глава четвертая, 95116). Во второй части, поставив своей ближайшей задачей отметить наиболее выдающиеся стороны деятельности патр. Евфимия, автор говорит о его литературных трудах – переводных и оригинальных (глава первая, 117202) и о церковно-общественной его деятельности (глава вторая, 202219). Так как сочинение г. Пампулова должно представлять собой не только популярно-назидательное чтение, а – исследование с научным характером или оттенком, то наряду с похвальным словом Григория Цамблака, произведением агиографическим, он должен был дать подобающее место и другим источникам для жизнеописания патр. Евфимия, каковые источники и указаны в известном труде проф. П.А. Сырку „Время и жизнь патр. Евфимия Терновского (С.-Пб. 1898)“, и хотя бы на основании этого сочинения предложить предварительный критико-библиографический обзор источников и вообще литературы по данному вопросу. Это избавило бы автора от многих уклонений в сторону, как во второй, так особенно в первой части сочинения. Таковы более или менее пространные отступления – в первой части – о преп. Феодосии терновском и Григории Синаите (1427), о патриархах Каллисте и Германе и их отношениях к болгарской патриархии (4267), опять о Феодосии (6970), о подвижниках Св. горы Афонской и опять о Григории Синаите (7585), – во второй части довольно обширное извлечение из статьи Константина Костепченом о правописании (124140), – об учениках Евфимия – Кириаке, Григории Цамблаке, Константине Костепченом и Владиславе Грамматике (192201). Необходимо выделить эти отступления, чтобы получить в сочинении автора связный последовательный рассказ о жизни и деятельности патр. Евфимия. Именно, в первой части автор говорит о времени и месте, рождения Евфимия, родственных отношениях его к Киприану митрополиту и Григорию Цам-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподобный Феодосий принял участие в церковном соборе 1355 года , на котором ему предоставили вести спор с подсудимыми еретиками, и в соборе 1359 года . Уход из Килифаревского монастыря Прп. Феодосий Тырновский. Фреска По сведениям святителя Каллиста , нашествие османских турок захватило уже Македонию, а отдельные отряды начали достигать и Килифаревской обители и беспокоить ее насельников. Это и заставило преподобного Феодосия покинуть ее и искать другое место, которое защищено лучше. Царь Иоанн-Александр не хотел лишить себя присутствия дивного исихаста и поэтому предложил ему поселиться в почти недоступную пещеру в “двадцати поприщах” от Тырнова. Преподобный принял предложение царя и поселился в эту пещеру. Считается, что таким образом был основан монастырь Святой Троицы, в котором немного позже св. патриарх Евфимий создал свою книжную школу. В житии сказано: “Таким образом, построена была лестница, и достолепная и прекрасная церковь, и воздвигнуто было множество келий. Прочее, он пребывал в безмолвии, днем и ночью совершенствуясь душевно. Туда сходилось множество иноков и с наслаждением получало от него пользу всякую для души”. Здесь житие вступает в противоречие со сведениями, приводимыми Григорием (Цамблаком) , который приписывает патр. Евфимию основание Троицкого монастыря и указывает на то, что прп. Феодосий отправился в Константинополь прямо из Килифаревской обители . Многие историки, однако, полагают, что данные жития святого Феодосия соответствуют исторической правде, в отличии от данных Григория Цамблака, так как свт. Каллист)), автор жития, был современником килифаревского исихаста и его соучеником в Парории, а Григорий (Цамблак) создавал свой текст лет 40–50 после рассматриваемых событий. Вследствие тяжести возраста и суровой монашеской жизни преподобный Феодосий заболел. Предвидя приближающийся конец своей земной жизни, он написал письмо Константинопольскому патриарху Каллисту, в котором описал свое желание посетить его и “получить дар и духовное благословление святейшей Божьей церкви и ее священнейшего синода”. Когда святитель Каллист получил письмо килифаревского исихаста, он сразу же созвал священный синод, вместе с ним рассмотрел вопрос и дал свое согласие. Несмотря на сопротивление Тырновского патриарха Феодосия II , после того как был получен патриарший и синодальный ответ, летом или осенью 1363 года преподобный Феодосий в сопровождении своих четырех учеников, среди которых один Евфимий, другой - Киприан, отправился по морю в Константинополь .

http://drevo-info.ru/articles/13674116.h...

После недолгого пребывания в Константинополе, он возвратился в Парорию , чтобы свидеться со братией и поклониться могиле своего возлюбленного учителя. Потом отправился в Сливен , где встретился с “единонравным и единодушным” Романом . Они решили поселиться в горах Емона , недалеко от Месемврии (Несебра). На этом пустынном месте оба подвижника “прилагали труды к трудам и пост к посту и совершенствовали себя душевно” . Но скоро их безмолвие было нарушено, так как и там совершали набеги разбойники, называемые местным населением " хонсарами " . Тогда исихасты решили поискать подходящее место, которые было бы далеко от мирского шума, но достаточно защищенным и под защитой царя. С такой целью они и отправились в Тырново к царю Иоанну-Александру . Преподобный Феодосий прибыл в болгарскую столицу около 1349 г. Благочестивый владетель с готовностью отозвался на его просьбу предоставить ему пустынное место и оказать ему материальную помощь на построение монастыря наподобие Парорийскому. Место, которое было выбрано, находилось в Килифаревской горе, километров в 20 к югу от столицы. Там преподобные Феодосий и Роман построили себе кельи. По прошествии трех лет небольшая монашеская обитель стала превращаться в духовный центр болгарского государства. К преподобному Феодосию потянулись с разных концов страны желающие проходить созерцательную жизнь под его мудрым руководством. Число монахов достигло до пятидесяти, при том немалое число из них были люди знатного происхождения и хорошего образования. Среди них: Евфимий, будущий патриарх Тырновский , Киприан, будущий митрополит Московский , Дионисий (переводчик сборника св. Иоанна Златоуста «Маргарит»), Младен, списавший в 1359 г. Апостол для царской Спасской церкви в Тырнове и др. Борьба с еретическими учениями и участие в церковных соборах в Тырнове в 1350-х Житие описывает преподобного Феодосия не только исихастом , стремящимся всегда к уединению и безмолвной жизни, но и неустанным воином против всякой ереси и антицерковных учений, появившихся в Тырнове во время его пребывания в Килифаревской обители. Не раз преподобный подталкивал царя на борьбу с еретиками и врагами Церкви, чье число значительно увеличилось во время его царствования. В этой связи П. А. Сырку пишет: “Ни в одно царствование не было принято столько мер против разного рода волновавших умы Болгарии в XIV веке еретиков и иноверцев, как в царствование Иоанна Александра” .

http://drevo-info.ru/articles/13674116.h...

Именно на выполнение высшей духовной миссии – на воспитание человека для Царствия Божия и обучение его науке о стяжании благодати Духа Святого – был направлен весь образовательный процесс в Тырновской школе. И если внимание исихастов всегда было обращено на «исследование писаний» как верного руководства ко спасению, то Тырновская школа занималась словесным творчеством преимущественно: активно проводились ученые филологические занятия – составление, редактирование, перевод книг при тщательном следовании высоким образцам церковной письменности. Большое внимание уделялось эстетике письма, правильности, точности и выразительности слова – важнейшего средства прославления Бога и просвещения людей. Безусловно, весьма важно знать, каким же образом был поставлен учебный процесс в Тырновской школе, каковы были ее методология и методы. И хотя исторических документов по этому вопросу весьма немного, но у нас есть духовное наследие, жития и творения святых отцов-исихастов – Григория Синаита и его учеников, среди которых был и преподобный Феодосий Тырновский. В этих источниках заключается немало сведений о духовных принципах, лежавших в основе исихастского школьного образования. Итак, в 1349 году преподобный Феодосий Тырновский, получив поддержку царя Иоанна Александра, которому он изложил свой план создания исихастского образовательного центра, основал неподалеку от Тырнова, на Килифаревской горе, монастырь. К преподобному сразу же потянулись с разных концов страны желавшие научиться спасительному пути и проходить иноческий подвиг под его непосредственным руководством. В основном это были люди знатного происхождения, с хорошим светским образованием, стремившиеся и к высшему духовному просвещению. Довольно скоро около преподобного Феодосия собралось до 50 учеников. В дальнейшем, как указывают исследователи, школу преподобного Феодосия Тырновского прошли около 460 учеников . В 1371 году святой Евфимий перевел Тырновскую школу в монастырь Святой Троицы возле Тырнова. Здесь это училище стал высшей школой богословской мысли и одновременно замечательным центром книжности.

http://pravoslavie.ru/41670.html

Удивителен Божий Промысл о нем! Он был духовным преемником великих святых-исихастов – Григория Синаита и Григория Паламы, верным послушником их ближайших учеников – преподобного Феодосия Тырновского, основателя движения исихазма в славянских странах, и святейшего патриарха Константинопольского Филофея. Будущий святитель родился в Болгарии, в столичном городе Тырнове около 1330 года. В молодые годы он подвизался в Килифаревском монастыре под духовным руководством преподобного Феодосия Тырновского. Братия жила в этом монастыре по уставам и заветам преподобного Григория Синаита, проходя целостный путь христианского подвижничества в соответствии с учением исихазма. Под духовным руководством богомудрого старца Феодосия Килифаревский монастырь стал не только духовным центром для всей Болгарии, но и очагом научно-культурного просвещения. Преподобный Феодосий, просвещеннейший человек своего времени, влиявший на политику болгарских царей, направлявший их деятельность в спасительное русло, был усердным собирателем древних рукописей, переводчиком с греческого на болгарский, литературным редактором. При своей обители преподобный основал ставшую вскоре знаменитой Тырновскую книжную школу. В этой школе духовное воспитание, основанное на принципах исихазма, научно-богословское образование и литературный навык получили вместе со святым Киприаном такие выдающиеся деятели православного возрождения, как святой патриарх Болгарский Евфимий и кир Дионисий, переводчик творений святителя Иоанна Златоуста. В последний год жизни обстоятельства вынудили преподобного Феодосия покинуть Болгарию и свою святую обитель и уехать в Константинополь с четырьмя ближайшими учениками. В их числе был и святой Киприан. Он присутствовал при кончине своего великого учителя, выслушал и принял как руководство к действию его духовное завещание – изложение основных правил жизни исихастов. После этого святой Киприан отправился на Афон, в эту высшую школу духовного подвижничества, и некоторое время усердно подвизался там. О том, что он приобрел известность своими монашескими подвигами на Святой Горе, свидетельствует тот факт, что святитель чествуется в лике всех афонских святых, а подробное житие его помещено в «Афонском патерике». Из него мы узнаем, что именно на Святой Горе будущий святитель принял монашеский постриг, жил в пустынной келии и имел своим основным занятием переписывание древних рукописей и книг и перевод святоотеческих писаний. Этот плодотворный период его жизни был продолжением того богословского и литературного научения, которое он прошел в школе преподобного Феодосия в Болгарии. Ум его и сердце еще больше обогатились премудростью духовной и многими важными и полезными сведениями, которые впоследствии дали ему возможность сделаться на Руси одним из главных восстановителей духовного просвещения, в значительной степени оскудевшего за время татаро-монгольского ига.

http://pravoslavie.ru/3655.html

  001     002    003    004