Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Пг., 1917. Т. III. С. 483-484. Описание рукописи SPMA, Slav. 4 см.: Tachiaos A.-E. The Slavonic Manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessaloniki, 1981. P. 25-26. PG 155, col. 553D, 556, 625B. PG 155. Col. 553D. PG 155. Col. 556A, 624B. Fountoulis I. To leitourgikon ergon tou Simeon tou Thessalonikes. Thessalonike, 1966. S. 155-157. Издание текста: Trempelas P. Ai treis Leitourgiai kata tous en Athenais kodikas. Athens, 1935. P. 1-16 (=Texte und Forschungen zur Byzantinisch-neugriechisehen Philologie, 15). Jacob A. Histoire du formulaire grec de la liturgie de Saint Jean Chysostome. Universite Catholique de Louvain, 1968. P. 441-442 (These non pnbliee). Издание текста: Goar J. Euchologion sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines Divinae Liturgiae, officiorum, sacramentorum, consecrationum, benedictionum, funerum, orationum, cum cuilibet personae, statui, vel tempori congruios, juxta usum orientalis ecclesiae. Venetiis, 1730. P. 1-8. Подробнее об этом Диатаксисе и его связи с Уставом Божественной литургии см.: Мансветов А. Д. Церковный устав, С. 192 - 196. Vepreaux J. Pseudo-Kodinos. Traite des offices. Paris, 1966. P. 189-247, 252-273, 277 -283. Grabar A. Pseudo-Kodinos et ceremonies de la cour byzantine au XlVe siecle//Art et societe a Byzance sous les Paleologues. Venice, 1971. P. 193-221. Jacob A. Histoire du formulaire grec, P. 443-445; Rente! A. The Origins of the 14th Century Patriatchal Liturgical Diataxis of Dimitrios Gemistos//Abstracts of Papers of Twenty-sixth Annual Byzantine Studies Conference. Harvard University, 2000. P. 118-119; RentelA. A Taxonomy of the Recensions of the Patriarchal Liturgical Diataxis of Dimitrios Gemistos//Abstracts of Papers of Twenty-Seventh Annual Byzantine Studies Conference. Notre Dame, 2001. P. 15. Греческий текст Архиератикона Димитрия Гемистоса с латинским переводом и многочисленными комментариями был издан в 1653 году на основании рукописи XV века Paris, gr. 1362 (Habert I. Archieratikon. Liber Pontificalis Ecclesiae graecae. Parisiis, 1653, P. 1-7, 17-19, 26-29, 37-38, 45-46, 52-56. 66-77, 106-114, 179-182, 215 222, 276 279). Критическое издание Архиератикона готовит преподаватель Свято-Владимирской семинарии священник Александр Рентель.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

215 Так мы переводим не вполне ясное выражение «pervenimus ad maiorem populum», которое можно было бы понять и как обозначение ставки одной из печенежских орд. 216 См. примеч. 207. Сообразно родовому устройству печенежского общества переводим в данном случае термин maiores как «старейшины». Ср. чуть ниже в аналогичном контексте meliores. 217 Эти данные вполне согласуются с известием Константина Багрянородного, что земли печенегов на правобережье Днепра делились на четыре округа («фемы») (Конст. Об упр. имп. 37.39–45. С. 157). Молчание Бруно о других «частях» печенегов косвенно свидетельствует о том, что его проповедь коснулась только правобережных орд. 219 Часто эти данные рассматривают как доказательство весьма скромных успехов миссии Бруно. Если так, то подобное свидетельство миссионера было бы неуместным (особенно в общем контексте «Послания») откровенничаньем. Вероятнее, что Бруно учитывал только знатных людей, тех самых maiores и meliores, крещение которых предполагало крещение также зависимых от них рядовых кочевников. 220 Следовательно, Бруно должен был располагать на этот счет какими-то полномочиями со стороны киевского князя. 221 Эти слова указывают на один из мотивов миссионерской программы Бруно, в том числе и его проповеди среди печенегов: единение в вере ведет к установлению политического мира. 222 С учетом всех хронологических указаний, содержащихся в «Послании», возвращение Бруно в Киев должно было состояться примерно в июле-августе 1008 г. В сыне-заложнике, отправленном Владимиром к печенегам, в историографии обычно видят Святополка, для которого впоследствии характерен союз с печенегами (Ляскоронский 1916. С. 294; Zakrzewski 1925. S. 224; Рорре 1995. S. 285; и мн. др.). Однако это крайне маловероятно: обычно в заложники отдавали мальчиков, тогда как к 1008 г. Святополку Владимировичу было 30 лет, и он имел собственный стол в Турове. Скорее всего заложником был кто-то из младших Владимировичей. 223 Т. е. одного из спутников Бруно. Вообще говоря, согласно каноническому праву, рукоположение епископа требует сослужения не менее трех архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надежда Киценко Скачать epub pdf Именной указатель 941 Абдраимов М. Р. 157 Аввакум, протопоп 16 Августин, блаженный 16, 217 Агафья 135 Адам 40, 53 Акилина133 Аким 135 Аксаков К. С. 9 Аксаков С. Т. 205 Александр 135 Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ 6, 14, 84, 125, 205 Александр, крестьянин 301, 302 Александр II, император 95, 102, 112, 165, 289, 290, 291, 292, 296, 298, 346 Александр III, император 11, 145, 146, 148, 171, 184, 290, 292, 293, 294, 296, 316, 345 Александр Невский, благоверный великий князь 337 Александра Ивановна 284 Александра Иосифовна, великая княгиня 292 Александра Феодоровна, императрица, страстотерпица 145, 148, 326 Александров И. 285 Александрова Мария, мещанка 259, 260 Алексий Николаевич, царевич, страстотерпец 146 Алексий, епископ Таврический 324 Альберт, принц 171 Амвросий Оптинский , преподобный 115, 297 Амиров А. 157 Амфитеатров A. B. 269, 285 Анастасия Николаевна, княжна Черногорская 147 Анатоль, князь 307 Ангелина, игуменья 323 Андрей Первозванный, апостол 105, 116, 194, 195, 310, 312, 322, 325, 331 Андрей, епископ Мамадышский 276 Анна Константиновна, свояченица о. Иоанна 47, 179 Анна Алексеевна 132 Антоний Великий , преподобный 24 Антоний (Храповицкий) , митрополит 6, 68, 84, 298 Апраксины 145 Арий, еретик 221, 222 Арсений Великий , преподобный 52 Арсений, епископ 237 Арсеньева Н. 148 Афанасьевский П. 140, 141 Б-в, корреспондент о. Иоанна 210, 211, 212 Багратионы 145 Байнум К. 86 Баранова М. 184 Барсков П., лавочник 156 Барскова E., лавочница 156 Барятинский, князь 145 Барятинский В., князь 164, 165 Бедекер К. 240 Безбрыжой, полковник 157 Бек, де Ф. 284 Беле О. 239 Бенджамин У. 197 Беппис, переводчик 112 Бернар, святой 223 Боголюбов Дмитрий , миссионер 276 Бойл Л. 12 Большаков Н. Я. 220, 264, 275, 278, 279, 318, 339 Бонч-Бруевич В. Д. 306 Боткин С. П. 141 Брилинский А., лесной надсмотрщик 157 Бряузов А. И. 285 Булгаков М. А. 8, 332 Булгаков С. Н. 122 Буле, фотограф 198 Бурачек С., капитан 220 Буткевич A. C. 317 Вагнер У. 8 Вадим, псевдоним автора неканонического перевода Библии 112, 125

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

139-142 144-146 146-147 147-157 167-170 157-163 КАРЛ МАРТЕЛЛ (ок. 688 - 741), майордом Австразии и Нейстрии, правитель королевства франков из рода Пипинидов 163-167 КАРЛОВАЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ автономная правосл. митрополия, объединявшая в 1708-1920 гг. правосл. сербов и румын на территории Габсбургской империи 170-175 175-177 КАРЛОВАЦКИЙ СОБОР собрание русского зарубежного духовенства и мирян 21 нояб.- 2 дек. 1921 г. в г. Сремски-Карловци (Сербия) 177-186 186-187 КАРЛОМАН († 754), св. (пам. зап. 17 авг.), франк. майордом Австразии, впосл. монах Кассинского монастыря 187-192 КАРЛШТАДТ Андреас Рудольф (1486-1541), религиозный писатель, богослов, полемист, проповедник; один из ведущих деятелей Реформации 192-214 КАРМА одна из основополагающих концепций, определившая космологические, антропологические, сотериологические, социально-этические парадигмы всех религиозно-философских систем Индии 214-217 217-221 221-222 КАРМЕЛИТЫ общее название католич. монашеских орденов и конгрегаций, исторически связанных с традициями мон-ря на горе Кармил 222-237 237-247 247-248 КАРНЕАД (ок. 214/3 г. до Р. Х. - 129/8 г. до Р. Х.), древнегреч. философ, представитель античного скептицизма 248-258 КАРНКОВСКИЙ Станислав (1520-1603), еп. Куявский (Влоцлавекский), архиеп. Гнезно, примас Польши, деятель Контрреформации в Польше 258-261 261-262 262-280 280-298 «КАРОЛИНСКИЕ КНИГИ» памятник лат. церковной письменности, составленный в поддержку иконоборчества, кон. VIII в.- см. «Libri Carolini» КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) 298-300 КАРП († после 1631), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский КАРП Карпович Эльб (1869 - 1937), сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Эстонской земли святых), протоиерей 300-301 306-317 КАРПАТОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЕПАРХИЯ АМЕРИКИ самоуправляемая епархия на территории США и Канады в составе Американской архиепископии К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/vol/xxxi.html

Маркион, (еретик): 81. 82. 104. 113. 116. 125. 145. 151. Марк, Иоанн, Евангелист: 3. 86. LXXXVI. Мартин (Мартиниан), епископ Медиоланский: 112. 170. Масхалас, местечко: 221. Матфей, диакон Долихийский: 131. Матфей, Евангелист: 146. 161. Мекима, пресвитер и архимандрит: 125. Мелетий, епископ Антиохийский: 112. 145. 157. Мелетий, епископ: 149. Мелетий, епископ Кесарие-Палестинский: 268. Мемнон, епископ Ефесский: 112. 152. 153. 154. 155. 156. 157. 159. 161. 165. 166. 169. 170. 264. 267. 268. Менандр (еретик): 145. Мессалиане, еретики: 161. Мефодий (мученик, епископ Патарский): 151. Мизия: 170. Мининги, местечко: 221. Моисей, ветхоз. законодатель: 3 . 72. 127. 162. Монтан (еретик): 81. Мусей, епископ Арада и Антарада: 268. Мусей, языч. божество: 194. Навкратиан, трибун: 196. Навуфей: 4. 125. Назианз: 231. Немврод: 180. Неон, архонт: 215. 216. Несторий, епископ Константинопольский: 83. 112. CXIII. 148. 163. 165. 169. 173. 174. 175. 176. 177. 178. 179. 229. 234. 235. 236. 237. 238. 242. 244. 248. 250. 252. 254. 256. 257. 260. 263. Никея, город: 82. 83. 86. LXXXVI. 88. 89. 90. 94. 112. CXIII. 121. 151. 154. 155. 156. 164. 167. 168. 169. 170. 178. 233. 234. 235. 263. 264. 266. 267. 268. Нил, река: 225. Ной, ветхоз. патриарх: 181. 229. Одиссей: 207 Озей, пресвитер: 132. Ор: 128. Павел, Апостол: 3. 77. 78. 81. 113. 161. 235. Павел, епископ: 149. 182. Павел, епископ Самосатский (еретик): 104. 151. Павел, епископ Емесский: 112. 163. 165. 243. 246. 248. 266. 268. Палестинские церкви: 80. 110. 162. Палладий, магистриан: 160. 167. Палладий, философ: 192. Памфилия: 161. Папп, диакон: 222. Патрикий: 97. Патроин, драконарий: 59. Пафлагоняне: 170. Пелагий: 170. Персия, Персы: 157. 166. 189. Перикл, сын Ксантиппа: 73. Петр, Апостол: 3. 77. 86. LXXXVI. 113. CXIII. 145. 146. 151. 161. 229. Петр, епископ: 232. Петр, пресвитер Александрийский, врач: 114. 115. Пилат: 130. 144. Писидия: 170. Пифагор, философ: 191. Платон, философ: 226. Поликарп, епископ Смирнский: 145. 151. Понтийский диоцез: 110. 132. 167.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

219. Александра Максимилиановна, княжна, старшая из трех дочерей вел. княгини Марии Николаевны, от брака с Максимилианом, герцогом лейхтенбергским, принцом эйхпитетским ), внука императора Николая I 149). – Род. в С.-Петербурге, 28 марта 1840 г.; ум. на Сергиевской даче (под С.-Петербургом), 31 июля 1843 т, – Тело её погребено в Петропавловском соборе с.-петербургской крепости. 220. Александра Михайловна 220. Александра Михайловна , великая княжна, четвертая из пяти дочерей великого князя Михаила Павловича ), брата императора Николая I 149), от брака с великой княгиней Еленой Павловной, до принятия православия, Фредерикой-Шарлоттой-Марией, принцессой виртембертской. – Род. в С.-Петербурге, 16 января 1831 г.; ум. там же 15 марта 1832 г. – Тело её погребено в Петропавловском соборе с.-петербургской крепости. 221. Александра Николаевна 221. Александра Николаевна, великая княгиня, третья и последняя дочь Николая I Павловича, императора всероссийского 149), от брака с императрицей Александрой Федоровной, до св. миропомазания, Фредерикой-Луизои-Шарлоттой-Вильгельминой принцессой прусской 9). – Род. в Царском Селе, 12 июня 1825 г.; обручена Фридриху, принцу гессенкассельскому, 26 октября 1843 г.; венчана с ним 16 января, и разрешившись от бремени преждевременно, принцем Вильгельмом, умершим через несколько часов после рождения, умерла в Царском Селе, в тот же день, 29 июля, 1844 г. – Тело её погребено в с.-петербургском Петропавловском соборе с.-петербургской крепости. 222. Александра Павловна 222. Александра Павловна, великая княгиня , старшая дочь Павла I Петровича, императора всеросссийскато 157), от второго брака с Софией-Доротеей-Августой-Луизой, принцессой виртемберг-штуттардской, по принятии православия, Марией Федоровной, впоследствии императрицей 131) – Род. в С.-Петербурге, 29 июля 1783 г.; будучи 13-ти лет, поместила два своих перевода: в июльской (с. 24–25, без подписи) и сентябрьской (с. 187–188, подписанный буквой А) книжках. «Музы», ежемесячного издания Мартынова, и была сватаема за Густава IV Адольфа, короля шведского, в 1796 г.; обручена Иосифу, эрцгерцогу австрийскому, палатину венгерскому, 2 февраля, и венчана с ним в Гатчине, 19 октября 1799, ум. в Офене (в Венгрии), 4. марта 1801 г. – Тело её погребено там же, в русской церкви, сооруженной, по этому случаю, в местности Урон, близь Офена. 223. Александр

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Встречая в творениях святителя Тихона определения гордости, нельзя не заметить их преимущественную, по сравнению с определениями других страстей, близость к определениям греха в целом: гордость есть «начало и корень всякого греха» и сама «смертный грех», «язва, нанесенная врагом в грехопадении», «тяжкий недуг души» и одновременно «яд, умерщвляющий ее», «есть тьма душевная», «плод духа злобы», «путь широкий», и, вообще, «признак неисправной души» (27, 220–221). Свидетельствует эта близость в первую очередь о том, что гордость сама является грехом по преимуществу 19 , почему и может быть названа им в собственном смысле слова. Говорит святитель и о едином их источнике. «Гордости начало есть диавол», которому человек гордостью же и порабощен (3, 157; 27, 222). Второй отличительной, в смысле опасности, особенностью гордости является ее глубокая сокровенность в сердце, почему святитель пишет и о «психологическом» начале (а равно и следствии) гордости – «незнании человеком самого себя», которое «ослепляет» его (6, 209). Гордость «не допускает узнать и признать свое окаянство, и так остается человек и пребывает в бедности своей и окаянстве» (27, 220). Потому «нет ничего труднее гордости», и «с великой неудобностью и такожде не без помощи Божией побеждаем ее» (3, 157). Опасна гордость и тем, что, подобно тщеславию, «всякую добродетель душевную погубляет, все житие наше нечистым сотворяя, хотя бы чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели творили», – цитирует святитель Тихон святого Иоанна Златоуста , раскрывая и причину этого: «Христиане, потерявшие веру во Христа, гордость как Бога почитают», почему «душе, болящей гордостью, невозможно видеть Божество» (27, 222, 225). На библейских примерах святитель показывает тот «конец, к которому гордость приводит: она высоко возносится, но весьма низко спадает ( Лк. 18,10–14 и др.)» 20 (3, 158). Гордый человек: 1) возвышает себя, «добро, какое имеет у себя, себе самому, своему тщанию и трудам, и своему разуму приписывает, а не Богу; высшим не покоряется, равным и нижним (низшим себя – и. Н.) не уступает; в словах и поступках надменность и пышность некую показует; славы, чести и похвалы всяким образом ищет; везде и всем ищет себя показать, бесстыдно себя хвалит и возвышает, высоко себя и дела свои превозносит; хвалится и тем добром, которого не имеет; дела выше сил своих начинает, в чужие самовольно вмешивается; власти и родителям своим не покоряется, ни повинуется», всегда желая «волю хотения своего поставить и утвердить»; 2) тяжело переносит свое уничижение и потому «недостатки и пороки свои весьма тщится скрывать; увещания, обличения, совета не приемлет; в презрении и незнаемости быть не терпит; сана, чести или начальства лишившись ропщет, негодует, а часто и хулит; следственно, гордость гневлива, завистлива, нелюбительна, ненавистлива»; 3) склонен «других людей презирать и уничижать; дела их пересуживать, погрешности возвышать, хвалу уменьшать, и прочая» (2, 141; 3, 158; 6, 209; 27, 221).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   Преп. Марк Подвижник. Слово 1. О законе духовном, § 43.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IV. С. 611; ср.: С. 422; см.: Творения. T. V. С. 53: «Скорбь, переносимая с благодарностью, может служить основанием к великому снисхождению и делать Бога милостивым к нам».    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. III. С. 36—38.    Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 35; свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. С. 444.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправд. делами, § 157, Слово 1, §§ 66 и 157.    Преп. Исаак Сирин. Подвижнические наставления. § 65//Добротолюбие. Т. II. С. 665, священноинок Дорофей. Цветник//Русск. инок. 1914, 9. С. 524.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 74.    Преп. Нил Синайский. Увещательные главы, § 66//Добротолюбие. T. II. С. 275.    Преп. Исаак Сирин. Слово 49. С. 220.    Преп. Исаак Сирин. Слово 91. С. 433.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 75.    Там же. Т. III. С. 463.    Епископ Буго. Смысл страданий. С. 25, 31.    Цветник духовный. Ч. II. С. 46—47.    Там же. С. 43—44.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. 24. С. 134.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. II. С. 6.    Преп. Варсонофий Вел. Отв. 196.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 149. С. 293; Преп. Антоний Вел. Наставления, § 61//Добротолюбие. Т. 1. С. 45.    Иеросхм. Анатолий Оптинский. Письма к монахиням. С. 121.    Там же. С. 104.    Преп. Исаак Сирин. Слово 5. С. 28.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I, п. 121. С. 144.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. Кн. III. М., 1859. С. 206.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма, п. 222. С. 408.    Иеросхм. Анатолий Оптинский. Письма к монахиням. С. 88: «Скорби ведут к смирению, а смирение к святости».    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. 30. С. 142—143.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. IV. Беседа 38 на Бытие. С. 421.    Иаков, архиеп. Новгородский, Дьяченко. Утешение скорбящих. Ч. I. С. 44; преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 43; Фалласий. О любви. Сот. 4, § 36.    Преп. Антоний Великий. Отшельническая жизнь, § 221//Добротолюбие. T. I. С. 113; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 347 и 432. С. 612, 714.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Последование Божественной Литургии. Возглас диакона перед Символом веры: Двери, двери, премудростию вонмем! 219 απερως — без опыта от η πειρα — «проба, опыт, испытание, искушение, попытка». 220 Быт.3:24. 221 Быт.3:7. 222 Например, св. Иоанн Дамаскин в Точном изложении гл. О Рае (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… С.147); преп. Симеон Новый Богослов в Слове 25 (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. С.226). 223 В основе лежит учение преп. Симеона Нового Богослова о духовных чувствах, то есть внутренних, которые заменяют внешние чувства, и именно они являются органами созерцания. Предшественниками этого учения были Ориген, св. Григорий Нисский, преп. Макарий, преп. Максим Исповедник. См.: преп. Никиты Стифата Сотницы 1:8–9 (Добротолюбие. Т.5. С.84). Ср.: гл.38 данного трактата. 224 βλπτω — «наносить ущерб, вредить», используется для обозначения духовного вреда. 225 1Kop.2:14. 226 Рим.7:4. 227 1Kop.2:13. 228 Ср., преп. Никита Стифат. «Третья умозрительных глав сотница. 78»: «Не имея силы разуметь его, — так как все, содержащееся в Божественном Писании, духовне востязается (1Kop.2:14), — Божеских ли или человеческих дел то касается, — он насмехается над теми, кои духовне то рассуждают (1Kop.2:13), и таковых не духовными и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными, (по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по своему смышлению» (Добротолюбие. Т.5. С.157–158). 229 Преп. Никита Стифат. О Душе. 27, 30. 230 Ср., преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические 2:22. (Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С.542). 231 Мф.5:5. 232 Лк.17:21; (в тексте трактата замена Царство Божие на «Царство Небесное») 233 πιστς — верный, верующий. По определению преп. Симеона Нового Богослова, верность заповедям служит чертой разделения верных от неверных (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.222–223). 1Kop.6:19. 234

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

1323 См. статью г. Романова («Рцы») там же, стр. 43, ср. Предисловие г. Шарапова к статье Η. П. Аксакова: «О браке и девстве», там же, стр. 157, ср. Сборник г. Розанова под заглавием: «Религия и культура», Спб. 1899, стр. 193. 1326 Подробнее об этом см. в «Догмат. Богосл. еп. Сильвестра», в цитов. месте, срав. «Правосл. Обозр.», 1883 г., т. I, стр. 221–222. 1327 См. признанные потом соборами «Канонич. ответы» св. Тимофея, еп. Александр., 13, срав. 3 прав. св. Дионисия Александр. О воздержании в посты см. в Требнике «Законоправильник». Иподиаконам, диаконам и пресвитерам, «прикасающимся священным таинствам», сверх того, воспрещаются такие отношения «в свои урочные времена», – см. 13 прав. VI вселен. собора (Правила свв. всел. соборов, с толков., ч. 2, Москва, 1877 г., стр. 324–325), срав. 4 прав. поместного Карфагенского собора (Правила свв. поместн. соб., вып. 1, стр. 378), срав. 34 правило и толкования на него Зонары, Аристина, Вальсамона и славян. Кормчей (ibid., стр. 458–460). – Требования касательно воздержания от плотских супружеских отношений в праздники и посты отнюдь еще не выражают взгляда церкви на эти отношения как на «грех» и «скверну», что было высказываемо некоторыми (см. наприм., статью свящ. М. И. Спасского (псевдоним), под заглавием: «Лев Толстой и христианский брак» – «Сущн. Брака», стр. 28, срав. статью прот. У-ского, под заглавием: «Брак и девство», ibid., стр. 118). Это можно видеть хотя бы из того, что по верному суждению одного ученого славянофила, «и от пищи полагается или практикуется такое воздержание, а отсюда вовсе еще не следует, чтобы есть почиталось грехом и скверной» (см. прекрасную и основательную статью Н. П. Аксакова , под заглавием: «О браке и безбрачии» – ibid., стр. 161). 1335 Compayrè, ibid. 280. Ср. Das sociale und sittliche Leben erklärt durch die seelische Entwickelung. Leipzig. 1900. S. 242 sq. 1337 Compayrè, ор. р. 282; ср. Ргеуег, Die Seele des Kindes. Leipzig. 1890. S. 287; Perez, L’éducation morale dès le berceau. Paris. 1896. Ch. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010