469 «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле, и познай, как она трудолюбива…» – Притч. 6, 6-8. 470 Урок, кстати говоря, не слишком убедительный. Из того факта, что при инвентаризации всемирной массы материи не удалось «познать» Личного Бога-Творца, никак не следует, что его нет. Аргумент Махатм вполне на уровне «Гагарин в космос летал – Бога не видал». Бог, будучи Причиной мира, не может быть «частью» Своего творения и потому, конечно, Его обитель нельзя найти при космологической инвентаризации Вселенной. Если мы делаем опись школьного имущества, мы не сможем указать в ней: «стульев – триста сорок; парт – сто пятьдесят; лестничных переходов – двадцать четыре;… архитектор – 1 экз.». 471 Besante A. The Gospel of Atheism. – London, 1882. 7,2. 472 Письма Махатм. с. 215. 473 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 378. 474 Блаватская Е. П. Главы из «Тайной Доктрины».//Вестник теософии. 1913, с. 69. 475 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, сс. 43-44. 476 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 298. 477 Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989, с. 244. 478 Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. с. 360. 479 см. Якимович А. Магические игры на горизонтальной плоскости.//Arbor mundi. 1994, 480 Блаватская Е. П. Письма. с. 255. 481 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 1, с. 35. 482 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 642. 483 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 641. 484 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, с. 523. 485 Термин «мировая душа», хоть и редко, но встречается в православной патристике. Например, св. Феофан Затворник пишет: «Душа мира, тоже невещественная, душевного свойства. Бог, создав сию душу невещественную, вложил в нее идеи всех тварей, и она инстинктивно, как говорится, выделывает их по мановению и возбуждению Божию» (св. Феофан Затворник. Письма. Вып. 2. – М., 1898, с. 116). «Душа мира» (по мысли св. Феофана, она «создана вместе со словами „да будет свет!“ – с. 108.) оказывается тем живым началом, которое помогает материальному творению расслышать повеление Божие и ответствовать ему во встречном творческом усилии – производя жизнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Прощайте, авось только на несколько дней. Ваш А. Хомяков. А каков почерк! Превесело, когда попадётся хорошее перо. 456 Речь идёт о журнале охоты. С.Т. Аксаков намеревался издавать его, но не получил на то дозволения! Изд. 458 Н.Ф. Павлов вскоре за тем был сослан в Пермь. Запрещённые книги были только предлогом, а удаление из Москвы последовало по жалобе супруги на разорительную для семейства карточную игру, что А.С. Хомякову могло быть неизвестно. Изд. 460 Степан Васильевич Перфильев, тогдашний начальник жандармского управления в Москве; он пользовался общим уважением. Изд. 461 Т. е. некоторая остановка в движении мысли об уничтожении крепостного права. Мысль эта была вполне и гласно выражена в Ноябре 1857 года, т. е. через несколько месяцев позже, нежели писано это письмо. Изд. 462 Граф Василий Алексеевич Бобринский, в Январе этого 1857 года высланный из Москвы за свою историю с профессором Шевырёвым. Кто другой враг сего последнего, нам не известно. Изд. 467 Московский цензор князь Владимир Владимирович Львов (автор «Серого Армяка») был временно уволен от должности за допущенные якобы послабления печати. Изд. 475 К сожалению, письма И.С. Аксакова, на которое здесь отвечает А.С. Хомяков, мы не имеем. Письма К.С. и И.С. Аксаковых, на которые ответами служат настоящее и предыдущее письма, напечатаны в биографии Кошелева (Колюпанов, т. II, стр. 61 и сл. Приложения). Изд. 476 А.С. Хомяков говорит о своём «Опыте Катехизического изложения учения о Церкви». «Церковьодна». См. II том. 477 Others apart sat on a hill retired In thoughts more elevate and reasoned high Of Providence, foreknowledge, will, and fate, Fixed fate, free will, foreknowledge absolute; And found no end in wandering mazes lost. Good and evil much they argued then, Of happiness and final misery, Passion and apathy, and glory and shame. Vain wisdom all and false philosophy. (Milton. Paradise Lost, 2 Book, v. 557). Другие (бесы), более возвышенные в мыслях, сидели поодаль на уединенной горе, сладко между собою беседуя о промысле, о предведении, о воле, о судьбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

– Три книги: Начертание, – Письма, – Сборник – новыя по именам, – добавляет с обычной скромностью, и в шутливом тоне преосв. Феофан, – а по содержанию… Помните поговорку: горох жареный, горох пареный... и прочие горохи до 12... Впрочем есть прибавки... в начале Начертания, – и порядочныя. – Все отослано Афонцам, кои теперь издают мои книги... и продают 476 . И все эти книги изданы были Афонцами, под следующими полными заглавиями: а) Письма о христианской жизни (Выпуски первый и второй, – без приложения втораго выпуска, которое издается особою книжкою). Епископа Феофана. Москва, 1891. 8°. Стр. 253†II, причем каждому письму дано особое заглавие, напр. «о труде и самопринуждении», «о слезахъ», «о предании себя в волю Божию», и т.д. 477 Затем, из приложения bmopjro выпуска «Писем», составились: б) Сборник аскетических писаний, извеченных из патериков обители св. Саввы Освященнаго, что близ Иерусалима. (Взят из втораго выпуска писем о христианской жизни, где он составяет особое прибавление к ним). Москва, 1891. 8°. Стр. 166. – Наконец в) Начертание христианскаго нравоучения. (Это то же, что письма о христианской жизни, выпуски третий и четвертый, с небольшими переделками и несколькими прибавлениями, каких потребовала система нравоучения). Москва, 1891. 8°. Стр. II†506†III. Прибавления, о которых говорится и в приведенном письме преосв. Феофана к О.С. Бурачек и в самом заголовке Начертания, по сравнению с 3 и 4 выпусками «Писем о христианской жизни», заключаются в первой части «Начертания» и изложены под заглавием: «Основы христианской жизни». – Историю первоначального составления «Писем о христианской жизни», вошедших в состав «Начертания», уже отчасти известную нам из прежнего, преосв. Феофан дополняет следующими словами того же письма к О.С. Бурачек от 21 августа 1890 года: «Начертание было составлено еще в 46–7 годах. Степан Онисимович 478 прочитав его, восхитился, – и воодушевил меня на преподавание. Это мои академические уроки, как и Путь ко спасению». И от 19 февраля 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

555 Вместо τς το Θεο δπουθεν ξιγαστος, кажется, следует читать: τος (т.е. διακνοις, πηρταις, τος ατ πκουσιν) το Θεο. 556 Здесь переписчик замечает: «означает все, что в древности называлось Ливией, а ныне – Африкой». И сам блаж. Феодорит в толковании на Иезек. XXVI, 12 пишет (Творения VI, Москва 1859, стр. 584): «Кархидон – это столица древней Ливии, называемой ныне Африкой». Ср. письмо 32-е (на стр. 34). 557 Разумеются вандалы, вторгнувшиеся из Испании в Африку по приглашению восставшего римского наместника Бонифация в 427 г. под начальством Гензернха († 477 г.) и взявшие Карфаген в 439 г. 558 Переписчик замечает здесь: «обозначается вся область с Ливией и Карфагеном; кажется, они были покорены в его (блаж. Феодорита) дни» 560 В хронографе Феофана (Chronographia ad an. 460: Migne, gr ser. t. CVIII, col. 292) упоминается Исокасий, – философ и квестор, ктитор и обитатель великой Антиохии. Обвиненный в 467 г, как еллин (язычник), он был представлен префекту претории в Константинополе, но дал удовлетворительные объяснения и был отпущен в свою страну. В сирийских актах Разбойничьего собора упоминается, яко бы сам «благочестивейший Домие был поставлен во епископа (Антиохийского) по влиянию язычника Исокасия» (Hoffmann, S 64,43 Martin, Actes, p. 148. Perry, p. 148). 561 В виду того, что отмеченная вносными знаками фраза встречается и в письме 220 (XL), полагают, что она несправедливо перенесена сюда переписчиком из последнего. 563 Сирены – баснословные сестры-девицы, яко бы обитавшие близ страшного прохода в Сицилийский пролив Сциллы: своим волшебным пением они завлекали сюда мимо плывших мореходцев и умерщвляли их в самом проходе. 564 Письмо не кончено, так как в рукописи не сохранилось здесь одного листа, где было и начало следующего письма. 565 Начало письма затеряно, почему и смысл первой фразы не вполне понятен; начинается оно такими словами: λαβεν ξουσαν κα τν πρχων πρτος ναγορενθες, λλ τι κτλ. 570 Λαμπρτατος­clarissimus См Paul Koch, Die Byzantinisehen Beamtentitel (Jena 1903). S. 10–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Раздел четвертый. Письма, стихи, молитвы, акафист. Письма К. Н. Леонтьеву 476 1. Его Высокоблагородию Константину Николаевичу Леонтьеву от иер[омонаха] Трифона. Спешу, спешу, смотрите, как спешу! Быстрей стрелы с татарского лука! (Шекспир) I. Т. Феодору Павловичу мой сердечный поклон и поздравление с Праздником. 2. Троице-Сергиева лавра. Духовная академия Христос воскресе! Возлюбленный и многоуважаемый Константин Николаевич! Искренно желаю Вам и молитвенно прошу у Господа встретить и провести Светлые Дни в добром здоровье, радостно и мирно. Прошу передать мое поздравление Елизавете Павловне, а также всем Вашим домочадцам. Я теперь засел в Академии и в Москве был только один раз, поэтому решительно ни с кем, кроме родных, не виделся. Очень боюсь за экзамены, многое позабыто, а многое и совсем незнакомо; а провалиться или быть принятым только из милосердия и из уважения к моей старости и монашеству стыдно! Да и здоровье плоховато; нервы не совсем в порядке, так что я даже советовался с доктором, который нашел во мне множество болезней с самыми мудреными названиями – и в заключение объявил, что я неврастеник. Слово подозрительное, в роде моветон 477 . «Хорошо еще если значит мошенник, а может, и хуже»... О. ректор 478 относится ко мне очень сердечно, истинно по-братски. По убеждениям он проповедник любви и большой поклонник Достоевского. Здесь в Академии учится много духовенства белого и черного. Из белого самое интересное лицо – священник Толстой. Очень богатый и высшего придворного круга дворянин, кончил курс в Пажеском корпусе и был несколько лет офицером. Очень еще юн, красив и чрезвычайно симпатичен. Глубоко верующий, но с некоторым пристрастием к католичеству 479 . Я его все убеждаю летом ехать в Оптину и побеседовать со старцем. Пока до свидания, прошу простить несколько легкомысленный тон письма. Не забывайте искренно почитающего и любящего Вас многогрешного богомольца Вашего, недостойного иер. Трифона. Простите, Бога ради, за кляксы и в знак прощения ответьте поскорее.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Выражением духа С.О. Бурачка может служить журнал «Маяк», который издаваем был им с 1840-го по 1845 год и в котором принимал участие, на ряду с лучшими тогдашними духовными силами (напр. почившими товарищами своими о. Михаилом Монастыревым и митроиолитом Макарием Булгаковым) , и преосв. Феофан; хотя, по смирению, и не подаисывал своего имени под трудами своими в «Маяке». Ольга Степановна Бурачек, до конца жизни его пользовалась его духовным руководством, выразившимся в многочисленных его к ней письмах. 472 О передаче издания «Писем» Тузову см. письма преосв. Феофана к А.Г. Говорову в Душеп. Чтении за 1394 г., стр. 603. 473 В то время член Св. Синода, а потом митрополит Московский (ум. в 1893), по С.-Пб. академии ученик пр. Феофана. 474 Письмо из неизданных. Упоминал преосв. Феофан о Еванг. Истории в письме от 1 авг. 1884. О ней же говорит он и в писмах 2 нояб. 1885 г.; 17 янв. 1885 и в других письмах. 477 Между тем как в издании Тузова (СПб. 1880) такие заглавия даны лишь письмам 3-й и 4-й частей их. 482 См. о сем собственное письмо преосв. Феофана к А.Г. Говорову в Душеп. Чтении за 1894 г., стр. 468. 483 См. его же, преосв. Феофана, письма к А.Г. Говорову в том же Душеп. Чтении за 1894 г., стр. 575, 576; стр. 468 и дал., 471 и дал.; стр. 598 и дал. и др. 487 Так напр. по поводу предложения С.О. Бурачка написать катихизис, преосв. Феофан, смиренно уклоняясь от этого нелегкого дела, в письме от 29 апреля 1875 года к нему писал между прочим: «Протолкуешь весь Новый Завет , – затем Псалтырь, – Притчи, Пророков. – И тогда уже катихизис». – Письмо из неизданных. Срав. также письмо к о. Н.И. Флоринскому в Воскресн. Чтении за 1894 г, стр. 514. 489 См. Душеп. Чтение за 1894 г., стр. 699–700. Мысль о написании толкования на послание к Евреям преосв. Феофан высказывал уже в письме к О.С. Бурачек от 18 сентября 1891 года; равным образом не напрасно и в письме к одному из сродников своих И.Д. Андрееву (ныне преподавателю Таврической дух. семинарии) от 23 апреля 1889 года, по поводу выбора темы из области древних языческих верований для сочинения в Московской духовной академии, где тогда сродник этот обучался, он предлагает ему «лучше рассматривать» что есть в писаниях пророческих. Они далеко не разъяснены и не разанализировавы... На правосланый лад это нам предлежит сделать». Письмо из неизданных доселе и обязательно сообщено, в числе других писем преосв. Феофана, составителю настоящего очерка И.Д. Андреевым , которому за сие и приносим глубочайшую благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1180 Журналы Совета Московской Духовной Академии 1875 г., стр. 197. – Это духовное общение Московской Духовной Академии с А.Ф. Бычковым продолжалось и в последующее время. В 1891 г. напечатаны были в Отчете Императорской публичной библиотеки за 1888 г. (и отдельными оттисками) «Письма митрополита московского Филарета, хранящиеся в собрании автографов Императорской публичной библиотеки». Здесь напечатано всего 86 писем митрополита Филарета: одно письмо к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию, семь писем к протоиерею Феодору Александровичу Голубинскому, – из остальных же 78 писем ни на одном не было в оригинале адреса лица, кому они писаны, не было в них и обращено по имени и отчеству к лицу, к кому они писаны. По заявлению продавца этих писем, они были адресованы к княгине Софье Ивановне Баратаевой, рожденной Новокщеновой. Заявление это, однако, оказалось неверным. Профессора Московской Духовной Академии Н.И. Субботин и Д. Ф. Голубинский письмом сообщили Афанасию Федоровичу Бычкову точные и определенные сведения о том лице, к кому были писаны эти письма. Это – Евдокия Сергеевна Наумова. Подробности об Е.С. Наумовой и о судьбе писем к ней митрополита Филарета изложены в подстрочном примечании, стр. 11–12 указанного выше издания библиотеки 1861 г. Здесь же выражена благодарность библиотеки профессорам Н.И. Субботину и Д. Ф. Голубинскому за их указание. – В свою очередь мы приносим глубокою благодарность проф. Д.Ф. Голубинскому за сообщение нам этого любопытного факта. 1182 Трубачев, С. Пятидесятилетие ученой деятельности А.Ф. Бычкова (Истор. Вестник, 1890, т. 42, стр. 477–478). 1184 Некоторые сочинения А.Ф., явившиеся после 1890 года, перечислены в издании Г.В. Юдина: «Русские книги. С биографическими данными об авторах и переводчиках (редакция С.А. Венгерова)», Вып. XXVIII, СПБ. 1898. стр. 383. 1189 Лузин. С 1860 – архимандрит, 1861 г. 25 марта – инспек. акад. 1876 г. – рект. ак. 1877 г. – еписк. Уманский и ректор Киевской дух. академии, 1883 г. – еписк. Курский † 20 марта 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г. Э. Щеглов Библиография. Источники 1. Опубликованные 1.1. Печатные труды С.Г. Рункевича 1. Кирилло-Мефодиевское братство при церкви Минской Духовной Семинарии//Минские ЕВ. – 1886. – – С. 472 – 477. 2. Материалы для истории Минской епархии. Материалы к биографии преосвященного Виктора Садковского//Минские ЕВ. – 1891. – – С. 692 – 697. 3. Материалы для истории Минской епархии (продолжение). Письма к разным лицам преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа//Минские ЕВ. – 1891. – 1892. – – 12, 15 – 24 и отдельно: Письма к разным лицам преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа (I – CL)/Собр. и объясн. С.Г. Рункевичем . – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1892. – 201, XVI с., алф. указ. 16 с. 4. Студенты проповедники/С.Г. Р[ункевич]. – СПб., 1892. – 16+58 с. 5. Памяти преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа. Дело об арестовании поляками преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 года//Минские ЕВ. – 1892. – – С. 401 – 422 и отдельно: Дело об арестовании преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 г. – Минск, 1892. – 22 с. 6. Памяти преосвященного Виктора Садковского. К столетию со дня освобождения преосвященного из Ченстоховской крепости 21 июля 1892 г.//Прибавления к Ц Вед. – 1892. – – С. 1022 – 1028. 7. Материалы для истории Минской епархии/Собр. и объясн. С.Г. Рункевичем . – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1892. 8. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии (1793 – 13 апр. 1893). – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1893. – 127, IV с. 9. Материалы для истории Минской епархии. К истории Минского кафедрального собора//Минские ЕВ. – 1893. – – С. 517 – 529 и отдельно: К истории Минского кафедрального собора. – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1893. – 12 с. 10. История Минской архиепископии (1793 – 1832): С подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с Православной Церковью в 1794 – 1796 гг.: Исслед. Стефана Рункевича . – СПб.: Тип. А. Катанского и К., 1893. – 16, 572, XXXVIII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Ф. Г. Елеонского (История Израильского народа в Египте) и М. И. Савваитского (Исход израильтян из Египта, 1889 г.). 56 Ср. Sachau Eduard, Aramaeische Papyrus und Ostraka aus einer judischen Militaer Kolonie zu Elephantine, Altorientalische Denkmaeter des 5 lahrhunderts vor Chr., 1911. Ungnad Arthur, Aramaische Papyrus aus Eiephantine, 1911. Cp. Maspero G., La colonie juive Elephantine sous la domination persane (Revue archéologique, 1912, t. 19, pp. 415–419). 58 Керубами называются смешанные изображения животных, имеющих туловище вола или льва, крылья – птицы и голову человека. 59 Различие 3-х видов клинописи на персепольских памятниках было замечено в XVIII в. историком Нибуром. Впоследствии эти виды клинописи были названы: письмо персидское, мидийское (­скифское) и вавилонское. Каждому из этих видов письма соответствовал особый язык: 1-му персидский, 2-му мидийский (эламитский, по др. скифский), 3-му вавилонский (семитический). На надписях персепольских памятников параллельно применяются все три вида письма, в чем Нибур справедливо видел аналогию с опубликованием в Оттоманской Империи султанских приказов одновременно на языках разных народов, входивших в состав Империи: турецком, арабском и греческом. 60 Французский ученый Галеви изобретение клинописи приписывает самим ассирийцам. Но его взгляд оспаривается многими (ср. Полемику по сему вопросу между Галеви и Брюновым в Revue Semitique, за 1908–1910 г.г.) 61 Применение содержания клинообразных надписей к освещению древней истории сделано в труде г-жи Рогозиной: История Халдеи 1902 г. и История Ассирии, 1902. 62 Geseniï «Monumenta phoenicum» и «Scripturae linguaeque phoenicum monumenta, quae supersunt». 1837–1838 г. 64 Ewald H.: «Die Phonikische Inschrift von Marseille» и «Die Entzifferung der Neupunischen Inschriften». 68 De Voguë: «Monnais des rois phéniciens de Citium» (Revue numism. 1867) и его же: «Mélanges Archéologie orientale», 1868 г. Читать далее Источник: Библейская археология/Проф. И.Г. Троицкий. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1913. – VI, 477 с., 1 л. ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

63. Блаж. Феодорита, епископа Киррского, Творения. Издание 2-е. Части 1-я и 2-я. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. II+ 432+1 и 332 стр. (Творений св. отцов тома 26 и 27). (Отдельное приложение 1905 года). 64. Блаж. Феодорита, епископа Киррского, Творения. Издание 2-е. Части 3-я и 4-я. Сергиев Посад, 1906. 371 и 382+II стр. (Творений св. отцов тома 28 и 29). (Отдельное приложение 1906 года). 65. Блаж. Феодорита, епископа Киррского, Творения. Издание 2-е. Часть 5-я. Сергиев Посад, 1907. 326+II стр. (Творений св. отцов том 30). (Отдельное приложение 1907 года). —11— 66. Блаж. Феодорита, епископа Киррского, Творения. Часть 6-я. Москва, 1859 (1908). Новое издание обложки. 776+II+II (Отдельное приложение 1907 года). 67. Блаж. Феодорита, епископа Киррскаго, Творения. Часть 8-я. 2520 Письма, в русском переводе проф. Н.Н. Глубоковского . Выпуск 1-й: 1–150. Сергиев Посад, 1907. 233 стр. (Отдельное приложение 1907 года). 68. Блаж. Феодорита, епископа Киррского, Творения. Часть 8-я. 2521 Письма, в русском переводе проф. Н.Н. Глубоковского . Выпуск 2-й: 151–268. Сергиев Посад, 1908. XVI+ 233–521+титулы. (Отдельное приложение 1907 года). 69. Догматическое учение о таинстве евхаристии в творениях св. Афанасия Великого († 373 г). А. Кириллов. 1902, III, 12, 461–477. 70. Религиозный идеал св. Афанасия. И.В. Попов. I. Составные элементы религиозного идеала св. Афанасия. II. Онтологические предположения религиозного идеала св. Афанасия. 1903, III, 12, 690–716. III. Обожение первых людей. IV. Обожение человеческой природы в лице Искупителя. V. Обожение искупленных. 1904, I, 3, 448–483. VI. Религиозный идеал св. Афанасия и вопрос о природе Сына Божия. VII. Религиозный идеал св. Афанасия и монашество. 1904, II, 5, 91–123. 71. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского . И.В. Попов. I. Виды обоснования аскетизма. II. Цель подвижничества по учению преп. Макария. 1904, III, 11, 537–565; 1905, I, 1, 28–59. III. Подвижничество, как условие обожения. 1905, II, 6, 237–278.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010