о. А. В. Покровского: Священник А. В. Покровский Церковный староста Косьмо-Дамианской, в Панех, ц., свящ. о. П. И. Архангельского: Священник П. И. Архангельский Св. Максима Блаженного, на Варварке, ц., протоиерея о. Н. Матф. Антушева: Марие-Магдалинской, в Николаевском женск. училище, ц., свящ. о. В. В. Соболева: Священник В. В. Соболев Бр. Марковы С. Некрасов Николо-Краснозвонской, ц., протоиерея о. Г. Ф. Виноградова: Протоиерей Г. Ф. Виноградов —26— 56. Николо-Мокринской ц., свящ. о. В. П. Смоленского: Болобанин Н. Сергеев Леонов Ф. И. Новиков Покровского собора, протоиерея Благочинного о. К. И. Богоявленского: Протоиерей К. И. Богоявленский Протоиерей И. И. Кузнецов Покровской, на Варварке, ц., свящ. о. Н. В. Цветкова: Священник Н. В. Цветков Троице-Полевской ц., протоиерея о. Н. А. Соловьева: Протоиерей Н. А. Соловьев Еф. и Н-ки Чижовы Т-во м-р А. Красильщиковой Никитского сорока, 1-го отделения: Василие-Кесарийской, в Тверской-Ямской слободке, ц., протоиерея о. А. Ф. Орлова: Священник Ф. С. Никольский Священник Н. А. Преображенский Е. И. Курников Вознесенской, на Царицынской ул., ц., протоиерея Благочинного о. И. Д. Арбекова: Протоиерей И. Д. Арбеков А. М. Апраксин И. Николаев Гр. А. А. Бобринский М. Порфирьева Воскресенской, в М. Бронной, ул., ц., свящ. о. А. П. Сперанского: Священник А. П. Сперанский Кр. Е. З. Ларионов Воскресенской, на Ваганькове, ц., протоиерея о. Н. П. Любимова: Протоиерей Н. П. Любимов Свящ. С. В. Терновский Свящ. В. В. Знаменский Свящ. С. И. Соловьев Георгиевской, в Грузинах, ц., свящ. о. Д. К. Холмогорова: Священник Д. К. Холмогоров Георгиевской, на Всполье, ц., протоиерея о. В. А. Крылова: Потомств. Почетн. гражданка Глафира Осиповна Дедюхина Димитрие-Селунской, на Тверской, ц., свящ. о. В. А. Быстрицкого: Ермолаевской, на Садовой, ц., протоиерея о. С. С. Модестова: Протоиерей С. С. Модестов Николаевской, в Нов. Слободе, ц., свящ. о. В. И. Кедрова: Священник В. И. Кедров Священник Н. В. Беневоленский Церковный староста Леонтьев Пименовской, в Старых Воротниках, ц., свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

- Вы сказали, что мы надмеваемся над другими людьми, именуя их аббревиатурой «бомж», но человеку ведь вообще это свойственно: он чрезвычайно легко и охотно приходит к выводу о своем превосходстве над другими. В частности, над людьми другой национальности. - Увы и ах! В этом несовершенство наше. Я недавно выступал в одной подмосковной школе: хорошие ребята, хорошие учителя, но когда я сказал, что все мы, живущие на Земле люди- родственники, ответом был такой возглас изумления! В XXI веке нужно заново открывать то, что все мы происходим из одного корня, от Адама и Евы. В этом году в Саратов на Пименовские чтения приехал человек, которого очень люблю, с которым давно знаком, и с которым три программы сделал на телеканале «Радость моя» - архимандрит Тихон (Шевкунов). В своем фильме «Византийский урок» он говорит о том, что одной из причин краха Византийской империи стал национализм греков, их уверенность в собственном превосходстве, а в империи этого допускать нельзя. Нигде последствия такого высокомерия не бывают столь гибельными, как в империи. - Вы живете в России уже двадцать лет, а что же родной Баку? Почему Вы, природный азербайджанец, его покинули? - Стала стремительно сокращаться территория русской культуры, литературы, русского языка, а я не могу без этого воздуха. Ну и еще ряд обстоятельств... Но слава Богу, что я, все потеряв - все, в буквальном смысле! - здесь, в России, нашел главное - Крещение. И новое, настоящее свое имя: Василий, в честь Василия Великого. Здесь у меня началась настоящая жизнь. Там, в Баку, у нас была прекрасная квартира в пятнадцати минутах ходьбы от моря, а в Москве мы восемь раз переезжали с одной съемной квартиры на другую, пока не обрели, наконец, однокомнатную на окраине. Теперь очень ее любим. Слава Богу за все! Когда ты принимаешь веру в 42 года, ты делаешь это очень осмысленно, и у тебя возникают серьезные вопросы. За что я благодарен Христу - Он объяснил мне, кто я такой. До того, как началось мое воцерковление - оно не имеет конца, но имеет начало,- я считал себя, в общем-то, неплохим человеком. А теперь я, слава Богу, знаю, кто я. Это очень важно - чтоб больной сам осознал, что он больной. И тогда он, может быть, вылечится - если пойдет к правильному врачу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Об этой истории многие знали, но никогда не говорили; Патриарха же это жгло до самой смерти. Последним оплотом обновленцев был храм Пимена Великого в Новых Воротниках. Однажды ехал я в трамвае на площадь Борьбы и, выходя с передней площадки, заметил, что с задней в трамвай входит какое-то духовное лицо — в синей или даже голубой полинявшей рясе, с крестом и панагией, — человек очень неприятного вида. Потом я спрашивал, кто бы это мог быть, — мне сказали только, что это кто-то из Пименовского храма. Там же служил сам Введенский с семейством. Периодически они устраивали в алтаре «разборки», — чему благоговейно внимали прихожане через алтарную преграду. Говорили, что однажды из алтаря вылетела митра и покатилась по храму. Оставалось только гадать, была ли она в кого-то пущена или сбита сыновней рукой с головы первоиерарха. Мне довелось лет пять держать у себя на приходе в Песках его сына, который был уволен туда за полную неспособность к ведению регулярной службы в городском храме. Это был сын от второго или третьего брака, всю блокаду проведший с матерью в Ленинграде, — что наложило на него свой отпечаток. По душе это был человек очень хороший, с глубоким покаянным духом (и во хмелю и после оного). Он, к тому же, был автомобилист, и я подарил ему генератор и ветряк для выработки электричества, а потом мне жаловались, что он одному себе лампочку провел и книжки читает, а другим электричества не дает. Тогда я просто провел электричество в храм, и это обошлось дешевле, чем прежние самодеятельные затеи. Студенческие годы Константин Нечаев 1944 г. МИИТ – московский институт инженеров транспорта находился на Бахметьевской улице, которая сейчас называется улицей академика Образцова, но занимал только три корпуса, построенных в конце девятнадцатого века. Потом, уже в 50-е годы, пристроили еще один корпус в том же стиле, что и старые. Вспоминаю начало занятий — в ноябре 1943 г. Нас встречает «генерал-директор тяги», Дионисий Федорович Парфенов. Моложавый, худощавый генерал, невысокого роста, он обращается к студентам с большим уважением, пожимает каждому руку и вручает маленький традиционный значок-восьмиугольник с изображением на красном фоне надписи «МИИТ».

http://pravoslavie.ru/1964.html

«Слава Богу, управляющему течением жизни человеческой! Он нас убожит и оживляет, смиряет и возвышает, разъединяет народы и опять их соединяет между собою. Это таинственное соединение представителей двух народов мы и теперь наблюдаем. Одним Господь дает возможность делать добро, другим посылает искреннее доверие и желание принять это добро. Одни протягивают руку помощи, другие берут эту руку, чтобы идти и действовать по ее указанию. Первые обещают свет знаний, другие готовы следовать за этим светом. Действительно, близко утро, когда исчезнут ночные страхи, когда люди с доверием и надеждою будут взирать на мир Божий и род человеческий. И когда настанет это утро, почерпайте воду с веселием от источника спасения, ныне открываемого. Господи! На этом месте пошли свет Свой и истину Свою. Дай возможность одним совершить начатое доброе дело, другим принять его и оказаться достойными его. Аминь» 78 . В этих словах отражаются нравственные и духовные мотивы, которыми руководствовались русские люди в своей деятельности в Закавказье и Персии, в первую очередь сам отец Пимен. В одном из материалов в «Православной Урмии» он сформулировал далеко идущие задачи России как покровительницы христиан в мусульманских странах. Влияние России необходимо укреплять для усиления армян в Турции и сирийцев в Персии и Курдистане, потому что исчезновение или ослабление этих христианских народов отнимет у России славу покровительницы христиан в мусульманском мире, даст возможность встать против Кавказа сильному, сплоченному народу имя которому будет объединенный тюркский народ В другой статье он предупреждает, что неизбежным действием в защите христиан в мусульманском мире является прямое давление, которое одно только принимается на Востоке. Следует отметить, что миссионерская евангельская проповедь произносилась на сирийском языке. Ее лучший образцы, в том числе и пименовские, печатались в журнале, который Миссия издавала на сирийском языке с 1905 года. Расположенный ко всем людям и всякому доброму начинанию, архимандрит Пимен был незаменим и в гражданских, и в духовных делах. Светлая открытость навстречу другой душе и свойственная отцу Пимену потребность миссионерского единения сделали его инициатором переписки со знаменитым миссионером в Японии – архиепископом Николаем (Касаткиным) 79 . Кончина японского святителя в 1912 году побудила отца Пимена написать о нем статью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Я добросовестно ждал Марка до 2х часов дня. Была не по-московски теплая погода. Солнце и желтые листья на деревьях. Золотая осень. Марк не пришел. А через несколько дней я узнал, что он зверски убит в Ново-Кузьминках (видимо, по дороге ко мне) в пустующем, предназначенном к сносу доме по Рязанскому проспекту. Было долгое следствие. Вызывали по этому делу многих, в том числе и меня. Ничего выяснить не удалось. Известно лишь следующее. В 12 часов к милиционеру, стоящему на посту, подошли дети и сказали: «Какой-то дяденька лежит в пустующем доме и стонет». Это был двухэтажный небольшой дом, принадлежавший Министерству путей сообщения, из которого теперь выехали жильцы, так как дом был предназначен к сносу. На втором этаже нашли Марка Доброхотова, лежащего на полу без сознания. Его погрузили на автомобиль, повезли в больницу. По дороге, не приходя в сознание, он умер. Первое вскрытие показало, что смерть могла последовать от удара чем-то тяжелым, обернутым в мягкое, по голове. Ноги были также в ссадинах. Видимо, его с первого этажа втаскивали по лестнице на 2й этаж. Я был на отпевании в Пименовском храме. Марк лежал в гробу как живой, красивый, помолодевший. У гроба плакала жена. Было тяжело и как-то жутко. Через два года эта история всплыла снова. Началось новое следствие. Дело в том, что многие из тех, кого вызвали в КГБ в качестве свидетелей, а также многие арестованные, когда надо было что-то сказать о месте, где произошла та или иная встреча или где происходило то или иное совещание, или надо было объяснить, от кого был получен тот или иной документ, — показывали на Марка. Есть такой прием — валить на покойника, пойди-ка, проверь! В результате Марк вырос в глазах КГБ в какую-то огромную демоническую фигуру. Между тем Марк, будучи человеком весьма консервативных воззрений, никогда никакой нелегальщиной не занимался и всякой конспирации боялся как огня. Началось новое следствие. На этот раз его вела не милиция, а прокуратура. Было извлечено из могилы несчастное тело Марка (уже истлевшее).

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

О колоколенных «очапах» или «очепах баумов. О колоколенных «очапах» или «очепах» В. И. Даль не знал. См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. II. М., 1955, с. 775, 776; Словарь церковно-славянского и русского языка, т. III. СПб., 1847, с. 144. 78 Автору совместно с арх. С. А. Гавриловым удалось провести дополнительные исследования колокольни Александровой слободы и уточнить некоторые этапы ее строительной истории. Перестроенная (по-видимому, в последней четверти XVI в.) из столпообразной церкви под колоколы Алексея Митрополита 10-х годов XVI в. колокольня Александровой слободы до начала XVIII в. представляла собой весьма сложное сооружение, состоящее из трех связанных между собою объемов: из колоссального, окруженного аркадой восьмигранного шатрового столпа с церковью; из прямоугольной южной пристройки неизвестного назначения (вероятно, казны) с лестницей и церковной главой над нею; из огромной многопролетной звонницы, примыкавшей к двум названным объемам в месте их сопряжения с запада. На этой-то несохранившейся звоннице и стояли благовестные очепные колокола, а средние и зазвонные висели под шатром основного столпа на балках. Среди очепных колоколов находился и пятисотпудовый благовестник архиепископа Пимена, увезенный Иваном Грозным из Новгорода. После разборки звонницы в начале XVIII в. пименовский колокол вместе с валом, на который он был насажен, был поднят на верх шатровой колокольни и установлен под шатром на двух переводных балках в полном соответствии с технологией очепного звона. Гнезда для его установки и были обнаружены нами при обследовании этих балок. Что касается отсутствия видимой очепной системы на звоннице Дьяковской церкови, то мы не оставляем надежды выяснить природу этого явления посредством более глубоких натурных исследований. 79 В разных томах Лицевого свода для изображения очепных колоколов применялись разные графические приемы: колокола московского периода изображались с валами, колокола Твери и Новгорода с очепами, но без валов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

В 1900 году под редакцией (т. е. руководством) Кристины Даниловны Алчевской изданы три превосходные книги для самообразования, равных по достоинствам которым нет во всей Европе. Это – «Книги взрослых», где опытной рукой изложены сведения по всем отраслям знания. Харьковская воскресная школа удостоилась внимания покойной императрицы, которая наградила госпожу Алчевскую подарком – брошкой в виде пчелы, сделанной из драгоценных камней. Известный педагог барон Корф и г-н Миропольский отозвались о харьковской воскресной школе с необыкновенной похвалой, а последний о ней сказал следующее: «Не подлежит никакому сомнению, что, если бы подобная школа была за границей, она пользовалась бы общим почетом; она изучалась бы иностранцами и служила бы предметом общих симпатий; но у нас к делу относятся иначе, и кто знает, разве не может найтись педагогический башибузук 55 , которому доставит удовольствие бросить тень на самое лучшее из дел». Барон Корф говорит: «Харьковская воскресная школа служит лучшим доказательством несправедливости того мнения, будто русская женщина способна только на слова, а не на дело». 44. Слава труду Перевод из Беранже Курочкина Слава святому труду! Бедность и труд Честно живут, С дружбой, с любовью в ладу. Слава святому труду! Дружно же, дети, Громкую славу споем Тем, кто живет в этом мире Честным трудом. Слава святому труду! Бедность и труд Честно живут, С дружбой, с любовью в ладу. Слава святому труду! 45. Русская писательница А.Н.Бахметева Из журнала «Кормчий» Личность недавно почившей г-жи Бахметевой была поучительна полнотой внутреннего духовного содержания, в силу которого она являла собой прекрасный образец цельного человека, с твердо выработанными, истинно русскими, православными духовно-религиозными убеждениями. Достойная представительница благородного дворянского сословия, она представляла собой величавый образ высоконравственной личности, у коей и в разговорах, и во всех действиях проявлялись необыкновенная мягкость и сердечность чувства, необыкновенная задушевность, свойственная исключительной натуре. Она живо интересовалась всеми вопросами, касающимися православной веры и Церкви, вникала в нужды общественной благотворительности, содействовала развитию приходской благотворительности под сенью святого храма и была деятельной сотрудницей Старо-Пименовского, в Москве, приходского попечительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Временное правительство – все же некоторый последний устой и символ порядка. Но оно власть без власти. Его никто не слушает и знать не хочет. Милюков, обращаясь к толпе с балкона Мариинского дворца 724 , называл ее «народом» и говорил, что правительство сильно его, «народа», доверием. Но где же этот таинственный народ? Не случайная же это толпа перед балконом? Впрочем, в «Русских ведомостях» его речь передана в иной, более разумной версии. 22 апреля. Суббота. Столкновение правительства с Советом рабочих депутатов уладилось; однако, стрельба на улицах Петрограда еще продолжалась. Надолго ли этот мир между двумя нашими правительствами? В газетах я прочел еще два весьма неутешительных известия: речь Гучкова в соединенном заседании правительства с рабочими депутатами 725 . Он сказал, что при вступлении в должность смотрел на дело оптимистически; но действительность убедила его в противном. В армии идет развал (как понимать это? бегство? дезертиры?) и т. д. Другое печальное известие – о совещании послов в Петрограде, сначала одних только послов, потом они отправились в Министерство иностранных дел 726 . Так делается только в Константинополе, да разве еще в Афинах! Какая чаша унижения! Все же можно было вздохнуть свободно, что конфликт уладился. Продолжал свою работу над Псковской статьей. Был на В. Ж. К., производил зачет своим семинаристкам. Отлично занимались девицы в истекающем году, надо им отдать справедливость. Вечером был на заседании Карповской комиссии, собиравшейся у Иловайского. Старый каменный двухэтажный дом в Пименовском переулке. На улицу выходит высокий забор. У наглухо запертой калитки мы встретились с Н. В. Рождественским . Долго звонились, но безрезультатно; наконец, решили пойти в соседний дом и позвонить к Иловайскому по телефону, чтобы отперли. К счастью, в швейцарской этого дома нашелся телефон, и, таким образом, мы проникли в уединенное жилище. Были еще М. К. Любавский и Белокуров. М. К. [Любавский] прочел свой отзыв о книге Клепатского 727 , выясняя ее хорошие и дурные качества. Затем говорили о событиях дня. Все чувствуют крайнюю опасность положения. Шли от Иловайского с Н. В. Рождественским , и он мне сообщил о смерти Е. В. Барсова , случившейся еще в первый день Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПИМЕН (ИЗВЕКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пимен (Извеков), патриарх Московский и всея Руси После пострига он продолжал управлять хором Пименовского храма. Затем был регентом в Богоявленском кафедральном соборе в Дорогомилове . 16 июля 1930 года рукоположен во иеродиакона в Дорогомиловском Богоявленском соборе архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) , а 25 января 1931 года тем же преосвященным - во иеромонаха . В течение нескольких лет служил в городе Москве . В апреле 1932 года был арестован в первый раз, в ходе массовых арестов священнослужителей, проводившихся с целью ликвидации нелегальных монашеских общин. Из показаний на допросе 20 апреля 1932 года: " Я человек глубоко верующий, с самых малых лет я воспитывался в духовном духе. Имею письменную связь с сосланным, с Варнавой иеромонахом, которому иногда помогаю материально. Антисоветской агитацией я никогда не занимался и не занимаюсь. Ни в какой а/с группировке не состою, никогда не распространял провокационных слухов, что в СССР идет гонение на религию и духовенство. Воспитанием молодежи в антисоветском духе я не занимался. Состоя регентом при церковном хоре, после окончания богослужений и до ко мне приходили на квартиру певчие хора, но а/с разговоров я с ними не вел " . По делу " церковно-монархической организации " проходил 71 человек, которым были предъявлены стандартные обвинения. Так, иеромонах Пимен обвинялся в " разговорах о восстановлении монархии " , ведении совместно с диаконом Сергием Туриковым " антисоветской агитации " , совершении треб на дому . 4 мая 1932 года решением коллегии ОГПУ был освобожден в числе девятнадцати человек, проходивших по делу. Арестованные в этот период священнослужители в основном находились в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) , поэтому возможно, решение об освобождении иеромонаха Пимена было принято, когда следователи поняли, что он не принадлежит к непоминающим . Сыграла свою роль и молодость о. Пимена. Как вспоминала арестованная в этот же период молодая прихожанка Валентина Яснопольская, следователь говорил ей, что к молодежи в ОГПУ " чуткое отношение " , к ее представителям относились не так жестко, как к старшему поколению .

http://drevo-info.ru/articles/2352.html

С.И.Никитин Покровского собора, протоиерея Κ.И.Богоявленского: Протоиерей Κ.И.Богоявленский Протоиерей И.Кузнецов —12— 14. Покровской, на Варварке, церкви, священника Н.В.Цветкова: Священник Н.В.Цветков Троице Полевской церкви, протоиерея Н.А.Соловьева: Наследники Чижовых Т-во Красильщиковой Г.Ф.Павлов Никитского сорока 1 отд. Василие-Кесарийской в Тверской-Ямской Сл., церкви, протоиерея А.Орлова: Священник Ф.Никольский Вознесенской, на Царицынской ул., церкви, протоиерея И.Д.Арбекова: Протоиерей И.Д.Арбеков Воскресенской, в Малой Бронной, церкви, священника А.И.Сперанского: Е. З. Л. N. Священник В.Знаменский Георгиевской, в Грузинах, церкви, священника Д.К.Холмогорова: Священник Д.К.Холмогоров —13— 22. Георгиевской, на Всполье, церкви, протоиерея В.А.Крылова: Протоиерей В.А.Крылов Димитрие-Селунской, на Тверской, церкви, священника В.А.Быстрицкого: Князь Κ.А.Горчаков Ермолаевской, на Садовой, церкви, протоиерея С.С.Модестова: Протоиерей С.С.Модестов Иоанно-Предтеченской, за Пресней, церкви, священника А.А.Флерина: Федор Вонифатьевич Николаевской, в Новой Слободе, церкви, священника В.И.Кедрова: Священник В.И.Кедров Священник Н.Беневоленский Церковный староста Г. Леонтьев Пименовской, в Старых Воротниках, церкви, священника Μ.П.Ласточкина: А.И.Зимина И.Баранова Покровской, в Кудрине, церкви протоиерея Г.И.Истомина: Причт и староста Спиридоновской, на Спиридоновке, церкви, протоиерея И.Ф.Горского: В.Беляев Христо-Рождественской, в Палашах, церкви, священника Д.Н.Ренского: Священник Н.Величкин Священник Д.Ренский —14— 31. Феодоро-Студитской, на Никитской, церкви, священника В.А.Модестова: Никитского сорока 2 отд. Александро-Невской, в Комиссаровском техническом училище, церкви, священника И.П.Смородина: Алексиевской, на Глинищах, церкви, священника Н.Н.Строганова: Священник Н.Н.Строганов Администрация по д. Д.И.Филиппова Благовещенской, на Тверской, церкви, священника А.М.Соболева: Священник А.М.Соболев А.Печатнов И.И.Мишин Богородице Рождественской, в Столешниках, церкви, священника Н.С.Недумова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010