56. Для чего Господь оставляет нетленными пред нами тела Святых Своих (Из жития преподобномученика Агафангела Есфигменского. Афонск. Пат.ч. 2, стр. 415–417). Все мы знаем, братья, что Господь прославляет иногда нетлением тела Святых Своих; видим и слышим, что от некоторых из святых мощей являемы бывают чудотворения; обоняем от иных из них–благоухание мира. Для чего же Господь делает это? Для прославления Святых? Отчасти да; но это цель не главная; ибо Святым, живущим во свете лица Божия, мало нужды в прославлении нашем. Для чего же? Для того, главным образом, братья, чтобы видимыми знаками Своего всемогущества, явленными в даровании нетления тленному, и в нас веру укрепить, к жизни добродетельной нас побудить и к благочестию обратить. Если Святые и остаются пред нами здесь своею нетленною плотью, как будто опочившие вчера сном смертным, то именно для того, чтобы наставлять нас и учить и указывать и нам путь к отечеству небесному. Что это последнее–так на самом деле есть, то можно доказать следующим примером. После казни св. преподобномученика Агафангела Есфигменского, мощи его начали издавать из себя райское благоухание. Слух о благоухании от них немедленно разнесся по всему городу, и христиане стали во множестве притекать к святым мощам. Все с благоговением рассматривали их, не находили в них никакого признака смертности, а напротив все ощущали от них чудный райский аромат, который, к большему удивленно всех, становился с часу на час сильнее и сильнее. Чудное это явление произвело в христианах чувство душевного умиления... и они пришли в такое сердечное сокрушение, что если бы учили их учители всей вселенной целые годы, то не произвели бы столько плода. Враги закоренелые и непримиримые примирялись; раздавались щедрые милостыни; пришли в омерзение бесчестные дома; маловерие и отчаяние исчезли; много лет не видевшие духовника теперь притекали к нему с теплыми слезами; вольнодумцы и безбожники онемели; – на самых даже агарян, не столь ожесточенных, это явление произвело благодетельное влияние, – и они с благоговением называли Святого мучеником. В это время один христианин, именем Димитрий, страдая небрежением о таинствах веры, и находясь под влиянием вольнодумцев, пришел приложиться к мученикову телу и почувствовал неизреченное благоухание. Вследствие сего, он тотчас же бросил свое равнодушие, проклинал вольнодумство и всякий вид без- божия и исповедался во всех своих грехах (Аф. Пат. ч. 2, стр. 415 –416).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Образ иноческий, который принял юноша от руки преподобного, сильно смутил несчастную. В порыве сердечного негодования на поступок сына, она схватила с него камилавку и, попирая ее ногами, требовала, чтоб сын ее, по прежнему, оделся в мирские одежды. Бедный сын повиновался. Чрез несколько дней после сего пришел в то селение святой Дионисий: в числе прочих подошла к нему и та жена, и приблизилась поцеловать руку его. – «Не приближайся ко мне, несчастная, дерзновенно поправшая ангельский образ: надеясь иметь сына помощником в старости своей,» строго сказал ей старец, «ты увидишь, что завтра умрет он злою смертью; наслаждайся же следствиями твоего безрассудства и дерзости!» – И действительно, на другой день сын ее оборвался с высокого дерева и по предсказанию преподобного, испустил дух (Аф. Пат. ч. 2, стр. 51). Ну, вот теперь смотрите: сделала ли мать счастливою ее безрассудная любовь к сыну? Увы! Мать по этой безрассудной любви оскорбила Бога, а Бог за это взыскал с нее и взял от нее ее единственное сокровище – сына, на которого она возлагала всю свою надежду, забывая Бога. Из этого и научитесь любить детей благоразумно. Не думайте, что уж если они будут при вас, то непременно и счастливыми вас сделают. Нет, не сделают, если не сделает их таковыми, а чрез них и вас Сам Бог . Поэтому и возлюбите прежде всего всею душею и всем сердцем вашим – Господа; а затем уже Ему, как общему Отцу, с сыновним упованием и вручите участь и детей ваших и вашу собственную и во всем положитесь на Его святую волю. Только тогда можете надеяться, что Господь благословит счастьем детей ваших, а вместе чрез них и вас самих счастливыми сделает. Аминь. 34. В смертный час хорошо обращаться с молитвою к Пресвятой Богородице (Из жизни преподобного Дионисиия Аф. Пат. ч. 2, стр. 51–52). Смертный час – есть страшный час, и потому неудивительно, что почти все умирающие пламенно молятся Господу, чтобы не помянул их беззаконий на суде Своем частном и всеобщем и соделал их кончину безболезненною и мирною. Но знаете ли, братие, что еще хорошо при этом? Хорошо с молитвою к Господу соединять и молитву к Пресвятой Богородице и Ея предстательства и заступления просить.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Итак, вот как поступали истинные рабы Христовы! Они собственною кровью омыли себя и самою жизнью пожертвовали для того, чтобы примириться с Богом и совестью. Будем хотя сколько нибудь подражать им и мы. Будем заботиться о том, чтобы освободиться от пагубного рабства и поспешим скорее свергнуть с себя узы греха, чтобы не погибнуть под сим бременем. Воспользуемся временем, которое Господь дает нам для нашего спасения и не станем отлагать исправления нашей жизни до будущего времени, помня, что в противном случае можем внезапно быть застигнутыми смертью и без покаяния отойти на суд Божий. Бдите, говорит Господь, не весте бо, когда Господь дому приидет, вечер или полунощи, или в петлоглашение, или утро; да не пришед внезапу, обрящет вы спяща ( Мк.13:35–36 ). Аминь. 42. Не следует без нужды переходить с места на место (Из жизни преподобного Акакия. Пат. ч. 2, стр. 133 и 136). Есть довольно людей, которые не любят жить на одном месте. Где ни побывают они, везде им кажется не хорошо. Там, якобы их спасению мешают, там оскорбляют, инде труд для них тяжел, в другом месте еще найдут что-нибудь неприятное для себя, и вот все перебегают с места на место и не дают покоя ни себе ни другим. Что сказать в назидание таковым? Да скажем то, что пусть они знают, что переходить без нужды с места на место учит нас враг нашего спасения дьявол и потому надобно жить не там, где хочется, а там, где Бог велел. Раз преподобный Акакий, память коего бывает апреля 12-го, оставил место своего жительства и не знал, где найти по сердцу место со всеми условиями безмолвия и пустынной тишины. В это время напали на него мрачные помыслы. Один помысл увлекал его в прежнее место, а другой убеждал идти на какой-нибудь необитаемый остров, где бы никто не препятствовал его подвигам. В бурном смятении духа, не имея сил противостоять нападениям сатаны, и не зная на что решиться, он сел на камень и погрузился в тихий сон: вдруг видит пред собою черного, чрезвычайно безобразного и страшного исполина. При виде его, спящий Акакий затрепетал, и слышит, что кто-то тихо говорит ему: «вот это сатана, решившийся уничтожить тебя.» От страха он тотчас пробудился и воскликнул: «горе мне! сатана хочет погубить меня!» После этого он поспешил к своему духовнику и по совету его поселился в скиту Кавсокаливском; где и подвизался двадцать лет (Пат. ч. 2, стр. 133–134).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

С бока на бок, сверху вниз и так далее, всё равно для египтян и Китайцев. Не имело ли соседство и просвещение Египта влияние на переход коренного Иранского письма в Семитическое? Как бы то ни было, бесспорно, что, южные Кушиты (Эфиопия) приняли свои письмена от Иранского Индостана (это возвратное действие, доказывающее ранние сношения). Но при всех этих данных, слоговые письмена Эфиопии, точно так же как и средне-Азийские, очевидно, представляют нам уже позднейшее искажение письменности, возраст, соответствующий отчасти безгласному письму Семитов или простому письму под титлами. Что же сказать об учёном Германце, который, не видя нигде древних слоговых письмен, утверждает, что с них и началась письменность; а для этой, благой системы он нападает на богатую мысль, что сначала слоговые письмена были очень легки, потому что язык человеческий не мог выговаривать а после п или и после б или у после в, а каждая первоначальная согласная сама по себе определяла последующую гласную? Таких выводов опровергать не нужно; но таковы последствия систем, пропускающих, без внимания средние звенья в развитии или искажения науки. Легко было заметить первоначальную чистоту письменности в настоящем Иране и в его разветвлениях, постепенное исчезновение гласных знаков у Семитов или их искусственное сращение с согласными у Индейцев и Эфиоплян, и понять в одно время начало Семитических безгласных и Эфиопских слоговых письмен. Систематик, впрочем, весьма учёный, поступил иначе. Все учёные филологи Европы поступают подобно ему. Нет человека просвещённого, с достаточным беспристрастием, чтобы пользоваться своим просвещением, который при самом поверхностном изучении Славянского языка не должен бы был понять, что изо всех наречий Европы нет ни одного, которое бы так близко было к Санскритскому. Сходство их не в корнях, а в словах, уже получивших своё полное развитие. Важны тут не такие слова, как: агни (огонь), рудгира (руда, крове), гири (гора), пат (падать), тама (тьма), патан (путь), три (три), юга (юзы, узы), гима (зима), да (дать), кут (кутать), врка (волк), тапа (тепло, жар), дэва (диво, Бог), двар (двере), карпара (череп) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Закрыть Дело не в Навальном и даже не в Путине. Планы другие Навальный в этой схеме отвлекает городового, а пока его вяжут, в квартиру залезают уже другие 18.01.2021 1318 Время на чтение 3 минуты Чета Навальных похожа на чету Сахарова и Боннер – семейный бизнес на оппозиционности с хорошими для их масштаба личности дивидендами. Ну кем бы была медсестра Боннер, не случись ей попасть на Сахарова! И кем бы были муж и жена Навальные, попади они на другую работу? Навальный не похож на президента, но он похож на печального Пьеро, которого пинает капризная Мальвина, которая, похоже, крепко держит его под каблуком. Ехать в Россию страшно и не хочется, но если партия прикажет, комсомол ответит «Есть!». Навальный едет в Россию не потому, что Запад устал его содержать. Навальным Запад хочет поставить Путину пат. По замыслу отправки Навального в Россию должна разыграться грандиозная пиар-кампания против Путина. Что бы ни сделала с Навальным российская власть, всё будет использовано против неё. Не посадят Навального – значит, боятся. Посадят – тоже боятся. В любом случае начинается протестный движ, который с мая по сентябрь должен как можно сильнее раскачать электорат и подготовить его ко второй Болотной на тему фальсифицированных выборов и украденной победы. Понятно, это ничего не даст, но цель не в том, чтобы дало. Цель – набрать разгон на раскачку президентских выборов, на максимум скандальности перед ними. Предполагается, что это подвигнет Путина на переговоры и компромиссы, суть которых для Запада в том, чтобы заставить Путина как можно большее количество прозападных агентов включить в новую конфигурацию власти. Понятно, что Путин так или иначе ситуацию по выборам контролирует и будет контролировать. Но если всё покачать как следует, возможно, удастся ввести своих людей в систему, где они продолжат её качать. Останется ли Путин, или будет преемник – не имеет значения. В российское Политбюро надо ввести как можно больше членов, которые потом поведут курс на перестройку. Сейчас Западу сам Путин и его окружение уже не принципиальны. Западу принципиально создать ситуацию возникновения зазоров при переходе от нынешней команды к новой. Запад понимает, что сейчас не победит, но он стремится отвоевать как можно более широкий плацдарм. С которого уже после этого, перегруппировавшись и получив подкрепление, поведётся контрнаступление на путинский курс. С Путиным или без него – не важно. Важно занять более крепкую позицию.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/18/delo_n...

б) Страннолюбие, по другому сказанию, даже выше добродетели воздержания, к которой наши предки также относились с величайшим благоговением. Некий старец (говорится в одном сказании), живя при дороге, был очень страннолюбив. Однажды он принял к себе отшельника и поставил перед ним трапезу. Но отшельник отказывался, говоря, что он постится. Это огорчило старца. Он умолял отшельника нарушить свой пост, но когда увидел, что напрасны его увещания, сказал: «Пойдем и помолимся. Вот дерево, если оно по моей молитве преклонится, то ты должен вкусить у меня пищи». Они пошли. Лишь только преклонил свои колена страннолюбивый старец, тотчас дерево преклонилось вместе с ним (Воскр. чт. за 1869–70 г. кн. 1, стр. 221–230). XXIII. Не оставляй без внимания, что люди милостивые уже в здешней жизни иногда испытывают благодеяния Божии. В одном сказании сообщается следующее: одни благочестивые и богатые родители, имея взрослую дочь и не желая, чтобы брак ее был делом случая, решились отдать ее на волю Божию. Они пошли в храм и положили выдать дочь свою за того, кто войдет первым после них. Вошедший был юноша. Он также принадлежал некогда к богатому семейству, но отец его и он сам расточили имение свое на дело благотворения. Теперь он был беден, но Господь, как видим, самым лучшим образом устроял его счастье (Древн. пат.). XXIV. В будущей жизни будет оказано великое милосердие Божие милостивым. Самое малое подаяние, сделанное как-нибудь невольно, покроет на Суде Божием множество грехов и заслужит избавление от ада. а) Об этом существует такое сказание: некто Петр мытарь был очень немилостив и никогда не обращал внимания на моления нищих. Но однажды, когда он шел по улице с корзиной, наполненной хлебами, нищий пристал к нему с неотступными просьбами. Это ужасно раздражило мытаря и, не найдя около себя камня, он бросил в лицо нищему хлебом. Через два дня этот мытарь заболел и умер. Тогда начали Ангелы оценивать и взвешивать дела его и, не находя ни одного доброго дела, которое могли бы положить против злых, кроме хлеба, данного случайно, сказали: «Иди, бедный Петр, опять в мир и приложи к тому хлебу, который ты дал нищему, еще что-нибудь, иначе возьмут тебя темные демоны и поведут тебя в муку вечную». Ожив опять, Петр стал милостив с тех пор, не щадя своего имения для бедных. Так за один хлеб Петр был избавлен от ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если так определяет наиболее трудную добродетель Авва Агафон, то, конечно, нам прежде всего знакома эта трудность в молитве, ибо это нам так трудно молиться без развлечения, и мы оставляем молитву, когда находит уныние и нет желания молиться. Так обычно относимся мы к вечерней моливе, и к утренней, и в храме продолжаем это беззаконное дело. «Если молитва есть, то я молюсь, а если нет, то как же я буду принуждать себя?» Так говорим мы. А вот свидетельство Великого, который в подвиге прожил десятки лет. Когда мы подходим к молитве, нам прежде всего нужно помнить не только о том, что молитва есть большой труд, но и о том, что нам заповедано «непрестанно молитися». Стало быть, молиться нужно не только в тот момент, когда мы стоим на молитве утром и вечером. Что значит «непрестанно молитися»? Один старец Египетской пустыни был спрошен: «Что значит непрестанная молитва?» Он ответил: «Из самой глубины сердца воссылаемое моление к Богу с прошением полезного. Ибо не тогда мы только молимся, когда стоим на молитве, но истинная молитва есть та, когда мы можем всегда молиться в себе.»/Древн. Патерик гл. 12./ Стало быть, от нас воистину требуется непрестанная молитва, ибо в каждый момент мы должны молиться, и молитва заключается не в том, что мы стоим на молитве. Но каким же образом можно иметь непрестанную молитву, когда есть у человека дело? Хорошо подвижникам, у которых нет никаких мирских дел. К нам-то это совсем не относится: разве мы, которые находимся в разных делах, можем даже серьезно подумать об исполнении такой заповеди? Так говорим мы. Были в древности иноки, которые молились и ничего больше не делали, и «пришли они к авве Лукию в Епат, и спросил их старец, говоря: «Какое ваше рукоделие?» Они отвечали: «Мы не занимаемся рукоделием, но, как говорит Апостол, непрестанно молимся». И сказал старец: «Вы не едите?» — «Едим», — отвечали они. Старец говорит: «Кто молится за вас, когда вы едите?» Еще сказал им: «Вы и не спите?» — «Спим», — отвечали они. Старец говорит: «Кто молится за вас, когда вы спите?» И не нашлись на это ответить ему. Тогда старец сказал им: «Простите мне, вы не делаете, как говорите. Я же вам покажу, что занимаясь своим рукоделием, непрестанно молюсь. Размочив немного прутьев, я сажусь с Богом и, плетя из них веревку, говорю: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое»/Псалом 50, 1/. И сказал им: «Не молитва ли это?» Те отвечали: «Да». Старец сказал: «Проводя целый день в работе, я зарабатываю более или менее шестнадцати монет, две из них подаю в дверь нищим, а на остальные ем, и молится за меня принимающий две монеты, когда я ем, или когда сплю, и по Благодати Божией у меня совершается непрестанная молитва»./Древн. Пат. гл. 12, ст. 10/.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Экономоса), он «подобно разбойнику тиранствовал в церкви» (τνρννησε τν κκλησαν λστρικς) во время своего патриаршествования. 559 Но послушаем, что писал Булгарис в письме к этс-патриарху – по оставлении им школы. Выставляя виновником своего несчастья и гибели школы патриарха Кирилла, он дает знать, что Кирилл вообразил, – будто профессор Афонской Академии желал соперничать с бывшим патриархом и держался слишком спесиво. Для того, чтобы докорить заносчивого профессора, каким считал экс-пат- —387— риарх Булгариса, первый – по словам второго – подучил монахов и учеников подать Константинопольскому патриарху и Синоду жалобу на профессора школы. А для того, чтобы жалоба имела больше значения, экс-патриарх заставил под нею подписаться и таких лиц, которые не были расположены к тому, напр., некоторых учеников школы: к тому же Кирилл – по словам Булгариса – угораздился добыть компрометирующие обвиняемого какие-то показания некоторых недостойных учеников школы, даже слуг и носильщиков дров и воды, совершенных неучей. 560 Оппозиция, создавшаяся на Афоне и направлявшаяся против знаменитого профессора, зашла так далеко, что «ему грозили даже розгами». 561 Признаться: уж это слишком! Таким образом даже личная безопасность требовала, чтобы Булгарис отряс прах с ног своих и ушел из школы и с Афона. Мы сгруппировали выше все известные нам объяснения печального факта, т.е. удаления Булгариса из Афонской Академии и закрытия этой последней. Можно ли сказать, что все они в совокупности достаточно разъясняют дело и удовлетворяют историка? Нам кажется, нет. Мы не сомневаемся, толкователи явления указывали на действительные факты, сопровождавшие происшествие. Но остается все-таки недостаточно раскрытым так сказать самый корень, из которого выросло случившееся. Нужно знать, что Булгарису вообще – как говорится – не везло в профессорской деятельности. Он преподавал сначала в яннинской школе, пользовавшейся известностью в то время, – но должен был кинуть эту школу; профессорствовал на Афоне, но и отсюда ушел «со скандалом»; профессорствовал от наконец в самом Константинополе в т.н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сэр Дэвисон (Кенсингтон): «Не может ли уважаемый джентльмен сказать, долго ли мы ещё собираемся терпеть в своей среде торговых представителей этой варварской державы?» (Одобрение.) М-р Пэто (Барнстэппл): «Могу ли я спросить, не найдёт ли возможным уважаемый джентльмен, для показания мнения нашей страны, сделать представления так называемым торговым представителям Советов в том смысле, что они должны будут оставить эту страну в 24 часа по приведении приговора в исполнение?» Дальнейшего ответа не последовало. Несколько забавное впечатление произвело то обстоятельство, что м-р Ньюболд и м-р Джонс вместе выходили из палаты» 360-а). Из ряда дальнейших телеграмм, отмечающих различного рода протесты, можно привести следующие: «Берн, 29.III. (ПАТ). В Швейцарии вся печать, как католическая, так и протестантская, негодующе протестует против нового преступления советов. Большая часть газет выражает надежду, что советское правительство в последний момент не решится совершить злодеяние, которое подтвердило бы, что оно остаётся при своей политике зверств, выключающей советскую Россию из числа цивилизованных держав» 361). «Лондон, 29.III. Архиепископ Вестминстерский, кардинал Бэрн, выразил готовность поддерживать все попытки воздействовать на советское правительство, чтобы вынудить его отменить смертный приговор. По мнению архиепископа, смертный приговор людям, которые не совершили никакого преступления, но лишь исполняли свой долг священников, охраняя святыни, не может даже быть рассматриваем как приговор суда, а является лишь насилием, вызывающим глубокое возмущение в каждом цивилизованном народе» 362). «Рим, 28.III.(NAT). «Корьере д-Италия» сообщает, что папа ещё в начале процесса архиеп. Цепляка обращался в Москву через местного главу американской миссии и получил заверение, что смертный приговор, если и будет вынесен, то всё-таки будет отменён» 363). Рабочая партия отправила Чичерину следующую телеграмму с просьбой о помиловании осуждённых священнослужителей (перевод по «Таймс»):

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

41 В телеграммах из Кустаная от 5 апреля, из Одессы от 9 апреля и из Саратова от 7 апр. сообщается о публичном сожжении икон в пос. Даниловском близ Кустаная, в Саратове и на ст. Одесса-Главная. На последней была сожжена и вся церковная утварь, которую предварительно облили «мазутом и керосином» 320). 42 В 266 (1655) «Известий ВЦИК» от 7 октября 1922 г. сообщается об открытии читальни «Атеиста» для рабочих, студентов и др. 324-а). 43 Эти же секретари обязаны распространять и самый журнал «Безбожник», как это видно из следующих строк отчёта о прениях по докладу редактора «Безбожника» («Правда», 48, от 3 марта 23 г.): «Один из присутствовавших предложил обязать всех секретарей района (Замоскворецкого) взять в редакции журнал для распространения его на предприятиях. Предложение поддержано единогласно» 324-в). 44 В качестве ещё одного лишнего примера, иллюстрирующего эти кощунственные голосования, устраивающиеся исключительно почти среди тёмных подонков населения, можно привести следующее описание корреспондента харьковского «Коммуниста»: «В с. Чистоводске решили устроить религиозное собрание по случаю того, что сюда донеслась какая-то смутная версия о живой конце концов решают, прежде чем поднимать вопрос о «живой церкви», провести чистку всем Сергея Радонежского оставляете в Исключить! Благословлял царей на кровопролитные Иоасафа Белгородского Вон! Помещик, сын Ввиду того, что большинство присутствующих не было хорошо знакомо с житием святых, голосование было прекращено и собрание вынесло резолюцию: «исключить из числа святых всех, так называемых праведников буржуазного резолюции поручено особой комиссии 330а). 45 Вопрос об упразднении в России патриарха был поднят впервые весной 1922 года. Телеграмма Польского телеграфного агентства сообщает об этом следующим " Москва 12 мая (пат.). На заседании Совнаркома обсуждалось предложение Троцкого – об образовании в России патриарха и всей церковной иерархии. Управление делами церкви должно быть, по проекту Троцкого, передано самим верующим, а все религиозные общины подлежат регистрации, как и все прочие союзы и товарищества» как известно, проведено полностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010