И по тоомъ въходитъ патриархъ с чъстъными мощъми Крста Гн: по к нъчин тръстаго въходть пвъци на амвонъ и гллъ трикратъ пе се. В среднеболгарских памятниках традиция этого словоупотребления сохраняется 41 . Часто говорится о мощах в монашеской литературе. Для раннего периода (до XII в.) можно привести примеры из Синайского патерика 42 , в основе которого лежит древнеболгарский перевод «Apophtegmata patrum»: 1 . ко чьстьны мощи въ манастыри погрети. иде же епспъ лежаше въ единъ же днь идохъ рекъшоу да быхъ целовал гроб старьчь (Син. пат. 51:12). 2 . И инести оумьршаго пришьдъ старьць и вдвъша млщи брати лежаща в цркви (Син. пат. 89:4). 3 . Есть же мсто тетрафола ело чьстимо ш Алеандрнъ глють бо ко мощи прка Иереми (Син. пат. 137:11). 4 . Абие же пацы соущю вечероу, погребоша ю въ томь же гроб и въ дроугыи дьхъ обретоша пацы мощи врьхоу гроба (Син. пат. 157:19). 5 . И иече вьсемъ гражаданемъ съ свщами въити в дафнии и съ пснию сънести мощи стго и положити въ оусыпальниц (Син. пат. 158:19). Сколь бы ни были лаконичными выше приведенные тексты, они, во-первых, определенно свидетельствуют о наличии развитого культа мощей в Болгарии и России в Х–ХП веках и, во-вторых, намечают типологию связанных с мощами явлений в средневековой культуре. Речь идет прежде всего об «обретении» (лат. elevatio), а также о «перенесении» мощей (лат. translatio) – событиях исключительно важных для общественной жизни средневековья, описываемых в различных вербальных и визуальных источниках. Реже встречаются упоминания о «положении» (лат. depositio) и «возвращении» мощей. В своей статье я попытаюсь остановиться на некоторых аспектах почитания мощей святых, проанализирую значение их почитания. Особенности почитания Прежде всего, считаю необходимым подчеркнуть, что почитание реликвий является существенным отличием христианской традиции. И несмотря на то, что почитание определенного вида реликвий существует в культовых практиках других религий (например, буддизма или позднего ислама ), по масштабу, сущности и значению эти практики несопоставимы с тем, что можно наблюдать в христианской культуре. С другой стороны, по сравнению с подобными явлениями в языческих культурах культ реликвий в христианском мире отличается тем, что может быть в одно и то же время «абсолютным в том смысле, что сами святые и их мощи могут быть объектом поклонения, и относительным, так как право его существования определяется функцией святых как заступников за верующих пред Богом» (выделено мною. – Ел. Б.) 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(См. «Троицк. лист.» 554). XIII. Когда св. Евфимий, именуемый новым, фессалонитским (пам. 14 ок.), на подвижническом своем поприще соединился с некиим Иосифом, то этому Иосифу однажды сказал: «брат! так как мы, будучи в чести, по словам Давида, преступлением заповедей уподобились несмысленным скотам ( Псал. 48, 13 ) и лишились своего благородства, то сочтем самих себя за скотов и, в течение сорока дней, будем питаться одною травою, поникший к земле, как животные: может быть, очистившись чрез это, мы опят получим свою, по образу Божию и по подобию, красоту». Иосиф принял предложение преподобного, и они сорок дней провели в великом злострадании от жажды и голода (Афонский пат. ч. 1, стр. 47 – 48). «Когда же впоследствии они заключились в одной из пещер, то для пропитания собирали лишь желуди, каштаны, и этим едва поддерживали свою жизнь». (Афонский пат. стр. 49). XVI. «Преп. Афанасий (пам. 5 июля), когда был еще мирянином и жил в доме одного вельможи, то не желая баловать свой вкус роскошными блюдами, уговаривал прислужников, чтоб они покупали для него только ячменный хлеб; да и ячменный хлеб вкушал он чрез два дня, с сырыми зелиями, – питием же его была одна вода; редко когда, к малому утешению своей природы, вкушал он некоторые из плодов. Чтобы умерщвлять таким образом плоть свою, он никогда не насыщал чрева, и считал истинным питанием воздержание, находя невыразимое наслаждение в частых и долгих постах». (Афонский пат. ч. 1, стр. 77). «Когда же сделался иноком, тогда, по ревности своей к подвижнической жизни, хотел вкушать пищу только раз в седмицу и только старец – руководитель, чтобы отсечь его волю, велел ему принимать пищу однажды в три дня (там же стр. 79 – 80). Затем старец заповедал ему вкушать хлеба, и то сухого, не в три, а в два дня, и немного воды, а во время четыредесятницы принимать пищу чрез пять дней.... Блаженный сын послушания свято исполнил волю духовного своего отца». (Афонский пат. стр. 80). XV. Св. преподобномученик Онуфрий (пам. янв. 4) вкушал пищу иногда чрез три, иногда чрез два дня, – и то самое малое количество хлеба и воды, – более ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

р.б.Галина 2014/01/14, 22:13:55 О, Преподобный Сергий Радонежский! Сердечно благодарю Тебя за помощь в обучении в университете дочери моей р.б. Натальи! Спасибо Тебе, что не оставляешь ее и снова усердно молю Тебя: не остави, помоги ей в сдаче оставшегося зачета перед сессией! Умоли Господа нашего Всевышнего послать ей силы и удачу на завтрашний день 15.01.2014! Вознагради ее за все труды и страдания, всели уверенность в свои силы! Не допусти отчаяния в ее сердце! Пусть будет милостива к ней преподавательница по пат.физиологии и без проблем поставит ей зачет!!! Дай ей силы и упорство сегодня ночью как следует подготовиться к занятию. Да будет воля Твоя, Господи, об одном прошу Тебя, не допусти отчисления доченьки моей р.б.Натальи из университета, она достойна учиться здесь.Дай ей возможность сдавать сессию, помоги допуститься вовремя. На коленях прошу Тебя, Преподобный Сергий Радонежский, услышь мою мольбу материнскую и не остави нас без внимания! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. р.б.Галина 2014/01/14, 22:01:02 О,Преподобный Сергий Радонежский! Спасибо Тебе за помощь в учебе доченьке моей, р.б. Наталье! Твоими молитвами она получила уже почти все зачеты! Остался всего лишь один по пат.физиологии! Но и времени на его получение только 2 дня! Помоги же, Отче, доченьке моей, р.б.Наталье, завтра 15.01.14 получить этот зачет!!! Она практически весь материал за семестр уже сдала, осталась лишь часть последнего 3-го коллоквиума.Она писала эту часть в виде контрольной на последнем занятии, но результат не известен до сих пор. О,Преподобный Сергий Радонежский! Яви Чудо Миру: пусть завтра на занятии выяснится, что контрольная зачтена (неважно с какими баллами) и тогда зачет будет получен! Умягчи сердце преподавательницы по пат.физиологии, пусть она завтра 15.01.14 будет добра и благосклонна к доченьке моей,р.б.Наталье, и поставит, наконец, ей зачет!!! Сниспошли на преподавательницу по пат.физиологии Твою молитвенную благодать, пусть она придет на занятие и будет в добром здравии и хорошем расположении духа! Помоги сегодня доченьке моей, р.б.Наталье подготовиться к занятию, а завтра быть собранной, спокойной и уверенной.Пошли ей, Отче, завтра немного везения, сообразительности, чтобы она хорошо ответила на вопросы и удовлетворила преподавательницу!!! Не остави ее в труднейшую минуту!!! Не допусти отчисления из университета из-за этого зачета!!! На Тебя только уповаем, О, Преподобный Сергий Радонежский! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Вопрос 104. Убо пользуетлися или избавляется от смерти иже от града во ину страну бегая. Ответ. Пророку к Богу глаголющу ( Пс.138:7 ): камо иду от духа твоего, и от лица твоего камо бежу. яве есть, яко от Бога убегнути никтоже может, аще ли воздух некий или ина от создания вина есть, иже губительное творящая прилучся, избегает кто сея во ину страну пришед. Вопрос 105. (Пат. скит. 27, Григ. Беседа кн.4 гл.12) Откуду убо зрим некия праведны души борющияся на дни 577 и судимы. некия же грешны мирно и вскоре издыхающе. Ответ. Вся судбы Божия ведети убо нам невозможно есть, сего ради добро есть немного испытовати нам сия. Обаче же разсмотряюще глаголем. яко множицею и мужие благочестивии мучими бывают прежде смерти, или на смерть. яко да мы зряще убоимся и уцеломудримся. всяко же и яко человецы святии мал некий недостаток имуще, ради таковыя муки яже на смерти (Пат. скит. сл.27) совершенне очищаются, и непорочни прочее отходят, грешнии же мирне и вскоре издыхают. яко нестерпиму всяко прияти хотяще тамо муку. Вопрос 106. Чесо ради множайшии от человек в нощи рождаются, в нощи умирают. Ответ. Мне мнится, яко да навыкнем таковыя ради притчи (Богослов сл.40), яко темно убо есть настоящаго ради жития. и рождение и успение. рекше иже в него вход и иже из него исход. Вопрос 107. Откуду нецыи убо люте в страсть блудную ратуеми суть. нецыи же естествене отнюдь таковыя сласти удаляются просто. таже и множицею дебелою плотию обложени суще. Ответ. (Пат. скит. сл.6, Лест. сл.26) Телесем похотение бывает человеку. или от теплаго растворения телеснаго. или от многия пищи, и сна и покоя, таже и от действа сатанина, четвертое же множицею. и от еже судити других, пятое же от высокоумия, егда кто велемудрует о своей чистоте. таковый убо попущаем есть паднути, яко да ради блуда отложит гордость, и наставлен бысть во смиреномудрие, получит спасение. в сравнении бо двою злу, легчайши есть паче гордости согрешения еже от тела естественое похотение. Чистотствуют же нецыи, или от Бога покрываеми. или студенаго суще растворения, или мнозем пощением себе нудяще, и никакоже осуждающе. аще нецыи гордость имуще чистотствуют, подобает ведати таковых. яко от диявола преобидени быша, доволне сущи гордости паче всех страстей повинны тех. сотворити вечней муце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Пафлагонские енеты, не все, когда царь их Пилемен умер под Троей, почему-то возмутились и, будучи изгнаны из Пафлагонии, искали себе мест и вождя. Новое место жительства они наметили себе у Адриатического моря, а вождем своим избрали троянца Антенора, который по взятии Илиона оказал услугу греческому царю Менелаю и Улиссу, передав им Елену, и за то Менелаем был отпущен на волю. Сей Антенор, взяв с собой жену свою Феано, двух сыновей своих, Еликаона и Полидоманта, и несколько товарищей вместе с енетами чрез Иллирию пришел на намеченное место, которое и назвали они Троей, вероятно, в память разоренной Трои. Здесь враждебно встретили их дикие туземцы, древле родившиеся из земли, tellure antiquitus orti, евганеи 289 , и жившие между Адриатическим морем и Альпами. Но енеты победили их и царя их Велеса прогнали на Альпийские горы. Тогда Антенор построил город и дал ему имя Пат-авий, по-нашему: Птич-город. Такое имя дано ему по следующему поводу. Антенор вопросил богов своих: где бы ему построить город. Боги ответили ему: построй там, где стрела твоя попадет в птицу. Застрелил же он птицу на берегу реки Пада, так названной, думаю, еще евганеями, и потому назвал город именем реки и птицы, Pat-avium, Пад-птич. Но более вероятным признаю то замечание Сервия, по коему сей город назван Пат-ави-ум от расстреленной пташки – птицы, avis, возвестившей собой волю богов. Славионы называли его Пат (от речения: пта, птак, пташка), а латино-арии – avium, от avis – птица; впоследствии же оба речения слились в одно Патавиум (другой город Птич, Petovium, Petovio, находится в Паннонии, на границе области, называвшейся Норика). Это нынешний Petau в австрийской Штирии. Тамошние словенцы называют сей город Птуй, соседние хорваты – Оптуй, отбросив окончание -овий, точно так же, как в наших старых книгах вместо «воловий» читается «волуй». Судьба Падуи весьма мало известна мне. Как и как выростал сей город и что и что делалось в нем со времени построения его Антенором, это покрыто мраком неизвестности, изредка освещенном мимолетными проблесками, т.е. заметками классических писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Начнем с того, что подобное шоу показываются в телевизионном эфире с завидной регулярностью. В нем используются ловкие гипнотические техники, как и в рекламных, внушающих покупать только «наши таблетки от диареи». Продуманный сценарий программы позволяет быстро приблизиться к кульминации. Пристегните ремни, путешественники, когда «шаман» Пат Робертсон страстно сжимает веки, упрямо морщит лоб и потеет от напряжения. Он картинно концентрируется, и это (видно на экране) дается ему нелегко. Понятное дело, ведь парень устанавливает связь с Богом, главным небесным спонсором! Ширли Маклейн называет это ченнелингом. И вот связь установлена. Царь Царей сообщает ему о своем раздражении в связи с последними событиями внутри страны и за рубежом. Всемогущему Богу «до смерти противно» (любимая фраза бывшего президента США Рональда Рейгана), что Америкой управляют бездари, гомосексуалисты, феминистки, демократы, либералы, атеисты (список можете продолжить сами), и по какой-то неясной причине Бог «страшно ненавидит» иракцев. А тем временем ведущий Бен Кинглоу благочестиво вздыхает и громко постанывает: «О, Иисус! О, Иисус!» Потом Пат Робертсон начинает умолять Господа-мстителя укрепить и вооружить его народ, чтобы одолеть всех врагов. Напряжение возрастает. Пат и Бен вступают в следующую фазу, начиная ритмично покачиваться. Затем камера наезжает на аудиторию и показывает крупным планом, как зрители исступленно сжимают руки и с болезненно искаженными лицами тихо скандируют имя Господа. Все это вызывает у Вас крайнее изумление, и вдруг становится совершенно понятно, что здесь происходит. Все эти люди испытывают наркотический кайф! Они участвуют в искусно разработанной психоделической шаманской церемонии. Когда человек поддается влиянию всеобщего действия и начинает вести себя вовсе не так, как делал бы это в одиночку, он проявляет групповой конформизм. В результате реального или воображаемого давления группы изменяется его поведение или убеждения. Роль группового конформизма в изменении мнения человека была показана в знаменитом эксперименте доктора Соломона Эша по исследованию восприятия, в котором участники должны были определить, какой из трех сравниваемых отрезков соответствует эталонному. Этот эксперимент продемонстрировал, что при всей простоте и однозначности ответа люди начинают сомневаться в его правильности и даже переживают самый настоящий «эпистомологический кошмар», когда остальные члены группы (в действительности, экспериментирующее) дают за них неправильный ответ на поставленный вопрос. Сам Эш сказал о результате эксперимента так: «Меня тревожит, что разумные и добросовестные молодые люди готовы назвать белое черным. Это обстоятельство поднимает вопросы о методах образования и ценностях, которые определяют наше поведение».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

пункте и состоят в следующем 501 : если «Пи-тум» на юго-западном берегу Мензалэ одно и то же с Патумос у Геродота, то как понимать свидетельство последнего? По обычному чтению слов Геродота, Патумос находился около Бубастиса, по другому чтению – при впадении канала в Красное море; ни тому, ни другому из этих мест не соответствует, очевидно, Питум у оз. Мензалэ. Это обстоятельство, ввиду никем не подвергаемой семнению верности свидетельства Геродота о месте Патума, ведет к тому неизбежному выводу, что в Египте, кроме двух, указанных Бругшем, городов, с именем: Питум, был еще, по крайней мере, во времена Геродота, третий, который носил такое же название. Древние египетские тексты, насколько и для неегиптолога возможно знакомство с ними из изданного Бругшем географического словаря древнего Египта, заключающего богатый географический материал, дают – затем – даже довольно ясные указания на округ к северу от Гелиополиса, называвшийся Патен, и на город с культом божеству Туму. О первом Бругш сообщает следующее: «Петен, Пета, так называется, по-видимому, страна к северу от Гелиополиса с главным городом Дема-Песрак, Посок, Бельбеис» 502 . В тексте стелы из коллекции Розно, открытой в окрестностях Тел-Баст и относимой к царствованию Аамеса, говорится о городе, названном таким образом: «город Писрак страны Пат» 503 . Это название «Пат», по исследованию Бругша, тожественно с названием «Патен», встречающимся в иератическом Берлинском папирусе 1, где под ним разумеется область с главным городом Песрак или Бельбеис 504 . Далее – определяя географическое положение города «Менс», названного в надписи храма Едфу, Бругш говорит: «Менс – город в территории Гелиопольского нома Н. Египта, с культом солнечного бога Тума.... вблизи канала в Красное море, в том месте, которое теперь называется Тел-ел-Кебир, при входе в долину Тумилат. Город Менс, Монс, где бог Тум Гелиополиса имел особое святилище, не отличен от местности, названной у Геродота Патумос, а у географов поздней эпохи Тоум, Toy» 505 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Зная теперь, какие средства служат к угашению в нас нечистых помыслов и плотской страсти, будем постоянно употреблять их в борьбе с внутренним тлетворным змием – похотью и ими поражать этого страшного нашего врага. Призовем на помощь благодать Божию и мы победим его. А победивши, в общее всех воскресение получим ту награду, которую Господь обещает победителям. Побеждающему, говорит Он, дам сести со Мною на престоле Моем ( Апок.3:21 ). Аминь. 50. Чем сильнейшую христианин перенесет брань, тем славнейшую, за победу в оной, получит награду (Из жизни преподобномученика Акакия. Пат. ч. 2, стр. 263). Истина известная: чем сильнее бой, тем славнее победа; чем труднее подвиг, тем блистательнее за оный венцы. Эта истина всегда оправдывается как в жизни вообще, так и в частности в жизни христианской. Без всякого сомнения и в последней, чем в большем искушении устоит человек, тем и награды от Бога он должен ожидать большей. Это конечно должно быть понятно для вас и само по себе; но для вящшаго убеждения в этом, мы постараемся доказать истину сего примером. Св. преподобномученик Акакий, память коего совершается 1 мая, в отрочестве отрекся от Христа и, отрекшись, поселился в доме одного турецкого начальника, который полюбил его и усыновил. Когда он достиг восемнадцатилетнего возраста, жена этого начальника вдруг почувствовала к Акакию сатанинскую любовь, и однажды, не будучи уже более в состоянии удерживать себя, открыла ему преступную свою страсть и, для достижения своей гнусной цели, прибегла к способу, какой употребила жена Пентефриева в отношении к целомудренному Иосифу, Но Акакий, при этом жестоком искушении, устоял, и хотя и знал, что, не сойдя на желание госпожи, он добра от нее ждать не должен, остался однако непоколебимым, при этой брани, как скала, и демона посрамил (Пат. ч. 2, стр. 263). Что же после сего? тотчас после этого, как молния блеснула мысль о Боге в уме Акакия, он сознал страшный грех своего отречения, снова сделался христианином, повел святую жизнь, и в конце концов сподобился и венца мученического (Там же, стр. 263–272).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Сами-то живете вы дурно, а других учите целомудрию.» «Благословен Бог, устрояющий все на пользу!» строго произнес тогда старец. Чтоб и друге научились скромности, – ты будешь примером того, как грозно карает Господь девическое бесстыдство. «Сказав это, он удалился. Вслед за этим, на несчастную девицу, прежде чем дошла она до дома отца своего, вдруг напал бес: испуская пену, она билась о землю и была в самом жалком положении (Аф. пат. ч. 2, стр. 49). Итак, дерзкие юноши и девы, опомнитесь; ибо, как видите, дерзости и насмешки ваши вам даром не пройдут. Но то, о чем слышали, было еще только наказанием в сей жизни. А что будет в будущей? Тем, говорит Апостол, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев ( Рим.2:8 ). Слышите ли? Ярость и гнев. И ярость и гнев не временные, но вечные. Убойтесь же страшного суда Божия и перемените грубость на кротость, дерзость на послушание, насмешки замените ласковым и приветливым словом всякому ближнему, кто бы он ни был. – Чаще вместе с тем держите еще на уме, чтобы избегать бесчинства, мудрую пословицу отцов ваших: береги платье снова, а честь смолоду. Аминь. 32. К поселянам о том, что не должно пасти на чужой земле свой скот (Из жития преподобн. Дионисия. Аф. пат. ч. 2, стр. 47–48). У некоторых из вас, православные, есть дурная привычка выгонять свой скот пастись на чужую землю. Жаль своей травы, и гонит человек своего коня на чужую усадьбу и думает этим подспорить себе и как будто получить прибыль какую. – А между тем из этого ничтожного подспорья, сколько часто зла себе делает. Загоняют его коня на чужой двор, требуют штрафа; начинаются за тем ссоры, часто драки, а иногда, ужасно вымолвить, и целые побоища у одного селения с другим. И вот вместо подспорья выходит одно зло и из-за клочка чужой травы человек терпит большие беды. Но и кроме этого: хорошо ли поступает человек, пасущий свой скот на чужой земле, в очах Божиих? Благословит ли его Господь сделать себе подспорье чужою травой? Оставит ли безнаказанным за пользование чужою собственностью? Знайте, братие, что Господь никогда не благословит такого человека и безнаказанным за присвоение чужого – не оставит.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

690 О постановлениях этого собора, сделавших по требованию константинопольских монахов, см. у проф. Курганова: Отношения между церковной и гражданской властью в византийской империи, стр. 278–279. 700 Gennadii Massiliensis. De scriptoribus ecclesiasticis, c. XXX. Patr. Curs. compl ser. Lat. T. XLVIII p. 1076–1077. 704 Неандер пишет, что следы увлечения оригенистскими мнениями можно находить долго спустя после первого их разрешения; в особенности долго процветали они на Востоке, между монахами и духовными. Некоторые проповедники переносили платоно – оригеновское учение о предсуществовании душ в свои проповеди . За это упрекали подобных проповедников Нил Синанский и Исидор Пелусиот , приглашавшие их оставить взаимные распри и следовать общепризнанному учению церкви. Neander. Geschieht der Christlichen Religion und Kirche. B. 4, S. 491. 705 Ф. Стуков. Происхождение в христианской церкви мнения о вечности мучений. Прав. Соб. 1892 г., 3–4, стр. 415. 709 Cotelerii, t. II, p. 259; Пал. пат. вып. 2, стр. 44. Полный и законченный вид учение палестинских оригенистов о преждебытии и восстановлении приняло позже, в 6 веке; но из слов монаха Кирилла ясно, что еще при Евфимии оригенистские споры вращались около этих двух пунктов Оригеновой догматики. 715 Неизвестно, какая нынешняя палестинская местность соответствует упоминаемой в житии Саввы Освященного стране обильной плодоносными полями. В известных нам описаниях Св. земли мы не встретили указания на местность с таким наименованием, хотя следует допустить, что наименование это усвоялось определенному месту, иначе Кирилл Скифопольский точнее определил бы, куда именно удалились новолаврские оригенисты. Выходя из того соображения, что страна с плодоносными полями пользовалась особенными симпатиями монахов–оригенистов или потому, что там они встречали сочувствие своим убеждениям, или потому, что там они находили удобное место для подвигов, мы полагаем, что назвавшие это можно отнести в какой либо из следующих местностей Палестины: Саровской долине вблизи Кесарии, или Хевронской долине, расположенной между Вирсавией и Хевроном. В Кесарии было, как известно, много почитателей Оригена из школы, основанной им здесь, выходили главные сторонники его религиозных воззрений; естественно, что оригенисты, вынужденные оставить Новую лавру, могли направиться в ту часть Палестины, где учение и имя Оригена более всего уважалось. Хевронская долина и южная страна, или Негеб сохранили и доселе следы давно заброшенного, обширного земледелия. В 70 верстах от Вирсавии находится ряд пещер, представлявших, по всей вероятности, некогда жилища монахов (Св. земля и Библия. К. Гейки, стр. 255–258). Сравнительная близость Хевронской долины к Новой лавре (хербет-ел-Кусёр), обилие пещер делает возможным то предположение, что неолавриты избирали её своим временным местопребыванием по неоднократном удалении из лавры. Cotelerii t. Ill, р. 274–275; Нал. пат. вып. 1, стр. 52–53.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010