И. Ч. и., выполненные в кон. XVII-XVIII в., находились во всех храмах Чернигова. Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) В наст. время в Елецком Успенском мон-ре в Чернигове почитаются 2 списка. Первый (кон. XVIII в.) соответствует размерам чудотворному образу и происходит из Троице-Ильинского мон-ря, где он находился с начала Великой Отечественной войны и до закрытия мон-ря в 1962 г. (в этот период мон-рь был женским). Со дня закрытия образ хранился у мон. Агнии, к-рая передала его в Елецкий мон-рь по возрождении в обители монашеской жизни. В 1996 г. икона была отреставрирована Р. М. Боголюб. В мон-ре образ считается оригиналом письма мон. Геннадия (Дубенского), несмотря на иконографическое несоответствие чудотворной иконе, чье изображение без оклада зафиксировано на фотографии нач. XX в. Не исключено, что эта икона была списком, к-рый ставился в Троицком соборе Троице-Ильинского мон-ря в зимнее время на место чудотворного образа. Др. икона (XIX в.), меньше по размеру, украшена серебряным окладом XIX в. Находилась в мон-ре до его закрытия в нач. 20-х гг. XX в., затем хранилась у киевской монахини, к-рая в 1988 г. передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. С 1994 г. образ пребывает в мон-ре; его можно идентифицировать с упоминаемым в лит-ре нач. XX в. списком И. Ч. и. в серебряной ризе, изготовленной на средства девицы Клавдии. Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы) В Гамалеевском Харлампиевом жен. мон-ре пребывал местночтимый список (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в., не сохр.), выполненный для этой обители. Он уцелел при опустошительном пожаре кон. XVIII в., имел серебряную ризу ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Гамалеевский Харлампиев женский монастырь. Чернигов, 1862. С. 42).

http://pravenc.ru/text/389455.html

Лит.: Печерский мон-рь//Нижегородские ГВ. 1849. Ч. неофиц. 49. С. 548; Добротворский С. А., прот. Описание нижегородского первокл. муж. мон-ря. Н. Новг., 1850 (То же//Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. Н. Новг., 2010. С. 11-72); Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей в Нижегородской губ. СПб., 1857. Н. Новг., 19992; он же. Св. Дионисий, архиеп. Суздальский, основатель нижегородского Печерского мон-ря. Н. Новг., 1864; Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. Н. Новг., 1859. Ч. 2. С. 101-112 (То же//Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. 2010. С. 76-86); Филарет (Гумилевский). РСв. Т. 3; Четыркин И. Н. Ист.-стат. описание нижегородского Печерского Вознесенского муж. мон-ря. Н. Новг., 1887 (То же//Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. 2010. С. 91-217); Снежницкий А. Н., диак. Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 г. 900-летия Крещения Руси. Н. Новг., 1888. С. 238-243; он же. Печерская часовня в Нижегородской ярмарке. Н. Новг., 1901; Муравьёв А. Н. Печерская обитель// Он же. Путешествие по св. местам русским. СПб., 18896. Ч. 2. С. 121; Лавров Д. В. Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. СПб., 1892; он же. Св. Дионисий, архиеп. Суздальский и митр. всея России, основатель нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря. Н. Новг., 1892; Добровольский М. В., прот. Краткое описание Нижегородских церквей, мон-рей и часовен. Н. Новг., 1895; он же. Путеводитель по святыням и церк. достопримечательностям г. Н. Новгорода. Н. Новг., 1912; Серебровский И., свящ. Гробница схим. Иоасафа в с. Ст. Печерах. Н. Новг., Драницын Н. И. Краткий указ. святынь и достопримечательностей нижегородского Печерского Вознесенского мон-ря. Н. Новг., 1902; Добротвор Н. М. История г. Горького. Горький, 1947; Борисов Н. С. Рус. Церковь в полит. борьбе XIV-XV вв. М., 1986; Филатов Н. Ф. Купола, глядящие в небеса. Н. Новг., 1986. С. 207-240; Пудалов Б. М. Хронологический указ. властей Печерского мон-ря//Город славы и верности России: (Мат-лы конф., посвящ.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Филарет (Денисенко; 28 окт. 1990 - 27 мая 1992), Владимир (Сабодан; с 27 мая 1992). Монастыри Действующие Киево-Печерская лавра в честь Успения Пресв. Богородицы (муж., в Киеве, основана ок. сер. XI в., закрыта в 1930, возрождена в 1941, закрыта в 1961, возрождена в 1988); Межигорский в честь Преображения Господня монастырь (муж., в с. Нов. Петровцы Вышгородского р-на, известен к нач. XVI в., существовал близ совр. с. Нов. Петровцы, упразднен в 1786, возрожден в 1884-1886 как муж., в 1894 преобразован в жен., закрыт в 1929 и в 30-х гг. XX в. разрушен, с июня 2011 восстанавливается как муж. скит); Вознесенский Флоровский (жен., в Киеве, основан до 1566, закрыт в 1930, возрожден в 1941); Голосеевский Покровский (муж., в Киеве, основан в 1631 как скит Киево-Печерского мон-ря, в 1793 обращен в хозяйственный хутор, в 1831 возобновлен как скит лавры, после 1918 обращен в трудовую артель, к-рая в 1926 была упразднена, в 1996 возобновлен); переяслав-хмельницкий во имя арх. Михаила (муж., в Переяславе-Хмельницком, основан до 1646, упразднен в 20-х гг. XX в., возрожден в 2011); Китаевская Свято-Троицкая пуст. (мон-рь) (муж., в Киеве, основана в XVIII в. как пустынь Киево-Печерского монастыря, пустынь закрыта в 1933, возрождена в 1993 г. как скит Киево-Печерской лавры, с 2002 самостоятельный мон-рь); киевский Церковщинский в честь Рождества Пресв. Богородицы (муж., в Киеве, основан в 1833 как подворье киевского Братского монастыря, с 1919 самостоятельный мон-рь, в 1920 обращен в трудовую артель, закрытую в 1928, с 2010 мон-рь); Ионинский Свято-Троицкий (муж., в Киеве, основан в 1866, в 1928 обращен в трудовую артель, закрытую в 30-х гг. XX в., возрожден в 1995 как самостоятельный мон-рь); Покровский (жен., в Киеве, основан в 1889, к 1919 обращен в трудовую артель, упраздненную ок. 1923, возрожден в 1941); Введенский на Печерске (муж., в Киеве, основан в 1878 как жен. община, с 1901 жен. мон-рь, упразднен в 1935, действовал в 1941-1960, возрожден в 1996 как муж.); киевский Зверинецкий Михаило-Архангельский (муж., в Киеве, основан в 1913 как Рождество-Богородицкий скит Киево-Печерской лавры, закрыт, вероятно, в 1934, в 1997 возрожден как скит Ионинского Троицкого мон-ря, с 2009 самостоятельный мон-рь); Пантелеимоновский в Феофании (жен., в Киеве, основан в 1901 как скит киевского Златоверхого Михайловского муж.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Собор Св. Софии в Вел. Новгороде. 1045 - 1050 гг. Юж. фасад Собор Св. Софии в Вел. Новгороде. 1045 - 1050 гг. Юж. фасад Идея подражания К-полю, за к-рым в рус. языке закрепилось описательное название Царьград (наряду с Костянтинград; ср. греч. βασιλς πλις), нашла свое выражение в градостроительстве (соборы Св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке; храм Двенадцати апостолов при княжеском дворе в Берестове; киевские церкви св. Ирины, св. Георгия и Влахернской Богоматери; Золотые ворота Киева и Владимира). Возникает и своего рода соперничество «матери городов русских» с митрополией христ. ойкумены: в XI в. Киев удостаивается эпитета «другого Иерусалима» (Похвала Владимиру). Хранителями воспринятых из Византии духовных и церковных традиций выступали наряду с епископатом монастырские центры, главный из к-рых - Киево-Печерский мон-рь - имел тесные связи с центрами визант. монашества - Афоном (где, по преданию, подвизался прп. Антоний Печерский, † 1073) и Студийским мон-рем в К-поле (откуда при прп. Феодосии Печерском был доставлен и переведен Студийско-Алексиевский Типикон ). В афонских актах уже в 1016 г. засвидетельствован мон-рь некоего «Роса». Афонский мон-рь Ксилургу (Древоделя) упоминается в 1142 г. как обитель, в к-рой имелось множество «русских» книг и вещей; к 1169 г. этот мон-рь стал столь богат и многолюден, что к нему был присоединен пришедший в упадок древний мон-рь св. Пантелеимона, с этого времени получивший название Русского (Ροσικον) ( Мошин. 1947-1950; см. статьи Русский вмч. Пантелеимона мон-рь , а также разд. «Афон и Россия» в ст. Афон ). Широкие формы приняло паломничество к святыням К-поля и далее в Св. землю. О каликах, путешествовавших в Иерусалим, говорится уже в Несторовом Житии прп. Феодосия Печерского. Киево-Печерский Патерик рассказывает о путешествиях в XI в. игум. Димитриевского мон-ря прп. Варлаама - в К-поль и Иерусалим, буд. митр. Переяславского Ефрема - в К-поль. Столица Византии служит отправным пунктом для 1-го рус. описания паломничества в Св. землю - «Хожения» игум. Даниила (1104-1106 или 1106-1108). В XII в. в отвоеванный крестоносцами Иерусалим путешествовали - в т. ч. через Византию - многие рус. паломники, в т. ч. кнж. прп. Евфросиния Полоцкая, встретившая по пути имп. Мануила I и принятая им «с великою честью» (ПСРЛ. Т. 4. С. 178). Новгородский архиеп. Нифонт (1131-1156) осуждал массовое паломничество к св. местам, видя в этом вред «для русской земли» из-за разорительных затрат на далекие и опасные поездки (РИБ. Т. 6. Стб. 61-62), но число паломников, очевидно, продолжало расти, и не позднее 60-х гг. XII в. в Иерусалиме возник рус. мон-рь Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Ново-Спасского мон-ря. СПб., 1883; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; он же. Вкладная книга Нижегородского Печерского мон-ря//ЧОИДР. 1898. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-93; он же. Синодики XVII в. Переславского Горицкого мон-ря. М., 1902; он же. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в.//Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1906. Вып. 5. С. 1-115; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой синодик и вкладная книга)/Предисл. Н. Добрынкина. Владимир, 1892; Покровский Н. В. Древности Костромского Ипатьевского мон-ря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34 [на с. 4-5 отрывки из вкладной книги]; Воронцова Л. Д. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря//Древности: Тр. Археогр. Комис. МАО. 1899. Т. 1. Вып. 2. Стб. 321-346; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 577-580 [фрагмент вкладной и кормовой книги Троице-Сергиева мон-ря кон. XVI в.]; Вкладная книга Брянского Свенского мон-ря//ИРГО. 1911. Вып. 4. С. 392-433; Апухтин В. Р. Псково-Печерский Успенский мон-рь и его вкладная книга 1558 г. М., 1914; Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониева Сийского мон-ря 1576-1694 (7084-7202) гг.//ЧОИДР. 1917. Кн. 2. Отд. 1 С. 1-104; АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338; Т. 3. 479. С. 465; Вкладная книга 1674-1675 (7183) года Моск. Новодевичьего мон-ря//Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Моск. Новодевичьего мон-ря/Подгот. В. Б. Павлов-Сильванский. М., 1985. С. 152-210; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря/Предисл. И. Л. Маньковой. Свердловск, 1992; Козляков В. Н. Толгский мон-рь XVII в. и его вкладчики//Ярославская старина: Из архива рус. провинции. Ярославль, 1992. С. 14-22; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря. М., 1993; Хозяйственные книги Чудова мон-ря 1585/86 г. М., 1996. С. 31-53; Вкладная книга Анзерского скита//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Подгот.

http://pravenc.ru/text/158928.html

30 окт. 1992 г. из Киевской епархии УПЦ КП выделена Черкасская епархия (во «епископа Черкасского и Чигиринского» 15 нояб. 1992 был поставлен архим. Нестор Кулиш). К нач. 1993 г., когда каноническая УПЦ имела 226 общин в Киевской обл. и 44 общины в Киеве, УПЦ КП насчитывала 68 зарегистрированных общин в Киевской обл. и 26 в Киеве, среди последних было 8 общин, образованных в 1992 г., и 18 бывш. общин УАПЦ, часть к-рых не успела внести в приходские уставы изменения, утверждавшие их переход в УПЦ КП. Из общин, формально числившихся за УАПЦ, к 1993 г. состояли на регистрации: Киевская духовная семинария (106 слушателей) и Златоверхий Михайловский мон-рь (Там же. Д. 670). 10 февр. 1993 г. открылся жен. мон-рь во имя вмц. Екатерины в с. Ташань Переяслав-Хмельницкого р-на, а 20 авг. 1993 г.- муж. мон-рь во имя прп. Антония Печерского в с. Петровское Киево-Святошинского р-на (эти мон-ри, хотя и были зарегистрированы в органах власти, на деле оказались фиктивными общинами, и создавались, по свидетельству местных властей, всего лишь с целью получения для УПЦ КП новых помещений и для улучшения отчетности). Власти активно передавали раскольникам древние святыни и памятники архитектуры: в июне 1993 г. представитель президента в Киевской обл. И. М. Капштик передал в ведение УПЦ КП Николаевский муж. мон-рь в г. Богуслав, к сент. 1993 г. за УПЦ КП закреплен стилобат киевской Андреевской ц., закрытой к тому времени на ремонт (21 сент. 1993 здесь была зарегистрирована новообразованная «Киевская духовная академия» УПЦ КП). По инициативе Денисенко и при поддержке властей постоянно регистрировались «параллельные» общины УПЦ КП (часто фиктивные), к-рые заявляли свои претензии на храмы и мон-ри, принадлежавшие к юрисдикции канонической УПЦ. Так, 19 авг. 1993 г. по личной просьбе Филарета Денисенко были зарегистрированы общины УПЦ КП: Введенского жен. мон-ря (претендовала на Введенский муж. мон-рь УПЦ), Ионинского муж. мон-ря (претендовала на киевский Ионинский муж. мон-рь УПЦ), Кирилловского жен.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Отец Михаил так пояснил это своей духовной дочери: «Знай, как бы кто не добивался стать монахом – без Божией воли никогда им не станешь. Я не знал, что она умрет, но было мне велено безотлагательно ее постричь. Я могу это сделать, только если есть: 1 – крайняя нужда; 2 – откровение Божие; 3 – благословение и воля высшего иерарха. Когда бывает второй случай, – Господь мне велит, – я не буду ни у кого спрашивать – ни у архиерея, ни у патриарха; не могу ослушаться повеления Божия; и в первом случае – тоже». (7, с. 1312–1313) Как батюшка знал, что так надо было поступить, как ему так ясно, явно открывается Божия воля, что он и лик Пречистой видит, и Она отворачивалась от него, потом опять обернулась, – отец Михаил ничего не ответил. Вероятно, вопрос был слишком смелый и ответ не по духовным силам вопрошавшей. Литература 1. Валаамский Патерик. Т. 1. Спасо-Преображенский мон-рь: Паломник, 2003. 2. Валаамский Патерик. т. 2. Спасо-Преображенский мон-рь: Паломник, 2003. 3. Валаамские подвижники. Второе изда. исправленное и дополненное. С.-Пб. Спасо-Преображенский мон-рь. 1997 (По изданию С.-Пб.; Тип. Н.А. Лебедева, 1891). 4. Старческие советы. Христианский Православный Благотворительный фонд «Преображение», 2000. 5. Золотая цепь старчества. Русские старцы ХХ столетия. Сост. Л.А. Ильюнина. Изд-во общественной организации «Православный Санкт-Петербург», 2010. 6. Великие русские старцы. УПЦ МП. Полтавская епархия, Спасо-Преображенский Мгарский мон-рь, 2007. 7. Беседы великих русских старцев. УПЦ МП. Полтавская епархия, Спасо-Преображенский мон-рь, 2007. 8. Великие старцы ХХ столетия. Автор-сост. С. Девятова. М.: Артос-Медиа. 2008. 9. Любовь покрывает все… Московский Сретенский мон-рь: Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, 2010. 10. Письма о духовной жизни. Сост. В. Дегтярев. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь: ООО «Столичная ярмарка», 2007. 11. Валаам Христовой Руси. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Хризостом, 2000. 12. Схимонах Агапий. Спб. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, 1997.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Гомельской и Жлобинской епархии), в г. Гомеле. Гомельский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2005 г. Гомельский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2005 г. Основан в 1993 г. при кафедральном соборе св. апостолов Петра и Павла. Г. м. является наследником Чёнкского Макариева жен. мон-ря, учрежденного в Гомеле в 1899 г. Мон-рь жил по Саровскому уставу, в 1914 г. в нем проживали игум. Валерия и 80 сестер. В 1929 г. мон-рь был закрыт, в корпусах разместился детский дом. В 1943 г. трудами сщмч. Серафима (Шахмутя) в Чёнкском мон-ре возродилась иноческая жизнь, к 1945 г. в нем проживали игум. Поликсения и 30 насельниц. После 1945 г. обитель была закрыта. В 1992 г. по инициативе архим. Антония (Кузнецова) и оставшихся в живых сестер Чёнкской обители при Петропавловском соборе в Гомеле была организована жен. община, к-рая решением Синода Белорусского Экзархата МП от 1 апр. 1993 г. была преобразована в Г. м., настоятельницей стала игум. Неонилла (Ярешко), с 3 февр. 1996 г.- мон. Вера (Афонькина). Сестры проживали на 1-м этаже Гомельского епархиального управления. В сент. 2004 г. мон-рь получил отдельное 2-этажное здание на ул. Котовского в Гомеле. На 1-м этаже освящена ц. во имя св. Матроны Московской. К нач. 2006 г. в ограде мон-ря находились также детский сад и хозяйственные постройки. В нач. 2006 г. в Г. м. проживали игумения, 4 схимонахини, 7 монахинь, 6 инокинь, 5 послушниц. Сестры читают неусыпаемую Псалтирь, несут клиросное послушание в Петропавловском соборе, трудятся в епархиальном управлении, преподают в воскресной школе, окормляют жен. ИТЛ, детские дома, больницу в с. Дятловичи. В Г. м. устроены иконописная и пошивочная мастерские. В с. Бобовичи мон-рю принадлежит подворье с домовой Никольской ц., книжной лавкой, домом для сестер и земельным участком. В 2001 г. в с. Чёнки открыто подворье с домовым храмом, в к-ром по воскресным и праздничным дням совершаются литургии, по средам служится акафист в честь иконы Божией Матери «Знамение». Сестры проводят занятия в воскресной школе на базе профилактория в с. Чёнки. Святыни В Г. м. хранится чтимый образ Тихвинской иконы Божией Матери, иконы с мощами прав. Иоанна Кормянского, прп. Евфросинии Полоцкой, Киево-Печерских святых. В ведении мон-ря находится источник в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Гомеле, на к-ром в праздники Богоявления, Казанской иконы Божией Матери и в четверг Светлой седмицы совершается водоосвящение. Арх.: Арх. ЦНЦ. Игум. Савва (Мажуко) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166105.html

1863. С. 74-77). В 1737 и 1747 гг. Н. П. м. пострадал от крупных пожаров. Указом от 10 июля 1759 г. имп. Елизавета Петровна повелела доставить в С.-Петербургскую АН историческое описание обители с планом, однако об исполнении этого указа сведений нет ( Снегирёв. 1863. С. 89); тем не менее обитель одной из первых получила историческое описание, опубликованное в 1802 г. ( Ювеналий (Воейков). 1802). В 1764 г. обитель была отнесена к мон-рям 1-го класса. По всей видимости, летом 1780 г. в Н. П. м. побывал посетивший Россию инкогнито под именем графа Фалькенштейна император Свящ. Римской империи Иосиф II Габсбург (Там же. С. 84, указан ошибочный год - 1785). В 1782 г. визит в мон-рь нанесла имп. Екатерина II Алексеевна . В 1794-1842 гг. в обители подвизался старец Филарет (Пуляшкин; в схиме Феодор). Д. Г. Давиденко XIX - нач. XX в. Торжественная встреча имп. Николая II в Новоспасском мон-ре. Фотография. 26 мая 1913 г. Торжественная встреча имп. Николая II в Новоспасском мон-ре. Фотография. 26 мая 1913 г. Продолжительное время настоятелем Н. П. м. был архим. Варлаам (Головин; 1799-1811), ранее возглавлявший Мирожский (1774-1775) и Снетогорский (1775-1785) мон-ри в Пскове, Псково-Печерский мон-рь (1785-1792) и Новоиерусалимский Воскресенский мон-рь (1792-1799). На непродолжительное время его сменил архим. Сергий (Крылов-Платонов; 1811-1812; впосл. архиепископ), а накануне Отечественной войны 1812 г. мон-рь возглавил церковный историк архим. Амвросий (Орнатский; 1812-1816; впосл. епископ), который организовал эвакуацию большей части монастырских ценностей и ризницы в Спасо-Каменный мон-рь, серебряные ризы с образов были спрятаны под кровлей Преображенского собора (Новоспасский мон-рь. 2016. С. 111-112). Архим. Амвросий с братией покинул Н. П. м., в обители остался наместник старец Никодим с 10 монахами и послушниками. 2 сент. поляки учинили в мон-ре грабеж, вечером после пыток был заколот пикой настоятель (с 1773) ц. Сорока мучеников Севастийских бывш. подмонастырской слободы свящ.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Ч. 1. 201. С. 179-180, см.: Кучкин. 2002. С. 101). География возникновения киновий позволяет выделить 2 центра их распространения: Н. Новгород и Москва. С Н. Новгородом связана деятельность свт. Дионисия († 15 окт. 1385), архиеп. Суздальского, Нижегородского и Городецкого, который поддерживал самые тесные связи с К-польским Патриархатом. В 1-й трети XIV в. прп. Дионисий основал нижегородский Печерский мон-рь. Обитель, видимо, сразу получила общежительный устав, поскольку в летописной записи о возведении Дионисия в 1374 г. на Суздальскую кафедру он назван «общему житию началником» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105-106). Как следует из грамоты прп. Дионисия Снетогорскому мон-рю, святитель считал «общее житие» наиболее совершенным устройством монастырской жизни. Под влиянием святителя инокини нижегородского Зачатиевского монастыря, основанного ок. 1355 г. кнг. Василисой, женой кн. суздальского и нижегородского Андрея Константиновича, приняли общежительный устав (в 1369 прп. Дионисий постриг княгиню в монахини с именем Феодора). К 1374 г. настоятель Печерского Вознесенского мон-ря носил сан архимандрита, что говорит о высоком статусе обители. Ученики Дионисия, прошедшие школу монашеской жизни в Печерском мон-ре, основали множество киновий. Между 1355 и 1363/64 гг. свт. Дионисий послал своего ученика прп. Евфимия в Суздаль для создания общежительной обители. Прп. Евфимий выделил участок для строительства Покровского жен. мон-ря, настоятельницей к-рого стала его двоюродная сестра Евфимия. Преображенский мон-рь был общежительным, но ктиторским: он зависел от князя, к-рый давал ему «милостыню довольну». Еще 11 насельников Печерского мон-ря отправились в др. «верховские города» создавать обители в землях бывшего Черниговского княжества (Житие относит эти события к 6860 (1351/52) г.). Как следует из древнейшей редакции Жития Авраамия Галичского, Чухломского, учеником свт. Дионисия был прп. Авраамий ( Розанов С. П. Отрывки из неизвестной древнейшей редакции Жития Авраамия Галичско-Городецко-Чухломского. Варшава, 1912. С. 10). До 1375 г. он основал 1-й общежительный мон-рь в Галицком княжестве - Авраамиев Новозаозерский в честь Успения Божией Матери . Галицкий кн. Георгий (Юрий) Димитриевич учредил в мон-ре архимандритию, «ради большей чести». Впосл. прп. Авраамий основал еще 3 общежительных мон-ря: в честь Положения ризы Пресв. Богородицы, в честь Собора Пресв. Богородицы на р. Виге, Авраамиев Городецкий на Чухломском оз. Учеником Дионисия был прп. Макарий Унженский († 25 июля 1444?). Будучи 12-летним отроком, он тайно от родителей принял постриг в Печерском мон-ре и стал келейником игум. Дионисия. Затем в поисках безмолвия святой покинул Печерскую обитель и основал 3 мон-ря: в честь Богоявления Господня на р. Лух, Желтоводский во имя Св. Троицы и Унженский во имя Св. Троицы.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010