Итак, называя Бога «Отцом», мы верим в то, что у Него есть Сын, веря в Сына Божия, мы веруем в возможность усыновления Богу Отцу – в этом и есть смысл тайны Богочеловечества Иисуса Христа, то есть Его (Христа) Церкви. И мы читаем далее: Мф.16:15 . «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? » . Здесь вопрос задается уже самим апостолам. Христос хочет знать, как они веруют в Него. И в зависимости от того, что они ответят, будет понятно, готовы ли они вступить в новые отношения с Богом Отцом через Сына Его Иисуса Христа; то есть готовы ли они осознать сыновство Богу в Сыне Его, «от Которого именуется всякое отечество», как мы прочитали у апостола Павла. И далее мы читаем: Мф.16:16 . «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Эти слова меняют весь теологический вектор иудаизма, от коллективного осознания сыновства Богу до индивидуального восхождения каждого, уверовавшего в Иисуса Христа, в состояние чада Божия, «сына Бога» по благодати. И здесь уже прекращается иудаизм и полагаются основы новой веры в Бога, Его нового народа, имя которому Христова Церковь . Святитель Кирилл Александрийский так истолковал это исповедание Петрово. Он, пишет: «Петр не сказал: ″Ты – Христос или Сын Божий″, но сказал: Христос, Сын Бога Живого. Ибо много помазанников по благодати и имеющих достоинство сыноположения, но только Один – Сын Божий по природе. Поэтому он (Петр – О.С.) сказал с артиклем: Христос, Сын Бога. А назвав Его Сыном Бога Живого, он (Петр – О.С.) показывает, что Он (Христос – О.С.) есть жизнь и смерть над Ним не властна. Ведь если Его плоть какое-то время и была немощной, поскольку ей предстояло умереть, она все же воскресла, потому что пребывающее в ней Слово не могло удержаться оковами смерти ». Блаженный Феофилакт так истолковал 16-й стих: « Петр по своей горячности предупреждает (то есть опережает – О.С.) других и справедливо исповедует Его Сыном Божиим… то есть Сын единый и единственный, Сын не по благодати, но рожденный из существа Отчего; ибо христами… были многие, как, например, все цари и священники, а Христос… один ». По благодати «христами», то есть помазанниками, назывались и цари, и священники. И даже языческий царь Кир называется в Библии «христом», то есть помазанником ( Ис.45:1 ). Во Христе все христиане становятся, пройдя чрез Таинства Крещения и Миропомазания, причастными по благодати и священническому, и царственному достоинству. Сказано: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Может вещать Истина и внутри человека. Но когда? Когда, по слову Спасителя, человек облечется силою свыше: " Когда же приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину " (Ин. 16, 13). Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 120). Петр говорит: " Выйди от меня. Господи! потому что я человек грешный " (Лк. 5, 8). Петр исповедует себя грешником и осуждает себя как недостойного лицезреть Христа. Он будто заточает и изгоняет самого себя от лица Христова, как бы говоря: стыжусь грехов моих и боюсь лица Твоего. О Правосудный, видящий сокровенное! Я не смею смотреть на Тебя, недостоин быть пред лицем Твоим, но могу только стоять далеко от Тебя, как осужденный и изгнанный. Но " куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? " (Пс. 138, 7). Ты Сам уйди на время от меня, как заходит солнце, а потом снова сияет. Уйди от меня. Свет мой, со страхом правосудия Твоего, которого я ужасаюсь, пока я не спрошу совесть мою, не исследую подробно грехи мои и не произнесу суда над самим собою. Тогда снова воссияй мне. Солнце мое, озаряя меня лучами благодати Твоей. Таково-то значение слов Петровых, таков смысл, такова тайна. О добрый образ спасения грешников! О доброе наставление всем! Хочешь ли, грешник, быть неосужденным на Страшном суде Божием? Осуди самого себя, предупреждая Суд Божий твоим самоосуждением. Не напрасно говорит апостол: " Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы " (1 Кор. 11, 31). Если каждый из нас научится знать и судить свои грехи, то избавится от вечного осуждения. ... Господь наш, сидя со Своими любимыми учениками на Тайной вечери (там же был и Иуда), начал говорить им о Своем предателе: " истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня " (Мф. 26, 21). Ужаснулись этому ученики Господни, и каждый из них, тотчас посмотрев в совесть свою и не найдя в себе никакой вины по отношению к Господу, отозвался: " не я ли. Господи? " . Сказал это Петр, сказал Андрей, сказал Иаков, и каждый из них говорил одно и то же: " не я ли. Господи? " (Мф. 26, 22). Потом подошла очередь Иуды, и говорит он: " не я ли, Равви? " (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Мф.17:24—25.   Пришедшым же им в Капернаум, приступиша приемлющии дидрахмы к Петровы и реша: Учитель ваш не даст ли дидрахмы; Глагола: ей . Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм (Две драхмы); определенная дань на храм.) и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. Еврейские первенцы вносили каждый ежегодно дидрахму из благодарности Богу за то, что Он некогда погубил египетских первенцев. Хотя и Христос был первенец, однако собиратели постеснялись войти к Нему, так как воздавали Ему уважение за чудеса; но они приходят к Петру, важнейшему из учеников, и не требуют насильно, а скромно спрашивают. Дидрахма — это род денег. Мф.17:25.   И егда вниде в дом, предвари его Иисус, глаголя: что ти мнится, Симоне; царие земстии от киих приемлют дани или кинсон; от своих ли сынов, или от чужих? И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?: Прежде чем Петр сказал относительно дидрахмы, Христос предупредил его, показывая этим, что Он не нуждается в чужом наставлении, так как знает не только то, о чей говорят, но и что думают. Самим примером показывает, что будучи истинным Сыном Божиим, Он не должен платить Отцу дидрахмы, потому что цари не от собственных детей, а от чужих берут дани ( τελη ) или кинсон ( κηνσον — censum). Словами τελος и κηνσος обозначается одно и то же: τελος — у греков, а κηνσος (census) у римлян. Мф.17:26.   Глагола Ему Петр: от чужих. Рече ему Иисус: убо свободни суть сынове , Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; свободны от того, чтобы вносить дань, или кинсон. Мф.17:27.   Но да не соблазним их, шед на море, верзи удицу, и, юже прежде имеши рыбу, возми: и отверз уста ей, обрящеши статир: той взем даждь им за Мя и за ся . но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир (Четыре драхмы); возьми его и отдай им за Меня и за себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Наставления мученикам. (Гл. 4:12–19). Сказав в утешение, что мученики «в явление славы Христовой возрадуются и восторжествуют», апостол прибавляет: «только не пострадал ли кто из вас, как убийца, или вор, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Надлежит, чтобы суд, т. е. страдания, гонения и бедствия отяготели сначала над церковью Божиею. Потом же они разразятся над врагами ее, над неверующими, как наказание Божие». Наставление пастырям и пасомым. (Гл. 5:1–9 ст.). Апостол пастырей поучает пасти стадо Божие охотно, надзирая за ним непринужденно; не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, – чтобы получить неувядаемый венец славы. Пасомых, апостол назидает, чтобы они, повинуясь своим пастырям и смиренно отдаваясь водительству крепкой руки Божией, и сами, однако же, бодрствовали, потому что противник диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Гл. 5:10–11 ст. Свое послание ап. Петр заключает благожеланиями, и приветствиями как от себя лично, так и от лица избранной в Вавилоне церкви и Марка. Второе послание ап. Петра Время и место написания послания. О времени и месте написания второго послания ап. Петра можно сказать следующее. В первой главе настоящего послания в 14 ст. апостол говорит о своей приближающейся кончине. Значит это послание было отправлено незадолго до его смерти, последовавшей, по преданию, в 67-м году по P. X., т. е. написано оно было около 66-го года. А так как последние годы своей жизни au. Петр, по древнему церковному преданию, провел в Риме, где мученически и скончался, то, конечно, из Рима же он и написал свое второе послание. Отношение 2-го послания Петрова к 1-му, и к посланию. an . Иуды. «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл», – так пишет св. ап. Петр во втором своем послании (3 гл. 1 ст.) и этим дает понять как то, что оно назначалось тем же читателям, что и первое послание, так и то, что оба послания имели одну и ту же цель – возбуждение чистого смысла христиан малоазийских, т. е. их ума к непрестанному памятованию проповеданных им словес Христовых. Таким образом, второе послание ап. Петра, по отношению к первому, есть как бы повторительное подтверждение его первых наставлений, поводом своим имевшее близкую кончину апостола и полученные им откровения о грядущих испытаниях для церкви Божией и о появлении лжепророков и безнравственных учителей. Это второе послание можно назвать предсмертным его завещанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Не написано, что Петр имел жену: откуда же ясно, что у него была жена? Я скажу: «придя... Иисус, — говорит (Писание), — к теще Петровой; и та была больна, и коснулся... ее, и горячка оставила ее; и она... служила им» (Мф.8:14—15). Видишь, что и Петр имел жену? Где — теща, там — ясно — есть и жена. Итак видишь, что и Петр имел жену? Не клевещи же на брак. Говорю же это, чтобы никто не выставил предлогом ни жены, ни детей, ни военной службы, ни торговли, ни искусства, ни рабства, ни богатства, ни бедности. Это — отговорки, это — предлоги, это — злоумышления диавола. Ты выставляешь предлогом военную службу и говоришь, что я — воин и не могу быть набожным. Сотник не был воином? А он говорит Иисусу, что «я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф.8:8). И, удивившись, Иисус говорит: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф.8:10). Военная служба нисколько не послужила для него препятствием? Но что — ты? Ремесленник? Тоже и Павел, который был и гонителем церквей, а после того сделался проповедником и апостолом. Но что — ты? Богач? И Авраам — тоже, и при том он имел жену и детей. «Поверил, — говорит (Писание), — Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3), и назван другом Божиим. Ведь нисколько не послужили для него препятствием богатство и жена или дети? И ты не имеешь оправдания. Вот он имеет три предлога, на которые ты ссылаешься в свое оправдание, и жену, и детей, и богатство. Но что — ты? Раб? И Онисим был рабом; а Павел, пиша Филимону, говорил об Онисиме: «он был некогда негоден..., а теперь годен тебе и мне» (Флм.1:11). Но что — ты? Царь? И Давид был царем: а вошел к нему Нафан пророк и обличил его за грех, который он сотворил. Ведь царь нисколько не поступил с ним тиранически? Ведь он нисколько не высказался против пророка? Не признавал ли он рабства и на царском престоле и не говорит ли: «согрешил я пред Господом»? И пророк, видя раскаяние его, говорит ему: «Господь снял с тебя грех твой» (2Цар.12:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3955...

Но мы возвратимся к изъясняемому нами месту Св. Писания. Апостолу Петру обетовано дать ключ царства небесного после того, как он исповедал Иисуса Мессией и Сыном Бога живого. Но Иисус Христос спросил пред тем всех апостолов: вы за кого Меня почитаете. Отвечал за всех Петр, и обетование дано в лице Петра всем, всем дана власть вязать и решить. Другое дело, если бы апостолы не признавали Иисуса Христа Сыном Бога живого, но они признавали Его Сыном Божиим. Св. апостол Нафанаил, он же и Варфоломей, вскоре после крещения Христова, при самом вступлении в число учеников Христовых, гораздо ранее Петра, исповедал Его также Царем и Сыном Божиим. Когда Иисус Христос сказал ему, что Он видел его под смоковницей, то есть, видел такое его действие, которое никому из людей не было известно, то Нафанаил ответил: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь тому, что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницей; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам; отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. В пределах Кесарии Филипповой Христос спрашивал всех апостолов: за кого Меня почитаете, и как Петр отвечал за всех, то в лице его и обетование дано всем, и здесь также один Нафанаил исповедует Иисуса Царем Израилевым и Сыном Божьим в присутствии других апостолов, но Иисус Христос в лице его говорит и прочим апостолам. Иисус говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым. Православная Церковь благовестие об исповедании веры Нафанаила во Христа возглашает в слух всех в неделю Православия, считая его таким же исповеданием, как и Петрово. Древнейший западный отец, священномученик Ириней, епископ Лионский, живший во втором столетии, говорит, что и Нафанаил также, как и Петр, научен был Самим Богом Отцом исповедать Иисуса Сыном Божиим 144 . Первый, кто согласно с ветхозаветными пророчествами, назвал Иисуса Сыном Божиим, есть Архангел Гавриил, благовестивший Пресвятой Деве Марии о зачатии Его ( Лк.1:35 ). Торжественно же в слух людей назвал Его Сыном Своим Сам Отец Небесный. Когда Иисус, крестившись на Иордане, вышел из воды, отверзлись Ему небеса и се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. Потому и Иоанн Креститель свидетельствовал другим после крещения Христа, что Он есть Сын Божий ( Ин.1:29 ) и два ученика его Иоанн и Андрей последовали за Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Однако, все эти, как бесспорные, так и спорные черты, свидетельствующие об особенном положении Петра среди апостолов, получают полный смысл и значение лишь в связи с основными («solemniores») текстами, в которых устанавливается «примат» Петра. Как известно этих текстов три: – Мф. 16, 17–19 ; Лк. 22, 31–2 ; Ио, 21, 15–17. К ним и надо обратиться. III Воспроизведем сначала первый и самый основной текст, устанавливающий особое избранничество Петрово среди других апостолов: «Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивает учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого». ( Мф. 16, 13–16 ). Итак, Господь спрашивал всех Своих учеников сначала о том, за кого люди почитают Его, и ученики отвечали, очевидно, в непринужденной беседе, высказывая каждый свои наблюдения, так что и ответы были, естественно, разные: одни слышали, что за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, третьи за Иеремию или одного из пророков. И так как ответы были разные, то и отвечали многие (если не все). А затем Господь к ним же ко всем обратил вопрос, на который, хотя давалось и дается много ответов, но должен быть только один. Этих многих ответов не последовало, ибо ответ оказался один, единственный и безусловный. Кем и как он мог быть высказан? Здесь неуместно и даже невозможно было бы разногласие и многогласие: одни-другие. Все ответили как один и через одного, и этим одним, представителем всего апостольского чина, как бы старшиной апостольства, явился Петр, который и ответил за всех, как это и сказано прямо в Евангелии: «а вы за кого почитаете Меня? Петр же отвечая (ποκριθες) сказал». И что он выразил не просто свое личное мнение, но явился устами всего апостольства, это явствует из всего контекста, где молчание других апостолов не может быть понято иначе, как молчаливое согласие с исповеданием Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

От настоящего достоверным делается и будущее. Назвавший отца Петрова, конечно, провидел и будущее. Предречение соединено здесь и с похвалою; но это не было лестью, а предсказанием будущего, что видно из следующего. Припомни, с каким сильным обличением Он в беседе с самарянкою дает видеть ей свое прозрение. " У тебя было пять мужей " , говорит Он, " и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе " (Иоан. 4:18). Так и Отец Его, восставая против почитания идолов, много говорит о пророчествовании. " Пусть же выступят и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе " (Да возвестят вам, что имать на вас приити.). И в другом месте: " Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас " (восвестих и спасох, и не бе в вас чужд) (Ис. 47:13; 43:12). И это ставит на вид во всем пророчестве. Пророчество есть по преимуществу дело Божие, которому демоны даже подражать не могут, сколько бы ни усиливались. В чудесах еще может быть и некоторое обольщение; но предсказывать будущее с точностью свойственно только одному вечному существу. Если же когда-либо и демоны это делали, то только для обольщения неразумных; потому и провещание их всегда легко изобличить во лжи. Между тем Петр ничего не отвечает на слова Христовы, - потому что еще ничего ясно не понимал, а только поучался. Притом же и самое предсказание было еще не вполне изречено. Христос не сказал: Я тебя переименую Петром, и на этом камне создам Церковь мою, а сказал только: " ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр " . То переименование означало бы высшее достоинство и большую власть. Но Христос не вдруг и не с самого начала выказал Свою власть, а до времени более смиренно беседовал. Когда же Он дал полное доказательство Своего божества, то уже с большею властью говорит тоже: " блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах " . И в другом месте: " Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою " (Матф. 16:17,18). Так Христос наименовал Симона, а Иакова и брата его – сынами грома.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Сим словам о довременных отношениях к Сыну Бога Отца вполне соответствует глас Бога Отца о Сыне: о немже благоволив. Нет сомнения, что благоволение Бога Отца к Сыну Единородному осталось неизменным в отношении к Нему и по воплощении Его нашего ради спасения. Для нашего спасения Ему надлежало пострадать и умереть на кресте. Эти страдания и смерть имели значение умилостивительной за нас жертвы, которая была угодна Богу Отцу потому, что принесена была не простым человеком, вообще не тварию, но Богом во плоти. Таким образом открывается перед нами необходимая связь догмата об искуплении с догматом о божеском величии лица Христова. Того послушайте. Заповедь Бога Отца о послушании возлюбленному Сыну Его ближайшим образом относится к Его учению о кресте, как о необходимом условии нашего спасения. Это учение предложено было Христом всем Апостолам за шесть дней до Преображения. Христос спросил тогда Апостолов: «за кого они Его почитают?» Симон Петр за всех ответил: «Ты Христос, Сын Бога живого». Христос одобрил его за сие исповедание и дал обетование, что на истине сего исповедания, как на несокрушимой скале, Он воздвигнет Церковь свою, неодолимую адскими силами. Нет сомнения, что Апостолы с благоговением и радостью выслушали отзыв Христа об исповедании Петровом и сие обетование. Надлежало ожидать, что выслушанные ими слова Христовы послужат к утверждению их веры в Него и к беспрекословному послушанию Ему во всех отношениях. Случилось однако нечто неожиданное. Вслед за обетованием о Церкви Иисус начал открывать ученикам своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников, и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Не понравилось апостолу Петру предречение Христа о необходимости предстоящих Ему страданий и смерти. Петр, как и прочие Апостолы, разделял иудейское мнение о земной славе и могуществе Мессии, а отнюдь не думал об уничижении Его, верхом которого послужил крест Христов. Выслушав из уст Христа эту горькую истину, Петр дерзнул прекословить Христу: «будь милостив к себе, Господи, да не будет этого с тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Скачать epub pdf Беседа 19 б) Предсказание о смерти и воскресении (Мк.8,31–33) (Мф 16,21–23; Лк 9,18–22)/(Продолжение предыдущей Беседы)/ 31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. 32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. 33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Когда Иисус связал Мессианство со страданиями и со смертью, ученики посчитали такие речи неправдоподобными и непостижимыми. Петр стал так настойчиво протестовать. Но почему Иисус стал так сурово упрекать Петра? Потому что Петр высказал вслух как раз те мысли, которыми искушал Иисуса дьявол . Впереди виден был крест. Спаситель в этот момент снова преодолевал искушения, подобные искушениям в пустыне. Мф 4,10 : «Отойди от Меня, сатана». Но само поучение Иисуса о Сыне Человеческом, которому должно пострадать, умереть и воскреснуть, потребовало некоторых разъяснений. В прошлой беседе мы поставили три важных вопроса: 1). Что означает само наименование «Сын Человеческий»? 2). Почему Сыну Человеческому много должно пострадать? 3). Действительно ли Иисус мог предсказать Свое воскресение? Мы подробно рассмотрели вопрос о смысле выражения Сын Человеческий . Теперь попытаемся разобраться во втором вопросе : Почему Сыну Человеческому много должно пострадать? Сейчас мы понимаем, что Крестная смерть Иисуса для первых христиан – несмотря на воскресение – составляла большую проблему. И не только потому, что им трудно было доказать иудеям и язычникам, что именно Распятый должен был стать Спасителем мира и Сыном Божиим. Эту трудность Апостол Павел отразил в знаменитых строках Первого послания к Коринфянам: «И Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор 1,22–23 ). Однако смерть Иисуса на кресте составляла проблему не только для «иудеев и эллинов», но и для самого христианства. И проблема была вот в чем: Если Иисус действительно был посланным от Бога Спасителем и даже Сыном Божиим, – а в этом после Пасхи Воскресения уже не было никакого сомнения, – то почему же тогда Он должен был страдать? В чем смысл Спасения такой непостижимой ценой? Страдающий праведник

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010