Петр на Соборе Апостольский Собор в научной литературе относят ко времени между 48 и 51 годами по P. X 309 , однако наиболее широко принятой является датировка 49 или 50 годом 310 . Если придерживаться датировки, согласно которой Иисус Христос был распят в 33 году 311 , то между речью Петра на Пятидесятницу и Апостольским Собором прошло не менее 15 лет. Чем Петр занимался в течение всего этого времени? События, описанные в первых пяти главах книги Деяний, происходят в Иерусалиме, и Петр является их участником. Можно предположить, что все эти события (Пятидесятница, исцеление хромого, первый арест Петра, история с Ананией и Сапфирой, допрос Петра и Иоанна в синедрионе) имели место в первые месяцы после распятия Христа. Убиение Стефана ( Деян. 7 ) и обращение Павла ( Деян. 9 ) произошли, как принято считать, в том же году, что и распятие Христа, или год спустя (условная датировка – 34 год). Можно предположить, что и выходы Петра за пределы Иерусалима, включая его посещения Лидды, Иоппии и Кесарии ( Деян. 9–10 ), относятся к первым годам христианской проповеди, хотя ясных и хронологических указаний книга Деяний не дает. Убийство Иакова ( Деян. 12:2 ), как мы помним, датируется 44 годом; к этому же времени относится арест Петра Иродом и чудесное освобождение апостола из темницы ( Деян. 12:3–18 ). И вот спустя еще около пяти лет Петр появляется на Апостольском Соборе в Иерусалиме. Таким образом, за весь период от Пятидесятницы 33 года до Апостольского Собора автором Деяний описаны лишь несколько эпизодов из жизни Петра, и только в одном из них Петр обращает в христианство язычника. Между тем на Апостольском Соборе Петр заявляет: Мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они ( Деян. 15:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Петр не ограничивает действие благодати Божией еврейским народом: потомкам Авраама первым было даровано откровение Иисуса, Сына Божия, но через это откровение благословение Божие должно излиться на «все племена земные». Провозглашая универсальный характер искупительного подвига Иисуса Христа, Петр ссылается на обетование Божие: «И благословятся в тебе все племена земные». Это обетование Бог сначала неоднократно дает Аврааму ( Быт. 12:3; 18:18; 22:18 ), а затем повторяет его Исааку ( Быт. 26:4 ) и Иакову ( Быт. 28:14 ). Исполнение обетования Петр видит в пришествии Христа, через Которого благословение Божие должно распространиться на все народы, начиная с иудеев. Обвиняя иудеев в смерти Христа, Петр в то же время находит для них извинение: свой ошибочный выбор они и их начальники сделали по неведению. Грех людей был исправлен действием Бога, и ответом на это действие со стороны тех, кого Петр обвиняет в убийстве Христа, должно стать покаяние. Тональность речи Петра и те обвинения, которые он выдвигал в адрес своих слушателей, могли бы вызвать их негодование. Однако этого не произошло. Напротив, автор книги Деяний подчеркивает: «Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» ( Деян. 4:4 ). Мы уже говорили, что с момента Пятидесятницы начался быстрый численный рост Церкви, и описываемое событие – одно из нескольких, когда такой рост специально отмечен автором книги. Множество уверовавших стало следствием не только убедительной речи Петра, но и чуда, которое ей предшествовало. Подобно Иисусу Христу, подкреплявшего Свое учение чудесами, Петр сочетал то и другое. Тень Петра исцеляет людей О том, что апостолы совершали многочисленные чудеса, неоднократно говорится в первых главах книги Деяний. При этом отдельного упоминания в качестве чудотворцев удостаиваются лишь некоторые апостолы: Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме ( Деян. 2:43 ). А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе ( Деян. 6:8 ). Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса ( Деян. 8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Употребленное Иринеем и Папием по отношению к Марку слово ρμηνευτς (переводчик, толкователь) 5 может означать, что Петр плохо говорил на греческом и нуждался в переводчике, особенно в своих миссионерских путешествиях. Однако это совсем не обязательно: как уроженец преимущественно грекоязычной Вифсаиды, он мог владеть греческим с рождения 6 . Возможно, авторы II века имели в виду, что Марк записал на греческом языке истории, которые Петр рассказывал на арамейском 7 . Ириней считал, что Евангелие от Марка было написано после смерти Петра 8 , которая произошла между 64 и 67 годами. Климент Александрийский , напротив, относил это Евангелие ко времени пребывания Петра в Риме (ок. 45–65 гг.) 9 . О том, что Евангелие от Марка передает рассказ Петра о происходивших событиях, свидетельствуют, во-первых, многократные упоминания Петра в тексте этого Евангелия: Петр выступает в качестве представителя группы учеников; к нему Иисус нередко обращает слова, адресованные всем ученикам; он часто говорит от имени всей группы ( Мк. 8:29–33 ). В некоторых случаях Петр обращается к Иисусу, но ответ Иисуса адресован всей группе ( Мк. 10:28–31; 11:20–26 ). В Гефсиманском саду Иисус, согласно Марку, обращается сначала к Петру, но потом ко всем ученикам: «Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» ( Мк. 14:37–38 ). В параллельных повествованиях других Евангелистов слова Иисуса обращены ко всем трем ученикам. Во-вторых, Марк иногда говорит не только о действиях Петра, но и о его внутренних переживаниях, выделяя его при этом из группы других участников действия: «При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе» ( Мк. 9:5–6 ). Здесь Петр является выразителем общего настроения, однако если всех троих упоминаемых в рассказе учеников объединяет чувство страха, то только у Петра оно сочетается с радостью («хорошо нам здесь быть») и недоумением («ибо не знал, что сказать»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион выступил на Всемирном саммите в защиту гонимых христиан 12 мая 2017 г. 12:00 11 мая 2017 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на пленарном заседании  Всемирного саммита в защиту гонимых христиан , проходящего в Вашингтоне. Представляя митрополита Илариона, президент Евангелистской ассоциации Билли Грэма Ф. Грэм упомянул о своем  визите в Россию  в конце 2015 года, отметив, что идея проведения саммита в защиту гонимых христиан возникла именно в Москве в ходе  беседы с председателем ОВЦС . Председатель ОВЦС приветствовал участников саммита от лица Русской Православной Церкви. Владыка поблагодарил Евангелистскую ассоциацию Билли Грэма и ее президента Франклина Грэма за организацию столь масштабного форума, призванного привлечь внимание мирового сообщества к страшной трагедии гонений на христиан в современном мире. Православный иерарх напомнил, что гонения на верующих во Христа не являются новым явлением. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня», сказал Господь Иисус Христос (Мф. 5:10). Тема гонений проходит лейтмотивом через всю Его проповедь, через все Его наставления апостолам. А апостол Петр говорит: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:12-16). Церковь была повсеместно гонима в течение первых трех веков своего существования, подчеркнул митрополит Иларион. Но и в течение последующих веков христиане подвергались многообразным гонениям. «Практически не было в истории христианства такого столетия, когда они не были бы гонимы, если не в одном регионе, то в другом», засвидетельствовал иерарх.

http://patriarchia.ru/db/text/4891424.ht...

И утром призвал их к себе, и они стали перед ним, и он сказал им: «благополучны?» Они отвечали: «благополучны». Он сказал им: «здоров ли митрополит, отец наш?» Они отвечали: «здоров, отче. Ублажаем святость твою: послал нас к тебе отец наш митрополит, говоря: «приди ко мне, ибо есть у меня к тебе слово, которое я скажу тебе и которое от Духа Святого». И услыхав это, отец наш Филипп сказал смиренным гласом: «о чем я убогий и неключимый могу беседовать с митрополитом?» Он встал тотчас и пошел с посланными. И когда пришли посланные к митрополиту и сказали ему, что прибыл отец наш Филипп, сказал митроподит: «приведите его ко мне немедленно; не подобает ему стоять вне, у дверей моих, ибо двери Царствия Небесного открыты ему». И тогда его ввели немедленно. Увидав его, митрополит весьма удивился свету на лице его и благодати Божией, которая пребывала на нем, и облобызал его лобызанием духовным и повелел ввести его в хорошую келью. Утром они сошлись вдвоем и были вместе наедине. И провели этот день, беседуя о величии Божием с утра до вечера. И принесли книгу «Апостол» по порядку ее и уставы постановлений апостольских относительно постановления патриархов и митрополитов и епископов, относительно иереев и диаконов, относительно игуменов и чтецов и певцов, относительно всех членов церкви. И после этого сказал ему авва Иаков митрополит: «истинно говорю тебе, возлюбленный мой Филипп: я думал много дней об утверждении уставов и закона Божия, ибо я один в этой великой стране, и нет у меня помощника для учения народа, по множеству людей, если бы не Бог соблюдал народ свой в правде и истине; и даст Он вере их блистать, как солнце, если велик труд для мамхеров церкви. И кроме того, эта страна – как бы две страны, и я один не могу наставлять. Истину говорю я тебе, если бы были как Петр и Павел 12 митрополитов, они не могли бы обойти половины страны, ибо сия страна больше всех стран. И ныне не я позвал тебя, а Святой Дух призвал тебя, чтобы ты сделался учителем всех людей. Не достоин я быть митрополитом; следует тебе; если бы тебе надо было быть митрополитом сей страны! И ныне, Филипп возлюбленный мой, согласись быть мне помощником в совершении священства и исправлении веры; ты будь архиереем над страной Эфиопской, истину говорю тебе, ибо даны тебе ключи Царствия Небесного, и ты будешь поставлен епископом, как повелели апостолы для исправления веры, подобно мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Надо бы побольше, ведь супруг при штурме погиб. БЕЗ СВЯЗКИ ДУХОВНОГО и мирского, православного и светского настоящей, спасающей литературы не рождается. Настоящая у нас, в России, она вся из церкви. Митрополит Иларион, преподобный Нестор - это понятно и не обсуждается. Но потом, хотя бы кратко, такая закономерность, такое движение в веках: Державин - митрополит Платон, Пушкин - митрополит Филарет, Гоголь - отец Матфей, Достоевский - старец Амвросий… В наше время: Солоухин - Патриарх Пимен, Белов - митрополит Иоанн, Распутин - Патриарх Алексий… Это явное и это совсем малое исчисление благотворного направляющего влияния духовенства на писателей. Названы крупные иерархи, а общение писательское, в основном, было с батюшками. И бывали, и бывают наши братья - современники, мастера русского слова, под епитрахилями на исповеди у наших замечательных батюшек, «им же несть числа». Не учитывая этого, понять русскую литературу невозможно, и даже глупо пытаться. ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЧТЕНИЯ Деяний святых Апостолов, текстов из Евангелия, Псалтыри очень освежают голову и питают сердце. Они же не случайно избраны и рекомендованы к прочтению именно на этот день. И как торжественно выносится Евангелие в Храме, как готовятся молящиеся к слушанию Его. «От святаго Евангелиста Иоанна чтение!» - возглашает батюшка. «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», - закрепляет хор. И, в последнюю секунду перед чтением возглас: «Вонмем!» - то есть: замрём, растворимся во внимании, будем слушать. Тихо в храме. Медленно, громко, спокойно, чётко проговаривает строки Писания батюшка или диакон. (Сегодня о запрете апостолам от членов синедриона говорить об Иисусе. Вместе с тем в Иерусалиме и окрестностях уже известны многие чудеса, свершённые Христом, уже здравы те, кого все знали неизлечимо больными. И члены синедриона «призвав их (апостолов), приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса), Но звучит великий ответ: «Но Петр и Иоаннн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/16/...

В Ветхом Завете также говорится, что Господь благословляет боящихся Его ( Пс. 113:21 ), что Он «праведен, любит правду; лице Его видит праведника» ( Пс. 10:7 ). Однако ветхозаветные утверждения, касающиеся богобоязненности и праведности, относились к представителям народа Израильского, тогда как Петр в своей речи распространяет их на все народы. Христологическая концепция, изложенная в речи Петра перед Корнилием, напоминает ту, что была раскрыта им в предыдущих речах: Иисус Христос – это «Господь всех» (πντων κριος); Бог «Духом Святым и силою» помазал Его; Бог был с Ним, когда Он творил чудеса; после того как Его убили, Бог воскресил Его в третий день; Он – определенный от Бога Судия живых и мертвых. Подчеркивается, как и в других речах, действие Божие во всей истории жизни, смерти и воскресения Христа. О себе и других апостолах Петр говорит как о свидетелях того, что сделал Иисус: свидетелях, предызбранных от Бога. Эта тема звучит во всех речах Петра. Уже в речи на Пятидесятницу Петр говорил: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели» ( Деян. 2:32 ). Затем та же мысль была повторена в речи в притворе Соломоновом: «Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» ( Деян. 3:15 ). Обращаясь к первосвященникам, Петр заявлял: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Деян. 4:20 ). Наконец, выступая перед синедрионом и говоря о том, что Бог возвысил Иисуса в Начальника и Спасителя, Петр подчеркивал: «Свидетели Ему в сем и мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся ему» ( Деян. 5:32 ). Реальность воскресения Христа иллюстрируется с помощью выражения «нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых». О том, что Иисус после воскресения ел и пил с учениками, ничего не говорится в Евангелиях от Матфея и от Марка. У Луки воскресший Иисус возлежит с двумя учениками, однако в момент преломления хлеба становится невидимым ( Лк. 24:30–31 ). Из рассказа Иоанна о явлении Иисуса ученикам на море Тивериадском явствует, что Он разложил рыбу на огне, приказал ученикам принести пойманную ими рыбу, взял хлеб и дал им, также и рыбу ( Ин. 21:9–13 ). Само по себе все это еще не доказывает, что Иисус ел вместе с ними. Однако употребленное Иоанном выражение «когда же они обедали» ( Ин. 21:15 ), очевидно, указывает не на апостолов, а на Иисуса вместе с апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В комментарии к рассматриваемому эпизоду Златоуст подчеркивает любовь Петра к Иисусу. Она, по мнению толкователя, выразилась как в том, что Петр сначала сопротивлялся Иисусу, так и в той готовности, с которой он в конце концов подчинился Его воле: Что же этот пылкий и пламенный? «Господи, – говорит, – не только ноги мои, но и руки и голову». Горяч в сопротивлении, но еще горячее в изъявлении согласия; а то и другое – от любви. Но почему [Христос] не сказал, для чего Он это делал, а употребил угрозу? Потому, что Петр не послушал бы. Если бы сказал: «оставь, чрез это Я хочу научить вас смирению», то Петр тысячу раз обещал бы быть смиренным, лишь бы только Владыка не делал этого. А теперь что говорит? То, чего Петр всего более боялся и страшился, – именно, чтобы не быть отлученным от Него... Когда же [Христос] употребил угрозу, – он тотчас утих. Но что значит: «уразумеешь после»? Когда именно «после»? Тогда, говорит, когда именем Моим будешь изгонять бесов, когда увидишь Мое вознесение на небо, когда узнаешь от Духа, что Я восседаю одесную Отца, – тогда поймешь то, что теперь совершается 114 . Петр, Иуда и «любимый ученик» на Тайной вечере Все четыре Евангелиста свидетельствуют о том, что на Тайной вечере Иисус предсказал предательство Иуды. У Матфея это предсказание предшествует рассказу о благословении хлеба и вина: И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться ( Мф. 26:21–24 ). Версия Марка ( Мк. 14:18–20 ) почти полностью совпадает с версией Матфея. Однако в конце рассказа Матфей приводит дополнительную важную деталь: «При сем и Иуда, предающий Его, сказал: «не я ли, Равви?» Иисус говорит ему: «ты сказал " » ( Мф. 26:25 ). У Луки предсказание о предательстве следует за рассказом о благословении Иисусом хлеба и вина. Согласно этому Евангелисту, преломив хлеб и преподав ученикам чашу, Иисус затем говорит: «И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым предается». Тогда, по свидетельству Евангелиста, «они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает» ( Лк. 22:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Воины опасливо стерегли узника. А Церковь прилежно молилась о нем Богу. И вот – результат этой молитвы. Накануне того, когда Ирод собирался вывести Петра к народу, он ночью спал между двумя воинами, связанный двумя железными узами. Двери темницы охранялись первой и второй стражей. И вот Ангел Господень предстал Петру. Свет осиял камеру, где находился апостол. Ангел толкнул его в бок и, подняв его, сказал: вставай скорее. Узы с рук спали. Потом Ангел повелел Петру опоясаться (значит, тот спал без пояса), обуться и одеться и – идти за ним. Апостол думал, что это все сон. Пройдя же через первую и вторую стражу, они подошли к железным воротам, из которых дорога вела уже в город. Они открылись сами собою. Прошли одну улицу. И Ангел скрылся... Тут только Петр понял, что с ним не сон. И он в себе сказал: теперь вижу истинно, что Бог послал Ангела Своего и избавил меня из рук Ирода и от всех ожиданий иудеев. Осмотревшись вокруг (и эта подробность не забыта), апостол направился к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, – где было собрано много народа и молились о спасении его. Петр постучал в двери. Служанка, по имени Рода (слава и ей, что предание сохраняло имя ее), вышла справиться: кто там? Но узнавши голос Петров, от радости не отворила дверь, а побежала назад и сказала, что пред воротами стоит Петр! Теперь пришла очередь дивиться собравшимся: «Что ты! Беснуешься что ли?» Но она настаивала на своем. Тогда собравшиеся стали говорить: значит, это Ангел его. (Так и мы веруем, что у всякого человека есть Ангел хранитель.) Между тем, Петр продолжал стучать. К воротам пошли другие; и, увидев его, ужаснулись. Дав им рукою знак молчания, он рассказал им всем, как Господь вывел его из темницы, и велел дать об этом знать Иакову, брату Божию, первому Иерусалимскому епископу, и прочим христианам. А сам скрылся в иное место. На другое утро – переполох. Никто не мог понять, где же Петр. Ирод приказал искать его, но не нашли. Призвал стражу, допросил всех и отпустил, не видя за ней никакой вины 187 . И сам отправился в Кесарию (к северо-западу от Иерусалима).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Вопрос первосвященников – «какою силою или каким именем вы сделали это?» – отражает характерную для иудеев озабоченность источником происхождения чудотворной силы. Подобные вопросы задавали и Иисусу: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» ( Мф. 21:23 ; ср.: Мк. 11:28 ; Лк. 20:2 ). Иисуса обвиняли в том, что «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» ( Мф. 12:24 ; Мк. 3:22 ; Лк. 11:15 ). Апостолов тоже обвинили в том, что они действуют не во имя Божие, а во имя диавола; совершаемые ими чудеса являются результатом магии, а не действия Божественной силы. Петр игнорирует вопрос «какою силою?» и отвечает сразу на вопрос «каким именем?». Хромой исцелен «именем Иисуса Христа Назорея», говорит Петр, обращаясь к образу камня, «который отвергли строители», но который «сделался главою угла» ( Пс. 117:22 ). Как мы помним, Иисус применял этот образ к Самому Себе ( Мф. 21:42–44 ), и Петр, названный «камнем» ( Мф. 16:17–18 ; Ин. 1:42 ), также использует его по отношению к Иисусу. Слова «Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых» содержат в себе прямое обвинение в адрес первосвященников и в то же время торжественное провозглашение силы Божией, явленной в воскресении Иисуса Христа. Петр последователен в своих речах: раз за разом он возлагает вину за убийство Иисуса на иудеев ( Деян. 2:23; 3:14–15 ), более конкретно – на их начальников ( Деян. 3:17 ). Сейчас он стоит перед этими самыми начальниками: стоит в положении обвиняемого, но дерзновенно берет на себя роль обвинителя. Вдохновленный Святым Духом, он говорит смело и безбоязненно, готовый к возможным последствиям. Центральный пункт речи Петра – слова о том, что «нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Несомненно, Петр отталкивается от буквального значения имени «Иисус» ( ys a ‘ как сокращенный вариант yhôšû a ‘) в переводе с еврейского означающего «Господь есть спасение» 239 и созвучного слову yšû‘ («спасение») 240 . В Евангелии от Матфея слова «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф. 1:21 ) являются не чем иным, как толкованием значения имени «Иисус».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010