Лит.: Д. Кад je Teoдocuje писао Живот и Службу св. Петра Београд, 1934. Год. 9. 4. С. 371-382; Boj evi М. Ko je pisao sv. Petra Koriškoga?//Glasnik Jugoslovenskog profesorskog društva. Beograd, 1939. God. 20. Knj. 2. S. 130-134; он же М. Н.). Св. Петар Коришки и манастир. 1940; Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965. С. 81-85; Brown P. The Cult of the Saints: Its Rise and Function in the Latin Christianity. L., 1981; Popovi D. The Cult of St. Petar of Koriša//Balcanica. Beograd, 1997. Knj. 28. S. 181-212; Манастир Црна Pujeka и св. Петар Коришки: Науч. скуп. Приштина, 1998; З. Демонска у Teoдocujeboм «Жumujy св. Петра Коришког»//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1999. 28/1. С. 143-153; Д. Npojekцuja митарстава у Жumujy Петра Коришког//Црквене cmyдuje. Ниш, 2004. Год. 1. Бр. 1. С. 121-129; Прп. Петар Коришки. Колашин, 2005; Д. Прп. Петар Коришки. Београд, 2007; Шпадиер И. Об одном серб. анахоретском житии и особенностях его композиции//Библеистика: Славистика. Русистика: К 70-летию зав. каф. библеистики проф. А. А. Алексеева/СПбГУ. СПб., 2011. С. 370-384; она же. Афонское наследие: Мон-рь Хиландар и древнесерб. лит-ра. Београд, 2015. С. 62-68. И. Шпадиер, М. М. Р. Рубрики: Ключевые слова: ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей))

http://pravenc.ru/text/2580404.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР ВИЗАНТИЙСКИЙ Петр Византийский, греч. мелург. Миниатюра из рукописи. 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178) Петр Византийский, греч. мелург. Миниатюра из рукописи. 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178) [Греч. Πτρος Βυζντιος] (ок. 1740-1745, Неохорий (ныне Еникёй) на Босфоре - 1808, Яссы), протопсалт Великой ц. К-поля, греч. мелург. По сообщению Георгия Хурмузия , П. В. «был из Катастена (κ το Καταστνου) Константинополя, Неохорит». Обучался у протопсалта Иоанна Трапезундского , лампадария (впосл. протопсалта) Даниила из Тирнавоса и гл. обр.- у лампадария Петра Пелопоннесского , с к-рым еще до 1770 г. установил особо тесные отношения, поэтому П. В. называли «малый Петр», «ученик и слуга» Петра Пелопоннесского. П. В. служил в Великой ц. в качестве доместика (ок. 1771-1789), лампадария (1789-1800) и протопсалта (с 23 апр. 1800 до 1805). В 1805 г. он был отстранен от служения «за ошибки» (возможно, по причине второбрачия) патриархом К-польским Каллиником V . В поисках средств к существованию он переехал сначала в Херсон, а затем в Яссы, где у него были ученики, за что получил прозвище Беглец (Θυγς). П. В. занимался кодификацией и распространением творчества своих учителей, особенно Петра Пелопоннесского, из произведений к-рого он составил краткие сборники: Анастасиматарий, Ирмологий, Стихирарь (изв. как Доксастарий), а также многочисленные песнопения Пападики. До 45 рукописей П. В. хранится в собраниях Афин, Фессалоники, Афона, Закинфа, Андроса, Иерусалима, Хиоса, Франции, Турции, Румынии и США. Самая ранняя датированная рукопись П. В.- 1773 г., самая поздняя - авг. 1806 г. (см. список в конце статьи). Его рукописи являются образцовыми по точности изложения, изяществу и мастерству. Атрибуция П. В. нек-рых рукописей подвергается сомнению. Среди многих, кому П. В. преподавал певч. искусство, были двое из т. н. Трех учителей - лампадарий и протопсалт Григорий и Хрисанф из Мадита (впосл. митрополит Диррахия, Смирны и Прусы), к-рые на основе полученных знаний окончательно сформулировали Новый метод . Третий, Хурмузий, был знаком с П. В. в течение мн. лет и испытал его влияние, хотя и не был его непосредственным учеником. У П. В. также учились Апостол Констас Хиосский, благодаря к-рому сохранилось много информации о произведениях его наставника, Георгий Критский (П. В. называет его учеником - Athen. K. Psachou. Fakelos 4. Tetr. 114. Fol. 144, 1794 г.), иером. Иоанникий (впосл. учитель иером. Матфея Ватопедского ), Акакий Мегаспилеот, афонский иером. Хрисанф из мон-ря прп. Дионисия (см.: Athen. S. Karas. 93; Chios. A. Korais. 38(181)), Кирилл, митр. Ганоса и Хоры (впосл. Дристры), и др. В 1805-1807 гг. в Яссах у П. В. учился румын. иером. (впосл. протопсалт) Макарий , к-рый позднее обучался Новому методу под рук. Петра Эфесского и издавал певческие книги в Вене в 1822-1823 гг.

http://pravenc.ru/text/2580376.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Пещера Петра Афонского   Пещера Петра Афонского     Пещеры. В. Л. принадлежат 3 пещеры: прп. Петра Афонского, прп. Афанасия Афонского и прп. Нила Мироточивого.   Пещера преподобного Петра, первого афонского пустынножителя, находится на склоне горы, недалеко от монатыря Великой Лавры. Согласно преданию, преподобный Петр был военным при дворце Схоларийцев. На войне с арабами он был взят в плен, откуда бежал в Италию, где и принял монашество.   Возвращаясь в Константинополь, он высадился с корабля на Св. Гору Афон, поселился в пещере и прожил здесь 53 года. Преподобный Петр вел строгую аскетическую жизнь, питался исключительно зеленью. За год до смерти преп. Петра, его встретил один охотник. Через два года охотник вернулся с двумя монахами, нашел его мощи и перевез их в Фокеес (Фракия), где они сейчас и находятся.       Пещера прп. Петра Афонского, подвижника 1-й пол. IX в., находится в лесу, в местности Вигла, вблизи от одноименной келлии. Некогда келлия с малым храмом располагалась внутри самой пещеры (Григорович-Барский. Второе посещение. С. 56).       Предание 1 версия   В связи с тем что нек-рые монахи, селившиеся в пещере, сходили с ума или впадали в прелесть, в кон. XIX в. вход в нее был завален камнями.       Предание 2 версия   Существует также предание о том, что вход в пещеру был закрыт еще в древние времена и откроется только перед наступлением конца времен. В наст. время в келлии и ее окрестностях живут 2 монаха.       Предание 3 версия   Пещера представляет собой длинный тунель, ведущий вглубь Горы. Он разветвляется на множество ходов, подобно пещерам карули. Монахи просто терялись там не находя выхода...     Пещера Петра Афонского Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=565

Именно поэтому представленный в настоящем издании текст несет двойную нагрузку: кроме знакомства с Паламой-агиографом читатель сможет по-новому взглянуть и на Паламу-исихаста. Вместе с тем нам показалось уместным привести и перевод источников свт. Григория, немногих свидетельств о прп. Петре Афонском – хотя бы для того, чтобы в сравнении с оригиналом яснее стал виден метод литературного творчества Паламы. Антонио Риго. Житие Петра Афонита (BHG 1506), составленное Григорией Паламой В Энкомии свт. Григорию Паламе патриарх Филофей Коккин говорит, что Палама приступил к писательской деятельности во время второго пребывания на Святой горе. «Первым его трудом было повествование, посвященное божественному отцу Петру, сему истинному произведению священного Афона, который и именуется Афонским по своему необыкновенному и ангельскому жительству и несению подвига на Святой горе» 4 . Текст этого сочинения, Λγος ες τν θαυμαστν κα σγγελον βον το σου πατρς μν Πτρου το ν τ γ ρει το θω σκσαντος, был опубликован еще К. Яннингом в Acta Sanctorum 5 и не так давно переиздан 6 , однако до сих пор находился вне поля зрения ученых 7 , и поэтому заслуживает специального внимания. Исихаст Петр, легендарная фигура афонского монашества, совершал подвиг на Святой горе в период, предшествовавший основанию крупных монастырей. Самым древним, посвященным ему, сочинением является Канон гимнографа Иосифа, написанный в 831–841 гг. Сведения, которые удается извлечь из этого канона, весьма скудны: Петр пребывал в исихии на Святой горе, его мощи долгие годы были скрыты от мира, а во время написания канона творили множество исцелений 8 . В конце следующего столетия, примерно в 970/980 гг., монах Николай составил Житие прп. Петра 9 . Данное произведение представляет собой компиляцию трех традиций, различных по своему происхождению и содержанию, однако связанных фигурой святого по имени Петр. Несмотря на то, что три одноименных персонажа оказались, объединены в одну личность, можно выделить первую часть, которая повествует о чуде святого Николая, явившегося узнику арабов схоларию 10 Петру; вторую, посвященную пятидесятилетнему отшельничеству Петра на Афоне; и последнюю, где прославляются чудеса, свершившиеся во Фракии от мощей некоего третьего Петра. Житие, написанное Николаем, не было распространено, и почитание святого было ограничено исключительно монашеским кругом Афона 11 . Единственным свидетельством, относящимся к «внешнему миру», является Канон прп. Петру в Минеях на июнь, который мы находим в рукописи конца X в., происходящей из одного константинопольского монастыря 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Но во время 2-го пребывания на Патриаршем престоле (1355-1363) Каллист возобновил свое постановление. В это время в В. Л. подвизались доместик Великой ц. прп. Григорий Гликис и бывш. Патриарх Александрийский Григорий IV. За богослужением Григорий спел «О Тебе радуется» и позже увидел во сне Пресв. Богородицу, к-рая поблагодарила его за песнопение в Ее честь. С тех пор окончательно утвердилось правило петь «О Тебе радуется» вместо «Достойно есть» ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С 184-185). Свт. Григорий Палама. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГМИИ) Свт. Григорий Палама. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГМИИ) В 1320 г. в В. Л. из окрестностей Ватопеда переселился свт. Григорий Палама , впосл. архиеп. Фессалоникийский (1347-1359). В 1323 г. он ушел в скит Глоссия в местности Провата, через 2 года уехал в Фессалонику, но в 1331 г. вернулся на Афон и поселился в исихастирии св. Саввы, близ В. Л., где написал Житие св. Петра Афонского, в к-ром прп. Петр предстает как идеал исихаста, и др. сочинения. Здесь свт. Григорий Палама начал переписку с Варлаамом Калабрийским о нетварных энергиях. Развернувшаяся полемика с Варлаамом и его сторонниками вынудила свт. Григория уехать в Фессалонику. Ок. 1339 г. он прибыл на Афон, чтобы убедить игуменов главных мон-рей и известных подвижников поставить свои подписи под составленным им Святогорским Томосом, в к-ром были изложены основные принципы исихастского богословия. Документ был подписан протом, игуменами В. Л., Ватопеда, Эсфигмена, Кутлумуша, Хиландара и Иверского мон-ря, учениками прп. Григория Синаита Исаией, Марком и Каллистом, неким сирийцем, исихастом из Кареи, подписавшим Томос «на своем языке», а также лаврским иером. Филофеем Коккином , другом и соратником Паламы. Впосл. Филофей Коккин был избран игуменом В. Л. (1344-1347), а затем Патриархом К-польским (1353-1354; 1364-1376). В духовном завещании (1363) игум. В. Л. прп. Иакова Триканы , приверженца Паламы, содержались нравственные наставления братии, сопровождавшиеся исповеданием веры и конечным призывом: «Спасайтесь, отцы мои святые, спасайтесь, и паки реку, спасайтесь» (греч.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Славу Св. Горы в наше время составляют ряд выдающихся старцев, к-рые своей жизнью и трудами внесли неоценимый вклад в дело возрождения монашества (см. разд. «Старчество»). Св. Гора вступила в 3-е тысячелетие христианства на подъеме расцвета своих духовных сил, что является благословением Божиим для всего правосл. мира, духовной крепостью к-рого она всегда являлась. Лит.: Μωυσς Αγιορετης, μον. ρδβλθυοτεΑγιον Ορος Εκοσι χρνια μετ τν πρτη χιλιετηρδα (1963-1983)//Πρωττον. 1984. Τ. 5. Σ. 81-83; Ανδρας Αγιορετης, ρχιμ. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθναι, 19973. Σ. 253-314. Мон. Моисей Святогорец (пер. с греч. И. Дьяченко) Иеросхим. Игнатий Слепой С древности до наших дней Св. Гора является свящ. местом безмолвия, тайнозрения, подвижничества, питающим и умиряющим подвижников благочестия. Здесь непрестанно совершаются высокие аскетические подвиги. На А. можно встретить реальное воплощение христ. идеала обожения, ибо святогорские иноки желают стяжать в этой жизни не столько знание о Боге, сколько знание Самого Бога. Среди знаменитых подвижников немало простых, малообразованных в мирском понимании людей, чистотой своей жизни стяжавших благодатные дары Св. Духа и достигших высокого духовного просветления и святости. Иеросхим. Феодосий Карульский Иеросхим. Феодосий Карульский В кондаке службы афонским святым о подвижниках Св. Горы говорится: «Онебесившие Гору сию и показавшие в ней житие ангельское». За историю своего христ. существования Св. Афонская гора взрастила сонмы св. отцов, среди к-рых преподобные Петр и Афанасий Афонские, Савва и Симеон Сербские, Максим и Нифонт Кавсокаливиты, Нил Мироточивый, свт. Григорий Палама, прп. Максим Грек, сщмч. Косма Этолийский († 1779), прп. Никодим Святогорец, груз. аскет Иларион († 1864), старец Хаджи Георгий (1809-1886). Мн. святогорские иноки-аскеты старались вести себя так, чтобы внешне ничем себя не выражать, не открывать миру своего духовного величия. Искусство смирения и мудрой простоты стоит у святогорцев очень высоко, поэтому большинство афонских святых остаются при жизни неузнанными. Даже прп. схим. Силуан (Антонов) , один из величайших подвижников XIX-XX вв., при жизни оставался малоизвестным, и только после кончины († 1938) его святость была общепризнана. Там же, где и старец Силуан, в Русском мон-ре вмч. Пантелеимона, подвизался в XIX в. старец иеросхим. Иероним (Соломенцо в) , несший послушание братского духовника при игум.-старце схиархим. Макарии (Сушкине) , к-рый, по свидетельству современников, стал «духовным возобновителем Русика». Среди прославленных рус. подвижников прп. Аристоклий Афонский († 1918), исихаст Феодосий Карульский († 1937) и его ученик старец Никодим († 1984). Не только рус., но и серб., болг., греч. иноки почитали его за дар духовной рассудительности и пользовались его наставлениями.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Рака с мощами прп. Петра Коришского в мон-ре Црна-Река. Фотография. 10-е гг. XXI в. Рака с мощами прп. Петра Коришского в мон-ре Црна-Река. Фотография. 10-е гг. XXI в. У гроба святого стали совершаться чудеса. Вскоре его мощи были обретены нетленными и положены в той же пещере. Позже его главу отнесли в К-поль, а неск. частиц мощей (от руки и стопы) - в некие др. места. Пещера, в к-рой он подвизался, возможно, еще при жизни была расписана и т. о. преобразована из жилого в богослужебное помещение. Впосл. этот храм назвали в честь его основателя. Серб. кор. Милутин (1282-1321) передал ц. П. К. афонскому мон-рю Хиландар : кроме самой церкви во владение входила земля на 3 окрестных горах ( В. Hajcmapuju живопис испоснице Петра Коришког//ЗРВИ. 1958. Бр. 5. С. 173-174). В нач. XIV в. в Коришу с Афона по поручению «брата» Григория прибыл иером. Феодосий Хиландарец , чтобы расспросить помнивших пустынника монахов и составить в память о подвижнике Житие и службу - его миссию связывают с офиц. включением святого в число серб. святых. Мощам П. К. поклонялся и серб. царь Стефан IV Душан († 1355) с царицей Еленой (см. Евгения , прп.). В кон. XIV в. Коришский мон-рь являлся важной обителью киновитского типа, был обнесен стенами. В 1572 г., вероятно из-за угрозы османского разорения, мощи святого перенесли в подобный пещерный мон-рь Црна-Река , расположенный чуть севернее, где они пребывают доныне. Коришская обитель после 1760 г. опустела; сохранились пещера и руины зданий. Помимо г. Печ и мон-ря Црна-Река почитание П. К. распространилось в Косово и Метохии и достигло мон-ря Хиландар. Агиография Пространное Житие П. К., составленное иером. Феодосием Хиландарцем, является 2-м произведением этого автора. Текст сохранился в 8 списках 1-й четв. XV-XIX в. со множеством разночтений, возникших при копировании переписчиками (среди к-рых были такие известные книжники, как Владислав Грамматик и Христофор Рачанин). Произведение относится к пустынническим Житиям и составлено по образцу Жития прп. Антония Великого, написанного свт. Афанасием I Великим , еп. Александрийским. Это Житие занимает исключительное положение в древнесерб. лит-ре в силу яркого психологизма повествования и композиции, не вполне соответствующей агиографической схеме. Большая часть текста посвящена описанию борьбы святого с бесами и психологическому анализу восприятия подвижником своего подвига и переживаний по поводу покинутой сестры. Известно также в 2 списках XVI-XVII вв. и проложное Житие П. К. Гимнография

http://pravenc.ru/text/2580404.html

26 сент. 1897 г. назначен настоятелем Смоленской Зосимовой муж. пуст., по благословению прп. Варнавы (Меркулова) и наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Павла (Глебова) удалился из Гефсиманского скита с неск. послушниками. При Г. в Зосимовой пуст. было закончено строительство соборного 3-престольного храма Смоленской иконы Божией Матери и надвратной ц. Всех святых, воздвигнуты каменные кельи, стена с башнями, гостиница. Г. создал в обители образцовое хозяйство, в т. ч. мастерские. Он ввел старческое окормление и строгое уставное богослужение, порядок и дисциплину в церкви, на клиросе, в трапезе, на послушаниях и в домашнем быту. В числе написанных им икон - образ прп. Зосимы на фоне Троице-Сергиевой лавры (по преданию, тот явился во сне духовной дочери Г., а затем и ему). В 1898 г. Г. принял в обитель прп. Алексия (Соловьёва), вскоре тот стал его духовным сыном. Трудами Г. и прп. Алексия Зосимова пуст. прославилась по всей России, стала центром духовничества и старчества - «Оптиной в миниатюре». Здесь окормлялись прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна (по монастырскому преданию, она была тайно пострижена Г. в схиму с именем Алексия), священномученики Серафим (Звездинский) , Серафим (Чичагов) , Игнатий (Садковский) и Петр (Руднев) , а также Антоний (Храповицкий ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий), Арсений (Жадановский ; впосл. епископ Серпуховской), Сергиевский архиеп. Варфоломей (Ремов) , С. Н. Булгаков , М. А. Новосёлов и др., а также преподаватели и студенты МДА. Рака с мощами преподобных Алексия и Германа Зосимовских (Смоленский собор Зосимовой пуст.). Фотография. 2005 г. Рака с мощами преподобных Алексия и Германа Зосимовских (Смоленский собор Зосимовой пуст.). Фотография. 2005 г. 3 июня 1902 г. Г. возведен в сан игумена. В 1908 г. он принял решение обустроить храм для уединенной молитвы; монахи сообщили об этом начальству Троице-Сергиевой лавры, игумену был вынесен выговор. Летом 1909 г. с правом совещательного голоса Г. участвовал в 1-м Всероссийском съезде монашествующих. 23 февр. 1914 г. Святейший Синод в лице Высшего церковного управления запросил у старца суждение об афонских спорах об имени Иисусовом. Г. ответил: «Молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому возникшие разногласия следовало бы покрыть любовью». Совет был принят Московским и Коломенским митр. Макарием (Невским), суд духовной консистории вынес имяславцам оправдательный приговор.

http://pravenc.ru/text/164715.html

Самое пространное и наиболее популярное чудо Н. со спасением из плена - Чудо о схоларии Петре (ок. 842-843; Добрый кормчий. 2011. С. 82), включенное в Encomium Methodii (главы 47-59), а также пересказанное в Энкомии Неофита (гл. 44), в котором текст ошибочно отнесен к эпохе Константина Великого. Византийский схоларий Петр после поражения в битве попал в арабский плен в Самарре и воспринял случившееся с ним как наказание за то, что дал обет стать монахом, но откладывал пострижение. Через нек-рое время, обещая выполнить обет в случае избавления, он обратился с молитвой к Н., к-рый явился ему через 8 дней и сообщил, что не может никак умолить Бога, но призвал молиться дальше, во 2-й раз посоветовал обратиться к Симеону Богоприимцу; в 3-й раз Н. явился Петру вместе с Симеоном, к-рый снял с него цепи и вывел из города; Н. дал Петру пищу и, напоминая обещание исполнить обет, сопроводил до визант. границы, откуда тот поспешил не домой, а в Рим, где предупрежденный Н. папа Римский узнал Петра и постриг его в монахи. В несколько переработанном виде, как и другие чудеса Н. из Энкомия Мефодия, это чудо было включено в Vita acephala. В Х в. оно вошло в качестве 1-й части в Житие Петра Афонского, написанное Николаем Монахом (BHG, N 1505). Автор, отождествляя своего героя со схоларием Петром, очевидно, опирался на какую-то переработку текста, содержавшего известие о том, что Петр уходил после пострига на Афон ( Виноградов А. Ю. Источники, используемые свт. Григорием Паламой// Григорий Палама, свт. Слово на житие прп. Петра Афонского. Св. гора Афон, 2007. С. 135-148). К этой переработке восходит и отдельно бытовавший вариант чуда (BHG, N 1352v; сохр. также в арм. переводе, см.: Anrich. 1913-1917. Bd. 1. S. 375) с добавленной 1-й частью, в которой Петр стал из простого воина каппадокийским стратилатом и попал в плен, но не к арабам, а к манихеям, т. е. павликианам; остальное повествование в целом совпадает с текстом Чуда о схоларии Петре, но содержит 3 вставки, общие с версией в Vita acephala: Н. дал Петру в дорогу 3 хлеба, папу Римского также зовут Николай (имеется в виду Николай I (858-867)), Петр после пострижения в Риме ушел на Афон (в арм. переводе - в Галилой или Галлиой).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Распространение почитания П. в это время может быть связано с деятельностью митр. свт. Макария и царя Иоанна IV Васильевича Грозного, неоднократно посещавшего Ростов для поклонения Ростовским чудотворцам, а в 1563 г. назвавшего П. в послании свт. Макарию в числе святых, покровительству к-рых приписывалось взятие рус. войсками Полоцка (АИ. Т. 1. С. 320). Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43 (Ф. 775). Л. 279 об.) Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43 (Ф. 775). Л. 279 об.) Имя П. указано в «Похвальном слове новым русским святым» Григория Суздальского (50-е - нач. 60-х гг. XVI в.): «Царевича Петра мало воспомяну словом: у Царя бо царствующим той царствует во веки» ( Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 144). Характерные для сер.- 2-й пол. XVI в. особенности почитания П. отражены чудом 1572 г., появляющимся в 1591 г. в редакции Ионы (Думина) Жития св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского, где святые Борис и Глеб и Александр Невский во время похода к Москве Девлет-Гирея I встают из гробов и обращаются друг к другу: «...поидем в Ростов къ споборнику нашему Петру царевичю, да и той с нами споможет на безбожных Измаилтян сроднику нашему царю и великому князю Ивану Василиевичю». С сер. XVI в. П. почитается в Ростовской епархии вместе со святителями Леонтием, Исаией , Игнатием и Иаковом , а также с прп. Авраамием Ростовским и блж. Исидором Твердисловом. В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе» (ок. 1634) под 30 июня указывалось: «Петра царевича ростовскаго чюдотворца; благовесть в лебедь, трезвон средней»; под 3 июля: «Выпевати Андрею, или Афонасию Афонскому, или Петру царевичу» (РИБ. Т. 3. Стб. 84-85). В печатных московских Месяцесловах 1639, 1646, 1648, 1659, 1662 гг. под 29 июня была отмечена память П. («и святаго благовернаго и преподобнаго Петра царевича, Ростовского чюдотворца... Петр царевичь бысть от земли Великия Орды, преставися в лето 6761-е» - Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: Памяти рус. святых//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 294; далее приводился тропарь и кондак святому - Там же. С. 295).

http://pravenc.ru/text/2580106.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010