Последнее есть обязанность не только священнослужителей, но и всех христиан, ревнующих о распространении христианской веры и благочестия. Каждый в своем кругу и при подходящих обстоятельствах может быть проповедником. Исповедание зависит больше от различных обстоятельств времени и места, а проповедание больше зависит от желания и соответствующей подготовки христианина. Обязанность исповедания Бога ясно возлагает на нас Господь Иисус Христос, когда говорит: всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедую и Я перед Отцом Моим Небесным, а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным ( Матф. 10:32–33 ; Мк. 8:38 ). Ап. Павел пишет: Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься ( Рим. 10:9–10 ; ср. 1Тим. 6:12,13 ). А к обязанности проповедовать Бога ясно призывает всех христиан ап. Петр, говоря: вы род избранный, царственное священство, народ взятый в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет. 2:9 ). Особенное значение получает исповедание во времена открытых нападений на веру. Такие нападения терпели христиане особенно в первые века, и будут терпеть, по пророчеству Господа Иисуса Христа, перед вторым Его пришествием. Этот подвиг называется исповедничеством и мученичеством. Это самое высшее прославление человеком Бога на земле и самое высшее торжество христианства. При этом подвиге уместно и проповедание. Мы знаем, что апостолы и мученики говорили речи о Христе, проповедовали Бога и своею речью даже обращали в христианство своих мучителей. Гонение на веру возможно во всякое время, и если не внешнее, то внутреннее, если не огнем и мечем, то словами, книгами и безбожной жизнью. Напр., в наше время христианам немало приходится бороться с вольнодумством, с равнодушием к вере и преследованием одних земных и материальных целей и т.п. При каких бы то ни было обстоятельствах христианин не должен стыдиться Евангелия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Продолжение к 4 беседе Молокан и всех иконоборцев за христиан признавать, или именовать их христианами не должно Из многих наших бесед как с молоканами, а также и с другими иконоборческими обществами, дознано, что все они, как враги церкви Христовой и разрушители ее, находятся врагами и самого христианства, а поэтому они и не должны этим святейшим именем христианским именоваться. Христианин означает помазанник, а христиане – помазанники. Христами цари именовались, о чем и тайновидец свидетельствует: И сотворил есть нас цари иереи, Богу и отцу своему ( Апок.1:6 ). И святой Апостол Петр в своем послании к верующим, называя их избранным родом и царским священием, говорит: Вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления ( 1Пет.2:9 ; Исх.19:6 ). Если, по слову Апостола, христиане язык свят и царское священие, род избран, то они своим обществом составляют одно духовное царственное семейство, как помазанники на царство вечное и духовное небесное. Поэтому кто не принадлежит к этому царственному семейству, тот и не имеет права выдавать себя за помазанника Божия, т. е. христианина; а если кто и дерзает от чужих восхищать на себя этот царственный титул и самочинно именовать себя христианином, то таковой строго осудится за это, подобно тому, как бы кто от чужих царского семейства решился выдавать себя за царевича, или царевну, и за это самозвательство не славу себе от похищенного имени и титула получить, но строгому осуждению подвергнется; точно так и все отступники от Христовой Восточной церкви, именуя себя царевичами и царевнами, но как чуждые царственного семейства, подвергнутся за это строжайшему осуждению; ибо сказано: «Работающим же мне наречется имя новое» ( Ис.65:15 ). Только работающим Богу наречется имя новое, а кто не работает Богу и не находится в Его обществе, таковым не вручается имя новое. Иудеям древле сказал Бог: (на русском) если будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля. А вы будете у Меня царством священников и народом святым ( Исх.19:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

– Прости, прости, Господи, и еще прегрешения моя, прости гордость мою, прости бранные, поносительные, уничижительные слова, коими я поносил братию Твою (а в лице их Тебя, Господи, Глава наша) – уды 44 Твои, чада Твои, овцы словесного Твоего стада – образ Твоея славы. Вем, Господи, и чувствую великость согрешений моих, неблагодарность мою, нелюбие мое, злобу мою, гордость мою. Петр Алексеевич Клепачевский, будущий сослужитель наш. «Пора бы ему (отцу Матфею) утвердиться в нас», – слова отца Павла Трачевского. Мне дай, Боже, утвердиться в братии моей, особенно в отце Павле. Я подозрителен и недоверчив, мыслю зло о брате. О, как премного почтил нас безмерно возлюбивший нас Господь, приняв образ жизни, душу и тело наши, искупив нас, обожив нас, причтя нас ко граду своему, Церкви Своей Святой, в нейже вся Божественныя силы Его к животу и благочестию подана нам. Но как я неблагодарен при таких милостях Божиих неизреченных: остаюсь, как и всегда, в плену страстей тлетворных; прогневляю Господа, Главу Церкви, Пречистую Его Матерь, Начальницу мысленного наздания; вся небесныя силы, составляющие с нами едину Церковь во Христе, святого Ангела Хранителя и всех святых. Я составляю по благодати Христа моего священное сочленение с ними – и не боюсь гневаться, сердиться, озлобляться, завидовать, ссориться, пресыщаться, упиваться, любодействовать внутренне» и проч. «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» [ Еф.2:19–20 ]. Да размышляю чаще о сем. Сердечное око мое нечисто, обманчиво, ложно: не стану я доверять ему, особенно в суждении о ближних, а буду врачевать его верою и любовию Христовою. Буду наблюдать за ним непрестанно, чтобы оно не уклонялось к лукавству. Я сетую, огорчаюсь на владыку митрополита, что он два раза сурово и, по-видимому, гордо и презрительно меня принял, – а как я сам обращаюсь с нищими: не сурово ли, не гордо ли? Я даже не только поношу их, но и треплю их за волосы, а бывало, что и ударял их по лицу, доходя до жестоконеистовства с ними! Не достоин ли я, чтобы и со мною так же обращались высшие меня? А я между тем ропщу на такое или подобное обращение, – безумец я! Или я забыл закон возмездия от правды Божией, что в нюже меру кто мерит, возмерится ему [ Мф.7:2 ]! «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» [ Лк.6:31 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пс.21:15 : «я пролился, как вода». 68:2: «спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей». 103:5: «прошли бы над душею нашею воды бурные». 143:7: «спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных». Тоже еще: Ис.58:1 ; Иер.2:13, 8:14, 15:18 ; Плач.3:54 ; Иоиль.3:18 ; Захар.14:8 ; Ин.4:10,14, 7:38 ; Ефес.5:26 ; Апок.21:6, 22:1, 17 . Один из обыкновенных случаев, когда приходится отступать от буквального понимания, тот, когда буквальное понимание или не дает никакого смысла, или дает смысл сбивчивый, противоречивый, не соответствующий связи речи, не- удобоприемлемый. Неудачное объяснение второго дня творения, представляемое защитниками буквализма, ясно доказывает неудобоприемлемость буквального смысла, который они положили в основу своего объяснения. Можно ли чем-нибудь доказать, что евреям не чужда была мысль о первоматерии, как о воде, и именно о той первоматерии, из которой образовались светила небесные? Кажется, можно. Апостол Петр (2 посл. 3:5) о людях порочных, невежественных, не знающих Писания, говорит, что они «не знают, что, в начале, словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою». Слова эти, несомненно, имеют основание в Быт.1:7, 8 и параллельны этому последнему месту. На основании ст. 6-го, где говорится о потопе, можно бы было подумать, что апостол разумеет атмосферное небо, носящее воду, т. е. облака, но такому предположению противоречат ст. 7 и 10, где очевидно говорится о тех же небесах, что и в 5-м стихе. В ст. 10-м говорится: «приидет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут». Какие это небеса и как они прейдут – это объясняет евангелист Матфей: «и вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба» (24:29). Катастрофа, стало быть, разразится не в атмосфере, а в настоящей тверди, в которой повисли первозданные воды во второй день творения и превратились в светила в четвертый день. Таким образом, если люди порочные и невежественные и не знали о происхождении «небес» из воды, то о евреях просвещенных, изучавших Писание, позволительно думать, что в «водах» над твердию они видели вещество, из которого образовались светила небесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руку, и привели в Дамаск и три дня он не видел и не ел и не пил. В Дамаске был один ученик, именем Анания, и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится и видел в видении мужа, именем Анания, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтоб он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть, вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы, возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему сколько он должен пострадать за имя Мое. Анания пошел и вошел в дом, и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел, и, встав, крестился ( Деян. 9:1–18 ). С того момента св. Павел делается поборником св. веры. Он тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе Христе, что Он есть Сын Божий ( Деян. 9:20 ). Св. Павел, обращая иудеев ко Христу, делается также апостолом языков и творит для Церкви Божией, можно сказать, более всех апостолов. Он раскрывает вполне вероучение Христианское. Кто знаком с историей первых веков христианства, тот знает – какая опасность угрожала христианству со стороны иудейства. Целые полвека иудейство боролось с христианством и хотело сделать из него, по крайней мере, не более, как свою секту. Иудействующие христиане требовали, чтобы весь закон обрядов уцелел, именно, чтобы христиане из язычников также соблюдали закон еврейский – праздновать субботу, обрезание и не ели бы свинины. Но если бы сие требование было выполнено, то христианство не имело бы особенной формы и должно было потерять свою самостоятельность. Спрашивается: кто решил эту борьбу в пользу христианства и заставил отвергнуть обряды иудейские? Это сделал Павел. Мы видим из истории, что даже апостол Петр в известном случае не решился обнаружить пред иерусалимскими иудеями свободы христианской, и примером своим увлек даже Варнаву; который дотоле был ревностным защитником христианской свободы ( Гал. 2:11–15 ). «Преемникам апостолов, – замечает один из учителей Церкви, – оставалось погребсти синагогу с честью». Кто же заставил ее лечь во гроб? Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Сегодня Церковь призывает тебя стать усердным соработником Домостроителя нашего спасения — Господа Иисуса Христа. Вдумайся только в эти слова — соработником Самого Господа. Сколь велика и ответственна эта миссия: тебе вверяется забота о людях, которых Он искупил Своей Кровью. Ты должен помочь им достичь главной цели жизни — спасти душу и обрести Царство Небесное, уготованное от создания мира. Что же должен делать ты, чтобы оправдать столь высокое доверие и надлежащим образом исполнить все повеленное от Господа (Лк. 17, 10)? Святой апостол Петр, говоря о пастырстве, призывает пасти Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 2-3). Руководствуясь этим наставлением апостола и уповая на помощь свыше, ты можешь достичь желаемого результата и, когда явится Пастыреначальник, получить неувядающий венец славы (1 Пет. 5, 4). На тебя возлагается ответственность за созидание и развитие епархиальной жизни, за создание надлежащих условий для духовно-нравственного возрастания каждого члена церковной общины, вне зависимости от его возраста, социального положения и даже религиозного опыта и степени его воцерковленности. Тебе следует иметь неустанное попечение о клире и пастве Валуйской епархии, входящей в состав Белгородской митрополии. Это твой удел, и за то, как ты будешь заботиться о нем, с тебя спросит Бог на Страшном суде, а Священноначалие в этой земной жизни. Дабы ответ твой был внятен, а деятельность плодотворна, тебе надлежит много потрудиться. Не жалей себя и не экономь на добрых чувствах. Ты призван к жертвенному служению, а это значит, что в основе твоей деятельности должно быть стремление отдавать свои силы, знания и время людям. Не бойся перетрудиться и устать. Чаще всего мы ссылаемся именно на усталость, откладывая подчас очень важные и нужные дела. Никогда не делай этого. Заботиться о здоровье нужно, но в разумных пределах. Эта забота никогда не должна становиться приоритетом в жизни и затмевать твои обязательства. Великий Податель даров все восполнит и, по слову псалмопевца, обновится яко орля юность твоя (Пс. 102, 5). И энергии твоей не будет конца, только употребляй всю силу и энергию на дело Божие.

http://patriarchia.ru/db/text/4278840.ht...

Совесть же судящую мы называем спокойной или беспокойной , мирной или тревожной, утешительной или мучительной. В Свящ. Писании она называется совестью благой, чистой, непорочной или злой, порочной, оскверненной, сожженной. Перед иудейским синедрионом ап. Павел свидетельствовал, что он всей доброй совестью жил перед Богом до сего дня ( Деян.23:1 ). Ап. Петр увещает христиан иметь добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе (1Пет. 3и 21). В послании к евреям, ап. Павел выражает уверенность, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно (13:18). Он заповедует священнослужителям иметь таинство веры в чистой совести ( 1Тим. 3:9 ). И сам подвизаюсь иметь непорочную совесть перед Богом и людьми ( Деян. 24:16 ), говорит он о себе. В послании к евреям, апостол называет совесть злой или порочной, когда призывает приступить с искренним сердцем, с полной верой, кроплением [Кровию Христовой] очистив сердце от порочной совести. ( Евр.10:22 ). В послании к Титу апостол называет совесть «оскверненной», когда говорит о людях: осквернены ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу ( Тит 1:15 ). Сожженными же в совести апостол называет тех лжесловесников, через которых в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим. 4:1–2 ). Жжение обозначает здесь мучительное сознание вины. По силе или энергии совесть называют решительной или скрупулезной . Ей сродни совесть мнительная. Она свойствена лицам, склонным к унынию и не доверяющим средствам очищения от грехов. Под влиянием страстей и шума мира совесть часто плохо слышна человеку и становится приглушенной. Если часто заглушать голос совести, то он становится все тише, совесть болеет, отмирает, и такой процесс оканчивается смертью совести, т.е. состоянием бессовестности. Но, говоря о состоянии бессовестности, мы понимаем не отсутствие в человеке карательной силы совести, а только отсутствие совестливости, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Сол. 3:17). Но вообще говоря, христианин должен смотреть, как на Божий дар и на Его долготерпеливую милость, если ему досталась в удел продолжительная жизнь. Ап. Петр говорит: Долготерпение Господа нашего почитайте спасением. ( 2Пет. 3:15 ). Чем продолжительнее жизнь, тем больше времени для делания добра и приготовления к вечности. Потому-то и желание смерти есть вещь сомнительная. Очень часто оно есть нежелание трудиться и переносить жизненные бедствия. Если даже она есть положительное желание совершенной жизни за гробом, то и тогда необходимо помнить, что смерть всегда преждевременна, если она не посылается человеку Богом. Господь лучше знает, когда пора окончиться нашей жизни: «в книге Которого записаны все дни, назначенные для человека» ( Пс. 138:16 ), «в руке Которого душа всего живущего и дух всякого человека» ( Иов. 17:10 ). Вообще, желание смерти тем большее имеет право, чем больше человек созрел для вечной жизни, и тем фальшивее и бесправнее, чем менее он созрел для нее. В последнем случае, вместо того, чтобы желать смерти, необходимо позаботиться об истинно христианской жизни. Богатство и бедность Богатство и бедность сами по себе нравственно безразличны, т.е. ни богатство, ни бедность, сами по себе не делают человека добрым или плохим. Все зависит от отношения сердца к богатству и бедности, от такого или иного отношения человека к ним. Потому-то в числе прославленных церковью святых мы встречаем и богатых, и бедных. И богатство, и бедность имеют, как свои выгоды и преимущества, так и свои опасности и искушения. Не напрасно в книге Притчей Соломона возносится следующее моление к Богу: «двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся от Тебя, и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (гл. 30:7,8). Как видим, среднее материальное благосостояние представляется в Свящ. Писании самым благоприятным в нравственном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Так как душа важнее тела, то главное внимание христианина должно быть направлено на образование души, именно – ума, воли и чувства. Образование ума совершается наукой. Встречаются люди, которые думают, что христианство относится враждебно к науке и ее тормозит. Для подтверждения своего мнения они ссылаются на некоторые места Свящ. Писания, где напр., в послании к колоссянам апостол уравнивает философию с пустым обольщением (2:3), в послании к коринфянам он резко противопоставляет мудрость Божию мудрости человеческой (1 Кор., гл. 1 и 2), говорит также, что знание надмевает, а любовь назидает ( 1Кор. 8:1 ). Это указывают на то, что христианство требует все основывать на вере, между тем область науки есть область знания, а не веры. Но Свящ. Писание только к ложной науке относится неблагоприятно и даже резко, а не к истинной; и христианину не следует отдаваться первой встречной философии или какой-нибудь «научной» теории. А если христианство требует веры, то, во-первых, отнюдь не следует думать, что в науке совсем отсутствует вера; и науке присуща вера (напр. вера в существование невидимых атомов, вера в неизменные законы природы, вера в обманчивость разума и внешних чувств). Во-вторых, христианство требует не только веры, но и знания; оно ценит истинное знание. Так ап. Павел пишет коринфским христианам: не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни ( 1Кор. 14:20 ). В другом послании он высказывает желание, чтобы христиане были введены во всякое богатство совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения ( Кол. 2:2–3 ). Симон Петр выразился в ответе на известное предложение Господа Спасителя: мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго ( Ион. 6:69 ). Надобно сказать даже, что только на почве христианства стало возможным успешное и полное развитие познаний и науки. Если апостол говорит, что во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения, то он хочет сказать этими словами, что тот, кто признает во Христе спасителя своей души, тому откроется новый богатый мир для познаний и сделается возможным понять смысл миротечения и человеческой жизни; между тем вне христианства это невозможно сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Тогда идет, и берет с собой семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там: и бывает для человека того последнее хуже первого ( Лук. 11:24–26 ). Чем искреннее и глубже было обращение христианина, тем менее возможно его отпадения от Бога и тем меньше опасность в случае падения (т.е. он поспешит снова обратиться к Богу); и чем поверхностнее было обращение, тем скорее может последовать отпадение, и тем опаснее это падение. Приведенные слова Господа Спасителя относятся в особенности к случаем несовершенного обращения. То, что для падших необходимо божественное содействие, если они хотят обратиться в прежнее состояние, об этом излишне говорить. Царь Давид не обратился и даже не осознал должным образом своего греха, пока не был послан к нему Богом прор. Нафан. Ап. Петр начал горько плакать лишь после того, как почувствовал карающий взгляд Господа Спасителя. Совершающих дело освящения надо предостеречь главным образом от двух опасностей, которым они легко поддаются. С одной стороны, сознав после первого воспарения в обращении, трудность борьбы и отдаленность цели освящения (т.е. полной святости), почувствовав по временам отвлечение своей души (с воспитательной целью) от божественной благодати, испытав, наконец, несколько раз поражение в борьбе, христианин легко поддается унынию и малодушию. С другой стороны, ощущая в себе изобилие благодати, победоносно борясь с врагами своего спасения и видя постоянный прирост в себе духовной жизни, он легко поддается опасному превозношению и отваге. В первом случае надобно призвать христианина к мужеству и надежде и напомнить ему слова ап. Павла: укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его ( Еф. 6:10 ); Все могу в укрепляющем меня Господе ( Фил. 4:13 ). И еще: Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены, низлагаемы, но не погибаем ( 2Кор. 4:8–9 ). Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах ( 2Кор. 6:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010