На чем же папы обосновывают свое главенство во Вселенской Церкви? Папы считают себя преемниками Апостола Петра, которому якобы Христос передал главенство в Церкви, сказав: " Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою " (Мф.16,18). Разберемся. Прежде всего отметим, что в первые века Церкви и Предание, и все Святые отцы разумели здесь под " камнем " правое Петрово исповедание Господа: " Ты еси Христос, Сын Бога Живаго " (Мф.16,16), но не лично Апостола Петра, который, как известно, трижды отрекался от Иисуса Христа (Мф.26,69-74) и которого Апостол Павел изобличал в лицеприятии в отношениях к христианам из иудеев и язычников (Гал.2,12-18)! Но что самое главное - это учение Апостола Павла: " Никто не может положить другого основания (для Церкви), кроме положенного, которое есть Иисус Христос " (IKop.3,11); Христос является " краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастет в святой храм во Господе " (Еф.2,20-21); " и все пили из духовного камня; камень же был Христос " (IKop.10,4). Сам св. Апостол Петр никогда не считал себя " камнем " , на котором Христос создал Церковь, а учил: " Вы приступили к Нему (Христу), камню живому... ибо сказано в Писании: " Вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится " (Ис.28,16). Вот почему в Св. Писании не Апостол Петр называется " Главою Церкви " , а " Тот (Христос) есть Глава Телу Церкви (Кол.1,18), ибо сам Бог " поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его " (Еф.1,22). Папа Лев XIII предлагает обратиться к историческим источникам, якобы подтверждающим " главенство " пап во Вселенской Церкви, как преемников Апостола Петра. Однако, в исторических источниках мы находим совершенно обратное. Кстати отметим, что Апостол Петр вовсе не был основателем Римской Церкви и история ничего не знает об апостольской деятельности его в Риме Вернее, что Римская Церковь была основана Апостолом Павлом, как апостолом " языков " , а не иудеев, и притом чрез его учеников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/152/...

Он говорит им; а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отличавшийся от прочих Апостолов особенною горячностью и решимостью духа, один, предваряя их, исповедал Христа новым исповеданием христианским: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго». И за такое твердое и решительное исповедание Господь не только похваляет его, но и ублажает: «блажен ты, Симон, сын Ионин», сказал Он Апостолу, «потому что не плоть и кровь (не люди и не твой разум) открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». За сим в награду за первое и новое исповедание Христа Петр один, преимущественно пред другими Апостолами, услышал от Христа новое слово о Церкви и на первоначальном всеобщем Камне основания – Христе ( 1Петр. 2:4 ), положен первым из последующих, меньших камней основания, то есть Апостолов ( Еф. 2:20 ). «И Я говорю тебе, сказал ему Господь, «ты Петр и на сем камне (на камне веры твоей и исповедания) 21 , Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царства небесного», говорит наконец ему Господь ( Мф. 16:13–19 ). Царствием небесным, в ключари которого поставляется Петр, здесь, как и в других местах Евангелия ( Мф. 3:2; 4:17; 13:24 ), называется царство Господа благодатное, или Церковь Его, создать которую на камне Петровой веры и исповедания Он пред сим обещал. Церковь земная называется царством небесным потому, что глава Церкви Господь Иисус есть Царь не земной, а небесный, и потому что члены Церкви, живя на земле, должны приготовлять себя к небу. – Как понимать надобно вручение Апостолу Петру ключей от царства небесного, или Церкви? По обычаю древних народов, и в частности еврейского, вручение ключей служило знаком вручения кому либо власти над домом ( Ис. 22:22 . Ап. 3:7). Сообразно с сим и образное выражение Спасителя: «и дам тебе ключи царства небесного» надобно понимать в смысле вручения Апостолу Петру власти отверзать и заключать вход в сие царство, принимать в общение с Церковью и отлучать от неё. Но с этою властью необходимо соединяется другая, – власть вязать, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он, незримый – всегда близок к призывающим Его. Только в четвертую стражу – после трех часов ночи – пошел Иисус к пребывающим в страхе ученикам. А ученики, увидевши Его, идущего по волнам бушующего моря, встревожились, решили, что это призрак, и от страха вскричали, стали взывать ко Господу о помощи. И как только они воскликнули, Господь тотчас заговорил к ним и сказал: «Ободритесь, это Я, для Которого нет ничего невозможного, не бойтесь». Ученики уже хотели принять Его в корабль, но пламенный ап. Петр, опережая других учеников, воскликнул: «Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». И не ответил ему Господь: «повелеваю», а сказал: «иди, если хочешь». И выйдя из лодки, Петр твердою ногою ступил на бушующие волны моря, и пока взор его был устремлен на Господа, он радостно шел по воде, радуясь тому, что раньше других Апостолов может подойти к Спасителю и броситься к стопам Его. Но как только отвел Петр свой взор от Христа и взглянул на яростные волны и на мрачную бездну под ними, в нем заговорили плоть и кровь, страх овладел им – он начал утопать и уже голосом отчаяния закричал: «Господи, спаси!» От чего, дорогие братия и сестры, стал Петр утопать? «Не буря водная угрожала ему, а буря помышлений сомнительных, так же как не плотность воды держала его на бушующих волнах, а крепость веры» – говорит св. Иоанн Златоуст . И Христос укрощает не ветер, а Петрово малодушие. «Малодушный» – говорит Петру Иисус Христос, – «зачем ты усумнился?» Не сказал ему Господь: «неверный», но «маловерный». Не сказал ему: «зачем ты пошел по волнам?» Ибо при близости Господа, при Его помощи, все возможно верующему. Нужны вера и чувство близости к нам Господа, тогда и помощь приходит от Него. «И когда вошли они в лодку, ветер утих», море стало спокойно. Если в умножении хлебов и двух рыб явил Себя Христос, как Един от Троицы, Творец мира, раскрывая пред нами образ любви, которая, изливаясь на других, богатеет, умножается, и призывая нас к скромности в питании и бережливости в дарах Божиих; то в нынешнем Евангелии, снова подтверждая Свое сыновство Отцу, научает нас, среди бушующих житейских волн , не поддаваться чувству страха, но всегда иметь взор и сердце к Нему обращенными. Принимая слово Спасителя в сердца наши, мы – вместе с Апостолами – Ему поклонимся и воскликнем: «Воистину, Господи, Ты Сын Божий Ты Мессия, Спаситель Наш и Всего Мира!» Аминь. Неделя 10-я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Особым образом почитаются апостолы Петр и Павел, именуемые «первоверховными». Петр уже при жизни Господа Иисуса Христа занимал особое положение в апостольской общине. Он чаще других апостолов упоминается в Евангелиях. Только ему — в ответ на его исповедание Христа Сыном Божиим было сказано Самим Спасителем: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф 16:18 ). После смерти и Воскресения Спасителя Петр фактически возглавил апостольскую общину ( Деян 1:15–22; 2:14–41 и др.). Для апостольского служения уже после Своего Воскресения Господь избрал и Павла. При жизни Спасителя Павел не был среди Его учеников, и после Его воскресения был активным противником и гонителем Церкви. Но обращение Павла ( Деян 9:1–19 ) имело огромное значение для христианства. Из гонителя Церкви Павел превратился в ее ревностного защитника. Он совершил несколько миссионерских путешествий и закончил свой проповеднический подвиг мученической кончиной в Риме. Собрание посланий апостола Павла составляет существенную часть Нового Завета. Значение Павла для последующего развития христианской Церкви было столь велико, что Иоанн Златоуст даже утверждал, что через Павла Христос сказал людям больше, чем успел сказать Сам во время Своего земного В седмичном круге богослужения апостолам посвящено богослужение четверга. Днем памяти первоверховных апостолов Петра и Апостольский, или Петров, пост. Помимо двенадцати апостолов, Церковь прославляет также «апостолов от семидесяти». О них рассказывается в Евангелии от Луки: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два перед лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» ( Лк 10:1 ). Господь наделил их властью побеждать «силу вражью», и ничто не могло повредить им. «Однако ж тому не радуйтесь, — сказал Он им, — что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк 10:20 ); «блаженны очи, видящие то, что вы видите!… Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Лк 10:23–24 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

«(Петр) говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» φιλ σε, не только люблю Тебя влечением сердца, но имею Тебя как друга, – φιλ, больше чем γαπ, почему и Петр с настойчивостью повторяет во все три ответа: φιλ σε. Между тем Спаситель и второй раз, как бы не слыша Петровского φιλ, спрашивает его снова: γαπς με и лишь в третий и последний раз Он удостаивает ученика вопроса: διλες με, т. е. спрашивает его в таком именно тоне, какого хотел ученик. – (Иисус) говорит ему: паси овец Моих βσκε τ ρνα. μου. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? (Петр) говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих – πομανε τ προβτια. μου. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил Его: любишь ли ты Меня?» Этой печалью Петра евангелист свидетельствует, что и Петром эта беседа воспринята была болезненно как тяжелое воспоминание и как бы публичная исповедь, как публично был совершен и грех отречения. «Иисус говорит ему: паси овец Моих – βσκε τ προβτια μου. (Nota вепе: паси в первом и в третьем случае βσκε, раз в соединении с ρνα, другой с προβτια, а во второй раз πομαινε с προβτια). Что прямое и непосредственное отношение этот разговор имеет к падению Петра и его восстановлению, об этом, кажется, не может быть спора: это слишком ясно подчеркнуто и троекратностью вопроса, соответствующего троекратному отречению, и Петровским «скорбе». Какой пробел в истории ап. Петра получился бы, если бы не было этого примирения и его восстановления! Естественно, что позднейший евангелист, заведомо восполнявший уже имевшиеся в обращении синоптические евангелия, с таким тщанием остановился на этом. Но цель рассказа явно простирается дальше одного прощения и восстановления в дружбе Христу, к которой Он призвал в прощальной беседе: «вы друзья мои» (Ио. 15, 14), речь идет и о восстановлении Петра в его апостольском достоинстве и правах, причем это восстановление выражено в образной форме: паси – окормляй, управляй, βσκε – πομαινε – агнцев (овечек), овец Моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

По этой-то причине Христос других не назвал блаженными, но, говоря с Петром, показал, кто и открыл ему. Чтобы исповедание Петрово не показалось многим сказанным из дружбы и лести, и в знак особенного к Нему расположения, — потому что он весьма любил Христа, — и указывает Того, Кто внушил ему, чтобы ты разумел, что Петр только произносил, а научал его Отец, и чтобы ты верил, что слова эти не выражают человеческое мнение, но божественное учение. Но почему Христос не открывает Себя сам, — не говорит: Я Христос, — но достигает этого вопросом Своим и заставляет произнести исповедание учеников. Потому что это и Ему тогда было приличнее и нужнее, и их более побуждало верить сказанному. Видишь ли, как Отец открывает Сына? Как Сын открывает Отца? " Отца не знает никто " , сказано, " кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " (Матф. 11:27; Лук. 10:22). Таким образом, не через другого кого можно познать Сына, как только через самого Отца; и не через другого кого можно познать Отца, как только через Сына, так что и из этого видно, что Они равночестны и единосущны. Что же говорит Христос? " ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа " (Иоан. 1:42). Так как ты проповедал Моего Отца, то и Я именую родившего тебя, и как бы так говорит: как ты сын Ионин, так и Я Сын Моего Отца. Иначе излишне было бы говорить: " ты — сын Ионин " . Но когда Петр назвал Его Сыном Божьим, тогда Христос, чтобы показать, что Он так же есть Сын Божий, как Петр сын Ионин, т. е. одной сущности с родившим, присовокупил: " и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне " — т. е. на вероисповедании — " Я создам Церковь Мою " (Матф. 16:18). Этими словами Господь показывает, что отселе многие будут веровать, ободряет дух Петра и делает его пастырем: " и врата ада не одолеют ее " . Если же не преодолеют ее, то тем более Меня. Поэтому не смущайся, когда услышишь, что Я буду предан и распят. Далее обещает и другую почесть: " и дам тебе ключи Царства Небесного " (Матф. 16:19). Что значит: " и Я дам тебе " ? Как Отец дал тебе познание обо Мне, так и Я дам тебе; не сказал — умолю Отца, хотя и это было бы важным доказательством Его могущества и неизреченно великим даром; но: " Я дам тебе " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Пресвитер. Думаю, что это сознательное с их стороны искажение. И подтверждением этой догадки служит понимание этого евангельского повествования виднейшим латинским богословом и великим учителем Западной Церкви, блаженным Августином . В одной своей проповеди , толкуя вышеприведенные слова Христа, он говорит прямо: «На «сем камне» (petra), на том, что ты сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем создам Церковь Мою. Ибо «ты – Петр»: от «камня» (petra) Петр (Petrus), а не от Петра (Petrus) «камень» (petra), точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос». 325 В принципе, не нужно даже быть богословом, чтобы понимать, что не может Христос основывать Свою Церковь на Петре. Для этого достаточно посмотреть, что Христос ему сказал дальше. Прихожанка. И что же Он ему сказал? Пресвитер. «Отойди от Меня, сатана» ( Мф. 16, 23 )! Прихожанка. Это из-за его будущего отречения? Пресвитер. Нет, из-за его настоящего прекословия. Сразу же после Петрова исповедания Сын Божий начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою»! Он же в ответ на это сказал Петру эти резкие слова, объяснив причину: «Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф. 16, 21–23 ). Прихожанка. А нет какой-либо связи с приведенными вами сведениями и символикой сатанистов? Пресвитер. Вряд ли эта связь существует. То, что сегодня встречается в массовой культуре, используется скорее как провокационная внешняя атрибутика далекая от религии. Впрочем, нельзя исключать, что некоторые собрания сатанистов стали использовать перевернутый латинский крест как символ своего отречения от учения Иисуса Христа, ибо, как вы знаете, апостол Петр трижды отрекся от Христа. Но с другой стороны, именно распятие вниз головой святого апостола Петра и было своеобразным раскаянием его за допущенное отречение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Собор Апостольский на Сионе, которому предстали Павел и Варнава, замечателен как первоначальное совещание Церкви Христовой, показывающее образ ее духовного управления, и потому принят был за основание всех последующих Соборов. По долгом рассуждении Петр, восстав, сказал братии, «что Господь, избравший его сначала для обращения язычников, не положил никакого различия между ними и Иудеями, даровав всем одинаково Духа Святого, и что не должно искушать Бога, налагая тяжкое ярмо закона Еврейского на новообращенных, но должно веровать, что они спасутся единою благодатию Христа». Тогда все собрание умолкло и внимало повествованию Павла и Варнавы, о знамениях и чудесах, какие Бог произвел через них у язычников, и Иаков, епископ Иерусалима, одобрив мнение Петрово, как согласное с Пророками, возвестившими обращение всех народов, предложил написать только язычникам, «чтобы они удерживались от треб идольских, блуда и крови, и неугодного себе не творили другим». После сего Апостолы, с пресвитерами и всею Церковью , рассудили послать от лица собора избранных мужей в Антиохию, и выбрали в спутники Павлу и Варнаве, Иуду и Силу; в грамоте же своей изложили решение Собора и запечатлели его словами: «Изволися Духу Святому и нам, ибо Дух Святой управляет Церковью, через посредство верховных пастырей, и так изволися Духу Святому и на всех последующих Соборах». В то время Апостолы Иаков, епископ Иерусалимский, Петр и Иоанн, почитаемые столпами Церкви, видя ревность по Боге Павла, подали ему и Варнаве, в знак согласия, руки, чтобы им идти проповедать Евангелие к язычникам, подобно как они себе предоставляли обращение Иудеев: и так неизменно соблюдал Павел решение Собора Апостольского, о снисхождении к Эллинам, что даже впоследствии лично противостал за них Петру в Антиохии; потому что Петр, до прибытия некоторых Иудеев от Апостола Иакова из Иерусалима, ел вместе с язычниками, когда же пришли, стал устраняться от необрезанных и увлек своим примером прочих Иудеев и Варнаву. Но Павел, видя, что они не прямо поступают по истине Евангельской, сказал при всех Петру: «Если мы, будучи Иудеи, живем по-язычески, то есть не подчиняясь ветхому закону обрядов, то для чего язычников принуждаем жить по-иудейски, когда мы познали, что только верою во Иисуса Христа, а не соблюдением закона Моисеева может оправдаться каждый человек». Таким образом, растворяя ревность по вере духом кротости, поддерживали друг друга Апостолы; и Петр, которому вначале поручено было от Господа утверждать братии своих, сам взаимно утверждался ими, чтобы единство их веры соблюдалось союзом любви, и никто бы не превозносился своею непогрешительностью в Церкви Христовой, ибо ей одной принадлежит сие дарование Духа Святого. 48-й от Рождества Христова

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Точно так же следует почитать святые Божии церкви и с верой и страхом поклоняться им, потому что еще и в Ветхом Завете Бог повелел Моисею устроить скинию, скиния же есть не что иное, как церковь. Так, Бог сказал ему: “Видишь, и сделай все, как Я покажу тебе на горе, образец храма и образец всех сосудов его” . И после этого говорит: “Собери все общество ко входу храма собрания, чтобы они услышали слова Мои”(Ср.: Лев. 8, 3; Чис. 10, 3; Чис. 11, 16. Об особенностях цитируемой редакции см. предыдущее примечание.). И в книге Царств сказано: “И Самуил лежал в храме Господнем”(1 Цар. 3, 3.). И Соломон создал церковь по Божественному повелению, ведь Бог сказал Давиду: “Сын твой построит дом имени Моему”(3 Цар. 5, 5.). И Сам Господь наш Иисус Христос говорит: “Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою”(Мф. 16, 18.). И святые апостолы, по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, создали в Иерусалиме церковь, потому что в Деяниях говорится: “В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме”(Деян. 8, 1.). И еще говорится об апостоле Петре: “Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу”(Деян. 12, 5.). Также и Петр и Иоанн в Лиде создали церковь во имя Богоматери. И Климент, ученик Петров, пишет, что когда апостол Петр в Риме исцелил Софию, родственницу царя, то блаженная София, по повелению апостола Петра, создала в своем большом дворце церковь во имя Пречистой Богородицы, которая и доныне существует в Риме и называется “Софией”, и поручила ее Петру; Петр же освятил церковь, взяв мощи первомученика Стефана и положив в ней. Видишь: Сам Чудотворец Бог повелел созидать святые Божии церкви! Затем святые апостолы и святые отцы и учители, которые были после святых апостолов, заповедали создавать святые церкви и поклоняться им с верою, и почитать со страхом, и нет веры в Господа нашего Иисуса Христа без церкви, но где вера, там и церковь. Некоторые говорят, что лишь тогда подобает поклоняться святым иконам и святым церквам, если при этом кланяешься на восток, — если же не на восток, то не следует поклоняться. Посмотри — это не поучение, а скорее прелесть! Когда ты видишь царя или князя, то и не на восток кланяешься ему, но как получается. И если царю или князю кланяешься и на запад, и на север, и на юг — то тем более подобает поклоняться и на запад, и на север, и на юг, как когда придется, образу Небесного Царя и изображениям тех, кто угодил Ему от века, а также и Божиим церквам. И святые апостолы и бывшие после них божественные отцы и учители наши заповедали нам писать в святых церквах всечестные и святые образы Бога и Владыки и святых Его и на северной, и на западной, и на всех стенах, заповедали поклоняться этим образам и почитать их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Церковь поставила этих двух совершенно разных людей рядом, как архитектора и строителя Церкви. Апостол Петр был практиком и строителем, заложившим фундамент. Апостол Павел – архитектором, смотрящим вверх и в будущее. Источником их силы и знаний стала жизнь в Духе. Господь сказал: «Дух животворит; плоть не пользует нимало». Теперь, с опытом, мы знаем, что смысл земной жизни – стяжание Духа Святого и соединение со Христом посредством этого Духа. Но Петр и Павел не читали писания графа Мотовилова о преподобном Серафиме. Они не читали решений Вселенских соборов. Они даже не читали Евангелия. А апостол Павел не был ни епископом, ни священником, ни даже секретарем епархии. И, тем не менее, они оба оказались способны вместить в себя то, о чем потом с усилием могла догадываться вся полнота Церкви. С одной стороны, так захотел Сам Бог. Христос сказал Симону Ионину: «Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного, и что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах». Это кажется тайной: почему одним Отец Небесный дает такие дары, а другие всю жизнь получают только прозу и проблемы? Но ничего непонятного тут нет. Все просто. Другая сторона харизмы – это согласие на миссию. Так того захотели сами Петр и Павел. Мы тоже испытывали, и не раз, посещение Христа. Но, в отличие от них, ничего кроме удивления и быстро забытой благодарности не испытали. И если испытали, то ничего в своей жизни не изменили. Мы оказались тесным сосудом для Святого Духа. А они предоставили Ему всего себя. Они захотели измениться, потому что имели веру. Вера – такое устроение, при котором человек всегда видит Бога рядом с собой. Дополнительное слагаемое готовности принять харизму – целомудрие, но не в том смысле, в каком мы привыкли его упрощенно понимать. В данном случае целомудрие – это прочное соединение ума и сердца в Боге. Ум дружит с сердцем, а сердце – с умом, а связывает их Сам Бог, сочетая в мудрость.

http://pravmir.ru/petrov-post-i-lyubov-t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010