Данные документы освещают проблемы, связанные с отношением митрополита Петроградского Вениамина ( Казанского) к готовящемуся большевиками Декрету об отделении церкви от государства, реквизиции помещений Александро-Невской лавры, существованием в новых условиях Петроградской духовной академии, печатанием религиозно-нравствен ных книг, преобразованием домовых храмов в приходские, захватом большевиками церковных зданий и имущества, закрытием церквей и духовных учебных заведений и др. Публикуя отобранные для сборника документы, Черепенина и Шкаровский стремились по возможности снабдить их необходимым историческим комментарием. В предисловии были оговорены особенности археографической обработки публикуемых материалов: состава заголовков, легенд, текстуальных примечаний, передачи текстов 130 . Сходным образом основные принципы издания документов, которыми руководствовались публикаторы, были изложены в предисловии к другому сборнику документов, появившемуся на свет в том же 2000 г. Мы имеем в виду сборник «Следственное дело Патриарха Тихона», подготовленный большой группой исследователей во главе с ректором Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиереем о. В.Н. Воробьёвым. На сегодня этот сборник является одним из самых серьезных, профессионально подготовленных документальных трудов, в котором материалы следственного дела Патриарха Тихона из ЦА ФСБ изданы с использованием археографической обработки. Можно только сожалеть, что данный труд представляет собой всего лишь выборку документов, а не полную публикацию всех материалов, имеющихся в многотомном следственном деле Предстоятеля Русской Церкви. Публикуемые в двух разделах материалы за 1918–1925 гг. оснащены историческим и археографическим предисловием, документальным приложением, примечаниями с элементами источниковедческого анализа, именным, географическим, библиографическим указателями, указателем храмов и монастырей. Сами документы, помимо обстоятельных научных заголовков и текстуального подстрочника, имеют археографическую легенду, включающую шифр архивного хранения, степень подлинности, способ воспроизведения, тексты резолюций и помет, описание штампов и печатей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статья 15 (28) августа 1917г. состоялось торжественное открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви. Ключевым понятием для его участников стало понятие «соборность». Идея соборности имела особое значение для церковных ученых. Именно в связи с ней ученые смогли обрести новую корпоративную идентичность: на Соборе 1917г. ученые ощутили себя церковной элитой, которая может и должна блюсти стержень новой экклезиологии — соборность. В приветствии Собору от представителей духовных академий профессор Киевской духовной академии В.З. Завитневич подчеркнул, что «соборность — это есть душа Православной Церкви, это есть биение пульса церковного организма, его жизненный нерв, от движения которого зависит самая жизнь Церкви; движется этот нерв — и жизнь Церкви поддерживается, замирает это движение — и жизнь Церкви замирает. Все это ясно видят, все это понимают; но это особенно ясно, это особенно понятно для нас — представителей богословской науки, имеющих возможность глубже, всестороннее постигнуть как самое существо начала соборности, так и все следствия его практического осуществления в жизни» (Документы, 2015, 43). Цель данной работы — реконструкция представлений профессоров и преподавателей российских университетов и духовных академий о концепте «соборность». Историки, канонисты, богословы разных христианских конфессий неоднократно обращались к вопросу реализации принципа соборности в проектах Поместного Собора [Jockwig, 1971, 185–213; Oeldemann, 1992, 273–300; Schulz, 1995; Цыпин, 2004, 156–167; Дестивель, 2008; Савва Тутунов, 2011; Беглов, 2016, 51–73; Беглов, 2021]. Она видится исследователям в увеличении роли клириков и мирян на Поместном Соборе, где они составили большинство, а также в допуске их к церковному управлению на всех уровнях. Для исследователей характерен институциональный подход: соборность изучается прежде всего как демократический принцип организации управления Церковью. Преимущественно исследователи обращались к наиболее доступным источникам: протоколам пленарных заседаний Собора — «Деяниям», в то время как необходимо изучение и архивных материалов, отражающих работу соборных отделов. Обсуждение содержания понятия «соборность» было открыто в Отделе о высшем церковном управлении, в протоколах и журналах которого и оказались зафиксированы основные положения дискуссии. Отдел о высшем церковном управлении начал свою работу 2 сентября 1917г. На первых, организационных собраниях отдела было поручено подготовить доклады об итогах работы предсоборных комиссий. Познакомить собрание с мнениями участников Присутствия и Совещания просили профессора Петроградской духовной академии, доктора церковной истории И.И. Соколова, Совета — профессора Киевской академии, доктора церковной истории В.З. Завитневича (ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.220. Л.10–11). Доклады были представлены на третьем заседании отдела 11 сентября.

http://bogoslov.ru/article/6195155

Митроп. Вениамин». Окончил Петроградский Богословский институт (1923). См.: Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 524. 248, 284 Григорьев Григорий Григорьевич; (около 1823 – 5 марта 1899). Окончил С.-Петербургскую Медико-хирургическую академию (1844). С 20 января 1844 ординатор Мариинской больницы для бедных в Санкт-Петербурге. В 1847 перемещен в канцелярию военного министерства, а 2 мая 1850 – в хозяйственный департамент МВД, где с 1851 был редактором центрального статистического комитета; с 1861 – чиновник особых поручений при министре. В 1857 за научные труды избран членом имп. Русского географического общества. С 1863 – Пензенский, а с 1866 – Владимирский вице-губернатор. С 23 мая 1879 – Олонецкий губернатор; 3 мая 1890 назначен членом совета министра внутренних дел и 29 мая покинул Петрозаводск. Деятельно заботился об улучшении здравоохранения, образования, путей сообщения в Олонецкой губернии. При нем в Петрозаводске построен театр (1872), открыт естественно-промышленный и историко-этнографический музей (1873). По его ходатайству проведены изыскания с целью устройства водного пути между Белым морем и Онежским озером. Состоял председателем Олонецкого губернского статистического комитета. Почетный гражданин Петрозаводска (1875). Член-учредитель Петрозаводского общества любителей музыкального и драматического искусств (устав утвержден 27 января 1877). В мае 1890 Петрозаводская городская дума постановила учредить стипендию его имени в трехклассном городском училище и «на вечные времена поставить портрет его в зале собраний думы». В 1894, когда праздновалось 50-летие службы Г.Г. Григорьева, при Олонецком губернском статистическом комитете был образован капитал его имени в 1000 руб. для выдачи процентов «в премию за лучшее сочинение об Олонецком крае». Скончался во Флоренции. См.: О деятельности тайного советника Григорьева в его управление Олонецкой губернией (1870–1887). Петрозаводск. 1887; 50-летие службы тайного советника Г. Г. Григорьева.//Правительственный вестник. 1894. 15. С. 2; Благовещенский И. Тайный советник Григорий Григорьевич Григорьев. (Некролог).//ОГВ. 1899. 20. С. 1–2, 21. С. 1–2; Некролог. Г. Г. Григорьев.//Правительственный вестник. 1899. 55. С. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Югославия) 9–10 августа 1929 г. 1 Стремление к восстановлению религиозного единства христианского мира проявляется в наши дни с особенной силой. На мировых конференциях под знаком Life and Work в Стокгольме в 1925 году и Faith and Order – в Лозанне в 1927 году представители всех христианских исповеданий, за исключением Римско-Католической церкви, встречались в братском общении. Встречи вызывались потребностями жизни и, в свою очередь, вели к постановке и разрешению жизненных задач. Стокгольмская конференция выдвинула на первый план вопросы практического христианства. Еще в Стокгольме была избрана особая «Комиссия для вселенского сотрудничества профессоров богословия » (Kommission fur okumenische Zusamen-arbeit der Professoren der Theologie) под председательством проф. Адольфа Дейсмана. В научном богословии получили свое закрепление вероисповедные различия разъединенного христианского мира. С другой стороны, наука в своем движении стремится к пределу объективной истины. И наука есть часть жизни. Совершенно естественно, что поставленные на очередь дня вопросы практического христианства сразу же привели к организованному научному общению профессоров богословия. За истекшие годы это общение нашло себе выражение, между прочим, в Британско-Германской Богословской Конференции в Кентербери весною 1927 года по вопросу о сущности Царства Божия и его отношении к человеческому обществу 2 ., и в лекциях проф. Софийского Университета протопресвитера Стефана Цанкова в Берлинском Университете летом 1927 года о Восточном Православном христианстве 3 . Созванная тою же Богословскою Комиссией Новосадская Конференция 1929 года была первою встречею Запада и Востока в совместном обсуждении научно-богословских вопросов. Ost-Westliche Theologenkonferenz – было ее официальное название. По своему составу и эта конференция была православно-протестантская. Православную науку представляли: Ириней, епископ Новосадский и Бачкий, председатель и хозяин конференции; Н. Н. Глубоковский , доктор богословия и заслуженный профессор Петроградской Духовной Академии, ныне профессор Софийского Университета; П. Братсиотис, профессор Афинского Университета, и С. С. Безобразов, профессор Православного Богословского Института в Париже. Со стороны протестантов в Конференции принимали участие Мартин Дибелиус, профессор Гейдельбергского Университета, заместитель председателя Богословской Комиссии и товарищ председателя Конференции; Карл Бет (Beth), профессор Венского Университета; Франц Беднаж (Bednar), профессор Пражского Университета, избранный секретарем Конференции; профессор Додд из Оксфорда (Mansfield College); Карл-Людвиг Шмидт, профессор Иенского Университета; Анри Клавье (Clavier) профессор Университета в Монпелье (Франция) и Вильгельм Михаэлис, приват-доцент Берлинского Университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Соколов Иван Иванович (1865–1939), профессор, доктор церковной истории. Член Собора как член Предсоборного Совета. Избран заместителем члена Высшего Церковного Совета. В 1890 г. окончил КазДА, кандидат богословия. С 1903 г. профессор СПбДА по кафедре истории Греко-Восточной Церкви со времен отпадения Западной Церкви от Вселенской. В 1920–1924 гг. профессор Петроградского Богословского института и Историко-лингвистического института. Один из ведущих российских византологов. В 1924–1933 гг. профессор Ленинградского института истории, философии и лингвистики. В декабре 1933 г. арестован. В 1934 г. осужден на 5 лет ссылки в Башкирию. Скончался в г. Уфе. Солдатенков Козьма Васильевич (1880–1943), член Собора по избранию от действующей армии. Окончил Морской кадетский корпус. Старший лейтенант, старший флаг-офицер Морского штаба Верховного главнокомандующего. Эмигрировал. Скончался в г. Гарше (Франция). Станиславский Алексей Маркианович (1865–1953), протоиерей. Член Собора по избранию как клирик от Харьковской епархии. Избран членом Высшего Церковного Совета. В 1886 г. окончил Харьковскую духовную семинарию, сельский священник. Окончил Археологический институт и был инициатором создания в 1913 г. Харьковского епархиального церковно-исторического общества и музея. В течение многих лет был протоиереем богодуховского кафедрального собора, благочинным церквей Богодуховского уезда, председателем Ревизионного комитета, наблюдателем церковно-приходских школ, депутатом от духовенства в земских собраниях и городской думе. Депутат III и IV Государственных дум. Член Всеукраинекого Церковного Собора 1918 г. года и Поместного Собора 1945 г. С 1946 г. консультант при Хозяйственном управлении Священного Синода. С 1948 г. член Пенсионного комитета при Священном Синоде. Титлинов Борис Васильевич (1879– после 1941), профессор, доктор церковной истории. Член Собора, как член Предсоборного Совета. В 1903 г. окончил СПбДА. В 1905 г. удостоен степени магистра богословия. С 1908 г. доцент СПбДА по кафедре истории Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Так, в Архипастырском послании от 20 декабря 1921 г., обращаясь к духовенству епархии, митрополит Вениамин писал: «Во исполнение распоряжений Святейшего Патриарха для предупреждения нововведений и исправления отступлений при совершении богослужений, главным образом литургии, предлагаю обязательно руководиться указаниями, принятыми на собрании благочинных петроградских церквей, проредактированными мною и напечатанными в Православном церковном календаре на 1922 год». Относительно общей исповеди – вопроса, еще год назад проработанного правлением Общества приходов и доложенного митрополиту, архипастырь указывал: «К обязательному исполнению предлагаю пастырям Петроградской церкви совершать общую исповедь только по действительной нужде, всякий раз с епископского разрешения, в случае невозможности получения его – с обязательным докладом по совершении» . На общем собрании Общества приходов 3 января 1922 г. присутствовал 81 человек. 17 января 1922 г. на выборах членов Правления в голосовании участвовали 32 человека, председателем был переизбран Ю. П. Новицкий, товарищами председателя избраны протоиерей Н. К. Чуков, архимандрит Сергий (Шеин), протоиереи Н. В. Чепурин и А. В. Петровский; в отделы выбраны Н. А. Елачич, Н. М. Соколов, протоиереи Л. К. Богоявленский и Н. В. Чепурин, В. Н. Максимов – архитектор, служивший в Отделе охраны памятников, и др. В 1922 г. в Правление Общества приходов входили также протоиерей В. А. Венустов, Д. Ф. Огнев, юристконсульт лавры И. М. Ковшаров, Л. Д. Аксенов – арендатор епархиального свечного завода, клирик Казанского собора протоиерей Т. А. Налимов и староста К. М. Сопетов, протоиерей Ф. Д. Филоненко и др. В июле 1921 г., когда встал вопрос о необходимости помощи голодающим, на заседании Правления Общества приходов по предложению митрополита была избрана комиссия для организации сбора пожертвований, председательство в которой владыка взял на себя. В храмах начались сборы средств, но 8 сентября митрополит выпустил воззвание о прекращении деятельности комиссии, поскольку власти приостановили деятельность Церковного комитета помощи голодающим. Однако в 1922 г. власти изменили свое решение, и 16 февраля 1922 г. Правление Общества приходов возобновило деятельность этой комиссии. Но когда 10 марта 1922 г., направленные митрополитом в соответствии с ранее достигнутыми им договоренностями с властям о добровольности пожертвований верующими на нужды голодающих, представители Общества приходов Ю. П. Новицкий и Н. М. Егоров прибыли на заседание с представителями властей, они оказались в курируемой ГПУ комиссии по изъятию церковных ценностей, где от них вместо обсуждения процесса сбора средств потребовали участия в обсуждении способов изъятия, обвиняли в саботаже, грозили «забрать митрополита и других», «расправиться» и т. п. Что вскоре и было сделано .   Первый год деятельности Петроградского Богословского института

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

После закрытия высшей духовной школы в Петрограде А. И. Бриллиантов предпринял огромные усилия к сохранению академической библиотеки, из фондов которой позднее было образовано I отделение Государственной Публичной библиотеки в Петрограде. С 1921 т. – библиотекарь I отделения, а с 1925 г. – главный библиотекарь ГПБ. В 1920–1923 гг. состоял профессором Петроградского богословского института. С 1919 г. – член-корреспондент Российской Академии наук (с 1924 г. АН СССР). Принимал участие в научной деятельности Российского Палестинского общества и Византийской комиссии АН СССР. В период церковных смут и нестроений 20-х гг. Александр Иванович твердо сохранял верность каноническому священноначалию Русской Православной Церкви. Его мнение по вопросам церковной действительности того времени высоко ценилось его многочисленными почитателями – иерархами, клириками и церковными учеными. 10 июня 1930 г. А. И. Бриллиантов в числе многих других академических работников был арестован и вскоре умер (по одним свидетельствам – в июле этого же года, по другим – в 1933 г.) от дизентерии во время этапа на пути в Свирлаг. Кроме диссертационного сочинения других особо крупных работ в печати у Бриллиантова не выходило. Однако этот факт не умаляет его значения как ученого. Получившие всемирную известность «Лекции по истории древней Церкви» В. В. Болотова явились его детищем и стоили ему двенадцатилетнего кропотливого труда. Свои же «Чтения по общецерковной истории», представляющие достаточно обработанный и вполне добротный академический курс, он к печати не предназначал. Из иных опубликованных работ его наиболее известны: К характеристике ученой деятельности профессора В. В. Болотова как церковного историка. ХЧ, 1901, ч. 1 и отд. изд., СПб., 1901, 33 с.; Происхождение монофизитства. ХЧ, 1906, ч. 1 и отд. изд., СПб., 1906, 30 с.; Профессор Василий Васильевич Болотов . Биографический очерк. ХЧ, 1910, чч. 1, 2 и отд. изд., СПб., 1910, 75 с.; Труды В. В. Болотова по вопросу о Filioque и полемика о его тезисах о Filioque в русской литературе. ХЧ, 1913, ч. 1, с. 431–457; К истории арианского спора до Первого Вселенского Собора. ХЧ, 1913, ч.2 и отд. изд., СПб., 1913, 51 с.; Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. ХЧ, 1914, 1915 и 1916 и отд. изд., Пг., 1916, VII, 197 с.; О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника . ХВ, 1918, 1 и отд. изд. Пг., 1918, 62 с. Кроме того им были подготовлены для публикации в «Христианском чтении» более десятка работ, оставшихся после В. В. Болотова .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Кандидат богословия, и.о. заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии С.Ю. Акишин в своем докладе «Литургика в Петрограде/Ленинграде в первой половине XX века: И.А. Карабинов, А.А. Дмитриевский, Н.Д. Успенский» рассказал о жизни и преподавательской деятельности видных литургистов в 1920-х годах. Автор отметил, что, по сравнению с дореволюционным периодом, у названных ученых прослеживалось упрощение курса лекций и смещение интереса на практический аспект науки, обусловленные обстоятельствами времени и изменением контингента обучающихся. Широко известна деятельность митрополита Григория (Чукова) в сфере богословского образования. Он занимался восстановлением духовных школ горда на Неве после революции. О попытках Церкви найти способы выживания для своей образовательной деятельности рассказал кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин. В сообщении «Проблема организации духовного образования в условиях раннесоветской антицерковной политики» автор привел примеры того, как раннее советское законодательство в области образования определило облик Петроградского богословского института. О следующем периоде жизни иерарха рассказал доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга М.В. Шкаровский. В докладе «Служение митрополита Григория на Ленинградской кафедре во второй половине 1940-х годов» среди прочих аспектов автор выделил деятельность митрополита по открытию приходов и организации благочиний на ранее оккупированной территории, которая заключалась в рукоположении новых священников и диаконов, а также в противостоянии давлению советского государства. О судьбе здания Санкт-Петербургской духовной академии в военное время, а также о сложностях при его передаче Церкви рассказал в своем докладе « " От первого лица " . Богословско-пастырские курсы в Ленинграде в дневниках, резолюциях и письмах митрополита Григория (К 75-летнему юбилею восстановления духовных школ: 22 ноября 1945 года)» кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Зоологического института РАН, церковный историк А. К. Галкин.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5717092...

После этого ввиду приближения времени всенощного бдения прения были прекращены и председатель сделал краткое резюме всего высказанного на собрании. Собрание единогласно приняло резолюцию: «I. О духовных учебных заведениях. 1. Наличный состав причтов Петроградской епархии и нужды времени повелительно требуют незамедлительного учреждения научно-богословских школ, которые приготовляли бы достойных кандидатов на священно-церковнослужительские должности. 2. Таковыми школами должны быть не какие-нибудь курсы краткосрочно-элементарного и кустарного характера, очевидно, не отвечающие задачам Церкви и ее данному положению в государстве, светском обществе и в ряду других конфессий, а Богословское училище и Богословский институт, первое с программой среднего, второе – высшего духовно-учебного заведения, поставленные и с внутренней, и с внешней стороны вполне на уровне современных научно-воспитательных требований и соответственно духу, опыту и достоинству Церкви. 3. Оба эти учреждения, находясь под непосредственным высшим руководством Владыки Митрополита (§ 9 гл. I Соборного положения об епархии), конструируются и осуществляют свою деятельность на основах широкой гласности и чрез посредство особого органа в теснейшей связи с приходскими общинами, которые, рекомендуя им из своей среды питомцев и оказывая им нравственную и всю необходимую материальную поддержку, являются их хозяевами, попечителями и наблюдателями. 4. Для этого теперь же учреждается Комиссия духовно-учебных заведений Петроградской епархии, на которую возлагается: а) рассмотрение, дополнение и в случае нужды изменение проектов о Богословском училище и институте И. П. Щербова; б) установление наличности средств, ассигнованных прошлым Епархиальным собранием на нужды духовно-учебных заведений; в) сношения с приходскими советами для возбуждения их живейшего участия в делах этих заведений и изыскания дополнительных средств на содержание последних и г) открытие их. Комиссии предоставлено право кооптации. Заведующим делами назначается И. П. Щербов. На текущие нужды ее теперь же Епархиальный совет отпускает из учебного фонда 5 000 рублей. В состав ее избираются следующие лица: профессора Петроградского университета А. И. Введенский , Б. А. Тураев , Л. П. Карсавин, Ю. П. Новицкий, протоиереи В. А. Акимов, Н. С. Рудинский, Л. К. Богоявленский, Н. В. Чепурин; А. С. Николаев, В. Б. Шкловский, Ф. К. Андреев и И. П. Щербов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21 октября 1918 утвержден преподавателем петроградского Богословско-Пастырского училища (литургика, гомилетика, церковная археология), которым оставался до 1 января 1921. С 20 ноября 1918 – и. д. настоятеля Петропавловского (б. придворного) собора в Петергофе. 3 января 1920 утвержден почетным настоятелем и почетным председателем приходского совета Петропавловского собора Петергофа. 2 февраля 1921 избран почетным членом Знаменского приходского братства при Петропавловской церкви мызы Знаменка. 22 апреля 1921 был утвержден в звании почетного попечителя Бабигонского Александрийского прихода. 14 декабря 1919 назначен наместником Александро-Невской лавры. 15 декабря 1919 был возведен в сан архимандрита. 20 декабря 1919 избран преподавателем Богословского института по кафедре пастырского богословия, которым оставался до 22 июня 1920. 23 января 1920 избран ректором Богословского института, но 30 января 1920 отказался от должности. 27 марта 1922 был назначен, а 7 апреля 1922 хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. Арестован 1 июня 1922 по обвинению в контрреволюционной деятельности. Освобожден 7 июня 1922. С октября 1922 по февраль 1923 возглавлял «Петроградскую автокефалию». Арестован 10 февраля 1923. Приговорен 30 марта 1923 к 3 годам ссылки в Усть-Кулом. 5 октября 1923 – 15 марта 1926 был заведующим метеорологической станцией в Усть-Куломе Вологодской губ. по назначению Главной геофизической обсерватории в Петрограде. В 1926 вернулся в Ленинград, был приглашен читать каноническое право на Высшие Богословские курсы, дал согласие, но затем отказался. С Пасхи 1927 по февраль 1928 временно управлял Ленинградской епархией. Председатель Ленинградского епархиального совета. Почетный настоятель Входоиерусалимской Знаменской церкви Ленинграда. С 1935 – архиепископ с правами епархиального архиерея. В 1936–1940 управлял Новгородской и Псковской епархиями. 14 ноября 1936 – 4 марта 1937 – настоятель Князь-Владимирского, с 4 марта 1938 – 19 мая 1939 – Николо-Богоявленского соборов, до 26 октября 1940 состоял в штате собора. С 1940 – архиепископ Волынский и Луцкий, экзарх западных областей Украины и Белоруссии. 9 марта 1941 возведен в сан митрополита. С 15 июля 1941 – митрополит Киевский и Галицкий, экзарх всея Украины. С 12 февраля 1944 – митрополит Крутицкий, с 7 апреля 1947 – Крутицкий и Коломенский. 11 апреля 1949 – доктор богословия. Председатель Отдела внешних церковных сношений с 4 апреля 1946 по 21 июня 1960.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010