Три тарелки окрошки для посла – Наличие большого количества супов – тоже отличительная черта русской кухни? – Да, тоже. Попробуйте какого-нибудь иностранца накормить окрошкой. У меня однажды был потрясающий случай, когда посол Аргентины в России съел сразу три порции окрошки, которую я приготовил. Для них это какая-то полная экзотика, впрочем, как и студень. Это те блюда, к которым с детства нужна привычка, как квас. Кстати, финны с удовольствием пьют ржаной квас и готовят его, но окрошки не готовят. В квасе запекали мясо, мариновали дичину. И никакого сахара в квасе! Так что кроме рассольных у нас есть еще и квасные блюда. Это те же окрошки, ботвиньи, тюри. В квасе запекали мясо, мариновали дичину. Причем ржаной квас – это не тот квас, который у нас сейчас. Мы уже потеряли полное представление, какой он, настоящий русский квас. В нем и в помине не должно быть сахара. Ну какой сахар в квасе? У моей родной бабушки в летний период постоянно был квас в доме. Когда он заканчивался, она быстренько заваривала, разбавляла водой, и дальше шло брожение на старых дрожжах. Какой там сахар? Тем более что 200 лет назад сахар был дорогой. Русская окрошка тоже не была сладкой. 100 лет назад никому бы в голову не пришло делать окрошку на сладком квасе. А сейчас у нас любой напиток надо превратить в пепси-колу. Вот мы и отвыкли. Попробуйте молодых напоить несладким квасом. Квас – это дрожжевое брожение, хлебное, как мы бы сейчас сказали. В поваренных книгах сахар в квасе появляется только в конце XIX века. Кстати, первая книга, изданная о традиционных русских напитках, вышла за 11 лет до первой поваренной – в 70-х годах XVIII века, и называлась она «Старинный русский квасовар, пивовар, винодел, уксусник и погребщик». Там очень много рецептов кваса и пива, и никакого сахара в помине. Я еще застал то время, когда в мае переходили от щей к окрошке. До этого каждый день щи, потом тепло настало, появилась зелень, укропчик, лук – всё, переходим на окрошку и всё лето ее едим. Потом снова перешли к щам. Притом щи разные: из свежей капусты, из квашеной, крошево (т.н. серые щи), зелёные щи, репные щи и т.д. Не говоря уже о том, что они могли быть на мясе, на головизне, на снетках или постные щи, или на грибах – так называемые валаамские. Но летом это была окрошка, опять же разная: мясная, постная. В Успенский пост готовили строго постную, а в Петров – могли и рыбную окрошку. Кстати, в одном из первых изданий «Larousse gastronomique» 60-х годов ХХ века, известном французском кулинарном справочнике, была сводка сведений по русской кухне. Там было написано, что в России есть очень популярное блюдо «окрошка», которое представляет собой смесь из лука, огурца и чего-то еще, залитого смесью… пива и водки (!).

http://pravoslavie.ru/113902.html

Но это же всё мелочи. А вот каноны… Дайте уже указания, какие каноны исполнять или не исполнять? Они, Святые наши Каноны – это как Святые Догматы? Всегда и неукоснительно? Но всякий видит, что огромное число канонов не исполняется. И как теперь разобрать: хорошо, что не исполняется? Или плохо, что не исполняется? Можно всё-таки с евреем мыться в бане или нет? Для меня лично это достаточно насущное вопрошение – приходишь ты в баню, а вокруг никого. Неисполнение канона о мытье в бане с евреем, или о нелечении у врача-язычника совершенно определенно девальвирует обязательность исполнения других канонов. Чем эти лучше тех? Как же ты к врачу-язычнику ходишь, а Патриарху с Папой встречаться не велишь? Тогда и ты не дозволяй засунуть себе шпатель в горло, не испросив у эскулапа справку о причащении. Но что делать с канонами – непонятно совершенно. Потому что количество людей, приравнивающих канон к догмату, настолько велико, что вряд ли кто осмелится хоть что-то здесь разъяснять. При этом те, кто горой за догматичность канонов, требуют указаний для всех, что каноны все абсолютно святы для всех, и не примут хоть каких-то коррекций в этом их взгляде. С другого же фланга считают множество канонов устаревшими и тоже требуют указаний для всех об их отмене. Удобные указания взамен неудобных С постами – тоже не просто. Каждую осень, лишь только прилетает на свечной ящик первый официальный календарь на следующий год, тянутся вереницы православных глянуть, ранняя Пасха будет или поздняя. Ранняя – значит, длинный будет Петров пост. Поздняя – значит, короткий. Какие, скажите, будут мне указания на этот год? Сколько мне поститься? Мало мне поститься или много? Помнится, я недавно про изменения в календаре писал. А что, если перейти на новоюлианский? В конце концов, всякие шумные возгласы «за» такой переход имели в виду огромное желание получения новых указаний для всеобщего большего удобства пребывания человека в миру и выхода из православного уединения, о чем я, собственно, и писал. Но и всё же, главное – это: дайте нам уже новые указания взамен устаревших! Дайте более удобные указания взамен неудобных!

http://pravmir.ru/myi-tserkov-lyudey-zhd...

Spasibo!!! Юлия 21 мая 2012, 18:38 Статья замечательная,спасибо.Поняла что просто забываю о Боге. А все просто-за все благодарить и не роптать. Сергий 20 марта 2012, 11:03 Спасибо за статью , своевременно все приходит , ищущий да найдет , просящий да получит. Виталий 14 марта 2012, 22:41 Спасибо Светлана 13 марта 2012, 19:09 очень помогла статья архим. Рафаила Карелина о благодати http://karelin-r.ru/stories/209/1.html ольга 13 марта 2012, 15:51 Очень хорошая статья не надо роптать Господи помоги ! Daria 13 марта 2012, 05:12 Spasibo! Наталья 12 марта 2012, 20:44 Здравствуйте! Есть пословица: " От добра добра не ищут " . Нет я не зациклена на материально, надо отсеивать что хорошо и что плохо. Расскажу историю. Жила я в однокомнатной квартире, рада была, что есть отдельная хата. Под нами жила женщина-алкоголичка. Пила беспробудно, орала, ругалась матом. Смеялись, что она прикольная такая в кавычках. Ничего терпилами были почти 2,5 года. Как-то раз пошли мы в Драматический театр на предс тавление......жанр классика......не помню название........ Суть сюжета такова.....женщина бухает, семья в полной нищете,,,,орет на сцене (почти как наша соседка). Мы с мужем не могли сдержаться, сидели смеялись скозь сзезы, смеха конечно же больше. Зато остальные знакомые в зале просто рыдали. Получается, что стресс в виде шумной соседки пошел нам на пользу......зато нисколько не горочились драмой! Адаптировались к настоящим житейским будням! Елена 11 марта 2012, 10:34 Своевременно прочитанная Ваша статья дает силы и укрепление в Великмй пост. Что понимаеш умом, после прочитанного доходит до сердца. Когда находишь подтвержение своим мылям у людей знающих, опытных, уважаемых всеми- тоже утверждаещься(смею надеяться ) в Вере.Спасибо. Владимир 11 марта 2012, 02:00 Великолепная статья! Постараюсь убедить прочесть своих знакомых. Огромное за нее спасибо! людмила 3 марта 2012, 04:10 Очень понравился комент Козьмы. Мне помогают духовные " " бестселлеры " " : книги Ю.Вознесенской, Блохина. Герои этих книг мои современники и мне интересно знать, как они/герои/спасаются сейчас в наше время, преодолевая современные соблазны. И еще А.Петров.

http://pravoslavie.ru/51729.html

— Ну-с, а это-с? — пошутил предводитель, указывая на пачку, — в каком же смысле следует понимать «это»?.. — Н-да… то есть, вы хотите сказать: «это»? — переспросил губернатор, как бы очнувшись. — Да-с! Это-с. Именно оно самое… это-с! — Гм… «это»?.. Это… воздаяние! Деревенский пожар В деревне Софонихе, около полден, вспыхнул пожар. Это случилось в самый развал июньской пахоты. И мужики, и бабы были в поле. Сказывали: шел мимо деревни солдатик, присел на завалинку, покурил трубочки и ушел. А вслед за ним загорелось. Деревня сгорела дотла. Только тот порядок, где были житницы, уцелел наполовину. Мужики в одночасье потеряли все и сделались нищими. Сгорела бабушка Прасковья да еще Татьянин мальчик Петька. Мужики и бабы, завидев густой дым, бежали с поля, как угорелые, оставив сохи и лошадей. Но спасать было уже нечего. Хорошо, что скота не было дома, да навоз был только что вывезен, а то пришлось бы совсем хоть помирай. Малолетки, которые, в минуту пожара, играли на улице, спаслись в речку и отчаянно ревели. Девочки-подростки, с младенцами на руках, испуганно выглядывали на обуглившиеся избы и обнаженные остовы печей. Тетка Татьяна была бодрая и еще молодая бобылка. Лет шесть тому назад у нее умер муж, но она продолжала держать хозяйство. Платила миру за половину надела, сама пахала, косила и жала. У нее был единственный сын, Петька, лет восьми, в котором она души не чаяла и в котором уже видела будущего мужика. Он и сам видел в себе мужика и говорил: — Я, мама, буду мужик… хресьянин. Вся деревня его любила. Мальчик был вострый и ласковый, и уже ходил в школу. Бывало, идет по деревне мимо стариков: — Ну что, мужичок, помогаешь мамке? — спрашивают старики. — Помогаю. Между тем улица запружалась всяким мужицким хламом: мужику все дорого, все надобно. Домохозяева, окруженные домочадцами, бродили каждый по своему пепелищу и тащили все, что попадалось на глаза: старую подошву, заржавленный гвоздь, обрывок шлеи, обломок сошника и проч. У некоторых уцелели подполицы; но так как время было голодное (Петров пост), то подполицы были пусты.

http://predanie.ru/book/220974-skazki-pe...

Я была в командировке в Москве. Мне дали сложную работу и определили срок - неделя. Проходит день, другой, третий, а решение все не принято. В среду вечером прихожу на квартиру (жила у духовной сестры Е. М.), рассказала ей о своем затруднении, и она мне посоветовала: «Пиши отцу». Коротко, как в телеграмме, обратилась к батюшке, прошу помочь. В четверг утром прихожу на работу, открываю справочник и вижу таблицу, с помощью которой разрешила все вопросы. Ко второй половине дня у меня уже все было готово. Все удивились, как это можно сделать за такой короткий срок такую сложную работу. Они еще не знали, что работа выполнена по молитвам отца всего за шесть часов. Невозможное человеку возможно Богу! Так действенна и сильна молитва старца. В 1980 году мы приехали в Печоры в Петров пост. Отец по состоянию здоровья почти не принимал. Последнюю литургию он был сослужащим 22 июня в Сретенском храме. Из-за слабости его здоровья и множества народа к батюшке было не подойти. Мысленно со слезами обращаюсь к нему: «Дорогой отец! Скажите мне хоть что-нибудь на прощанье. Мы завтра уезжаем и вас больше не увидим». Отец издалека посмотрел на меня каким-то (если можно так сказать) благословляющим взглядом и сказал: «Как апостолы на погребение Матери Божией слетались на облаках, так и…» В ночь с субботы, 26 июля, на воскресенье не нахожу себе места. Чтобы как-то успокоиться, взяла Псалтирь и читала, читала… Какое-то беспросветное томление духа, слезы, не приносящие облегчения. Утром 28 июля получили телеграмму из Печор и через некоторое время уже были в аэропорту. В кассах народу множество, но нам почему-то дают возможность пройти вне очереди. Собирались по одному, по два, по четыре, а когда стали садиться в самолет, нас оказалось двенадцать человек. Тяжело было видеть отца в гробу, но в то же время он притягивал, хотелось быть рядом, не хотелось уходить. Некоторые из нас обоняли тонкий аромат, исходивший от гроба старца. Панихиды служились одна за другой, гроб окружали духовные чада и богомольцы. Все стояли с зажженными свечами…

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но и без пасхалии и без специальных вычислений каждый православный легко может определить день празднования Пасхи. Пускай он следит за направлением теней при восходе Солнца и заметит тот день, когда тени будут падать прямо на запад. День этот будет днем равноденствия. Затем ему нужно обратить внимание на Луну и заметить тот день, когда Луна взойдет на востоке одновременно с заходом Солнца и зайдет одновременно с восходом его. В этот день, когда полная Луна будет светить всю ночь, и будет день полнолуния, день пасхи иудейской. В следующий за полнолунием четверг начнется крестная Пасха христианская, и в воскресенье будет Пасха Светлая. При этом нужно помнить только одно, что полнолуние считается пасхальным только тогда, когда оно случится не раньше десяти дней после равноденствия, то есть не раньше 18 марта. Самая ранняя Пасха будет тогда, когда полнолуние упадет на 18 марта в среду, 19 марта будет великий четверг, а 22 – Светлая Пасха. Если же полнолуние упадет на дни ранее 18 марта, то Пасха переносится на месяц апрель. Пасхальным полнолунием будет считаться полнолуние 18 апреля, это и будет день пасхи иудейской. Если день этот упадет на воскресенье, то Крестная Пасха начнется в четверг 22 апреля, а Светлая Пасха будет 25 апреля, самая поздняя Пасха. Таким образом, каждый без календаря и без пасхалии всегда может точно определить день празднования нашей Пасхи православной. Итак, мы со спокойной совестью можем держаться нашего православного календаря и пасхалии. Следуя им, мы никогда не будем праздновать Пасху раньше иудеев или вместе с ними, и не будем повинны в нарушении святых канонов. Твердо будем помнить, что нас заставляют держаться православного календаря именно те же причины, которые побудили святых Апостолов и Отцов Антиохийского Собора сделать постановления о праздновании Пасхи, ибо если мы последуем календарю григорианскому, то нам придется частенько праздновать нашу Пасху до пасхи иудейской, подчас и в один день с иудеями и с их отродьем – масонами, от чего да сохранит нас Господь. Мало этого. С переходом на новый стиль весь строй жизни церковной будет нарушен. Так, например, в этом 1929 году совсем исчез бы Петров пост. По новому стилю 29 июня падает на субботу пред неделею Всех Святых, – да и другие посты сократятся. Зело приятно это для лжебратии, так почему бы им вместе с календарем католическим не ввести и постов католических, и в святую Четыредесятницу не утешаться сырами и яйцами? Мы не препятствуем новостильникам вводить у себя новый стиль. Пусть они делают, как хотят. Пусть отменяют посты, празднуют Пасху с иудеями, пусть нарушают Божественные каноны. Бог им судья!

http://pravoslavie.ru/89368.html

Однако, преимущество это относительно. Абсолютно точным астрономически не может быть вообще никакой календарь, так как продолжительность суток не кратна продолжительности солнечного года. Григорианский календарь не особенно удачен и с астрономической точки зрения, если не считать единственной астрономической ценностью календаря удержание дат в астрономически тождественное время года. Известно, что хронографы и астрономы предпочитают пользоваться древним Юлианским календарём – при пользовании им нет необходимости переводить даты из одного исчисления в другое. В связи с этим профессор В. В. Болотов говорил «о безумной григорианской мысли о реформе календаря», называя григорианский год «истинным мучением для хронографов» 386 . Не одобрял новый календарный стиль и профессор Н. Н. Глубоковский . «С церковной точки зрения, – писал он, – календарь имеет существенное значение только в связи с празднично-богослужебной практикой и не может быть рассматриваем вне её, ибо тогда он был бы чисто внешней величиной; никакие произвольные новаторства… тут недопустимы, чтобы не произошло церковное расстройство с явным соблазном и опасностью для верующих» 387 . Уже в наши дни математик и астроном А. Н. Зелинский отмечал: «Пусть 400-летие григорианской реформы, исполнившееся в октябре 1982 года, реформы, создавшей «календарный вопрос» в христианском мире, послужит серьёзным напоминанием о том, что время не может служить оправданием решения, принятого без соборного волеизъявления всех христианских Церквей» 388 . Самый главный недостаток так называемого Новоюлианского календаря, введённого несколькими Поместными Православными Церквями, состоит в том, что в литургическом отношении он, безусловно, уступает традиционному Юлианскому календарю. Его введение повлекло за собой выпадение из литургического года целых 13 дней. Кроме того, в силу согласованности Юлианского календаря с Александрийской Пасхалией, переход к несогласованному с ней Новоюлианскому календарю при сохранении Александрийской Пасхалии приводит к тому, что Петров пост, начало которого определяется Пасхалией, а конец – солнечным календарём и который поэтому заканчивается в наше столетие в Церквях с Новоюлианским календарём на 13 дней ранее, чем в Церквях, живущих по традиционному Юлианскому календарю, в случае поздней Пасхи совершенно исчезает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Рецепты Петрова поста от Максима Сырникова Предлагаем нашим читателям несколько рецептов постных блюд от шеф-повара Максима Сырникова , известного своей деятельностью по возрождению традиционной русской кухни. Благовещенская кулебяка Благовещенская кулебяка В Петров пост на трапезе довольно часто разрешается рыба. И можно в этот день приготовить праздничное блюдо – благовещенскую кулебяку (ее, судя по названию, готовили на Благовещение, но можно приготовить это вкусное блюдо и в другие праздничные дни). Благовещенская кулебяка, о которой еще упоминал Иван Шмелев в «Лете Господнем», – рыбная, испеченная из постного теста, но вместе с тем праздничная и нарядная. Для начинки подойдет любая рыба, визига, соленые грибы и даже малосольная икра. Прослаивают кулебяку блинчиками, в основание кладут слой риса или рассыпчатую гречневую кашу Прослаивают кулебяку блинчиками, в основание кладут слой риса или рассыпчатую гречневую кашу. Для сохранения формы кулебяки слои лучше собирать в обратном порядке, а потом перевернуть всё сооружение с помощью салфетки. Тесто для благовещенской кулебяки не содержит ни яиц, ни молока, ни сливочного масла. Его можно использовать и для приготовления других постных пирогов и пирожков. Тесто: Это тесто опарное, поэтому первым делом из половины муки, теплой (40°С) воды и дрожжей замешиваем опару. Даем опаре подойти, добавляем масло, соль и вмешиваем остаток муки. Вымешивать необходимо до отставания теста от рук, при необходимости понемногу подпыливать мукой. Окончательно замешенное тесто поднимается в теплом месте не меньше 3–4 часов. За это время необходимо произвести две обминки. Начинка: Для блинчиков: Приготовление: Из муки, воды и растительного масла замесить жидкое тесто и выпечь блинчики. Филе рыбы порубить и обжарить с луком на постном масле. Посолить его и поперчить. Отварить рис. Соленые грибы немного промыть в холодной воде, отжать и порубить. Обжарить с луком на постном масле. Раскатать тесто на полотенце слоем толщиной в 1 см. Разложить рыбную начинку, затем в один слой блинчики, грибную начинку, блинчики, на самый верх – отваренный рис.

http://pravoslavie.ru/113904.html

Перстни молодых нужно ли полагать на престоле или окроплять св. водою до обручения брачующихся (отд. IX, § 61)? Петров день или праздник св. ап. Петра и Павла если случится в среду или пятницу, то можно ли в этот день венчать браки (отд. VIII, § 56)? Пиршества, вечера или балы брачные, – и как должны относиться к ним священнослужители (отд. IX, § 71)? Подписки со стороны иноверцев, вступающих в брак с православными, что будут воспитывать детей своих в православии (отд. I, § 3). Попечители , и их отношение к делам брачным (си. Опекуны). Поручители при браке, – и сколько нужно таковых дли засвидетельствовании обыска (отд. VII, §50)? Могут ли быть поручителями брачующихся их родители, или молодые отроки, а также и лица женского пола (там же)? Пост целодневный обязателен ли безусловно для брачующихся до повенчания их брака (отд. IX, § 60)? Поезжане при браке (см. Поручители) Препятствия , какие могут быть для совершения брака во время самого его венчании, – и о прекращении браковенчания в случае особенной надобности (отд. IX, § 63). Принуждение при браке со стороны родителей на вступление в замужество детей их может ли быть допускаемо (отд. VII, § 43)? Может ли кто принуждать священника к повенчанию брака (отд. IX, § 69)? Наказания, коим подвергаются священно- и церковнослужители за повенчание браков по принуждению или насилию (отд. X, § 75). Приписка к известному участку для отбывания воинской повинности, обязательная для лиц, желающих вступить в супружество ранее 20-летнего возраста (отд. VI, § 40). Присяга при браке (см. Клятва). Приходы , где совершаются браки (отд. VIII, § 52). Причащение Св. Тайнам пред браком обязательно ли для брачующихся (отд. IX, § 59)? Просватанье , и замечание о нем (отд. IX, § 71). Пятиродное родство допускается ли (отд. IV, § 29)? Р. Развод брака в каких случаях возможен (отд. X, § 79), – и как совершается (отд. X, § 80)? Кому должны быть подаваемы апелляции, в случае неудовольствия на решение о разводе (отд. X, § 80)? Разводные письма или свидетельства могут ли священники выдавать кому-либо (отд. Х, § 76)?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

тебе же глаголю:…ввечеру упиваешися до пияна, а заутра служиши святую литургию и пред сим моим образом отрыгавши оный гнусный пиявственный свой дух, и лице мое сим зело омерзил ecu, паче блуднаго поганника» . Видимо, святой дух в представлениях верующего населения напоминал собой «злой дух хмельной», только вывернутый наизнанку. Жития святых отвечали уровню сознания верующих, с трудом овладевавших отвлеченными идеями христианства. При всем том житийная литература обращалась к различным слоям общества, откликалась, как показал еще А. Кадлубовский, на актуальные проблемы, обсуждавшиеся русскими публицистами XV и XVI вв. Выделим из нее то, что соотносилось с трудом, бытом, жизнью крестьянства. От житийной легенды «О пророчестве преподобнаго отца Варлаама о снегу и мразе в Петров пост» (первоначальная редакция XIII в.) и вплоть до житийной повести об Антонии Сийском поздней редакции (в тексте имеется указание на 1672 г.) проходит тема заботы о земледельце, обнаруживающая (сквозь многие жития) точное знание условий и факторов, воздействующих на сельскохозяйственное производство. В двух названных житийных повестях содержатся описания плодоносящей земли и влияния погодных условий, конечно не оставлявших равнодушными сердца земледельцев, и не только потому, что в них проявлена забота об урожае, но по тональности, согретой любовью к плодоносящей земле, земледельцу и трогательной безыскусности (особенно в первой из них). Во многих житиях XV и XVI вв. описаны разные явления природы в духе народного мировосприятия и с точки зрения насущных интересов земледельца. Для большинства житийных повестей характерно изображение святых как тружеников, занимающихся крестьянским хозяйством. Отвечали ли действительности эти образы? По–видимому, не всегда, но отвечали. В нашем контексте важно знать, какие требования предъявляли к святым люди труда. Крестьянин навязывал святому свой трудовой идеал. В крестьянских понятиях подлинный нимб святого — это ореол труженика. Обратимся снова к «поселянину», который, впрочем, несмотря на отступления, неизменно оставался в фокусе наших историко–культурных экскурсов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010