Когда началась война с турками, Федор Степанович Хомяков был назначен от Министерства Иностранных дел состоять при Паскевиче на Кавказе (где он в том же 1828 году и умер). Уезжая из Петербурга, он предложил брату поступить также на службу по дипломатической части при действующей армии. Алексей Степанович сначала согласился, но потом переменил намерение и снова вступил в военную службу, в Белорусский гусарский принца Оранского полк. В начале мая он был уже на Дунае, в сопровождении своего старого дядьки Артемия, некогда помешавшего ему бежать в Грецию. Во все продолжение войны Хомяков состоял адъютантом при генерале князе Мадатове, участвовал во многих делах и выказал блестящую храбрость. О Мадатове Алексей Степанович сохранил благодарную память и впоследствии принимал деятельное участие в составлении биографии князя, изданной служившими под его начальством офицерами. От этого времени сохранилось следующее письмо Хомякова к матери из под Шумлы: «Я получил ваше письмо и с удивлением вижу, что письма, писанные мною к вам и батюшке еще из России, именно из Киева, на синей бумаге, за неимением белой, со вложенными двумя маленькими песнями, сочиненными на дороге, (пропали) [v] . Я писал к вам также на первой станции за Дунаем, но отдал письмо на почте под Силистрией. Туда отправился я с главной квартирой, потом отделился от неё, присоединился к дивизии и к князю, который меня принял очень хорошо, был свидетелем славного дела 30-го мая, где визиря так жестоко разбил наш главнокомандующий, и потом действующим лицем в деле 31-го, где дивизия наделала чудеса, поколотила турок жестоко, гнала их до Шумлы, взяла редуты (вещь неслыханная для кавалерии) и знамен и пушек пропасть. Я был в атаке, но хотя раза два замахнулся, но не решился рубить бегущих, чему теперь очень рад. После того подъехал к редуту, чтобы осмотреть его поближе. Тут подо мною была ранена моя белая лошадь, о которой очень жалею. Пуля пролетела насквозь через обе ноги; однако же есть надежда, что она выздоровеет. Прежде того она уже получила рану в переднюю лопатку саблею, но эта рана совсем пустая. За то я был представлен к Владимиру, но по разным обстоятельствам, не зависящим от князя Мадатова, получил только с. Анну с бантом; впрочем, и этим очень можно быть довольным. Ловко я сюда приехал, как раз к делам, из которых одно жестоко наказало гордость турок, а другое утешило нашу дивизию за все горе и труды прошлогодние. Впрочем, я весел, здоров и очень доволен Пашкою».

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/05/...

Создателями классического славянофильства были выдающиеся личности. Так, Алексей Степанович Хомяков (1804-1860 гг), происходил из старинного дворянского рода. Он получил прекрасное домашнее образование. Уже в 15 лет Хомяков сделал перевод книги древнеримского писателя Тацита " Германия " , что стало его первой печатной работой. В московском университете Хомяков получил степень кандидата математических наук. Хомяков отличился в войне с турками 1828-29 гг, получив орден Анны. Хомяков писал стихи, о которых лестно отозвался Пушкин, занимался различными техническими усовершенствованиями, получив, в частности, в Англии патент на создание нового вида паровой машины, усовершенствовал хозяйство в своем имении, воспитывал своих девятерых детей. Но при этом Хомяков всегда был православным человеком, что позволило ему никогда не испытывать мировоззренческих колебаний. Хомяков был принципиальным противником крепостного права ( " если только можно назвать правом такое наглое нарушение всех прав! " - писал Хомяков). По всем своим интеллектуальным и моральным качествам Хомяков стал лидером кружка славянофилов. Впоследствии Иван Аксаков издаст собрание сочинений Хомякова. Иван Васильевич Киреевский (1806-1856 гг), чья полемика с Хомяковым и привела к кристаллизации теории классического славянофильства, также был одним из самых самобытных философов России. Собственно, уже совсем юным Киреевский ступил в философский кружок любомудров. Поэт В. А. Жуковский, которому мать Киреевского приходилась племянницей, оказал огромное влияние на формирование личности философа. Киреевский был хорошо знаком с Пушкиным, Н. В. Гоголем, Н. П. Погодиным и другими выдающимися современниками. В 1828 году в " Московском Вестнике " появилась статья Киреевского " Нечто о поэзии Пушкина " , в которой молодой критик первым обратил внимание на народность творчества поэта. Совершив поездку в Германию, Киреевский познакомился с Г. Гегелем, Ф. Шеллингом и Ф. Шлейермахером. И именно знакомство со светилами западной философии окончательно убедило Киреевского в том, что нового в европейской философии нет, все их идеи изложены уже в творениях Святых Отцов.

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/24/...

Записка А.С Хомякова о Шумлинской позиции. 1854 633 План кампании за Дунаем или случайности войны могут привести наши войска снова под Шумлу: поэтому считаю не бесполезным дать некоторую известность следующим обстоятельствам. В 1828 году, после удачного нападения на Костежское ущелье, я стоял на правом фланге отряда в третьем эскадроне гусар принца Оранского, около версты от ущелья. Более десяти дней у нас не было ничего съестного, кроме сухарей. В это время указал мне унтер-офицер на несколько коров, которые паслись на Шумлинской горе. Я попросил у полковника Плаутина позволения отбить этих коров. Он рассмеялся и сказал мне. «Разве вы не знаете, что это Шумлинская гора? Впрочем, пожалуй, попробуйте». При скоте видно было человек восемь вооружённых пастухов. Я спустился с 30-ю охотниками к речке, которая называется, если не ошибаюсь, Балтаджи-дере, а по-болгарски Врана. За крутостью горы пастухи уже меня видеть не могли. Я проехал несколько сажен речкой по каменистому дну, увидел влево стёжку не слишком крутую и довольно широкую для прохода двух лошадей, легко поднялся вверх и к самому верху пустился вскачь. Захваченные врасплох пастухи выстрелили наудачу, разумеется, ни в кого не попали, бросились направо в кусты, куда преследовать их было нельзя и бесполезно. Коров я велел отогнать в полк (который ими впоследствии лакомился), а сам, бросив пикеты на опушку к стороне Трусовского ущелья, пустился крупной рысью поперёк горного хребта. Подъём был весьма лёгкий, почти равнина. Проехав около версты один, я доехал до такого места, где был перелом хребта и вдали увидел Шумлу, стоящую в углублении гораздо ниже меня. В это время раздался выстрел одного из пикетных солдата, и я принуждён был поспешить возвратом; собрал солдат и благополучно спустился под гору, опередив на четверть версты Турецкий отряд человек в триста, который спешил от Трусовского ущелья, чтобы нас отрезать. Подъём на Шумлинскую гору с версту вправо от Костежа весьма лёгок для пехоты и для кавалерии и даже не труден для артиллерии, разумеется, с помощью пеших солдат. Это место нисколько не было укреплено в 1828 году, и так как оно нападению не подвергалось, то немудрено, что оно не укреплено и теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

член учебного комитета при Св. Синоде. Лучший его труд магистерская диссертация: " Митрополит Даниил и его сочинения " . Автор многих трудов В. 3. Завитневич, профессор киевской академии. Его докторская диссертация " Алексей Степанович Хомяков " (1902), по отзыву рецензента проф. Жуковича, " оставляет после себя впечатление целого, обширного по размерам и объединенного одной мыслью, богословско-исторического трактата " . Профессор И.А. Чистович (1828-93) написал ряд трудов, из которых очень ценен " Очерк истории западнорусской церкви " . Много трудов напечатано М.И. Кояловичем (1828-91), сыном священника Гродненской г., профессором петербургской дух. академии, в особенности об унии и о всем касавшемся его родного края. Его " Лекции по истории Западной России " , напечатанные в 1864 г., имели еще три издания. В 1871 г. вышло хорошее " Руководство к русской церковной истории " проф. казанского университета П.В. Знаменского. В изданиях начиная с 1896 г. оно именуется " учебным " . Карташов, отдавая должное Знаменскому, с большой похвалой отзывается и о труде проф. новороссийского унив. А.П. Доброклонского (†1937 г. в Белграде): " Руководство по истории русской церкви " (писалось 1884-93 гг.). Глубоковский пишет: " Русская церковно-историческая литература чрезвычайно богата ценными работами монографического характера по всем отраслям и более или менее важным вопросам. Лишь приходское белое духовенство, наряду с государственным влиянием высшей иерархии наиболее содействовавшее проведению христианства в глубину народной жизни на всем пространстве России, исследовано неполно и недостаточно, как это верно касательно состояния народа в истории по его религиозно-церковной стороне: — в этом отношении открываются широкие перспективы и точнее обрисовываются благодарные задачи, обещающие объективное научное разрешение. А о русском православном приходе уже довольно и обработанных трудов и систематизированных материалов " . Самостоятельную отрасль изучения русской Церкви составляет история раскола.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Алексей Степанович Хомяков Алексей Степанович Хомяков (1 мая (13 мая) 1804 — 23 сентября (5 октября) 1860) — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, член-корреспондент Петербургской академии наук. Алексей Хомяков родился в Москве на Ордынке в старинной дворянской семье. Получил домашнее образование. В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. Весьма активно печатался (стихи, переводы). В 1822 году Хомяков определяется на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в Петербург в конную гвардию. В 1825 году оставляет службу, уезжает за границу, занимается живописью, пишет историческую драму «Ермак». В 1828—1829 годах Хомяков участвует в русско-турецкой войне, после окончания которой выходит в отставку и уезжает в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничает с различными журналами. В 1836 году женится на сестре поэта Языкова, Екатерине Михайловне. В статье «О старом и новом» (1839) выдвигает основные теоретические положения славянофильства. В 1838 году приступает к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории». В 1847 году Хомяков посещает Германию. С 1850 года особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского Православия. Для Хомякова социализм и капитализм были в равной степени негативными отпрысками западного декадентства. Запад не смог решить духовные проблемы человечества, он увлекся конкуренцией и пренебрёг кооперацией. По его словам: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства». Считал монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землёй», возникшее в России в результате реформ Петра I.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ale...

Алексей Степанович Хомяков (13.05.1804–5.10.1860) Догматическое богословие Сравнительное богословие Стихотворения Полное собрание сочинений Алексей Степанович Хомяков Философ, богослов, публицист, поэт, художник, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук. Биография Родился в Москве, на Ордынке, в старинной дворянской семье Хомяковых; отец — Степан Александрович Хомяков, мать — Марья Алексеевна, урождённая Киреевская. Получил домашнее образование. В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. Ко времени учения в Москве относятся первые стихотворные опыты Хомякова и перевод «Германии Тацита», напечатанный в «Трудах Общества Любителей Российской Словесности». В 1822 году Хомяков определился на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год перевёлся в Петербург в конную гвардию. В 1825 году временно оставил службу и уехал за границу; занимался живописью в Париже, написал историческую драму «Ермак», поставленную на сцене только в 1829 году, а напечатанную лишь в 1832 году. В 1828—1829 годах Хомяков участвовал в русско-турецкой войне, после окончания которой в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничал с различными журналами. В 1836 году, 5 июля, он обвенчался с сестрой поэта Языкова, Екатериной Михайловной. В статье «О старом и новом» (1839) им были выдвинуты основные теоретические положения славянофильства. В 1838 году он приступил к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории». В 1847 году Хомяков посетил Германию. С 1850 года особое внимание стал уделять религиозным вопросам, истории русского православия. Для Хомякова социализм и капитализм были в равной степени негативными отпрысками западного декадентства. Запад не смог решить духовные проблемы человечества, он увлекся конкуренцией и пренебрёг кооперацией. По его словам: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства». Считал монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землёй», возникшее в России в результате реформ Петра I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

П.В. Долгоруков Князья Варшавские, графы Паскевичи-Эриванские и дворяне Паскевичи Фаиилия Паскевич или Пашкевич (Paszkiewicz) происхождения литовского. В 1622 году встречаются имена: одного Пашкевича бывшего подстаростою Ковепским; Якова и Станислава Пашкевичей помещиков литовских; там же были помещиками, в 1700 году, Пётр, Мартын, Станислав и Стефан Пашкевичи. В 1692 году Пётр Пашкевич-Толоконский был настоятелем всех православных монастырей в Великом Княжестве Литовском. Франциск Пашкевич был депутатом на сейме 1764 года и подписал избрание короля Станислава-Августа; а Анатолий Пашкевич занимал, в Троках, но выбору шляхетства, должность градского судьи в 1768 году. Одна из ветвей фамилии Пашкевич поселялась в Малороссии с именем Паскевичей. Коллежский советник Фёдор Григорьевич Паскевич († 1833), от брака своего с Анною Осиповною NN, имел трёх сыновей: Григория Фёдоровича († 1844), служившего генерал-майором артиллерии, Ивана Фёдоровича († 20 января 1856, ныне светлейшего князя Варшавского), и Степана Фёдоровича, который служил действительным статским советником и губернатором в Курске, и скончался 9 апреля 1840 года, оставив сына Алексея Степановича. Иван Фёдорович, при самом выпуске из Пажеского корпуса, в 1800 году, назначен флигель-адъютантом; за сражение под Батиным, в 1810 году, пожалован генерал-майором; в 1812 году командовал девизиею; в 1813 году, за битву Лейпцигскую, пожалован в генерал-лейтенанты; в 1826 году в генералы от инфантерии; в 1827 году назначен командиром, а в 1828 году главнокомандующим отдельным Кавказским корпусом, и по окончании войны персидской возведён, 15 марта 1828 года, в Графское Российской Империи достоинство, с титлом Графа Паскевича-Эриванского. В 1829 году, за турецкую войну, получил звание фельдмаршала и Георгиевскую ленту. В 1831 году, находясь главнокомандующим действующею армиею, за взятие Варшавы и за уничтожение польского мятежа, возведён, 4 сентября 1831 года, в Княжеское Российской Империи достоинство, с титлом: Светлейшего Князя Варшавского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

VI. Список Псковских губернских предводителей с открытия Псковского Наместничества доныне 1. Вице-Адмирал Степан Михайлович Князь Мещерский с 1777 года. 2. Тайный Советник Иларион Матвеевич Голенищев-Кутузов. С 1779 г. 3. Статский Советник Матвей Данилович Чихачев с 1780 по 1795 года и в отправлении сей должности получил Чин Действительного Статского Советника; а по случаю болезни по просьбе его в 1796 году уволен от должности и отправление оной принял Кандидат Островской Уездный Предводитель Дворянства, Надворный Советник Иларион Лазаревич Мягков. 4. Генерал Майор Петр Абрамович Ганнибал избран в 1797 году, но за болезнью его вступил в должность Кандидат, Надворный Советник Иларион Лазаревич Мягков. 5. Коллежский Советник Матвей Евсигнеевич Рокотов с 1799 года. 6. Коллежский Советник Михайла Никитич Брылкин с 1802 г.. 7. Коллежский Ассессор Степан Петрович Вохин с 1808 года, но за болезнью в 1809 по просьбе уволен, и должность его занял Кандидат, Полковник Николай Львович Великопольский, который в 1810 году также за 6олезнью по просьбе уволен и его должность занял Полковник Алексей Иванович Львов. 8. Генерал-Лейтенант Михайла Михайлович Бороздин с 1811 года, но по болезни его вступил в отправление должности Кандидат, Опочецкий Уездный Предводитель Дворянства, Действительный Статский Советник Клементий Никифорович Расихин. 9. Генерал-Майор Николай Степанович Карамышев с 181З года до декабря 1822 года. 10. Отставной артиллерии Полковник Алексей Иванович Львов с 22 декабря 1822 г. до декабря 1825 г. 11. Действительный Камергер Алексей Васильевич Васильчиков с10 декабря 1825 г. до 24 апреля 1828 г. 12. Статский Советник Алексей Никитич Пешуров с 24 января 1828 г. до 31 марта 1829 г. 13. Отставной флота Капитан Димитрий Михайлович Бизюкин с 31 марта 1829 г. до 1 января 1831 г. 14. Генерал-Майор Николай Васильевич Васильчиков с января 1831 г. Читать далее Источник: История княжества Псковского : С присовокуплением плана города Пскова : Ч. 1-4. - Киев : тип. Киево-Печер. лавры, 1831./Ч. 2: [О Псковских князьях, посадниках, тысяцких, генерал-губернаторах, губернаторах и губернских дворянских предводителях, с прибавлением разных грамот к истории Пскова относящихся]. - 145 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Марья Алексеевна была выдающейся личностью. Это была женщина, крепкая телом (дожила до 87 л.) и сильная духом. «Она была, по словам Алексея Степановича, хороший и благородный образчик века, который еще не вполне оценен во всей его оригинальности, века екатерининского. Все (лучшие, разумеется) представители этого времени как-то похожи на суворовских солдат. Что-то в них свидетельствовало о силе неистасканной, неподавленной и самоуверенной. Была какая-то привычка к широким горизонтам мысли, редкая в людях позднейшего времени». Это была женщина с цельной самобытной натурой. Ее духовное существо не было ни разварено тем болезненным мистицизмом, который, благодаря возродившемуся масонству, в первой четверти прошлого столетия широкой волной распространился в высших слоях русского общества; не было оно и придавлено тем режимом, который господствовал во второй четверти прошлого столетия (1825 – 1855 г.) 7 . «Матушка, говорил про нее Алексей Степанович, имела широкость нравственную и силу убеждений духовных, которые конечно не совсем принадлежали тому веку, но она имела отличительные черты его, веру в Россию и любовь к ней. Для нее общее дело было и частным ее делом. Она болела и сердилась, и радовалась за Россию гораздо более, чем за себя и своих близких. Марья Алексеевна влила в душу своих сыновей (их было двое: Алексей Степанович и старший брат Федор, умерший в 1828 г.) чистую, живую струю нравственной силы. При этом влияние ее на детей как женщины, было особенно благотворным. Выдающаяся женщина с сильным, твердым нравственным характером естественно все же не то, что мужчина с подобным же, резко очерченным характером. Последний может так импонировать на детей своей личностью, может произвести на них даровитостью и целостностью своей природы такое сильное впечатление, что их личность совсем сотрется; рост их души убьет сознание, что они – очень маленькие, незаметные существа. Женщина же всегда более мягка и сердечна, поэтому ее влияние проникает в детей незаметно для них самих; ее образ, как воспитательницы, вырисовывается в их сознании, как великий светлый образ, но в то же время близкий, доступный им. Ребенок растет, его сознание крепнет; он чувствует, кому он обязан своей силой, но так как этим существом является мать, в которой, как в женщине, твердость характера всегда смягчается душевной нежностью, в нем пробуждается не то смирение, которое, гранича с сознанием своего полного ничтожества, ведет человека к слепой подражательности, в нем вспыхивает желание становиться лучше и совершеннее, напрягать свои силы, чтобы тем проявить свою восторженную благодарность горячо любимому существу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Bogoly...

«Еще раз благодарю тебя, а за три дня до кончины твоей приду к тебе». Апраксин видел, слышал, и майор бесстрашный видел и слышал. Молва о выходце-мертвеце прогремела по всему городу. Он в час урочный сдержал свое слово, явился за три дня до смерти Апраксина. В этот чудесный миг врач сидел за ширмами и слышал непонятный для него разговор Апраксина с посетившим его призраком. Три остальные дня Степан Степанович провел так, как человек, собирающийся в дальний путь. Письменно все распорядил, все устроил, исповедовался, причастился и перешел к заветному другу. Кончина его припомнила прежнее обстоятельство всем старожилам московским, современникам его. Если выбрать все то, что древние историки писали о явлениях, то можно составить огромную летопись. Не вхожу в исследование, передаю только, что слышно было лет за сорок и более и что повторилось после такого же срока . Около Масленицы или в начале поста того 1828 года умер мощный еще по летам московский старожил Степан Степанович Апраксин при странном следующем обстоятельстве. Он сам предсказал свою кончину за несколько дней вперед, потому что явился ему давно умерший приятель его, обещавший (как уверял Степан Степанович) при жизни исполнить таковое предуведомление в надлежащее время. Это рассказывали тогда по Москве и, помнится мне, что тогда говорил о том в доме Чернышевых Яков Федорович Скарятин, когда С. С. Апраксин был труден, но еще жив. Об ожидании С. С. Апраксиным явления того лица перед кончиною я знал с детства моего из рассказов о том Мальцовых. Понимайте, как хотите, но это так . Апраксин скончался вчера в пятом часу пополудни. Когда я печатал к тебе письмо, то читали над ним отходную. Гулявши пешком, я зашел проведать и нашел в передней всех людей плачущих; ему тогда было уже очень худо. Вчера только и разговора было, что о сей смерти. Доктора уверяют, что главная болезнь была моральная и пораженное воображение. С. С. давно уже иначе не ездил со двора, как с кем-нибудь в карете. Он имел два видения в разные эпохи жизни; второй раз старик, который ему представлялся, сказал, что в третий раз явится объявить ему о кончине, и подлинно, старец дней десять тому назад явился Апраксину для сдержания слова своего, и это чрезмерно испугало и встревожило больного .

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010