Так бывало в тех случаях, когда оглашенные допускались в собрания верных. Но древне-церковная практика знает также примеры иного рода. Долгое время в христианской церкви существовал особый низший класс оглашенных; это – так называемые «слушающие» (κρομενοι, audientes). Оглашенные этого разряда не имели одинакового права с оглашенными высших степеней присутствовать при молитвах церкви об оглашенных. Кроме того, при господстве в древней церкви весьма строгой дисциплины, случалось иногда, что оглашенным вовсе возбранялся доступ к общественному богослужению. Так, напр., в тех же Апостольских Постановлениях, где говорится, что оглашенным дозволялось вместе с верными слушать поучение пред литургией, встречается и такого рода предписание: «с оглашенным да не молится верующий и дома; ибо несправедливо, чтобы освященный осквернялся с неосвященным». 30 Поэтому в древности, наряду с обычной литургией оглашенных, должна была существовать и, действительно, существовала самостоятельная служба, приспособленная к пониманию младенцев по вере и незрелых по жизни во Христе оглашенных. На этой службе происходило наставление оглашенных в истинах икры и в разумении св. Писания, т. е. оглашение; и древние проповедники в виду этого нередко произносили в один день два поучения: одно – для оглашенных, другое – для верных. 31 По свидетельству св. Иустина мученика († 166 г.), такое нарочитое оглашение уже в его время соединялось с молитвою и постом, в которых принимали добровольное участие и верные. «Изложу, – пишет он в своей первой апологии (гл. 61), – каким образом мы посвятили самих себя Богу, обновившись чрез Христа. – Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения грехов; и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводит, их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились». 32 Хотя св. Иустин-мученик и не говорит здесь о каком-либо определенном времени поста, однако уже очень рано оглашение стали приурочивать преимущественно к 40-це; и многие особенности великопостного богослужения, как-то: усиленное чтение св. Писания, частые службы, отсутствие полной литургии и т. п., можно объяснять именно практикой оглашения. Верные в данном случае разделяли с оглашенными подвиг поста и покаяния. Между прочим и полная литургия заменялась преждеосвященной (в связи с тритекти), 33 потому что все верующие во время 40-цы бывали на положении кающихся, которые, по древнему обычаю не имели права делать приношения для евхаристии (и даже причащаться). 34 – К особенностям великопостного богослужения, вытекавшим из древней практики оглашения, следует отнести и «чин тритекти в посты».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

«Вот, б а р ы н я, делается чего на свете!..» — сказал, запирая ворота, Карп. Дариньку удивило и даже испугало, что Карп назвал ее почему-то «барыней». С того дня так он и называл ее. Почему — Даринька не знала. И не спрашивала его об этом. 19 марта, день памяти мучеников Хрисанфа и Дарии, — было это великим постом, в субботу, — Даринька причащалась. Придя из церкви, благостная и просветленная, она увидела на столе корзину белых гиацинтов и большой торт, любимый ее, из сбитых сливок, от немца на Петровке, где когда-то пила она шоколад с Димой, подумала с грустной нежностью, что Виктор Алексеевич все-таки не забыл, что сегодня день ее Ангела, — а она ему не говорила, — и улыбнулась на торт со сливками: «Забыл, что сегодня пост». И увидела вложенную в бумажное кружево карточку. У Дариньки захолонуло сердце, когда читала она написанное знакомым почерком: «С Ангелом, Дари!» Она стала осматривать гиацинты, и там, в кудрявых, хрупких, будто из снежного фарфора, колокольчиках, пряталась такая же точно карточка, с теми же грустными словами, — почувствовалось так Дариньке, — «С Ангелом, Дари!» Вернувшись со службы и узнав все, Виктор Алексеевич почувствовал себя раздавленным: Даринька не напоминала, а он забыл, что сегодня ее день Ангела. В раздражении он не мог удержаться и спросил Дариньку: «Ты ему писала?..» Она покачала головой. Он сказал: «Ты права, что не удостоила меня ответом». Она ему предложила, не подумав, торта. Его передернуло, он вскочил и крикнул: «Ты… научилась издеваться!..» После он целовал ей руки, просил прощения. Торт отослали в детскую больницу: ни Анюта, ни Прасковеюшка, ни Карп не ели постом скоромного. В конце марта — двухлетие их встречи — адвокат по разводным делам сообщил, что, ознакомившись с делом, он пришел к выводу, что развода добиться не удастся. Противная сторона заявляет, что супружескую верность нарушил истец: бесспорное доказательство — открытое его сожительство с бывшей послушницей Страстного монастыря, цеховой Дарьей Королевой. Госпожа Вейденгаммер развода пока не требует, а начинает процесс о взыскании на содержание детей и ее самой в соответствии с ожидаемым наследством. Если же намерены настаивать на разводе, ее адвокат представит консистории дело из архива монастыря «о побеге белицы, цеховой Дарьи Королевой при соучастии инженера В., к последнему».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1829...

Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 08 февраля 2013г. 15:37   > Много других употребляемых доводов вообще не выдерживают разумного анализа Отец Филипп, мне думается, есть один неоспоримый довод. Один, но его достаточно - при переходе на григорианский месяцеслов резко нарушается сложившаяся гармоничная система годового богослужебного круга. Богослужебный круг, со своей красотой и слаженностью - важная часть церковной традиции и достаточная ценность, чтобы ради его сохранения забыть мысли о смене календаря. Второе - психологический аргумент. Мы, церковные люди, часто мыслим о времени не только числами и месяцами, но вехами постов и праздников. Не " весной " , а " Великим Постом " ... Не " к концу августа " , а " к Успению " ... Не " в середине июля " , а " после Петрова дня " ... Эти ассоциации прочно вошли в сознание, в ощущение жизни, у многих - с детства. Если поломать всё это, сдвинув системы исчисления времени относительно друг  друга - то, как бы ни смешно звучало, для многих из нас это будет серьёзная душевная травма, дезориентация. Священник Филипп Парфенов 08 февраля 2013г. 16:19 Сергей, но сам круг богослужения складывался постепенно и менялся, дополнялся неоднократно в течение всей христианской истории. Да, конечно, придется частично пересматривать разные там Марковы главы Типикона, но их происхождение само по себе весьма позднее. И относится оно не к сути, а к форме. Как же многие у нас склонны цепляться за форму, игнорируя суть! Второй " психологический " довод уж совсем странен. Многие из нас говорят как раз именно " весной, " в середине июля " , что совершенно не мешает говорить " Великим постом " или " после Петрова дня " . Притом, что Великий пост, само собой разумеется, приходится именно на весну, а не на какое-то другое время года. Об этом и те же церковные песнопения, проводящие параллель астрономической весны с духовным пробуждением: " Возсия весна постная, цвет покаяния " , например. А вот с веками, действительно, станет так, что Великий пост все больше будет смещаться к летнему времени, а Петров день к осеннему, при строгой приверженности данному календарному стилю. Остается надеяться, что наши потомки будут более здравомыслящими в этом вопросе.

http://bogoslov.ru/article/3100443

Я сознаю себя из немощных немощнейшим; вы лучше меня пользуетесь мерностью воздержания. Спросите сами себя – и вы радостно удовлетворитесь, что, где только царствует воздержание, там не владычествует холера. Это говорю собственно о холере, а не о той болезни, которую ныне везде, где только могут, как некое чудовище, стерегут и караулят... Лучше бы каждому охранять себя от всякой неправды, чтобы избежать вечной смерти; а временной истинные христиане не боятся. Мир и тишина, питающая душу небес-ною любовью, да водворяются богатно в сердце вашем о имени Христове! 30 ноября 1830 года 266. Марии Петровне Колычевой Радостно мне поздравлять вас с наступающим победоносным подвигом великого поста. Ныне Ангелы радуются, а бесы унывают: ибо знают, что покаянием, постом и молитвою грешники обретают небо, с которого они свержены за гордость. Покойтесь в Господе! Покров вам Матерь Божия! Утешайтесь чаянием радостной жизни в будущем веке за претерпеваемые здесь скорби. Помнящий вас о Господе, непотр. р. Егор. Января 26-го дня, 1836 г. 285. Екатерине Васильевне Даниловой Взаимно поздравляю вас со святым сорокадневным постом. Это самое благоприятное время для покаяния и очищения души от грехов; сею дверью покаяния отверзается небо, и входно бывает покаявшимся грешникам. О, какое неизреченное торжество Ангелов! Какое мучение и скрежетание диаволов! Они мучаются завистью и рвутся злобою, что человеки грешники, покаявшись и исповедавшись, обращаются и приступают к неприступному Богу, по Его к ним снисхождению, и повинуясь Его заповеди, удостоиваются такой Его милости, на славу которой мрачные духи и взглянуть не могут; трясутся от ненависти, рыкают как алчные львы, но поглотить не могут спасающихся о Господе Иисусе Христе. Не унывайте же, возлюбленная сестра о Господе. Господь просвещение мое и Спаситель мой и ваш и всех верующих и спасающихся во имя его. С радостью посылаю вам книгу Святаго Ефрема Сирина : вы увидите в нем чего не видели в мире. Господи, отверзи ми ум разумети писания Святых Твоих, возвещающих волю Твою и поучающих словом Твоим спасению вечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

В последнее время часто говорят о том, что Петров пост появился в знак солидарности с теми, кто не мог поститься Великим постом и в это время компенсировал свое упущение. Но у этого поста есть и другой, не менее важный смысл. Господь говорит о том, что Его ученики будут поститься, «когда отнимется у них Жених» (см. Мк. 2, 18–20). Наше духовное состояние зачастую и есть состояние потери Христа, в той или иной степени. Чтобы обрести твердость в вере (так как маловерие изгоняется молитвой и постом), мы возлагаем на себя воздержание и усиливаем молитву. И можем ожидать дар Божий – Его обновляющую и укрепляющую благодать. Но почему к Петрову дню мы не становимся новыми Петрами и Павлами? Что мешает нам обрести подобную ревность? Главной помехой, кажется, является наша косность. Из-за нее мы не можем искренно повторить за апостолами: «Вот мы оставили все и последовали за Тобою» (Мк. 10, 28). Что-то всегда мешает нам: земные склонности и привязанности, привычки, может и не особо греховные, но опасные именно тем, что они становятся тонкой, но непреодолимой преградой между свободой во Христе и узкими рамками привычного быта. В Австралии вместо ворот на многочисленных фермах зачастую ставят рамку, завешенную полосками шуршащего материала. Проход свободен, но животные не могут его преодолеть. Так же и в нашей духовной жизни, по-видимому, нет ни малейшего препятствия для жизни во Христе, но призрачная завеса обычаев мирских, кажущаяся сложность жизни в Христовой свободе мешает нам всецело раскрыться Богу. Выйти на просторы Богопредстояния и последовать за Христом. Господь заповедал верующим «взять крест свой и следовать за Мной» (см. Мф.10, 38). Но нас не должен пугать этот призыв. «Иго Мое благо и бремя легко» (см. Мф.11, 30). А вот тяжесть грехов каждый из нас может оценить, исходя из своего жизненного опыта. Мир греха ограничен – К. Льюис говорит, что даже одно яблоко преддверия рая не поместится во всем аду. И лучшее время оставить греховную ограниченность и отдаться просторам Божьей широты – время поста. Дело тут не только и не столько в пище – важнее сам духовный настрой. Особые молитвы, осознание того, что с тобой постятся многие из верных христиан делают душу человека более податливой для принятия Бога в свое сердце.

http://pravmir.ru/novye-petry-i-pavly-et...

Также вы не поете (постом) хвалите и благословен грядый“ 725 . Отсюда видно, что Михаил находит некоторые уклонения западной церкви от нормы в четыредесятницу в богослужебном отношении. Гумберт берет на себя задачу разъяснить, справедливо ли то, что ставит в упрек западу Керуларий, и отчего происходят особенности западной богослужебной практики в великий пост. Гумберт отвечает так: „знаем, что аллилуиа слово еврейское и значит: хвалите, но не знаем, чтобы оно значило: благословен грядый, и ни от кого доселе не слыхали об этом. Неправда, что мы не поем: аллилуиа круглый год за исключением пасхи, мы не поем оную только в продолжения девяти недель пред пасхой, как научены тому от отцов. А причина этого обыкновения вот какая: Народ израильский в пустыне за грех идолослужения должен был понести наказание на самом себе, и ниневитяне, когда им возвещено было покаяние от Ионы, отложили всякие украшения и утехи, и не в словах чужестранных и не в песнях радостных, но в своих собственных воплях выражали скорбь свою. Тоже самое приобыкли делать и отцы наши. Отложивши всякие украшения и утехи языка более богатого, и мы ограничиваемся в четыредесятницу бедным нашим языком». Вот почему латиняне, по объяснению Гумберта, не поют постом: аллилуия. Затем Гумберт указывает, что напрасно греки упрекают латинян будто они, кроме аллилуия, еще не поют благословен грядый и хвалите Бога; ту и другую песни, по его словам, они поют в продолжение поста. Но при этом он сознается, что в четыредесятницу латиняне выпускают пение песни: Слава в вышних Богу. Эту последнюю песнь они опускают потому, что она также, как и аллилуия воспета была ангелами, радующимися о явившемся в мир Сыне Божием. Но так как времени поста не прилична радость, то они и не поют ее в это время 726 . Гумберт хочет даже дать объяснение, почему пред пасхой латиняне не поют: аллилуия девять недель, а ни больше и ни меньше. Объяснение его таково: девять недель имеет отношение к девяти чинам ангельским. Чинов ангельских сначала было десять, но десятый из этих чинов пал и тем смутил небесное блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

О Великом посте: суть Великого поста Великий Пост имеет миссионерское происхождение. Эти 40 дней вначале постились не христиане, а постились язычники – те язычники, которые хотели принять Крещение. 7 марта, 2011 Великий Пост имеет миссионерское происхождение. Эти 40 дней вначале постились не христиане, а постились язычники – те язычники, которые хотели принять Крещение. Чтобы понять суть Великого поста, нужно провести вдумчивую работу. На страницах сайта «Правмир», Вы сможете прочитать рассуждение на эту тему. Суть Великого поста Великий Пост – это пост с большой буквы. И когда в церковной среде говорят: “Постом такого-то года было то-то и то-то” или “Я к вам как-нибудь постом приеду”, то обычно имеется в виду Великий Пост , а все остальные три поста в таком случае специально уточняются. А это, действительно, пост с большой буквы. Более того, это, в общем-то, единственный пост среди церковных, в котором само церковное богослужение является особым и специально постовым. Потому что, скажем, богослужение Петрова поста не имеет никаких особенностей по сравнению с обычными, рядовыми службами. Богослужения Успенского и Рождественского постов – по сути, то же самое. Ну, есть 2-3 молитвы, которые говорят о том, что мы идём к Рождеству (в ирмосах, катавасиях это сказано), но, в принципе, сам стиль богослужения остаётся тот же. А Великим Постом даже “Господи, помилуй” поют и то на иной распев, нежели в обычное время. Появляются совершенно особые молитвы и в домашней молитве христианина, и в храме. И уже этим свидетельствуется, что это время, которое является совершенно особым. Говоря о церковных постах, имеет смысл вспомнить их происхождение. В принципе, привычка поститься, традиция поста, имеет ещё ветхозаветное установление. И, в общем-то, даже в иудейской среде рубежа Заветов была привычка поститься два раза в неделю — обычно по вторникам и четвергам. Соответственно, христиане, чтобы их не упрекали в том, что “вот иудеи постятся, а вы, такие-сякие, стали христианами для того, чтобы не соблюдать постов, чтобы жить легче и вольготнее”, тоже решили: “Что ж, мы тоже будем поститься, но в другие дни”. Среда и пятница так появились, тоже два дня в неделю.

http://pravmir.ru/o-velikom-poste/

8 Ноября. 953. Господи! вижу я и хорошо знаю, что сподобляющиеся Твоих милостей и благодатных дарований сподобляются величайшими трудами и усердием, постом, молитвою и подвигами! Посему и я, всем сердцем вожделевая части избранных Твоих, и не имея ничего за собою, за что мог бы сего быть удостоен Тобою, молю и прошу: даруй мне достойно Тебя потрудиться, поискать и найти Тебя – Сокровище нетленное душ наших! Даруй благоугодить Тебе и постом обуздания и ограничения всех моих потребностей, и трудом всех сил и способностей, и молитвою – всегда пламенною, всегда усердною, всегда всецело в Тебе пребывающею и Тобою дышащею...! 9 Ноября. 954. Сколько св. мучеников легло костьми за Христа! Что это – поражение их, поражение. Христа, позор их, уничтожение воображаемого зла? … Нет, каждый из них самою смертию своею представляет величайшее торжество Христа, торжество Его дела, торжество веры Христовой и жизни во Христе! Это всегда живые и вечно сильныяе прекрасные ручательства за то, что есть жизнь дороже всякой жизни, свобода выше всякой свободы, благо – вожделеннее всех благ мира, – короче, что есть Господь, ради Которого самая смерть и все ужасное на земле приемлются с улыбкою и самою священною непритворною радостию. Это все свидетельствует каждый из св. мучеников. Представь же себе, какая опора для нас и порука за истину веры Христовой целые полки св. мучеников, из всех званий и состояний и даже возрастов – от старческого до младенческого! Слава, Господи, Славе Твоей во св. Твоих дивных мучениках! ... 9 Ноября. 955. Ужасные легионы, мучившие Гадаринского бесноватого, живы и доселе, и даже витают так недалеко от нас; каждую минуту они нападают на нас, и не только нападают, но более или менее овладевают нами, творя нами свою скверную и нечистую волю. Итак, есть и ныне беснование, которое если и не связывают цепями железными, то потому только, что оно и несвязуемо ими. Такое беснование есть грех, каждый более или менее тяжкий грех, которому мы даем овладевать нашею душою. Об этом свидетельствуют и те изменения души и искажения лица человеческого, какие замечаются в состоянии некоторых грехов; таковы – опьянение, гнев, ненависть, зависть, клевета, наглость, месть и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

И что очень важно и обязательно этим постом – дела любви. Прицерковные люди — большие охотники учить. А преодоление неудачи своей проповеди они часто видят в б о льшем напоре, суровости и красоте монологов. Однако, у апостолов труды обязательно связаны со словами. Вот они пришли к болящей петровой теще, к уже умершей Тавифе, к мальчику, выпавшему из окна, — воздев руки и воздвигнув горе душу, приклонили Любовь Господа к страждущим. Так и нам будет хорошо по их примеру постом служить слабейшим и младшим не только летучим словом. Возвращаясь к иконам как взысканию Образа явленного Бога, можно сказать, что еще остается удел апостольский заросший – приносить в мир Христову радость, тепло, улыбку и Его милующую любовь через наше сердце, ум, руки, уста и внимание. Важно также творить икону не только на левкасе, но и в своей душе, так чтобы через наше подобие люди узнавали и благодарили Бога. Думаю, что подобные труды на ниве подражания апостолам Петру и Павлу будут лучшим подарком ко дню торжества их памяти. А мы, подражая лучшим ученикам Христовым, не только словом, но и, главным образом, делом, принесли бы на своей ладони такие труды как гостинец к празднику. Нечто святое, весомое, чистое и радостное. «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость о Святом Духе» (Римл. 14:17). Читайте также: Апостолы Петр и Павел — два непохожих апостола Новые Петры и Павлы — это мы? Петров пост — с 11 июня по 11 июля в 2012 году Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 июня, 2021 15 июня, 2021 17 июня, 2023 13 июня, 2023 12 декабря, 2021 30 сентября, 2021 9 сентября, 2021 28 июня, 2021 28 июня, 2021 27 июня, 2021 15 июня, 2021 17 июня, 2023

http://pravmir.ru/put-apostolov-ne-v-ogu...

Понятно, что если человек ходит каждый день на работу, он не может каждый день пребывать в храме. Тогда можно почитать акафисты, просто почитать о Богородице, почитать о Ее чудесах.   Отдыхать там, где есть храм Если человек находится на отдыхе, то можно выбрать такой отдых, который был бы не только отдыхом телесным, но и духовным. Многие, я знаю, ездят в паломничество в Грецию, на Святую землю. Мы с дочками ездили в паломничество в Иерусалим. Причем Успенским постом все литургии – открыты. То есть не надо ни с кем договариваться, просто приходишь, молишься. Поэтому, у кого есть такая возможность, конечно, это самый лучший вариант. Даже если едут на курорт, скажем, у нас в стране, то стараются выбрать место, где есть храм, чтобы можно было посещать богослужения. Одна знакомая поехала с будущим мужем отдыхать перед Успенским постом, он был не крещен. И вот там, на отдыхе, во время поста, он как раз крестился и вскоре они венчались. Да даже отдыхая на даче, можно почаще ходить в храм. Тем более в пост служат чаще, даже в деревнях. Успенский пост, как и любой пост – повод для духовного роста. Но здесь – меньше размышлений о еде, потому что лето и можно довольно легко себя насытить фруктами, овощами. Тем более летом есть хочется меньше. Значит, больше возможностей думать о духовной стороне поста. Посты ведь устанавливались в Палестине, где совершенно другой образ жизни. Там сушеные финики съел, и ты уже наелся. У нас так не получается, особенно у городских жителей. Рождественский, Великий посты проходят в размышлениях о том, что бы такого съесть, чтобы не нарушить устав или какие-то свои постные установки. Да и Петров пост в этом плане довольно занудный – там нет фруктов, овощей, одни огурцы да редиска. И даже грибов еще толком нет. А вот Успенский как раз этим и хорош, что две недели концентрированной духовной жизни, при этом о еде думать не надо.   Много праздников Нам дается время поста – это именно время для того, чтобы мы немножечко от себя отодвинули нашу мирскую жизнь и больше уделяли времени жизни духовной.

http://pravmir.ru/uehal-na-otdyih-i-zaby...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010