В другом  месте(1)  мы пытались судить интеллигенцию  как идеологическую группу, усматривая ее ахиллесову пяту  (и даже ее конститутивный признак) в беспочвенности ее  идеализма. Не трудно видеть, что эти качества были предопределены самым рождением ее в петровской революции.  В течение столетий ее функцией было несение в Россию —  в народ — готовой западной культурны, всегда в кричащем  противоречии с хранимыми в народепереживаниями  древнерусской и византийской культуры. Отрыв от почвы  был своего рода заданием Петра. В этом отрыве интеллигенция более века шла с монархией, пока не обратила против нее жала своей критики.     Сейчас нас интересует, однако, лишь та интеллигенция,  те ее течения, особенно влиятельные, которые вели борьбу  с властью — и, следовательно, предъявляли права  на  власть. «Правые» течения поддерживали монархию и ее исторические опоры: дворянство, бюрократию, пытаясь или ________________________ 1 Богданов      Е. Трагедия интеллигенции // Версты. Paris, 1927,   2.     ==142   оправдать существующее, или  возродить его огнем идей. «Левые» таранили власть более полувека, в самых сильных своих партиях и общественных движениях ставили революцию  своей целью и, следовательно, несут или по крайней мере разделяют ответственность за нее.     Каковы были причины господствующего революционного настроения интеллигенции? Отрешимся  от ее собственных схем, субъективно окрашенных. С ее точки зрения, движущим   стимулом были  невыносимые  страдания народныхмасс. Страдания масс, на костях которых строится культура, остаются  наиболее устойчивым явлением  в истории. Но лишь  изредка, при особых обстоятельствах они ощущаются как трагическое бедствие. Сравнительно с Англией половины  XIX   века, Россия, только что освобождённая от крепостного права, казалась страной социального благополучия. На этом относительном благополучии крестьянства, без всякого лицемерия, славянофилы могли строить свою веру в крепость русского социального быта. Но и славянофилы могли строить свою  веру в крепость русского социального быта. Но и славянофилы  задыхались в николаевской России. Где же корень трагического расхождения между исторической властью России и ее интеллигенцией?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

В 1966 г. Академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. С. П. Королев – дважды Герой Социалистического Труда, академик АН СССР, Лауреат Ленинской премии, почётный гражданин города Королёв. Награждён: тремя Орденами Ленина, Орденом «Знак Почёта» и медалями. Подполковник. Кортацци Георгий Иванович (1866–1932) – генерал-майор Генерального штаба. Окончил Александровскую гимназию, Николаевское инженерное училище и Николаевскую академию Генерального штаба (1896). Участник Русско-японской войны. Старший адъютант в Управлении генерал-квартирмейстера 3-ей Маньчжурской армии. С 1906 по 1910 г. – на службе в Главном управлении Генштаба. Участвовал в работах Совета государственной обороны и Морской академии Генштаба. С 1910 г. – командир 133-го пехотного Симферопольского полка, во главе которого выступил на войну в 1914 г. Генерал-майор и дежурный генерал штаба армии Юго-Западного фронта с мая 1915 г. В 1917 г. – дежурный генерал в Ставке Верховного Главнокомандующего, в ВСЮР – в распоряжении Главнокомандующего, а затем в 1919 г. – начальник снабжения после генерала Санникова. В эмиграции жил сначала в Югославии, а затем в Париже, где и скончался 29 декабря 1932 г. Коссович Пётр Самсонович (1862–1915). Его отец – С. С. Коссович – был директором Московской земледельческой школы. Пойдя по стопам отца, Пётр в 1887 г. окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, а в 1889 г. – Петровскую земледельческую и лесную академию и был оставлен там при кафедре земледелия. В 1886 г. К. А. Тимирязев предложил Коссовичу заняться темой «Происхождение азота в растениях». За представленное сочинение он получил Золотую медаль. Сдав в Московском университете магистерские экзамены, Коссович стал в 1891 г. приват-доцентом и углубился в изучение азотного питания растений. Его направили на два года (1892–1894 гг.) за границу.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

В первой части в пяти статьях изложил он I – о распространении христианства в Камчатке, II – о духовной миссии, III – о проповеднической свите, IV – о преобразовании духовной части в Камчатке, V – о христианстве на островах Курильских; во второй части подробно описал все ныне находящиеся там церкви. После сего он обещался заняться собранием сведений и об Охотской церкви, поскольку дозволят ему способы, обстоятельства и его служебные занятия. 28 декабря 1854 г. г. Якутск. 15 Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь 33 . На почтеннейшее письмо Вашего Высокопревосходительства от 8 феврали за с приложением копий с бумаг, касающихся принятия в мое духовное ведение приамурских мест и проч., честь имею ответствовать принесением моей искреннейшей благодарности Вашему Высокопревосходительству за Вашу христианскую заботливость и о духовном благе тамошних обитателей, да воздаст Вам Господь за то Своею милостию и благословением всех Ваших действий и намерений. Позвольте присовокупить к сему таковую же благодарность и за внимание Ваше к сыну моему священнику Вениаминову. Затем честь имею уведомить Ваше Высокопревосходительство, что если не будет каких либо особых распоряжений Св. Синода в ожидаемом мною по сему предмету указе, то я предполагаю непременно нынешнего лета побывать на Амуре и путешествие мое туда начать пораньше, т.е. около 20 мая, для того, чтобы в Аян прибыть к самому началу предстоящей навигации, а когда и на каком именно судне я должен буду отправиться из Аяна на Амур, предаю себя в полное распоряжение Вашего Высокопревосходительства. Об одном только нахожу нужным обратиться с покорнейшею моею просьбою, а именно – если обстоятельства потребуют побывать мне из Николаевска или из Петровского в Кизе, или другом каком месте, то покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство приказать кому следует дать мне к тому случай, само собою разумеется, если только это будет возможно и не помешает никаким тамошним делам. Относительно же второго священника на Амуре я по многим причинам полагаю – распоряжение об этом оставить до будущего 1856 года, потому что, как я вижу из писем тамошнего священника, пока он один может управиться там.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Долгом почитаю присовокупить, что дела этого рода, т. е. брачные, равно как и дела об узаконении незаконных детей, всегда требуют особой осторожности, ибо здесь не все зависит от сознания невинности супругов или детей и от сострадания к несчастным и невинным. С вопросами этого рода часто связаны права законные третьих лиц, – родственников, других детей того же лица, наконец, честь другого, законного семейства, и нередко – неприкосновенность прав наследственных. Если б Вашему Величеству угодно было согласиться с вышеизложенными соображениями и по этому делу, то не благоволите ли приказать объявить просительнице, как объявляется многим другим, что ее ходатайство о разрешении ей вступить в брак вопреки запрещению, наложенному св. синодом, не подлежит удовлетворению. Константин Победоносцев 23 мая 1883 Письмо 18 Долгом почитаю доложить Вашему Императорскому Величеству о нижеследующем: 1 . Мне известно, что здесь, в Историческом музее, основанном под покровительством Вашим, с нетерпением ожидают, не угодно ли будет Вам посетить его. Граф Уваров расположил для обозрения предметы древности, весьма интересные и приведенные им в порядок. Знают все, до какой степени занято все время Вашего Императорского Величества: но люди, посвятившие свой труд этому предмету, были бы огорчены, если б не довелось Вам хотя на полчаса приехать посмотреть, что они сделали, и дать им ободрение на будущее время. 2 . Сегодня я слышал, что Ваше Величество изволите переехать нынешним вечером в Петровский дворец и уже не вернетесь в Москву, но прямо поедете на Николаевскую дорогу, и притом не 29-го, как было объявлено в расписании, а завтра же, т. е. 28-го числа вечером. Народ, которому не объявлено об этом изменении, будет очень смущен и огорчен, когда узнает утром 29 числа, что царя нет уже в Москве. Если к моей должности принадлежало попечение об этом предмете, мне казалось бы всего проще и всего лучше: Вашему Величеству, после всех празднеств, отдохнуть день или два в совершенном спокойствии, в виду Москвы, в Нескучном, и потом прямо оттуда по Калужской улице, через Кремль и Мясницкую ехать на станцию Николаевской дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В 1891 году вдова гдовского купца О. Н. Песошнова пожертвовала обществу участок земли в Малой Вишере, Новгородской губернии, в 152 верстах от Петербурга, мерой около 400 кв. сажен, для постройки на этом участке дачи для призреваемых обществом детей. Совет решил связать устроение дачи с памятью счастливого спасения государя императора от смертной опасности 29 апреля 1891 года, во время путешествия, в бытность наследником, по Японии. С этой целью исходатайствовано было высочайшее соизволение на наименование этой дачи Николаевским приютом. О. И. Дубышева тотчас пожертвовала 1,000 рублей для образования капитала на постройку дачного приюта. Маловишерская посадская дума, со своей стороны, узнав о таком решении Петровского общества, постановила пожертвовать обществу часть пустоши усадьбы Александрова, находящуюся у Никольской церкви, близ вокзала Николаевской железной дороги, мерой 1,390 кв. сажен и ценностью до 1,000 рублей. Местоположение этого участка столь удачно, что общество решило строить свою дачу на нем. Гражданский инженер С. И. Андреев составил план постройки и взялся наблюдать за работами – безмездно. Закладка была произведена 7 июня 1892 года, при торжественной церковной процессии, с прибытием из Петербурга чудотворной Казанской иконы Божией Матери, а 29 апреля 1893 года состоялось и торжественное освящение нововыстроенного здания, названного санаторием для бедных слабых детей. Освящение было произведено при самой торжественной обстановке, при хоре певчих и протодиаконе Исаакиевского собора. Нарядная двухэтажная дача окружена обширным садом, обнесенным решетчатым палисадом, засаженным кратегусом; в саду разбиты широкие аллеи. Нижний этаж занят спальнями, умывальной, столовой, светлой, как фонарик, кухней и комнатами для прислуг; в верхнем – мастерские и просторный светлый зал. Полы паркетные. Хорошенький снимок дачи приложен к отчету за XXI год; тут же помещен и портрет строителя, инженера Андреева. Дети прожили в первый год в санатории с мая по первую половину августа; все почти время провела с ними избранная попечительницей санатории О. И. Дубышева, которая по возвращении в Петербург пожертвовала на улучшение санатория еще 2.000 рублей. В последние годы общество устроило на даче огород, который не только доставлял живущим в санатории зелень в продолжение всего лета, но явилась возможность привезти несколько мешков картофеля даже в Петербург. Теперь устроен фруктовый сад.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В другом месте 20 мы пытались судить интеллигенцию, как идеологическую группу, усматривая ее Ахиллесову пяту (и даже ее конститутивный признак) в беспочвенности ее идеализма. Не трудно видеть, что эти качества были предопределены самым рождением ее в Петровской революции. В течение столетий ее функцией было несение в Россию — в народ — готовой западной культуры, всегда в кричащем противоречии с хранимыми в народе переживаниями древнерусской и византийской культуры. Отрыв от почвы был своего рода заданием Петра. В этом отрыве интеллигенция более века шла с монархией, пока не обратила против нее жала своей критики. Сейчас нас интересует, однако, лишь та интеллигенция, те ее течения, особенно влиятельные, которые вели борьбу с властью — и, следовательно, предъявляли права на власть. «Правые» течения поддерживали монархию и ее исторические опоры: дворянство, бюрократию, пытаясь или оправдать существующее или возродить его огнем идеи. «Левые» таранили власть более полувека, в самых сильных своих партиях и общественных движениях ставили революцию своей целью и, следовательно, несут или, по крайней мере, разделяют ответственность за нее. Каковы были причины господствующего революционного настроения интеллигенции? Отрешимся от ее собственных схем, субъективно окрашенных. С ее точки зрения, движущим стимулом были невыносимые страдания народных масс. Страдания масс, на костях которых строится культура, остаются наиболее устойчивым явлением в истории. Но лишь изредка, при особых обстоятельствах они ощущаются как трагическое бедствие. Сравнительно с Англией половины XIX века, Россия, только что освобожденная от крепостного рабства, казалась страной социального благополучия. На этом относительном благополучии крестьянства, без всякого лицемерия, славянофилы могли строить свою веру в крепость русского социального быта. Но и славянофилы задыхались в Николаевской России. Где же корень трагического расхождения между исторической властью России и ее интеллигенцией? По нашему убеждению, этот корень — в измене монархии своему просветительному призванию. С последних дней Екатерины монархия находится в состоянии хронического испуга.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

В общей сложности в дни работы чтений в них приняли участие представителя духовенства, 4 доктора и 4 кандидата наук (церковной истории, исторических, филологических, физико-математических и технических), 2 члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств, члены Союза краеведов России, Союза писателей России, научные сотрудники музеев и архивов. С докладами выступили исследователи, непосредственно работавшие с первоисточниками в лучших архивах и музеях России. Только здесь можно услышать уникальные факты истории России и Калязинской земли, нигде ранее не публиковавшиеся. В настоящее время уже ведётся доработка текстов докладов с целью издания материалов Третьих чтений. В заключение Ярослав Викторович Леонтьев озвучил решения, принятые участниками Чтений. Первоочередной задачей является начало подготовки празднования 500-летия со дня обретения мощей Преподобного Макария Калязинского в 2021 г. Оргкомитет принял решение обратиться к Митрополиту Тверскому и Кашинскому Виктору за благословением для проведения этих торжеств на всероссийском уровне, в дальнейшем планируется разработать положение о создании Попечительского совета по подготовке и проведению 500-летия со дня обретения мощей Преподобного. Предстоит проработать маршрут Крестного хода «Тропой Макария Калязинского» из Кашина в Калязин. Участниками Чтений поддержана идея составления альбома-каталога артефактов из Троицкого Калязинского монастыря, оказавшихся в составе музейных собраний и архивохранилищах Москвы и Твери. Не менее значимое торжество необходимо подготовить объединенной рабочей группой с представителями Кашинского района по случаю 600-летия Николаевского Клобукова монастыря. Также предстоит чествовать 90-летие В.С. Кисловского и 600-летие этого славного рода, увековечить в Калязине память героя Великой Отечественной войны лейтенанта Д.С. Никитского, участники Чтений примут участие в воздвижении мемориального знака в память о воеводе Д.В. Жеребцове в с. Поводнево Мышкинского района Ярославской области. Благодаря широкой деятельности историков и краеведов - участников Калязинских Макарьевских Чтений, славные страницы истории Отечества не только открываются большему числу людей, но и становятся ближе жителям памятных мест.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

В настоящее время здания в нём каменные примечательнейшие есть следующие: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя св. Николая Чудотворца с двумя приделами, построена Московским гражданином, Герасимом Яковлевым, сыном Обуховым; 2) тёплая ЦЕРКОВЬ во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезой, построена Максимом и Иваном Щелязными; 3)  ЦЕРКОВЬ во имя св. Апостолов Петра и Павла на вратах, построена Петром Романовым; 4) КОЛОКОЛЬНЯ сооружена Игуменом Варлаамом; 5) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 6) ОГРАДА каменная, построена бывшим в том монастыре на обещании Архимандритом Филаретом. До учреждения в 1764 году Штатов было за монастырём сим 876 душ крестьян, и настоятельство Игуменское. По Штатам же оставлен на своём содержании с настоятельством Строительским, которое и доныне продолжается. Николаевский Петровский монастырь См. Петровский Николаевский. Николаевский Понедельский монастырь См. Понедельский Николаевский. Николаевский Прилуцкий монастырь См. Прилуцкий Николаевский или Николаев. Николаевский Пустынский Новоторжский монастырь См. Новоторжский Николаевский Пустынский. Николаевский Песношский монастырь См. Песношский Николаевский. Николаевский Радовицкий монастырь См. Радовицкий Николаевский. Николаевский Рожковский монастырь См. Рожковский Николаевский. Николаевский Рыльский монастырь См. Рыльский Николаевский. Николаевский Рыхловский монастырь См. Рыхловский Николаевский. Николаевский Самарский монастырь См. Самарский Николаевский. Николаевский Староладожский монастырь См. Староладожский Николаевский. Николаевский Староруский Кречевский монастырь См. Кречев Николаевский. Николаевский Староторжский монастырь См. Староторжский Николаевский. Николаевский Столпенский монастырь См. Столпенский Николаевский. Прибавление из VI тома Николаевский Судбицкий монастырь См. Судбицкий Николаевский. Николаевский Суздальский монастырь Девичий, упразднённый. Находился во Владимирской Епархии в городе Суздали, в самом Кремле. Строения в нём были (прежде) две церкви: 1) во имя Св. Николая каменная, с приделом на южной стороне во имя Рождества Христова;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Николаевская-Можайская-Борщовская Новгородская Николаевская-Новая-Боровинская-Мравина Архангельская Николаевская-Осиновская Олонецкая Николаевская-Пежемская Московская Николаевская-Пищугова Новгородская Николаевская-Плескова Новгородская Николаевская-Сендегская в Подлесье Новгородская Николаевская-Цивецкая Костромская Николаевская-Чернораменская Курская Николаевский-Казанский Псковская Николаевский-Чебоксарский Архангельская Николаевский-Касимовский Новгородская Николаевский-Богоявленская пуст. Московская Николаевский-Брусинский Николаевский-Белый Псковская Николаевский-Великодержковский Псковская Николаевский-Гостинопольский Псковская Николаевский-Каменные Ограды Новгородская Николаевский-Катромский Владимирская Николаевский-Князь-Андреевский Николаевский-Липенский Новгородская Николаевский-Маркушевский-Агапитов Николаевский-Мостищский Московская Николаевский-Муромский в Бутылицах Псковская Николаевский-Особный-Торопецкий Ярославская Николаевский-Островский-Вишерский Олонецкая Николаевский в Папортне Николаевский-Полистский Новгородская Николаевский-Понедельский Псковская Николаевский-Рожд.-Богород.-Возмицкий Вологодская Николаевский-Спасова-Преображ.-Гдовский Николаевский в Становищах Новгородская Николаевский-Успенский-Венев Новгородская Николаевский-Успенский-Стороженский Псковская Николаевский-Хвоинский Симбирская Николаевский-Яренгский Вологодская Новинский-Введенский Архангельская Ново-Вознесенский с Полонища Тверская Ново-Рождественский-Михаиловский Вологодская Ножемского устья-Николаевская Новгородская Ондрусова или Андрусова-Николаевская Тверская Оскуйская-Спасская Тамбовская Пантелеймонов на Красном Дворе Московская Пахомиева-Спасо-Преобр.-Кенская Передольский-Покровский Новгородская Перекомский-Николаевский Перынь-Богородицы Новгородская Песоцкий-Успенский или Антониева пуст. Вологодская Петровский-Можайский Владимирская Петровский-Афанасиевский-Мещовский Псковская Петропавловский или Петровский на Носах Костромская Петропавловский-Сахтошский Петропавловский-Серектин

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Костроме, Предтечев, что на Железном Бору, Успенский – Авраамиев, Новоозерский. Арзамас – Преображенский. Темников – Рождественский Богородичный Пурдышевский; Валахна – Покровский, Дудин. Юрьевец-Повольский – Успенский Дорофеевой пустыни, Макарьев Желтоводский, Иоанна Предтечи, Богоявленский. Путивль – Молченский, Борисоглебский, Духов девичий, Преображенский новый. Рыльск – Николаевский, Волынской пустыни, Дмитровская (Селунского) пустынь. Брянск – Свенский, Петровский, что в Брянске на посаде, Спасский, Спасский, что на Козьей степи, Спасский, что на Андреянове горе, Жиздринский, Пятницкий Молотковский. Карачев – Воскресенский Тихоновой пустыни. Новгородской епархии города и монастыри близ Великого Новгорода: Юрьев, Хутынь, Антониев, Вяжицкий, Духов, Кириллов, Клонский, Деревеницкий, Лисицкий, Аркажский, Благовещенский, Отенский, Ковалевский, Колмовский, Николаевский, Белый, Ситецкий, Сырковский, Николаевский, Островский, Воскресенский на поле, Сковороцкий, Волотов, Савинский на Вишере, Николаевский Липянский. В Новгородском уезде – в Шелонской пятине: Опоцкий, Посолотин, Черноозерский, Сяберский, Леонов, Шинятинский, Молочковский, Спасский у Порхова, Демянский, Никандровский; Воцкой пятины: Соловецкий, Николаевский, что в Ладоге, Ивановский в Ладоге, Васильевский в Ладоге, Николаевский-Медвецкий, Полишский. В Деревской – Иверский, Николаевский-Борвенский, Устволомский, Подлютовский, Галилейская пустынь. В Бежецкой пятине: Тихвинский, Александровский, Николаевский-Беседный, Папороцкий, Горнецкий, Ксенофонтов, Ильинский на Свире. Новгородского уезда безуездные города: в Воцкой пятине город Ладога, в Шелонской г. Порхов, уездные города Новгородской епархии: Великие Луки – на посаде монастырь Троице-Сергиев, в уезде монастырь Колюбацкий; Старая Руса на посаде монастырь Спасский, в уезде – Северский; г. Колмогоры – в уезде монастыр Сийский, Николаевский-Горелый, Чухченемский, Усть-Межигорский; г. Архангельск – на посаде монастырь Архангельский; г.г. Мезень, Кевроль, Пинега, в тех городах и уездах монастырей нет; г. Каргополь – на посаде – Спасский, в уезде – Крестный, Ошевенский, Спасский-Пахомиев, Кожеезерский, Сыринский, Колодозерский, Кенский. На Ваге Шенкурский острог – в уезде монастыри: Ивановский-Богоявленский, Уздринский, Клоповский, Сестринский, Агапитов; Бежецкий Верх, – город Городецк, на посаде Введенская пустынь, в уезде Николаевский-Антонов; г. Устюжна, на посаде монастырь Воскресенский; Пусторжевский уезд – г. Заволочье, в уезде – Николаевский Плесский, Хвоинский; г. Торжек, на посаде Борисоглебский (истлело).... Николаевский пустынный; г. Олонец – в уезде – Муромский (Муезерский или Мурманский?), Палеостровский, Вышеостровский; город Кола – в уезде – Кандалажский, Печенгский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010