Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН [болг. Дамян], патриарх Болгарский (927-971). Упоминается в реестре, содержащем имена архиепископов Болгарии с древних времен до сер. XII в., сохранившемся в 2 списках: т. н. Дюканжевом XIII в. (Paris. gr. 880) и Московском XV в. (ГИМ. Греч. 286) (см.: Бърлиева С. Московският препис на Дюканжовия списък//Старобългаристика. София, 2000. 3. С. 50-65). Реестр был составлен на основе устных преданий и документов при Охридском архиеп. Иоанне Комнине (1143-1157), чтобы подчеркнуть древность кафедры Охридских (болгарских) архиепископов. В реестре отмечено, что кафедра Д. находилась в Дристре (совр. Силистра) и он был утвержден в патриаршем достоинстве «императорским синклитом» при Романе I Лакапине (920-944), а «низведен» имп. Иоанном I Цимисхием (969-976). Вероятно, в 927 г. по случаю заключения мира между Болгарией и Византией имп. совет признал за болг. архиепископом, провозглашенным патриархом еще при царе Симеоне (по мнению Г. Г. Литаврина и др., в 919), личное патриаршее достоинство, отмененное Иоанном Цимисхием после завоевания Преслава. По свидетельству грамоты имп. Василия II, данной Охридской архиепископии в 1020 г., один из архиепископов Дристра, занимавший кафедру при царе Петре (927-970), затем был архиепископом г. Средец (совр. София). Это сведение дало нек-рым болг. историкам (В. Златарский, И. Снегаров, П. Петров, И. Божилов и др.) основание утверждать, что «низведенный» Иоанном Цимисхием Д. бежал на запад Болгарии, тем самым обеспечив континуитет Болгарской Церкви в Западноболгарском царстве. Эту версию не разделяют Литаврин, В. Тыпкова-Заимова, С. Пириватрич и др. Болг. археолог С. Ангелова и нем. ученый Г. Принцинг выдвинули гипотезу, что обнаруженное в 1993 г. при раскопках т. н. архиепископской церкви в Силистре погребение является могилой Д., оставшегося после низложения в Дристре, но эта идентификация не подтверждается письменными данными. Лит.: Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 1970р. С. 566; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1995. Т. 1. С. 26; Тъпкова-Заимова В. Дюканжов списък//Старобългаристика. София, 2000. 3. С. 21-49; Литаврин Г. Г. Христианство в Болгарии в 927-1018 гг.//Христианство в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. С. 141-143; Angelova S. , Prinzing G. Das mutmassliche Grab des Patriarchen Damian: zu einem archäeologishen Fund im Dristra (Silistra)//Средновековна християнска Европа: Изток и Запад. София, 2002. С. 726-735. Д. И. Полывянный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168770.html

Закрыть Македония: затишье перед бурей 04.06.2017 431 Время на чтение 4 минуты Увлекшись спором о происхождении болгарской азбуки, эксперты отодвинули на второй план настоящую цель визита президента Македонии Георгия Иванова в Москву : обсудить с Владимиром Путины м последствия вручения мандата о составлении правительства прозападному лидеру скопских социал-демократов Зорану Заеву. В нем, как мы видим, 1/3 министерских постов отдано политикам из албанских партий, поддержавших новую правительственную коалицию. То есть, македонский президент поступил так, как и тогдашний и сегодняшний болгарский премьер-министр Бойко Борисов 19.02.2013 г.: за день до своей отставки он позвонил Путину, чтобы проинформировать его о её последствиях, главным из которых стало замораживание проекта «Южный Поток» одним из следующих правительств Болгарии. Так и сейчас: гость и хозяин уточнили последствия для отношений между Москвой и Скопье в результате неизбежного появления правительства социал-демократов и албанских националистов. Теперь во власти мы видим больше албанских террористов, чем раньше. Один из них, вице-премьер по евроинтеграции Буяр Османи из Демократического Союза Интеграции (ДСИ), не один раз заявлял, что уважает только албанский гимн, а македонский для него ничего не значит, потому что не отражает наличия в стране албанского меньшинства. Интересно, как экс-боевик и террорист будет двигать Республику Македония в ЕС и НАТО. Другой вице-премьер, тоже экс-боевик и террорист Хазби Лика будет отвечать за политическую систему и отношения между общинами. Вопрос в том, будут ли его слушать люди в македонских общинах, потерявшие близких и родственников в войне весной 2001 г. По поводу вице-премьера по экономике Кочо Ангушева сами скопские СМИ спрашивают, как он сможет сочетать государственный пост с частным бизнесом. Хотя если Ангушев будет отвечать за экономику, то, скорее всего, находясь у власти, они станет еще богаче. За счет, конечно, македонского государства. Министр информационного общества и администрации Дамян Манчевский справится с работой на этом посту: он неплохо справлялся и на аналогичном партийном посту в СДСМ. Это относится и к другим министрам СДСМ. Их албанские коллеги тоже не должны иметь проблем в своих ведомствах, опираясь на финансово-экономическую мощь местного албанского меньшинства и на влиятельную албанскую диаспору в Германии и Швейцарии.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyun/5/maked...

Месия – Помазаник (на евр. «Машиах», на гръцки «Христос»). Евреите си представяли Месия като велик цар, който ще направи от тях господари на света. Затова и не разпознали очаквания Месия в скромния образ на Иисус от Назарет, на Когото в най-висша степен принадлежи знанието на Пророк, светостта на Кръвосвещеник и могъществото на Цар. Пръв св. цар Давид вижда истинският, обещаният в Стария завет Месия като «свещеник навеки по чина Мелхиседеков» («Рече Господ Господу моему: седи от дясната Ми страна, докле туря Твоите врагове подножие на нозете Ти. ... Кле се Господ и няма да се разкае...», Пс. 109:1,4 ). Св.ап. Павел също разказва в три поредни глави в Посланието към евреите, че Мелхиседек е предобраз на Христос ( Евр. 5:6,10; 6:20; 7 ). Господ Иисус Христос служи в Галилея, където крие своето месианство (1:24–25) до момента, когато ап. Петър го признава тържествено за Месията (1:1–8:29). Месопотамия (на гр. «Междуречие») – плодородните земи в Западна Азия в басейна на реките Тигър и Ефрат, в които възникнали древните цивилизации Шумер, Акад, Асирия, където особено популярен бил култа към Митра. Св. Писание разказва, че св. праотец Авраам и неговите предци са живеели първоначално в Двуречието (Ур Халдейски). В Месопотамия говорели арамейски език. В различни периоди културата на Месопотамия (наричана условно вавилонска), се сблъсква със староеврейската и слага върху нея определен отпечатък. С Вавилон са свързани сказанията за Потопа и Вавилонската кула. От II в. пр.Хр. Месопотамия била римска провинция. Християнството са проповядвали там св.ап. Юда, брат Господен и св.ап. Тома (Неверни), св.ап. Тадей от Седемдесетте, а след тях Св. равноапостолни Аверкий Йераполски, св. преп. Даниил Стълпник, св. Козма и Дамян и мн.др. Неръкотворният образ на Спасителя бил изпратен на цар Авгар в град Едеса (Северна Месопотамия). През IV век пустините на Месопотамия са били препълнени с отшелници, св. Василий Велики бил също на поклонничество в тях. През 642 г. Месопотамия била завзета от арабите-мюсюлмани, след което отново станала част на разпадналата се на две части Римска империя -на крайните източни граници на Византия. При василевса Лъв VI Мъдри (до 899 г.) Месопотамия станала тема и била увеличена на запад, граничейки с темите Халдия, Ликанд и с малоазийския център Севастия (съответно на север, юг и на запад).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

X/3–4 (1899), 422–4. Greek manuscripts of this text are numerous, which indicates its popularity. On its Slavonic versions and reworkings see: Anisava Miltenova, Erotapokriseis: Writings with Short Questions and Answers in Old Bulgarian Literature [original title in Bulgarian: Милтенова А., Erotapokriseis. Съчиненията от кратки въпроси и отговори в старобългарската литература] (Sophia: «Дамян Яков», 2004), 298–314, 498–516; Afanasyeva, Old Slavonic Interpretations..., 92–106. 7  This is the text I am editing here. It should not be confused with the Λγος στορικς ascribed to another Gregory, St. Gregory Dekapolites (=PG 100, 1201–1212; see: Daniel Sahas, «What an Infidel Saw that a Faithful Did Not: Gregory Dekapolites (d. 842) and Islam», in Greek Orthodox Theological Review 31 (1986), 47–67), which develops the same story of a vision of the slaughtered Child during the Eucharistic liturgy as does the our text (see below). The same confusion sometimes happened in the Slavonic tradition (cf.: Miltenova, Erotapokriseis..., 295–296). 9  See: Nikolay Krasnosel’tsev, «The Liturgy Interpreted and Other Compositions Related to Liturgical Interpretation in Old Rus’ before the 18 th Century: A Bibliographical Account» [original title in Russian: Красносельцевъ Н. Θ., «Толковая служба» и дpyriя coчuhehiя, omhocящiяcя къ oбъяchehiю бorocлyжehiя въ древней Руси до XVIII вка (Бuблiorpaфuчeckiй обзоръ)], in Православный собесдникъ 5 (1878), 3–43; Afanasyeva, Old Slavonic Interpretations..., 139–191. 10  See: Nikolay Tunitsky, «Ancient Tales about the Miraculous Appearances of the Christ Child in the Eucharist» [original title in Russian: Tyhuцkiй Н.Л., Дpebhiя ckaзahiя о чудесныхъ яbлehiяxъ Младенца-Христа въ ebxapucmiu], Бorocлobckiй встникъ 2/5 (1907), 201–229. 12  Alexander Veselovsky, Studies in the Field of Russian Spiritual Poetry, part 6 [original title in Russian: Beceлobckiй А., Paзыckahiя въ области русскаго духовнаго стиха, выпускъ 6] (Сборникъ omдлehiя русскаго языка и словесности Императорской Akaдeмiu наукъ LIII/6, Санкт-Петербургъ: Tunorpaфiя Императорской Akaдeмiu наукъ, 1891), here see chapter XXI, pages 142–145.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В Болгарии мирское католическое духовенство имеет болгарское подданство, за исключением нескольких иностранцев в Северном диоцезе. До недавнего времени владыкой в этом диоцезе был голландец Дамян Теелен, который назначал священниками главным образом иностранцев: французов, бельгийцев, голландцев, итальянцев, немцев. Нынешний епископ, доктор богословия Евгений Босилков, болгарин по национальности. Софийско-Пловдивская католическая епархия, т. е. Южный диоцез, имеет 13 приходов, 23 церкви, 53 священника и 26.585 верующих. Никопольская епархия, т. е. Северный диоцез, имеет 21 приход, 22 церкви, 31 священника и 19.606 верующих. Униаты имеют 26 церквей, 40 священников и 9.480 верующих. В общей сложности католики обоих обрядов имеют 52 прихода, 71 церковь , 133 священника, 3 епископов и 55.671 верующих. Монашеский клир более многочисленен и подвизается в 16 мужских и женских монашеских орденах. Общее число монахов и монахинь 381. К этому считаем нужным добавить, что на приблизительно 6 миллионов православного населения в Болгарии приходится 2.800 приходских священников. В Болгарии развивают деятельность следующие монашеские католические ордена: 1 . Капуцины, появившиеся в Болгарии после Чип-ровского восстания в конце XVII в. (в 1688 г.). В то время болгарские католики остались без священников, и из Рима были присланы капуцины. Их делом является католическая церковь и католическая больница в Софии, они же создатели католической газеты «Истина». 2 . Пассионисты. Этот орден работает в Северном диоцезе католической церкви. В Болгарии они появились в 1870 г. В настоящее время пассионисты обслуживают вернувшихся из Румынии банатских болгар. 3 . Воскресенцы (резурекционисты). Воскресенцы являются орденом, который приписывает себе заслуги перед Болгарией и болгарами. Этим орденом была основана, после освобождения Болгарии, первая болгарская гимназия в Адрианополе, в которой получили свое образование многие болгарские юноши. Некоторые из воспитанников этого училища впоследствии занимали важные и ответственные посты и должности как по ведомству Болгарской Экзархии в Турции, так и в других ведомствах освобожденной Болгарии. Братья этого ордена, большинство которых были поляки, работали среди униатов и вместе с ними, после первой мировой войны, переселились из Фракии в Болгарию. Сейчас этот орден работает главным образом в Южной Болгарии, в городе Малко-Тырново.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В изданном арабском тексте г. Марр находит новые данные для обеления его памяти. Труд г. Марра, доказывающий лишний раз, как много обязана церковная история языкознанию, дает, однако, повод отметить, что первоначальная история армянской церкви, как и грузинской, даже при свете новейших открытий, все еще полна легендарного тумана и неразрешенных по-видимому противоречий. Русская церковно-историческая наука мало занята прошлым церквей, некогда процветавших на Кавказе. Тем приятнее отметить на страницах академического журнала появление работы представителя университетской филологической науки! К. Х. 1 По армянским источникам, число их колеблется между 300 и 400, и последняя цифра не представляется чрезмерной, если принять в соображение страшную раздробленность армянского царства, которое в начале IV в. состояло из 600 отдельных округов (А. Аннинский. Древние армянские историки, как исторические источники, Одесса, 1899, стр. 104). 3 Г. Аннинский относит жизнь автора «Истории» Агафангела к концу IV – нач. V в. (Древние армянские историки, 25, 26, 29, 71–72). Автор монографии об Агафангеле Дамян (Вена 1894) относит к V столетию появление «Истории» в сохранившейся до нас греческой редакции его. (Н. Марр. О начальной истории Армении Анонима. Византийский временник, I, 290, прим.) 4 Н. Ковальницкий признает св. Василия армянином, св. Григория Богослова – армяно-каппадокийцем (О значении национального элемента в историческом развитии христианства. Труды Киевской духовной академии, 1880, III, 426) 6 Письма 95, 98, 99, 115, 116, 117, 187, 2019, 220 – в VI и VII томах Творений св. Василия в русском переводе (изд. Моск. дух. акад.). Св. Григорий Богослов в надгробном слове Василия вел. говорит об афинских студентах армянах, знакомых и дружных с ним еще по товариществу отцов и дедов, учившихся в одном училище (Творения, ч. IV (М. 1844), 71. 7 « И приготовил епископов этот святой Григорий, ставший католикосом всей Армении, и он рассылал их по всей армянской земле, и в Грузию, и в страну «Д-р-з-к-й-т», и к аланам. И взял он одного грузина из тех, кто пришел к ним из Севастии, по имени Ибир-б-з-хит, сделал его митрополитом и отправил с тем, чтобы он ставил епископов над всей Грузией… И направил он в страну абхазов Софрония, и был он священник из Каппадокии. Он находился при св. Григории, и тот сделал его епископом и послал. И направил в страну аланову избранного мужа. Он был из маленького города Саталы. И эти были из тех, которые пришли с ним (из Севастии), и были они сведущи в священных книгах» (137; ср. 164–174 – анализ географических названий арабской версии).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...