2. По традиции правила Петрова поста в отношении пищи таковы: В этот пост мясо, молочные продукты и яйца есть нельзя, но во все дни, кроме среды и пятницы можно вкушать рыбу (варёная пища с елеем тоже не возбраняется). Одинаково правомерно и то и другое правило: первое имеет силу закона писанного, второе – устойчивой, законной традиции. Мария 25 июня 2012, 17:27 Пост Петровский не строгий! Хорошо! Но глаз через красоту грешит,да еще как! Изысканность явств-тоже грех!Соблазн сплошной! Искушение- сделать так же красиво,как у автора ,-зависть! Не будем искушаться,а будем постом приятным поститься! p.s. Для начинающих это " скитание желудка " . Татьяна 25 июня 2012, 15:41 Чтобы обеспечить семье всё это вкусное постное разнообразие (как у Шмелёва и здесь), нужно потратить раз в десять больше времени и сил, чем просто отварить курицу к каше, или намешать творог со сметаной. Речь ведь не о том, что постное не может быть разнообразным и вкусным, или кто-то не хочет поститься. Одна из целей постного питания это - экономия времени, которое лучше потратить на молитву и экономия средств, которыми лучше поделиться с неимущими. Но чтобы приготовить всю эту " красоту " , причём не раз в неделю, а каждодневно, нужно женщине не работать, а сидеть дома и готовить, что при Шмелёве и было. У современной работающей женщины, имеющей троих детей, элементарно нет времени для всего этого " постного " разнообразия, и просто отваренная без забот и затей курица, оказывается блюдом гораздо более соответствующим задачам поста, чем все эти пироги и пышки. А уж сколько стоит " постная " рыба сейчас - лучше помолчать! Вот и получается, что для соблюдения всех постных установлений нужно быть либо одиноким-бессемейным, либо неработающим пенсионером. Тогда и время на всё есть и заботиться кроме себя ни о ком не нужно! Думаю многодетные работающие мирянки меня поймут. Анна 24 июня 2012, 19:17 Почитайте Шмелева, как он описывает постные трапезы. Все очень вкусное, разнообразное. И постное!Как здесь! Алла 21 июня 2012, 16:00

http://pravoslavie.ru/54340.html

Таким образом, зная вруцелето и имея роспись всех дней года по вруцелетним буквам, легко можно узнать день недели для какого угодно дня года. Т.н. пасхальный круг луны совпадает с еврейским кругом, т.е. отступает на три года от принятого Дионисием. Новолуние в начальном году этого цикла падает на 1 января. Основанием называется число, показывающее возраст луны к 1 марта, найденное в предположении пасхального круга луны. Великим андиктионом называется период в 532 года; так как фазы луны возвращаются к тем же числам месяцев через 19 лет, а дни недели (принимая во внимание високос) через 28 лет, то через 28 х 195=32 лет все эти элементы придут в прежний порядок, и дни Пасхи по Юлианскому календарю повторятся совершенно точно. Ключ границ – число дней между 21 марта и днем Пасхи. Так как самая поздняя Пасха бывает 25 апреля, то ключ границ может достигать значения 35. В т.н. зрячей Пасхалии ключ границ обозначается вместо цифр буквами славянского алфавита. Для каждого года великого индиктиона дается ключевая буква, и по ней из другой таблицы находится день Пасхи, а также дни других, переходящих праздников, связанных с ней. Из формул Гаусса следует, что ключ границ К=d + е + 1. Тогда имеем: начало масляницы ( мясопуст ) в простой год К + 24 января, в високосный К + 25 января; начало Великого поста ( чистый понедельник ) в простой год К + 1 февраля, в високосный К + 2 февраля; Вознесение К + 29 апреля; Троицын день К + 9 мая; заговенье Петрова поста К + 16 мая; длительность Петрова поста 43 – К дней. Подробные сведения о церковной Пасхалии см. у Ильяшева, «Руководство для преподавания Пасхалии». Таблица зрячей Пасхалии помещается в конце церковной книги, называемой Следованной псалтирью . Использованные материалы Редакция текста от: 09.01.2022 13:18:59 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/1125.html

Петров пост – наверстывание упущенного Внешняя составляющая любого поста (невкушение скоромной пищи) является лишь вспомогательной его функцией, призывающей нас обратить внимание на главное – своего внутреннего человека и понять, наконец, живем ли мы для того чтобы есть или едим для того чтобы жить. 2 июня, 2010 Внешняя составляющая любого поста (невкушение скоромной пищи) является лишь вспомогательной его функцией, призывающей нас обратить внимание на главное – своего внутреннего человека и понять, наконец, живем ли мы для того чтобы есть или едим для того чтобы жить. Петров пост Несомненно, что 2010 год выдался особым. И Пасха самая ранняя из всех возможных, и Благовещение на Светлой седмице, и наступающий Петров пост, по своей продолжительности являющейся ни чем другим, как четыредесятницей . Можно с уверенностью сказать: другого такого Петрова поста в нашей жизни уже не будет. Хотя с точки зрения церковного устава сложно назвать Петров пост совершенным постом, так как в это время предполагается возможным вкушение рыбы. Еще сегодня в Греции большая часть монастырей считает, что постная пища – это пища без растительного масла . Впрочем, существует мнение, что Петров пост – это пост, который дан нам для того, чтобы наверстать упущенное в Великом Посту. Что ж, действительно хороший повод для того, чтобы провести время наступающего поста с пользой. Думаю, не нужно долго говорить о том, что внешняя составляющая любого поста (невкушение скоромной пищи) является лишь вспомогательной его функцией, призывающей нас обратить внимание  на главное – своего внутреннего человека и понять, наконец, живем ли мы для того чтобы есть или едим для того чтобы жить. Если мы живем не для еды, то небольшие ограничения в пище вовсе не составят для нас особого труда: может быть, по первости будут сложности, но при наличии решимости все это вполне преодолимо. Наша осмотрительность в еде должна дать нам способность быть осмотрительными и в наших повседневных поступках, словах и даже мыслях. И здесь мы должны научиться главному – ставить хотя бы небольшие, но вполне конкретные цели и стараться их достигать. И так от одного поста к другому мы будем постепенно преодолевать в себе все то, что отделяет человека от Бога. Собственно, в этом и заключается путь нашего спасения.

http://pravmir.ru/petrov-post-naverstyva...

Королевская трапеза на Петров пост А не подсказывает ли нам само имя поста и праздника, которым он заканчивается, в каких книгах нам лучше всего упражняться в это время? 14 июня, 2014 А не подсказывает ли нам само имя поста и праздника, которым он заканчивается, в каких книгах нам лучше всего упражняться в это время? Богато постами Православие. Слава Богу! Исполнять бы. Но и с исполнением есть вопросы. Что главное в этом – апостольскомпосту? Вот Великий пост есть десятина дней года, то есть попытка саму жизнь принести на алтарь. И еще это – приготовление к Пасхе, подобие добровольного распятия ради последующей Пасхальной благодати. А что такое Петров пост? Исторически он – «компенсаторный», то есть такой, который необходим для людей, не понесших благую тяготу Четыредесятницы . Болел человек или был в далеком путешествии, к примеру. Тогда, насладившись праздниками и дожив до окончания Пятидесятницы, он должен свою десятину Богу принести. Такова внутренняя история возникновения Петрова поста . Потом со временем, по законам цветения и разрастания жизни, это первичное семя обрастает дополнительными смыслами. И вот мы уже можем слышать о том, что Петров пост установлен в подражание Христовым ученикам. Те, отправляясь на всемирную проповедь, укреплялись молитвой и постом, и мы должны брать в руки оба вида духовного оружия и воевать по мере сил. Это распространенное толкование мне нравится. Только не очень нравятся вопросы «что можно есть?» И рецепты постных блюд мне нравятся, только если их не чересчур много, и если они не залезают на главное место в сознании, как некое тонкое воцарение чревоугодия над якобы постящимся человеком. Лето на дворе. Овощей надо есть побольше, зелени. Сама природа к легкости зовет. Но важно не забывать, что человек одним хлебом, то есть земной пищей, жив быть не может. Он живет полноценно, если кроме хлеба вкушает «всякий глагол, исходящий из уст Божиих». Что же вкушать в дни апостольского поста? А не подсказывает ли нам само имя поста и праздника, которым он заканчивается, в каких книгах нам лучше всего упражняться в это время?

http://pravmir.ru/korolevskaya-trapeza-n...

Да по имянному святейшего патриарха указу, кормлено служащаго архиерея певчих 30 человек. Есть было: икра, вязига, присолы щучьи, шти, варанчюг, пироги. Кормлено Успенского собору пономари и сторожи и звонари все. Кормлено 12 человек нищих. Выдано на двор на расход: 80 тарани подлещиков, да 2 чалбуша белужьи, да в поварню просолной рыбы белуга, 2 осетра, 5 щук, в варанчюг язык з башками, связка вязиги, 2 косы певчим на звенье, да свежие рыбы в тело и в кружек 4. щуки. Выдано на подачи: насадной рыбы теша белужья, 3 белуги мерные, 3 косяка хрящевых. Изготовлено на подачи: пол-головы белужьи просолной, 3 полуголовы осетрии просолные, 4 полуголовы осетрии шахонских, 2 звена лососи под лимоны, 2 звена белой рыбицы паровых, схаб белужей паровой, 5 нарядов огнив в ухе, 8 блюд пирогов на троицкое дело, 12 блюд пирогов карасей, 18 блюд пряжья. По указу святейшего патриарха, отпущены подачи служащему владыки и архимандритом и игуменом; а кому какие подачи, и тому ведомость у судового подьячего. Того ж числа отпущен недельный обиход огороденному старцу: хлеб брацкой, крушка масла конопляного, 2 фунта икры, мерка снетков, четверуха круп. Да отпущен недельный обиход домовым дворяном 2 человеком, да подьячему, которые у покупки дров: по хлебу брацкому, по четверухе круп, по мерке снетков, по четверть чалбуша. Да конюху, что на Красном лугу: хлеб брацкой, четверть чалбуша, мерка снетков, четверуха круп. Да работником, которые стерегут дрова, 4 человеком: по хлебу человеку, чалбуш осетрей, четверик круп овсяных, 4 мерки снетков. Да 2 человеком работником, которые у огороденного старца: 2 хлеба пол-чалбуша осетрья, пол-четверика круп овсяных, 2 мерки снетков. Июня в 11 день, в неделю вторую Петрова поста Был ход с чесными кресты круг Белова Города. Святейшему патриарху подано в келью столового кушанья: Папошник. 3 пирога долгих с кашей да с семгой. Пирог круглой с щучьи телесы. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладьи путныя. Пирог приказной з грибами. Язь на масле из живых. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетрии. Кисель холодной с соком. Кисель гарячей с патокой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дворяном 2 человеком да подьячему, которые у покупки дров: по хлебу, по четверухе круп, по мерке снетков, да конюху, которой на Красном лугу стережет хлеб, мерка снетков, четверуха круп, да им же 4 человеком чалбуш осетрей. Работником, которые на огороде, 2 человеком, да которые у покупных дров, 4 человеком, всего шти человеком: по хлебу, по мерке снетков, по четверухе круп, да им же полтора чалбуша осетрии. Июня в 18 день, в неделю третью Петрова поста Папошник. 3 пирога долгих с кашей да с тешей. Пирог круглой с щучьи телесы. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладьи в патоке. Пирошки маленкия с телом. Головль да плотица на масле. Кисель холодной с сытою. Кисель гарячей с патокой. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетрии. Схаб белужей паровой. Кружек телной. Щука колодка из живых. Лещ росолной из живых. Линь росолной из живых. 3 окуня росолные из живых. Присол щучей свежей. Уха окуневая из живых. Уха карасевая на сковороде. Потрох зборной из живых. Огнива белужьи в ухе. Шти с тешею. Кавардак. Щука паровая из живых. Язь паровой из живых. Звено белые рыбицы паровое. Казначею с началною братиею: икра, вязига, подлещики росолные, ухи карасевые, шти с снетками, варанчюг, звена белужьи астраханские, пироги, папошники. Священникам и братье: икра, шти с снетками, варанчюг, ухи карасевые, звена белужьи, пироги. Поддиаконом и певчим дьяком и поддиаком: икра паюсная, вязига, присолы щучьи, ухи карасевые, шти с снетками, варанчюг, звена белужьи, стерляди коренные, пироги круглые, калачи хомутинные. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти с снетками, варанчюг, звена белужьи, пироги. Кормлено 12 человек нищих, да дворян елчан 12 же человек, да лебедянских крестьян 2 человека. Выдано на двор на расход: 4 чалбуша белужьи, да в поварню просолной рыбы пол-белуги, пол-осетра, да свежие рыбы в тело и в кружек 5 щук, коса певчим на звенье. Выдано на подачи: теша белужья, косяк мякотной, 2 косяка хрящевых, 3 белуги мерных. Изготовлено на подачи: 5 нарядов огнив в ухе, 8 блюд пирогов на троицкое дело, 6 блюд приказных, 5 блюд карасей, 14 блюд пряжья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я ещё раз приношу извинения за резкие формы высказывания, но я выступил потому, что считаю, что мы сейчас находимся в таком опасном периоде, когда мы уже не имеем права на праздную игру ума, на двоение смыслов, на интеллектуальные игры в бисер, когда мы должны не умствовать, не философствовать, не религиоведствовать, а богословствовать на пользу Церкви и русского народа. Мы сейчас должны говорить о самом главном, о самом опасном, о жизненно важном и смертельно опасном, потому что сейчас на весах лежит судьба России и судьба Церкви. Будет больно, если мы провороним и проболтаем угрозы, как это сделали наши деды и прадеды в феврале-марте 1917 года. Если мы будем заниматься тем же самым, если мы будем мыслить и действовать в рамках постмодернистской парадигмы, если мы будем заниматься двоением смыслов, сознательным искажением реальности, издевательствами над традицией, то ответ будет велик и страшен, подобно ответу князей содомских и гоморрских. От редакции РНЛ: Данный комментарий диакон Владимир Василик дал нашему агентству в связи с первоначальным вариантом статьи протодиакона Андрея Кураева «О генезисе Петрова поста», опубликованной в его блоге в «Живом журнале». Позже отец Андрей внес в свой текст ряд изменений, в том числе и принципиальные поправки. В ближайшее время на РНЛ будет опубликована фундаментальная статья диакона Владимира Василика с критикой позиции протодиакона Андрея Кураева относительно природы и значения Петрова поста, в которой будут рассмотрены два варианта статьи отца Андрея - первоначальный и измененный. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/14/ot...

Рецепты Петрова поста от Максима Сырникова Предлагаем нашим читателям несколько рецептов постных блюд от шеф-повара Максима Сырникова , известного своей деятельностью по возрождению традиционной русской кухни. Благовещенская кулебяка Благовещенская кулебяка В Петров пост на трапезе довольно часто разрешается рыба. И можно в этот день приготовить праздничное блюдо – благовещенскую кулебяку (ее, судя по названию, готовили на Благовещение, но можно приготовить это вкусное блюдо и в другие праздничные дни). Благовещенская кулебяка, о которой еще упоминал Иван Шмелев в «Лете Господнем», – рыбная, испеченная из постного теста, но вместе с тем праздничная и нарядная. Для начинки подойдет любая рыба, визига, соленые грибы и даже малосольная икра. Прослаивают кулебяку блинчиками, в основание кладут слой риса или рассыпчатую гречневую кашу Прослаивают кулебяку блинчиками, в основание кладут слой риса или рассыпчатую гречневую кашу. Для сохранения формы кулебяки слои лучше собирать в обратном порядке, а потом перевернуть всё сооружение с помощью салфетки. Тесто для благовещенской кулебяки не содержит ни яиц, ни молока, ни сливочного масла. Его можно использовать и для приготовления других постных пирогов и пирожков. Тесто: Это тесто опарное, поэтому первым делом из половины муки, теплой (40°С) воды и дрожжей замешиваем опару. Даем опаре подойти, добавляем масло, соль и вмешиваем остаток муки. Вымешивать необходимо до отставания теста от рук, при необходимости понемногу подпыливать мукой. Окончательно замешенное тесто поднимается в теплом месте не меньше 3–4 часов. За это время необходимо произвести две обминки. Начинка: Для блинчиков: Приготовление: Из муки, воды и растительного масла замесить жидкое тесто и выпечь блинчики. Филе рыбы порубить и обжарить с луком на постном масле. Посолить его и поперчить. Отварить рис. Соленые грибы немного промыть в холодной воде, отжать и порубить. Обжарить с луком на постном масле. Раскатать тесто на полотенце слоем толщиной в 1 см. Разложить рыбную начинку, затем в один слой блинчики, грибную начинку, блинчики, на самый верх – отваренный рис.

http://pravoslavie.ru/113904.html

Редка с маслом. Ботвенье с луком. Грибы холодные под хреном. Грибы вареные свежие с маслом. Грибы тяпаные с маслом. Грибы маленькие с соком. Шти с соком. Чернослив со пшеном. Кисель клюковной. Казначею с началною братиею: шти с соком, каша с огурцами, горох хлебаной; казначею пироги, папошник, началной братье папошники. Священникам и братье тож, кроме пирогов и папошников. Дворяном и всякий дворовым людям: шти, горох хлебаной. Кормлено 12 человек нищих, да елчан дворян 12 же человек, Венева монастыря крестьян 2 человека. Выдано на подачи косяк мякотной. Июня в 17 день, в субботу вторые неделей Петрова поста Папошник. 3 пирога долгих с кашей да с семгой. Пирог круглой с щучьи телесы. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладьи в патоке. Пирошки маленькие с телесы. 3 плотицы на масле. Кисель холодной с сытою. Кисель гарячей с патокой. Схаб белужей паровой. Кружек телной. Щука колодка из живых. Присол щучей свежей. Лещ росолной свежей. Уха зборная из живых. Уха карасевая из живых. Уха карасевая на сковороде. Каша семожья. Шти с тешею. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетри. Шерешпер паровой из живых. Казначею с началною братиею: икра, вязига, звена осетрии просолные, ухи карасевые, шти с снетками, варанчюг, звена белужьи, пироги, папошники, каша с маслом. Священникам и братье: шти, варанчюг, звена белужьи, каша с маслом, пироги, ухи карасевые. Дворяном: ухи карасевые, шти с снетками, варанчюг, каша овсяная с маслом, звена белужьи. На двор на расход: шти, варанчюг, каша овсяная, звена белужьи. Кормлено 12 человек нищих, да дворян елчан 12 же человек, веневских крестьян 2 человека, да села Озерецкого 3 человека. Выдано на двор на расход: 3 белуги, 4 чалбуша белужьи, да в поварню просолные рыбы пол-белуги, осетр, да свежие рыбы в тело и в кружек 4 щуки. Выдано на подачи: теша насадная, косяк хрящевой, 3 белуги мерные. Изготовлено на подачи 2 блюда пряжья. Того ж числа отпущен недельный обиход огороденному старцу: хлеб брацкой, четверуха круп, мерка снетков, да на 2 недели крушка масла конопляного, да пол-белуги на месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Милосердый государь, царь, пожалуй нас, холопей своих, своим государским жалованьем!» Государь пожаловал, велел исполнить все их просьбы и послать с запасами на Дон дворянина Степана Чирикова, который должен был также встретить турецкого посланника – Фому Кантакузина. Отправивши Каторжного в Москву, козаки начали сбираться в поход, послали в верховые городки и по всем речкам, велели всем быть на съезд в Нижний Городок; которые были от войска в запрещенье и винах, тех всех простили. Съехавшись из всех юртов, козаки приговорили: идти всем войском под Азов, промысл над ним учинить: в то же время пришли на Дон степью на лошадях запорожские черкасы, человек с 1000, думая, что донские козаки пойдут на море; и черкасы эти приговорили также идти вместе под Азов. В 1637 году, на другой неделе после Светлого воскресенья, 21 апреля в середу, союзники выступили в поход к Азову, в числе 4400 человек, оставив Кантакузина на Яру в куренях за крепкими сторожами. Московский толмач Буколов, очевидец всех этих событий, слышал козацкие разговоры: «Если к ним будет государская милость, позволит в Азов приходить к ним с Руси на житье охочим и вольным всяким людям и запасы всякие к нам привозить, то они Азова не покинут, а станут в нем жить». Неделю спустя козаки поймали двоих людей Кантакузина на протоке Аксае в стружку и пришли к Фоме с выговором, что он людей своих посылает по речкам самовольством, без их козачья ведома, а войско стоит под Азовом, и они думают, что он, Фома, людей своих посылал в Азов. Кантакузин отвечал, что он людей своих посылал рыбу ловить, но рыболовных сетей у людей его козаки не нашли и дали знать об этом под Азов в войско. За две недели до Петрова поста приехали на Дон из Москвы Степан Чириков и атаман Иван Каторжный, который отправился под Азов. В Петрово заговенье вечером Каторжный возвратился оттуда и на другой день, в понедельник первой недели Петрова поста, прислал сказать Кантакузину, что козаки отпускают его к государю и хотят отдать его дворянину Степану Чирикову: так пусть он идет на струги со всеми своими людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010