Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТРИЦОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Петрицонская икона Божией Матери. XI в. (Петрицонский (Бачковский) мон-рь) Петрицонская икона Божией Матери. XI в. (Петрицонский (Бачковский) мон-рь) [Болг. Петрицонска икона Божией Матери] (Петричская, Бачковская), чудотворная, древнейшая из икон Пресв. Богородицы на территории Болгарии; находится в Петрицонском монастыре (Бачковском), в к-рый, по преданию, была вложена в XI в. основателем мон-ря, Григорием Пакурианом (Бакурианисдзе). П. и. (размер 90×58 см) хранится в специальном киоте-проскинитарии, к-рый находится к югу от входа в наос кафоликона; она закрыта окладом, состоящим из неск. частей, выполненных в разное время. Живописный слой на иконе сильно потемнел; видны только лики, детали слаборазличимы. В 2016 г. оклад был снят и проведена частичная расчистка иконы с целью достичь первоначального слоя живописи. До снятия оклада древний извод иконы был известен по старым фотографиям. Богоматерь представлена в типе Елеусы (Умиление, Милостивая) или, точнее, Гликофилусы (Сладкое лобзание, Ласкающая): Она держит Младенца на левой руке так, что Ее ладонь служит Ему опорой наподобие престола, правая касается Его стоп; а Он обращен к Матери всем телом и, прижавшись к Ней щекой, обнимает Ее левой ручкой, правая не видна. По композиции икона близка (зеркально) к таким визант. произведениям, как чудотворная Владимирская икона Божией Матери (1-я треть XII в., ГТГ). Вероятно, П. и. принадлежит к числу тех икон, покрытых пластинами золота, о к-рых упоминает Григорий Пакуриан в Типиконе, составленном им при основании Петрицонской обители в 1083 г. От первоначального оклада сохранилась только часть пластины на краю мафория, обрамляющего лик. Рука Младенца и руки Богородицы не прописаны, т. к. изначально предполагалось их покрытие окладом. По сторонам лика Богородицы (на 2 вертикальных пластинах) читается надпись: «Υ ΒΛΑ(?)ΧΕ(?)Ρ(?)ΝΗ(?)Ω(?)ΤΗ(?) CΑ». Этот эпитет указывает на связь П.

http://pravenc.ru/text/2580464.html

Видинского царства), свт. Николая в с. Калотина (1333/34), а также во 2-м слое живописи ц. Земенского мон-ря и др. По стилю эти росписи относятся к народному направлению живописи, их тематика не отличается разнообразием, но имеет ряд особенностей (напр., в церкви в Станичене св. равноап. Кирилл Философ изображен в конхе апсиды как епископ; в церкви Земенского мон-ря в композиции «Распятие» показан эпизод с изготовлением гвоздей и др.). В сер.- 2-й пол. XIV в. были созданы росписи церкви Асеновской крепости , в к-рых, несмотря на плохую сохранность, очевидно высокое мастерство художников, и фриз с изображениями пророков (24 фигуры) в барабане ц. св. Георгия в Сердике. Богородица на троне с предстоящими архангелами. Роспись в костнице Бачковского мон-ря. XII в. Богородица на троне с предстоящими архангелами. Роспись в костнице Бачковского мон-ря. XII в. Из сохранившихся в Б. средневек. икон лишь одна относится ко времени визант. владычества - чудотворная Петричская икона Божией Матери (типа «Гликофилуса»; после 1083) из Бачковского мон-ря. Она представляет собой список одного из чудотворных образов Божией Матери из Влахернского храма в К-поле. Сохранилось неск. икон XIII в.: свт. Николая с житием; Богородицы «Госпожи Жизни» (обе из Несебыра; находятся в филиале Музея средневек. искусства НХГ, в т. н. Крипте); двухсторонняя икона с образом Богородицы Одигитрии и циклом «Страстей Христовых» из г. Мелник (Роженский мон-рь). К XIV в. относятся иконы: Богородицы Одигитрии из Юж. Фракии (НХГ Крипта); двухсторонняя икона с образами Христа Пантократора, с апостолами на полях и Богородицы «Горгоэпикоос», с пророками на полях из Несебыра (НХГ Крипта); «Собор св. Архангелов» из Бачковского мон-ря (сер. XIV в., НХГ Крипта); древнейший образ св. Иоанна Рыльского (30-е гг. XIV в., НМРМ). Одной из наиболее почитаемых является икона из мон-ря св. Иоанна Богослова, расположенного в окрестностях с. Поганово (в наст. время на территории Сербии; см. ст. Погановская икона Божией Матери ). На одной стороне иконы изображены Богородица со св.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Среди болгарских обителей особо выделяется Рыльский монастырь, основанный преподобным Иоанном Рыльским, с разновременными постройками (Хрелёва башня и часовня с фресками – XIV в., храм Рождества Богородицы – XIX в.). Монументальную живопись Болгарии можно считать органичной частью византийского искусства. от эпохи Первого Болгарского царства, как и от раннего времени, сохранились набольшие фрагменты. Более явно, хотя также фрагментарно, представлены XII и XIII вв. Это, соответственно, фрески, гробничной церкви Бачковского монастыря и Боянской церкви. Значительная часть моленных икон сохранилась от более позднего времени сс.175–188], наиболее ранние примеры – оригинальные по технике керамические иконы XXI вв., имевшие некоторое продолжение и в последующие века. От византийского времени осталась Петричская икона Божией Матери, сохранились иконы XIII и XIV вв. Миниатюры, подолжавшие традиции византийских скрипториев, известны с IXX вв. О характере миниатюр рукописей можно судить и по близким по времени русским спискам (Остромирово Евангелие – в РГБ). Для эпохи Второго Болгарского царства характерны три направления этого вида искусства – так называемые неовизантийский, тератологический и балканский стили. В более позднее время под турецким игом в Болгарии продолжали строиться храмы чаще всего вытянутые в плане, зального типа, встречаются и триконховые композиции. Стилистика икон соответствовала балканским поствизантийским традициям. В эпоху активизации национальных сил в XVIII и XIX вв. известны несколько художественных школ и имён мастеров-иконописцев. После освобождения Болгарии в 1878 году начинается активное возрождение храмостроительства и церковного искусства. В начале ХХ в. российским архитектором А.Н. Померанцевым в Софии в “византийском стиле” построен Патриарший храм-памятник св. благоверного князя Александра Невского. Сербия существует как единое государство с XII века, хотя территория её с VI-VII столетий населена славянами. Здесь формировались небольшие княжества под властью Византии, а впоследствии самостоятельные.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Петрицонского» найдены статьи: ПЕТРИЦОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Петричская, Бачковская), чудотворная, древнейшая из икон Пресв. Богородицы на территории Болгарии; находится в Петрицонском монастыре Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Петрицонского.htm...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Петрицонском монастыре» найдены статьи: БАЧКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - см. Петрицонский мон-рь ПЕТРИЦОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Петричская, Бачковская), чудотворная, древнейшая из икон Пресв. Богородицы на территории Болгарии; находится в Петрицонском монастыре Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Петрицонском ...

И действительно, найдется ли какой-нибудь здравомыслящий христианин, который, видя теософские картины теософа Светлина Русева , назвал бы их иконами и молился бы перед ними? Может быть только люди, далекие от христианства, не были бы встревожены. Мы рассмотрим некоторые из этих карикатурных произведений, при чем предварительно просим извинить нас, за то что их показываем, но люди имеют право знать, что происходит в наше время, перед нашими глазами. И пусть они не только знают, но и борются за святость, пусть защищают Бога и святых, к которым не должно быть такое надругательное отношение, которые не должны быть попираемы таким безумным (но типично масонским) способом. Мы хотели бы сказать и еще несколько слов о Светлине Русеве, который был главным действующим лицом как при строительстве храма, так же и в управлении нечестивой фондации “Ванга”. Непонятно, как можно было допустить, чтобы такой неправославный человек строил храм, притом хорошо известно его презрительное отношение к Христовой Церкви! А возможно ли забыть его обидные эпитеты по отношению к Христовым священникам, которых он называет “попиками” и “партийными функционерами Максима”, издевательское его отношение к святым канонам и вообще к Церкви? Уже мы упомянули и о картинах, которые он нарисовал, может быть в момент масонского просветления, и которые он дерзнул назвать иконами. Этот человек и до сих пор не перестает хулить Церковь и священников с “высоты” своей теософской лжедуховности, которая “великодушно” обнимает и Бога, и диавола, и истину, и ложь. Уж довольно много мы говорили о разнице между всеядной отравой теософии и божественным светом христианства и поэтому не хотим повторяться. Только выразим наше сожаление, что Светлин – очень далеко от света. Что касается факта, что портрет Ванги, петричской гадалки, поставлен внутри “православного” храма (со скрытым подтекстом, что это – икона святой; при том Ванга нарисована благословляющей священника, что по канонам в качестве исключения допускается только и единственно по отношению к самой святой из всех людей – Пресвятой Богородице!), то мы думаем, что комментарий здесь излишен. Такая насмешка над святостью не должна существовать нигде и никогда. Или по крайней мере там, где Православие – все еще святое слово.

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

Давайте хорошо вспомним слова Спасителя: “ они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму ” ( Мф.15:14 ). Только, к сожалению, последователей Дынова и Ванги не двое, а тысячи заблудившихся душ. Но никому не поздно понять истину и обратиться к Троичному Богу. Что говорит Ванга о “религиях”? Вот что говорит Ванга о религиях, не делая никакой разницы между богооткровенным христианством (к которому якобы и она принадлежит) и остальными неспасительными ложными учениями: “Сегодня разные религии хотят воспользоваться всем, чем попало, но их время проходит, конец их приходит. Человечество отбросит эти кандалы. Религия будет выполнять другую задачу – ей надо будет считаться с новым временем, с тем, что оно повелевает.” . Действительно, подобное изъявление очень похоже на высказывания Ленина, Хрущева или Г. Димитрова. По Вангиным словам выходит, что спасительные заповеди Христа тоже являются оковами, которые человечество совсем разумно отбросит. Поэтому мы воздержимся от дальнейшего комментария, а только припомним слова Спасителя: “ небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ” ( Мф.24:35 ), и “ Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами ”( Мк.8:38 ). Для читателей остается только сделать выбор – верить Христу, или петричской гадалке. 6.6. Что думает Ванга о “инопланетянах” и их миссии В разделе 3.4. мы уже сказали достаточно о истинной христианской позиции по отношению к “инопланетянам”, привели в цитатах мнения многих современных ученых. Теперь только добавим некоторые подробности. Давайте сперва всмотримся в высказывание Ванги, связанное с НЛО: “1987: Я вижу их около года. Они прозрачны. Одеты в одежду вроде брони, которая блестит как рыбья чешуя. (…) Они говорят мне, что приходят с планеты Вамфим, или так мне послышалось, и что эта планета третья от Земли. Они не говорят мне зачем приходят сюда (если бы говорили! – прим. авт.). Эти существа или пришельцы, не знаю как их назвать, очень строги. Когда говорят, голоса их звучат как эхо. Там, у них, на их земле, все очень хорошо организовано, и там очень много работают. Эти существа мне говорят, что я их самая прямая связь с Землей. Они общаются с единицами людей с нашей планеты. Они контролируют нас” .

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

Что касается того, возможно ли изменить несчастье, предсказанное группе людей, лицам, поселку, городу или государству (потому что Ванга категорически заявляет, что это невозможно), достаточно вспомнить библейский рассказ о пророке Ионе и древнем городе Ниневии. Бог послал пророка Иону к жителям Ниневии проповедовать, что из-за их злодеяний через 40 дней Ниневия будет разрушена. И ниневитяне поверили Иониной проповеди, от всего сердца раскаялись в злых делах своих, начали строго поститься и “ крепко вопияли к Богу ” ( Ион.3:8 ). “ И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел ” ( Ион.3:10 ). Очевидно, для большого удивления Ванги, предсказанное бедствие может быть отмененным, если бы было искреннее покаяние и горячая молитва к Богу. Итак, петричская гадалка очень заблуждалась, а истинные христиане осознают, что Господь Бог не хочет “ смерти беззаконника, но, чтобы он обратился от путей своих и был жив ” ( Иез.18:23 ). 6.4. Нехристианская позиция Ванги по отношению к лжеучению семьи Рерихов (агни-йога) Когда Святослав Рерих посетил Вангу, она ему сказала: “… Твой отец был просто неземным человеком. Был он тоже и художником, но и чем-то намного большим. Все его картины – это его прозрения. Тебе надо продолжить его дело” . Здесь нам интересно понять кто “неземной” отец Святослава Рериха и чем он занимался. И научаем, что его отец – популярный теософ Николай Рерих, а его дело – лжеучение “Живая этика” (или еще агни-йога ), по причине которого его объявили за самоотлучившегося от Церкви, вместе с его супругой. Это официальная позиция Архиерейского Собора Русской Православной Церкви мес. декабря 1994 года. Вот и часть от соответствующего текста (который почти напрямую относится и к Ванге, и к Дынову): “Господь отсудил нам жить во времена, когда много “ лжепророков появилось в мире ” ( 1Ин.4:1 ), “ которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные ” ( Мф.7:15 )… Возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые “новые религиозные движения”, которые подвергают переосмыслению всю систему христианских ценностей и пытаются найти мировоззренческое основание в измененных восточных религиях, часто обращаясь к оккультизму и колдовству… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные на учении Елены Блаватской и претендующие о притежании некоей “древней мудрости”, скрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется и “Учение живой этики”, введенное в обращение семьей Рерихов, называемое еще и “агни-йогой”.

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

Притом они (как и книги о ней) тоже не дают ответа на самый важный вопрос, каков источник “дарований” петричской гадалки, а только констатируют, что “пророчества Ванги сбываются”. Будит тревогу и факт нарастающего числа экстрасенсов, которые один за другим объявляют себя наследниками Ванги и которые создают ложное впечатление, что деятельность петричской гадалки представляет собой какое-то положительное духовное явление, заслуживающее уважения, признания и подражания. Таково и есть в целом направление и интеллектуальный настрой, с которым работает большая часть болгарских журналистов. Как светлые лучи среди этого оккультного мрака иногда появляются (к сожалению, довольно редко) и некоторые краткие, но содержательные и обоснованно критические статьи о Ванге, написанные духовниками, богословами и журналистами как архим. д-р Павел Стефанов, свящ. Добромир Димитров, доц. д-р Д. Попмаринов , Н. Фенерский, П. Марчев и др. Их критические статьи и исследования помогут проведению более полного и углубленного анализа “феномена” Ванга. 1. Краткая биография Ванги (1911–1996). Появление “дарования” “ Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них ” ( Лев.19:31 ). Вангелия (Ванга) родилась 31 января 1911 года в городе Струмица, в теперешней Македонии. Ее родители, отец Панде Сурчев и мать Параскева, были мелкими земледельцами. Ванге было только 3 года, когда в 1914 году, при рождении второго ребенка, умерла ее мать. По причине трудных времен и обстоятельств, еще с раннего детства Ванга была научена трудолюбию, которое она сохранила до самой своей смерти . После окончания Первой мировой войны, около 1919 г., ее отец Панде женился второй раз, на Танке Георгиевой, от которой у него родились еще трое детей (Васил, Томе и Любка). При рождении четвертого ребенка в 1928 г. умерла и Танка, его вторая супруга. Когда Ванге было 12 лет, в 1923 году, с ней случилось событие, изменившее всю ее дальнейшую жизнь. Когда она, вместе с двумя двоюродными сестрами, возвращалась в деревню с поля, ураган страшной силы поднял ее в воздух и унес далеко в поле .

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

По некоторым данным, за период с 1942 года до 1996 года через дом Ванги прошло более чем 500 000 человек. У некоторых из них были тяжелые житейские проблемы, и, не зная к кому обратиться, в своем отчаянии они обратились к петричской гадалке. Другие обращались к Ванге из обычного любопытства, без никакой действительной необходимости. Обе причины, вместе взятые, представляют собой люди как Людмила Живкова, имеющие активные духовные поиски и интересы, но впоследствии эти поиски были искажены и даже приняли ярко оккультный характер. Но какие бы причины не заставляли этих людей переступать порог Вангиного дома, они без сомнения должны бы осознать свою большую ошибку, а именно, что обратились за помощью не к Богу и Его Церкви, а к петричской гадалке, несчастной служительнице бесов. И хотя иногда она и говорила что-то правильное, истинное, но оно было только лишь приманкой для неосторожных людей. А о том, что труднее найти путь к Церкви (который требует духовных подвигов и непрестанных усилий), чем широкий путь к Ванге (и ей подобных), говорит и Сам Господь Иисус Христос в Евангелии: “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их” ( Мф.7:13–14 ). 3.4. Православное учение об “НЛО” (или с кем общаются “контактеры”) Давайте вкратце снова вспомним одно из наиболее известных высказываний Ванги относительно “инопланетян”: “Эти существа или пришельцы, не знаю как их назвать, очень строги… Они говорят мне, что я их самая прямая связь с Землей. Они общаются только с единицами людей с нашей планеты. Они контролируют нас” . Какова природа этих странных существ и пришельцев? Уже много написано по вопросу о “внеземных”, и знаменателен факт, что не только просвещенные духовники (как иеромонах Серафим Роуз (t 1984), но и множество наших современных ученых, исследовавших явление НЛО, почти совершенно точно определили его сущность. Д-р Гейник и д-р Жак Валле , говорят о “происходящих от земли иноземных”, которые прежде всего представляют собой “злых духов”, приходящих точно сюда, на Землю, из “взаимопроникающих друг в друга вселенных”. Эти существа могут появляться как “полтергейсты”, причиняющие физические эффекты, в то время, когда сами они остаются невидимыми.

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

  001     002    003