Помощник прокурора области Г. М. Кузнецов   Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Д. 1740. Л. 69. Подлинник. Машинопись. Приложение 1560 31. Письмо митрополита Петра к начальнику 3 отделения СПО ОГПУ И. В. Полянскому 11 марта 1931 г. Многоуважаемый тов. Иван Васильевич! Пользуясь дозволением, решаюсь беспокоить вас настоящим письмом. Уполномоченный ПП ОГПУ по Уралу тов. Костин сообщил мне, что к Евгению Александровичу 1561 отправлено на распоряжение дело по расследованию о ведении мною якобы пораженческой агитации среди населения села Абалак и села Хэ. В протоколах допроса даны показания относительно клеветнического характера этого обвинения. О чем и перед вами заявляю со всей решительностью и добавляю, что моя ссыльная жизнь протекала в большой сфере неприязни трех обновленческих священников Абалакского, Хэнского, поначалу скрывавшего свое обновленчество, и Абдорского 1562 . В данном случае, надо полагать, прежде всего фигурировала материальная сторона дела. В их храмы я не ходил, а глядя на меня, уклонялись от посещения и верующие, которых и без этого было незначительное количество. Абдорский священник, между прочим, стремился в Хэ, но потерпел поражение, приписав последнее, конечно, моему влиянию, хотя я стоял совершенно в стороне. Та листовка от имени старосты Вятской епархии, которая, как я слышал, была распространена и по Москве, говорят, дело его рук. В обвинении указаны и предметы агитации: близкая война и падение советской власти, а также упоминается о том, что я руководил будто бы церковниками для активной борьбы с нею. Какая наглая ложь, даже слышать неприятно. О войне я мог знать не больше того, что сообщалось в газетах. Строить же отсюда какие-то фантастические выводы, а тем более брать на себя роль для ведения какой-то активной борьбы – это в моем положении значит или обладать совершенно детской наивностью, или совсем лишиться рассудка. Очень прошу Евгения Александровича и вас проявить ко мне советскую справедливость. Не откажите в ускорении выяснения моей дальнейшей участи и дайте мне возможность испытать чувство свободного человека. Всеж-таки, Иван Васильевич, не теряю надежды, что в конце концов мы протянем друг другу руку взаимного доверия. Одно только жаль, что конец-то мой уже у дверей. Седьмой месяц сижу и положительно задыхаюсь без пользования наружным воздухом (только 20 минут поздним вечером). Не имею также подходящего питания и испытываю лишения со стороны ухода, столь необходимого вследствие моей крайней слабости и начинающих появляться обмороков.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

органов вовсе не помышляют, а помышляют скомпрометировать патриарха и Патриаршее Управление в глазах церковного народа... Патриаршее Управление тогда окончательно пришло к решению, что переговоры с Тучковым и Красницким нужно прекратить...”. Патриарх, указывает В. П. Виноградов , полностью согласился с этим мнением, но из тактических соображений медлил некоторое время. Однако Е. А. Тучков, по свидетельству В. П. Виноградова, напечатал текст несостоявшегося «проекта» ВЦУ в советских газетах как нечто совершенно реальное и принятое к исполнению. «Неудивительно, что большинство читателей, кроме хорошо знавших истинное положение дела... приняли, хотя и с удивлением, все сообщение за «чистую монету» ( Виноградов В. , протопр. Указ. соч. С. 25–29). В связи с вводом в научный оборот материалов следственного дела Патриарха Тихона в распоряжении исследователей появились новые документы, подтверждающие свидетельства В. П. Виноградова . В частности, это заверенная копия послания ближайших к Патриарху иерархов, митрополитов Серафима (Александрова) и Петра (Полянского) , опровергающих воззвания обновленческого «Св. Синода» и статьи обновленцев в печати (см. Следственное дело Патриарха Тихона. Раздел И. Док. 141. С. 772–778 и также: Сафонов Д. В. Патриарх Тихон и советская власть: к проблеме государственно-церковных отношений в 1922–1925 гг. С. 127–132). По их утверждению, подлинными являются заявление Красницкого от 19 мая о готовности принести покаяние и резолюция на нем Святейшего, что он «ради мира и блага церковного, в порядке патриаршей милости» согласен принять Красницкого в общение (см.: Следственное дело Патриарха Тихона. С. 737). Архипастыри указывают, что «оставалось только дело за принесением покаяния КРАСНИЦКИМ». Однако, после ознакомления с опубликованным в 117 «Известий» интервью Красницкого Патриарх сделал следующее распоряжение: «24/V–24 года вследствие заявления о. Красницкого, напечатанного в “Известиях” от 24/V–24 года за 117, а также “Вечерняя Москва“ от23/V, в коем он между прочим заявляет о своем признании самочинного собрания 1923 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Петр стал Местоблюстителем в то время, когда находился под следствием по делу о мифической «Шпионской организации церковников». Только летом 1925 года это дело закончилось вынесением ему условного приговора. Местоблюститель должен был сделать выбор: идти по пути всевозможных уступок богоборческой власти в надежде на облегчение положения гонимой Патриаршей Церкви и церковного управления (и, соответственно, его самого лично) или же пренебречь подобного рода дипломатией и действовать, исходя из велений христианской совести в уповании на неодолимость Церкви вратами ада (Мф. 16, 18). После непродолжительных колебаний митрополит Петр летом 1925 года выбрал второй, исповеднический, путь. Прежде всего он решительно отверг навязываемое Патриаршей Церкви соединение с обновленцами, однозначно определив состояние последних как внецерковное. Вслед за этим митрополит Петр фактически отклонил условия собственной легализации, предлагаемые властью. Сами деятели ОГПУ признавали, что для Патриаршей Церкви «вопрос о легализации означает в первую голову раскол»2. В частности, одним из важнейших условий официальной регистрации Московской Патриархии было ее резкое выступление против русской зарубежной иерархии за ее антисоветскую деятельность. Патриарший Местоблюститель не только не стал налагать на «заграничников» какие-либо канонические прещения, но даже не уволил их главу — митрополита Антония (Храповицкого) — с Киевской кафедры, которую тот формально занимал. Всеми силами митрополит Петр стремился сохранить мир в Церкви. Власть требовала от Местоблюстителя проведения в жизнь подложного «Предсмертного завещания», якобы подписанного Патриархом Тихоном в день кончины. Митрополит Петр, не изобличая публично эту подделку, фактически полностью ее игнорировал. Он понимал, что последовательное выполнение требований ОГПУ приведет лишь к церковным нестроениям, и отказывался следовать указаниям богоборческой власти. Равным образом он отвергал и предложения пособников ОГПУ, таких как епископ Борис (Рукин), которые, прикрываясь словами о соборности и лояльности, толкали Местоблюстителя на повторение обновленческого пути: купить свое относительное благополучие, обвинив в контрреволюции других.

http://e-vestnik.ru/analytics/zhizn_petr...

Недоумевая, зачем авторам этих строк понадобилось изображать Патриаршего Местоблюстителя в виде развеселого и разбитного «добра молодца», что в действительности вопиюще противоречит и внешнему, и внутреннему облику его, – оставим эту характеристику на их совести. Отметим, впрочем, что в своих церковно-исторических писаниях авторы в достаточной степени известны как весьма развязные повествователи с немалой долей чисто журналистской отсебятины. Кроме того, следует иметь в виду еще и то, что идейно и хронологически они весьма далеки были от церковной Москвы 1920–1930-х гг. и пишут в наши дни с чужих слов, понаслышке (с туманных рассказов покойного Якова Евгеньевича Гражданкина и др.). Теперь, ко всему вышесказанному нам остается присовокупить некоторые обывательские рассказы о митрополите Петре, тем более что в них нередко проскальзывают характерные черты и особенности данного лица, которые не отражаются документами и сообщениями более официального порядка. Так, ко времени, непосредственно следовавшему за его архиерейской хиротонией, т. е. примерно к 1921–1922 гг., относится рассказ о том, что «бывшие богомольцы московского кафедрального храма Христа Спасителя (взорванного в декабре 1931 года) вспоминали, как часто, в будние дни, особенно за вечерними богослужениями, появлялась здесь фигура епископа Петра. На вид – сосредоточенно суровый, но в действительности добрый и приветливый, встанет он, бывало, где-либо в укромном, темном и незаметном местечке и – молится» 76 . Скромность и основанная на ней смиренная простота в обращении с людьми были, по-видимому, основным его свойством, – свидетельства об этом многочисленны и однородны. Из периода его жизни у брата (о. Василия Полянского) при храме Николы в Столпах, рассказывали, как однажды, возвратившись усталый и не совсем здоровый после служения литургии домой, войдя в комнату, видит он, что печи не топлены, холодно, сыро... Раздеваясь, говорит келейнику, что надо бы принести дров и как следует протопить помещение. Однако, оглянувшись, обнаруживает, что келейник лежит на кровати, уютно прикрывшись: отдыхает после совершения ранней литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Приложение 1. Документы из следственных дел митрополита Петра (Полянского) Дело Петра Федоровича Полянского 1919 года 1432 1. Письмо члена партийной ячейки фабрики «Богатырь» Рословец   о контрреволюционной деятельности П. Ф. Полянского 15 декабря 1919 г. Доклад тов. Рословец В переговорах с председателем и секретарем ячейки фабрики «Богатырь» выяснилось по делу гр. Полянского следующее, что Полянский очень продолжительное время ведет контрреволюционную агитацию против советской власти, и в особенности против коммунистов. Принимая во внимание, что Полянский происходит из буржуазии и в данный момент пристроился на службу к советской власти и мутит рабочие массы, натравляя их на коммунистов, и его агитация имеет широкий успех у рабочих, что и подрывает в корне работу на заводе. Исходя из выше указанного, ячейка просит убрать Полянского совершенно с завода. Комис[сар] [...] 1433 15/XII ГА РФ. Ф. Р–10035. Оп. 1. Д. П–34911. Л. 11–11 об. Подлинник. Рукопись. 2. Из ордера на арест П. Ф. Полянского 17 декабря 1919 г. ОРДЕР Поручается товарищу Калачеву произвести обыск, выемку документов и книг, наложений [...] 1434 и ареста на товары Полянского Петра Федоровича Богородская ул. Дом зав[ода] Богатырь В зависимости от обыска задержать гражд[ан] [...] Реквизировать или конфисковать его товары и оружие. Председатель комиссии Секретарь 1919 г. дек[абря] 17 дня ГА РФ. Ф. Р–10035. Оп. 1. Д. П–34911. Л. 3. Подлинник. Бланк (типографский экз.). Рукопись. 3. Протокол допроса П. Ф. Полянского, произведенного   в Московской Чрезвычайной комиссии 18 декабря 1919 г. 1. Фамилия Полянский 2. Имя, отчество Петр Федорович 3. Возраст 56 4. Происхождение потомственный гражданин[...] 1435 5. Местожительство село Богородское по Б[олыной] Богородской д. 2 6. Род занятий Правитель дел при Фабр[ике]-Завод[е] Управл[ения] Госуд[арственных] Зав[одов] Рез[иновой] Пром[ышленности] 2 7. Семейное положение холост 8. Имущественное положение не имеет кроме необходимых вещей домашнего обихода 9. Партийность беспартийный

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В Минской духовной семинарии состоялись IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского) 11 июня 2019 г. 10:13 7 июня 2019 года в Минской духовной семинарии по благословению ректора архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия прошла научная конференция «IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского, 1862-1937)». В работе конференции приняли участие преподаватели и студенты Минской духовной семинарии, а также священнослужители Новогрудской епархии . Чтения являются ежегодно проводимым в Минской духовной семинарии научным форумом, посвященным памяти Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского). Священномученик Петр возглавлял Русскую Православную Церковь с 1925 по 1937 годы, когда атеистические гонения на религию в Советском Союзе достигли своего наивысшего развития. По этой причине с именем митрополита Петра (Полянского), многие годы проведшего в заключении и расстрелянного в 1937 году, ассоциируется наиболее тяжелый период русской церковной истории. Для Минской духовной семинарии память о священномученике митрополите Петре обладает особой значимостью. На протяжении десяти лет, с 1896 по 1906 годы, будущий святитель возглавлял Жировичское духовное училище. Результатом трудов П.Ф. Полянского стало решение Училищного комитета при Святейшем Синоде о признании училища примерным по постановке учебной и воспитательной работы. В 2016 году ректор МинДС архиепископ Гурий инициировал ежегодное проведение Чтений памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского) с целью сохранения памяти о новомучениках, исповедниках и всех православных христианах, невинно пострадавших в годы массовых репрессий. Открыл работу форума первый проректор семинарии протоиерей Андрей Цигель, который огласил приветственный адрес ректора. Модератором конференции выступил проректор по научной работе доцент А.В. Слесарев. Первый доклад, подготовленный председателем Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви , наместником Никольского мужского монастыря города Гомеля архимандритом Амвросием (Шевцовым), был посвящен современной практике причисления к лику святых новомучеников и исповедников ХХ века.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Минской духовной семинарии состоялись чтения памяти священномученика Петра (Полянского) 20 апреля 2016 г. 09:53 18 апреля 2016 года в актовом зале Минской духовной семинарии состоялись Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского, 1862-1937). Мероприятие было приурочено к 120-летию назначения П.Ф. Полянского (впоследствии митрополита Петра) смотрителем Жировицкого духовного училища. На протяжении десяти лет, с 1896 по 1906 годы, будущий святитель возглавлял духовную школу. Под руководством П.Ф. Полянского училище было признано примерным по постановке учебной и воспитательной работы. Впоследствии П.Ф. Полянский принял монашеский постриг и архиерейскую хиротонию, став одним из ближайших сподвижников святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. С апреля 1925 года митрополит Крутицкий Петр (Полянский) являлся главой церковной иерархии Русской Православной Церкви в должности Патриаршего Местоблюстителя. Расстрелян в 1937 году. В 1997 году определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви причислен к лику святых. Работа Чтений началась с пения тропаря, кондака и величания священномученику митрополиту Петру (Полянскому), которые исполнил хор Минской духовной семинарии. Затем ректор МинДС архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий преподал архипастырское благословение собравшимся и открыл работу Чтений. В своем слове владыка особо подчеркнул важность сохранения памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской и выразил надежду на то, что традиция ежегодного проведения Чтений памяти священномученика Петра (Полянского) прочно утвердится в Минской духовной семинарии. Далее вниманию собравшихся был предложен 15-минутный фрагмент документального фильма митрополита Илариона (Алфеева) «Гонения на Церковь в России XX века» из цикла «Церковь в истории». После просмотра фильма преподаватель новейшего периода истории Русской Православной Церкви в Минской духовной семинарии протодиакон Павел Бубнов выступил с докладом на тему: «Священномученик Петр (Полянский): жизнь и церковное служение».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Секретарь: ГА РФ. Ф. Р–10035. Оп. 1. Д. П–34911. Л. 1. Подлинник. Машинопись. 5. Свидетельство о работе П. Ф. Полянского в детском учреждении 26 января 1920г. 1437 Удостоверение Дано сие из Финансового п[од]отдела Отдела Социального обеспечения Московского Совдепа бывшему заведующему Детским Приютом Дефективных-Несовершеннолетних, по Татищевой ул., д. 3 гражданину Петру Федоровичу Полянскому в том, что ему Полянскому 8-го августа 1919 года выдан аванс на расходы по учреждению, в сумме 60000 руб. шестидесяти тысяч рублей и что он, Полянский, в расходовании указанного аванса не отчитался в сумме 18000 руб. Заведующий Финансовым п[од]отделом Бухгалтер ГА РФ. Ф. Р–10035. Оп. 1. Д. П–34911. Л. 9–10 об. Л. 14. Подлинник. Машинопись. 6. Справка о реабилитации П. Ф. Полянского 28 ноября 2003 г. Прокуратура Российской Федерации Прокуратура г. Москвы 28.11.03 14–10–2003 П–34911 Гр. Полянский Петр Федорович Год и место рождения 1863, неизвестно Место жительства до ареста ул. Богородская, дом фабрики «Богатырь» Место работы и должность (род занятий) до ареста Москва, фабрика «Богатырь», делопроизводитель Квалификация содеянного, мера наказания (основная и дополнительная), дата ареста арестован 17.12.19 МЧК по подозрению в контрреволюционной деятельности. Решения по делу не имеется 1438 .   На основании ст. 3 п. д Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года гр[аждани]н Полянский П. Ф. реабилитирован. И. о. прокурора города А. И. Зуев ГА РФ. Ф. Р–10035. Оп. 1. Д. П–34911 1439 .     Дело по обвинению Полянского Петра Федоровича (епископа Петра)   и Алешина Александра Яковлевича (иеромонаха Анатолия) 1921 года 1440 1. Приговор по делу епископа Петра (Полянского) 12 апреля 1921 г. ПРИГОВОР Именем Российской Федеративной Советской Республики апреля 12 дня 1921 г. народный суд особой сессии при Московском Совнарсуде слушал дело по обвинению гр. Полянского Петра Федоровича в том, 1) что он, пользуясь иерархической подчиненностью ему монаха гр. Алешина, подстрекал его к систематическому хищению дров со склада ВСНХ в д. 3 по б[олыному] Златоустинскому переулку и употребляли эти заведомо похищенные дрова для своих нужд, 2) в том, что он с целью избежать уплотнения своей квартиры фиктивно прописал 2-х монахинь, фактически не проживавших в доме; и гр. Алешина Александра Яковлевича в незаконном снабжении Епископа Петра дровами и пособничестве, в качестве председателя домового комитета, Епископу Петру в его стремлении избежать уплотнения. Заслушав доклад дела обвинения подсудимых с их последним словом, показания свидетелей по делу и речи общественного защитника и обвинителя, суд нашел установленным:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Заявление Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] и митрополита Уральского и Покровского Тихона [Оболенского] о подлинности послания Святейшего Патриарха Тихона от 25 марта (7 апреля) 1925 г. (“Предсмертного завещания”) Послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] об отношении к обновленчеству Послание Блаженнейшего Григория 15 [Аль-Хаддада], Патриарха Антиохийского и всего Востока, по вопросу об отношении к «Живой Церкви» Завещание Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Крутицкого Петра [Полянского] на случай своей кончины Завещательное распоряжение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] о передаче высшей церковной власти в Православной Русской Церкви, в случае невозможности Ему дальнейшего возглавления Церкви Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] на имя управляющего Московской епархией, с уведомлением о вступлении его (митрополита) в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Наказ, выработанный организационной группой епископов учреждаемому Временному Высшему Церковному Совету (ВВЦС) Послание Временного Высшего Церковного Совета ко всем верным чадам Святой Православной Церкви Послание митрополита Варшавского «и всея Польши» Дионисия [Валединского] на имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] с извещением о состоявшемся провозглашении «автокефалии» Православной Церкви в Польше (02.01.1926). 2/2. Справка административного отдела Народного комиссариата внутренних дел о разрешении деятельности вновь учреждённого Временного Высшего Церковного Совета (высшего церковного управления григорианских раскольников) Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к организаторам Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), или «григорианского раскола» с сообщением о передаче высшей церковной власти Местоблюстителем митрополитом Петром [Полянским] автору сего письма Ответное письмо Председателя Временного Высшего Церковного Совета архиепископа Григория [Яцковского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] на его письмо от 1(14) января 1926 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В одном позднейшем церковно-историческом труде, посвященном истории Жировицкого монастыря, встречаются следующие строки, характеризующие тогдашнюю деятельность П. Ф. Полянского: «С Жировицким духовным училищем в течение нескольких лет связана деятельность Смотрителя Петра Федоровича Полянского, впоследствии митрополита Крутицкого Петра, (29.08)11.09.1936, бывшего Патриаршим Местоблюстителем с (30.03)12.04.1925. Магистр богословия, полный энергии и необыкновенно простой в обращении, Петр Федорович Полянский образцово поставил в Жировицах учебное дело. Своим жизнерадостным характером сплотил преподавательский коллектив в одну семью. Все одинаково были заинтересованы в прекрасной постановке учебного дела и воспитательного процесса в училище, а в свободное от занятий время все преподаватели весело, дружно и интересно отдыхали. Училищный Комитет 56 при Святейшем Синоде считал Жировицкое духовное училище примерным, как по постановке учебной и воспитательной работы, так и с хозяйственной стороны. Училищный Комитет неоднократно отмечал плодотворную деятельность Смотрителя Петра Полянского . Энергия Петра Федоровича простиралась и на монастырскую жизнь Жировицкого монастыря, в которую он своими советами внес много полезного. Деятельность П. Ф. Полянского была достойно оценена Синодом и после тщательной ревизии самым строгим ревизором Училищного Комитета Нечаевым, который дал блестящий отзыв о Смотрителе Полянском. Полянский прямо из Жировиц 57 был назначен ревизором духовно-учебных заведений» 58 . Этому назначению предшествовал период, связанный, по-видимому, с расцветом смотрительской деятельности Полянского, когда его стали периодически приглашать в столицу и поручать в Учебном Комитете Синода те или другие инспекционные поездки в провинцию для производства ревизии в духовно-учебных заведениях. И, так как он с неизменным успехом справлялся с возлагаемыми на него миссиями, то обстоятельство это не осталось без замечания со стороны начальства. В результате, после некоторого как бы испытательного периода, ему и была предложена постоянная работа такого же рода при Учебном Комитете, о чем упоминалось выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010