Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Об истине Воскресения Христова " loading="" decoding="" title=""/> ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА! Возлюбленные о Господе братья и сестры! УСЛЫШАВ ОТ МАРИИ МАГДАЛИНЫ, ЧТО ТЕЛО СПАСИТЕЛЯ ИСЧЕЗЛО из Гроба, апостолы Петр и Иоанн тут же бросились туда. Они выбежали вместе, но святой Иоанн бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый ( Ин.20:4 ). Надежда на небывалое чудо, предчувствие невероятной радости окрыляли любимейшего ученика Христова, делали его легконогим. А на душу святого Петра в то время давил грех отступничества, рождавший в нем маловерие, замедливший его бег ко Гробу Божественного Учителя. ГРОБ ГОСПОДЕНЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОКАЗАЛСЯ ПУСТ. Святой Иоанн заглянул в гробовую пещеру, увидел лежащие там погребальные пелены – и в целомудренном светлом раздумье замер у входа. Тут подоспел и Апостол Петр. Он деловито вошел в гробницу, тщательно осмотрел пелены, плат, бывший на главе Распятого Иисуса, стены, пол, потолок пещеры. Да, несомненно, тела Учителя во Гробе не было – и Апостол Петр терялся в догадках: что же могло здесь произойти? СВЯТОЙ ИОАНН ВОШЕЛ В ГРОБНИЦУ СЛЕДОМ ЗА СТАРШИМ ДРУГОМ. Он тоже всмотрелся в складки ткани, недавно облекавшей Возлюбленного Спасителя, – и вдруг вспышка счастья озарила сердце юного апостола. Святой Иоанн увидел и уверовал ( Ин.20:8 ) – он совершенно ясно осознал, что распятый и оплаканный учениками Иисус Христос жив, что Он воскрес из мертвых. Еще разум святого Иоанна не раскрылся для понимания древних пророчеств о Воскресении Мессии, еще не появлялся перед апостолами Воскресший Господь, а любимый ученик Его уже торжествовал встречу с Ним, уже постиг зрячим сердцем всерадостную Истину. САМОЗАБВЕННАЯ ЛЮБОВЬ И НЕЗАПЯТНАННАЯ ЧИСТОТА – вот что сделало сердце святого Апостола Иоанна прозрачным для Божественного Света. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу ( 1 Ин.3:21 ), – говорит любимейший ученик Христов. Дерзновение святого Иоанна — в надежде, побеждающей внешнюю очевидность, в вере, предшествующей знанию. Такая острота духовного зрения, рожденная чистейшей любовью, — редчайший дар Божий, которого из всех апостолов сподобился только святой Иоанн Богослов.

http://azbyka.ru/propovedi/ob-istine-vos...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. «Трезвитеся, бодрствуйте!» (1 Петр. 5, 8) Отцы и братия, поскольку я несу тяжесть ответственности за вас перед Богом, я обязан наставлять вас во всем, как и первоверховный апостол Петр говорит: «Праведно бо мню, донележе есмь в сем телеси, возставляти вас воспоминанием» 136 ( 2Петр. 1, 13 ), а также: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский, кого поглотити» ( 1Петр. 5, 8 ). В самых разнообразных обстоятельствах, случающихся с нами в невидимой и видимой войне, «не дивитеся еже в вас раждежению ко искушению вам бываему, яко чужду вам случающуся» 137 ( 1Петр. 4, 12 ). Мудрый учитель, желая пробудить нас от сна, продолжает: «Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся» ( 1Петр. 4, 1 ). Апостол, после отеческого благословения и воодушевления, не упускает случая напомнить нам и о наказаниях, которые ожидают тех, кто пребывает в беспечности и, находясь в сонме святых, предает дарованные Богом благословения. И мы имеем то же благословение – находиться в сонме святых, поэтому слова Апостола обращены и к нам: «Аще бо Бог ангелов согрешивших не пощаде, но, пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти» ( 2Петр. 2, 4 ). Более полезным для нашего духовного преуспеяния, однако, было бы помнить о любви Божией к нам и пребывать в любви, чем бояться угрозы страдания и наказания, в котором проявляется божественная справедливость. Очень часто Отцы используют примеры из повседневной жизни, чтобы воодушевить нас на подвиг. Примерами из мирской жизни призывает нас к духовному подвигу и Господь: «Сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть» ( Лк. 16, 8 ). Из Святых Отцов множество примеров в своих поучениях использует, например, преподобный Ефрем Сирин 138 , призывая тем самым к бодрствованию и усердию в духовном подвиге. Для примера он ссылается на прилежание и усердие занимающихся литературой, искусствами и другими видами деятельности: они, не взирая на труды и лишения, не смущаясь укорами своих начальников, постоянно стремятся достигнуть своей цели. Необходимо и нам употреблять те же усилия, потому что мы ожидаем не каких-то материальных благ и светских наград, но усыновления, которое обещает Господь всем, желающим последовать за Ним. Какое достоинство имеют выгоды и успехи мирской деятельности перед святостью и обожением, которое Господь обещает всем, кто ожидает Его явления? Ведь успехи мирской жизни исчезают еще прежде того, как их успевают достигнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Скачать epub pdf О разумном послушании 73 Сегодня я хотел поговорить с вами о том, каким должно быть послушание. Послушание – это великая добродетель, она в особенности приличествует монашествующим и почитается ими, потому что приводит к высочайшему преуспеянию. Григорий Синаит сказал, что послушание – это лестница из одной ступени, благодаря которой можно взойти на небо. Поэтому, говоря о послушании, мы, как правило, имеем в виду необходимость беспрекословного отсечения своей воли. Но, конечно, послушание этим не ограничивается. Да, это одна из его важных сторон, пример такого послушания показали прежде всего святые апостолы. Но есть и некоторые другие аспекты этой добродетели, о которых я и буду говорить. В Евангелии есть примеры, показывающие, что не всегда и не всех мы должны беспрекословно слушаться. Нужно иметь ревность к тому, чтобы все открывать наставникам, отсекать перед ними свою волю, но это не значит, что при этом мы не должны думать, рассуждать. Сам Господь Иисус Христос иногда говорил так, что слушаться Его было нельзя, и тот, кто Его послушался бы, поступил бы неразумно. И конечно, мы должны с осторожностью относиться к словам обыкновенного человека, будь это старший по послушанию, духовник или настоятель. Однако некоторые думать не хотят, желают, чтобы им объяснили раз и навсегда, дали, так сказать, рецепт на всю жизнь, как поступать в том или ином случае. Такого не будет. Разум дан человеку прежде всего для того, чтобы испытывать волю Божию и ей следовать, все остальные его возможности имеют второстепенное значение. Апостол Павел прямо говорит: Всё испытывайте, доброго держитесь (см. 1Фес. 5, 21 ). Я приведу примеры того, как Спаситель, казалось бы, давал приказание, но тем не менее слушаться Его было нельзя, потому что нужно было понимать Его слова разумно. После того как апостол Петр исповедал Господа Иисуса Христа Сыном Бога Живого, Спаситель стал говорить о том, что Ему нужно пойти в Иерусалим и пострадать. Вот что после этого произошло: Поем Его Петр, начат пререцати Ему глаголя: милосерд Ты, Господи! не имать быти Тебе сие! Он же обращься рече Петрови: иди за Мною, сатано! соблазн ми еси! яко не мыслиши яже суть Божия, но человеческая ( Мф. 16, 22–23 ). Господь, можно сказать, гнал от Себя апостола Петра: Отойди от Меня, сатана! Но отошел ли Петр? Нет, он продолжал следовать за Господом, был одним из самых преданных Его учеников. И, хотя по человеческой немощи, самонадеянности он отрекся, однако покаялся в этом и, более того, собрал и утвердил братию еще до явления воскресшего Спасителя. Все апостолы держались около апостола Петра как самого мужественного, любящего Спасителя, как самого преданного Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf Содержание 1. Хронология 2. Новый догмат 3. Исповедники 4. Праведный Иоанн Кронштадтский и кавказский пустынник Иларион 5. Ересь 6. Послание Святейшего Синода 7. Увещания и запрещения 8. О причинах смуты 9. Антоний (Булатович) 10. Апология 11. Одержимые 12. Бунт 13. Иные цели 14. Последствия Приложения Послесловие Библиография     Вниманию читателей предлагается книга «Афонская трагедия. Гордость и сатанинские замыслы» (М., 2005, автор-составитель – игумен Петр (Пиголь)) . Издание подготовлено на философско-богословском факультете Российского православного института и отпечатано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Книга посвящена событиям, связанным с движением имябожников, которые происходили на Афоне в начале 1910-х годов. События эти порой трактуются очень возвышенно, но по сути они больше напоминали обыкновенный бунт против властей. В книге на основании исторических документов и свидетельств очевидцев показано, как зарождалась революция: как грех самомнения, гордости, самонадеянности, непокорности властям помрачил разум до той поры кротких молитвенников, сделал их бунтарями и привел к открытому мятежу и ниспровержению уставов. Игумен Петр (Пиголь) , 2005 г. Имя Господа нашего Иисуса Христа, согласно заповеди Божией (см.: Исх. 20, 7 ), – величайшая святыня, к которой христиане относятся с особым благоговением и почитанием. Это святое имя является сильнейшим оружием в противостоянии диаволу, – оружием, разрушающим все его замыслы. «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» ( Пс. 117, 11 ) – эти слова, часто звучащие за богослужением, хорошо знакомы каждому верующему. Вопросы, связанные с почитанием имени Божия, неожиданно остро встали перед церковным сообществом в начале XX века. Они обсуждались на Афоне и в России и были названы рядом исследователей «проблемой имяславия». Те же самые вопросы активно и подчас искусственно поднимаются и в наше время, в чем-то разительно напоминающее начало минувшего столетия. В этом нет ничего странного или страшного, ведь еще святой апостол Павел сказал: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор. 11, 19 ). Но не сказал нам апостол: «…дабы обнаружить и утвердить истину», ибо истина рождается не в спорах. Истина – это Сам Господь Иисус Христос , стоявший перед Пилатом, скептически вопрошавшим Его об истине, но не пожелавшим выслушать ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Второе соборное послание святого апостола Петра Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания Как видно из 1 стиха 3 главы этого послания, оно написано было тем же самым малоазийским христианам, как и первое послание. В этом втором послании апостол Петр с особой силой старается предостеречь верующих от развратных лжеучителей, деятельность которых, по-видимому, стала еще более опасной, чем прежде. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в своих так называемых " пастырских посланиях " к Тимофею и Титу. Большое сходство в обличении этих лжеучителей мы находим также с обличениями св. апостола Иуды. Оба апостола совершенно одинаковыми чертами изображают погибельных и развращенных еретиков, лжеучение которых угрожало вере и нравственности христиан (сравни гл. 2 послания Петрова с посланием св. Иуды). Эти лжеучения имели свой корень в безнравственности и языческой гордости. Время и место написания послания Для определения этого могут служить слова св. Петра в 14 стихе 1 главы этого послания: " Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне " . Следовательно, послание это написано незадолго до мученической кончинй св. апостола Петра, последовавшей, как гласит предание, в 67 году. А так как это второе послание написано после первого, то его со всей вероятностью можно отнести к 65-66 годам. Последние годы своей жизни св. апостол Петр, по тому же преданию, провел в Риме, где и скончался мученической смертью вместе со св. апостолом Павлом. Отсюда естественно заключить, что второе послание Петрово написано в Риме. Это как бы его предсмертное завещание. Подлинность сего послания Второе послание Петрово в древнейшей христианской Церкви, по-видимому, не так было распространено, как Первое, а потому высказывались сомнения в его подлинности.

http://sedmitza.ru/lib/text/430601/

Апостол Петр, как сам говорит, пишет иудеям, находящимся в рассеянии и сделавшимся христианами. Послание его учительное. Так как некоторые из иудеев уверовали, то апостол утверждает их в вере. Прежде всего он объясняет и доказывает, что вера во Христа предвозвещена была пророками, как и искупление Кровию Его было предсказано чрез них, и что иудеям и язычникам возвещено все то, во что желают проникнуть ангелы. Потом он убеждает тех, к кому пишет, вести себя достойно Призвавшего их, увещевает их почитать правителей, а женам и мужьям заповедует единомыслие. Предложив далее несколько нравственных увещаний, объявляет, что Господь во аде проповедовал о спасении и воскресении, для того, чтобы прежде умершие воскресли, и судимы были в теле, и в благодати воскресения пребыли; присовокупляет, что всему приблизился конец, и все должны быть готовы отдать отчет Судии, и затем оканчивает послание. ОГЛАВЛЕНИЕ О возрождении во Христе; о терпении в испытаниях и о спасительной вере, предвозвещенной пророками; о надежде и освящении, и о твердом поведении, требуемом усыновлением; о жизни, достойной усыновления во Христе на пользу и внешних (язычников) в славу Божию; о подчинении начальникам, братолюбии и богочестии, где: а) о подчинении рабов господам и незлобивом терпении ради Христа, б) о повиновении жен, их единомыслии с мужьями, и спасении, подаваемом от Духа, по образу Сарры, в) об обязанности мужей к женам, г) о кротком незлобии ко всем, образец которого представляет человеколюбие Божие, явленное при Ное, и сострадание Христово к нам, являемое в крещении; об отложении худых дел, и о принесении плодов Духа по различию дарований; о том, что по общению со Христом должно побеждать чувственные страсти и с упованием на Него переносить вред от других; увещания пастырям заботиться о стаде; об общем всем смиренномудрии в отношении ко всякому для победы над диаволом. Молитва о совершенстве верующих. ГЛАВА ПЕРВАЯ Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1052...

В русской богословской науке принято употреблять два термина для описания состояния библейских авторов и свойства Священного Писания : боговдохновенность и богодухновенность 1 . Боговдохновенность – это особое воздействие Святого Духа на проповедников божественного Откровения, а богодухновенность – свойство Писаний, в силу которого они являются словом Самого Бога, а не личным произведением авторов 2 . Эти понятия стоят в тесной связи между собою. Если через провозвестников Откровения действует Святой Дух, то их проповедь является Словом Божиим 3 . О боговдохновенности как об особом состоянии автора говорит апостол Петр: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная, прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле [θελματι] человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы [φερμενοι] Духом Святым» ( 2Пет.1:19–21 ). В этом отрывке присутствуют несколько взаимосвязанных мыслей. В 19-м стихе подчеркивается достоверность Писания: это «вернейшее пророческое слово». В 20-м стихе говорится, почему это так: пророчество не является личным делом самого пророка. 21-й стих развивает эту идею: пророчество дается не по инициативе, побуждению или соизволению (θλημα) человека-посредника. Библейские писатели – это пророки, возвещавшие весть потому, что были движимы, влекомы и даже подталкиваемы (φρω) Святым Духом. Апостол Петр, используя слово φρω, уподобляет Писание парусному судну, несомому ветром, дующим в верном направлении. В книге Деяний используется то же слово, когда описывается шторм, в который попал апостол Павел по дороге в Рим: «...мы носились [φερμεθα], отдавшись волнам» ( Деян.27:15 ). Об особом свойстве текста, т.е. о богодухновенности (θεοπνευστεα) сказано во 2Тим.3:16 : «Все Писание богодухновенно [πσα γραφ θεπνευστος]...» Кроме этого места, слово θεπνευστος больше нигде в Писании не встречается 4 . Если перевести эту фразу ближе к тексту греческого оригинала, она будет звучать так: «Все Писание вдохновлено Богом» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Двадцать пятый день. Св. апостол и евангелист Марк. (О том, отчего путь к небу есть путь скорбный). I. Св. еванг. Марк, ныне прославляемый, один из 70-ти апостолов, был родом иудей. Св. ап. Петр в одном из своих посланий ( 1Nemp. V, 3 ) называет Марка своим сыном, из чего можно заключить, что Марк был учеником Петра. Он с ним вместе был в Риме, и там спустя двенадцать лет после вознесения Господа, написал Евангелие свое. Св. апостол Петр посылал Марка проповедывать в разных городах и странах. Последние апостольские подвиги Марка принадлежали Александрии, где и принял он мученическую смерть. Недалеко от морского берега построил он первую христианскую церковь . Египтяне, опасаясь умножения христиан, решились умертвить евангелиста. Они избрали для этого злодейства праздник языческого бога Сераписа; в самый этот день, 24-го апреля, приходилось Воскресение Христово, и накануне еще святый Марк увещевал народ не участвовать в грешном, языческом торжестве. Язычники вторглись в церковь во время богослужения, вывели оттуда святого и, обвязав ему шею веревкою, с криком и ударами потащили по городским улицам. Кровь святого обагряла острые камни мостовой; но он не переставал молиться и повторять: «благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобил меня терпеть страдание Тебя ради». К вечеру святого апостола посадили в темницу. Ночью явился ему ангел и сказал, что имя его будет вписано в книгу жизни с именами других апостолов, и память его сохранится на земле. Сам Спаситель явился потом святому Марку и сказал ему: «мир тебе, евангелист Мой!» На другой день мучение возобновилось. Св. Марк не переставал молиться, и, наконец, произнося слова: «в руце Твои предаю дух мой», отошел к Господу. Святого похоронили в построенной им церкви, и над мощами его долго совершалось избрание патриархов александрийских. Впоследствии мощи святого Марка были перевезены в Венецию, где над ними построен великолепный собор. Путешественники до сих пор удивляются красоте этого собора и площади, на которой он стоит и которая носит имя святого евангелиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть Свобода человека и Церковь О проблемах современной церковной жизни 23.04.2021 1412 Время на чтение 24 минут «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» - и не делаете того, что Я говорю?» «Сын Человеческий пришел не губить души, а спасать» (Лк. 6: 46; 9: 56) «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3: 1-3) «Порочные обыкновенно ненавидят в других благо добродетели, которого сами не желают иметь» (Святитель Григорий Великий, Диалоги. Собеседования о жизни Италийских отцов и о бессмертии души) I . Человек рожден для Царствия Небесного, и вся его жизнь должна стать дорогой к Богу, равно как и дела – способом уподобления Спасителю. «Подражайте мне, как я Христу», говорит апостол Павел (1 Кор. 5: 16). И апостол Пётр повторяет наказ Господа: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1: 16). Бог желает от нас свободного приобщения к Себе, и, стало быть, человек не только рождается свободным, но и должен оставаться свободным на протяжении всего своего жизненного пути. «Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, чтобы тот властвовал над желанием, как и Бог, имеющий это по самой Своей природе» ( Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. М., 2017. С.134). Высочайшее предназначение каждого из нас наглядно раскрываются в словах апостола Петра, когда он говорит о человеке: «дом духовный», «священство святое», «род избранный», «царственное священство», «народ святой», «народ Божий» (1 Петр. 2: 5, 9, 10). Кто может быть выше этого?! Только Бог, Который зовет нас к Себе. И возглас на Литургии: «Святая – святым!» также не оставляет сомнений в том, кто есть по своему предназначению человек. Свобода человека в принятии на себя «рабства» Богу или в отвержении Творца во имя собственного «я» настолько абсолютна, что Господь допускает любые наши заблуждения и ошибки, всякий грех, за исключением хулы на Духа Святого (Мф. 12: 32). «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11: 19)», – говорит вслед Спасителю апостол Павел. Пусть в человеке будет и прекословие, лишь бы затем наступило покаяние, и любовь победила гордыню собственного тщеславия. Сын, исполняющий волю Отца, не тот, кто сказал, что пойдет работать в виноградник, и не пошел. А другой, который вначале отказался, а затем, раскаявшись, пошел (Мф. 21: 28-31).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/22/sv...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Какое блаженство в исповедании истины. «Ты Христос, Сын Бога живаго», — говорит апостол Петр, которому не плоть и кровь открывают истину, но Отец,  Сущий на небесах. И устами апостола Павла, «избранного не человеками и не чрез человека» до скончания века за каждой Божественной литургией Церковь благословляет всех верных истиной: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Но восхождение к совершенному приобщению истине заключается в следовании за Христом. Потому что Божии пути — не наши пути. Мы знаем, что произошло тотчас же после благодатного исповедания Петра. Когда он слышит, что Христос идет в Иерусалим, чтобы умереть, он отводит своего Учителя и Господа в сторону и начинает выговаривать Ему: «Да не будет этого с Тобою, милосердный Господи. Ты помазанник Божий. Ты не можешь быть убитым. В Твоей власти победить мир. Ты — Сын Божий. Ты можешь восстановить былую мощь и славу Израиля. Ты можешь накормить голодных, одеть нагих. Ты можешь установить на земле царство правды и справедливости». Это не слова Петра. Это наши слова, произносимые нами в разных местах и в разные эпохи. Какого царства, силы и славы ищем мы для России, для Церкви и для себя? Самую главную нашу молитву «Отче наш» мы завершаем возгласом «яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Единственная слава, которую ищет Христос, — слава Креста. Единственная сила, которая исходит от Креста, — немощь Его поражения и смерти. Единственное Царство, открываемое этой смертью, принадлежит к другому миру. У апостола Павла первоначально была такая же реакция. Он по своему опыту знал, что проповедь о Христе распятом — «иудеям — соблазн и эллинам — безумие». Так естественно человеку желать царства и силы и славы без ужаса смерти. Но есть только один путь для Христа, для Его победы над миром — путь Креста. Противостояние Петра Кресту становится соблазном и искушением для Христа. И Христос обращается с самым гневным обличением к Петру: «Отойди от Меня, сатана. Ты враг Божий! Ты хочешь идти только человеческим путем, отвергая путь Божий». Петр, первоверховный апостол, становится орудием диавола, искусителя. Лучший ученик Христов служит аду, его попытке уничтожить Церковь. И Павел, первоверховный апостол, гнал Церковь Божию. Его вражда против Христа Бога исходила из его ревности по закону и естественной человеческой правде. Пока воскресший Христос не остановил его на пути в Дамаск.

http://moral.ru/stt_apostles/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010