( 1Цар.17:46 ). 489 Возражения основываются исключительно почти на употреблении слов будто бы позднейшего происхождения (ст. 4), которое слышится уже в имени первого человека , имеющий в себе подобие, или сотворенный по подобию – ( Быт.1:26 ) – Божию (- из – подобие и прибавочного , по форме образования производных имен , или (V ), (V ) и др. под. См. Fursts – Hebraisch. Handworterb. 1863 r Bd 1 S 2, 23 и 300; ср подобное же словопроизводство в Прав. Собеседн. 1870, ноябрь: «значение имени человек» – что и дало основание параномазии настоящего места: т.е. как бы так: сотворенный по подобию Божию после своего падения стал подобен дуновению, … praef. вм. (ст. 15), встречающегося и в очень древних писаниях, напр. Суд.5:7, 6:17 , Иов.19:29 , также в сложных собственных именах древняго происхождения ( Исх.6:22 , Лев.10:4 ), ( Быт.4:18 ), в трех других псалмах, приписываемых Давиду: 122:4, 124: 1, 2, 6, 133:2 (по евр.) и весьма обыкновенного уже в Писаниях Соломоновых ( Песн.1:7 и мн. др.; Еккл.1, 7:11 и мн. др.), и слова в значении избавлять, освобождать (ст. 7, 10, 11), которое скорее следует отнести к так называемым παξ λεγμενα, составляющим признак древности и оригинальности писателя. 491 Из числа этих псалмов: 11, 12, 16, 34, 68 и 108-й по отношению к Саулову гонению объясняются и в Толков. Псалт. из от. Св. Синода Пр. Иринея. Бл. Феодорит к этому же времени относит еще Пс. 35 . Из новейших толкователей Calmet, Toluck, Hengstenberg, Keil, Delitzsch, Bunsen, Mollu др., также большую часть этих псалмов, хотя и не все одни и те же псалмы объясняют о Сауловом гонении. По изъяснению Преосв. Иринея, в толковании на Псалтирь слова: «удиви милость свою во граде ограждения» – не более как простой образ божественной защиты, подобно таким же образом в ст. 4; почему в русск. перев. Библ. Общ., согласно с переводом Симмаха, приводимом у бл. Феодорита, они передаются с объяснительною прибавкой: «как бы введя меня в укрепленный город». Но почему же не разуметь буквально действительный город Секелаг, доставивший наконец Давиду безопасное убежище, тем более, что со времени поселения его в этом городе начинается уже в его жизни поворот от унижений к возвышению и славе (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Это и самыми делами проставляя, Бог чудного оного мужа, Самуила, удостоенного видеть, что впредь случится, подчиняет священнику и старцу Илию и устрояет так, что от того же Илия получает наставление и подготовление к откровению и божественному оному собеседованию ( 1Цар. 3:8–9 ) тот, которого сам Он по Своей воле заранее признал достойным слышать Его собственный голос и тайны. 30. Начало премудрости, говорит, страх Господень, и совет святых – разум. Потому что разумение закона свойственно доброй мысли. И таким образом проживешь много времени, и прибавятся тебе годы жизни. Совет святых, говорит, есть разумение, то разумение, которое усовершается знанием божественных и высоких предметов, от которого не должно уклоняться подвизающимся, но всею душею и всею силою держаться его, так как оно ведет к достижению всех благ, по сказанному мною. И это сбудется с вами, и вы будете в состоянии понять благие наставления его, и советы святых окажут постоянное действие в вас, и вы чисто будете постигать и познавать святые и высокие Законы Божии, если больше будете исполнять и познавать их, чем слышать и говорить о них. Ибо разумение доброе у всех водящихся им ( Притч. 1:7 ), не говорящих, – если с доброю мыслию и сердцем правым и простым захочете принять и проповедь слова и совет святых. Потому что добру никогда не бывать в лукавстве, и не во тьме свет: что общего у света со тьмою, или какое согласие между Христом и Велиаром ( 2Кор. 6:14–15 )? Но как добрый человек из доброго сокровища выносит доброе ( Мф. 12:35 ), и никогда не собирают с терновника виноград, или с репейника смоквы ( Мф. 8:16 ), по выражении благого ( Ин. 10:14 ), так и благим и правым сердцам соответственно и естественно, так сказать, даруется благо промыслом Божиим. Ибо говорит пророк Давид: благотвори, Господи, добрым и правым сердцем ( Пс. 124:4 ). И опять: ходящих в непорочности Господь не лишает благ ( Пс. 83:12 ), и: род правых благословится ( Пс. 11:2 ). И сама эта мудрая книга Притчей говорит: кто ходит непорочно, тот ходит безопасно ( Притч. 10:9 ). И невеста в Песни, говоря к великому жениху: правота возлюбила тебя ( Песн. 1:4 ), думаю хочет указать на то же самое, именно, что непорочность сердца, которую называют и благостию, есть именно тот путь, который подвижника надежно ведет к любви и единению с Богом. Посему и вдохновенный Давид ясно опять славословит: благ и прав Господь; посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим ( Пс. 24:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Ведь по установлению закона вкушать хлебы предложения было —94— невозможно, за исключением одних только священников. А между тем касались этой священнейшей пищи не происходившие из священнического колена – Давид и бывшие с ним. Это было для того, чтобы посредством этого опять указать на веру язычников и отчасти Израильтян. Христос принадлежал Израильтянам, как священнейшим «ради отцов» ( Рим.11:28 ) и Закона, но к ним привзошло, некоторым образом, хотя и бывшее по причине заблуждения не священным множество иноплеменников и стало вкушать хлеб жизни, коим соприсутствует и Давид и как бы служит представителем спасенных из Израиля, что и блаженный Исаия называет «останком» ( Ис.10:22 ), ибо многие из них уверовали во Христа. Так посредством святого стола должен познаваться Христос. Точно также – и светильник, как светящий всему дому, то есть миру, ибо «Я есмь свет мира», говорит ( Ин.8:12 ). Он имеет не одну, а семь лампад ( Чис.8:2 ), ибо светит (Христос) многообразно и осиявает души верующих различными дарами. Делается он также из чистого золота ( Чис.8:4 ), ибо Христос превыше всех и пречестнее. Твердый (литой) имеет он ствол, как написано (ib), ибо во Христе нет ничего пустого или легкого. Имел он и цветы по причине благоухания святыни (во Христе), согласно сказанному: «Я цвет полевой, лилия долин» ( Песн.2:1 ). И самые даже сосуды его (для наливания масла) означают подаяние божественных даров благодати. Кроме того, пророк Захария утверждает, что видел при нем две масличные ветви ( Зах.4:16 ), дабы разумел ты два помилованные народа, коих и назвал «сынами тучности» (помазан- —95— ными), и говорит, что они предстоят Господу всей земли ( Зах.4:14 ), хотя ветви созерцались им при светильнике, давая тем самым очевиднейшее доказательство того, что светильник есть Христос, поставивший при Себе народ из язычников и из Иудеев. Потом, многообразно указуя нам Его, прибавляет к сему: «И поставишь жертвенник золотой для каждения пред ковчегом, и повесишь покров завесы на дверь скинии свидетельства, и жертвенник приношений (плодов или всесожжения) поставишь у двери скинии свидетельства, и обставишь (кругом) скинию (двором) и все, что в ней, освятишь вокруг» ( Исх.40:5, 6:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он «вселяет­ся верою в сердца» (Еф. 3:17).     «Скажи изящным одеждам: ни одна из вас не годится быть «одеянием брачным» (Матф. 22:12), в котором входят на царский брак, и без которого извергаются во тьму кромешную. Сего одеяния не выткут в стане, и не принесут из чужой земли: оно частью подается свыше, частно вырабатывается собственными подвигами каждого, по реченному: «облецытеся Господом нашим Иисусом Христом» (Рим. XIII:14) «облецытеся во утробы щедрот, благость, смирение, кротость и долготерпение» (Кол. III:12)     «Скажи роскошному пиру: не сюда приет небесный Гость, хотя Он и обещал «внити и вечеряти со всяким, кто Ему отверзет двери» (Апок. 3:20). У Него иная пища: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих» (Матф. IV:4). Ему надлежит отверсти двери сердца: отверзают же их молитва, любовь и соблюдение слова Его: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем, и обитель у него сотворим» (Иоан. XIV:23),     «Скажите помыслам тщеславия и корыстолюбия, когда они приближаются к вашим добрым делам: удалитесь, «лисы губящия винограды» (Песн. II:15):, мы хотим сохранить Господу вино­града никем не тронутый плод.»    С помощью указанных теперь и подобных духовных размышлений и упражнений, «да даст вам, братия, Отец небесный, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце» (Еф. III:16), да, имея «славу внутри» достойны явим­ся славы вечный. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко). Поучение 5-e. Против гордости     «Не будем тщеславиться, друг дру­га раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:26)     I. Есть у нас, слушатели, порок, в котором никто из нас не хочет сознаться, но который, однакож, все мы в большей или меньшей ме­ре имеем: это гордость и тщеславие.    Но чем менее примечаем его в себе, тем большая нужна с нашей стороны против него бдительность. По этой причине и я, пользуясь настоящим случаем, хочу обратить на него ваше внимание.     II. Предметы, наиболее возбуждаю­щие, питающие и поддерживающие нашу гордость, суть: богатство, красота и крепость телесная, слава и мудрость, и наконец жизнь добродетель­ная.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОН [Хермон; евр.  ,   греч. Αερμν; араб. Эш-Шейх - [гора] старца], горный массив и самая высокая гора Палестины (высота 2743 м и длина ок. 32 км с севера на юг). Е. отождествляется с обособленной юж. оконечностью хребта Антиливан . Др. вариант араб. названия Е.- Эт-Тальдж - [гора] льда. Название Е. происходит от семит. корня   - посвящать, т. е. ассоциируется со священным местом культового поклонения. В древности Е. также именовался Сион (Втор 4. 48), сидонянам был известен как Сирион (Пс 28. 6), аморреям - как Сенир (Втор 3. 8-9; Иез 27. 5). Возможно, последнее название обозначало не только высочайшую вершину, но и часть Ермонского массива. 3 вершины Е. соединены общим плато (см.: Пс 41. 7, где в евр. тексте появляется имя Е. во мн. ч.-  ). Гора состоит из известняковых пород, с отдельными базальтовыми вкраплениями. Вершина Е. круглый год покрыта снегом, предгорья заняты пастбищами, у подножия горы расположены фруктовые сады и виноградники. В библейской поэзии образно говорится о ликовании Е. пред лицом Господа (Пс 88. 13), также упоминается в метафорическом смысле роса Е., являющаяся символом Божественной благодати (Пс 132. 3). В древности в окрестностях Е. водилось множество диких зверей, в т. ч. львов и барсов (Песн 4. 8). До нач. ХХ в. европ. путешественники встречали на Е. леопардов и медведей. В 1-й Книге Еноха гора Е. является местом, где падшие ангелы приносят клятвы, чтобы взять в жены «дочерей человеческих» (1 Енох 6. 6). Евсевий Кесарийский, называя Е. горой аморреев, расположенной напротив Панеады (Кесарии Филипповой) и Ливана, отмечает, «что и поныне гора... почитается как священная язычниками» ( Euseb. Onomast. 30). Е.- сев. предел земли обетованной (Нав 12. 1; 13. 2, 5, 8, 11). Др. встречающееся в ВЗ название этой местности - Ваал-Ермон (Суд 3. 3; 1 Пар 5. 23), вероятно, обозначает имя местного божества и служит для определения региона, заселенного сидонянами и евеями. До завоевания земли обетованной Е. был местом обитания ханаанских племен евеев под властью Ога, царя Васанского (Нав 12. 4, 5), и Сигона, царя Аморрейского (Нав 13. 10, 11). В одном из сражений у подножия Е. евеи были разбиты войском Иисуса Навина (Нав 11. 1-3, 8, 16, 17), однако полностью край так и не подчинился израильтянам до эпохи царя Давида.

http://pravenc.ru/text/190213.html

Увы, въ камень Ты полагаешься какъ мертвый, чада Аврааму изъ камней (Матф. 3, 9; Лук. 3, 8). Потому что если бы этого не было, то тогда когда, по причине Твоей спасительной Страсти, камни разсеклись 27, 51), не уверовали бы имени Твоему. Ты въ жизни не имелъ где главу приклонить, какъ Ты Самъ сказалъ которыхъ прикровенно ты уподобилъ лисицамъ (Матф. 8, 20; Лук. 9, 58), по причине ихъ хитростныхъ замысловъ, — но склонилъ ее, умерши на кресте, какъ постланный одръ обретши благоразумную веру разбойника. Солнце обидело Меня — пусть скажетъ начинатель ей (Песн. 1, 5); зайде бо солнце еще среди полудне — пусть возвеститъ 16, 9). Да, чувственное солнце облеклось во мракъ, когда духовное Солнце Правды затмилось. И камни раскололись, вместе съ которыми, мне представляется, и Мое сердце имеетъ разорваться. О, святая Плоть, которая чудеснымъ образомъ изъ Моихъ кровей составилась, потому что и долгъ имелъ быть возмещенъ. По этой причине Мне Ты склонилъ небеса, Владыко, и какъ дождь сошелъ на руно (Суд. 6, 37–40; Пс. 71, 6), чтобы пойти на смерть, телеса усопшихъ святыхъ воскрешающую (Матф. 27, 52–53), а Меня, родившую Тебя, умерщвляющую. Что же это такое, о, возлюбленнейшее Мое Чадо? He нанося другъ другу ущерба, взаимно смешенными оказались элементы, искони не быть смешенными, и невещественный огнь Божества не опалилъ Мою утробу; а ныне иной огонь снедаетъ всю Меня внутри и тяжко опаляетъ самое Мое сердце. Чрезъ Ангела Я приняла залоги радости, и отъяла всякую слезу съ лица земли (Откр. 21, 4); и, вотъ, теперь въ Моихъ слезахъ они получаютъ Я знаю, что Ты снисходишь въ адъ, имея освободить заключенныя тамъ души (1 Петр. 3, 19), но и Мою душу возьми туда съ Собою, на Своемъ пути проходя мимо Меня, заживо умершей, о, обнаженный и бездыханный Мертвецъ, и живаго Бога Слово, добровольно осужденный быть возвышеннымъ на крестъ, чтобы всехъ привлечь къ Себе 12, 32)! Какой изъ членовъ Твоего тела не потерпелъ Божественная для Меня Глава Твоя получила (Матф. 27, 29), и они вонзились въ Мое сердце. О, прекрасная и священная Глава, которую некогда Ты не имелъ где приклонить и отдохнуть, ныне только для гроба склонилась для того, чтобы почить и, какъ сказалъ какъ левъ уснуть (Быт. 49, 9)! О, желанная и любимая Моя Глава, удары тростниковой палкой (Матф. 27, 30; Марк. 15, 19), дабы исправить того, кто подобно гнилому тростнику былъ сломанъ со стороны лукаваго и далекимъ отъ рая! О, Ланиты, (Матф. 26, 67–68; Лук. 22, 64–65; 18, 22; 19, 3)! О, Уста, иныя медоточивыя соты, хотя вы и вкусили горчайшую желчь и были напоены острейшимъ уксусомъ (Матф. 27, 34)! О, Уста, въ которыхъ не обретеся ложь (Исх. 53, 9), хотя и лживое предало Тебя на смерть (Матф. 26, 49)! О, Руки, которыя человека создали, а ныне были пригвождены ко кресту, и въ аду и рукъ, некогда коснувшихся запретнаго древа (Быт. 3, 1–6), и отъ всего Адама; о, Ребро, пронзенное созданной изъ ребра (Адама) Праматери! О, Стопы, по водамъ, и жидкую природу явно

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

            “Это плетенье получено от древнехристианского искусства, — авторитетно сообщает профессор В. Н. Щепкин, — где оно известно в резьбе и мозаике. Византийское плетение в свою очередь переходит к славянам, у коих оно в древнейшую эпоху особенно распространено в глаголических рукописях” (Учебник Русской Палеографии, М., 1920, стр. 51). Наиболее часто изображения “плетеных” крестов встречаются как украшения Болгарских и Русских старопечатных книг. Крест “криновидный” Белые полевые лилии называются по-славянски “крины сельные”. В книге “Русское медное литье” можем видеть нательный “крестик с криновидными концами из Серенска XI–XII веков. Такие крестики известны в византийских древностях XI-XII веков, а в XIV-XV веках были широко распространены на Руси” (М., 1993, стр. 159). Вообще же символическое изображение креста, состоящего из цветков лилии, напоминает: “Я, — говорит Господь, — лилия долин” ( Песн.2:1 ), преобраздующих небесного Жениха. “Ради меня, находящегося долу. Он сходит в долину, — пишет Ориген о Христе, — и, пришедши в долину, делается лилией. Вместо древа жизни, которое насаждено было в раю Божием, Он сделался цветком целого поля, то есть целого мира и всея земли”. “Выслушайте Меня, Благочестивые дети, — призывает всех Слово Божие, — цветите, как лилия” ( Сирах.39:16-18 ), то есть, иными словами, мудрою и благочестивою жизнью будьте чистым благоуханием Всесовершенному. Крест четвероконечный “каплевидный” Окропив крестное древо, капли Крови Христа навеки сообщили кресту Его силу. Греческое Евангелие II века из Государственной Публичной Библиотеки открывается листом с изображением красивого “каплевидного” четвероконечного креста (Византийская миниатюра, М., 1977, табл. 30). А также, для примера, напомним, что среди медных наперсных крестов, отлитых в первых веках второго тысячелетия, как известно, часто встречаются “каплевидные” энколпионы (по-греч. — “на груди”). Вначале Христовы “капли крови, падающие на землю” ( Лк.22:44 ) стали уроком борьбы с грехом даже “до крови” ( Евр.12:4 ); когда же на кресте из Него “истекла кровь и вода” ( Ин.19:34 ), тогда примером научены были сражаться со злом даже до смерти.

http://azbyka.ru/istoriya-razvitiya-form...

2. По изъяснению песнопевца, преподобная Ксения спрашивала Христа: где ныне пасеши, Женише? где почиваеши, рцы ми? Желая видети преизящное видение… на небесех Мя смотри — отвечает Жених-Христос. Служба на 24 января, канон, 5-я песнь, 2 и 3 тропари. Вот куда переносили образы Песни песней блогочестивых поэтов. 3. Требование самопознания — одно из условий следования за Женихомь и указание на таинственный смысл книги. 4. Слав. в пятах — по пятам. 5. Занимайся «миром» и мирскими делами. 6. Греч. τ ππ — коннице, слав. конем. 7. «Нарядил», у пр. Порфирия, как убирают лучших царских коней... Григорий Нисский видел уподобление коням, которые губят враждебные полчища. Авв. 3:8. 8. Может быть убраны украшениями в виде горлицы. 9. Сплошь увешана подвесками и ожерельями. 10. Греч. στγματα — как бы раны. 11. Слав. оскобл. будет нет соотв. чтения, в вульг. esset, и толковники понимают прош. временем. 12. δελιδς — маленький брат, питаемый сосцами. Песн. 6:11; 7, 14. 13. Енгадди — местность около Мертвого моря. Нав. 15:62; 1 Цар. 24:1; Иез. 47:10; 2 Пар. 20:2. Может быть, в теплом ея климате у Соломона были разведены сады и парки с виноградниками и блоговонными растениями (мирра, кипер). 14. Букв. голубицы — περιστερα — символ кротости и целомудрия. «В зрительной силе души светятся черты жизни духовной». Григорий Нис. 15. «Ты прекрасен по Своей сущности, а не временно лишь бываешь таковым». Григорий Нисский. 16. Слав. одр соотв. κλνη — альд. и Ефр., а об. πρς κλν. 17. Слав. ед. ч. дому соотв. οκου — альд. и минуск., а об. οκων — мн. ч. 18. Кедр и кипарис — символ крепости (Григ. Нис.), красоты, высокой ценности. Поэтому был употребляем Соломоном в постройках храма и дворца. 3 Цар. 6:9-10. 15. 18. 23; 7, 2—3. 19. Символ духовной белизны и чистоты. Григ. Нис. 20. Дополняем для ясности речи. 21. Слав. восхотех и седох. 22. Григ. Нис. видит аналогию с изречением псалмопевца: коль сладка гортани моему словеса Твоя. Псал. 118:103. 23. Слав.: вина, пользуемся синод. пер. 24. Греч. ταξατε — вчините, упорядочьте, устройте.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ритуал сжигания Л. вместе с мукой или зернами, засвидетельствованный и для более ранних этапов развития израильского культа, подробно описан в Лев 2. Человек, приносящий жертву, поливал муку или зерна маслом и посыпал Л. Священник должен был взять из приношения полную горсть так, чтобы захватить весь Л., и сжечь ее на жертвеннике (Лев 2. 2, 16). Эта горсть имела особое название -   образованное от древнеевр. глагола   (помнить) по арам. модели   (слово   переводится как напоминание). Тем не менее термин   обозначает не абстрактное понятие, а конкретную культовую реалию, поэтому переводы выражения     - и сожжет ее азкару (слово «ее» относится к  ), как «и сожжет сие в память» (Лев 2. 2, 16 в синодальном переводе), неточны. Часть приношения, оставшуюся после сожжения   священник забирал себе. Точный объем Л., использовавшегося в жертвоприношении, неизвестен: вероятно, он зависел от возможностей человека, приносящего жертву (TDOT. Vol. 7. P. 444). В Лев 2 нет указаний о том, нужно ли посыпать Л. пресные лепешки, к-рые могли быть принесены в качестве жертвы   наряду с мукой или зернами (Лев 2. 4-10). При этом по-прежнему подчеркивается необходимость сожжения   в качестве к-рой выступала часть лепешки. Возможно, Л. не использовался при принесении лепешек в качестве   чтобы отделить этот ритуал от обрядов, связанных с поставлением хлебов предложения (подобным образом Л. эксплицитно запрещается использовать при принесении муки в качестве   при испытании супружеской верности - Числ 5. 15). Предписания относительно хлебов предложения тесно связаны с обрядом принесения   Согласно Лев 24. 5-9, перед завесой Святого Святых в субботу следует ставить 12 лепешек (  ) в 2 ряда; каждая лепешка должна быть посыпана Л. По истечении недели лепешки забирают священники, Л. же сжигают в качестве   (последнее обстоятельство неясно из синодального перевода). В Исх 30. 34-38 подробно описан ритуал воскурения Л. на особом жертвеннике, стоявшем перед завесой Святого Святых. Л. был одним из 4 компонентов, входивших в состав ароматической смеси: «Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святой, и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас» (Исх 30. 34-36). Изготовлять подобную смесь в профанных целях запрещалось под страхом смерти (Исх 30. 37-38), что, в частности, должно было разграничить религ. и нерелиг. употребление Л. (о том, что Л. использовался в косметических целях, может свидетельствовать Песн 3. 6).

http://pravenc.ru/text/2462497.html

15) Безмолвник, обленившись, будет говорить ложь, намеками давая знать, что люди нарушили его безмолвие. А оставив келью, обвиняет уже демонов; но забыл он, что сам для себя стал демоном. 16) Видел я безмолвников, и они ненасытимо питали безмолвием пламенеющее рвение свое к Богу, порождая в себе огнь огнем, любовь любовью, желание желанием. 17) Безмолвник есть земной образ ангела, хартией любви и письменами рачения освободивший молитву свою от лености и нерадения. Безмолвник тот, кто явственно взывает: готово сердце мое Боже ( Пс.56:8 ). Безмолвник тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит ( Песн.5:2 ). 18) Запри дверь кельи телу, дверь языка – словам, и внутренние врата – лукавым духам. 19) Безветрие и полуденный зной обличают терпеливость пловца; оскудение же необходимых потребностей обнаруживает твердость безмолвника. Один, упадая духом, плавает в водах, а другой от уныния ищет многолюдства. 20) Не бойся шумных страхований; ибо плач не знает боязни, и не приходит в ужас. 21) Чей ум научился истинно молиться, те беседуют с Господом лицом к лицу, как бы на ухо с царем. У кого молятся уста, те припадают к Нему при целом синклите. А которые живут в миру, те просят Царя среди молвы всего народа. Если основательно изучил ты искусство сие; то не можешь не знать, что говорю. 22) Сев на высоте, наблюдай, если только умеешь; и увидишь тогда: как, когда, откуда, в каком числе и какие тати могут войти, и окрасть твои грозды. 23) Страж, утомившись, встает и молится, и потом сев, с мужеством принимается за прежнее делание. 24) Некто, изведавший сие по опыту, намеревался поговорить о сем со всею тонкостью и подробностью, но убоялся, чтобы делателям не внушить нерадения, и решившихся на делание не разогнать шумом слов. 25) Кто тонко и как сведущий рассуждает о безмолвии, тот вооружает против себя демонов; потому что никто другой не может так выставить на позор их срамоту. 26) Кто достиг безмолвия, тот познал глубину тайн; но не снизойдет в оную, если прежде не увидит и не услышит мятежа волн и дыхания лукавых духов, а может быть, не будет и орошен сими волнами. Сказанное подтверждает Павел. Если бы не был восхищен он в рай, как бы в безмолвие; то не мог бы услышать неизреченных глаголов ( 2Кор.12:4 ). Ухо безмолвия приимет от Бога предивные глаголы. Почему и в книге Иова всепремудрое сие безмолвие сказало: не приимет ли ухо мое предивных от Него (4:12)?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010