787. Гл. 17. 788. Гл. 18. 789. Гл. 20. 790.  …достойно любят тебя (Песн. 1. 3). 791.  Благ и праведен Господь (Пс. 24. 8). 792.  …спасающем правых сердцем (Пс. 7. 11). 793.  …лицо Его видит праведника (Пс. 10. 7); Гл. 23. 794. Гл. 25. 795. Гл. 6, Слово 22. О тщеславии. 796. Гл. 11. Народ мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили (Ис 3. 12). 797. Гл. 12. 798.  Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого (1 Кор. 2. 11). 799. Гл. 14. 800. Гл. 15. 801. Гл. 16. 802. Гл. 17. 803. Гл. 19. 804. Гл. 23. 805. Гл. 24. 806. Гл. 29. 807.  Какая польза человеку, …а душе своей повредит? (Мф. 16. 26). 808. Гл. 34. 809.  Я прославлю прославляющих Меня (1 Цар. 2. 30). 810.  Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6. 26). 811.  …чтобы видели их люди (Мф. 23. 5); Гл. 36. 812. Мф. 5. 16; Гл. 37. 813. Гл. 38. 814. Гл. 41. 815. Гл. 42. 816. Гл. 45. 817. Слово 23. О гордости. Гл. 2. 818. Гл. 4. 819. Гл. 6. 820. Гл. 8. 821. Иак. 4. 6. 822.  Высокосердый — надменный сердцем (Притч. 16. 5). 823. Гл. 9. 824. Гл. 11. 825.  Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу — но Он не внемлет им (Пс. 17. 42). 826. Гл. 13. 827. Гл. 17. 828. Гл. 18. 829. Гл. 19. 830. Гл. 28. 831. Гл. 34. 832. Гл. 36. 833. Слово 8. О безгневии и кротости. Гл. 1. 834. Гл. 2. 835. Гл. 3. 836. Гл. 4. 837. Гл. 5. 838. Гл. 6. 839. Гл. 7. 840. Гл.8. 841. Гл.9. 842. Гл. 10. 843. Гл. 11. 844. Гл. 12. 845. Гл. 13. 846. Гл. 14. 847. Гл. 15. 848. Гл. 18. 849.  Иссохло от печали око мое (Пс. 6. 8). 850. Гл. 19. 851. Гл. 20. 852. Гл. 23. 853. Слово 9. О памятозлобии, Гл. 6. 854. Гл. 5. 855. Гл. 6. 856. Гл. 9. 857. Гл. 12. 858. Гл. 14. 859. Гл. 14. 860. Гл. 15; Лк. 6. 37. 861. Гл. 16. 862. Гл. 18. 863.  При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 864. Слово 4. О послушании, Гл. 43. Ты посылаешь на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня (Пс. 70. 20). 865. Гл. 44. 866. Гл. 44. 867. Гл. 44.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Наши «духовные ощущения» – это, по сути, вера более живая, более усердная, взращенная в любви к ближнему Только такая вера в Бога позволяет нам видеть, что Бог явил нам Свое существование, что Он свободно решил привлечь нас и что Он действует в нашей жизни. Наши «духовные ощущения» – это, по сути, вера более живая, более усердная, по мере возрастания в любви к ближнему. Итак, прежде всего мы должны строить нашу духовную жизнь на вере в слово Божие. Ведь Он сказал – и где лучше, чем в Песни Песней, – и мы знаем, что Он любит нас, что Он хочет быть с нами постоянно, и Он слышит не только то, что мы говорим, но каждое движение нашего сердца, как оживляет его Святой Дух: «Глаза его – как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений» (Песн. 5: 12–13). «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое» (Пс. 9: 38). Итак, эта вера в то, что Бог открыл нам о намерениях Своего сердца, есть самое главное из наших духовных переживаний. Это дает нам познать с большой достоверностью духовные реалии, которые, как и следовало ожидать, недоступны для естественного познания и чувств, но которые Бог пожелал открыть нам. Песнь Песней – это слово Божие, откровение о Его замыслах о нас. Это величественное откровение, проходящее через всю Библию, находит свое завершение в словах Христа, Который в Евангелии от Иоанна говорит, что Отец любит нас и любит Своего Сына и что, любя Сына, мы любим Отца, сподвигаемые на это в нашей глубине сердечной Духом Святым. Рейтинг: 9.9 Голосов: 587 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья. УКРАИНА 31 января 2018, 19:24 О,какое чудное откровение я открыла для себя в этих словах о смысле " Песни песней " !Спасибо архимандриту Плакиде за возможность обратиться вновь к Ветхому Завету через призму Евангелия и многое понять по-новому о любви Божией!Праздник на сердце от такого открытия! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/110305.html

67:32). И когда он будет служить Богу, то будет сказано о нем: пред «Ним припадут ефиопляне» (Псал. 71:9). Когда таковые падут пред Ним и с другой стороны рек ефиопских будут приносить жертвы Господу, то могут сказать: «черна есмь аз и добра, яко опали мя солнце» (Песн. 1:4—5). Ибо тела, делающиеся слабыми вследствие прохлады и бездействия, не могут переносить мирских искушений и треволнений, а те, которые приготовляются к борьбе и состязаниям и загорают от солнца, преодолевают все невзгоды в мире и получают благословение Святого Духа, говорящего к праведнику: «во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию» (Псал. 120:6). Таким образом ефиопляне превращаются в сынов Божиих, если приносят покаяние, и сыны Божии переходят в ефиоплян, если опускаются в бездну грехов. Ибо Сам Творец всего, Бог, превратил каппадокийцев в палестинян и соделал то, что те, которые жили в холоде по отношению к вере и подвергались самому суровому ветру, Аквилону, падают, когда пьют, и, оставив высокомерие, испытывают на себе правосудие Господа. Он также сириян, то есть высоких или возвышенных, называющихся «Арамом (Агат)», переселил из Кирены, слабой стены или из такой, которая примыкала к горькому морю и находилась близ Сиртов, а по LXX была во рву, и изменил их к лучшему, сделав высокими. Ибо очи Господни над всеми грешными царствами, которые диавол показал Господу (Матф. гл. 4) и о которых апостол говорит: «да не царствует грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его» (Рим. 6:12). Но когда Он жезлом посетит грешников и поразит и сокрушит тех, которые будут упорствовать во грехе, Он не допустить на веки погибнуть тем душам, которые называются домом Иакова, которые запинают грех, одерживают победу в борьбе и овладевают пятою кровавого брата. Ам.9:9—10. Ибо вот, Я повелю и потрясу дом Израилев среди всех народов, как трясут» (в вульг. прибавлено: «пшеницу») «в решете, и не упадет камешек на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: не приблизится и не придет на нас бедствие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В греческом тексте Евангелия от Луки плакали и рыдали о Нем (κπτοντο κα θρνουν ατν) относится не только к женщинам, но и к множеству народа. 480 Картина, нарисованная здесь Лукой, вносит коррективу в повествования прочих евангелистов, из которых может создаться впечатление, что весь народ был настроен против Иисуса и все ученики, оставив Его, бежали ( Мф.26:56 ; Мк.14:50 ). Из повествования Луки следует, что в толпе, сопровождавшей Иисуса к месту казни, было немало искренне сочувствующих Ему: среди них евангелист особо выделяет женщИн.Как мы говорили в другом месте, характерной особенностью Евангелия от Луки является то, что в нем женщинам из окружения Иисуса уделяется больше внимания, чем в каком-либо другом Евангелии 481 . Идя к месту казни, Иисус говорит не о Себе, но об Иерусалиме. Как мы помним, только у Луки содержится рассказ о том, как Иисус, приблизившись к Иерусалиму, заплакал о нем и сказал: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк.19:41–44 ). Слова, которые Иисус обращает к женщинам на пути к Голгофе, созвучны этому пророчеству: вновь, как и тогда, Иисус протягивает смысловую нить между Своей смертью и разрушением Иерусалима. Связующим звеном между двумя эпизодами является слово «дети»: в первом случае речь шла о детях Иерусалима, во втором – о детях «дочерей Иерусалимских». Последнее обращение Иисуса к женщинам целиком соткано из библейских аллюзий. Выражение «дочери Иерусалимские» встречается в библейской книге Песнь песней во множественном числе ( Песн. 2:7; 5:16; 8:4 ), в книгах пророков – в единственном ( Ис.37:22 ; Соф.3:14 ; Зах.9:9 ). По общей тональности слова Иисуса напоминают пророчество Иеремии: Итак, слушайте, женщины, слово Господа, и да внимает ухо ваше слову уст Его; и учите дочерей ваших плачу, и одна другую – плачевным песням. Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей ( Иер.9:20–21 ). Упоминание о неплодных может напомнить пророчество Исаии, начинающееся словами: Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами ( Ис.54:1 ). Однако если у Исаии речь шла о благословениях, которые изольются на женщин иерусалимских, то Иисус, напротив, предвозвещает ожидающие их бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так как смоковница, виноградник и маслина не приносят плода в том смысле, который указан, и поля Иудеев не произрастают жита, то, после выпуска овец с овечьего двора и крупного скота из загонов и после того, как они услышали от Господа: «Оставляется вам дом ваш пустым» ( Мф.23:38 ), и после предания народа в плен и рассеяния его по всему миру, пророк из народа Иудейского, – пророк, имя которого обозначает «объятие» (потому что он возлюбил Господа, прилеплялся к нему, и соединился с Ним) от лица апостолов и верующего о Христе народа говорит: «Я же возвеселюся в Господе, возрадуюся в Боге Иисусе моем». Вместо этого LXX перевели: τ Ζωτρ´ μου, т.е. «Спасителе моем». То же самое переводит и Гавриил в словах: «И назовется Иисус, ибо Он спасет народ Свой» ( Мф.1:21 ). Бог Господь – крепость моя, т.е. я не буду иметь никакой другой силы, кроме как во Христе, и все оправдания закона буду считать, как нечто недействительное. «И положит ноги мои, как ноги оленей», чтобы попирать аспида и василиска и подобно неопытному дитяти влагать руку свою в нору и вытаскивать змею и играть с ядовитым гадом (или: и Иуду от ядовитого гада) «ибо Возлюбленный мой подобен дикому козлу или молодому оленю» ( Песн.2:9 ). И так как Он Сам есть олень, то и мне также даровал, чтобы я мог быть оленем с высокими рогами, раздвоенными копытами, жующим растительную пищу и запахом своим мог прогонять змей; о каковом олене говорится в семнадцатом Псалме: «Который совершил ноги мои, как ноги оленей и на высотах поставит меня» ( Пс.17:34 ), и в двадцать восьмом: «Голос Господа совершающего оленей» ( Пс.28:9 ). Итак, Он поставит ноги мои среди прочих оленей своих и возведет меня к небесному, чтобы среди ангелов я воспевал славу Господа и возвещал на земле мир людям доброго произволения. А воспевать я буду победу Его, торжество и завоевания креста. Таким образом все, сказанное по тексту Еврейскому и Пятого издания, мы будем относить ко времени иудейского разгрома и к пришествию Господа. Если же мы захотим понимать это в отношении к концу мира, то этот отрывок должен быть изложен так: Как в Египте, – по сказанию книги Исход ( Исх.9 ), – народ Израильский – веселился о Господе и радовался о Боге Спасителе своем, когда Египет был потрясен, и когда Бог поразил виноградники их и смоковницы их, и избил первородных у людей и животных градом, и истребил египетские плоды червями и саранчою, и смоковница в Египте не приносила плода и на виноградных лозах не было отростков, и дело маслины обманывало (ежели только где-либо в Египте была находима она), а поля их не производили яств (или: плодов) и имели недостаток, потому что мелкий скот их не имел корма, а быков не было в стойлах: так и при конце мира, когда с умножением неправды охладеет любовь ( Мф.24:12 ) и смоковница не будет приносить плодов, и виноградные лозы не будут иметь кистей и обманет дело маслины и поля не произрастут жита и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

7–8. Ср. Деян.2:41; 4:4 . «В то время, – говорит бл. Иероним, – когда был слышан крик из Иерусалима и храма и враги Христовы, не желавшие принять царя Бога, за своё нечестие и богохульство, принимали вечное наказание, собранная во имя Господа церковь , о которой в псалме говорится: человкъ родис въ немъ, и той снова и ( Пс.86:5 ), прежде чревоболения родила – мужеской пол: ибо не в продолжительное время, как возрастал народ иудейский чрез Авраама, Исаака, Иакова, детей и потомков их, но, в отношении евангельской проповеди, весь мир тотчас восприял, носил во чреве и родил мужеский пол. Сион родил мужеской пол, Господа Спасителя, – и из всех народов образовался единый народ христианский». В ст. 7 слав. сл. избж=τν δνων ξφυγεν не им. соотв. в евр.-м. т. . Азъ же дахъ и не помнлъ мен, реч гдь. Не се ли, азъ родщю и неплодню сотворихъ; реч бгъ твой. 9. Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. Ст. 9. «Сотворивший всех людей из ничего, – говорит бл. Иероним, – может создать из всех языков единую часть, церковь верующих в Него». Словам: « не се ли азъ родщю и неплодню сотворихъ» бл. Феодорит даёт такой смысл: «ты (иудейская церковь ) некогда родила пророков, а церковь из язык в это время была неплодной; а теперь стало наоборот: ты перестала родить, а та прияла благодать многочадия». 1-ю половину ст. 70 читали: , почему: γ δ δωκα τν προσδοκαν τατην, κα υκ μνσϑης μου, ср. сл. Веселис, и торжествйте въ немъ, вс и въ немъ: радйтес вкп съ нимъ вс плакасте немъ, 10. Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нём, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нём, да ссете и насытитес сосца да ссавше насладитес входа славы 11. чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. Ст. 10–11 ср. Ис.61:2–3 . Все любящие Иерусалим и сетовавшие о нём призываются вновь радоваться о нём и наслаждаться дарованными ему благами. Бл. Иероним разумеет здесь ближайшим образом апостолов (ср. бл. Феодорит) и мужей апостольских, которым свойственна любовь к Иерусалиму как к древнему, так и к новому, «созидаемому на живых камнях, вращающихся над землёй, и, наподобие колёс херувима, следующих за предходящим духом, но – не на тех камнях, которые рассыпаются в атомы», из которых был построен Иерусалим древний. Чада нового Иерусалима призываются питаться молоком, текущим из сосцов утешения, т. е., говорит бл. Иероним, разумным млеком, которым церковь (сн. Песн.1:1 ) питает чад своих (ср. бл. Феодорит). Сн. 1Кор.3:2 . Те из них, которые, после млека утешения, возрастут для твёрдой пищи, будут иметь в изобилии наслаждение истины и познание всякого рода славы».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

И еще: елень любве и жребя твоих благодатей да беседует тебе ( Притч. 5:19 ), и у Иова: исчислил ли еси месяцы оленей, и болезни их отслеиши ли (Иова 39:2–3), и в Песня Песней говорится: подобен есть брат мой серне или младу еленю на горах благовонных (Песп. Песн. 2:9 ). Они встречались в Иерусалиме, и виделись взаимно, и проходили по нему и оставили его, и отправились в различные страны, так как Господь повелел им: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ), и Дух Его собрал их и дал им жребии и разделил, чтобы один отправился к индийцам, другой в Испании, третий в Иллирию, иной в Грецию, и каждый почил в стране своего благовествования и учения. То, что, как мы сказали, было предречено об Иерусалиме и что, по мнению иудеев, было сказано о римском государстве, некоторые относят к вселенной, чтобы не казалось разногласящим с предшествующим. Глава XXXV. Ст. 1–2. Возрадуется пустынная и непроходимая и восторжествует страна необитаемая и расцветет как лилия. Произрастая будет произрастать, и будет ликовать, радуясь и восхваляя. Слава Ливана дана ей, красота Кармила и Сарона. Они увидят славу Господа и благолепие Бога нашего. LXX : Радуйся пустыня жаждущая, и да возвеселится пустыня и да цветет как лилия. Расцветут и возвеселятся пустыни Иордана: слава Ливана дана ей и честь Кармила; и народ мой увидит славу Господа и величие Бога нашего. Так как Иерусалим обращен в смолу, и над ним поднимается вечный дым и обитают в нем пеликан и еж, ибис и ворон, драконы и страусы, бесы и онокентавры, ночное страшилище и косматые, и так как над ним исполнился приговор Господа: оставляется вам дом ваш пуст ( Лк. 13:35 ): то бывшая прежде пустынною, о которой в псалме говорится: глас Господа, стрясающаго пустыню, и стрясет Господь пустыню Каддийскую. Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы ( Пс. 28:8–9 ), превратится в обилие во всем и, вследствие борьбы оленей, из всех лесов у народов будут изгнаны звери, владевшие прежде ими, чтобы исполнилось то, что говорится у этого же самого пророка: возвеселися неплоды не раждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа ( Ис. 54:1 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо женский пол стоит всегда позади и ниже мужеского пола, как начальствующего и преимуществующего, потому что Сын превыше всякой твари и несравнимыми преимуществами превосходит природу и славу сотворенного, имея высочайший корень, то есть Отца всяческих и Бога; когда же родился подобно нам, то стал подчиненным закону. Посему Он и говорил: «не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Приписывать должны мы состоянию истощания и сие, если хотим право мыслить. По этой причине Христос есть «телица» , причем Моисей олицетворяет собою закон, или же сам определенный чрез него закон. Уподобляется Он также и «козе» . По какой причине? По той причине, что принес Себя Самого за грехи наши по Писаниям (Евр. 9:12; Евр. 10:12; 1 Пет. 1:19 и др.). Козел же по закону есть жертва за грех (Лев. 16:9). Приравнивается Он также и овну по той причине, что является вождем словесных стад. «Один у вас Учитель — Христос» (Мф. 23:8, 10), и «мы, народ Твой и Твоей пажити овцы» подручные Ему, как написано (Пс. 78:13). Но после того как Христос уподобился во всем братиям, то есть нам, допустив Себя до истощания, Он изображается и в «овне» и мыслится как вождь. Ибо овны всегда находятся впереди стада. Он же есть и «телица» , по причине пребывания под законом, а также и «коза» , как жертва за грех; и кроме того «овен» , как вождь. Желая идти по следам Его и ревностно стремясь к тому, мы будем «в хорошем загоне и … на тучной пажити» , по слову пророка (Иез. 34:14), и во дворах священных будем покоиться. Ибо вселит нас в вышние обители Тот, Который Сам есть и овен, и архипастырь, и подзаконный, как один из нас, и превысший закона, как Бог, — Который Сам есть всякое оправдание, хотя и «к злодеям причтен был» (Ис. 53:12), и за нас потерпел заколение. Прообразуем Он был опять и в горлице, и в голубе. Ибо Он есть единая мысленная и громогласнейшая «горлица» , поистине доброгласная птица, слетевшая с неба и свыше, как усладивший евангельскою проповедью всю поднебесную. К Нему и сама невеста, то есть Церковь из язычников, взывает: «покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно» (Песн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Видишь, как он в самом себе, т.е. в своей плоти заключил сущность ратоборства, как на самое твердое основание поставил и успех борьбы в усмирении плоти, и покорение своего тела! Итак, я бегу не так, как на неверное. Бежит верно тот, кто, взирая на небесный Иерусалим, имеет его всегда в виду, к нему направляет неуклонное стремление сердца своего. Бежит верно тот, кто, забывая заднее, простирается вперед, стремясь к определенной почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп 3, 13, 14), куда всегда устремляя взор своего ума и спеша к нему со всею готовностью сердца, с надеждою взывает: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (2Тим 4, 7). И поскольку знал, что он с ревностью неутомимо бежал за обонянием благоухания Христова и изнурением плоти одержал победу на духовном противоборстве, то с уверенностью говорит: а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный (Там же, 8). А чтобы и нам подать подобную надежду на воздаяние, если на поприще этой жизни захотим подражать ему, он присоединил: и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (Там же, 8), провозглашая, что в день суда мы будем участниками в его венце, если, любя пришествие Христа (не только видимое, когда Он в конце мира явится, но и духовное, когда ежедневно приходит в святые души), изнурением тела одержим победу в противоборстве. О том пришествии Господь в Евангелии говорит: Я и Отец Мой придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14, 23). И еще: вот стою у двери, и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Апок 3, 20).   Впрочем, апостол не только течения путь совершил, как говорит: я бегу не так, как на неверное, что, в частности относится к напряжению ума и горячности духа его, которым он со всем жаром следовал за Христом, воспевая с невестою: за Тобою побежим для обоняния мастей твоих (Песн 1, 3). И еще: к Тебе прилепилась душа моя (Пс 62, 9). Апостол свидетельствует, что он одержал победу и в другом роде борьбы, говоря: бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое (1Кор 9, 26, 27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1776...

лучшего, небесного). В первом случае она может скорбеть, а в последнем радоваться. Творение первого человека должно научить нас избегать многобрачия. Один Адам и одна Ева, даже одно ребро отделяется от Адама в жену ему. Далее – посредством брака производится совокупление во едино того, что было разделено, как говорит Писание: и будут два одна плоть – не в две и не в три. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей ( Быт. 2:24 ) – очевидно не к женам. Изъясняя это место, Павел относит его ко Христу и к церкви ( 1Кор. 6:16 и след.), давая разуметь, что единобрачны как первый Адам по плоти, так второй – по духу. Как одна Ева должна быть матерью всех живущих, так и одна церковь должна быть матерью всех христиан. Как первую злочестивый Ламех разделил на две жены, так и последнюю еретики разделяют на многие церкви, которые, по Апокалипсису Иоанна, вернее должны быть называемы синагогами диавола ( Апок. 2:9 ), чем церквами Христа. В книге Песней читаем: есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей ( Песн. 6:8–9 ). К ней-то пишет послание тот же Иоанн: старец – избранной госпоже и детям ее ( 2Ин. 1:1 ). Но и в ковчег, который апостол Петр представляет образом церкви ( 1Пет. 3 ), Ной ввел с тремя сыновьями по одной, а не по две жены каждого из них ( Быт. 6 ). Даже из нечистых животных берутся только пара – самец и самка, чтобы двоебрачие не имело места даже у зверей, змей, крокодилов и ящериц. А если из чистых берется по семи пар, т.е. нечет, то и в этом показывается первенство девства и целомудрия. Ибо, вышедши из ковчега, Ной принес Богу жертвы не из числа взятых четом, а из числа взятых нечетом, потому что первые назначались для продолжения рода и сожительства, а последняя для жертвоприношения. Но патриархи не только имели не по одной жене, но даже имели многих наложниц. И, мало этого, Давид имел их много, а Соломон бесчисленное множество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010