Итак, ту любовь, которая называется? ag a ph, возможно оказывать всем; о ней апостол говорит: доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал 6, 10). Она должна оказываться вообще всем, так что Господь повелел нам изъявлять ее даже врагам нашим, говоря: любите врагов ваших (Мф 5, 44). А di a qesis, т. е. сердечное расположение, оказывается очень немногим, и тем, которые связаны (между собою) одинаковостью нравов или общностью добродетелей, хотя и само расположение, кажется, имеет в себе большое различие. Ибо иначе бывают любимы родители, иначе супруги, иначе братья, иначе сыновья; да и в самой потребности этих расположений находится большое различие: не одинакова бывает любовь и родителей к детям. Это доказывается примером патриарха, который, будучи отцом двенадцати сыновей, хотя всех любил отеческой любовью, однако Иосифа возлюбил с большим расположением, как ясно говорит об этом Св. Писание: возненавидели Иосифа братья его за то, что отец их любит его более всех (Быт 37, 4), т. е. не потому, что муж праведный и отец не очень любил прочих детей, а потому, что питал к нему как бы более благосклонное и приятное расположение. То же ясно видно и на евангелисте Иоанне, о котором говорится: один же из учеников Его, которого любил Иисус (Ин 13, 23). Хотя Он особенной любовью любил и прочих одиннадцать избранных учеников, так что это засвидетельствовано и в Евангелии, где говорится: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Там же, 34); еще: возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Там же, 1); но эта любовь к одному не означает холодности к прочим ученикам, но больший избыток любви к нему, на которую предоставляло ему право преимущество девственности и нерастленности плоти. Потому эта любовь, как высшая, обозначается с некоторым исключением, и воз- 557// вышает ее не сравнение с ненавистью, а большая благодать изобилующей любви. Подобное этому читаем и в книге Песни Песней: упорядочите ко мне любовь (Песн 2, 4). Ибо это есть истинно упорядоченная любовь, которая, не имея ненависти ни к кому, некоторых больше любит по праву заслуг, и которая хотя любит вообще всех, однако отличает тех, коих нужно любить с особенным расположением; и между теми, которые пользуются высшей, особенной любовью, она отличает некоторых, пользующихся еще большим расположением перед прочими. глава 15 О тех, которые притворством усиливают смущение свое или братьев

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

«Караваны Деданские». Деданиты – арабское племя, происходившее от Авраама через Хеттуру ( Быт.25:3 ). Было еще другое племя с таким же именем кушитского происхождения ( Быт.10:7 ), но здесь, очевидно, разумеется племя, происходившее от Авраама, которое обитало около Едома, как можно заключать из того, что пророк говорит о нем тотчас после того, как сказал об Едоме. От этого племени след остался в наименовании развалин одного города к северо-западу от Акабы Дайданом. Это племя вело торговлю с Сирией теми товарами, какие получались из Индии и Ефиопии (слоновая кость, ковры и пр.). Ис.21:14 . Живущие в земле Фемайской! несите воды навстречу жаждущим; с хлебом встречайте бегущих, Ис.21:15 . ибо они от мечей бегут, от меча обнажен­ного и от лука натянутого, и от лютости войны. «Земля Фемайская», дружественная Деданитам и другим Кедарянам, вероятно, представляла собою оазис, расположенный к юго-востоку от северной оконечности Эланитского залива. Сюда бегут арабы, спасающиеся от надвигающихся с севера ассирийских полчищ. Племя Фема – измаильского происхождения. Ис.21:16 . Ибо так сказал мне Го­с­по­дь: еще год, равный году наемничьему, и вся слава Кидарова исчезнет, Ис.21:17 . и луков у храбрых сынов Кидара останет­ся немного: так сказал Го­с­по­дь, Бог Израилев. «Год наемничий» – см. Ис.16:14 . «Кидар» – это также измаильское племя, которое обитало частью в шатрах, сделанных из материи, выработанной из черной козьей шерсти ( Песн.1:4 ), частью в деревнях ( Ис.42:11 ) и было богато стадами и верблюдами ( Ис.60:7 ). Это было племя очень воинственное и в то же время коварное ( Пс.119:5 ). Место кочевок этого племени составляла северная часть сирийско-аравийской пустыни, лежащая между Дамаском и Вавилоном. Самое решительное поражение этому племени, которое стояло во главе всех арабских племен, нанесено было ассирийским царем Асар-Гаддоном. Когда исполнилось пророчество 21 гл. о падении Вавилона? Одни (Смит, Клейнерт) видят здесь предсказание об осаде Вавилона ассирийским царем Саргоном (в 701 г.), другие же (Кьюнел, Дэлич, Дильман) относят исполнение этого пророчества ко взятию Вавилона Киром. Последнее мнение – вернее, потому что, не говоря уже о том, что Исаия упоминает об эламитянах и мидянах, атакующих Вавилон, самые евреи представляются здесь народом «измолоченным», как они могли быть названы только в эпоху плена вавилонского, какую здесь, вероятно, и имеет в виду пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Обращаемся к телесным немощам старости. Постепенное оскудение телесных сил в старце наконец переходит в то состояние, поучительное, иносказательное описание которого встречаем в 12-й главе Екклезиаста. Предлагаем вниманию читателя это описание с необходимыми объяснениями. Ст. 1. " Помни, юноша, Создателя своего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых скажешь: нет мне удовольствия в них». Дни тяжелые – это дни старости, как дни немощей и болезней ( Быт.47:9 ). Памятью о сих днях юноша должен удерживать себя от легкомыслия и забвения Бога, чтобы впоследствии, когда придет старость, к обычным скорбям, свойственным этому возрасту, не примешалась еще горечь сожаления о безумно растраченной молодости. Ст. 2. «Доколе не померкли солнце, и свет, и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем». Здесь старость изображается под образом палестинской зимы, которая состоит из нескольких месяцев холодного дождя и снега, и в это время небо почти всегда бывает покрыто облаками, скрывающими днем солнце, а ночью луну и звезды. Едва очистится воздух от дождевых паров, как появляются новые облака, которые опять закрывают солнце, показавшееся на короткое время. В приложении к старости помрачение света от солнца, луны и звезд означает оскудение душевных сил и притупление внешних чувств. Облака за облаками – это болезнь за болезнью, печаль за печалью. Ст. 3. «В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы и перестанут молоть мельницы, потому что их немного осталось, и помрачатся смотрящие в окно». Здесь тело, как место обитания души, сравнивается с домом. Стражи дома – это руки, которыми человек охраняет и защищает тело, – в старости они дрожат. Мужи силы – это ноги, которые поддерживают тело, как колонны дома ( Песн.5:15 ). В старости ноги – ненадежная опора для тела. Мелющие – это зубы, раздробляющие подобно жернову пищу во рту. Их останется так мало, что нечем будет жевать. Смотрящие в окно – это глаза, – они потемнеют в старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Он говорит: «Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей; священник принесет ее к жертвеннику, и свернет ей голову, и сожжет на жертвеннике, а кровь выцедит к стене жертвенника; зоб ее с перьями ее отнимет и бросит его подле жертвенника на восточную сторону, где пепел; и надломит ее в крыльях ее, не отделяя их, и сожжет ее священник на жертвеннике, на дровах, которые на огне: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу» (Лев. 1:14-17). Заметь опять, как превосходно и премудро соблюдено здесь то, что святые являются сообразными Христу; ибо Он есть истинно вышняя и сладкогласнейшая горлица, равно как и кротчайший голубь. Посему и в книге Песнь Песней написано о Нем: «глас горлицы слышан в» пустыне (Песн. 2:12). А чрезвычайной и высочайшей кротости как бы некоторым образцом и примером представлял Он Себя нам, когда говорил: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). Но вот и святым, поелику они носят на себе образ Христа, весьма тщательно соблюдены благолепие и досточудность в тех же добродетелях; потому что и они по справедливости могут быть разумеемы под горлицами, как передающие слушателям Божественное и священное слово и охотно совершающие пение и песни во славу Божию. Посему-то и говорят они: «язык мой... поучится правде Твоей», весь день хвале твоей (Пс.70:24, 14, 15). Также и жизнь свою они проводят во Христе и шествуют кротчайшею стезею евангельского жития, желающим ударить их в правую ланиту подставляя и левую и принуждающим их пройти одно поприще добровольно предлагая, если хотят, пройти с ними и два (Мф.5:39-41). Итак, они себя самих посвящают в воню благоухания и во всесожжение Богу, как бы в виде горлиц и голубей. Затем, отторгнувши голову, священник возлагает ее на жертвенник, излив кровь: ибо истинно свят и по преимуществу священен ум святых, и ему прилично быть посвященным всесвятому Богу. Он полон благих помыслов и благоухает миром истинного богопознания: «мысли праведных судьбы», согласно написанному (Притч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Откр.1:12–13 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. Иоанн оборачивается, чтобы увидеть, чей же голос говорит с ним? И видит семь золотых светильников и посреди светильников подобного Сыну Человеческому. Семь золотых светильников . Уже в ветхозаветной скинии и в храме Соломоновом стоял во Святая Святых семисвечник. Так и новозаветная Церковь прообразуется семисвечником. И в наших православных храмах за престолом в алтаре стоит семисвечник. Здесь семь золотых светильников – это образ семи Церквей, которые являют полноту Христианской Церкви. Каждая из семи обозначается светильником. Это как бы семь граней, семь сторон, семь состояний Христовой Церкви, которые в дальнейшем будут показаны в семи посланиях (гл. 2–3). Светильники золотые. Этим показывается, что Церковь куплена дорогою ценою ( 1Кор. 6:20 ), она омытая, чистая, прославленная Богу ( Еф. 5:26–27 ), как золотом украшенная Невеста Христу ( Песн. 1:10 ). Она вся золотая. Она же и светильник миру, как о том говорил Господь в Нагорной проповеди : «Вы – свет мира» ( Мф. 5:14–15 ), и сравнивал христиан с зажженной свечой на подсвечнике. Светильник этот семисвечный, так как Церковь содержит семь таинств. Семь таинств – это те угли, на которых возгорается этот светильник, горит и светит всему миру. Посреди семи светильников – можно представить себе: стоят семь светильников, и в самой середине их, посреди них видит Иоанн подобного Сыну Человеческому . Ему даже трудно определить вид Того, Кого видит, потому и говорит, что Он подобен Сыну Человеческому. Подобного Сыну Человеческому видел некогда в таинственном видении и пророк Даниил ( Дан. 7:13 ). Даниил говорит, что видел «как бы Сына Человеческого». И Даниил, и Иоанн видели воплощенного Бога. Господь пришел в мир как Сын Человеческий, воплотившись от Пречистой Девы Марии. Особенно показывает Христа как Сына Человеческого евангелист Матфей. В его Евангелии Сам Господь особенно часто называется Сыном Человеческим. Христа Иоанн видит посреди светильников, то есть посреди Церкви, в Церкви. Христос и Церковь неразделимы, Христос находится в Церкви и в ней обитает. Чтобы обрести Христа, надо придти в Церковь , ибо Он в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Песн 4:15), пребывающие в Христовой Церкви, еще лишь приуготавливался Божественным Промыслом. И все же Ветхий Завет уже содержит в себе некий образ тех грядущих благ, что способно дать людям приобщение к этим спасительным водам: “И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают”, — говорит Исаия (Ис 58:11). В приобщении Богу как Источнику животворящей благодати, в уподоблении Ему и сам человек оказывается способен стать подлинным источником “живой воды”, освящающей все сущее. Именно таков ветхозаветный прообраз того духовного состояния, что будет позднее названо Святыми Отцами “обожением” (греч. иначе говоря, обретением — через богоусыновление и стяжание благодати Святого Духа — всего того, чем Бог извечно обладает по Своей Божественной природе. И здесь заключается еще один смысл интересующего нас библейского символа, а именно — Божественный призыв к человеку, “задание” и ему самому стать “богоподобным источником”. “Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой”, — говорит в Евангелии Господь (Ин 7:38). В обретении богоподобия люди, по слову св. ап. Петра, оказываются подлинными “причастниками Божеского естества” (2 Пет 1:4). И человек тогда сам обращается в мощный поток богодарованной благодати, властно подхватывающий — в своем бурном течении, в вечной богоустремленности — всю тварную вселенную; поток, влекущий за собой все мироздание, приводящий его на поклонение всемогущему Творцу… Вместе с приближением грядущего вочеловечения Слова, библейский символ “источника” продолжает обретать все большую и большую глубину, все новое и новое звучание. И вот, на пороге эры, ведущей отсчет лет от момента воплощения Христа — чаемого народом Божиим Мессии — наконец происходит то таинственное событие, что в Православной Церкви именуется Благовещением. Смиренная Отроковица, воспитанная в благочестии при Иерусалимском Храме, получает от Архангела Гавриила весть о том, что Ей предстоит стать Матерью Богочеловека, нашего Спасителя.

http://pravmir.ru/voda-zhivaya-opyt-isto...

Потому один Богодухновенный отец (Авва) говорил обыкновенно: " не будет человек иметь покоя в своем сердце, пока не уединится от всего, говоря: я и Бог только одни в целом мире. " А блаженный Августин выразился: " о Боже мой! Ты имеешь о всяком человеке столько старательности (тщания) как если бы об одном только этом человеке заботился; так и о всех, как о каждом. " Святой же Григорий сказал: " так Бог печется о каждом, как всех вообще имеет в виду, и так же обо всех промышляет, как бы только об одном. " Так и о тебе, читатель, печется и блюдет провидение Бог, как бы Он больше не имел ни о чем другой заботы. Многочисленность народа, о котором печется Бог, не смущает Божьего провидения, ни отягощает - для Него попечение об одном человеке таково же, как и о безчисленных тысячах людей. Как прежде о Ное с семью человеками семейства его, или об одном Адаме в Раю, так и теперь обо всех равное имеет Бог попечение и промысел. К этому своему Хранителю и надежному попечителю пусть каждый взывает: " Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему " (Песни песн. 2:16). Я почитаю Бога и содержу все Его повеления так, как бы ничего другого не было в мире, о чем имел бы я необходимость заботиться и помышлять. И взаимно, мое спасение находится в Божьем попечении и хранении до такой степени тщательном, как будто бы кроме одного меня не было в мире ничего другого, о чем бы заботиться нужно было Богу. Он весь принадлежит мне, а я - Ему. Он Господь, управляющий мной, а я покорный раб, готовый исполнять все повеления своего Господа - ибо Он постановил со мной такое совещание: помышляй ты обо Мне, Я же буду взаимно о тебе безпрестанно промышлять (заботиться о твоих потребностях): - забудь ты самого себя, всегда же помни только обо Мне, так и я буду помнить обещание мое, и иметь о тебе всегдашнее попечение. Истинно Бог в милости и щедротах - всеобъемлющ. Он провидением Своим охраняет и спасает также всех вообще, как и каждого порознь. " На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых " (Прит. Сол. 15:3). " Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его " (Там же 5:21). О если бы мы послушно погрузились в недосягаемую глубину Отеческого провидения! Каждый с непоколебимой уверенностью мог бы сказать о себе: Господь мой хранитель, я не буду оставлен в скудости и опасностях, Господь сохранит меня и во всем обеспечит (Пс. 22:1-2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Различны слава солнца и луны, по-разному сияют близкие и далекие звезды – и так же неодинаково преуспевают и Ангелы, и люди в дарящей вечное счастье любви Божией. Нет, не «пристрастно», не «в разной степени» любит Свои создания Вселюбящий Господь, но каждый получает столько Божественной любви, сколько может вместить. Богоблагодатная Мария – Одна среди людей и Ангелов – сумела вместить Невместимого, войти во всесовершенную любовь. О, Всеблаженство таинственного союза Небесного Царя и Его Царицы! Какая полнота Божественной любви, творческой и творящей, вечной и всеобъемлющей! Какой океан благодати облекает Пречистую Царицу – Мать Божественного Сына! Какая неисчерпаемая сокровищница взаимности в тайне единения Всесовершенного Бога и Его Матери! Безраздельный Владыка мироздания, Всещедрый Господь как бы говорит Ей: «Все Мое – Твое» – и (о, счастье наше!) в лице Девы обещает это и Ее роду, роду человеческому. Разумеется, наш ничтожный земной ум способен видеть лишь смутный облик, тень тени пренебесного богоблаженства, в которое вознесена Приснодева Мария. Нам доступна лишь бледно-отдаленно-приближенная «геометрия» этой тайны. Мучительно-беспомощна попытка изобразить то, что содержит бесчисленное множество блаженств и свойств, все радужное многоцветие пресветлой Божественной любви. Казавшаяся случайно попавшим в Священное Писание гимном земной любви, сбывшимся предвещанием любви небесной зазвучала над мирозданием «Песнь песней»: Царь ввел Меня в чертоги Свои… достойно любят Тебя! Он ввел Меня в дом пира, и знамя Его надо Мною – Любовь. Я нашла Того, Которого любит душа Моя; ухватилась за Него, и не отпустила Его. Кто это восходит от пустыни, опираясь на Своего Возлюбленного? Положи Меня, как печать, на сердце Твое, как перстень, на руку Твою. Большие воды не могут потушить Любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатства дома своего за Любовь, то он был бы отвергнут с презреньем ( Песн.1:3; 2:4; 3:4; 8:5–7 ). Сбылось воспетое святым царем Давидом, провидевшим славу вышедшей из его рода Дочери человеческой: Слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое. Возжелает Царь красоты Твоей; ибо Он Господь Твой, и Ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава Дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом; В испещренной одежде ведется Она к Царю ( Пс.44:11–15 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Руф.3:12 .  хотя и правда, что я родственник, но есть еще родственник ближе меня; Руф.3:13 .  переночуй эту ночь; завтра же, если он примет тебя, то хорошо, пусть примет; а если он не захочет принять тебя, то я приму; жив Господь! Спи до утра. Руф.3:14 .  И спала она у ног его до утра и встала прежде, нежели могли они распознать друг друга. И сказал Вооз: пусть не знают, что женщина приходила на гумно. Расположенный к Руфи и готовый вступить с нею в брак, зная, равным образом, что и она желает брака именно с ним, Вооз, однако, настаивает, что это несомненное право Руфи должно быть осуществлено законным, формальным путем, что необходимо всенародно ( Руф. 4:2 ) предложить взятие Руфи более близкому родственнику ее, чем Вооз. Мидраш (s. 47) и раввины (Раши и др.), стоя на букве закона и полагая, что левиратный брак обязателен был лишь для брата умершего, называет этого предполагаемого брата Махлона Тов (понимая слово tob (ст. 13) в смысле собственного имени), но последнее должно быть отнесено на счет простой раввинской изобретательности: в Руф. 4:1 родственник Руфи не назван по имени (на что обращал внимание уже Абен-Езра). Руфь должна была спать на гумне Вооза до утра, именно до наступления полного рассвета (ст. 13–14): Вооз не отослал ее тотчас же ночью с одной стороны, чтобы не возбудить в ней подозрения в нежелании Вооза исполнить просьбу Руфи, с другой – предотвратить возможную опасность для Руфи при возвращении ночью, со стороны ночных сторожей (ср. Песн. 5:7 ); рано же, до рассвета, Руфь должна была оставить гумно Вооза потому, что «благоразумие требовало остерегаться всяких сплетен, совершенно не имевших под собою основания» (Иосиф Флавий «Иудейские Древности» V, 9, 3). Руф.3:15 .  И сказал ей: подай верхнюю одежду, которая на тебе, подержи ее. Она держала, и он отмерил [ей] шесть мер ячменя, и положил на нее, и пошел в город. Может быть, этой благоразумной заботой о доброй репутации – своей и Руфи, а не одним расположением и попечением о пропитании Руфи и Ноемини (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сказано: «Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских» ( Песн.1:7 ). Святые овцы стада Христова помогают Невесте-Церкви лучше рассмотреть в пустыне след Жениха-Христа. О верных овцах стада Христова сказано апостолами: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор.3:2–3 ). То есть, подражая овцам-апостолам, и мы, овцы «великого множества», отображаем в своей жизни и показываем узнаваемый всеми образ Христа. Сами апостолы и призывают нас, подражая им, апостолам, подражать и Самому Христу. Апостол Павел призывает нас, уверовавших: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:15–16 ). Церковь наша и называется Апостольской, потому что через служение апостолов и узнала Евангелие Царствия и через образ их жизни научилась подражать Христу Спасителю. Но своею ли силою действовали и сами апостолы? Силою своего ли личного благочестия они и могли оказаться для нас добрым примером? Мне известен один священнослужитель, который до прихода в Церковь увлекался психологией. Придя в Церковь, он решил, как нечто ценное, втащить в нее и навык этой психологической рухляди, к тому же замешенной на западной оккультной харизматичности. Он даже не догадывался, что современная психология и возникла как альтернатива христианскому духовничеству; а западная харизматичность – языческого происхождения. Разворачивая свои психотренинги как некие ультра-новые достижения в сфере миссионерского служения, он покалечил немало душ. Так что некоторые срывались в безысходную депрессию, крайнюю форму гордыни и осуждение всех и вся. Из некогда смиренных людей возникали агрессивные забияки, ненавидящие каждого в отдельности и всех вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010