– Состав рассматриваемых часов также отличается немаловажными особенностями. Из обычных 12-ти тропарей-стихир здесь указано десять (нет «Страха ради» и «Законоположницы»), расположенных при этом в совершенно иной последовательности. Тропари с богородичнами, положенные по нынешнему чину после псалмов, в данном случае перенесены на конец службы; из них первые два – особые, а два другие – обычные. Кроме двух тропарей тритекти, помещающихся теперь на первом часе, рукописи назначают для каждого часа особый «седален» с богородичным. Чтения – обычные; но бывают иногда то короче, то длиннее нынешних. Псалмы со своими «отпелами», а также прокимны и стихи – особые; при чем псалмы совершенно переплетаются с тропарями в одно целое, составляя вместе как бы одно последование, одну «службу 12-ти тропарей», с чтениями. – В виду исключительных особенностей данного последования, можно предполагать, что это еще до-Софрониевская редакция часов великой пятницы, со временем подвергшаяся, конечно, более или менее значительным поправкам и дополнениям. В отношении антифонных псалмов и тропарей полное совпадение с вышеизложенным чином представляют часы в. пятницы, находящиеся в Триоди Ватиканской б-ки, 771 (XI в.); однако в других отношениях они, по-видимому, ближе стоят к святогробскому последованию 1122 года 352 . 10. Ектении Употребление ектений на часах в. пятницы в Орбельской и Хлудовской Триодях отмечается лишь дважды (в конце 3-го и 9-го часа) и как бы мимоходом. Гораздо отчетливее и полнее выражена эта песненная особенность в чине часов в. пятницы, изложенном в Ватиканском Типиконе 1877 (1292 г.) и друг. По Ватикан. 1877, тропари и чтения каждого часа сопровождаются тремя ектениями – великой, малой и просительной, занимающими определенные места. По исполнении трех псалмов, произносится великая ектения и поются три нынешних тропаря св. страстей; затем следует малая ектения, после которой, вместо «Заутра услыши», на 1-м часе исполняется тропарь «Господи, осудиша Тя иудее» (теперь на 3-м часе), со стихами, и богородичен «Благословенную нарекий Твою Матерь»; далее – прокимен и чтения, а после евангелия – ектения «Исполним молитву», «Стопы моя»; Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй 12, возглас «Боже, ущедри ны» и три заключительных поклона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

(Его древнейшая основа и общий строй). Αρχιον ττο τς κολϑας τ εϑος κι π τν υχν δλον. (Sym Thessal. De Sacr. praecat. Mign. Patr. Curs Compl. T. 155 p. 628). Главным материалом для изучения этого замечательного строя давно уже отжившей церковной службы мы обязаны Симеону Солунскому , который в своем сочинении „о молитве“ ( περ ι τς θιας προσευχς) посвятил на его изложение несколько глав и высказал соображения относительно происхождения этой службы и ее отношения к тогдашнему уставу. Даже как один опыт объяснения, труд Солунского был бы ценным приобретением для литургиста, но его значение становится неизмеримо выше в виду того обстоятельства, что о песненном последовании мы почти ничего не знаем из ныне действующих служебных книг и очень мало из древних памятников литургической письменности. Только при свете цельного очерка у Симеона Солунского становятся понятными и получают смысл отдельные части этой службы, или лучше сказать ее обрывки, уцелевшие там и здесь в рукописных уставах и евхологиях. Значительная часть этого материала уже издана, а отчасти и оценена в ученой литературе, но ни количество ни обработка его далеко не соответствуют историческому значению этих данных и оставляют желать многого. Предполагаемым очерком мы думаем пополнить кое-что в этом пробеле в уверенности, что potentiores meliora faciant. Гоар первый издал молитвы песненной вечерни, утрени и других служб этого типа по рукописям барбериновой и крипто-ферратской библиотеки, но кроме текста (далеко не всех) и библиографических указаний не дал никаких других разъяснений 1 . Описатели синод. библиотеки нашли и отметили тот же материал в старо-славянских требниках и, не ограничиваясь одним описанием, бросили взгляд на происхождение и положение этого порядка в составе древнейшей церковной службы 2 . Подобного же содержания молитвы оказались и в Дионисиевском служебнике нашей академической библиотеки, 183) на который также сослались составители описания. Кардинал Питра издал перечень псалмов с антифонными припевами, как они исполнялись по уставу Великой Церкви, но повидимому не догадывался о самом строе службы, к которому относился этот канон песнопения 3 , и не одним словом не объяснил в этом смысле его значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

(8) . Молитва 564 царей Манассии и Езекии, Исайя 38,10–20: Умилостивися мне Господи. (9) . Песнь « 7-ая»: Дан. 3,26–45.52–56 . Благословен еси Господи. Вход. Песнь « 8-ая»: Дан. 3,57–88 . Тебе неразрушимую. Синаксарион. Пс. 50 . Пентикостарион: Свет разума Господи . возсияй в сердцах наших , Богородицею , и помилуй нас. На стих 19: Предстательство христиан. На стих 20: кондак дня. Слава: Единородный Сыне. И ныне: Преславную Матерь Бога 565 . И сразу: Хвалитные ( Пс. 148,149 и 150). Остальное последование. Отпуст. Суббота вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Тебе, Ноже. (2) . (ант. I): Пс. 1 (,2). Аллилуиа. (3) . (II): Пс. 4 (,5,6). Милостив буди мне, Господи. (4) . (Ш): Пс. 9 566 . Аллилуиа. (5) . (IV): Пс. 7 (,8). Спаси нас, Господи. (6) . (V): Пс. 1 ()(,11,12,13). Аллилуиа. (7) . (VI): Пс. 14 (, 15,16). Сохрани мя, Господи. (8) . (XXXIII): Пс. 67 . Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Спасительное Твое возстание , славим человеколюбче. Не говорится о входе. Прокимен. Остальное последование. Отпуст. Воскресенье утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Боже. (2) . Непорочны: Пс. 118,1–72 . Аллилуиа 567 . Каждение. (3) . 2-ая статья: Пс. 118,73–131 . Вразуми мя, Господи 568 52. (4) . 3-ья статья: Пс. 118,132–176 . Аллилуиа. Вход. Еулогитариа: Дан. 3,57–88 . Нлагословим Отца. И ныне: Тебе неразрушимую стену. Синаксарион. Пс. 50 . Пентикостарион: гласа. Хвалитные ( Пс. 148,149 и 150). Великое славословие. Отпуст. Неделя В кодекса Афины 2061 (в сокращенном виде) 569 53 Воскресенье вечером : (1) . Пс. 85 (2) . I антифон (3) TOC o «1–3» h z . II (4) . III (5) . IV (6) . V (7) . VI (8) . LII Пс. 140 . Кекрагарион: Славная Приснодево... (как в воскресенье вечером недели А). Понедельник утром: (1). Пс. 3,62 и 133 (2). XIII антифон (3). XIV (4). XV (5). XVI (6). XVII (7). XVIII (8). XIX Дан. 3,57–88 Пентик.: От всех беззаконий моих . избави мя Господи . и помилуй мя. Вторник вечером: (1) . Пс. 85 (2) . XXXI антифон (3) . XXXII (4) . (пропущен XXXIII) (5) . (пропущен XXXIV) (6) . XXXV (7) . XXXVI (8). XXXVII Пс. 140 . Кекраг.: Внегда воззвати ми , Господи , гласу моему услыши и спаси мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подробно следить за ходом мыслей Ивана Даниловича при изложении порядка упомянутых служб песненного последования мы не будем, так как это завело бы нас слишком далеко от нашей настоящей скромной задачи – представить краткую характеристику ученолитературной деятельности почившего профессора; любопытствующих мы отсылаем к самому исследованию «О песненном последований», где они вполне познакомятся и с глубиною мышления, богатою эрудицею и прекрасным феноменальным в данной области литературным изложением почившего профессора, с его отделанной изящной формою. В данном случае мы обращаем внимание лишь на вводную часть настоящего исследования, содержание которой мы передали в общих чертах. В этих неоднократных отступлениях, весьма ценных в научном отношении, мы ясно видим, с каким громадным запасом сведений и данных принялся почивший за настоящую работу. Нам кажется, что покойный как бы задыхался в той тесной рамке специального вопроса, который он избрал для своего исследования и стремился за его пределы. Он боялся не того, что взятый им вопрос не будет обследован в должной мере, не будет раскрыт со всех сторон, как того требуют и долг ученого и его личное авторское самолюбие, а того, что он не успеет высказать, вместить в настоящие рамки журнальной статьи всего того, что он сам знает, чем он владеет в настоящее время и что так или иначе, по самой отдаленной ассоциации, может требовать необходимых для взыскательного читателя пояснений и примечаний. Здесь в этом желании пересказать, сказать нечто лишнее, но имеющее значение для науки, чем не досказать, и нужно искать объяснение того обстоятельства, что почивший Иван Данилович в своей настоящей статье сделал несколько уклонений от главного предмета избранной им темы. Следующим 25 за статьею «О песненном последовании» трудом покойного профессора было его довольно обширное историко-литургическое исследование: «Митрополит Киприан в его литургической деятельности» (М. 1882 г.), или, как оно более точно озаглавливалось в статьях, печатавшихся на страницах московского академического журнала, «О трудах митрополита Киприана по части богослужения» (1882 г.). Этот труд покойного находится в прямой связи с предшествующим исследованием его «О песненном последовании», которое, по отношению к дальнейшей учено – литературной деятельности покойного профессора, служит как бы зерном, возросшим на доброй почве в многолиственное плодовитое дерево.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В нек-рых рукописях Типикона Великой ц. указан прокимен вечерни в субботу вечером: Пс 92. 1 (с 2 стихами) ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 180). Прокимен перед утренним Евангелием, согласно рукописям к-польского Евхология, также неизменяемый: Пс 9. 33 ( Арранц. С. 106, 107, 116; ср. со свидетельством Студийско-Алексиевского Типикона - Пентковский. Типикон. С. 255), однако в нек-рых списках Типикона Великой ц. в качестве приложения приводятся воскресные утренние прокимны всех 8 гласов с прибавлением к каждому постоянного прокимна «Всякое дыхание» (Пс 150. 6). В 2 последних гласах выписаны не по одному, а по 2 прокимна, что дает в сумме 10 прокимнов,- это указывает на то, что набор утренних прокимнов был приспособлен к системе осмогласия незадолго до IX в. (время формирования Типикона в его сохр. виде). Нетрадиционность осмогласия для к-польской кафедральной традиции видна также из того, что с утренними воскресными Евангелиями эти прокимны сочетаются неудачно: с первыми 8 Евангелиями выписаны прокимны 8 гласов, но 3 последних Евангелия оставлены без прокимнов. Не имеет стройности и набор литургийных прокимнов и аллилуиариев 8 гласов, также выписанный в нек-рых рукописях Типикона Великой ц.: хотя прокимен (с 2 стихами каждый) и 2 аллилуиария указаны здесь для всех гласов, в 3-м и βαρς (т. е. 7-м) гласах нет аллилуиариев, в 1-м и 2-м плагальных (т. е. 5-м и 6-м) гласах нет прокимнов, в 3-м гласе даны сразу 2 прокимна, в 4-м плагальном (т. е. 8-м) гласе даны 3 аллилуиария, но прокимен указан только с одним стихом ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 170-178). В послеиконоборческом монастырском богослужении Византии В послеиконоборческом монастырском богослужении Византии служба В. постепенно приняла свой совр. вид. Студийский и затем Иерусалимский уставы различных редакций позаимствовали порядок суточных служб и часть гимнографического материала из древней иерусалимской традиции, но систему чтений (литургийные чтения, 11 воскресных утренних Евангелий, отчасти прокимны и проч.) и чин Божественной литургии - из соборной к-польской традиции. Согласно всем редакциям Студийского и Иерусалимского уставов, в В. соединяются службы Октоиха и Минеи или Триоди; на вечерне поется «Блажен муж» и бывает вход; на утрене поется «Бог Господь» , стихословятся кафизмы Псалтири (по студийским памятникам 1 или 2, по Иерусалимскому уставу 2 кафизмы и непорочны), читается Евангелие (перед Пс 50 и каноном, или по 6-й песни канона, или после великого славословия), в конце утрени вместо тропаря гласа поется 1 из 2 тропарей к-польского песненного последования -         или      . Чтение Евангелия носит характер праздничной вставки на утрене, аналогичной вставке ночного воскресного последования в состав обычных суточных служб древнего Иерусалима, предваряясь пением степенных антифонов, возглашением прокимна и «Всякое дыхание» и заключаясь стихословием тропаря «Воскресение Христово видевше» .

http://pravenc.ru/text/155336.html

А за тем столько же странно было бы и то, что мы, видя у Болгар вторые службы, взяли бы от них для всеобщего употребления только первые, ибо подобное отречение от служб торжественных значило бы какое-то намеренное с нашей стороны стремление к убожеству. Во-вторых, мы имеем и положительные свидетельства, что у нас в период до-монгольский (и, следовательно, впереди нас у Болгар) действительно существовали те особые службы, составлявшие принадлежность церквей кафедрально-епископских, о которых говорим. От периода до-монгольского, как известно, сохранилось весьма мало богослужебных книг, а в позднейшее время, от которого они сохранились, у нас уже во всех церквах были приняты службы монастырские; поэтому нет ничего удивительного, что мы не находим последований наших особых служб в сохранившихся богослужебных книгах. Но если мы не находим в наших книгах последований этих служб в полном их виде, то по крайней мере находим их в отрывках, которые дают всё право заключать об их предшествовавшем существовании и в этом полном виде. В одном Московском Синодальном пергаминном Требнике конца XIV или начала XV в. сохранился отрывок вечерни, принадлежащей к классу вечерен церквей кафедрально-епископских или так называемого песненного последования 728 . Относительно церквей кафедрально-епископских должна быть сделана существенная оговорка, а именно: не необходимо думать, чтобы во всех этих церквах первоначально введены были собственные им службы. Напротив, весьма возможно и гораздо более вероятно, что в некоторых из них, и даже большей части, началось прямо со служб монастырских или иначе – что собственные службы введены только в некоторой, и может быть только меньшей их части. Собственные службы кафедрально-епископских церквей по своему характеру торжественно-помпезные, как мы говорили выше, составлены были так, что были рассчитаны на большие соборы священников и на целые хоры певчих. А одно из этих-то двух обстоятельств и заставляет принимать за вероятнейшее, что службы эти уже с самого начала введены были у нас не во всех кафедрах, а только в той или другой, и даже может быть только в меньшей, их части.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

е. таких, которые являлись подозрительными с точки зрения скромности и целомудрия. О патриархе Парфении II дошли до нас известия исключительно неблагоприятные. Его называют надменным и резким по характеру – человеком тиранических свойств; он пренебрежительно относился к прочим архиереям. Столь же пренебрежительно он относился и к богослужебным порядкам; не любя и не уважая продолжительных церковных последований, он стал выводить их из практики, так он воспретил употреблять в церкви так называемое песненное последование, изложенное известным Симеоном Солунским . Кажется, за резкость характера и надменность Парфений получил прозвание: «Оксис» и Голиаф. 2209 Этому же Парфению приписывается взяточничество. 2210 Не лучше этого Парфения —281— был и другой Парфений IV, Греками прозванный «Могилалом», а Турками – хумхумом – за то, что он говорил сильно в нос. Прежде всего, о нём нужно сказать то, что патриаршие решения он давал за деньги, разумеется в том случае, когда они должны быть благоприятны для лиц, искавших этих решений. При этом случалось, что осторожный патриарх наперед требовал от своих просителей денег, а склонные к подозрительности просители – иной раз – говорили патриарху: «сначала дай грамоту, а потом получишь и деньги». 2211 С архиереями и архонтами Парфений Могилал жил не в ладах. И однажды раздосадованный порицаниями, которые ему пришлось услышать от архиереев и архонтов, он позволил себе следующее: отыскал какого-то грамотного араба, заставил его написать на имя султана донос на архиереев и архонтов; тех и других патриарх в своем доносе выставил мятежниками, злоумышлявшими на жизнь самого султана. К счастью, великий визирь, которому попал в руки донос, разъяснил султану, что донос патриарха есть клевета. И результатом каверзы было то, что и писец-араб и сам патриарх были достойным образом наказаны. 2212 Число недостойных патриархов было значительно и в XVIII веке. Не отличался никакими достоинствами патриарх Косма III. Он сначала был архиепископом синайским, а потом хищнически (ληστρικς) сделался патриархом александрийским – хищнически, потому что он посажен был на кафедру еще при жизни предшествующего патриарха александрийского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

145 Феофан Начертанный, еп. Никейский, исповедник за иконопочитание † 843 г.; написал довольно много канонов. 150 С греч. это предложение буквально «и победы (вин. п ) на врагов показывая прописью мысленно». Речь о надписи на явившемся кресте: «сим победиши». 157 Киприан Студит IX в, инок, по другим – архиепископ; от него сохранилось только несколько стихир. 165 φλαγγα – вин. п. от φλαγξ фаланга, боевой сомкнутый строй войска (собств. «продолговатый кусок чего-либо») 166 «Велиар» букв. с евр., где это слово читается «velial» – «негодность», «гадость», так называется сатана в Сивиллиных книгах и иудейских псевдонимических пророчествах; так передается слово «сатана» везде в сирийском переводе Библии. 169 Диавол назван Амаликом в виду того, что по отношению к этому врагу Израиля прообраз Креста впервые проявил силу 171 Воздвижению Креста усвояется сила умилостивления за грехи, как отражение крестной жертвы Христовой. 175 Льва императора, именно Льва VI Мудрого († 911 г.), автора многих др. стихир. Слав. «Деспот» – Δεσπτης – господин, государь. 176 κραταα от κρτος - " сила» со стороны ее применения, влияния, в отличие от «силы» вообще, физической и духовной – δναμις 181 πθος – у классиков – любовь к отсутствующему и потерянному, соединенная с желанием его, тоска; позднее – сильная любовь 183 Меткое указание на главную суть христианского праздника, песни в честь его. Издревле служба праздника от обычной отличалась сплошным пением всего (в западной церкви – даже Евангелия), почему называлась «песненным ( σματικ) последованием». 184 πανγυρις – всенародное собрание, наиболее торжественный праздник, на который собирался народ со всей страны (так назывались, напр., Олимпийские игры, Панафинеи и т. п ; ср «восплещем»). 188 κκκινου – багряное, багряница не названа ее обычным именем (порфира), т. к в данном случае ей дано необычное, посмеятельное употребление 199 Обычное окончание стихир, но по отношению к Кресту звучит сильно и знаменательно (значение Креста и самого по себе для христианского мира)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Ряд работ, посвященных изучению греческих богослужебных книг и последований, опубликовал известный греческий источниковед, каталогизатор рукописных афонских библиотек Софрониос Евстратиадис (некоторое время – архиепископ Леонтополиса) 1153 . Крупной вехой изучения католическим богословием особенностей грековосточного богослужения стала научная деятельность иезуита о. Мигéля Αррáнца-и-Лоренцо (1930–2008). Начав свои восточные штудии с изучения Мессинского типикона (1967–1969), о. Арранц защищает в 1979 г. в Ленинградской духовной академии магистерскую диссертацию «Как молились Богу древние византийцы: Суточный круг Богослужения по древним спискам византийского Евхология» и затем более четверти века посвящает углубленным исследованиям греко-восточных богослужебных текстов. Основными темами научных исследований о. Арранца были Студийский устав, чинопоследования служб суточного круга в древнем константинопольском песненном последовании, византийские и древнерусские формуляры таинств и других чинов Евхология. Результаты его исследований, собранные даже в весьма скромном объеме в русском издании, составили 5 томов (M., 2003–2006). Из работ, посвященных историко-литургическим аспектам бытия Восточных Церквей, упомянем также исследования известного англиканского литургиста преподобного Ачдейла Артура Кинга (1890–1972) 1154 ; книгу бенедиктинца венгерского происхождения о. Станисласа (Стэнли Л.) Яки (1924–2009), преподававшего в ряде университетов Европы и Америки (главным образом, физику, но также и систематическое богословие), где освещается проблема литургических оснований экклезиологии 1155 ; работы бенедиктинца Шарля Рену (p. 1925) 1156 , специалиста по армянским литургическим рукописям (в частности, содержащим последование иерусалимской литургии) и армянской патрологии, опубликовавшего более 10 монографических исследований в серии Patrologia Orientalist профессора и заведующей кафедрой литургики (1992–2005) Тюбингенского университета Габриэлы Винклер 1157 (р. 1940); профессора-литургиста Армянской семинарии св. Нерсеса (США) о. Микаела Даниела Финдикяна 1158 и других специалистов, изучающих проблемы армянской 1159 , коптской 1160 , сирийской 1161 , маронитской 1162 , халдейской 1163 , малабарской 1164 , эфиопской 1165 литургических традиций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очевидно, ночные часы, дневныя почасия, Псалтирь с покаянными тропарями и молитвами, а также нынешний чин 12 псалмов являются лишь разновидностями, или особыми ветвями одной и той же системы, одного и того же «правила псалмопения». Особенность последования тропарей и молитв после кафизм состоит лишь в том, что вместо избранных псалмов здесь полагается рядовое чтение целой кафизмы, и таким образом каждая кафизма со своими тропарями и молитвами соответствует отдельному последованию из круга почасий. III. Взаимоотношение келейных и церковных служб 10. Круг междочасий Келейный чин 12-ти псалмов вошел в богослужебное употребление при господстве древней системы трипсалмных, или – точнее – трехъантифонных суточных служб церковно-песненного строя: часов, вечерни, повечерия и утрени с полунощницей. Существуя рядом, чин 12-ти псалмов, как младший, естественно должен был стать в зависимое, подчиненное отношение к старшим, соборно-песненным службам. И вот наряду с главными суточными службами, или часами, появляются службы второстепенные, или междочасия, иначе – почасия. Кроме дневных и ночных почасий, в древних памятниках встречаются и «почасия повечерия». Есть основания предполагать, что были также почасия вечерни и утрени; по крайней мере, лежащие в основе почасий келейные «каноны дневных и ночных псалмов» различают особые псалмы утренние (ρϑοινο) и вечерние (λυχνικο). – Таким образом все без исключения основные суточные службы имеют соответствующие почасия, развившиеся на основе чина 12-ти псалмов и образовавшие особый параллельный круг суточных служб келейного характера. На первом месте в круге почасий следует поставить междочасия, или почасия дневных часов; эти почасия как по форме, так и по содержанию ближе других последований находятся к чину 12-ти псалмов, составляя в сущности его разновидность. Что касается формы, то она совершенно тожественна как в чине «ночных часов», или чине 12-ти псалмов в более тесном смысле, так и в чине дневных почасий, являющихся ближайшим выражением того же чина 12-ти псалмов. – В свою очередь и содержание ночных часов и дневных почасий, или их состав, настолько совпадает, что может быть сведено к полному тожеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010