Тенденциозность адвентистов, сказавшаяся при переводе, в частности, вышеуказанных стихов, косвенно подтверждается тем фактом, что некоторые места Нового Завета под редакцией М.П. Кулакова, изданного еще в 2000 году, вызвавшие особо острую дискуссию, в издании полной Библии были все же изменены. Так, Деян. 20:7 в Синод. выглядит так: В первый же день недели [ν δ τ μι τν σαββτων], когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. Перевод Нового Завета М.П. Кулакова 2000 года: «В субботу вечером [ν δ τ μι τν σαββτων], когда мы собрались для преломления хлеба, Павел, который готовился на следующий день отправиться в путь, начал беседу, которая продлилась до полуночи» (при этом к данному стиху имелось примечание: «Или: в воскресенье вечером; букв.: один (день после) субботы/недели»). В Интернет-пространстве против данного перевода как защищающего взгляд адвентистов на то, что первые христиане свято соблюдали субботу, совершая в этот день Евхаристию, последовало выступление 44 . В вину М.П. Кулакову ставилось, что он, переводя идентичную конструкцию (ν δ τ μι τν σαββτων) в Мк. 16:2 , Лк. 24:1 , Ин. 20:1 , следовал Синод.: в первый же [день] недели, а в Деян. 20:7 почему-то употребил «в субботу вечером». В полном издании Библии НЗК Деян. 20:7 выглядит уже так: «в первый день недели, когда мы собрались…» (в примечании дано: «Т.е. в воскресенье»). Точно так же дело обстоит и с 1Пет. 3:19–20 – трудным местом для адвентистов, поскольку в нем недвусмысленно говорится о загробной жизни умерших (см. также Деян. 2:27, 31 ). Перевод Нового Завета М.П. Кулакова 2000 года: «Таким и ходил Он, когда проповедовал тем, чей дух погибал в темнице греховного мира, тем, кто был непокорен во дни Ноя». Синод.: которым [духом] Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя. Видно, что нет никакой возможности истолковать текст перевода М.П. Кулакова в духе святоотеческой традиции 45 . После очередных нападений на новый перевод в полной Библии НЗК адвентисты уже поместили: в котором [в духе] и духам в темнице Он ходил проповедовать – тем, кто был непокорен во дни Ноя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/perevod-...

После этого и для апостолов первый день недели сделался днем особенно знаменательным, истинным праздником, даровавшим им радостный, душевный покой, почему мы видим их в следующую неделю опять собранными не в субботу, а в этот день, для молитвы и прославления воскресшего Господа ( Ин.20:26 ). 14) Второе явление Христа всем ученикам было после восьми дней ( Ин.20:26 ), т.е. не в первый день второй недели, а в понедельник, быть может, даже во вторник. Семь дней после первого явления приведут к следующему воскресенью; восемь дней приводят ко дню после воскресенья, или понедельнику. Следовательно, второе собрание учеников было не в воскресенье. В Священном Писании обычно в счет дней входит тот день, с которого начинается счет, и тот день, которым он оканчивается, при чем часть дня считается за целый день. Так напр., о воскресении Христовом сказано: «надлежит... в третий день воскреснуть» ( Лк.24:7 ; Мф.16:21 ), «после трех дней воскресну» ( Мф.27:63 ). В счет трех дней, как известно, вошли: часть пятницы, суббота и часть первого дня недели, так как Иисус Христос умер в девятый час пятницы ( Мф.27:46–50 ), т.е. в три часа пополудни, а воскрес по прошествии субботы, в начале первого дня недели ( Мф.28:1–6 ; ср. Лк.23:54, 24:1 ). Выражение «после трех дней воскресну» означает «в третий день», а если согласиться с сектантским счетом, то окажется, что Иисус Христос воскрес в четвертый день, т.е. в понедельник (?!). Аналогичное место приведенному из Евангелия от Иоанна ( Ин.20:26 ) находится в Евангелии от Луки. Повествуя о преображении Господнем, евангелист Лука говорит: «после сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» ( Лк.9:28 ); евангелист Матфей о том же пишет: «по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую» ( Мф.17:1 ; ср. Мк.9:3 ). В числе восьми дней евангелист Лука считает день, когда Господь произнес только о шести целых днях. Следовательно, слова «после восьми дней» нужно слова ( Лк.9:23–27 ), шесть целых дней, протекших в промежутке между указанными событиями и день, в который совершилось преображение Господне; евангелист же Матфей упоминает понимать в смысле «при исходе восьмого дня, вечером восьмого дня, в восьмой день».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Когда же приду, то которых вы изберете, тех отправлю с письмами для доставления вашего подаяния в Иерусалим» ( 1Кор.16:1–3 ). Так первый день недели выделялся у христиан во времена Апостолов из среды других дней, как день усиленного сбора подаяний для неимущих братий по вере. – Но какой же тогда покой в первый день недели, когда в этот день производились сборы? – возразил Петр. – Добрыми делами на пользу ближних никогда, Петр, покой не нарушался. Это мы видим из жизни Христа ( Мф.12:10–13 ; Лк.13:12–13, 14:4 ; Ин.9:7, 5:2–9 ); и из Его ответа фарисеям: «в субботы можно делать добро». Только фарисеи соблазнялись делами милосердия в дни покоя. Сверх того, ап. Павел говорит не о публичных сборах, хотя и такие сборы отнюдь не нарушили бы покоя священного дня, а только о том, чтобы каждый отлагал у себя и сберегал, сколько позволить ему состояние. – Но если этими приношениями освящался первый день недели, то почему ап. Павел не приурочил их к богослужебным собраниям христиан в тот же день, а повелел производить их дома «у себя», т. е. частно? – снова вопросил Петр. – Да потому, Петр, чтобы такими приношениями не нарушить порядка или тишины самих молений, что случилось бы при массе приношений. И потому еще, чтобы все участвовали в молении, тогда как при иной обстановке дела некоторым пришлось бы все время провести в приеме и сортировании приношений. Да и каждый у себя в доме мог лучше сберечь свои приношения. Словом, такой способ сбора подаяний нашел наилучшим сам ап. Павел. Посему нам нечего критиковать ап. Павла. Для нас важно лишь то, что такие подаяния были приурочены к первому дню недели и, следовательно, назывались воскресными. А что добрыми делами освящается, а не пятнается покой дня, так об этом и Христос не раз говорил, и спорить об этом пристойно только фарисеям. В одном из псалмов пророк Давид восклицает: «славлю Тебя, что Ты услышал меня и сделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, сделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» ( Мф.26:17–20 ). По этому рассказу и рассказам евангелистов Марка («в первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его» и т. д., Мк.14:12 ) и Луки («настал день опресноков, в который надлежало заклать пасхального агнца, и послал Иисус» и т. д., Лк.22:7 ), с первого взгляда, кажется, что ученики, как и все евреи, приготовили и ели пасху в пятницу 14 низана вечером после солнечного заката – минута, с которой начинался праздник; что Иисус был схвачен в ночь с пятницы на субботу, был распят и погребен в этот последний день. Но что дело не могло произойти таким образом, и что указанные тексты должно истолковывать в смысле более обширном, это доказываю те же самые евангелисты: в самых точных выражениях они свидетельствуют, что Иисус был погребен в день приготовления к празднику, т. е. в пятницу до солнечного заката ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ). Значит, Он со Своими учениками совершил пасху в четверг вечером. Евангелист Иоанн ставит это вне всяких сомнений: «было утро, и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин.18:28 ), т. е. с вечера этого дня они должны были начинать свой великий праздник. Господь Иисус был распят в этот самый день: «но как тогда была пятница, то иудеи» и т. д. ( Ин.19:31 ). И так совершенно ясно, что Господь Иисус совершил пасху в четверг, 13 низана, что могло соответствовать 29 марта. Отсюда время и порядок событий. В Субботу, за шесть дней до Пасхи, 8 низана (24 марта), Господь Иисус был в Вифании, здесь и ночевал. В первый день недели (теперь вербное воскресенье), утром, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим; день провел в храме; вечером в Вифанию, где и ночевал. Во второй день недели (теперь понедельник страстной недели), утром, из Вифании возвратился в Иерусалим; день провел во храме; на ночь удалился в Вифанию. В третий день недели (теперь вторник) утром, возвращаясь в Иерусалим, беседовал с учениками на горе Масличной; часть дня провел в храме и оставил его навсегда; затем беседовал с учениками по выходе из храма, и в беседе с ними провел ночь на горе масличной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

8, стр. 378). 3. Об освящении и покое воскресного дня I. Воскресный покой с исторической стороны. Вслед за рассказом о сотворении мира, в Библии говорится: «так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт.2:1–3 ). Здесь указано основание для счисления времени неделями, которое, несомненно, с этих пор и вошло в употребление, – здесь указан и образец для такого провождения дней недели. Неужели всемогущий Бог подвержен усталости и нуждается в отдыхе? Очевидно, Бог таким распорядком Своей творческой деятельности и покоя подал людям пример, чтобы и они шесть дней трудились, а в седьмой прекращали свои дела. Но не в одном только покое отличие седьмого от прочих дней недели: Бог не только почил в этот день, но и благословил его, а это значит, что он есть день святой или священный, т. е. такой, который человек должен посвящать Богу. Таким образом, седьмой день, как праздник, есть: а) непосредственное установление Божие, б) установление первобытное и в) установление необычайно важное, потому что напоминает о таком важном деле, как завершение творения мира, отчего и самый день седьмой далеко выдвигается из ряда других дней. Самое название свое седьмой день получил от того, что слово суббота на еврейском языке значит покой. Замена эта произошла вскоре же после воскресения И. Христа, которое и послужило для этого основанием. Празднование воскресного дня началось с апостолов. В книге «Деяний св. апостолов» рассказывается, что ученики апостольские и вместе с ними ап. Павел собрались для преломления хлеба в первый день недели ( Деян.20:7 ), т. е. они причащались в воскресенье, которое есть первый день недели, как это делали и все христиане в первенствующей церкви. Значит, в воскресенье совершалось общественное богослужение. В первом послании к коринфянам апостол Павел убеждает раздавать в воскресенье милостыню (XVI, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лука (23:56), а другие — уже " по прошествии субботы " , то есть вечером в субботу (Марк. 16:1) В разных выражениях затем говорят Евангелисты о времени прихода мироносиц ко гробу. Св. Матфей — " По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели " ... Св. Марк — " весьма рано, в первый день недели,... при восходе солнца " ... Св. Лука — " В первый же день недели, очень рано " ... Св. Иоанн — " В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно " ... Таким образом, все эти указания времени совпадают, говоря только о разных моментах наступления утра, из чего видно, что жены-мироносицы не все сразу пришли в одно и то же время. Более всего отличается от других Евангелистов описание св. Иоанна, что и понятно, ибо он, как и всегда, опускает рассказанное первыми тремя Евангелистами и восполняет их повествования тем, что относится только к Марии Магдалине и двум ученикам. Из снесения повествования всех четырех Евангелистов получается полная картина всего происшедшего. Конечно, описанное только у св. Матфея землетрясение, вследствие схождения Ангела Господня, отвалившего камень от дверей гроба, было еще до прихода жен-мироносиц. Значение его в том, чтобы обратить в бегство стражей и показать гроб пустым. Господь воскрес до этого, как и поется об этом в наших церковных песнопениях: " Запечатану гробу, живот [Жизнь] от гроба воссиял еси, Христе Боже… " (тропарь в неделю Фомину). " Господи, запечатану гробу от беззаконников, прошел еси от гроба, яко же родился еси от Богородицы: не уразумеша, како воплотился еси бесплотнии Твои ангели; не чувствоваша, когда воскрес еси, стерегущии Тя воины… " (стихира на хвалитех на воскресной утрене 5 гласа). Поэтому совсем не отвечает действительности изображение воскресения Христова, распространившееся и у нас в последнее время, под влиянием Запада, — камень отвален, Христос выходит из гроба, а воины в страхе падают ниц. Ангел сошел с небес и отвалил камень уже после того, как Христос воскрес. Это привело в трепет и оцепенение стражей, бежавших затем в Иерусалим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнано семь бесов ( Марк. 16:9 ). События, относящиеся к живоначальному и преславному воскресению, различно описали св. Евангелисты, не означая 14 часа воскресения Христова, потому что это неизвестно и совсем недоведомо людям, а передавая только о различных явлениях Воскресшего. Но тут богоглаголивый Марк людям, которые не довольно внимательно читают, представляется указывающим самый час воскресения. Ибо говорит: «воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине». Как будто говорит, что в самое утро первого дня недели воскрес Господь, что, однако дерзновенно было бы принять и далеко от истины. Но если разметим речь строчными знаками 15 , то обоюдность устранится. Потому что так нужно читать: «воскресши, рано в первый день недели Иисус явился сперва Марии Магдалине». Не о времени воскресения говорит, а о времени явления мироносице Магдалине, каковое яснее описал сын громов, когда, то есть, Мария, увидя Господа, сочла Его за садовника ( Ин. 20:15 ). Что изложил Иоанн более обширно, на то Марк указал слегка. Но не Марк только, а и Лука святой сказал, что Магдалина прежде одержима была семью бесами, которых изгнал Господь ( Лук. 8:2 ). Но та, которая прежде одержима была бесами и страстям демонским покорствовала, исцеленная Христом, сделалась Его ученицею и сподобилась такой благодати, что сделалась благовестницею для самих апостолов и мужественным духом превзошла слабость женской природы. Тогда как ученики из опасения от Иудеев скрылись, она не переставала наведываться к живоносному гробу, ища тела Владыки и плача от сильной скорби. Посему и удостоилась первою видеть, Воскресшего, и услышать радостный голос, и быть благовестницею о воскресении. Но мысли собрания апостольского так были омрачены страхом, что все говоримое Мариею они считали незаслуживающим веры. Она пошла, говорит Евангелист, и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим. Но они, услышав, что Он жив, и она видала Его, не поверили.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/feofana...

И когда наступило утро пятницы, они настойчиво обвиняли Его пред Пилатом 749 ; ничего истинного они не могли представить против Него и потому произнесли ложное свидетельство и требовали от Пилата смертной казни; и они распяли Его также в пятницу. Шесть часов страдал Он в пятницу 750 , и эти часы, в которые Господь наш висел на кресте, считаются за день. Далее, после этого была тьма три часа 751 , и она считалась за ночь, и снова три часа от девятого часа до вечера – за день, и потом ночь страстной субботы (суббота). В Евангелии же Матвея написано так 752 : «Вечером в субботу, при наступлении первого дня недели (воскресения), пришли Мария и другая Мария Магдалина, чтобы видеть гроб. И произошло великое землетрясение, ибо сошел ангел Господень и отвалил камень»: И далее – день субботы (суббота) и три часа ночи после субботы, в которые Господь наш почивал (и потом воскрес) 753 . И исполнилось то, что Он сказал 754 : «Сын Человеческий должен пребыть в сердце земли три дня и три ночи 755 , как написано в Евангелии. И еще у Давида написано 756 : «Вот ты установил дни мои по мере» 757 . Ибо эти дни и ночи были S 89/CA V. 15///коротки, потому так и написано. Итак в ночь, так как наступило воскресение, явился Он Марии Магдалине 758 и Марии/дочери Иакова и на рассвете в воскресение вошел Он к Левию 759 , а потом явился и нам.///Нам Он сказал, научая нас 760 : вы поститесь эти дни не ради Меня, разве Я нуждаюсь в том, чтобы вы мучили ваши души? Но вы сделали это ради ваших братьев и должны это делать в эти дни, чтобы вы всегда постились в четвертый (день) недели (среду) и в пятницу. Как написано у Захарии 761 : «Пост в четвертый (день) и пост в пятый (день)», то есть в пятницу. Ибо в первый день недели (воскресение) недозволительно вам поститься, это – день Моего воскресения; поэтому воскресение не включается в число постных дней страданий, а они считаются от второго дня недели (понедельника), что составляет, пять дней: «Итак, для дома Израилева должен быть пост в четвертый день, пост в пятый день, пост в седьмой и пост в десятый (день)» 762 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Ибо это ночь, в которую сыновья Израиля кровью агнца были выведены из Египта, и также ночь, в которую Воскресением Христовым весь народ Божий избавлен был от вечной смерти. Потом, на рассвете Господнего дня, им следует отметить первый день пасхального праздника, поскольку в этот самый день Господь явил славу Своего Воскресения, когда ученики Его возрадовались Божественному откровению. Также это первый день опресноков, о чем ясно сказано в Левите:»В первый месяц, в четырнадцатый день месяца Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки. Первый день да будет у вас славнейшим и святым» . Теперь, когда ясен католический способ исчисления, становится ясно и то, как неправы те, кто без надобности предпочитают опережать пределы, установленные законом, или отставать от них. Ибо те, кто считают, что пасхальное воскресенье должно приходиться между четырнадцатым днем первого месяца и двадцатым днем луны, без необходимости опережают срок, отмеченный в законе; поскольку они начинают празднование святой ночи вечером тринадцатого дня и таким образом делают этот день началом их Пасхи, не согласуя это с законом. Когда они отказываются праздновать Господню Пасху в двадцать первый день месяца, то ясно, что они обделяют славой день, который закон не раз называет более славным, чем прочие. По такому превратному толкованию они порой весь праздник относят ко второй неделе, и в то же время он никогда не приходится на седьмой день третьей недели. Те же, кто считает, что Пасха должна отмечаться с шестнадцатого дня того же месяца до двадцать второго дня, не менее неправы, сворачивая с прямого пути истины в противоположном направлении и избегая кораблекрушения у Сциллы лишь затем, чтобы потонуть в водовороте Харибды . Они учат, что Пасха начинается с восходом шестнадцатого лунного дня первого месяца, то есть вечером пятнадцатого дня, и таким образом полностью исключают четырнадцатый день луны, который закон именует первым и наиглавнейшим. Соответственно они едва затрагивают вечер пятнадцатого дня, в который народ Божий был освобожден из египетского рабства и в который Господь Своею кровью освободил мир из тьмы греха и был погребен, оставив нам надежду на блаженный отдых после смерти. Эти люди в самих себе получают возмездие за свое заблуждение , относя день Пасхи на двадцать второй день луны и нарушая тем самым его законные пределы, поскольку начинают Пасху вечером того дня, когда по установлению закона она должна быть закончена и завершена; также и первый день Пасхи они относят ко дню, о котором ничего не говорится в законе, а именно к первому дню четвертой недели. К тому же те и другие ошибаются как в определении и исчислении возраста луны, так и в нахождении первого месяца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Празднование воскресного дня в Троаде, воскрешение Евтиха и путешествие до Милита (Толкование к ст. 7–16) «В первый же день недели, – говорит историк, – когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи» ( Деян. 20, 7 ). Это «слово» было, вероятно, разговор, касавшийся главным образом апостола, но не речи, говоренные им, – по крайней мере, так заставляет думать греческий текст стиха. Первые слова приведенного стиха имеют большое историческое значение. Еще прежде Павел советовал Коринфянам – в каждый первый день недели отлагать в общее хранилище – кто что может. Можно полагать, что приведенные слова относятся к празднованию воскресного дня, хотя в них и нет прямого указания на то; и если оно есть, то – первое, какое встречается у апостола. Непризнающие празднования воскресного дня или, по крайней мере, отвергающие идею его божественного и апостольского учреждения ссылаются на те места, в которых апостол говорит о различии дней недели, как остатке иудейства. Но из них нисколько не видно, чтобы Павел говорил здесь главным образом о принципе субботы, как дня, посвященного Господу: он говорит здесь о различии дней недели вообще. Если бы Павел захотел отметить принцип, то высказался бы ясно на этот предмет, так как дело это было весьма важное, и иудействующие воспользовались бы им, чтобы обличить Павла, а между тем мы не видим этого. Празднование субботы не было таким постановлением, которое должно было пасть пред Евангелием: оно было определено одной из десяти заповедей. Что сделал Иисус Христос по отношению к 10 заповедям? Одно из них Он дополняет еще более строгими правилами, напр., запрещение убийства Он распространяет и на запрещение ненависти; заповедь запрещает любодеяние, а Спаситель относит к ней и похотливый взгляд на женщину. О других, не требовавших изменения, Он ничего не говорит. Иные же, как заповедь касательно субботнего дня, Он освобождает от второстепенных и лишних формальностей, освященных законом и преданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010