«Господи! отверзи уста моя, и они возвестят хвалу Твою» ( Пс. 50:17 ). Потом самые псалмы, из которых выпишу несколько стихов, чтобы еще яснее были видимы смысл и значение шестопсалмия. «Господи! Как много у меня врагов! Многие восстают на меня, многие говорят о душе моей: нет ему спасения от Бога. Но Ты, Господи, щит, охраняющий меня». ( Пс. 3:2–4 ). «Я ложусь, сплю и встаю, ибо Господь ограждает меня». ( Пс. 3:6 ). «Господи! не во гневе Твоем обличай меня и не в ярости Твоей наказывай меня». ( Пс. 37:2 ). «Беззакония мои покрыли голову мою, как тяжелое бремя тяготят меня. Я согбен и поник чрезмерно, весь день хожу мрачен, ибо внутренности мои наполнились огнем, и нет здравого места в теле моем. Я изнемог и весьма расслаблен, кричу от терзания сердца моего. Господи! пред Тобою все желания мои и вздох мой не сокрыт от Тебя. Сердце мое сильно бьется, оставила меня сила моя, и света очей моих, и того нет у меня». ( Пс. 37:5, 7–11 ). «Я сознаю вину мою, сокрушаюсь о грехе моем ( Пс. 37:19 ). Не оставь меня, Господи Боже мой, не удались от меня. Поспеши на помощь мне, Господи Спаситель мой!» ( Пс. 37:22–23 ). «Боже! Ты мой Бог, к Тебе утреннюю, жаждет Тебя душа моя, томится по Тебе плоть моя в земле сухой, жаждущей, безводной» ( Пс. 62:2 ). «Воспоминаю о Тебе на постели; во все ночные стражи размышляю о Тебе. Ибо Ты помощь моя и в тени крил Твоих я веселюсь» ( Пс. 62:7–8 ). «К Тебе прилепилась душа моя, десница Твоя держит меня». ( Пс. 62:9 ). Повторением этих трех стихов и троекратным аллилуиа – Слава Тебе Боже – заключаются первые три псалма. Славословие пр. Троицы (Слава Отцу и Сыну и Св. Духу и пр.) переход к следующему трехпсалмию. «Господи Боже, Спаситель мой! Днем вопию и в нощи пред Тобою. Да внидет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к воплю моему. Ибо душа моя пресытилась бедствиями, и жизнь моя доходит до преисподней». ( Пс. 87:2–4 ). «Око мое истощилось от горести; взываю к Тебе, Господи, весь день, простираю к Тебе длани мои» ( Пс. 87:10 ). «Я к Тебе, Господи, взываю, и рано молитва моя сретает Тебя» ( Пс. 87:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Господь зовёт нас не для того, чтобы мы дали Ему ветви распустившихся деревьев, которые мы держим в руках, или одежды наши, подобно евреям. Он зовёт нас дать Ему другие одежды и другие ветви. Совершив воскрешение Лазаря, Господь идёт в Иерусалим, и первыми встречают Его те, кто чист сердцем, те, для кого установлено Царствие Небесное. Только тот, кто умалится, как дитя, войдёт в него.      . Пустите детей приходить ко Мне ( Лк. 18:16 ), – говорит Господь, и дети первые почувствовали любовь Его к ним и воспевают Ему осанну. А за ними – и народ, воспламенившись от детских голосов. Тот народ, среди которого Он творил чудеса, изгонял бесов, очищал от проказы. Этот самый народ вспоминает всё это и в порыве радости приветствует Его, срезает ветви и расстилает их на Его пути, а кто не может срезать, тот кладёт свои одежды. А Господь, когда увидел Иерусалим, куда Он направлялся, заплакал о нем, сказав: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему ( Лк. 19:42 ). Господь плакал, плакал о том, что не узнали времени посещения Его. Он плакал о людях Ветхого Завета, которые, хотя сами и проповедовали о Мессии и пели ныне осанну, но не были просвещены Светом и не могли в своей гордости принять того Света, Который просветил всех людей. «Грядый Господь на вольную страсть» 324 . Этого они не знали, а мы ныне знаем. И собрались мы сегодня не для того, чтобы встречать Его как Царя, торжественно грядущего во Иерусалим, но как идущего на Крест. «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних» 325 . Вот наша осанна, вот как мы должны Его ныне прославлять. А мы как? А вот мы думаем, что собрались, чтобы петь Ему, как отроки: «И мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием» 326 . Но, братья и сестры, многие из нас и так не могут воспевать, многие и сейчас находятся в состоянии, в котором далеко отстоят от еврейских отроков. Святая Церковь через богослужение зовёт нас не к этому, а к иному, и второй тропарь, который мы мало слышим и который зачастую не поётся, раскрывает наше истинное состояние: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Господь сказал Моисею, что Он из книги Своей изгладит того, кто согрешил пред Ним; и, повелевая Моисею вести народ в обетованную землю, дал заметить, что с этого времени Сам Он не будет сопутствовать им Своим особенным благоволением. Народ, услыхавши эту угрозу, зарыдал; все возложили на себя печальные одежды. Покаяние Израильтян было искреннее; Моисей усугубил свои молитвы: и Бог возвратил им Свое благоволение, и повторил Свое прежнее обещание идти пред народом. Моисей простер свое молитвенное дерзновение до того, что просил у Господа показать ему славу Свою, то есть, он желал видеть присутствие Божие не в образах или символах, но в самой действительности. Господь сказал ему: «лица Моего (существа Моего) нельзя человеку видеть и остаться в живых: но Я проведу пред тобою всю благость Мою, и провозглашу пред тобою имя Иеговы. Есть у меня место: где ты станешь на скале. Когда будет проходить слава Моя, Я скрою тебя в расселине скалы, и пока не пройду, буду держать над тобою руку Мою. Потом сниму руку Свою: тогда ты увидишь Меня сзади (явственный след Божия присутствия, но лице Мое (существо Мое) не откроется тебе. (Между тем), ты вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним: Я напишу на них те же слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил. И завтра взойди ко Мне на вершину Синая». Моисей исполнил, что повелел ему Бог: вытесал скрижали, по подобию прежних, и рано поутру взошел с ними на вершину горы, совершенно один. Тогда Господь сошел в облаке, остановился близ него и провозгласил имя Иеговы. И когда Господь проходил, Моисей слышал следующие слова, возвещающие о благости Божией: «Иегова, Иегова – Бог благосердный и милостивый, долготерпеливый, богатый милостью и истиною, сохраняющий милость в тысячи родов, снимающий беззаконие, преступление и грех , но не почитающий виновного наравне с невинным, наказывающий беззаконие отцов в сынах, и в сынах сынов до третьего и четвертого рода». Моисей тотчас же пал на землю и поклонился Богу. Бог подтвердил ему завет, обещая перед всем народом сделать такие чудеса, каких не бывало на всей земле; запретил вступать в союз и в родственные связи с языческими жителями Ханаанской земли; повелел разрушить там все памятники идолопоклонства; назначил всему мужескому полу являться три раза в году перед лице Господа: в праздник Пасхи и опресноков; потом, через семь седмиц, в праздник пятьдесятницы, при начале жатвы пшеницы; наконец, в праздник собирания плодов в конце года; и определял первые плоды земли приносить к тому месту, где открыто будет общественное Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Да, по мнению гражданина РФ А.И.Алексеева, 1968 года рождения, историка по образованию, можно принадлежать к кружку еретиков-жидовствующих из корыстных побуждений, а не из религиозных мотивов. НО, где Вы прочитали, что при этом участник (пусть и из корыстных побуждений) подобного кружка жидовствующих еретиков сам не станет еретиком?! А.И.Алексеев этого не говорит - ЭТО ВАШИ СЛОВА! Не надо выдавать желаемое за действительное! Участники секты жидовствующих, вне зависимости от мотивации их членства в данной секте, кощунствовали над Таинствами Церкви, Ее Праздниками и Богослужениями, глумились над Святынями (крестом, образами, мощами), возводили хулу на Бога, Богородицу и Святых Угодников, злословили Веру, развращали окружающих, вовлекая их в свою ересь. После такого, даже прожженный циник и корыстолюбец не мог не стать еретиком, добровольно отлучившим себя от Церкви и Православной Веры. А об участии Зосимы Брадатого в подобных шабашах жидовствующих писал еще Митрополит Макарий (Булгаков) (см. цитаты выше), а также многие другие историки Церкви: профессор А.В.Карташев, профессор В.И.Петрушко и другие. И первые строки Первого Псалма Святого царя-пророка Давида Псалмопевца здесь как раз к месту: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс.1:1) А еще, слова Святого Апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.» (2Кор.6:14—17) " И - да - это же касается и " музея атеизма " , на который работал Лурье. Быть атеистом, еще не значит быть антицерковником. Впрочем, если Вы не способны отличить воинствующих безбожников вроде Никонова с Невзоровым от неверующего гуманитария Лурье - это Ваши проблемы, а уж никак не науки. "

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/12/im...

Дав повеление строить храмы, Господь указал и на значение их, как местах особого присутствия Его. Так, когда скиния была устроена, то «покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» ( Исх. 40:34 ); равным образом, когда был построен храм Соломонов и в него был внесен ковчег завета, то «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8:10–11 ). После же освящения храма Господь явился Соломону и сказал: «Я услышал молитву твою... Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9:3 ) Ввиду такого значения храма не только ветхозаветные праведники, но и Сам Христос и Его св. апостолы относились к нему с глубоким почтением и благоговением. Давид, напр., говорил: «одного просил Я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» ( Пс. 26:4 ); «я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму твоему в страхе Твоем» ( Пс. 5:8 ). Спаситель во время Своей земной жизни часто посещал храм иерусалимский (Мф. 26:55; Лк. 19:47 ), смотрел на него, как на место присутствия Божия, почему говорит: «клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф. 23:21 ), и, видя его осквернение торжниками, изгнал последних, сказав: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мк. 11:17 ; ср. Лк. 19:40 ; Мф. 21:18 ; Ин. 2:16 ). Апостолы после воскресения Христова «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк. 24:53 ; Деян. 2:46 ); ап. Павел также приходил «в Иерусалим для поклонения» ( Деян. 24:11 ) «и молился в храме» (–22:17). Относясь с уважением к иерусалимскому храму и посещая его, апостолы, а затем и первые христиане собирались для совершения богослужения в особо назначенные и приноровленные для того дома ( Деян. 12:12 и др.), которые назывались церквами ( Деян. 11:26 ) и строго отличались от обыкновенных жилищ, так что, кто позволял в них обыкновенные действия, подвергался обличению ( 1Кор. 11:18,22; 14:34,35 ). Впоследствии христиане стали собираться в катакомбах, где были устроены особые подземные церкви или храмы, сохранившиеся доселе, по образцу которых, между прочим, и начали устраиваться храмы Божии. Эти храмы будут существовать у христиан до конца мира и второго пришествия Христова, так как ап. Павел пишет, что «в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ), антихрист, который явится пред вторым пришествием Христовым и будет убит Господом Иисусом Христом (–ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Дела Мессии. В Мал. 3:1 пророчествуется о власти Мессии рас поражаться храмовым богослужением, которую Иисус проявил дважды, изгнав торгующих из храма в начале и конце Своего служения: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф». В Мф. 21:12–13 рассказывается, что «вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников». Среди многих псалмов, соотносимых со служением Иисуса, есть стих Пс. 117:22 , где предрекается, что Мессия будет отвержен Своим народом: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла». Именно этот стих неоднократно цитируется в Новом Завете. Например, Пётр пишет: «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих – камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла» ( 1Пет. 2:7 ; ср. Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ; Деян. 4:11 ). Страдания и смерть Христа. Во всём Писании одно из самых удивительных пророчеств о Христе – это Ис. 53:2–12 . Это точнейшее описание страданий и смерти Иисуса исполнилось во всех подробностях и в самом буквальном понимании (см. Мф. 6–27 ; Мк. 15–16 ; Лк. 22–23 ; Ин. 18–19 ). Исаия предсказал двенадцать особых обстоятельств в страданиях Мессии, и все они совпали с реальностью. Иисус: 1) был отвержен; 2) был мужем скорбей; 3) изведал болезни; 4) был презираем; б) понёс наши болезни; 6) был поражаем и уничижен Богом; 7) был мучим за наши беззакония; 8) изъязвлён за грехи наши; 9) страдал как агнец; 10) умер со злодеями; 11) был безгрешен; и 12) молился за других. Ещё одно подтверждение буквального характера предсказаний в главе Ис. 53 состоит в том, что до времени Христа иудейские толкователи обычно понимали её как пророчество об иудейском Мессии (см. Driver). И только после того, как первые христиане стали во всём объёме пользоваться апологетическими достоинствами этого текста, в раввинистическом учении он стремительно превратился в описание страданий еврейского народа. Такое прочтение выглядит маловероятным с учётом стандартного для Исаии способа обозначения еврейского народа посредством местоимений в первом лице множественного числа («мы», «наш» и т.п.), тогда как о Мессии говорится исключительно с употреблением местоимений в третьем лице единственного числа – как в главе Ис. 53 («Он», «Его» и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Для некоторых есть и теперь, как и в первые времена христианства, то же самое поприще для стяжания венца исповедника и мученика: тьма НЕВЕРИЯ И ЛЖЕВЕРИЯ и теперь еще облегает со всех сторон Царство Христово. «Ежели для славы, чести и наследия НАЧАЛЬСТВОВАТЬ , то и сам, и подчиняемые бедственно погружаются от волнения страстей» (преподобный Макарий Оптинский ). НАРУЖНОЕ усиливает внутреннее. Блаженный Августин сказал: «Душевные чувства побуждают человека молиться и наружно произносить слова молитвы, креститься, становиться на колени и так далее, а эта наружная сторона усиливает душевные чувства. Впрочем, надо знать, что наружное богослужение (слова и действия) не имеет цены перед Богом, если оно не исходит от сердца, если не выражает духовных и душевных чувств». Не желайте НАЧАЛЬСТВОВАТЬ над душами, не приобретши бесстрастия, дабы не погубить себя и других. О НАУКАХ . Божия наука делает человека мудрым: лучше знания, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с ней. Она содействует спасению человека. Познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:32 ). Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя ( 1Тим.4:16 ). О НЕВИДИМОМ . Кроме видимого неба есть невидимое телесными глазами небо, на котором живет Бог, Его Ангелы и все святые. Например, в двенадцатой главе книги царств Давид ясно выражает, что надежда вновь увидеться со своим умершим сыном служит для него обильным источником утешения. НИЩЕТА духовная – принадлежность сердца незлобивого. Слово к НИЩИМ . Не имея дневного пропитания и пристанища, вы ходили там и здесь, в праздники – из храма в храм; и нигде не останавливались в продолжение всего богослужения, становились у дверей церковных не по страху или стыду стать ближе к алтарю, а по опасению пропустить кого-либо из входящих или выходящих, не попросив милостыни; оттого ни богослужения, ни поучений церковных с должным вниманием не слушали заботясь о теле, оставляли душу свою нищей добрыми делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

«Души людей, падших в смертные грехи, и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящей жизнью покаявшихся, только неуспевших принести никаких плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним; что все Кафолическая Церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным, – души таких людей, по словам Церкви 428 , исходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь впрочем надежды облегчения от них. Облегчение же получают они, по бесконечной благости Божией, через молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силой бескровной жертвы, которую в частности приносит Священнослужитель для каждого Христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь ». Помянники Для поминовения усопших имена их пишутся в помянниках или синодиках, которые издревле называются диптихи (от слова δπτυχα или δς и πτσσειν), что с Греческого языка значит двойные или из двух частей составленные книги; потому что в них вписывались для поминовения при Богослужении имена живых, по Крещении, или присоединении их к Церкви, и имена умерших 429 . Начало этих книг жизни и смерти относятся к древним временам 430 . О книгах жизни и смерти, хотя в смысле духовном, упоминает в Откровении св. Иоанн Богослов: и увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Откр.20:12 ). О поименном поминовении умерших по диптихам, бывшим в первые времена Христианства, свидетельствует св. Епифаний Кипрский , живший в IV веке 431 . Так Православная Церковь издревле молится о спасении живущих и умерших, начертанных в книгах жизни и смерти. Коливо, или кутия При поминовении умерших Православной Церковью употребляется, по древнему обычаю, кутия, состоящая из зерен послащенных. Зерна знаменуют воскресение мертвых и жизнь будущего века. Ибо Сам Господь говорит: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ( Ин.12:24 ). Ап. Павел говорит: то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело ( 1Кор.15:36–38 ). Послащение зерен знаменует наслаждение благами вечной жизни 432 , которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор.12:4 ). Употребление кутии, или, что тоже, колива относится к древним временам Христианства. о нем упоминается в древних Богослужебных книгах 433 , и в житии Феодора Тирона, повелевшего в IV веке Епископу Евдоксию приготовить коливо для Христиан, во время первой седмицы св. Четыредесятницы, которую Юлиан отступник хотел было осквернить кровью идольских жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

е. Христос), еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; подите, охраняйте, как знаете». Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать. б) Часы великого пятка. – Последний день важен и в жизни каждого человека; тем более важен в жизни Богочеловека: поэтому все четыре евангелиста особенно занимаются описанием событий этого последнего дня. По указанию их, в нем преимущественно знаменательны и важны четыре времени: утро – время совета архиереев и старейшин иудейских, осудивших Господа Иисуса на смерть; час третий – время осуждения Его на суде Пилата; час шестой – время крестных страданий и час девятый – время смерти Господа и необыкновенных явлений в природе. Времена эти церковь освятила ежедневным воспоминанием, и, еще в первые века христианства, она учредила повседневную службу, известную под именем часов, которая состоит из псалмов, тропарей, кондаков и молитв, и которую иноки в обителях, а особенно пустынножители совершали по частям, отделяя для известного часа дня ту часть ее, которая соответствует ему своим наименованием и содержанием. Служба эта особенно важна, трогательна и поучительна в тот день, который своими чрезвычайными событиями и подал повод к установлению ее, т. е. в Великий пяток. Самое время этого дня – время смерти Богочеловека, невольно располагающее к скорби и сетованию, придает ей умилительный тон и необыкновенно высокое значение. К тому же и сама она в этот день в своем составе и отправлении имеет много особенного, как со стороны внешней, так и со стороны внутренней. Со стороны внешней она имеет высшую степень торжественности. В древней греческой церкви часы Великого пятка, равно как часы в навечерии Рождества Христова и Богоявления Господня, отпевались в придворной церкви в присутствие государя. Оттуда и получили часы эти название часов царских, которое они и ныне сохраняют в нашей православной церкви, потому что совершаются торжественно и посещаются нашими благочестивыми царями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Если в первые три века после Христа еженедельное, а то и ежедневное причащение было нормой христианской жизни, то это, очевидно, было следствием той напряженности духовного горения, которое наблюдалось в Церкви эпохи гонений. Ослабление евхаристического сознания непосредственным образом связано с общим понижением уровня духовной жизни в последующие века. Вполне естественно, что там, где возобновлялись гонения, где христиане оказывались в условиях, когда принадлежность к Церкви означала готовность на мученичество, и жили под угрозой смерти, Евхаристия вновь становилась средоточием христианской жизни. Так было в советской России после революции, так было среди тысяч христиан русского рассеяния, оказавшихся лишенными родины. И сейчас во многих русских приходах причащаются каждое воскресение. Кое-где, однако, еще сохраняется обычай редкого причащения. Подготовка к Причащению Подчеркивая, что никто не может быть  достоин  причащения, Святые Отцы, однако, постоянно напоминали о том, что всякий приступающий к таинству должен быть готов к встрече со Христом. Подготовка к причащению не должна ограничиваться чтением какого-то количества молитв и воздержанием от тех или иных видов пищи; в первую очередь готовность к причащению обусловлена чистотой совести, отсутствием вражды против ближних или обиды на кого-либо, миром в отношении всех людей: «…Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23-24 ). Препятствиями для причащения являются совершенные человеком тяжкие грехи, в которых необходимо покаяться на исповеди. В Русской Церкви принято причащаться натощак, так как тело человека должно быть предочищено постом. Причащение натощак является древней традицией, восходящей к той эпохе, когда Литургия перестала быть продолжением агапы (вечери любви) и превратилась в торжественное богослужение, совершаемое в утренние часы.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-ve...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010