1:11. «Вверено» – только «верному» (ст. 12) доверялись деньги или весть как посланнику и др. 1:12–17 Обращение раскаявшегося грешника, богохульника Осуждая лжеучителей (1:4–11), Павел никогда не изображал их как безнадежных грешников; хулителей должны были исключать из церковной общины (1:20), но Павел помнил, что и сам был некогда хулителем, но позднее был обращен в христианство. 1:12. Послания Павла церквам обычно начинались с благодарностей своим читателям (так же и во 2Тим. 1:3 ); это было принято в древних письмах. Павел также воздает здесь хвалу Богу (которая завершается в 1:17). Это, между тем, не обычная эпистолярная формула благодарения, которое следует после вступления (1:1,2). Возможно, речь идет об официальном деле, поскольку это формальное рекомендательное письмо для Тимофея. 1:13–15. В еврейских источниках богохульникам отводится место в аду (геенна). Хотя неведение в иудаизме никогда не освобождало от вины, оно смягчало вину человека; в еврейских текстах это относилось даже кязычникам, которые имели весьма смутное представление об истинном Боге. 1:16. И иудейские, и греко-римские учителя использовали примеры для иллюстрации своих мыслей. Иногда они демонстрировали их на своем собственном примере, а иногда (хотя и редко) описывали отрицательные моменты прошлого (напр., раввин Акиба в своей беседе о любви к закону; многие философы презирали свое прошлое до обращения к философии). 1:17. В прославлении божества греки и иногда иудеи перечисляли его титулы и атрибуты. В еврейских текстах подтверждается все, что Павел говорит о Боге в этом стихе; «единый» Бог – это иудейская концепция, которую разделяла и небольшая часть греко-римского общества. Большинство людей верили одинаково во всех богов, а посему это еврейское и христианское воззрение звучало совершенно дико дляпосторонних. Словом «аминь» завершались молитвы и хвала в «синагогах, подтверждая согласие других слушателей. В контексте (1:16) это описание может относиться к Иисусу, хотя здесь и нет абсолютной ясности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Рамками подобной ментальности ограничено большинство сирийских проповедей и произведений армянской поэзии. Их размышлениям на библейские темы не хватает нравственного измерения. Они оставляют впечатление простого изложения фактов. Но в то же время мы ощущаем, что эти факты нас затрагивают, что речь идет о наших собственных истоках и что мы мистически соприкасаемся с ними. Чтение всегда имеет священное измерение, литургическое, почти тайнодейственное. Таким образом, чтение Писания является частью литургического анамнесиса, в котором прошлое становится вечно настоящим. III. Медитация Haga – melemân – В Ветхом Завете понятие медитации выражается термином, имеющим корень Haga, часто передаваемым греческим μελετν, μελτη, а латинским – medimamio. Этот корень в своем первичном смысле означает «говорить вполголоса». Местопребывание «размышления» или его орган – это горло, гортань. Медитация может иметь как религиозное, так и внерелигиозное значение. «Акт размышления» может даже быть враждебным Богу ( Пс. 2:1 : populi meditate sunt inania, племена замышляют тщетное). Однако обычно слуховой и телесный элементы входят в состав духовного или душевного компонента: «Блажен муж, который... о законе Его [Господа] размышляет он день и ночь!» ( Пс. 1:1–2 ). И значит, размышление исходит из сердца ( Ис. 33:18 ). Перевод еврейского понятия греческим melemân и латинским medimari приводит к расширению смысла этого понятия; теперь оно обозначает «заботиться о», «следить», и более специфически – «принимать близко к сердцу»; латинский термин под черкивает значение «упражняться», «привыкать». В Новом Завете единственным значимым текстом в связи с этим является Первое Послание к Тимофею 4:15, где ап. Павел призывает своего ученика «внимать себе и учению», чтению, наставлению, дарованию, которым он наделен. «Сохранять в сердце своем» слова и события, как это делала Мария (см.: Лк. 2:19, 51 ), – это и есть форма 817 . Христианское размышление (медитация), если исходить из Ветхого Завета, с самого начала было ориентировано на слово Божие. И потому первая отличительная черта медитации – это постоянное обращение к текстам Писания для того, чтобы питать ими свою душу. В переносном смысле эта концепция отражена в понятии (пережевывание жвачки. – Прим. пер). Идея (пережевывать-пере- жевывание. – Прим. пер.) вдохновлена текстами книги Левит (11:3) и книги Второзаконие (14:6), где жвачные животные отнесены к категории чистых животных. Отнесенное к Писанию и уподобленное «медитации», это представление, которое мы находим уже в Послании Варнавы 10:11 818 , позднее, через коптскую традицию, будет усвоено греческими и латинскими Отцами 819 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

379 Гарнак говорит: „стоит решиться только один раз не обращать внимания на эти странные произведения, и проблема становится гораздо проще“ (Lit.-Zeitung, 1889, S. 424). 383 Cp. Pfleiderer, Urchristentum, II, 82–101. Dobschütz, Gemeinden, 176 и д. Knopf, Nachapost. Zeitalter, 336 и д. Harnack, Mission und Ausbreitung, I, 23–31. 387 Cp. Dobschütz, Gemeinden, S. 84–87. 177. Julicher, Einleiting, S. 116–117; Knopf, Nachapost. Zeitalter, S. 337. 396 „Посредством лишь грубой ошибки против истории, говорит Цан, положение Тимофея в Ефесе, какое ставит перед нашими глазами первое послание к Тимофею, можно назвать епископским“ (Einleitung, I, 422). 397 Ученые, отрицающие подлинность пастырских посланий, считают Тимофея и Тита за литературную фикцию, в которую облек автор свои идеи. Но до сих пор не удалось удовлетворительно объяснить её происхождение. Послеапостольское время и особенно II век, когда общины жили самостоятельной жизнью, и их предстоятели были независимы от стороннего авторитета, не могло дать никакого материала для подобных фикций. Что Тимофей и Тит были прототипами митрополитов, появившихся в действительности в IV в., это предположение не нуждается и в опровержении. 399 Лучшим комментарием к нашему месту пастырских посланий служит историческое свидетельство о существовании в позднейшее время особых пресвитеров учителей (presbyteri doctores), пресвитеров катехизаторов. О них мы знаем прежде всего из Клементин. Мы читаем здесь: „почитайте пресвитеров катехизаторов (πεσβυτους ατηχητς), диаконов полезных, вдов, хорошо живущих“ (Hom. Clem. III, 71). Cp. 2 Clem. XVII, 3. 5. Такие пресвитеры существовали в карфагенской церкви при Киприане, как и до него. В 29 письме Киприан пишет; „cum presbyteris doctoribus lectores diligenter probaremus, Optatum inter lectores doctorum audientium constituimus (когда мы тщательно испытали лекторов для пресвитеров учителей, то приняли Оптата в число лекторов для оглашенных). Таким образом некоторые пресвитеры были учителями и, прежде всего, учителями оглашенных. Пресвитеры – учителя существовали в Карфагене и до Киприана, как видно из мученических актов Перпетуи (201 г. – Ruinart, Acta martyrum sincera. 1731. p. 85. Cp. Sohm, Kirchenrecht, S. 150), где названы Оптат епископ и Аспазий „пресвитер учитель“. Что пресвитеры принимали участие в наставлении оглашенных и были катехизаторами с древнейших времен, видно из примера Оригена , который за свои заслуги по наставлению оглашенных был сделан пресвитером и продолжал нести обязанности катехизатора в звании пресвитера (Евс. VI, 8). Дар учительства давал право на принятие в пресвитерий и в последующее время (см. о посвящении в пресвитеры Геракла – Евс. VI, 19; Малхиона – Евс. VII, 29; Ария – Созом. Ц. И. I, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   бб) Как частнее поступать с вдовицами (1Тим. 5:9-15)    Со стиха 9 до 15-го идет речь об особых некиих вдовах; но с стиха 11 видно, о каких вдовах идет речь, именно о юных; о каких же говорится в стихах 9 и 10-м, не ясно видно. Что это вдовы, не вообще призреваемые Церковию, видно из ограничений: не меньше шестидесяти лет, одного мужа жена, много потрудившаяся в служении другим. Ибо, по вышесказанному, церковного призрения заслуживает всякая беспомощная вдова; а такою может быть и не столь старая, и не одного мужа жена, и не могшая послужить другим сказанным образом. Так это особые некие вдовы. Какие же? Не диакониссы ли? Похоже на это, как можно судить по тем добрым качествам и делам, какие от них требуются: одного мужа жена, чад воспитала, «странныя прият». Ибо такие доброты требуются, по Апостолу, от лиц избираемых в клир (глава 3), к которому причислялись и диакониссы. Но служение диаконисе требовало сил: ибо, кроме прислуживания при крещении жен и смотрения за порядком среди них в Церкви, на них лежало ходить по бедным и посещать больных; а в шестьдесят лет какая сила у женщин? Если же не они, то кто же такие? Приходит на мысль предположить, что это вдовы, долго пожившие и много потрудившиеся для других, — и выбившиеся уже из сил, которым потому нужны и кров, и содержание, и уход. Можно дополнить сие предположение так, — что, тогда как всем вообще вдовицам давалось пособие в дополнение к тому, что они добывать могли своими трудами, эти вполне были обеспечиваемы пищею, одеждою, кровом и уходом. В числе их и могли, и должны были быть и диакониссы. — Наши толковники все не видят здесь диаконисс и слова Апостола разумеют, как продолжение речи о вдовицах вообще. Святой Златоуст говорит: «прежде Апостол указал, чего не должна иметь вдовица, а теперь показывает, что она должна иметь».     α) Престарелыми (1Тим. 5:9, 10) 1Тим. 5:9, 10. Вдовица же да причитается не менши лет шестидесятих, бывши единому мужу жена, в делех добрых свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбным утешение быст, аще всякому делу благу последовала есть.     «Да причитается», καταλεγεσθω, — да вносится в каталог вдовиц, или «да вчиняется во вдовье учреждение, εις το χηρικον» (Экумений). «Справедливо быть внесену в церковные памятники той, которая явила себя достойною того прежнею жизнию. Достойно приемлется в лоно Церкви (на попечение ее) та, которая прежде посвящала ей труды свои» (Амвросиаст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

       Как видно, время это не потрачено напрасно. И святой Павел, пришед сюда во второй раз, спустя несколько лет, со святым Силою, нашел святого Тимофея и добрым ведцем Божественных Писаний (2Тим. 3:15), и преуспевающим в добродетели, и доброе стяжавшим свидетельство от всех христиан (Деян. 16). Он и прежде, конечно, не чужд был ведения Писаний, — до чего не могли допустить его мать и бабка, благочестивые; но теперь он навык читать в них предуказание Евангельского учения. Вероятно, и прежде богобоязненными воспитательницами своими научен он был всяким добрым делам; но теперь его научили обращать труды доброделания на другой предмет, именно на способствование успехам Евангелия. Видя это, святой Павел и положил теперь же взять его с собою «во Апостольство и сотворить всех трудов и путей своих сошественника и соучастника неотступна и сослужителя о Господе верна».        Положив это, святой Павел положил и обрезать Тимофея, не по необходимости сего для спасения, а по благопотребности сего для успехов проповеди. Необрезанный не имел бы свободного к иудеям доступа и в домах, тем более в синагогах, и еще более с наставлением о том, как должно веровать и спасаться. Как порядок, в каком велась тогда проповедь, требовал этого, то Апостол и решил обрезать святого Тимофея. С его стороны это была мера благоразумия, по тому началу, которого всегда держался он: «всем бых вся» (1Кор. 9:19-22), а со стороны святого Тимофея — пример полной покорности учителю, подражания ему и преданности и первая жертва любви к ближним и ревности об их спасении.        Так приготовившись, пошли на проповедь далее. На первых порах святой Тимофей не виден действующим; он только смотрел и учился. Видел обращение галатов, а может быть, колоссян, лаодикийцев и иерапольцев . Был свидетелем, как Дух Божий не попустил им идти ни в Асию, ни в Вифинию, а направил чрез Троаду в Македонию (Деян. 16:6). Наблюдал успехи проповеди в Филиппах, Солуни и Берии, с сопровождавшими ее знамениями и чудесами. Вероятно, что-нибудь и делал он во всех этих местах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

6:15. В еврейской литературе Бог постоянно описывается как царь. Правители, которые объявляли себя верховными царями, например цари Вавилона или Парфии, присваивали себе такой титул: «царь царствующих и господь господствующих». Греческие писатели изредка относили этот титул к Зевсу; в иудаизме весьма часто он применяется к Богу, а в христианстве – к Иисусу (ср.: Отк. 19:16 ). 6:16. «Бессмертный» – таков титул Бога в эллинистическом иудаизме (заимствованный из греческого языка титул греческих богов; иудеи и христиане считали, что этот титул не имеет к ним отношения, поэтому Павел добавляет здесь слово «единый»). В еврейских текстах часто отмечалось сияние славы, окружающей престол Божий; великая власть делала царей недоступными для простого человека. В Ветхом Завете утверждается , что никто не может увидеть полноту славы Бога и остаться в живых ( Исх. 33:20 ). В позднем иудаизме этот тезис подчеркивается особо (хотя некоторые иудейские мистики, разъясняя видения Иезекииля [ Иез. 1 ] и Исайи [ Ис. 6 ], утверждали, что можно проникнуть в великолепие славы Божьей вокруг Его престола и узреть нечто божественное). 6:17–19 Наставление богатым В 6:3–10 Павел осуждает тех, кто стремится к богатству, но в 6:17–19 он обращается к тем, кого можно причислить к богатым. Для Павла богатство и собственность сами по себе не являются грехом, при условии,что люди не считают его самоцелью. Богатство можно использовать во благо или во зло, для эгоистических или благотворительных целей; Павел говорит, что христиане должны использовать его на доброе дело. 6:17,18. Само по себе богатство обычно связано с доходами от землевладения; землевладельцы получали доходы от урожая или от сдачи в аренду земли фермерам или местным жителям. Формировался также класс купцов, занимавший более низкое социальное положение, но богатый, в том числе и владельцев торговых судов. Богатство можно получить различными способами, и не обязательно аморальным путем. Проблема не в обладании богатством, а в том, как оно используется – для себя или на благо другим. В иудаизме особо подчеркивалась необходимость благотворительности, эта идея разделялась и многими философами. Павел не отвергает мир, как это было у «киников или (в наиболее экстремальном варианте) у более поздних гностиков. Как это принято в иудаизме, Павел утверждает, что творение само по себе благо (4:4,5). Но он также признает, что материальное богатство преходяще. Еще более важным представляется утверждение, что люди ценнее любых материальных благ, и в мире, который предъявляет человеку бесконечные требования, имущество не представляет никакой ценности в сравнении с тем, какие важные вещи можно совершить, используя собственные ресурсы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Комментарии Женевской Библии на 2-е послание Тимофею Введение Автор Второе послание к Тимофею было написано апостолом Павлом (см. Первое послание к Тимофею. Введение: Автор). Время и обстоятельства написания Второе послание к Тимофею последнее из посланий апостола Павла было написано, вероятно, в период между 64-м и 68 г. по Р.Х. (См. Первое послание к Тимофею. Введение: Время и обстоятельства написания). Павел написал Второе послание к Тимофею во время своего второго тюремного заключения в Риме (1,8; 2,9). По какой причине он был заточен и где был взят под стражу, неизвестно. Уже состоялся предварительный разбор его дела, во время которого он был лишен всякой поддержки (4,16). Суд был еще впереди, но Павел уже знал, что будет казнен (4,6). Большинство же его друзей предпочли удалиться (4,10.11). Он был очень огорчен отступничеством Фигелла и Ермогена (1,15.16), а также Александра-медника (4,14). И только христианин по имени Онисифор остался верен Павлу, утешал и поддерживал его (1,16.17). Тимофей все еще находился в Ефесе (4,19; 1Тим. 1,3 ), где по-прежнему распространялось то ложное учение, которое Павел обличал в своем Первом послании к Тимофею (2,17.18; 3,1–8). Помня об их давней дружбе, Павел пожелал перед смертью еще раз увидеть Тимофея (1,4). По-видимому, Павел написал Второе послание к Тимофею, преследуя две цели: призвать Тимофея в Рим (4,9.21) и духовно укрепить его в служении (1,5–14; 2,1–16.22–26; 3,10 4,5). Характерные особенности и темы Как и Первое послание к Тимофею, Второе послание содержит биографические сведения о Тимофее. В нем названы по именам его мать (Евника) и бабка (Лоида), о которых говорится, что они были христианками (1,5). Кроме того, в нем упоминается о том, что Тимофей в раннем возрасте изучал Писание (3,15), и содержится указание на его рукоположение (1,6; ср. 2,2). Как и в Первом, во Втором послании к Тимофею выражается серьезная забота Павла о сохранении истинного учения (1,13.14; 2,2; 4,3) и содержатся глубокие богословские размышления о благодати Божией (1,9–11), верности Иисуса Христа уверовавшим в Него (2,11–13) и о сути назначении Священного Писания (3,15–17). В нем говорится о спасении по благодати Божией (1,9), о предъизбрании (1,9; 2,10.19) и о богодухновенности Священного Писания (3,16). Во Втором послании Павел также свидетельствует о воскресении (2,8) и втором пришествии Иисуса Христа (4,1.8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3:14-15). Оставляя Тимофея в Ефесе, св. Павел, конечно, многое сказал ему, но мог и не успеть и не иметь времени подробно рассказать все нужное. Поэтому теперь, опасаясь, как бы не стали пренебрегать его юностью (1 Тим. 4:12), он пишет ему целое руководство пастырской деятельности — " такое завещание, чтобы он мог воинствовать, как добрый воин и как мудрый и опытный старец " (1 Тим. 1:18). Содержание и разделение первого послания к Тимофею Первое послание св. апостола Павла к Тимофею содержит в себе шесть глав. Содержание его распадается на следующие отделы: 1) Наставления Тимофею как вероблюстителю (гл. 1); 2) Наставления ему как предстоятелю Церкви: а) относительно церковных собраний (гл. 2); б) относительно лиц, избираемых в клир (3:1-13); 3) Общие наставления о должном прохождении высокого архипастырского служения: а) об основной истине христианского вероучения (3:14-16); б) правила архипастырского учительства словом и жизнью (4:1-16); 4) Наставления, как учить и руководить пасомых, в зависимости от их разного состояния (5-6:19); 5) Заключительное увещание самому Тимофею (6:20-21). Экзегетический разбор первого послания к Тимофею Начинается послание обычным надписанием: " Павел, апостол Иисуса Христа, по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей " — называет здесь себя св. Павел " посланником " , или " апостолом " , желая с особой торжественностью засвидетельствовать авторитетность того, что собирается писать Тимофею, присному, то есть подлинному, истинному чаду по вере, коею он породил его духовно. Этими словами он похваляет Тимофея, желая сказать, что по вере он походит на него, как сын на отца. Первая глава состоит из наставлений Тимофею как блюстителю веры. Св. апостол учит Тимофея увещевать христиан, чтобы они не занимались вопросами, производящими споры, но не служащими к назиданию, а ведущими лишь к пустословию (ст. 3-7). Он должен разъяснять значение Закона Божия, положенного собственно не для праведников, а для беззаконных и непокоривых, и раскрывать, что истинная праведность достигается верою во Христа Иисуса, пришедшего в мир спасти грешников, из которых первым себя признает сам св.

http://sedmitza.ru/lib/text/430646/

О вторых узах Апостола Павла, на основании 2 послания к Тимофею Прот. Горского Во время своей деятельности на западе, по освобождении из первых уз, апостол взят был и приведен в Рим. Здесь снова заключен был, как христианин, и отсюда писал во время гонения Нерона второе послание к Тимофею. Положение Павла в этом заключении много отличалось от прежнего состояния; видно, что он снова в узах (1, 8–2, 9). Это состояние его отличалось от первого заключения тем, что там смотрели на него, как только на нововероучителя, к которому обращались с любопытством и иудеи и язычники, – здесь он страдал, как злодей (2, 9). Самые христиане считались в это время людьми злонамеренными, преступниками; поэтому-то и сложена была на них вина в зажигательстве. В первое заключение апостол писал, что братия ободряются его узами ( Филип. 1, 14 ); мы видим, что с ним было тогда много братий, теперь он пишет, что все оставили его, кроме Луки (1, 15–4, 9–16). Из посланий, которые писал апостол в первое заключение, видно, что он колебался между ожиданием мучения и надеждой избавления ( Филип. 1, 20 ). Теперь он уверен в близкой мученической своей кончине ( 2Тим. 4, 6 ), рассказывает Тимофею, как Господь укрепил его в первом ответе, как избавил от челюстей львовых, но и после этого у него одно ожидание, что Господь избавит его от греха, а уже не от смерти. В виду он имеет только Иисуса Христа; чувствование спокойствия душевного, забвение себя ради дела Божия, забота о делах евангелия, упование на Бога, Которого был служителем, нежная попечительность о. Тимофее – все это показывает человека, приготовляющегося к смерти. Стоит сличить его взгляд на себя во втором послании к Тимофею, характеризующий его душевное состояние, чтобы видеть различие настоящего его состояния от того, в котором он писал послание к Филип. (3, 12, 13; 2Тим. 4, 7, 8 ). Из того же послания к Тимофею видно, что более, нежели мысль о себе, занимала его мысль о церкви; он снова говорит о лжеучителях (4, 6), упоминает об отвергавших воскресение (2, 18), – и, в заключение, зовет Тимофея в Рим. Время кончины Павла неизвестно, но из предания церковного известно, что Павел скончался мученически в 67 или 68 г. по Рожд. Христовом (История Евангельская и Церкви Апостольской, стр. 529). Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. - 720 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Кроме загадочной фразы ( Евр. 13,23 ) о том, что Тимофей был «освобожден» (предположительно, из тюрьмы), мало что известно о его жизни после того, как было написано Второе послание к Тимофею. Павел написал Первое послание к Тимофею, находясь в Македонии (1,3). Он счел необходимым оставить Тимофея в Ефесе, поскольку в этом городе действовали лжеучители (1,3). Павел основал церковь в Ефесе в начале своего третьего миссионерского путешествия и провел там около трех лет (Деян., гл. 19; 20,31). В конце своего путешествия он вынужден был предупредить ефесских пресвитеров, что лжеучители, часть из которых выйдет из их же числа, будут нападать на церковь ( Деян. 20,29.30 ). Данное же послание свидетельствует, что предсказание Павла, безусловно, оправдалось (1,6.19; 4,1.2; 6,3–5.10.21). Есть и свидетельства того, что некоторые из этих лжеучителей или вышли из среды руководства церкви, или же, напротив, заняли место в нем (1,7.20; 2,12; 3,6; 5,19.20; 6,3–5.10), а также оказал особенно вредное воздействие на некоторых женщин, принадлежавших к церкви (2,9–15; 3,11; 5,11–15). Характерные особенности и темы Для Первого послания к Тимофею характерен интерес к вопросам организации церкви. В нем содержится самое пространное в НЗ перечисление качеств, необходимых для епископа и пресвитера (3,2–7), а также указание на две категории служителей: начальствующих и учащих (5,17), разъяснения о том, какое содержание следует предоставлять пресвитерам и в каком порядке могут выдвигаться обвинения против них (5,17–20), и единственное в Новом Завете подробное описание качеств, требуемых от диаконов (3,8–10.12.13). Конкретные указания Павла Тимофею также содержат много практических советов относительно того, как должен действовать руководитель церкви. Это послание отличается тем, что в нем уделяется особое внимание истинному учению (1,10; 3,9; 4,6; 6,3) и содержатся богословские размышления о спасении, дарованном Богом в Иисусе Христе (1,13–16; 2,3–6). В этих размышлениях Павла утверждаются положения о спасении по благодати (1,13–16), о Христе как Посреднике между Богом людьми (2,5) и о том, что Христос предал «Себя для искупления всех» (2,6). Кроме того, Первое послание к Тимофею содержит поэтическое прославление подвига Христа, воспевающее Его воплощение, воскресение и вознесение (3,16). В нем также говорится об ожидании второго пришествия Христа (6,14), содержится прекрасная формула прославления Бога (6,15.16) и свидетельство о расширении понятия «Писание», выходящем за пределы ВЗ и включающем элементы новозаветного откровения (5,18), где цитируются слова Христа из Евангелия от Луки (10,7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010