Actes de Chilandar 8-15. Глас СКА XCII 101-109. Рукопись находится в афинской Национальной библиотеке под сигнатурой 788; Афинскую рукопись опубликовал А. А. Дмитриевский под названием «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока» (Киев, 1895. Т. I. Τυπικ. Ч. I. Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские типиконы, С. 256-655). Данная рукопись является не оригинальным источником, а позднейшей переработкой и относится к первой половине XII века. Guatier, Le Typikon de la Théotokos Évergétis, P. 45: 544-547; 47: 563-564, Цит. по: Петнковский А. М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари//Богословские труды, 38. - Москва, 2003. - С. 330. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, Т. I. Ч. I. Киев, 1895. С. XXXIII-LIII. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей Т. I. C. XXXIII-LIII. Цит. по: Пентковский А. М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари. Богословские труды, 38. - Москва, 2003. - С. 322. Пентковский А. М. ТИПИКОН Патриарха Алексея Студита в Византии и на Руси. - Москва, 2001. - С. 109-114. Пентковский А. М, Йовчева М. Праздничные и воскресные блажены в византийском и славянском богослужении VIII- XIII вв. Paleobulgarica. - София, 2001, T 25. - С. 42-49. Спасский С. Полный месяцеслов востока. Т I. - Владимир, 1901. - С. 161. СВЕТИ САВВА - Сабрана дела/Хиландарски устав/Београд, 2005. - С. 101. (Далее Хиландарский устав). Хиландарский устав. I глава. - С. 106. Там же. - С. 106. Там же. - С. 107. В. Типик хиландарски и грчки извор. - С. 28. Хиландарский устав. XII глава. - С. 123. Богданович Д. - С. 170. Хиландарский устав. XIII глава. - С. 124. Тиа же. - С. 125. Гранич. Ф. Црквено правне одредбе Хиландарског типика св. Саве о и осталим манастирским функционерима. - С. 176. Ягич В. Типик хиландарски и грчки извор. - С. 31. Там же.             Там же. - С. 42. Црквеноправне одредбе Хиландарског типика св. Саве о и манастира, киновитском карактеру манастирског дужностима монаха, правним последицама монашких обета, манастирских добара и манастирском дисциплинарном поретку//Светосавски зборник. 1. - Београд, 1936. - С 85.

http://bogoslov.ru/article/311117

542 Arranz М. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969 (=Orientalia Christiana Analecta, 185). 543 Klentos J. Byzantine Liturgy in twelfth-century Constantinople: an Analysis of the Synaxarion of the Monastery of the Theotokos Evergetis (codex Athens Ethnike Bibliotheke 788). Doctoral Thesis (Ph. D.). University of Notre Dame, Indiana, 1995. Одна из первых глав и заключительная часть этой диссертации были опубликованы практически без изменений: Klentos J. The typology of the typikon as liturgical document//The Theotokos Evergetis and eleventh-century monasticism I Ed. by M. Mullet and A. Kirby. Belfast, 1994. P. 294–305 (=Belfast Byzantine Texts and Translations 6. 1); его же. The Synaxarion of the Theotokos Evergetis: algebra, geology and Byzantine monasticism//Work and worship at the Theotokos Evergetis. 10501200/Ed. by M. Mullet and A. Kirby. Belfast, 1997. P. 329355 (=Belfast Byzantine Texts and Translations 6. 2). 547 Пентковский 2003. Подробнее о преподобном Лазаре Галисийском и основанных им монастырях см.: Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII века (8421204). Казань, 1894. С. 134135; Janin R. Les Églises et les monastères des grands centres byzantins (Bithynie, Hellespont, Latros, Galèsios, Trébizonde, Athènes, Thessalonique). Paris, 1975. P. 246247. 549 Пентковский A. M., Йовчева M. Праздничные и воскресные блаженны в византийском и славянском богослужении VIIIXIII вв.//Palaeobulgarica 25. 2001. С. 4244, 49. 550 Пентковский 2003. С. 327; Пентковский А.М. Иерусалимский типикон в Константинополе в палеологовский период//ЖМП. 2003. 5. С. 78. 552 Кекелидзе К.С. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 245246, 249250; Arranz. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur. P. 7880, 9496. 553 Подробнее о различиях в наборах чтений, псалмах, способах исполнения тропарей при совершении часов на Рождество Христово и Богоявление в Евергетидском и Мессинском синаксарях см.: Sticherarium antiquum Vindobonense: codex theol. gr. 136 Bibliothecae Nationalis Austriacae phototypice depictus/Ed. G. Wolfram. Vindobonae, 1987. Pars suppletoria. P. 145150 (=Monumenta Musicae Byzantinae X).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Студийские богослужебные главы отразились в Типиконе патриарха Алексия Студита, а также в дополнительных главах к Мессинскому типикону. Choras G. A. He «hagia mone» Areias. Athenai, 1975. P. 245. В этом же Типиконе имеются две ссылки на студийские Главы о распределении пищи (Ibid., P. 246, 247). Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Киев, 1895. Т. I. С. XCVII, 728, 758, 760. Там же. С. XCVIII, 728, 758, 760. Подробнее о Типиконе патриарха Алексия Студита см.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2000 (в печати). Phountoules I. He eikositetraoros akoimetos doxologia. Athenai, 1963. S. 63–65. Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы//Журнал Московской Патриархии. 2001, 4. С. 70–71. Brightman F.E . Liturgies Eastern and Western. Oxford, 1894. P. 494–501; Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894. С. 303–309. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Петроград, 1917. Т. III. С. 15, 58–59, 273. Mateos J. Un Horologion inedit de Sant-Sabas: Le Codex grec 863 (IXe siecle)//Melanges Eugene Tisserant, vol. III. Orient Chretien. Citta del Vaticano, 1964. P. 58 (Studi e Testi, 233). См. также: Дмитриевский А. А. Что такое kanon tes psalmodias , так нередко упоминаемый в жизнеописании преподобного Саввы Освященного?//Руководство для сельских пастырей. 1889. 38. C. 72. См., например: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Петроград, 1917. Т. III. С. 2–5. Арранц М. Как молились Богу древние византийцы//Суточный круг богослужения по древним спискам византийского евхология. ЛДА, 1979. С. 21, 56–60, 122–123. Скабалланович М. Толковый Типикон. Киев, 1910. Т. 1. С. 395–396. Арранц М. Указ. соч. С. 19, 151. Доброклонский А. П. Указ. соч. С. 421–432; Leroy J. La reforme studite//Il monachesimo orientale.

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

Отличительной чертой следующей редакции Иерусалимского типикона является наличие Иерусалимских богослужебных глав. Эти главы, занимающие свое традиционное место перед Иерусалимским синаксарем, были составлены па основании текстов, которые находились в конце и в начале Иерусалимского типикона предшествующей редакции. В Иерусалимские богослужебные главы входило описание всенощного бдения (агрипнии), указание о количестве всенощных бдений, совершаемых в течение года, описание распорядка чтения Псалтири в течение года, описание совершения служб суточного круга в седмичные дни, а также другие богослужебные указания. Греческий текст Иерусалимского типикона этой редакции, происходящий из Лавры Саввы Освященного, известен только в сравнительно поздней южно-итальянской переработке однако полные тексты редакции сохранились в грузинском переводе (Типикон Шио-Мгвимского монастыря) и в арабском переводе Анализ текста рассматриваемой редакции показывает, что, судя по всему, именно из нее делал свои выписки Никон Черногорец. В описание всенощного бдения, которое входило в состав Иерусалимских богослужебных глав, а также и в Иерусалимский синаксарь, часто вносились изменения и дополнения, обусловленные традициями того монастыря, литургическую практику которого данный типикон регламентировал. Например, в рукописях Иерусалимского типикона Sin. gr. 1096 и Sin. gr. 1094 отражена богослужебная практика лавры Саввы Освященного а рукопись Sin. gr. 1097 содержит типикон монастыря святой Екатерины на Синае, составленный в 1214 году и восходящий к более раннему типикону этого монастыря. Позднее в состав Иерусалимских богослужебных глав было включено описание малой вечерни и эта редакция Иерусалимского типикона, содержащая описание малой вечерни, получила дальнейшее распространение. Малая вечерня появилась в богослужении палестинских киновий в результате удвоения вечерни, и ее появление было обусловлено палестинской практикой совершения всенощных бдений. Но в субботние и предпраздничные дни общая трапеза должна была совершаться перед великой вечерней, и поэтому в эти дни в притворе совершалась малая вечерня, после которой следовала вечерняя трапеза, и затем начиналось всенощное бдение, первой частью которого была великая вечерня. В константинопольской студийской традиции в канун праздничных дней после единственной вечерни обычно следовала вечерняя трапеза (греч. deipnon), а после трапезы совершалось повечерие (греч. apodeipnon). Иерусалимский типикон в Малой Азии

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

В Студийско-Алексиевском Типиконе содержится также указание на «Н.» в составе великого повечерия, отправляемого в Великий пост ( Пентковский. Типикон. С. 412). «Н.» поются также в течение всего года на утрене в субботу; при этом способ исполнения «Н.» может быть двояким: либо с «Аллилуия» (если совершается служба святому с праздничным статусом памяти - имеется в виду служба с «Бог Господь» и тропарем), либо с тропарями (вероятно, подразумеваются «мертвенные» (заупокойные) тропари           - в случае если совершается обычная служба с пением на утрене «Аллилуия») (см.: Там же. С. 403-404; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 281; Arranz. Typicon. P. 10-11, 216, 212). В 1-м случае «Н.» поются на 3 статии (части), после каждой из к-рых добавляется «Аллилуия» в глас Октоиха; во 2-м случае, когда «Н.» носят заупокойный характер,- на 2 статии (1-я статия включает стихи 1-93, 2-я - стихи 94-176), причем после каждой статии диакон произносит краткую заупокойную ектению, а священник читает молитву об усопших    ; по окончании 2-й статии поются заупокойные тропари           (см.: Пентковский. Типикон. С. 403-404). Несмотря на то что начиная с утрени Великого четверга стихословие кафизм отменяется, «Н.» с «Аллилуия» назначаются на утрене в Великую субботу (см.: Там же. С. 254; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 555). Пение «Н.» на воскресной утрене в первоначальной редакции Студийского устава (напр., в Студийско-Алексиевском Типиконе) не зафиксировано, однако такая практика появляется в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (напр., см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 334, 339, 359, 361, 498, 500, 502). Вероятно, это произошло под влиянием кафедрального богослужения К-поля. Большинство указаний Евергетидского Типикона, в к-рых говорится о «Н.» на воскресной утрене, относятся к периоду от Недели (воскресенья) праотец (перед Рождеством Христовым) и до начала Великого поста. В эти воскресенья Типикон предписывает петь «Н.», или полиелей , или и то и другое. «Н.» поются с «Аллилуия» на 5-й глас и с «воскресными их тропарями (Αμωμος μετ τν ναστασμων τροπαρων ατο)» (см.: Там же.

http://pravenc.ru/text/2565050.html

М., 1998. Т. 3. Лит.: Архангельский А. С. К изучению древнерус. литературы; Творения отцов Церкви в древнерус. письменности. СПб., 1888; Шахматов А. А. Несколько слов о Несторовом житии Феодосия//ИОРЯС. 1896. Т. 1; Beck B. Die griechischen Lebensbeschreibungen des Athanasius auf ihr gegenseitiges Verhältnis und ihre Quellen untersucht. Jena; Weida, 1912; Winkelmann F. Untersuchungen zur Kirchengeschichte des Gelasios von Kaisareia. B., 1966. S. 49, 121-123. (Sitzungsber. d. Deutschen Akad. d. Wiss. zu Berlin. Klasse f. Sprachen, Lit. u. Kunst; 1965. N 3); V öö bus A. Entdeckung einer unbekannten Biographie des Athanasius von Alexandrien: Eine angeblich von Amphilochius von Ikonium verfasste Vita//BZ. 1978. Bd. 71. S. 36-40; Попконстантинов К. , Константинова В. Към въпроса за черноризец Тудор и неговата приписка//Старобългарска литература. София, 1984. Кн. 15. С. 110-111; Winkelmann F. Zur Überlieferung der Vita Athanasii praemetaphrastica BHG Nr. 185//Opes Atticae. Steenbrugge, 1990. P. 455-463; Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. (Статья 2-я: Памятники агиографии)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 196-225; Stiernon D. Atanasio, vescovo di Alessandria//Enciclopedia dei santi: Bibliotheca Sanctorum. R., 1998. T. 2. P. 522-547; Meinardus O. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999; H ä gg T. Photius as a Reader of Hagiography: Selection and Crimicism//DOP. 1999. Vol. 53. P. 43-58; Щеголева Л. И. Житие святого Афанасия Александрийского в переводной литературе Древней Руси//Мир житий. М., 2002. С. 12-15, 18. О. В. Лосева Гимнография В дни памяти А. В. (18 янв. и 2 мая) Типикон Великой ц. IX-XI вв. предписывает петь последование А. В. с тропарем и чтениями на литургии. Тропарь по 50-м псалме и входе свидетельствует об особом почитании святителя в К-поле. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 200-202, 278). Различные редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 322, 342), Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в.

http://pravenc.ru/text/76946.html

Однако богослужение в новом центре (Никее), как и богослужение в Малой Азии в целом, не воспроизводило константинопольское богослужение предшествующего периода, несмотря на преемственность византийских государственных и церковно-административных традиций. Например, при венчании на царство основателя Никейской империи было впервые совершено миропомазание императора и был возобновлен обычай поднятия императора на щите, что во многом было обусловлено влиянием коронации Балдуина Фландрского, совершенной в 1204 году в Константинополе по латинскому обряду Основным же богослужебным уставом в Малой Азии в первой половине XIII века, в том числе и в Никее, был Иерусалимский типикон, известный также под поздним названием Устав лавры Саввы Освященного. Появление Иерусалимского типикона в Палестине Впервые об Иерусалимском типиконе как о нормативном тексте, регламентировавшем богослужение и различные аспекты устроения монашеской жизни, упоминает в последней трети XI века Никон Черногорец в LVII слове «Пандекта» и в I слове Тактикона Однако сильное константинопольское влияние на иерусалимское богослужение отмечено уже в X столетии, о чем свидетельствует, например, Святогробский типикон 1122 года, отражающий богослужение середины X века а также унциальный лекционарий X века палестинского происхождения Sin. gr. 211, структура и состав которого следуют новой константинопольской лекционарной системе, однако евангельские чтения Страстной седмицы следует древней иерусалимской лекционарной системе Появление Иерусалимского типикона в Палестине было обусловлено именно этим влиянием, так как с формальной точки зрения Иерусалимский типикон обладает базовыми параметрами (месяцеслов, лекционарная система, евхологические тексты) константинопольского происхождения и представляет собой адаптацию первой редакции Студийского синаксаря к обычаям палестинских киновий Отличительной чертой богослужения, определявшегося Иерусалимским типиконом, было совершение всенощных бдений (агрипний) в канун воскресных и праздничных дней, которые представляли собой соединение великой вечерни и воскресной/праздничной утрени.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Молитвы по К. начинают появляться в Псалтирях с XI в. (Athen. Soc. Hist. Ethn. 3; Ath. Vatop. 1231 и проч.). Современный цикл из 22 таких молитв (20 по К. и по одной в начале и в конце Псалтири) - далеко не единственный из представленных в рукописях (см.: Parpulov G. Toward a History of Byzantine Psalters: Diss. Chicago, 2004. Vol. 1. P. 306-358). Вне рамок собственно монашеской практики келейное чтение одной или неск. К. также выполняется как по желанию дополнительно, так и в качестве епитимии, при совместной молитве мирян и т. д. См. также статьи Псалтирь , Псалмодия . Лит.: Розанов. Устав. С. 234-239; Петровский А., свящ. Кафизма//ПБЭ. Т. 9. С. 301-303; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 631-636; Mateos J. La Psalmodie variable dans le rite Byzantin//Acta philosophica et theologica. R., 1964. Vol. 2. P. 327-339; Taft. Liturgy of the Hours; Weitzmann K., Galavaris G. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai: The Illuminated Greek Ms. Princeton, 1990. Vol. 1: 9th-12th Cent.; Пентковский. Типикон; Frøyshov S. R. L " Horologe «géorgien» du Sinaiticus Ibericus 34: Diss. [P., 2003]; idem. The Georgian Witness to the Jerusalem Liturgy: New Sources and Studies//Inquiries into Eastern Christian Worship: Selected Papers of the 2nd Intern. Congr. of the Soc. of Oriental Liturgy, Rome, 17-21 Sept. 2008/Ed. B. J. Groen, S. Hawkes-Teeples, S. Alexopoulos. Leuven, 2012. P. 227-267. (Eastern Christian Studies; 12); idem. The Jerusalem Psalter and its Radiance: Investigations of Early Liturgical Psalter Divisions of the Syro-Palestinian Sphere (в печати); Getcha J. La réforme liturgique du métropolite Cyprien de Kiev. P., 2010; Parpulov G. Psalters and Personal Piety in Byzantium//The Old Testament in Byzantium/Ed. R. S. Nelson, P. Magdalino. Wash., 2010. P. 77-105. С. Р. Фрейсхов В греческой певческой традиции В греч. студийской практике, отразившейся в слав. Студийско-Алексиевском уставе, каждая К. исполнялась на один из 8 гласов недели. В певч. рукописях в каждом гласе записывались 9 мелодических моделей для распевания К. (как правило, 1-й, 2-й и 3-й или 2-й, 3-й и 4-й), по 1 модели для каждой «Славы» (статии), т. о., всего 72 модели, или «аллилуиария» (названы по припеву к псалмовым стихам - «Аллилуия»). Кроме того, для отдельных К. и их «Слав» были созданы дополнительные напевы (для 1-й «Славы» 1-й К., для полиелея (1-й «Славы» 19-й К., 2 напева), для 2-й «Славы» 7-й К. и для 3-й «Славы» 20-й К.; всего 5) ( Пентковский. Типикон. С. 404-405). Наборы моделей на 8 гласов (разной степени полноты) известны по немногочисленным визант. нотированным рукописям XII-XIII вв. (Стихирарь. Sinait. gr. 1273, XII в.; Асматикон-Псалтикон. Mess. Salvad. 129, 2-я четв. XIII в.; Асматикон-Псалтикон. Crypt. Γ. γ. V, 1225 г.; Асматикон-Псалтикон. Crypt. Γ. γ. VII, 2-я пол. XII в.; см.: Shkolnik. 1997). Записи моделей в средневизант. интервальной нотации позволяют реконструировать простые по стилистике напевы.

http://pravenc.ru/text/кафизма.html

Job Getcha. La reforme, с. 161-299. А. Пентковский. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности//Журнал Московской Патриархии. М., 2001, 2,с. 72-80. Доступно на сайте: http://www.liturgica.ru/bibliot/reformy.html А. Пентковский, Типикон, с. 153. Подробнее об истории монашеских уставов см. в монографии И. Мансветова, Церковный устав, с. 61-134, 168-197, 222-228. О Студийской традиции на Афоне см. Lerou J. La conversion de Saint Athanase l " Athonite à l " idéal cénobitique et l " influence Studite//Le Milllénaire du mont Athos 963–1963,т. 1,с. 101-120. Сравнительный анализ глав Евергетидского устава с главами, внесёнными в этот устав св. Саввой, предпринят в статье Митровича Миладина «Хиландарский типикон как церковно-юридический документ», опубликованной на сайте Богослов.ру: http://www.bogoslov.ru/text/311117.html Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. Труд В. Н. Бенешевича. Том второй. Подготовлен к изданию и снабжен дополнениями Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым и Я.Н. Щаповым. Издательство Болгарской Академии наук, София, 1987. Эти ответы также опубликованы в каноническом собрании Ралли-Потли (Σνταγμα τν Θεων κα ερν Καννων, см. ниже), т. 4, с. 417-427. Многотомная серия, изданная под редакцией французского византиниста Поля Лемерля. http://www.bogoslov.ru/text/2441062.html Γ. Ρλλη — Μ. Ποτλ, Σνταγμα τν Θεων κα ερν Καννων, т. 1-6, θνησιν, 1852-1859. Здесь приводятся ссылки на наиболее полное собрание канонов и канонических постановлений Православной Церкви, изданных выдающимися греческими канонистами XIXb. Константином Ралли и Михаилом Потли. Codex Iustinianus, в CorpusIuris Civilis, изд. P. Krüger, т. II, Berolini, 1929. НовеллыЮстиниана, в Corpus Juris Civilis, изд. R. Schöll — G. Kroll,m. III, Berolini, 1928. Jus Graeco-Romanum, т. 1-8 (изд. C. Ε. Zachariae von Lingenthal), θvαι 1930-1931. Basilicorum libri LX. T. 1-6/Ed. G. E. Heimbach, C. G. Heimbach. Lipsiae, 1833-1870 (suppl. Zachariae, 1846, и Ferrini Mercari, 1897).

http://pravoslavie.ru/55435.html

Гимнография В Типиконе Великой ц. , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., М. М. упоминается 28 авг. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 386). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память М. М. указывается под 28 авг.: служба М. М. соединяется со службой предпразднества Усекновения главы Иоанна Предтечи и с песнопениями Октоиха; богослужебное последование М. М. состоит из канона, цикла стихир-подобнов и седальна ( Пентковский. Типикон. С. 366). Такой же состав служба М. М. имеет в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., в ГИМ. Син. 168, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 76). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, 28 авг. совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ; рядовая служба Октоиха соединяется с последованием М. М., включающим те же элементы, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, но с добавлением еще одного цикла стихир-подобнов (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 496). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитальянскую редакцию Студийского устава, М. М. назначается отпустительный тропарь Τς ρμου πολτης (    ), что предполагает совершение службы с пением на утрене «Бог Господь» ( Arranz. Typicon. P. 183). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава память М. М. отмечается 28 авг.; указывается только отпустительный тропарь М. М. (см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 235; Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 122а). То же и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. (и последующих рус. изданиях, в т. ч. современном) 28 авг. не имеет праздничного знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба М. М. соединяется с рядовой службой Октоиха; М. М. назначается также кондак 4-го гласа     Последование М. М., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 1-го гласа Τς ρμου πολτης (    ); кондак 4-го гласа Αθιπων πρσωπα πορραπσας (    ); канон (хотя в совр. богослужебных книгах автор не указан, в Евергетидском Типиконе этот канон приписывается Феофану Начертанному - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 496) без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Δγματι μαρτας μεμελανωμνην τν καρδαν σου (Грызением греховным помраченное сердце мое); цикл стихир-подобнов; седален.

http://pravenc.ru/text/2564010.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010