Говоря о подсудности духовенства, надо обратить особое внимание на те грамоты, которыми определялось положение Патриаршей области. Михаил Феодорович дал особую несудимую грамоту в 1625 г. Патриарху Филарету. В ней сказано, что по царскому указу до тех пор ведали духовных Патриаршей области судом и управой во всех делах, кроме духовных, в Приказе Б. Дворца. Теперь, вместо того, Патриарху предоставлено право судить духовных своей Патриаршей области во всех делах, кроме смертоубийства, разбоя и воровства, и притом как по жалобам духовных между собой, так и по жалобам на них от мирян; но духовные Патриаршей области должны были искать на посторонних в тех царских приказах, которым подсудны были их ответчики; встречные иски всегда разбирались там, где первоначальный иск. «После смерти Филарета, пишет Неволин в отделе об Управлении Церковном (в 6 т. своих сочинений), до издания Уложения Алексея Михайловича, не давалось Патриаршему престолу новых несудимых грамот, и не подтверждались прежния. Основываясь на смысле Уложения, надо было бы думать, что в этот промежуток духовные Патриаршей области были судимы во всех делах, кроме духовных, в Приказе Б. Дворца. Но из других свидетельств явствует, что и в это время на духовных Патриаршей области суд давался Патриархом и лицами, от него назначенными. Во всяком случае духовные Патриаршей области, не освобожденные от суда Патриарха особыми несудимыми царскими грамотами, в делах между собой подлежали суду Патриарха и лиц, им назначенных. С этого времени Патриаршая область явно начала выделяться из круга прочих епархий: здесь все духовенство, белое и черное, по всем своим делам, духовным и гражданским, оставалось в подчинении Патриарха, тогда как в других епархиях и церковные причты, и особенно монастыри по делам гражданских все больше освобождались через несудимыя грамоты от подсудности своим Архиереям и подчинялись Приказу Б. Дворца (Макарий)». В 1657 году Патриарх Никон исходатайствовал от царя подтверждение грамоты 1625 г., так что подсудность духовенства ею и определялась в Патриаршей области. Это духовенство судил Патриарший разряд – один из Приказов Патриарха. ix) Система приказов в церковном управлении

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

В Тверской митрополии прошли I Фаддеевские парламентские чтения 15 декабря 2022 г. 17:57 14 декабря 2022 года в Законодательном собрании г. Твери прошли I Фаддеевские парламентские чтения «Духовно-нравственное просвещение детей и взрослых Тверской области». Мероприятие организовано в рамках Х Фаддеевских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Чтения открылись приветственными словами сопредседателей I Фаддеевских парламентских встреч. К собравшимся обратился митрополит Тверской и Кашинский Амвросий . Председатель Законодательного собрания Тверской области С.А. Голубев в своем приветствии подчеркнул, что парламентские встречи открыты для широкого круга духовенства, ученых, лидеров общественного мнения. Он рассказал о новациях нормативно-правовой базы, направленной на укрепление традиционных и семейных ценностей, как важного элемента государственной политики. Слова приветствия участникам I Фаддеевских парламентских встреч также передали тверские сенаторы — А.Н. Епишин и Л.Н. Скаковская, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьянов. Они отметили важность парламентских встреч и их актуальность в связи с указом Президента России об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Вниманию собравшихся был предложен видеоролик о пленарном заседании Х Фаддеевских образовательных чтений. Далее прозвучали выступления, посвященные теме духовно-нравственного просвещения детей и взрослых в Тверской области. Митрополит Амвросий затронул в своем докладе актуальные вопросы духовно-нравственного становления личности граждан Тверской области на основе православных традиционных ценностей. О реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018-2027 годы рассказала В.И. Новикова, заместитель председателя правительства Тверской области. О деятельности органов ЗАГС Тверской области, направленной на укрепление института семьи, сопровождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений сообщила М.М. Тихомирова, начальник главного управления ЗАГС Тверской области.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Патриаршее поздравление Д.В. Зеленину со вступлением в должность Губернатора Тверской области 11 июля 2007 г. 11:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравительное послание Дмитрию Вадимовичу Зеленину в связи со вступлением в должность Губернатора Тверской области. Его Превосходительству Дмитрию Вадимовичу Зеленину, Губернатору Тверской области Ваше Превосходительство, многоуважаемый Дмитрий Вадимович! Сердечно поздравляю Вас с избранием и вступлением в должность Губернатора Тверской области. Занимая этот высокий пост в минувшие годы, Вы всегда являли пример ответственного, профессионального и искреннего служения России. Храня верность своему призванию и служебному долгу, ныне Вы вступаете в новый период управления Тверской областью. Ваше внимание к вопросам духовности и нравственности убедительно свидетельствует о Вашем бережном отношении к богатому историческому и культурному наследию нашего Отечества. Бывая на древней Тверской земле, я видел живое преемство традиций и восстановленную связь поколений. Этот край богат талантливыми, трудолюбивыми и добрыми людьми, которые являются главным его достоянием. За годы Вашего управления Тверской областью налажены хорошие отношения с Тверской епархией Русской Православной Церкви. Вы вносите свой весомый вклад в развитие конструктивного сотрудничества между духовным и светским руководством, которое приносит добрые плоды совместных усилий. При Вашем участии восстанавливаются и благоукрашаются порушенные в прошлом святыни, строятся новые храмы, возрождаются исконные традиции народа. Отрадно сознавать, что Ваша деятельность находит живой отклик в благодарных сердцах жителей области. Надеюсь, что и в дальнейшем дух доверия и взаимопонимания будет определяющим во взаимоотношениях, способствующих укреплению прочных нравственных устоев в обществе, созиданию духовно сильного, нравственно здорового и социально стабильного, возглавляемого Вами центрального региона России. Желаю Вам, многоуважаемый Дмитрий Вадимович, крепости душевных и телесных сил, мудрости, терпения и благословенных успехов в Вашем дальнейшем служении Отечеству на ответственном посту Губернатора Тверской области. С искренним уважением +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/267925.htm...

В Москве назначено ведать этим сбором поповским старостам поочередно, и определена им за труд подмога с церквей же. Относительно патриаршей области и епархии к этому делу поставлен певчий, который имел писать грамоты к города и десятины патриаршей области и в епархии, принимать деньги и производить разверстку. С церквей патриаршей области положено сбирать 394 р., с 14 епархий 638 р. 26 алт. 4 д. В 1710 г. «по указу великого государя, по доношению из Духовного Приказу и по приговору в Ближней Канцелярии в комиссии министров, велено тому сбору с попов быть по прежнему, a сбирать по епархиям архиереям и присылать к Москве в Духовный Приказ, a из Духовного Приказу посылать в армию, в кавалерию и во инфантерию, на дачу попам п. причетники, взяв оттуда ведение, где что послать надлежит, a остатки за теми расходы отсылать в Военный Приказ, a на другие расходы тех денег в Духовном Приказе не держать. В 1720 году 9-го марта «против доношения из Приказу церковных дел, по Сенатскому Приказу, велено патриарши области и архиерейских епархий с церквей на прошлые годы те доимочные гривенные деньги... собрать, и впредь, по все годы сбирая, присылать к Москве в «Духовный Из документов Монастырского Приказа открывается, что до 1705 года принимались в нем подможные деньги частью по окладу, частью по запросу. С вологодской епархии в течение 1702—1704 годов принималось в Приказе окладных по 4 д. с рубля данной епархиальной подати, и «осьми полковым попам свейского походу по 3 деньги с рубля данного платежу» в 1704 С того времени, как подможные деньги отданы были в ведение Духовного Приказа. Монастырской Приказ был ревизионным учреждением по отношению к этому сбору. Иногда ведомцы и вообще чиновники его обязывались и сбором этих денег. Подможные деньги употреблялись в подмогу 1) полковым священникам, 2) протопопам, священникам, иеромонахам, диаконам и церковникам, посылавшимся из Москвы в С.-Петербург, 3) также отправлявшимся в завоеванные города и в посольства, и 4) на расходы по сбору и особенным случайным церковным

http://sedmitza.ru/lib/text/439442/

Патриарший наместник Московской епархии принял участие в VIII Подмосковном форуме «Медицина и Православие» 12 декабря 2018 г. 16:42 10 декабря 2018 года в Клиническом институте им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) в Москве прошел VIII Подмосковный форум «Медицина и Православие», организованный Министерством здравоохранения Московской области и отделом по работе с медицинскими учреждениями Московской областной епархии . В работе форума приняли участие митрополит К рутицкий и Коломенский Ювеналий , министр здравоохранения Московской области Д.А. Матвеев, духовенство Московской областной епархии, представители сестричеств и групп милосердия Московской епархии, учреждений здравоохранения и медицинских колледжей Московской области. Темой собрания в этом году стала «Медицинская и духовная помощь подрастающему поколению». С приветственным словом к участникам мероприятия обратился директор МОНИКИ Д.Ю. Семенов. Затем началась работа секций «Духовное и физическое здоровье молодых матерей. Сохранение и развитие жизни ребенка», «Нравственные проблемы современной молодежи», «Влияние волонтерства на формирование духовно здоровой личности в современном обществе». Мероприятие продолжилось пленарным заседанием под председательством Д.Ю. Семенова. Патриарший наместник Московской епархии обратился к собравшимся с приветственным словом: «Уважаемые Дмитрий Александрович и Дмитрий Юрьевич! Возлюбленные братья и сестры! Наша традиционная встреча проходит в период Подмосковных областных Рождественских образовательных чтений, тема которых связана с молодежью, с взаимосвязью между свободой и ответственностью в жизни подрастающего поколения. Это обстоятельство повлияло и на выбор предмета нашего сегодняшнего обсуждения. Как человек старшего поколения, являющийся свидетелем трагической истории нашей Церкви в ХХ веке, не могу не радоваться тому, что в наши дни средостение между медициной и Церковью постепенно преодолевается и становится возможным соработничество медицинских работников и священнослужителей в насущном деле помощи страждущим. Каждый отвечает за свое дело: врач стремится способствовать исцелению тела, а священник — облегчить духовные страдания и помочь обрести мир в сердце. Как мне представляется, эти цели не только взаимно не противоречивы, но напротив — гармонично сочетаются друг с другом. Об этом свидетельствует опыт благодатной деятельности домовых храмов и молельных комнат при медицинских учреждениях, которые во время проводимых там богослужений всегда полны молящихся, а священнослужители постоянно востребованы как для совершения треб, так и для проведения духовных бесед с находящимися на излечении.

http://patriarchia.ru/db/text/5321556.ht...

Подобного более в истории России не бывало. Фактически Филарет Никитич был соправителем своего сына, «соцарствовал» Михаилу Феодоровичу. Прошения и челобитные подавались на имя двух «великих государей» – царя и Патриарха. Указы и грамоты по стране рассылались также от лица обоих. Послов от иностранных государей принимали также оба – царь и Патриарх. Причем, иногда Патриарх давал прием послам отдельно, но с тем же царским церемониалом, что и его сын. Более того, иногда Патриарх принимал даже единоличное решение по государственным вопросам. Особое положение Патриарха Филарета государь подчеркнул еще одним специфическим образом: в его Патриаршей области были отменены все тарханные грамоты и упразднен порядок, согласно которому судебное разбирательство на церковных землях, за исключением собственно духовных дел, велось Приказом Большого Дворца. Лишь уголовные дела, совершенные в пределах Патриаршей области, включавшей в себя около 40 городов, оставались в ведении гражданского суда. Остальными ведали Патриаршие бояре и чиновники. В своей Патриаршей области Филарет был полным хозяином. В этих привилегиях также следует видеть меры, способные закрепить столь благоприятное в тяжелые годы после смуты «двоевластие» царя и Патриарха, которые как отец и сын, безусловно, не могли не быть едиными во взглядах. Все это в конечном счете способствовало скорейшему водворению в стране порядка и упрочению новой династии. Однако далеко не всем была по душе деятельность Патриарха Филарета, что в общем-то вполне объяснимо. Сохранился очень недружелюбный отзыв о Патриархе Филарете, который оставил архиепископ Астраханский Пахомий (1641-1655 г.г.). Сам он в годы Патриаршества Филарета еще не был архиереем, а потому едва ли имел возможность лично знать Патриарха. Писал он, скорее всего, по отзывам других лиц, следующее: «Божественныя писания отчасти разумел, нравом опальчив и мнителен, а владетелен таков был, яко и самому царю боятися его. Боляр же и всякого чина царского синклита зело точаше заточениями необратными и инеми наказаниями.

http://sedmitza.ru/lib/text/436311/

Наш Εχολογιον, если он будет удостоен просвещённого внимания гг. членов Совета Академии и затем напечатан, уже сам по себе составит весьма важное научное приобретение. Обнимая памятники православного богослужения во всей его совокупности за столь длинный период, наш Εχολοιγον будет громадным подспорьем в деле начавшейся разработки вашей науки в пределах нашего отечества. Все собранные нами данные православного богослужения отличаются бесспорным интересом и новизной, но не все имеют одинаковую научную важность. Некоторые из этих данных, по своему научному интересу, заслуживают особенного внимания и достойны упоминания в данном случае. В области целого евхология нельзя пройти молчанием здесь, например, евхологий VIII–IX в. Синайской библиотеки 957, как имеющий самое близкое отношение к известному уже в науке Εχολογιον’у того же времени по списку Барбериновскому (Codex Barberinus S-Marci), изданному Гоаром вполне (Εχολ. Lut. 1647 ап.) и Сваинсоном лишь чины литургий (The greck Liturgies Lond. 1884 г.) и во многом дополняющий упомянутые издания; рукопись X века той же библиотеки 958 за полноту и интерес содержащихся в ней чинов древнейшей богослужебной практики, вышедших совершенно из употребления и потому в других рукописях несколько позднего происхождения, XIII, XIV и т. д. веков не встречающихся и бомбицинный евхологий того же монастыря 973 с определённой датой 1153 года. Последний евхологий, являясь весьма приятным исключением в ряду своих собратий всех известных библиотек 35 и имея неоспоримо важное значение своей датой для прочных научных выводов нашей науки, представляет в то же время научный интерес обилием молитв на различные случаи, между которыми много молитв апокрифического содержания и появлением в столь раннее время весьма сложных чинов и последований с молитвами нередко тоже апокрифического характера. Необходимо здесь указать ещё на бомбицинный евхологий каирской патриаршей библиотеки XIV в. 104 и на рукопись синайской библиотеки XV века 1006, как замечательнейшие сборники чинов и последований, практиковавшихся исключительно только в церкви александрийской, на пергаментную рукопись XIV века бывшей библиотеки монастыря Саввы Освященного (ныне патриаршей иерусалимской) 362 вместе с рукописью каирской патриаршей библиотеки 1407 года 371, как на источники практики великой константинопольской церкви и, наконец, на Архиерейский служебник 1660 года патриаршей иерусалимской библиотеки 151 вместе с упомянутым уже выше сборником 1665 г. свято-гробской константинопольской библиотеки, как на памятники бывшей практики церкви иерусалимской. Нельзя здесь не отметить пергаментный евхологий синайской библиотеки 1426 года 968, который, кроме своего материала и замечательно изящного письма, не лишён и литургического значения по полноте своих чинов, нередко потом повторяемых в других синайских рукописях позднейшего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Митрополит Минский Вениамин провел совещание, посвященное актуальным вопросам развития церковного пения в Белорусской Православной Церкви 11 марта 2021 г. 13:56 4 марта 2021 года в Минском духовном училище Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин провел совещание, посвященное актуальным вопросам развития церковного пения в Белорусской Православной Церкви . На встречу были приглашены специалисты в области хорового искусства из Минского духовного училища, Белорусской государственной филармонии, Белорусской государственной академии музыки, Белорусского университета культуры и искусств, Гродненского музыкального училища, а также руководители ведущих церковных и светских хоровых коллективов. Открывая заседание, Патриарший экзарх констатировал, что иногда приходится сталкиваться с тем, что в церковном пении присутствует много эмоциональности, а молитвенность отсутствует. Или другая крайность: очень молитвенно стараются петь, но не слаженно. «Нам надо сообща найти варианты, как и какие песнопения лучше исполнять, чтобы наши общие позиции, которые мы найдем, были зафиксированы, и в дальнейшем мы могли предложить их в пределах всего экзархата», — обратился к участникам совещания митрополит Вениамин. «Понятно, что это наша первая встреча, и далеко не все моменты мы сможем учесть, обсудить. Но думается, что важно положить начало. Потом у нас будет повод встречаться еще и обсуждать какие-то темы. Но важность этой встречи несомненна», — отметил Патриарший экзарх. «В Русской Православной Церкви действует соответствующая комиссия, которая дает свои рекомендации, но думаю, что мы в Белорусском экзархате должны учитывать и рекомендации комиссии Русской Православной Церкви, и наши сложившиеся традиции и нюансы», — сказал Патриарший экзарх. Участники совещания рассмотрели такие вопросы, как статус церковных хоровых коллективов (архиерейских, монастырских, приходских), проблема канонических, культурно-исторических и музыкальных принципов формирования богослужебного репертуара, участие церковных хоровых коллективов в фестивалях, конкурсах и иных церковных и государственных мероприятиях, трудовые права, обязанности, квалификационные требования для певчих, перспективы развития богослужебного пения и церковной музыкальной культуры в Белорусском экзархате, в том числе возможность проведения Минского фестиваля. В ходе активной дискуссии было высказано немало конструктивных идей и оригинальных предложений. По итогам совещания начата подготовка рекомендаций для приходских и архиерейских хоров, а также разработка детальной концепции, которая позволит наиболее полно и в краткие сроки осуществить принятые на совещании решения. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5783443.ht...

При участии Патриаршей комиссии по вопросам семьи в Общественной палате РФ прошли круглые столы по вопросам семейного образования и укрепления традиционных ценностей в системе высшего образования 23 ноября 2015 г. 14:36 20 ноября 2015 года в Общественной палате РФ обсудили вопросы развития семейного образования в России и укрепления традиционных ценностей в системе высшего образования. Участники круглых столов подготовят рекомендации по государственной поддержке семейной формы обучения детей и воспитанию традиционных ценностей в вузах. Работу круглых столов, организованных Комиссией по развитию образования Общественной палаты РФ при участии Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и ряда общественных организаций, возглавил член Общественной палаты РФ митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий . Также в мероприятиях участвовал председатель Патриаршей комиссии протоиерей Димитрий Смирнов . «Семейное образование как форма обучения, осуществляемого родителями в семье, вне образовательных организаций, признана российским законодательством с 1992 года. Федеральным законом " Об образовании в РФ " право на выбор семейного образования имеют все родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Может ли семейное образование быть эффективным средством развития личности?», — сказал митрополит Игнатий на открытии круглого стола по семейной форме обучения. По его мнению, семейное образование является современной и эффективной формой обучения, позитивные результаты которой, как академические, так и социальные, подтверждены научными исследованиями. «По оценке экспертов, на сегодня это наиболее быстро растущая форма получения общего образования в мире. Возрастает интерес к семейному образованию, как со стороны российских семей, так и со стороны экспертов в области образования и представителей академического сообщества», — отметил митрополит Игнатий. Протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что разрыв между школой и вузом так велик, что каждой семье, если ребеночек не гений, приходится нанимать педагогов для подготовки в вуз. Также председатель Комиссии по семье поделился данными об успехах домашнего образования на Западе: «Оказалось, что, по статистике, если ребенок учится в обычной школе, то из 100 баллов его успех достигает 50 баллов. Если же оба родителя, которые обучают ребенка дома, с высшим образованием, около 90 баллов получает в среднем ребенок, если один родитель с высшим — 86, если оба без высшего образования — 83 балла».

http://patriarchia.ru/db/text/4279644.ht...

«Правильное устройство семьи начинается с пятого ребенка: дети находятся в постоянном общении с другими детьми и система начинает сама себя воспитывать. Этим процессом должен управлять отец, мать помогать ему. В таком случае дети растут в любви, безопасности, в атмосфере душевного благополучия, — описал модель идеальной семьи руководитель Патриаршей комиссии. — Чем дольше мы продлим ситуацию, когда ребенок находится внутри семьи, тем он будет крепче и физически, и психически, и умственно. Мне бы хотелось, чтобы в моем народе рождалась такая атмосфера устойчивого душевного благополучия, тогда и народ будет здоров». Заведующий кафедрой социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета Лев Мардахаев отметил, что увеличивающийся интерес к домашней форме обучения связан, в том числе и с кризисом школьного образования. «Школа — это живой организм, писали классики педагогики, а дело директора — поддерживать его жизнедеятельность. Из-за политики объединения школ директора даже не знают преподавателей в лицо, а школьники и их родителей заточены на подготовку к ЕГЭ, а не на освоение материала», — подчеркнул Л. Мардахаев. Сотрудник Фонда семьи и демографии, советник председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в области развития домашнего образования Ирина Шамолина познакомила участников с исследовательскими данными о результатах семейного образования. «Феномен семейного образования находится " на стыке " традиции и современности, являя пример плодотворного синтеза старого и нового, без которого невозможно подлинное развитие педагогики», — отметила И. Шамолина, указав на необходимость обеспечить доступность семейного образования, освободить его от избыточного контроля, на важность государственной поддержки клубов и объединений родителей, выбравших эту форму обучения для своих детей. На круглом столе, посвященном воспитанию традиционных ценностей в высших учебных заведениях, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей Димитрий Смирнов подчеркнул, что очень важно ориентировать молодежь на создание семьи, только в семье можно быть счастливым: «Национальная идея очень проста — сделать свой народ (а народ — это большая семья, которая состоит из малых семей) счастливым, а для этого надо вернуться к семье и сказать, что клад, который ты ищешь, он не на острове сокровищ, а он в том, чтобы создать семью, в этой семье научиться любви, чтобы исполнить заповедь " плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю " ».

http://patriarchia.ru/db/text/4279644.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010