На прошедшей неделе (2 января) 14.01.2013 23:55:15 Сергей Львович Худиев  На последней неделе уходящего года мне бы хотелось отметить два события. Первое — это выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго относительно «пензенских сектантов». Патриарх отметил, что прятаться от конца света в пещерах, как это делают сектанты, бессмысленно " Как будто, если будет конец света, то он не затронет эти пещеры, где спрятались люди " – заявил Алексий Второй, отвечая на вопрос РИА Новости. При этом он подчеркнул, что никому из людей не дано знать, когда наступит конец света. " Да, мы должны все готовиться к ответу за свою жизнь, но когда придет конец света, никто из нас не знает и знать не может " , – сказал патриарх. В самом деле, думать, что от соблазна и погибели можно спрятаться в землянке значит выказывать не больше мудрости, чем страус, который при опасности прячет голову в песок. Господь создал для нас укрытие от зла, от растления, от соблазна и тонких духовных обманов, которые подстерегают нас в этом мире; Господь дал непреложное обетование, что врата ада не одолеют его. В самом деле, Евангелие не говорит «вырою вам землянку, и врата ада не одолеют ее». Евангелие не говорит «пошлю вам старца, или гуру, или еще какого-нибудь одинокого вождя, и врата ада не одолеют его». Господь говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18)». Можно вспомнить и то, что христианам не заповедано «прячьтесь». Христианам заповедано «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20)» В этой связи особенно отрадно слышать об открытии новых монастырей. Согласно решению Священного Синода, заседание которого прошло накануне в Москве, мужской монастырь во имя преподобного Серафима Саровского будет основан близ села Новомакарово Воронежской области, в столице Татарстана откроется Казанский Богородицкий мужской монастырь.

http://radonezh.ru/analytics/na-prosheds...

Патриаршее обращение к читателям газеты «Известия» в преддверии Рождества Христова 31 декабря 2007 г. 09:42 В преддверии Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к читателям газеты «Известия» («Известия», 28 декабря 2007 года). Близится светлый и радостный праздник Рождества Христова. Кажется, все напоминает нам именно об этом: на городских площадях высятся сверкающие огнями ели, в концертных залах проходят рождественские вечера, украшенные блестящими гирляндами магазины наперебой предлагают приобрести подарки для родных и близких. Но часто ли мы в этой радостной суете вспоминаем, что главный подарок в эти дни мы должны принести Богомладенцу Иисусу, который «родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя» (Мф. 2:1), «когда пришла полнота времени» (Гал. 4:4)? Не забываем ли мы о Нем в предпраздничной круговерти? Обратившись к евангельскому повествованию о рождении Спасителя, мы увидим, что в те дни окружавший мир не заметил Его пришествия: «В мире был, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:10-11). Только несколько простых вифлеемских пастухов, «которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2:8), удостоились услышать от Ангела: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» (Лк. 2:11), и мудрецы с востока, ведомые вспыхнувшей на небосклоне чудесной звездой, пришли в дом, где находился «Младенец с Мариею, Материю Его, и падши поклонились Ему» (Лк. 2:11). Вот и в наше время среди большинства народов мира Христос познается либо в простоте сердца, либо в великом знании, а погруженное в себя большинство не хочет видеть Его. «Христос рождается прежде падший воскресити образ» — так Церковь в одном из праздничных песнопений кратко говорит о цели и смысле воплощения Сына Божия. Образ Божий в человеке был помрачен грехом, грех стал преградой между Творцом и Его творением. И Христос, соединив в Себе Божественную и человеческую природы, эту преграду снимает. Став человеком, Бог Слово «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2.:7), для того чтобы человеку дать возможность соединиться с Богом и уподобиться Ему.

http://patriarchia.ru/db/text/345102.htm...

Патриаршее приветствие организаторам, участникам и гостям «Вечера друзей " Фомы " » 18 апреля 2007 г. 13:18 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие организаторам, участникам и гостям «Вечера друзей “Фомы”». Организаторам, участникам и гостям «Вечера друзей " Фомы " » Уважаемые дамы и господа, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя для участия в «Вечере друзей " Фомы " ». Профессиональное умение и талант, поставленные на служение благим целям, способны оказывать благотворное воздействие на души людей. Вот почему труд тех, кто хочет противостоять злу и через СМИ донести до народа Евангельские истины, приобретает особенное значение и предполагает особую ответственность. Памятуя, что слово не должно быть «сказано праздно», православные журналисты призваны совершать свои труды в чистоте сердца, в твердой вере и искреннем братолюбии, в мире со всеми, кто нас окружает, ибо мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным (1 Кор. 2:12-13). Нам, православным христианам, нельзя забывать о нашей миссии в этом мире — свидетельствовать о Христе Распятом и Воскресшем, возвещать Истину ближним и дальним. Вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:17). Но нести Благую весть мы обязаны так, чтобы нас поняли. Для этого следует прибегнуть к опыту апостола Павла: для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его (1 Кор. 9, 22-23). «Фома» — уникальное православное издание, адресованное в первую очередь светской, невоцерковленной аудитории — той ее части, которой небезразличны наша вера, многовековая культура и полная великих свершений история. Отрадно, что работа, совершаемая ими, не проходит бесследно. Налаживаются контакты со светскими журналистами, повышается профессиональный уровень, значительно расширился состав друзей этого издания — его по праву можно назвать международным.

http://patriarchia.ru/db/text/230131.htm...

Патриаршее слово в Неделю Ваий 1 апреля 2007 г. 17:46 В Неделю Ваий (Вход Господень в Иерусалим), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. По окончании Литургии Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Преосвященный владыка, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Поздравляю всех с праздником Входа Господня в Иерусалим, а многочисленных причастников — с принятием Святых Христовых Таин. В Апостольском чтении сегодняшнего дня есть слова: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко». (Флп. 4:4-5) То, что Господь с нами, что Господь близок к нам, мы должны чувствовать, верить и надеяться. Когда мы обращаемся к Богу с молитвами, когда мы участвуем в церковных Таинствах, мы чувствуем Его присутствие. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф. 18:20) Каждый, кто с верой и упованием молится Богу, причащается Тела и Крови Христовых, ощущает всеблагое присутствие Божие в своей жизни. Сегодня мы вступаем в особую неделю — неделю Страстей Господних, когда будем переживать искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа. За нас, за наше спасение принял Сын Божий страдания и смерть на Кресте, — так Всеблагой Господь еще раз показал Свою близость роду человеческому. И мы должны в грядущие святые дни Страстной седмицы сохранить себя в мирном и молитвенном настроении, чтобы почувствовать величие искупительного подвига Господа и Спасителя нашего. Настроения людей переменчивы. Те, кто встречал Иисуса Христа с пальмовыми ветвями в руках, возглашая: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», через несколько дней потребовали от Пилата: «Распни, Распни Его!» Так непостоянны чувства человека, поэтому Церковь постоянно призывает нас возложить все упование на Господа, смириться, осознать свои грехи перед Ним и покаяться. Дай Бог, чтобы слова апостола Павла из сегодняшнего чтения жили в нашем сердце: «Радуйтесь всегда в Господе; и паки реку: радуйтесь… Господь близ». Во всех трудностях, испытаниях, болезнях мы с верой и упованием должны обращаться ко Господу. Дай Бог нам не уподобиться тем, кто сначала ликовал, встречая Сына Божия, а потом потребовал Его распять. Дай Бог нам до конца сохранить верность Христу — нашему Искупителю, Господу и Спасителю. Дай Бог нам сподобиться особой радости встретить Воскресшего Господа в Светлый День Пасхи Христовой. С праздником всех вас! Седмица.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/222671.htm...

Патриаршее слово за Божественной литургией в Великий Четверг 24 апреля 2008 г. 15:15 В Великий Четверток, в день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Поздравляю всех вас, Преосвященные владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с Великим Четвергом , когда Церковь вспоминает установление великого и спасительного Таинства Евхаристии. Сегодня во время Божественной литургии неоднократно пелось песнопение: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Поздравляю всех причастников с принятием Святых Христовых Таин. Вот уже почти 2 тысячи лет чада Церкви Христовой с благоговением принимают Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя во исцеление души и тела. Желаю всем, принявшим Святые Тайны Христовы в день установления этого величайшего Таинства, хранить единство с Господом и Спасителем. Сегодня — день установления этого великого Таинства Церкви, которое соединяет нас с Господом и Спасителем. Причащаться же нужно достойно. Как говорит апостол Павел: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:27-29) Чтобы принять Святые Тайны Христовы — Пречистое Тело и Честную Кровь Господа и Спасителя нашего, мы должны подготовиться. Достоинство к причащению достигается лишь после раскаяния в согрешениях вольных и невольных и участия в Таинстве покаяния. Дай Бог, чтобы для каждого из нас принятие Святых Христовых Таин всегда было событием огромной важности, ведь, причащаясь, мы соединяемся со Спасителем, принимая Его распятое Тело и Кровь, излиянную за жизнь мира. Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Молитвенно желаю, чтобы два дня, оставшиеся до Светлого Христова Воскресения не омрачились для каждого из нас грехами: осуждением, неприязнью, злобой, отсутствием любви к ближнему. Радость светлого праздника Пасхи Христовой дается тем, кто достойно и с чистым сердцем выходит навстречу Воскресшему Господу и Спасителю. Дай Бог всем нам в мире душевном и молитвенном подвиге встретить Светлое Воскресение Христово! Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/396564.htm...

Патриаршее слово на Соборной площади Вологодского кремля 17 июня 2007 г. 22:51 17 июня в день празднества в Вологде всем преподобным отцам Вологодским Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Софийском соборе Вологды. По окончании Литургии Святейший Патриарх Алексий обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Я сердечно благодарю владыку архиепископа Максимилиана за слова его приветствия и за образ святителя Игнатия Брянчанинова, родовую усадьбу которого мы посетили вчера . Мы видели, как трудами господина губернатора и благотворителей воссоздается храм в Покровском и имение Брянчаниновых, где прошло детство и отрочество великого Святителя. Благодарю областное и городское руководство, своим попечением не оставляющих нужды Вологодской епархии . Спасибо владыке архиепископу, много сделавшему для духовного возрождения Вологодской земли. Сердечно благодарю Вас, Вячеслав Евгеньевич за настойчивое приглашение посетить Вологодскую землю, за теплые слова Вашего приветствия и Патриарший жезл. Пользуясь им во время богослужений, буду вспоминать наши совместные молитвы. Я рад в сегодняшний день, когда Вологодская земля отмечает память всех Вологодских преподобных святых , совершить здесь Божественную литургию и молиться за общей церковной молитвой с православным народом Вологодского края. Также сердечно поздравляю всех жителей и руководство Вологды с великим юбилеем — 850-летием основания этого древнего города. Сегодня, когда мы молились в древнем Софийском соборе, пред нашим мысленным взором проходили поколения людей, некогда живших в Вологде, создавших и укрепивших этот прекрасный древний город, своими подвигами и молитвами готовивших свои души к жизни вечной. Все вологодские подвижники веры и благочестия примерами своей жизни научали нас вере Христовой, но святитель Игнатий (Брянчанинов), как заметил владыка архиепископ, оставил нам свои труды, в которых указал путь ко Христу. В сегодняшнем Евангельском чтении есть слова: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:32-33). Трудно забыть о мирских делах, но каждый человек, живущий в этом бренном мире, должен готовить себя к встрече с вечностью.

http://patriarchia.ru/db/text/258899.htm...

Патриаршее слово при вручении архиерейского жезла епископу Уссурийскому Сергию, викарию Владивостокской епархии 15 февраля 2007 г. 16:38 В праздник Сретения Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил хиротонию архимандрита Сергия (Чашина) во епископа Уссурийского . При вручении архиерейского жезла Предстоятель Русской Церкви произнес напутственное слово. Преосвященный епископ Сергий! Дивным промыслом Божиим, избранием Нашим и Священного Синода, призван ты на великое святительское служение. Приветствую тебя, вместе со всем сонмом архиереев Русской Православной Церкви, твоих рукоположителей, с высоким новым званием и молитвенно желаю: да укрепит силы твои, да утвердит немощный дух твой Утешитель Дух Святой в том ответственном апостольском делании, которое ты принял пред лицем всей Церкви. Пастырским твоим служением, по свидетельству о тебе Преосвященного архиепископа Владивостокского Вениамина , ты показал, что можешь пасти Божие стадо «охотно и богоугодно». Пребывая в послушании у правящего архипастыря Приморского края, помни, что вручаемая тебе паства — не твоя, а Божия, и ты призван не господствовать над ней, а показывать ей пример истинного благочестия, веры, молитвенного подвига и руководствоваться указаниями Владыки Вениамина. В эти мгновения церковного торжества, обращу мысль твою на чин наречения, который был преддверием твоего рукоположения во епископа и на само таинство хиротонии. Святая Церковь наполнила эти два неразрывных чина песнопениями и молитвами дня Святой Пятидесятницы. Мы как бы переносимся в Сионскую горницу, в которой в этот день собраны были святые апостолы. В бурном дыхании явились им «разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:3-4). Так и ты, новый епископ, преемник апостолов исполнился сегодня «Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением» (Исх. 31:3). Ты призываешься принести себя всецело в жертву служения устроению Церкви Божией на земле. У апостолов не было личной жизни. Труды, раны, темницы, физическая боль, опасности изнурение, голод, жажда, стужа, душевные страдании забыты, забыты ими и все успехи жизни, ради святой цели. «Для меня жизнь — Христос, — говорит апостол, а смерть — приобретение» (Флп. 1:21).

http://patriarchia.ru/db/text/197273.htm...

Во избежание устроения церковной жизни в мирском духе Господь предельно ясно задал нам ориентир церковно-иерархического принципа отношений, сказав: Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 25–28). Господь пришел, чтобы послужить, значит, основной признак власти в Церкви — служение за святое послушание. И самый близкий и лучший пример для нас, пюхтицких сестер, — судьба и служение схиигумении Варвары (Трофимовой), управлявшей нашим монастырем сорок три года. Она не хотела покидать Вильнюсский Мариемагдалинский монастырь, свою наставницу, игумению монастыря старицу Нину (Баташеву), к которой была привязана всей душой. Но Святейший Патриарх Алексий II сказал ей: «Будете игуменией за святое послушание», и она отправилась в Пюхтицу. Православный народ нашего Отечества нарек ее Игуменией всея Руси. Это ли не высшая оценка ее трудов? Это ли не признание исполненного ею до конца долга святого послушания? «Послушание свыше»  Не напрасно, не ради красного словца в церковной среде исполняемые обязанности (от простейших разовых поручений до патриаршего служения) принято называть послушаниями. Высокий смысл послушания в том, что любой труд в Церкви, любое служение направлено к Богу во исполнение Его воли. И важнейшее деятельное послушание — это начальствование любого уровня. Послушание — процесс встречный. «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, — обращаемся мы к Богу. — Услыши мя, Господи… Вонми гласу моления моего». Мы хотим, чтобы Господь нас слышал и слушал. При этом мы понимаем, что одно из условий быть услышанными Богом — послушание Ему путем исполнения Его заповедей и вверение себя в Его волю, в том числе и через послушание иерархически вышестоящим лицам. Это верно. Однако нельзя упускать из внимания еще такую деталь: Бог, слыша и исполняя наши молитвы, оказывает нам своего рода «послушание свыше».

http://e-vestnik.ru/analytics/_ispytanie...

Вопросы их личной жизни, по их убеждению, должны решать пастыри, поскольку под предлогом «жизни в полном послушании» те совершенно разучились брать на себя ответственность. В современной церковной среде мы нередко видим людей, которые без устали повторяют «как благословите», пряча за этими словами свое нежелание брать ответственность за собственную: жизнь, за собственные действия и поступки. (Из книги «Духовность как ответственность», издательство альманаха «Свет Православия» Макарьев–Решемской обители. 2000) Богословие от невежества «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». ( Мф.24:36 ) «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». ( 2 Тим.4:3–4 ) « Церковь же непорочная, сущи невеста Христова, должна никоковых же баснословных умствований и самовымышленных толкований приимати, но на самом Писании Божественном утверждатися, и толкования истиннаго великих вселенныя учителей, а не простых бающих мужиков слушати» (Свт. Димитрий Ростовский ) “К сожалению, несмотря на наши предупреждения, в ряде храмов по–прежнему продается литература, носящая неправославный характер, несущая суеверия…” (Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ) “К сожалению, в настоящее время у нас нередко можно встретить священника или монаха, которые настоящую веру и верность Христу подменяют всевозможными страхами. Мы то и дело слышим о патологических случаях, когда вместо того, чтобы просвещать и укреплять своих пасомых светом Христовой Истины, полуграмотные священнослужители запугивают паству. Несведущие в учении Церкви, не знающие ни догматов, ни канонов церковных монахи распространяют нелепые и ложные предсказания, сеют панику среди паломников, среди простого народа, только еще приходящего к Церкви после долгих десятилетий государственного атеизма”. (Из Обращения Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ к участникам Ежегодного Епархиального собрания г. Москвы 25 марта 2003 г.)

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

Говоря о духовной стороне брака, Церковь совсем не отвергает его физическую составляющую. Можно даже сказать, что некоторым образом регулирует физические отношения супругов. Ап. Павел учит о взаимных обязанностях мужа и жены: « во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление » ( 1Кор. 7:1-6 ). По сему, интимные отношения – это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи, которая свободна в том, как им строить свою семейную жизнь. Было бы глупым полагать, что интимные стороны жизни супругов являются с точки зрения Церкви чем-то запретным или греховным. Но это вовсе не означает, что под благовидным названием «гражданский брак» можно узаконить свои интимные отношения. В этом случае отношения эти Церковь характеризует только как блуд, а попытка придать ему некий благовидный предлог является, по сути, подменой духовных понятий. Очень четко определил позицию Православной Церкви по отношению к «гражданскому браку» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на Архиерейском соборе, проходившем в июне этого года в Москве: «Большой проблемой стало массовое распространение сожительства без заключения брака, а значит, без малейшей ответственности друг перед другом и перед будущими детьми, рождение которых обычно и не предполагается в таких союзах, почти никогда не бывающих прочными. Необходимо объяснять, почему такой «брак» не может считаться браком вообще, а расценивается как блудное сожительство. И одновременно мы должны свидетельствовать о смысле и традициях христианского брака, дающего человеку счастье и полноту бытия. Нам также нужно решительно противостоять попыткам размыть понятие семьи, которая может быть только законным союзом мужчины и женщины, создающим достойные условия для воспитания детей».

http://azbyka.ru/semya/mozhno-li-nazvat-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010