Arhiva Predica Sanctitii Sale Patriarhul Chiril rostit în ziua de Mari a primei sptmîni din Postul Mare dup slujba dumnezeiasc de diminea svîrit Mnstirea stavropighial „A Zmislirii” 3 martie 2020 16:27 3 марта 2020 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом проповеди. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Время поста — это время особого внимания человека к его внутренней духовной жизни. Пост, то есть воздержание от пищи, воздержание от многих привычных дел, направлен на то, чтобы произошли перемены к лучшему в сознании нашем, в чувствах наших, в воле нашей, чтобы постный подвиг действительно отобразился в нашей душе и в нашей жизни тем новым и тем угодным Богу, что нам трудно стяжать в нашей повседневности. Во время поста, согласно уставу, мы молимся больше, чем в обычное время. Молитва предполагает особую концентрацию мысли, потому что через молитву мы обращаемся к Самому Богу. Молитва есть способ богооткровения лично каждому человеку. У нас нет другого способа познать Бога, как только через молитву, и потому нужно обращать особое внимание на место молитвы в нашей жизни. Без молитвы невозможен религиозный образ жизни. Все религии, как бы мы, православные люди, к ним ни относились, признавая или не признавая их значение, имеют в своем центре молитву. Где нет молитвы, там нет и религии, и в первую очередь мы должны отнести эти слова к нам, православным. Если мы не молимся, то мы только на словах являемся православными христианами. Именно молитва определяет и «градус» нашего внутреннего духовного состояния, и саму нашу религиозность. В молитве мы просим Господа о том, что у нас на душе. Просим Его помочь разрешить наши проблемы, содействовать разрешению многих жизненных трудностей. Мы просим у Господа здоровья, сил для себя, для своих родных и близких. Молитва прошения обычно занимает самую большую часть нашего общения с Богом, но молитва не заключается только в том, чтобы Бога просить. Молитва — это также возможность для нас прославить Господа. Когда мы в храме или в личной молитве говорим «слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», мы Господа нашего прославляем этими простыми словами. Слава человеческая Богу не нужна — это нам очень нужно прославлять Бога, свидетельствуя о нашей вере, о том, какое важное место Бог занимает в нашей жизни.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5601540...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста в Богородице-Рождественском монастыре 3 марта 2014 г. 16:39 3 марта 2014 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Сердечно благодарю вас, матушка, за добрые слова и за икону Христа Спасителя. Всегда с радостью посещаю ставропигиальные монастыри в первую седмицу Великого поста. Так и в этом году мы начинаем пост с богослужения в древнем соборе Богородице-Рождественского монастыря города Москвы — обители, основанной через шесть лет после Куликовской битвы. Монастырь был создан матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго, князя Серпуховского, которая приняла постриг с именем Марфа и почитается в этих стенах так же, как и жена князя Владимира Елена, получившая в схиме имя Евпраксия. Монастырь был славен своими добрыми делами. Он хранил память о героях Куликовской битвы. Здесь совершалась непрестанная молитва об усопших — собственно говоря, первыми насельницами монастыря были вдовы, матери, сестры погибших героев. Мы знаем, что монастырь, несмотря на исторические трудности, благоукрашался, и ко времени закрытия был самой большой обителью Москвы — здесь насчитывалось до 700 монахинь. Однако этот величественный монастырь, имевший особое духовное значение для жизни Москвы, был разорен, изничтожен, многие его насельницы расстреляны. Быть может, именно благодаря их мученическому подвигу, дивным образом, Богородице-Рождественский собор стал первым храмом, который был открыт, еще как приходской, на монастырской территории в городе Москве. С тех пор началось возрождение монастыря, которое продолжается и сейчас, и, несмотря на трудности и скорби, монастырь возрастает от силы к силе. И я хотел бы поблагодарить Вас, матушка, за Ваши труды, всех сестер, которые созидают благолепие монастырской жизни, так ярко проявленной и в сегодняшнем замечательном, благолепном уставном богослужении.

http://patriarchia.ru/db/text/3590326.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла во вторник первой седмицы Великого поста в Новоспасском монастыре 4 марта 2014 г. 17:01 4 марта 2014 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Новоспасском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваше Преосвященство, владыка Савва! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую во вторник первой седмицы Великого поста. Благодарю вас, владыка, за добрые слова и за этот подарок. Облачаясь в сие священное облачение и совершая Литургию Преждеосвященных Даров в течение Четыредесятницы, буду вспоминать и это пребывание в Новоспасском монастыре, Ваши добрые слова, сегодняшнюю нашу совместную молитву с братией и Ваш замечательный дар. Пост — это время, когда человеку предоставляется возможность изменить свою жизнь к лучшему. И одним из средств воздействия на душу человека, на его чувства, его волю, является ограничение в пище. Для некоторых людей, незнакомых с церковной жизнью, пост, собственно говоря, и заключается в переходе на другую пищу, многие иного и не знают. Конечно, постное питание — это лишь один из компонентов того образа жизни, которого мы должны придерживаться во время Великого поста, но это важный компонент. Мне приходилось беседовать с людьми далекими от Церкви, но верующими, которые в храм почти не ходят, посты не соблюдают, но Бога не отрицают. Когда речь заходила о посте, эти люди нередко начинали возражать: «Ну какая разница, чем питаться? Самое главное — зла не делать». Это правильные слова — в идеале, но, к сожалению, на практике так не получается. Те люди, которые не готовы ограничить себя в малом — в питании, неспособны сделать и что-то иное, большое и значительное. И если такое замечательное правило, как пост, отделяется от добродетели, значит, человек ни одного, ни другого по-настоящему сделать не может — сил не хватает, воли не хватает. Вот и возникает вопрос: а почему же нужно ограничивать себя в пище? Ведь действительно, пища — это материальный фактор. Имеет ли пища отношение к жизни духовной? И святые отцы, учителя Церкви свидетельствуют о том, что имеет, потому что пища необходима для поддержания жизни нашего физического организма, нашего тела.

http://patriarchia.ru/db/text/3592031.ht...

Управляющий Патриаршими приходами в США архепископ Наро-Фоминский Юстиниан принял участие в ежегодном празднике в Форте Росс 1 августа 2011 г. 16:30 30 июля 2011 года в ходе архипастырской поездки в штат Калифорния управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан принял участие в ежегодном празднике в Форте Росс. Форт Росс — памятник «Русской Америки», место, тесно связывающее истории США и России. В 1808 году Русско-Американская компания, учрежденная ранее по указу императора Павла I, заложила на побережье Тихого океана крепость для промысла и торговли пушниной. Местное население было и по сей день остается многонациональным — алеуты, креолы, кашаи, якуты, выходцы из Европы. Именно крепость Росс послужила местом для налаживания добрососедских отношений между местными племенами и европейцами, что удавалось мало где в Америке. В первой построенной здесь часовне — православной в честь Святой Троицы — совершал богослужения святитель Иннокентий Московский. Форт Росс посещал святитель Тихон, Всероссийский Патриарх . Здесь действовали приют для сирот и церковно-приходская школа, куда принимали детей любого этнического происхождения. Ежегодно праздник начинается с Божественной литургии в стенах Троицкой часовни. В этом году ее возглавил архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан. Владыке сослужили клирик Свято-Николаевского собора г. Нью-Йорка протоиерей Евгений Гончаренко, протоиерей Владимир Дерюгин, иерей Андрей Ковалев.  За Литургией молился архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл . На богослужении присутствовали Генеральный консул Российской Федерации в Сан-Франциско В.Н. Винокуров с супругой, российские дипломаты, руководители и благотворители памятника Форт Росс, представители группы «Ренова», эмигранты из России, сообщает  пресс-служба Патриарших приходов в США . Всем собравшимся на память раздали образки святителя Николая Чудотворца. По окончании Литургии владыка Юстиниан в своей проповеди отметил важность для православного христианина следования за Христом, исполнения Его заповедей, служения Церкви и Отечеству. Владыка напомнил о славных русских первопроходцах, которые верой служили своему Отечеству, и которые за освоением новых земель и экономическими интересами страны не забывали строить православные храмы. Его Высокопреосвященство привел пример, когда в отсутствие священника благочестивые миряне сами исполняли положенное уставное богослужение чином для мирян, когда начальники крепостей часто сами вставали к богослужебным книгам, но никогда не оставляли храм без богослужения. «Православный христианин призывается не только к тому, чтобы знать догматы и каноны Церкви, но знать и основные моменты богослужения», — отметил владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/1590874.ht...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в четверг первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре 2 марта 2017 г. 16:51 2 марта 2017 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом проповеди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В течение Великого поста мы стараемся сосредоточиться на своей внутренней жизни, подвергнуть ее строгому и беспристрастному экзамену, определить наиболее слабые места, которые причиняют нам боль или, даже не причиняя боли, смущают нашу совесть. Для того чтобы преодолевать греховные помыслы, страсти, необходимы особые средства воздействия на душу. И первым и самым важным таким средством является молитва. Каждый верующий человек на своем опыте испытал, конечно, что означает для него молитва, но тем не менее нередко, приступая к молитве, мы нарушаем некие правила ее совершения. И речь идет совсем не о церковном уставе — устав можно знать, а можно и не знать. А вот правила молитвы нужно знать непременно. Эти правила содержатся в святоотеческих творениях, но, наверное, наиболее ясно изложил их афонский старец Никодим, именуемый Святогорцем. Он жил сравнительно недавно, в конце XVIII — первой половине XIX века, и оставил нам замечательную книгу, хорошо известную православным людям, именуемую «Невидимая брань». В этой книге содержится в том числе изложение православного взгляда на совершение частной молитвы, то есть той молитвы, которой мы молимся сами, своими словами, или даже с употреблением общепринятых текстов, но которую мы совершаем самостоятельно. Непременным условием действенности нашей молитвы является вера. Если мы не верим в то, что Бог нас слышит, если мы даже сомневаемся в том, существует ли Господь, то молитва не может быть услышана. Молитва есть ответ в первую очередь на нашу веру. Замечательно говорит об этом авва Никодим Святогорец: вера твоя — замечательный сосуд, в который вкладывается сокровище Божественной благодати (см.: Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань. Часть I, гл. 46. О молитве). Да, действительно, вера — это тот сосуд, в который мы принимаем Божественный ответ на нашу молитву. Нет сосуда — и мы не можем принять Божественный ответ. Существует строгая закономерность между верой и силой молитвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4822715.ht...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в четверг первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Заиконоспасском ставропигиальном монастыре 14 марта 2019 г. 16:55 14 марта 2019 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом проповеди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему» — эти слова мы повторяем много раз во время богослужения, читая молитву преподобного Ефрема Сирина. Почему же в этом прошении говорится о терпении? Терпение — это качество, которое помогает человеку, в первую очередь, достигать поставленных жизненных целей. А без терпения невозможно достигать своих целей, больших или малых, потому что всякая цель достигается трудом, а труд всегда требует терпения. Нужно иметь терпение, чтобы дойти до цели. Вот так и устраивается наша жизнь, в значительной мере благодаря этому замечательному человеческому качеству — терпению. Но терпение имеет и духовное измерение. Конечно, преподобный Ефрем Сирин, включая тему терпения в свою молитву, имел в виду именно это духовное измерение. Что же это означает? А это означает, что каждый человек, общаясь с другими людьми, подвергается, в большей мере или меньшей степени, влиянию с их стороны. Влияние может быть положительным, но бывает и отрицательным. И отрицательное влияние чаще всего сопровождаются вторжением злого начала в нашу душу — через людей, через слова, через образы, через жизненные ситуации. И для того чтобы иметь возможность отражать эти искушения, человек должен иметь терпение, а значит, терпение есть сила. Но когда мы говорим об отражении разного рода искушений, злых посылов и вообще опасных влияний на нашу душу, мы имеем в виду не только необходимость иметь терпение в борьбе. Человек не может спасти душу, если он на зло отвечает злом, на неправду — неправдой. Даже самые отрицательные влияния, оказываемые на нас, не должны поколебать нашей веры и нашей верности Господу.  И если требуется ответ на воздействие со стороны окружающего мира, то этот ответ не может нести в себе зло и неправду, потому что только правдой и добром можно победить зло.

http://patriarchia.ru/db/text/5390854.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после утренннего богослужения в четверг первой седмицы Великого поста в Донском монастыре 18 февраля 2010 г. 16:30 Утром 18 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к его участникам с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Для того чтобы человек имел силу преодолевать пороки, он должен не только бороться с грехом, но и воспитывать в себе добродетель. И существуют два непременных условия, которые нужно исполнить для того, чтобы душа человека наполнялась добродетелью. Человек формируется как личность в общении с другими людьми. Если человека поместить в полную изоляцию с самого рождения, то он как личность не состоится. Общение является очень важным фактором не только умственного, но и духовного развития. Именно поэтому так важно, чтобы с самого раннего детства ребенка окружали добрые люди, в первую очередь — родители и члены семьи. Если в семье ребенок не видит пример доброй жизни, то он не будет добрым человеком, потому что ничто не научает так, как живой пример. Но и люди взрослые в значительной мере находятся под влиянием тех, кто их окружает. Сознательно или несознательно, но мы впитываем мысли, слова, манеры поведения, образ мыслей. И даже если с чем-то мы не соглашаемся, то постоянное общение накладывает на нас совершенно определенный отпечаток. Вот почему очень важно, чтобы в нашем окружении не было злых людей. Замечательно об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Злые люди более вреда причиняют, чем ядовитые змеи, потому что сии открыто яд свой наносят, а другие ежедневно и скрыто поражают». Действительно, такие люди, порой скрыто от нас, могут систематически отравлять наше сознание, влияя на нашу волю и на наши чувства. Тот же святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как больные глаза заражают здоровые, как прокаженный заражает чистого, так и злой человек заражает человека духовно здорового».

http://patriarchia.ru/db/text/1094543.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла во вторник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре 19 марта 2013 г. 17:37 19 марта 2013 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. По милости Божией мы вступили в поприще Великого поста. Сегодня второй день, и как много мы уже слышали мудрых спасительных слов, которые звучат для нас в псалмах, песнопениях, молитвах. А предстоит еще много дней, которые необходимо использовать для того, чтобы изменить самого себя и жизнь свою к лучшему. На пути спасительного делания много искушений, соблазнов и трудностей. И верующий человек должен точно знать, как ему следует поступать в конкретных жизненных обстоятельствах, как ему нужно бороться со своими грехами. Святоотеческая мысль доносит до нас мудрые советы, следуя которым, мы действительно можем стать лучше. Некоторым кажется, что исправление своей собственной жизни — это непосильный труд, принятие Божиих заповедей на себя — это тяжелейшая ноша. Но мы знаем слова Самого Господа: «Иго мое благо, и бремя мое легко». Трудным всё кажется до тех пор, пока не начнешь поднимать это бремя, но когда это происходит, человек чувствует, насколько бремя Божественных заповедей легко и как меняется душа, как меняется жизнь. Для того чтобы бороться с грехом, нужно понимать природу греха. Грех возник в мире духов. Самый великий и ближайший к Богу ангел Денница отверг Бога. Он не пожелал быть вместе с Богом и создал свой собственный мир, основа которого — в отвержении Бога, в неприятии Бога и Его закона, и мы знаем, что этот мир зла проник и в человеческую среду. Им были уязвлены первые люди, а затем каждый человек, повторяя грех Адама, многократно преумножая его собственными грехами, внес свой вклад в то, что зло приобрело в мире нашем огромное могущество.

http://patriarchia.ru/db/text/2857251.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Даниловом ставропигиальном монастыре 23 февраля 2015 г. 15:15 23 февраля 2015 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.   Всечестной отец Алексий, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с началом спасительных дней Святой Четыредесятницы. Господь дает нам это время для того, чтобы, в первую очередь, мы могли в уединении, в молитве, через постное воздержание лучше понять самих себя. Самопознание есть одна из важных целей Великого поста. Это очень непросто — познать самого себя, потому что в каждый момент жизни мы разные. На это различие влияют внешние условия, а также искушения дьявольские. И то, что еще вчера казалось невозможным и недопустимым, сегодня совершаем с легкостью. И напротив — иногда следующий день помогает нам многое понять, увидеть в самих себе и раскаяться в грехах своих. Вот почему, кроме самопознания, во время Великого поста требуется и самоконтроль. Мы в обычное время мало контролируем самих себя. Не только слова и поступки, но даже мысли свои не контролируем. Если Великий пост приводит нас к этому навыку — контролировать свою мысль, то это означает, что пост для нас был не напрасен.  Но и самоконтроля недостаточно. Все это служит тому, чтобы мы воспитывали самих себя. А потому самовоспитание — это то, что непременно должно сопутствовать постному поприщу.  Из достижения этих трех целей и складывается весьма благотворное и положительное воздействие поста на душу человека.  Но удивительные слова находим мы у Марка Постника, который говорит о том, что от поста бывает не только добро, но и зло. И в самом деле, входя в поприще Святой Четыредесятницы, возлагая на себя определенные труды и неся эти труды, мы вступаем в полосу особой опасности — самопревозношения и тщеславия, особенно когда самих себя сравниваем с другими людьми, и не только с нецерковными, но и воцерковленными братьями. Тщеславие, которое развивается, в том числе, нередко и от строгого исполнения поста, является горьким и опасным, ядовитым, как говорит преподобный Марк, плодом постного поприща. Как, не вкушая пищу, мы открываем свою душу к принятию пищи духовной, так, не сопровождая пост самовоспитанием, контролем, самопознанием, мы способны впустить в свою душу дьявола, который и добрые наши поступки обратит ко злу. 

http://patriarchia.ru/db/text/3999684.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Зачатьевском ставропигиальном монастыре 27 февраля 2017 г. 18:12 27 февраля 2017 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом проповеди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы вступили в поприще Святой Четыредесятницы — Великого поста. Это особое время в жизни православного христианина, которое даруется нам для того, чтобы мы изменились к лучшему, чтобы произошли необратимые перемены в нашем сознании, нашей душе, нашем сердце. Эти дни могут быть спасительными, но могут пройти мимо нас, а для кого-то время Святой Четыредесятницы может оказаться не только не спасительным, но даже неполезным. Как замечательно говорит живший в IV веке подвижник Церкви, египетский отшельник Марк, «пост может быть как полезным для тех, кто разумно к нему приступает, так и вредным для тех, кто начинает его неразумно». О какой же пользе поста говорит преподобный пустынножитель? Он учит тому, что пост открывает перед человеком возможность умирения своего плотского мудрования. Пост дает возможность укрепить сердце в молитве и научает нас смиренномудрию. А какой же вред может принести пост? По словам того же преподобного Марка, у неразумного человека пост может вызвать чувство тщеславия, которое не спасет, а погубит. То, о чем говорит преподобный Марк, наполнено огромной жизненной силой и великим смыслом. Действительно, мудрование плоти — очень опасное состояние, когда силы, заложенные Богом в человеческую плоть, не просто служат сохранению жизни, но берут верх над разумом. Что значит мудрование плоти? Это значит, что человек руководствуется не голосом своего разума, а голосом плоти. Плоть заменяет место разума. Жизнь по мудрованию плоти — это очень опасная жизнь, потому что в ней становится все меньше и меньше от человеческого и все больше и больше от животного начала.

http://patriarchia.ru/db/text/4818223.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010