Исаак Комнин, сын Алексея 116, 628 Исаак Контостефан, Контостефан 335—337, 341, 355, 356, 592, 595 Исангел, см. Раймунд Тулузский Исмаил 305, 306, 545 Исмаил, сын Агари 557 Исмаил, сын Бэрк-Ярука 305, 306 Исократ 392, 552 Итал, см. Иоанн Итал Италик, см. Михаил Италик Иуда Маккавей 613 Йорга Н. 529, 556 Кавасила, см. Александр Кавасила Кавасила Синадин 464 Кавасилы 538 Каждан А. 49, 484, 537, 565, 619 Калликл, см. Николай Калликл Каллиника 395, 515 Каллиопа 226, 392, 539 Каллипарий 250 Каматир, см. Григории Каматир Каматиры 12, 550 Камир, военачальник 166, 506 Камир 272 Камир, слуга 166, 506 Камица, см. Евстафий Камица Камицы 12 Кантакузин, см. Иоанн Кантакузин Кантакузин 268, 313, 316, 317, 321, 352—355, 585, 600 Кантакузины 12 Канц 221 Кара 351 Карай 582 Каратекин, Харатик 190, 191, 196, 523 Караца, см. Аргир Караца Карик 24, 248, 547 Карл Великий, король французский 560 Карпов 47 Каспак 303, 304 Кастамонит, см. Никита Кастамонит Катакалон 64, 66, 448 Катакалон, см. Александр Евфорвин Катакалон Катакалон, см. Кекавмен Катакалон Катакалон, см. Константин Евфорвин Катака-лон Катакалон, см. Никифор Катакалон Катакалон, см. Тарханиот Катакалон Катананк 187, 521 Катародон 388 Катичич Р. 48 Катран 221 Кафаро 580, 585 Каэн К. 526, 579, 584, 586 Кедрин, см. Георгий Кедрин Кекавмен 451, 507, 554 Кекавмен Катакалон 260, 262, 550 Кекавмен Катакалон, сподвижник Исаака I Комнина 550 Кекавмен. см. Михаил Кекавмен Кербога 300—302, 305, 307, 574—576 Кефала, см. Лев Кефала Килич-Арслан I (султан 1092— 1107 гг.) 199, 250, 251, 300, 527, 561, 562, 570, 571, 573, 582, 609, 615 Килич-Арслан, см. Мелик-Шах II Кир 271, 588 Кирил Филист 487 Кица 272 Клемент III, см. Виберт Клеопатра 19 Козьма, пресвитер 623 Колер 558 Коломан Арпадович, Коломан, король венгер-ский 560, 605 Комискорт 156, 499 Комнено Ласкарис 521 |
Бари, г. 140, 279, 338, 452, 490, 497, 511, 568, 596 Белград, г. 560 Белые Церкви, г. 165, 505 Белятово, крепость 181, 201, 516 Беневент, г. 82, 459, 491 Беотия 465 Бизиньяно, г. 454 Битоль, Пелагония, г. 166, 348, 505—506 Благодатной богородицы монастырь 17 Блисн, г. 202, 530 Болгария 6, 23, 33, 502, 532, 544, 622, 623 Большая Преслава, см. Преслав, г. Большой дворец 16, 113, 258, 396, 398, 425, 429, 431, 437, 466, 473, 475, 550, 591, 611, 614, 625, 628, 629 Боруй, г. 212—214, 267, 542 Боспор, см. Босфор, пролив Босфор, Боспор, Дамалис, пролив 137, 138, 189, 196, 431, 546, 549, 557, 561, 565, 567, 582, 628, 629 Брабант 280, 281, 564 Браничев 394 Бриндизи, г. 28, 85—88, 138, 140, 182, 336, 462, 517, 596 Бриндизи, о-в 372 Будва, г. 524 Букефала, г. 418 Булгарофиг, г. 216, 227 Бургас, г. 554 Бургундия 581 Бутринто, г. 139, 182, 184, 518, 546 Буюк-Чекмендже, 539 Быстрый поток 300 Ваан, оз. 274, 557 Вавагора, горный хребет 499 Вавагора Вагора г. 155, 600 Вавилон, г. 425 Вавилон, см. Каир, г. Ваинития 162, 503 Валависта, см. Демирсахар, г. Валан, г. 308, 370, 578, 603 Вардар, р. 70, 163, 165, 450, 494, 505 Варин, р. (Граник?) 387 Василаки, источник 74 Василики, г. 388 Василия, г. 192, 523 Вафис-Риак, Ресий, г. 231, 539 Великая церковь, см. св. Софьи храм Венгрия, Дакия, Угрия 171, 276, 277, 372, 448, 506 Венеция, г. 156, 183, 320, 492, 493, 518, 519 Веноса, г.185, 520 Верея, см. Алеппо, г. Верия, г. 70,165 Верхний дворец 117, 390, 475 Ветрен, село 534 Ветрин, г. 209 Вигла 184, 518, 519 Видин, г. 397 Византия, Ромейская империя, Романия — passim Виуса, р. 280, 352, 354 Вифиния 55, 137, 138, 189, 192—194, 274, 293, 402, 403, 441, 615 Вифлеем, г. 460 Вичина, г. 201, 530, 533 Вичина (Дичина?), р. см. Голяма-Камчие Влахернский дворец 99, 179, 334, 473, 484, 566 Влахерны, р-н Константинополя 102, 340, 466—468, 566 |
Мелик-Шах II, Килич-Арслан, Сулейман, Ша-хиншах (султан 1106—1116), 380, 382, 399, 400, 407, 410—415, 548, 561, 562, 609, 614, 618 Мелиссин, см. Никифор Мелиссин Менелай 72, 116 Месопотамит, см. Василий Месопотамит Месопотамит, см. Георгий Месопотамит Месопотамиты 546 Метакса 158 Мигидин 169, 216 Мидас 98, 466 Миков В. 614 Миловский И. 554 Мифимн 160 Михаил IV, император 371, 516, 605 Михаил из Амастриды 381 Михаил, главный виночерпий 312, 313 Михаил, евнух 244, 430 Михаил, муж племянницы Комниных 116, 474 Михаил, зетский князь 90, 138, 463 Михаил, пинкерн 244 Михаил Анемад 268, 330—334, 555, 591, 592 Михаил Анхиал 34 Михаил Атталиат 19, 31, 442—445, 448, 449, 451, 452, 455, 466, 469, 477, 483—485, 500, 524, 529, 539, 549 Михаил Вурц 486 Михаил Глика, Глика 20, 33, 34, 437, 444, 472, 475, 477, 479, 507, 521, 557, 586, 619 Михаил Дука, внук кесаря Иоанна Дуки 105, 169, 170, 210, 234, 469, 474 Михаил VII Дука, Парапинак, император 7, 8, 14, 57, 61, 62, 75, 78, 80, 81, 85, 86, 91, 116,119, 120, 123, 141—143, 172, 189, 254, 255, 439, 441, 442, 444—446, 452, 455, 462, 466, 496, 498, 511, 512, 522, 549, 605 Михаил Италик, Италик 33 Михаил Каспаки 575 Михаил Кекавмен, Кекавмен 304, 351, 353, 409, 617 Михаил Кирулярий 451 Михаил Маврик 493 Михаил Пантехн 426, 430, 626 Михаил Пселл, Пселл 18, 29, 31, 32, 33, 36, 38, 42, 43, 172, 173, 437, 440, 451, 452, 454, 455, 476, 478, 484, 485, 487, 510—513, 518, 524, 531, 538, 549, 552, 556 Михаил Сириец 618 Михаил Стипиот, Стипиот 402, 406, 407 Михаил VI Стратиотик, император 7, 554 Михаил Таронит, Таронит 123, 256, 260, 479, 554, 593 Михаил Хониат 595 Михаил Эфесский 17, 37 Моисей 282, 565 Мокр (Крум?) 209, 533 Монастра 13, 224, 236, 268, 274, 297, 298, 313, 317, 318, 321, 380, 388, 555 Монолик, Маналух(?) 387, 402, 403, 408—410, 412, 610 Мономах, см. Константин IX Мономах Мономахат, см. Георгий Мономахат Моравчик Г. 47, 494, 600, 625 |
Б-ка обители, начало к-рой положил прп. Антоний, после его кончины в 1556 г. насчитывала 66 книг. Несмотря на неоднократные пожары, к кон. XVIII в. в фондах мон-ря хранилась 561 рукописная и 379 печатных книг, в т. ч. пергаменное иллюминированное Евангелие-апракос (1339-1340), написанное в Москве по заказу вел. кн. Иоанна Даниловича Калиты (поступило из Лявленского мон-ря в 1633), Евангелие 1692 г., духовное завещание прп. Антония братии мон-ря с его подписью, житие прп. Антония со 150 цветными миниатюрами работы игум. Феодосия (Лебедева ; † 1688). В 1903 г. все рукописные книги мон-ря (327) были переданы в Архангельское древлехранилище. К 2001 г. собрание более 300 рукописных книг из А. с. м. находится в БАН (С.-Петербург), неск. рукописей хранятся в Гос. архиве Архангельской обл., в ГИМ. Сохранились сведения об иконописцах А. С. м.: прп. Антонии Сийском, настоятелях игум. Феодосии (Лебедеве) и архим. Никодиме (Мамонтове; † 1721) - составителе Сийского иконописного подлинника (БАН) (см. Иконописные подлинники ), содержащего ок. 600 прорисей икон. В кон. XVI - нач. XVII в. в обители существовала иконописная мастерская. Над иконостасами работали царские иконописцы Ф. Зубов и В. Кондаков . Из А. С. м. происходит, напр., икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» письма Ф. Зубова, сер. XVII в. (ГМЗРК), с надписью на обороте: «Сию икону дал по вере дом чудотворцу Антонию устюжанин Феодор иконник Усолец». В XVIII в., с началом изъятия церковных земель, мон-рь пришел в упадок. По штату 1764 г. А. С. м. был отнесен к необщежительным 2-го класса с содержанием от казны 1000 р. В XIX в. на должность настоятелей А. С. м. назначались ректоры Архангельской ДС, настоятели занимались миссионерской деятельностью: архим. Вениамин (Смирнов) проповедовал среди ненцев в Архангельской губ. В 1920 г. для сохранения обители на территории А. С. м. братия организовала трудовую коммуну, в Благовещенской ц. местные власти открыли детскую колонию. Постановлением Емецкого уездисполкома от 12 июня 1923 г. и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 г. мон-рь был закрыт. В зданиях обители располагались последовательно сельская трудовая коммуна, колхоз, дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, интернат для престарелых. Многие здания были разобраны или разрушились по ветхости (2-этажный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной ц. свт. Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). В 70-х - нач. 90-х гг. XX в. в обители располагался летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, дача Архангельского облисполкома. |
Полежаев А. И., русский поэт 265 Поликарпов Н., обн. протоиерей 223, 252, 253 Польский Михаил , карловацкий протопресвитер 849 Поля, горничная Введенского А. И. 561 Полянский И. В., председатель Совета по делам религиозных культов 600 Попов М. С., протоиерей см. Михаил (Попов), обн. архиепископ Попов Н. Г., проф.-прот. 363, 395, 398, 422, 441, 990 Попов П. Г., проф.-прот. 451, 454 Попов Т. Д., проф.-прот. см. Тихон (Попов), бывш. обн. митрополит Попов, петроградский священник 206 Порфирий, архиепископ Синайский 490, 492 Поспеловский Д. В., историк 22 Постников Михаил см. Михаил (Постников), епископ Потапов Николай, обн. священник 244 Потоцкий, генерал, председатель Российской миссии Красного Креста 482, 483 Поярков, священник 149 Прахов, проф. 362, 454 Преображенский Ливерий, обн. священник г. Вологды 416 Проняев, мирянин Тульской епархии 433 Протей 402 Прудников Михаил, петроградский протоиерей 280 Пушкин А. С., русский поэт 530 Раев Николай Павлович, обер-прокурор Св. Синода (08.1916–03.1917) 189 Раевский Василий, протоиерей 506 Раевский П. В., проф. см. Павел (Раевский), обн. митрополит Раевский Павел см. Павел (Раевский), обн. митрополит Раевский петроградский протоиерей см. Павел (Раевский), обн. митрополит Разумович, обн. протоиерей, уполномоченный ВЦУ по Украине 284 Разумовский Феодор, обн. протоирей 506 Распутин Григорий 179, 180, 189, 757, 1003 Расторгуев Андрей см. Андрей (Расторгуев), бывш. обн. архиепископ Ратмиров В. М. см. Василий (Ратмиров), бывш. обн. архиепископ Рафаил (Прозоровский), обн. архиепископ 421, 499, 910–911 Рачинский Николай, обн. священник Оренбургской епархии 242 Рачинский Сергей, мирянин Оренбургской епархии, примкнувший к обновленцам 242 Регельсон Л. Л., историк 9, 10, 15, 38, 609 Рейнов И., обн. священник Рязанской епархии 242 Рейснер М. А. 172, 173 Репнин 140 Родзянко Михаил Владимирович, председатель Государственной Думы 192 Рождественский А. , обн. диакон 242 Рожицын П., автор соч. 5 Розанов Н., протоиерей см. Николай (Розанов), обн. архиепископ |
Сергий (Киреев), обн. митрополит 530, 555, 935–936 Сергий (Корнеев), обн. митрополит 417, 420, 530, 936–937 Сергий (Лавров), бывш. епископ 938–939 Сергий (Ларин), архиепископ 11, 12, 49, 50, 52–54, 550–552, 555–561, 570–574, 591, 594, 596, 612, 614, 687, 696, 708, 765, 776, 808, 847, 857, 866, 883, 934, 939–943 Сергий (Озерецковский), обн. митрополит 420, 943–944 Сергий (Румянцев), обн. епископ 48, 54, 59, 581, 585, 598, 944–945 Сергий (Сердобов), обн. архиепископ 945–946 Сергий (Страгородский) , патриарх Московский и всея Руси 3, 8, 13, 42–51, 59–63, 71, 72, 79, 84, 87, 94, 99, 118, 133, 146, 152, 166, 174, 175, 183, 188, 189, 216, 227, 256, 257, 272, 273, 286, 294, 341, 387, 399, 444, 465–469, 477, 491, 492, 521, 533, 542, 556, 566, 576, 578, 590, 593–596, 597, 600, 612, 619, 688, 691–693, 712, 713, 762, 782, 795, 809, 835, 907, 912, 919–921, 946–953, 966, 980, 986, 993. 1016 Сергий (Танаевский), обн. архиепископ 953 Сергий (Фаворский), обн. епископ 954 Сергий (Шеин), архимандрит, свмч. 73, 192, 250 Сергий (Шубин), обн. архиепископ 532, 955 Сергий (в монашестве Софроний) (Иванцов), епископ 310, 421, 498, 503, 544, 574, 575, 588, 598, 933–935 Сергий Пермский см. Сергий (Корнеев), обн. митрополит Сергий Радонежский, прп. 210, 545, 546 Сергий Томский см. Сергий (Дмитриевский), обн архиепископ Сергий, архиепископ Финляндский см. Сергий (Страгородский) , патриарх Московский и всея Руси Сергий, архиепископ см. Сергий (Ларин), архиепископ Сергий, бывш. епископ Проскуровский 499 Сергий, епископ Звенигородский см. Сергий (Ларин), архиепископ Сергий, епископ см. Сергий (Ларин), архиепископ Сергий, епископ, ректор Петербургской духовной академии см. Сергий (Страгородский) Сергий, митрополит Владимирский см. Сергий (Страгородский) , Патриарх Московский и всея Руси Сергий, митрополит см. Сергий (Страгородский) , патриарх Московский и всея Руси Серебряков, уполномоченный ВЦУ 115 Сидоний Клермонтский 453 Сиес, аббат 187 Сикст V, римский папа 529, 537, 1015–1016 Сильвестр (Братановский), архиепископ 42 |
561. Алфавитный патерик. 562. Алфавитный патерик. 563. Алфавитный патерик. 564. Изречение, приводимое святым Иоанном Дамаскиным. Patrologia Graecae. Tom XL, pag. 1211 и 1212. 565. Алфавитный патерик. 566. Воспламенилось сердце мое во мне, в мыслях моих возгорелся огонь (Пс. 38. 4). 567. Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). 568. Алфавитный патерик. 569. Здесь разумеется не Макарий Великий, основатель Скита, живший в IV веке, а другой того же имени, позднейший настоятель Скита, живший в V и VI столетиях. Под руководством этого Макария подвизалась в Скиту, в одеянии мужском под именем Дорофея, преподобная Аполлинария, оставившая Константинополь при императоре Феодосии Младшем (Четьи-Минеи, 5 января). Вероятно, этот Макарий беседовал о дерзости с аввою Агафоном, современником Пимена Великого. Но Пимен был старше Агафона, как это видно из жизни Пимена. 570. Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое (Пс. 30. 19). 571. …которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе (Пс. 31. 9). 572. Много скорбей нечестивому (Пс. 31. 10) 573. Слово 1. Как это, так и все последующие изречения святого Исаии Отшельника избраны из поучений его. 574. …все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4. 13). 575. Слово 1. 576. Слово 1. 577. Слово 1. 578. Слово 1. 579. Слово 1. 580. Слово 1. 581. Слово 1. 582. Слово 1. 583. Слово 1. 584. Слово 1. 585. Гал. 6. 7. 586. Слово 1. 587. Авве, то есть отцу, старцу или настоятелю. В древние времена значение этих обязанностей было почти равнозначащее, потому что власть настоятеля и управление им иноческого братства были чисто духовные. 588. Слово 1. 589. Слово 1. 590. Слово 1. 591. Слово 3. 592. Слово 3. 593. Слово 3. 594. Слово 3. 595. Слово 3. 596. Слово 3. 597. Слово 3. 598. Слово 3. 599. Слово 3. 600. Слово 3. 601. Слово 3. 602. Слово 3. 603. Слово 3. 604. Слово 3. 605. Слово 3. 606. Слово 3. 607. Слово 3. 608. Слово 3. 609. Слово 3. 610. Слово 3. 611. Слово 3. 612. Слово 3. 613. Слово 3. 614. Слово 3. |
Король, епископы и духовенство Толедо. Миниатюра из «Codex Conciliorum Albeldensis seu Vigilanus». 976 г. (Escorial. d. I.2. Fol. 344) Король, епископы и духовенство Толедо. Миниатюра из «Codex Conciliorum Albeldensis seu Vigilanus». 976 г. (Escorial. d. I.2. Fol. 344) С кон. IV в. в испанских источниках встречаются упоминания о монашествующих. Изначально организаторами монашеской жизни выступали епископы (см. 3-й канон Илердского Собора), однако из-за распространения арианства число мон-рей в Вестготском королевстве было невелико. Во 2-й пол. VI - нач. VII в. в И. распространялись местные монашеские уставы, основанные на восточных традициях. Самые известные уставы были составлены епископами Леандром Гиспальским († ок. 600), Исидором Гиспальским и Фруктуозом Бракарским († 665). В основе этих уставов лежат как вост. образцы (напр., Устав прп. Пахомия Великого), так и западные (монашеские правила блж. Августина (см. Августина устав ), прп. Иоанна Кассиана Римлянина и прп. Венедикта Нурсийского ). Большое значение для активизации монашеской жизни имела деятельность св. Мартина , еп. Бракарского, к-рый основал неск. мон-рей в Галлеции. Помимо муж. и жен. мон-рей в вестгот. И. существовали т. н. фамильные мон-ри, основанные на средства знатных родов (в таких мон-рях часто проживали представители этих родов с друзьями и родственниками). В И. возникло большое количество «двойных» мон-рей, где раздельно жили монахи и монахини (на Востоке такая форма общежития осуждалась с IV в.). Также в И. было много анахоретов и отшельников, которые не подчинялись ни местным епископам, ни аббатам монастырей. С сер. VII в. аббатов крупных монастырей приглашали к участию в поместных Соборах. В VI в. начинается процесс унификации богослужения. Испан. литургическую традицию доислам. эпохи принято называть древним испанским или вестготским обрядом (см. Испано-мосарабский обряд ). Богослужение в этот период было представлено 2 типами - кафедральным и монастырским. Поместные Соборы предписывали приходским храмам брать за образец богослужение кафедральных соборов (1-й канон Герундского Собора (517) для Тарраконской пров.; I Бракарский Собор (561) для Галлеции). Ответственность за сохранение единой богослужебной практики возлагалась на епископов. Службы совершались ежедневно. Среди составителей молитвословий и литургических книг (Сакраментария, Антифонария, Лекционария и др.) были Гиспальские епископы Леандр и Исидор, Иоанн, еп. Цезаравгусты, Толетские епископы Евгений II, Ильдефонс , Иулиан и др. Сохранились неск. испанских пенитенциариев VI - нач. VIII в. (CPL, N 1881-1884), свидетельствующих об усложнении покаянной практики: совершившие тяжкие грехи, но желавшие вернуться в церковное общение должны были проходить длительное испытание и вести аскетический образ жизни, иногда в течение десятилетий. В связи с трудностью несения пожизненного покаяния 4-й канон XVI Толедского Собора (693) ограничил этот период 2 месяцами. |
(Продолжение следует). Беляев А.А., прот. Профессор Московской Духовной Академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном [Фивейским]//Богословский вестник 1912. Т. 1. 3. с. 543–561 (3-я пагин.). (Продолжение.) —543— 1866 г. Января 3: Хорошо бы, если бы по поводу запроса о капиталах духовно-учебного Управления, отпущенных на семинарии и училища, Вы послали бы Обер-прокурору и перечень сумм, посланных от епархии Вашей и на западные губернии; нужно для проверки. Пора вывести на свежую воду 796 . Вчера был у меня С. Маслов, который свидетельствует Вам свое почтение. В столетний юбилей Вольного экономического Общества он пожалован тайным советником, представлялся царю и получил от него благодарность за свои труды по сельскому хозяйству. Все это рассказал он мне со смиренным чувством умиления. Говорят, Юрий Самарин 797 хочет прожить здесь в По- —544— саде полгода и бывает на лекциях. К чему и для чего? Не ищет ли степени ученой богословской? Жалко будет, если пред ним откроются немощи нашей академии. На новый год я проповедывал Слово Божие на тексты «се даю пред вами путь живота и путь смерти». Гиляров 798 затеял издание Елизаветинской Библии, но ему захотелось лучше составить параллельные места, и для этого он пригласил брата Михаила Симоновича 799 . .Владыка не против, и в Синоде тоже. А Павел Иванович 800 взялся к этому изданию исправить приложенное к концу объяснение имен собственных и географических. Митрополит назначил прибавку жалованья и семинарским наставникам, положив старшим 700 р., младшим 600 р., определив число тех и других. Инспектор по своей должности не включен в число старших наставников. Есть прибавка и на училища, но в каких размерах – не знаю еще. Читал статью преосвящ. Анатолия 801 – практические здра- —545— вые мысли и только святитель, живущий на покое, может так прямо говорить. А как не стыдно Герасиму Ревельскому 802 подписывать свое имя под статьей, как «замечательная рукопись». Потешал нас этим рассказом Парфений Гуслицкий давно уже. Если бы я вздумал описывать все фантасмагории, какие бывали в воспалениях и горячках, то немало чудесного вышло бы. |
2778 Georgius Syncellus et Nicephorus Cp. ex recensione Guilielmi Dindorfii (в «Corpus scriptorum historiae Byzantinae»), vol. I (Bonnae 1829), p. 48. Это указание встречается уже у Евфалия в Euthalii Actuum Apostolorum et quatuordecim S. Pauli aliarumqne septem Catholicarum epistolarum editio ad Athanasium juniorem Episcopum Alexandrinum у Laurentius Alexander Zacagnius в Collectanea monumentorum veterum Ecclesiae graecae, ac latinae. Koma 1698. P. 556. 561. Cp. Th. Zahn, Geschichte des Neutestamentlichen Kanons II, 2 (Erlangen und Leipzig 1892), S. 801 ff.: И. Я. Порфирьев, Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях, стрн. 145 сл.; Н. К. Дагаев, История ветхозаветного канона, стрн. 177–178. 2779 Ad Amphilochium quaest. CLI (al. CLXXXIII ant CLXXII) ap. Migne, gr. ser. t. CI, col. 813. Для 1Кор. 2:9 см. и в аппарате Афонской рукописи у Ed. v. der Goltz в «Texte und Untersuchungen» (XVII, 4) X. F. II, 4, S. 61. 2781 См. у Lic. Dr. Paul Victor Schmidt, Der Galaterbrief im Feuer der neuesten Kritik besonders des Prof. Dr. Loman in Amsterdam sowie des Prof. Rudolf Stock in Bern, Lpzg 1892, S. 394. Alfred Resch поставляет Апокалипсис Илии в зависимость от общего с Апостолом источника (см. Agrapha. Aussercanonische Evangelienfragmente in möglichster Vollständigkeit zusammengestellt und quellenkritisch untersucht в «Texte und Untersuchungen» V, 4 [Lpzg 1889], S. 156–158. 161. 167), с чем соглашается и James Hardy Ropes в «Texte und Untersuchungen» XIV, 2 (Lpzg 1896), S. 20–21 (Die Sprüche Jesu, die in den kanonischen Evangelien nicht überliefert sind. Eine kritische Bearbeitung des von D. Alfred Resch gesammelten Materials). И если E. Schürer доселе допускает мысль о заимствовании 1Кор. 2:9 из Апокалипсиса Илии (Geschichte des jüdischen Volkes II 2 , S. 674=II 3 , S. 267), то ему проф. Belser справедливо отвечает: «совершенно невероятно, чтобы Апостол языков цитировал обыкновенное апокрифическое изделие в качестве авторитета наряду с ветхозаветными писаниями. Приводимые у Павла слова носят печать духа Христова, и Реш прав, считая их за изречение Иисуса: первоначально оно стояло в арамейском Евангелии Матфея в конце речи 25:34–41 и отсюда заимствовано Павлом, но выпало в греческом переводе; значит, в 1Кор. 2:9 мы имеем ясный след пользования новозаветным писанием у Павла, как это верно и для 1Тим. 5:18 » (см. «Theologische Quartalschrift» 1899, IV, S. 600–601). |
| |